d9e5a92d

Три звена

А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению мастера.

Три звена

В древних комплексах боевых искусств принято деление тела и его составных частей на три части:
?тело: руки - верхнее звено (верхушка) отождествлено с Небом; туловище является средним звеном (сердцевина); ноги - нижнее звено (корень) соответствует Земле;
?руки - кисть, локоть, плечо;
?туловище - голова, сердце, область даньтянь (расположена чуть ниже пупка);
?ноги - стопа, колено, бедро.
Все звенья связаны между собой. В движении это выражается следующим образом. Верхушка увлекает за собой сердцевину, за ними следует корень.

Другими словами, сначала мысль, затем энергия и лишь потом ноги, то есть само действие.

Метафизичность Ушу

Пять стихий и пять органов

Все без исключения школы Ушу создавали боевые единоборства на основе системы соответствий пяти мировых первоэлементов (стихий) пяти внутренним и пяти внешним органам человека.

Четыре представителя

С помощью этого правила достаточно нескольких минут, чтобы по четырем внешним признакам определить состояние организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам. Согласно учению волосы представляют кровь.

Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки. Ногти - показатель связок и сухожилий. Если первые крошащиеся и ломкие, тогда и вторые не в лучшем состоянии.

Точно так же зубы - отражение состояния костей. Язык же может дать представление о мышцах.

Если он ослаблен и у человека нечеткая речь, - значит, мышцы следует укрепить.

8 способов движения тела

При всем многообразии приемов в Ушу существует только восемь способов движения: поднимание - опускание; наступление - отступление; опрокидывание - уворачивание; сжатие - распрямление. Причем делать их надо по следующим правилам: подниматься нужно, двигаясь поперек, а опускаться - вдоль; наступать на соперника надо низко, а отступать - в высоких стойках; опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо - если защищаешь бока; сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться - с мощностью прыгающего тигра.

Три качества

Занимающемуся Ушу нужно вырабатывать зоркость глаз, умение различать детали; чуткость ушей, способность слышать малейшие звуки; отвагу сердца, страх появляется от неизвестности или от незнания. Если глаза и уши вовремя не реагируют, а сердце не освобождается от страха, то трудно избежать ошибок.

Высшее мастерство

Этот пункт описывается древними мастерами в образах и понятиях, характерных для их времени и для людей, занимающихся Ушу для реализации самого себя:
Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться. Иными словами, следует все делать в полную силу, с полной отдачей.
Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять. Это понимать нужно так: истинное мастерство не должно быть видно, все движения следует выполнять легко, естественно, красиво, как бы играючи, но внутренняя энергия должна быть мощной и несокрушимой.
Направь свою волю на постижение пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с принципом человеколюбия, упражняйся в искусствах. Неплохо было бы, если этим заветом древних руководствовались люди и в наше время.

8 принципов ведения боя

Почетное место в Ушу отводилось тактике. В этой области также существовали свои правила и соответствующие им понятия.
?Следование - сопровождение контратакой действий противника.
?Давление - нанесение серии ударов за короткий промежуток времени.
?Обман - использование уверток, финтов, уклонов. Каждый удар должен быть неожиданным для противника, надо показывать вверх, а бить вниз; повернувшись влево, уйти вправо.
?Отскок - резкий уход в сторону, за спину противника.
?Опережение - внимательно наблюдая за внешним обликом противника и разгадав его намерение перейти к атаке, надо предотвратить ее опережающим ударом, криком, финтом или подобными действиями.
?Ускользание - нападение на противника только сзади или сбоку, но ни в коем случае не в лоб.
?Удар - использование основных способов атаки в комплексе.
?Соизмерение - определение соотношения двух противоположных начал в тактике боя. Чтобы это было понятнее, объясним на примере.

Если атакующий применяет рубящие удары, а им соответствует первоэлемент металл, то нужно отвечать пушечными ударами, которым соответствует огонь. Как огонь плавит металл, так и победа ждет избравшего верный ответный удар.
Все эти основные правила техники воинского искусства используются и сегодня при обучении в школах Ушу традиционной ориентации.


К сожалению, в современных школах Ушу спортивного направления основное внимание уделяется отработке техники, а то, что явилось плодом духовных исканий многих поколений великих мастеров Ушу, попросту отброшено. И хотя сохранились кое-какие ритуалы, атрибутика, сам характер обучения резко изменился. Идея гармонического самосовершенствования уступила место духу самоутверждения. Принципы поиска Пути преданы забвению во имя результатов.

На первое место вышло техническое совершенство, не содержащее в своей основе ровным счетом ничего, кроме перечня стандартов и правил.

Современные спортивные направления Ушу

В 50-х годах нашего столетия в Китае была введена единая терминология и базовая техника. Так появилось спортивное направление Ушу Длинный кулак (Чань цюань).

Это же название часто можно встретить в древнем китайском Ушу, однако не следует его путать с современным спортивным стилем.
Созданный в XX в. Длинный кулак составлен из движений родственных стилей по принципу зрелищности и пользы для основных групп мышц и связок. Он включает в себя элементы 12 стилей: Чжа цюань, Хуа цюань, Шаолинь цюань, Хао цюань, Хуа цюань (существует несколько стилей Хуа), Тантуй, Дитан, Фанцзи, Чоцзя, Ми-цзун, Бацзи, Пигуа.
Таким же путем шло создание современного направления Южный кулак (Нан цюань), куда вошли стили южного направления Ушу.
Третью группу Тайцзи составили стили этого направления.
Общая терминология и методика преподавания позволили занимающимся одновременно изучать несколько стилей за сравнительно сжатые сроки. Однако если в традиционном искусстве Ушу ставка делалась на индивидуальные особенности занимающегося, то в спортивном требуется точное выполнение нормативов, что приводит к росту физического совершенства в ущерб комплексной системе. В настоящее время все движения сгруппированы по степени сложности.

Поэтому занимающийся, не способный по какой-либо причине выполнить один трудный элемент, не может двигаться дальше в спортивном Ушу.
Спортивные направления Ушу предусматривают выполнение индивидуальных комплексов, групповых упражнений (в парах, втроем), многоборье и вольный стиль Саньда или Сань-шоу.
В свою очередь, индивидуальные комплексы подразделяются на упражнения без предметов (в стиле различных кулаков), с короткими предметами (меч, сабля) и с длинными предметами (палка, копье). Трехзвенная и многозвенная палки, цепь, парная сабля, алебарда и другие виды китайского оружия (всего их 18) также используются при выполнении упражнений.

К индивидуальным комплексам относится также один вид упражнений в парах: сталкивание с места, требующее умения свести на нет усилия партнера, и своими действиями столкнуть его с места.
Комплексы (тао) упражнений без предметов содержат ряд трудных элементов: например, различные виды прыжков с ударом рукой по стопе без поворота и с поворотом на 180 и на 360; приземление после прыжков в шпагат или падение на бок; прыжок с махом ноги и с поворотом плеча назад на 360; бедуинское колесо; маховое сальто вперед; подъем разгибом и чисто акробатические движения (рондат, фляк, сальто). Чтобы получить младший спортивный разряд, надо выполнить тао за 1 минуту 20 секунд, а для высшего - за 1 минуту.
Комплексы упражнений с предметом выполняются за 40 секунд. Помимо перечисленных выше элементов, в тао с предметами включаются уколы, вращения, крутки, обмахивания, обводки, рубки, переброски, подкидывания, выпады, удары о землю, то есть упражнения, характерные для действий с оружием.
В групповых упражнениях, которые называются обусловленный спарринг, применяются как атакующие, так и защитные приемы.
В многоборье входят шесть видов упражнений: два в стиле одной из популярных школ, три с разными предметами (с короткими, длинными) и упражнения с соперником (вдвоем, втроем, при разном сочетании видов предметов).
Участвующие в соревнованиях в вольном силе Саньда (Сань-шоу) распределяются по девяти весовым категориям (от 48 кг до 80 кг и свыше) [48, 56, 64, 72, 80, 88, 96, 104, 112, 120]. Против соперника разрешается применять удары руками и ногами, захваты, броски, подсечки, удары по туловищу, голове.

Запрещается бить соперника коленом, локтем, применять болевые приемы на суставах, ударять в опасные для жизни места и наносить удары при наклоне партнера. Поединок в вольном стиле ведется без обуви.

В экипировку спортсменов входят шлемы, боксерские перчатки, твердые жилеты, раковина, щитки на голень.
На соревнованиях во всех видах комплексов ценятся точность движений, их выразительность, чистота следования стилю, характерному для данного тао. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы или стойки.

В соревнованиях участвуют и мужчины, и женщины, но смешанные поединки запрещены.

Наиболее известные стили Ушу

?Багуа цюань - гимнастика восемь триграмм. Одна из наиболее распространенных гимнастик внутреннего направления (нэйцзя).

Обычно сначала изучают гимнастику архата Шиба лохань шоу (18 рук архата), созданную Бодхидхармой для укрепления организма, и пушечные удары Паочуй, идущие от монаха Пу Чжао из Шаолиня. Потом осваивают работу открытыми ладонями (Чжанфа).

При хождении по кругу используют два вида шагов: разворачивающийся шаг Байбу и сворачивающийся Коубу.
?Байхэ цюань - гимнастика белый журавль. Распространена в провинции Гуандун, в Гонконге, Сингапуре, среди этнических китайцев в Юго-Восточной Азии, на Тайване.

Движения простые, но быстрые. По одной версии, ее создал Ся Кэли в горах Эмэйшань и оттуда принес в Гуандун.

По другой - источник там же, но принес Ли Чжуцзы.
?Бацзи цюань - гимнастика восемь сторон света. Содержит 8 способов атак на обороняющегося вскрытие ворот с восьми сторон - Каймэнь. Поэтому ее называют также Каймэнь Бацзи цюань.

По одной версии, эту гимнастику создал Чжу Юаньчжан. По другой версии - она разработана в Юэшаньском монастыре, поэтому есть и такое название: Юэшаньские 8 пределов - Юэшань Ба-цзи.
?Баймэй цюань - гимнастика белые брови. Относится к южному кулаку Нань-цюань.

Создателем считается даос Белые Брови (Бай Мэй) с горы Эмэйшань. Жесткая, резкая, интенсивная.

Распространена в Гуанчжоу.
?Бай-Юань Тунбэй цюань - гимнастика прохождение спины Белой Обезьяны (Бай Юаня). Включает 24 позиции. Распространена в Пекине.

Уделяют внимание забиванию свай (дучжуан).
?Вайцзя цюань гимнастика внешнего направления. Все те стили Ушу, где главное - движение и мышечные усилия.

Внешняя техника означает: наступать и отступать, изгибать и выпрямлять, поднимать и опускать, наклонять и отклонять.
?Дитан цюань - гимнастика лежа на земле. Специально тренируют падения, перекаты, чтобы, притворившись побежденным, из поражения извлекать победу. [Джиу-джитсу в партере]
?Дуаньда цюань - гимнастика короткого удара (кулака). Распространена в провинции Хэбэй.

Включает комплексы с оружием. Древний вид, один из немногих, до сих пор сохранивший выраженную прикладную направленность.
?Думэнь цюань - гимнастика школы заваливания. Слово ду означает завалить, пресечь, убить.

Много захватов и падений. В XVIII веке пришла из Цзянси в Сычуань.
?Жоу цюань - гимнастика мягкий кулак. Известна также под названием кулак великой скорби (Дабэй цюань) и кулак совершенного в великой скорби (Дабэй Толони цюань).

Это способ динамической медитации тайной буддийской секты Мицзун (другое название секта истинного слова - Чжэньяньцзун).
?И цюань - гимнастика мысли (другое название Руководство сердцем и мыслью в гимнастике больших свершений). Не имеет установленных комплексов: сознание должно произвольно управлять движениями, откуда название.

Создал Ван Сяньчжай на рубеже XIX- XX веков. Большое значение придают стоянию столбом (чжаньчжуан).
?Инмэнь Нан цюань южный кулак жесткие ворота (ворота - в смысле учение, школа). Жесткая силовая система, имеет несколько вариантов: семьи Ма (Мацзя), семьи Хоу (Хоуцзя) и др.

Распространена в провинции Цзянси.
?Кунмэнь цюань - гимнастика школы Куна (другое название Хубэй Кунмэнь-цюань), т.е. из провинции Хубэй, где она распространена. Основана на подражании животным и птицам, содержит много падений и перекатов.
?Куньлунь цюань - гимнастика из Куяьдуна (горного района на юге Китая). Быстрый и энергичный стиль, сочетающий атаки и защиты. Ему более 200 лет.

Распространен в провинциях Гуан-дун и Хэнань. Создателем считается Дадао Ван-у.
?Кэцзя цюань - гимнастика семьи Кэ. Это общее название для стилей кланов Дяо, Лю, Ню, Чжу, Юэ.

Относится к Нань цюань, распространена в Гуандуне. Движения изменчивые, много переворотов и поворотов, главный принцип - оборона.
?Лицзя цюань - гимнастика семьи Ли. Основателем считается Ли Шикай из Шаолиня, распространена в Гуандуне.

Часто использует ладони, считая, что одна ладонь победит три кулака.
?Лунчжуан цюань - гимнастика драконов столб. Создатель Фэй Бачань из Шаолиня, XVII век.

Изобилует поворотами, наклонами, изгибаньями. Другие названия: истинный метод гимнастики дракона (дун-цюань-чжэнфа) и наследник престола гуляет в воротах дворца (тайцзы ю гунмэнь).
?Люхэ цюань - гимнастика шесть единений. Создана мастером работы с пикой Цзи Лунфэном в XVII веке.

Имеет внутреннюю и внешнюю школы, южное и северное направление. Сочетает жесткое и мягкое, координацию рук и ног.
?Мицзун цюань - гимнастика тайное следование. Особое внимание уделяют работе с энергиями Ци, Цзин, Шэнь.
?Мэйхуа цюань - гимнастика слива. Полное название: пять форм стволов и ветвей, сливовые столбы (ган чжи у ши мэйхуа-чжуан). Распространена в провинции Хэбэй с времен династии Мин.

Тренируются стоя на столбах.
?Мэнху цюань - гимнастика свирепый тигр. Кисти принимают форму тигровой лапы, в движениях и звуках подражают тигру.

Из семьи сян-син-цюань.
?Мянь цюань - гимнастика ватный кулак. На движение противника рукой отвечают протягиванием кисти, отсюда название продленная кисть - яныпоу.

Еще называют непрерывный ватный кулак (ляньхуань мянь-цюань). Мягкий стиль, основная работа 13 великих сохранений разделяется на позы стоя, в приседе, лежа.
?Нань цюань южный кулак, или нань-пай южная школа. Обычно так называют гимнастики Ушу, распространенные южнее реки Янцзы.

Известно выражение нань цюань бэй туй (на юге кулак, на севере нога), означающее, что южные гимнастики делают акцент на работу рук, северные - на работу ног.
?Нэйцзя цюань - гимнастика внутреннего направления. Те стили Ушу, в которых главное внутренняя работа (нэйгун).

К внутренней работе относятся: тренировка мысли (И), волевого усилия (Цзинь), жизненной энергии (Ци), духовной энергии (Шэнь). Внутренняя техника означает: делать пустым и полным, открытым и закрытым, жестким и податливым, изменять и восстанавливать, вдыхать и выдыхать.
?Пигуа цюань - гимнастика рубящий кулак. Существует со времен династии Мин.

Включает кулачную технику и работу с оружием.
?Сань Хуан Паочуй цюань - гимнастика пушечный молот трех императоров (т.е. Неба, Земли и Человека).

Распространена в провинции Хэбэй и в районе Пекина.
?Синь-И цюань - гимнастика форма-мысль, или сердце-мысль. Основателем считают полководца Юэ Фэя времен династии Сун.

Включает работу пяти стихий (усин-цюань), двенадцати форм (шиэрсин-цюань), работу пяти иероглифов (бацзыгун) и другие комплексы упражнений. Один из наиболее известных стилей Ушу.
?Сянсин цюань - гимнастика образная форма (или гимнастика подражания жизни фан-шэн цюань). Построена на подражании животным и человеку.

Основные стили: кузнечик-богомол (танлан цюань), змея (шэ цюань), обезьяна (хоу цюань), ястреб (ин цюань), тигр (ху цюань), пьяный кулак (цзуй цюань), петух (цзи-цюань), утка (я-цюань), собака (гоу-цюань). Включает комплексы с предметами: пьяный меч, пьяная палка, палка обезьяны и другие.

Имеет региональные варианты, например, Шаньдуньский черный тигр и Хэбэйский свирепый тигр.
?Тайцзи цюань - гимнастика великий предел. Отличается мягкостью, округлостью, замедленностью, равномерностью движений.

Самый известный вид Ушу. Имеет ряд стилей: У, Сунь, Ян, Чэнь и другие, а также упрощенные современные комплексы 24 и 48.
?Танлан цюань - гимнастика кузнечика-богомола. Основателем считается монах Ван Лан.

Одна из наиболее известных гимнастик, с быстро сменяющимися движениями кулаков и яростными атаками. Существуют варианты: богомол - 6 единении (люхэ танлан) или, иначе, мягкий богомол (жуань танлан); семизвездный богомол (цисин танлан) или, иначе богомол-архат (лохань танлан); сливовый богомол (мэйхуа танлан).
?Тесянь цюань - гимнастика железная нить, создал Те Цяосань из Гуандуна во времена династии Цин. Требуется сочетать жесткость (железо) и податливость (нить).
?Тунби цюань - гимнастика пронизывающая рука. Существуют варианты: пронизывающая рука белой обезьяны (бай юань тунби), пронизывающая рука пяти стихий (усин тунби), пронизывающая рука шести единении (люхэ тунби) и др.

Быстрый, подвижный стиль с акцентом на работу рук. Сначала тренируют стояние столбом (чжаньчжуан), потом отдельные позы и движения, потом осваивают комплексы.
?Умэйхуа цюань - гимнастика пять цветков. Распространена на Тайване.

Силовой стиль, включает работу с оружием.
?Уцзу цюань - гимнастика пяти патриархов. Создал Цай Юймин из провинции Фуцзянь на базе пяти других гимнастик: белого журавля (байхэ), обезьяны (хоу), архата (лохань), великого предела (тайцзи) и достойного уважения (дацзун).

Резкая, интенсивная.
?Удан цюань - гимнастика Уданских гор. Одно из больших направлений Ушу.

Наиболее известны системы: удан тайи усин цюань (великое единство, пять стихий); удан юймэнь цюань (рыбьи врата); удан бачжа (восемь изломов); удан цзю гун шиба туй (9 дворцов, 18 ног). Горы Удан находятся в провинции Хубэй, здесь расположены крупнейшие даосские монастыри.
?У Сун Дуби цюань - гимнастика независимая рука У Суна. Движения жесткие, широкие, быстрые, часто используется одна рука, много действий ногами.
?У Сун То Као цюань - гимнастика У Сун сбрасывает оковы. Тренируются в одиночку, вроем и впятером, подражая герою романа Речные заводи У Суну. Новый стиль Ушу Уцзя цюань - гимнастика семьи У, одна из 4-х знаменитых систем провинции Хунань.

Построена на чередовании жесткого и мягкого.
?Фохаиь цюань - гимнастика китайского буддиста. Распространена в провинциях Хэбэй, Хэ-нань, Шаньдун.
?Фоцзя цюань - гимнастика семьи Фо. Основал Фо Мэнь. Распространена в Гуанчжоу.

Мягкое уступание сменяется жесткими контратаками.
?Фуцзянь гоу цюань - фуцзяньская гимнастика собака. Другие названия: Дигунфа, Дишу цюаньфа. Имитирует движения собаки.

Из семьи сянсинь цюань.
?Хоу цюань - гимнастика обезьяна. Движения легкие, неопределенные, уклончивые, построены на подражании повадкам обезьяны.

Из группы стилей сянсин цюань.
?Ху Хэ Шуансинь цюань - гимнастика тигра и журавля. Создатель Линь Шижун. Принципы: малым побеждать больше, слабым - сильное, поперечным - прямое и т.д.

Распространена в Гонконге, Макао, на острове Хайнань, в странах Южных морей среди хуацяо (этнических китайцев).
?Хуамэнь цюань - гимнастика школы Хуа. Распространена в провинции Сычуань, поэтому другое название сычуаньский южный кулак (сычуань нань цюань).

Еще одно название школа постепенного запирания (цаньбимэнь), где запирание означает захватывание рук противника. Еще этот стиль называют кисть - большая медведица (тяньганьшоу).
?Хуа цюань - гимнастика цветок (не путать с хуамэнь). Создана Тянь Фэнчи в XVIII веке.

Распространена в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Имеет много комплексов, в т.ч. с оружием.
?Хунмэнь цюань - гимнастика школы Хуна, или красный кулак (хун означает красный). По другой версии, название идет от тайной организации Хунмэнь или Хунбан.

Содержит стояние столбом (чжань-чжуан), тренировку энергии (ляньци), тренировку силы (ляньли).
?Хунцзя цюань - гимнастика семьи Хун. Основал Хун Сигуань. Распространена в провинциях Гуандун и Фуцзянь.

На Западе известна как хун гар.
?Цайлифо цюань - на Западе известна как Чойлифут. Создал Чэнь Хэн из провинции Гуандун в середине XIX века, объединив гимнастики трех семей, которые он изучал.
?Цайцзя цюань - гимнастика семьи Цай, создатель которой - монах Цай Цай-фу. Делает ставку на внезапные удары.

Распространена в Гуандуне и Фуцзяни.
?Цзи цюань - гимнастика петух из семьи сянсинь. Создана народностью туцзя в провинции Хунань.

Движения головы, плеч, ягодиц, стоп, а также крик основаны на подражании воинственному петуху.
?Цзоуцзя цюань - гимнастика семьи Цзоу. Создал Цзоу Жохэн в провинции Юньнань, где она и распространена.
?Цзуй цюань - гимнастика пьяный кулак из семьи сян-синь. Другое название: Восемь пьяных мудрецов (Ба Цзуй Сянь).

Основана на имитации движений пьяного человека, включает работу с оружием. Популярный и широко известный стиль.
?Цзымэнь цюань - гимнастика школы Цзы (или чжи). Мягкий стиль, распространенный в Сычуань и Цзянси.

Важное место занимает работа с энергией.
?Цзюньти цюань - гимнастика армейская, т.е. содержащая удары, захваты, броски, болевые приемы и т.д. Современный сборный стиль.
?Ча цюань - гимнастика уйгура Чамира. Подражание дракону, тигру, змее, журавлю, обезьяне, с акцентом на атаки.
?Чан цюань длинный кулак. Во-первых, так называется древняя гимнастика, создание которой приписывают императору Тай Цзу, основателю династии Сун, правившему в 960-975 гг. Ее отличительная черта - длинные выпады при атаках, похожие на фехтовальные выпады с мечом в руке.

Во-вторых, это современная гимнастика, разработанная в КНР специально для массовых занятий молодежи физическими упражнениями. Отличается значительным числом акробатических элементов, прикладного значения не имеет.

В-третьих, к направлению чан цюань (древнему) традиционно относят гимнастики, распространенные севернее реки Янцзы.



Содержание раздела