d9e5a92d

Краткая история и основные стили каратэ

?Чанцзя цюань - гимнастика семьи Чан, созданная в XVIII веке. Много изменений положений корпуса, сочетание жесткого и мягкого.

Составная часть - комплекс 24 кулака (эршисы цюань).
?Чжуцзя цзяо цюань - гимнастика семьи Чжу, распространена в провинции Гуандун. Удары кулаком и открытой рукой сочетаются с ударами стопой.

Быстрые, резкие атаки.
?Чоцзяо цюань - гимнастика тычки стопой. Создал Чжоу Тун, живший при династии Сун. Действуют руками на 3 части, ногами на 7 частей, т.е. работа ног преобладает над работой рук.

Другое название: девять ветвей (цзю чжицзы), т.к. имеет 9 комплексов.
?Чуань цюань - гимнастика пронизывающий кулак. Другое название: пронизывающий кулак Гуаня (Гуань чуань цюань), по имени древнего полководца.

Движения несложные, удары рук и ног чередуются.
?Шаолинь У Да Пай - пять больших шаолиньских школ: эмейская, уданская, фуцзяньская, гуандунская и хэнаньская. Последняя является ортодоксальной, все остальные развились из нее. [А как же деление Ушу на шаолиньское, уданское и эмейское?]
?Шаолиньсы цюань - гимнастика монастыря Шаолинь. Крупное направление в Ушу, возникшее в монастыре Молодого Леса (Шаолинь), что в горах Суншань (провинция Хэнань). Включает много различных комплексов, в том числе с оружием. Среди популярных: пять форм, восемь способов (усин бафа цюань), кулак архата (лохань цюань), пушечные удары (пао-чуй цюань), крестообразный бой (шицзы чжань цюань), меч Бохидхармы (Дамо цзянь), 13 хватаний (шисань чжуа), большой бой (дачжань цюань), объединенный бой (хэчжань цюань), и другие.

Наряду с Тайцзи цюань является самым известным в мире стилем Ушу.
?Шэ цюань - гимнастика змея. Движения главным образом мягкие, как бы обволакивающие противника, но в мягкости таится жесткость. Распространена в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян.

Из семьи сянсинь.
?Эмэй пай - Эмэйская школа Ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань.

Одна из наиболее известных среди них 12 эмэйских столбов (эмэй шиэр чжуан).
?Эрлан цюань - гимнастика двух мужчин. Появилась в XVII веке. Представляет парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по каноническим образцам.

Произвольная работа исключается.
?Юнчунь цюань - гимнастика поющая весна (по имени девушки, создавшей этот стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун [Вин-Чунь].
?Юэмэнь цюань - гимнастика школы Юэ, распространенная в провинции Сычуань. Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.
?Юэши Лянь цюань непрерывная гимнастика Юэ Фэя. Другое название: Восемь переворотов кистей (ба фань шоу).

Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.
?Юэши Саньшоу цюань - гимнастика рассеянная кисть Юэ. Другое название: Восемь переворотов кистей (ба фань шоу).

Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.
?Юэши Саньшоу цюань - гимнастика рассеянная кисть Юэ. Интенсивные удары в произвольном порядке, без комплексов.

Агрессивный атакующий стиль. Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.
?Я цюань - гимнастика утка. Из семьи сян-синь; создал Лу Я во времена династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.

Выводы по Ушу

Заметки по внутренним стилям

Существуют семейные школы, в которых названные 3 стиля объединены.
Син-и цюань, хоть и внутренний, но очень боевой. Хотя все эти стили боевые, но нужен высокий уровень мастерства, чтобы использовать ба-гуа и тай-цзи для боя.

Стиль же син-и требует напряженной работы, как, например, шаолинь, и боевые навыки нарабатываются сразу.
Ба-гуа, думаю, очень полезен для фехтовальщика, поскольку круговые движения наиболее эффективны в бою с несколькими противниками.

Краткая история и основные стили каратэ

Бубиси Библия каратэ

Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат Бубиси (кит. Убэйчжи) Книга о военной подготовке.
Бубиси написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни имя автора, ни время создания.

Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ цюань) и Архата (Лохань цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден.

Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве.
Бубиси представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый метод отсроченной смерти (дим мак), практике гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства.



Причем энциклопедия из разряда секретных.
Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов.

К ним добавлены простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после паден ия на землю, приемам маневрирования - уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции.
Бубиси получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты Бубиси были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в е го книге Каратэ-до ксхан (Hаставление по каратэ-до). Это Восемь предписаний кэмпо, Принципы Сунь-цзы, Захваты и освобождения от них.

Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс (1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал Бубиси Библией каратэ и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по прозвищу Кот произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о самом драгоценном тексте каратэ.
Очень высоко ценил Бубиси и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним и з очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окин авского каратэ - Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге Кобо дзидзай кар атэ кэмпо (Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться) он писал: Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель И тосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и храни л в тайне.

В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат Бубиси доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить.

Краткая история

Начало ХVII века принесло народу Окинавы суровые испытания. Три тысячи японских самураев клана Шимадзу на ста кораблях вторглись на архипелаг Рюкю.

Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Нахи был усмирен огнем японских мушкетов. С установлением централизованного правления сегуната Токугава - участь маленького королевства была решена.

Население было обложено поборами и подверглось жестокой дискриминации.
В ответ крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 16О9 году японский наместник издал строжайший указ о запрещении носить оружие. Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали смертной казни. Чтобы исключить малейшую возможность производства оружия, в деревнях были закрыты кузницы и конфискованы все железные предметы домашнего обихода.

В период самых тяжких репрессий на село выдавался один-единственный нож для убоя скота и разделки туш, который хранился, привязанным на центральной площади. В портах стража вела строжайший досмотр с целью пресечь контрабанду ножей и кинжалов.
Население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны в деревнях и селах. Однако крупными центрами распространения рукопашного боя все же были города.
Боевое искусство на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ по-японски рука). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по городам: Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.

Все школы тэ действовали в глубоком подполье. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала позорная казнь. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка оцарапав - бросали несвязанным в воду.

На запах крови собирались акулы и после недолгой игры в кошки-мышки - сжирали клятвопреступника.
Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, искушенными во всех премудростях своего ремесла, шанс на победу был не велик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой.
Тогда-то и появился на свет лозунг одним ударом наповал. Даже спортивные поединки между соперниками обычно приводили к летальному исходу. Годы упорных тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы.

Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука. Данные последних лет свидетельствует, что сила удара кулака в каратэ достигает 700 килограммов, а удара ноги свыше 1 тонны.

Возможно, старые мастера, посвятившие тренировкам всю свою жизнь, добивались и большего результата.
Для увеличения пробивной способности удара использовали бочки с песком, мелкой галькой или фасолью, а для увеличения силы удара - применялась деревянная макивара. Окинавская макивара - это небольшой, плотно плетённый сноп соломы, прикрепленный к доске и вкопанной в землю.

Она служила для отработки точности и силы удара, а также для набивки рук и ног.
Для укрепления запястий и всей мускулатуры плечевого пояса служили своеобразные каменные гантели и каменные сандалии, с той же целью использовались Чиси, представляющие собой булаву на длинной ручке весом от 5 до 25 килограмм. Сила хвата вырабатывалась при помощи глиняных кувшинов, наполняя их водой или песком необходимо было выполнять всевозможные движения, держа их за горлышко.
Время не трать даром - молод ты или стар,
Учись ударом - отвечать на удар.
Пусть крепче булатной стали - будет твоя рука,
Чтобы зря враги уповали - на мощь стального клинка!
Из трактата по Окинава-тэ, 18 век.

Магистральные направления окинавского каратэ

К концу 19-го века окончательно сформировались два магистральных направления каратэ на Окинаве.
Одно направление культивировало физическую мощь, резкость, четкость, закалку рук и ног, устойчивость и пробивную силу. Школа называлась Сёрэй-рю (Просветленная душа).

Несколько ката, вошедших в арсенал современного каратэ, относятся непосредственно к этой школе. Это прежде всего:
?Текки [Тэкки] (Железный рыцарь);
?Джиттэ [Дзиттэ] (Десять рук);
?Хангэцу (Полумесяц);
?Джион [Дзён] ().
Во втором направлении, школа Сёрин-рю (Шаолинь), преобладал тонкий маневр, обманные движения с попеременным использованием рук и ног по принципу: Хочешь ударить рукой - сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой - сначала взмахни рукой. Этот легкий и подвижный стиль был доступен любому даже, очень низкорослому и слабосильному человеку.

Им овладевали без особого напряжения даже женщины и дети. К школе Сёрин относятся многие ката:
?Хейан [Хэйан] (Покой и спокойствие в пяти вариантах);
?Бассай [Пассай?] (Проникновение в крепость);
?Канку (Созерцание небес);
?Эмпи (Полет ласточки);
?Ганкаку (Журавль на утесе).
В народе любили и практиковали обе школы каратэ со всеми их ответвлениями, но в 19-ом веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать руки и ноги для пробивания стальных доспехов, большинство стали отдавать предпочтение облегченному стилю школы Сёрин-рю, где, кстати, повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.

Окинавские первичные стили

Наха-тэ (Хигаонна) Чан цюань (Длинный кулак)

Происходит от китайского Длинного кулака, т.е. заточено для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки.

Сюри-тэ (Итосу) Дуань цюань (Короткий кулак)

Происходит от китайского Короткого кулака [дуаньда, по технике - бокс], т.е. заточено для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории.

Томари-тэ

Совмещает оба стиля.

Окинавские вторичные стили*Сёрэй-Рю Наха-тэ + Томари-тэ

В английской транскрипции Shorei (Шорэй).
Сёрэй-Рю Школа прсветленного духа. Крупнейший стиль окинавского каратэ, происходящий от Наха-тэ, с включением многих аспектов техники Томари-тэ.

В значительной степени стиль Сёрэй сохранил систематизацию техники свойственную Шаолинь цюань. Весь арсенал приемов изучается в виде одиночных форм, предназначенных для развития специфических качеств:
?тигр - укрепление костей, мощь, резкость;
?леопард- скорость, гибкость, прыгучесть;
?журавль- духовная концентрация, менталитет;
?дракон - устремленность, фокусировка силы, кимэ;
?змея - дыхание, внутренняя энергия.
Очевидна связь между психофизическими качествами и животным - покровителем существующая с древних времен в Шаолинь цюань. В целом вся техника Серэй-Рю подразделяется на несколько разделов:
?Иппон Кумитэ Ката - формальные парные упражнения, состоящие из двух десятков упражнений против партнера. Предназначены для развития силы.
?Таэдзу Нару-Вадза - связки технических приемов. Это комплекс из 10 комбинаций действий против партнера, для развития скорости и координации.
?Кихон-Кумитэ Ката - базовая парная форма.
?Дзию Ундо - свободные формы выполнения индивидуальных упражнений.
?Кимэ-Дати Кумитэ - парная работа в напряженной стойке, Предназначается для развития контроля технических действий и рефлекторных ответных действий. [Наши контратаки]
?Ката-Кумитэ. Формальный поединок. Предназначается для развития способности вести бой, точно соблюдая форму и технику приемов. [Наши ката]
Ката - ведущий аспект в системе тренинга Серэй-Рю (20):
?Подготовительные формы: Тайкеку 1-3 (3).
?Ката для развития скорости, мощи, формы, баланса: Вансу, Ананку Найханти 1-2, Цюэ-Се (5).
?Ката для развития менталитета, физической координации: Эмпи-Се, Пассай-Дай, Горэй-Се, Дан Эн-Се, Сантин (5).
?Ката для развития духовных качеств: Нан Дан-Се, Найханти 1-3, Тэгатана, Канку-Се и Тэнсе (7).
Дзюдзи-Кумитэ - свободный спарринг - завершающий этап обучения. При изучении базовых принципов боя сначала осваиваются 8 типов атак, 7 атакующих методов (когэки-хохо), а также 47 основных правил боя.
Большое значение в стиле Серэй-Рю придается развитию и мобилизации внутренней энергии ки через постановку особых форм дыхания.
Обязательным является освоение 6 видов холодного оружия: Бо - шест, Сай - трезубец, Тонфа - рычаг, Нунтяку, Кама - серп, Тэко - когти.
[Довольно основательный подход, полный Шаолинь, но пожалуй, относится к внутреннему направлению, в отличие от Сёриндзи более жесткого]

Сёрин-рю (Мацумура Сокон) Сюри-тэ + Томари-тэ

В английской транскрипции Shorin (Шорин).
Сёрин-Рю Школа Шаолиня - группа стилей традиционного окинавского каратэ, оказавшая огромное влияние на развитие многих стилей современного каратэ-до. Направление сформировалось в результате обобщения техники Сюри-тэ и Томари-тэ к исходу XIX в. У истоков ортодоксального стиля Сёрин-Рю стоял известнейший мастер того времени Мацумура Сокон, оказавший огромное влияние на все стили направления Серин-Рю.
Серин-Рю дал начало четырем родственным окинавским школам:
?Собаяси Серин-Рю - школа малого леса;
?Кобаяси Серин-Рю - школа молодого леса (идентична Собаяси ?);
?Мацубаяси Серин-Рю - школа соснового леса;
?Мацумура каратэ, основанная Сокэном Хоханом.
Первые три в своем названии упоминают лес на склоне горы Суншань провинции Хэнань в Китае, где находится храм Шаолинь-сы, подчеркивая свою родословную, имеющую корни в китайском цюань-шу, и являющуюся генетически связанной с монастырским боевым искусством. При этом все три школы считают себя преемниками шаолиньской традиции. У истоков Собаяси-Рю стоял Тетоку Киян, ученик мастера Итосу. Среди учеников Т.Кияна был Сосин Нагаминэ, основавший в 1947 г. школу Мацубаяси-Рю.

Другой ученик Т.Кияна - Эйдзо Симабуку (ро) стал его преемником, а Кори Хисатака создал стиль Сёриндзи-Рю Кэнкокан, опираясь на древнюю школу С.Мацумуры. Родственная система - Кобаяси-Рю, преподавалась Тосином Тибана.

Среди специалистов-историков бытует мнение, что система Кобаяси-Рю идентична системе Собаяси-Рю, а Тибана просто допустил орфографическую ошибку в написании названия своей школы, в результате Собаяси превратилась в Кобаяси. Обе школы имеют в арсенале одни те же ката: Сэйсан, Найханти 1-3, Ананку, Вансу, Пассай, Кусянку, Годзюсихо и др.
Сёрин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах [согласен].

Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчаки и т.д.
Стиль Серин-Рю базируется на несколько более высоких стойках, нежели в позднейших японских стилях, обеспечивая большую подвижность в бою. Приверженцы стиля в равной степени используют как линейные перемещения и фронтальное давление на противника, так и круговые перемещения.

Удары ногами применяются на нижнем и среднем уровнях и имеют линейный характер приложения силы.

Сёриндзи-кэнпо (Кулачный бой монастыря Молодого Леса)

Общая численность лиц, практикующих Сёриндзи-кэнпо в Японии составляет сейчас 1 миллион 200 тысяч человек, объединенных в полторы тысячи клубов. В 1984 году была создана Всемирная федерация Сёриндзи-кэнпо (Сэкай сёриндзи-кэнпо рэнго), в которую ныне входят более 20 национальных федераций, в том числе из Австралии, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Сингапура, США, Франции, Чили и других стран.
Эту систему можно сравнить со светильником, стоящем на трех ногах, символизирующих разум, тело и энергию. Разум это изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка...

Энергия это развитие биоэнергетических возможностей организма, выработка умения сознательно управлять циркуляцией ки, направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство. Совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо):
?Раздел гохо включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, кувырки, прыжки, блоки и контрудары, выполняемые в ответ на атаки противника. Этот раздел во многом похож на бокс и на каратэ, однако отличий еще больше.

Главное из них гораздо более естественное поведение бойца. Техника тамэсивари (разламывания твердых предметов) сюда не входит. С точки зрения Со Досина, эта техника не соответствует реальности боя, где противник не так тверд, как кирпич или доска, и в то же время движется и старается уклоняться от ударов.

Тем не менее, результаты применения приемов гохо могут быть весьма разрушительными.
?Дзюхо метод мягкости, под которым имеется в виду проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения и т.д. Эти приемы могут выполняться почти безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и связок, болевым шоком.

Степень болевого и травмирующего воздействия на противника определяется степенью его собственной агрессивности.
?Метод саморегуляции сэйхо объединяет практику сидячей и динамической медитации, практику релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности. Сюда же входят приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма.

Японские [постокинавские] стили

Вслед за Фунакоши, в 1926 году, мастер Мабуни Кенва открывает в Осаке школу под названием Сито-рю. Еще одна популярная школа современного каратэ Вадо-рю (путь мира) была основана в 1939 году мастером Хиронори Отсука. В 1910 году мастер Уэчи открыл свою школу каратэ Уэчи-рю. Чуть позже, в 1930 году была открыта школа Годзю-рю выдающимся мастером каратэ Мияги Тедзюном.

Вслед за вышеуказанными школами вырастали, подобно ветвям могучего дуба, новые школы каратэ. На данный момент насчитывается уже более сотни школ каратэ, каждая из которых основана на личном опыте и мастерстве самого Основателя школы, а также его мировоззрении, темпераменте и духовных качествах. Хотя все эти школы имеют некоторые отличия в технике и в тактике - их все же объединяет одна цель - физическое и духовное самосовершенствование

Годзю-рю (ХигаоннаМияги) 1917-1929 Наха-тэ + Цзи-цзи

В английской транскрипции Goju (Годжу).
Канре Хигаонна, умерший в 1915 году, вероятно, самый первый создатель основ системы, впоследствии получившей название Годзю-Рю. В совершенстве владея Наха-тэ, Хигаонна соединил боевое искусство Окинавы с одной из форм китайского цюань-шу под названием цзи-цзи.

Тедзюн Мияги, ученик и последователь Хигаонна, реформировал доставшееся ему наследие и в 20-х годах назвал его каратэ Годзю-Рю.
Основатель стиля Гичин Мияги (188?-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917 г.г. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава).

В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годзю-рю, что означает твердый-мягкий.
До появления школы Годзю-Рю на Окинаве каратэ рассматривалось, как единая система Тэ или Тодэ (континентальная - читай китайская рука), а школы назывались по месту их нахождения: Сюри-Тэ, Наха-Тэ и т.д.
Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения дзю (мягкие) совершаются по окружности. Основные стойки: Санчин и Неко аши. Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т.к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов.

Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа.



Содержание раздела