d9e5a92d

История каратэ

Как ему найти выход из этого положения? Неожиданно для самого себя он издал киай, прозвучавший, как Кийя! Его слабый крик пронёсся над кладбищем и отразился от окружающих холмов. Мастер Мацумура по-прежнему спокойно стоял на месте.

Под действием его взгляда гравёр вновь отступил растерянный и совершенно отчаявшийся.
Что случилось с вами? улыбнулся Мацумура Сокон. Почему вы не атакуете?

Нельзя же только кричать!
Я не понимаю, что со мной, ответил гравёр. Никогда и никому я не проигрывал поединков. А сегодня
Помолчав немного, он поднял голову и безнадёжно сказал:
Да, продолжим! Результат поединка мне уже ясен, но давайте закончим, иначе я совершенно потеряю лицо, а подобный позор хуже смерти.

Я предупреждаю, что сейчас буду атаковать Вас сутэми.
Хорошо, откликнулся мастер Мацумура, продолжим наш поединок.
В таком случае, прошу извинить меня за всё, сказал гравёр.
Он бросился на противника, но в этот самый момент из горла Мацумура Сокон раздался крик такой силы, что он показался гравёру раскатом грома. Если прежде его парализовал пронизывающий взгляд мастера, то теперь это сделай его голос.

Гравёр почувствовал, что не может пошевелиться, он сделал последнюю слабую попытку атаковать противника, а затем без сил мешком свалился на землю. Над ним, в ярких, лучах восходящего солнца, стоял победитель Мацумура.

Лежащему на земле гравёру он казался древним божеством, поражающим демонов и драконов.
Я сдаюсь, прохрипел чуть слышно несчастный гравёр. Я сдаюсь!
Что?! вскричал Мацумура Сокон. Мастер не должен говорить подобные слова!
Я был глупцом, когда вызвал Вас на поединок, продолжал гравёр. Теперь я вижу, что результат был предрешён с самого начала. Мне очень стыдно.

Между нами не может быть никакого сравнения.
Я не согласен, вежливо возразил ему мастер Мацумура. Ваш боевой дух изумителен.

Вы подготовлены очень хорошо. Если бы наш поединок действительно состоялся, я мог бы и проиграть.
Вы утешаете меня, грустно ответил гравёр. Я чувствовал себя совершенно беспомощным, глядя на Вас.

Я был так напуган вашим взглядом, что потерял весь боевой дух.
Возможно, ответил Мацумура, но я то знаю причину этого: вы всего лишь хотели выиграть поединок у случайно встреченной знаменитости, а я был готов умереть в случае поражения. Вот в чём было различие между нами.

Вчера, когда я зашёл в вашу мастерскую, я был очень расстроен от того, что хансу прогнал меня. Ваш неожиданный вызов ошеломил и обеспокоил меня, но, как только мы условились о месте поединка, все мои сомнения исчезли. Я понял, что переживал о проходящем и мелочном: о том, как лучше угодить нашему хансу; как вернуть его расположение и прежнюю должность учителя каратэ Сегодня я стал мудрее, чем был вчера. Я понял, что живой человек не может быть совершенным.

После смерти мы все вновь превращаемся в исходные первоэлементы землю, воду, огонь, ветер, воздух. Материальное суть пустота. Всё в этом мире есть суета сует. Мы все подобны траве на лугу или деревьям в лесу.

Создания Вселенной, они воплощают в себе дух Вселенной, а дух Вселенной не имеет ни жизни, ни смерти. Наше тщеславие вот наш главный порок.
Мацумура Сокон умолк. Гравёр также молчал, размышляя над бесценным уроком, который он получил от знаменитого мастера.
В последующие годы, рассказывая об этом случае друзьям, гравёр всегда рассказывал о своём противнике, как о человеке истинно благородном. Мастер Мацумура вскоре после этого случая вновь стал учителем хансу.

История каратэ


Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.
В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто не было.

Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ только из любви к этому искусству.

Например, вначале я был единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.
Нелегальное положение каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.


Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ на Окинаве.
Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.
Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал жителям островов ношение и применение любого оружия.
Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй двести лет спустя. До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан.

Королю Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи.

Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх королевств в свою столицу Сюри, чем заложил основы централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания временем и продолжалось около двухсот лет.
В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав префектуры Кагосима).
Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве.

Король Сё Нэй был захвачен в плен.
Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство самозащиты без оружия.
Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что именно там находится источник, из которого китайское кэмпо было привезено на острова Рюкю.

Кэмпо стало прародителем современного каратэ.
Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось Окинаватэ, но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф кара в названии каратэ означал Китай или китайский.

После этого я начал понимать под Окинаватэ местную окинавскую, а под каратэ китайскую разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.
В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне.

Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.
По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских островов.

Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и конец исполнения всех ката каратэ.
Выражение Каратэ начинается и кончается этикетом заключает в себе глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости этикета.
Знаменитые тории установленные перед входом в королевский замок в древней столице острова Сюри, назывались Сюрэй но Мон Ворота вежливости. После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены национальным достоянием.

Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли знаменитые тории прекрасный символ мира.

Изменение названия


Японский язык очень трудно познать в совершенстве, он не всегда так понятен и однозначен, как хотелось бы: различные по написанию иероглифы могут иметь одинаковое произношение, а один и тот же иероглиф может произноситься по-разному, в зависимости от его употребления. Слово каратэ является прекрасным примером подобного случая.
С иероглифом тэ разобраться просто он означает рука или руки, но существуют два совершенно разных иероглифа кара, которые произносятся одинаково, но означают различные понятия.
Один иероглиф означает понятие пустой, а другой является заимствованным из китайского языка иероглифом, обозначающим династию императоров Тан, и его можно перевести, как китайский.
Какими же иероглифами правильно записывать название окинавского боевого искусства: теми, сочетание которых означает пустая рука или же теми иероглифами, которые означают китайская рука?
Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что до того самого момента, когда в 1922 году я приехал в Токио с Окинавы, чаще использовали иероглиф китайский. Правда, это ни в коей мере не означает, что употребление иероглифа кара, имеющего значение китайский, било единственно правильным.
Действительно, на Окинаве мы использовали слово каратэ, но чаще мы называли это искусство просто тэ или буси но тэ. Таким образом, мы могли говорить о человеке, изучающем тэ или владеющем приёмами буси но тэ.

О том же, когда вместо слова тэ на Окинаве стали употреблять слово каратэ я не смею делать даже предположения, поскольку не существует письменных источников, которые могли бы дать нам хоть малейший намёк (не говоря уже о точных сведениях) на то, какой из иероглифов использовали.
Более вероятно, что использовали иероглиф китайский, потому что в течение длительного времени Окинава находилась под сильным влиянием Китая, и всё китайское считалось прекрасным и модным. Но я хочу ещё раз подчеркнуть, что всё это лишь догадки.
На самом деле два различных направления тэ, которые существовали и развивались на Окинаве, правильнее было бы называть Сюритэ и Нахатэ, по названиям двух различных школ каратэ на острове. Однако, иероглифы, означающие китайская рука, получили большее распространение, поэтому многие люди на острове стали считать каратэ разновидностью китайского кэмпо.

Даже в наши дни есть люди, которые думают так. В действительности современное каратэ заметно отличается от древнего китайского боевого искусства.
Обдумав все эти факты, я решил, что будет неправильно называть окинавское боевое искусство, имеющее многовековую историю, термином, означающим китайская рука. Через несколько лет после приезда в Токио, мне представилась возможность выразить своё несогласие с традиционным способом записи названия.

Это случилось, когда в университете Кэйо была создана группа по изучению каратэ, и я внёс предложение об измененной названия этого боевого искусства на Дай Ниппон Кэмпо Каратэдо (Великое японское искусство борьбы голыми руками), при этом в названии был использован иероглиф со значением пустой, а не иероглиф со значением китайский.
Сначала моё предложение встретило сопротивление и в Токио, и на Окинаве, но я был убеждён в необходимости такого изменения и считаю это правильным до сих пор. С того времени изменённое мною название получило такое широкое признание, что сегодня всем показалось бы странным писать слово каратэ с иероглифом кара, означающим китайский.
Иероглиф кара в значении пустой без сомнения более соответствует глубинной сути этого искусства. С одной стороны, он символизирует тот факт, что в каратэ не используется оружие: оружием служат босые ноги и голые руки.

С другой стороны, изучающие каратэ ставят своей целью не только изучение техники самозащиты, но и нравственное воспитание и очищение своего сердца и сознания от тщеславия и эгоизма.
Читая буддистские сутры, мы можем встретить выражения сики соку дзэ ку и ку соку дзэ сики, которые дословно означают: материя суть пустота и всё есть суета сует. Иероглиф ку, который встречается здесь дважды, может также произноситься, как кара, и в этих выражениях даёт наиболее полное воплощение сути понятия пустой.
Я тоже верю, что пустота есть первооснова материи и всего мироздания, поэтому я упорно настаивал на употреблении иероглифа кара, означающего пустой, в названии боевого искусства, которому я посвятил всю свою жизнь.
Можно было бы ещё многое сказать об иероглифе кара, означающем пустой, и концепции пустоты, но объём книги ограничен и для этих философских проблем нет места, поэтому я воздержусь от более детального их обсуждения. Подробнее я рассматриваю эти вопросы в моей книге Каратэдо кихон.
Как только я осознал своё жизненное предназначение и понял, что судьбой мне суждено отдать все свои силы развитию каратэ и превращению его в часть японской национальной культуры, я начал проводить в жизнь некоторые другие изменения и упрощения.
Прежде всего, стремясь к тому, чтобы каратэ было включено в программу физического воспитания японских средних школ, я пересмотрел все известные мне ката с целью их упрощения. Это было необходимо для того, чтобы каратэ могло использоваться в целях физической подготовки без каких-то ограничений молодыми и старыми, мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Замечу, что каких-то жёстко установленных правил исполнения ката в то время не существовало.

Ката часто изменялись не только с течением времени, но и в зависимости от исполнителя.
Я не вижу в моих упрощениях отступления от традиций. Изменяется время, изменяется мир, и совершенно очевидно, что должны изменяться боевые искусства.

Каратэ, которое изучают сегодня в спортивных клубах университетов, заметно отличается от каратэ, существовавшего десять лет назад, и очень отличается от каратэ, которое я изучал в детстве на Окинаве.
Другим вопросом, которому я уделил много внимания, было изменение традиционных названий ката. Вскоре после моего приезда в Токио в 1922 году издательство Букёса опубликовало мою первую книгу Рюкю кэмпо: каратэ. В то время слово каратэ ещё означало китайская рука, и названия почти всех ката, о которых я писал в книге, имели чисто окинавское происхождение: Пинан, Найфанти, Тинто, Бассай, Сэйсан, Дзютэ, Дзион, Сантин и многие другие.

Это были названия, которые я услышал много лет назад от моих первых учителей.
В Японии никто не имел ни малейшего понятия об их происхождении, с ними ничего не было связано и японцам запомнить их было очень трудно. Очевидно, что изменив само название моего боевого искусства и превратив китайские руки в пустые руки, я стал изменять названия ката на более понятные и близкие для японцев.

Теперь эти названия используются во всём мире: Тэн но ката, Ти но ката, Хито но ката, Эмпи, Ганкаку, Хангэцу, Мэйкё, Хакко, Киюн, Сёто, Сёин, Хотаку, Сёкё и так далее.
Хочу заверить читателей, что я не питаю ложной уверенности в неизменности и вечности выбранных мною названий. Я не сомневаюсь, что, с течением времени, ката будут снова и снова менять свои названия, потому что так и должно быть.

Единое каратэ-до


Серьёзной проблемой современного каратэ-до я считаю существование множества различных школ. Мне кажется, что это вредно влияет на дальнейшее развитие боевого искусства. На Окинаве в прежние времена было, как мы знаем, две школы Нахатэ и Сюритэ. Считалось, что они соответствуют двум стилям китайского кэмпо Удан и Сёриндзи, которые развивались во времена китайских династий Юань, Мин и Цин.

Основателем школы Удан считается некий Чжан Саньфэн, а основателем школы Сёриндзи Дарума (Бодхидхарма), первый патриарх дзэн. Нам известно, что обе эти школы пользовались большой популярностью в народе, и их приверженцы часто устраивали показательные выступление.
Легенда рассказывает нам, что школа Удан получила своё название от китайских гор, где впервые начали развивать этот вид борьбы. Сёриндзи японское название монастыря Шаолинь в китайской провинции Хэнань, где Дарума проповедовал дзэн.
Согласно одному из вариантов легенды, его послушники были физически слабы и не могли вынести тех испытаний, которым он их подвергал. После того, как его ученики совершенно выбились кз сил, Бодхидхарма приказал им каждое утро тренировать своё тело так, чтобы сознание и сердце каждого ученика были способны принять его учение, и послушники могли следовать по пути Будды. Его метод тренировки был разновидностью китайского бокса, которая стала известна впоследствии, как Сёриндзи кэмпо.

Однако, независимо от того, какая часть легенд воспринимается нами, как исторический факт, я думаю, нет сомнений в том, что китайский бокс, преодолев море, попал на Окинаву, где был соединён с окинавским стилем кулачного боя, и в результате этого синтеза родилось новое боевое искусство, известное сейчас, как каратэ.
В прежние времена считалось, что две школы китайского бокса соответствуют двум школам боевого искусства Окинавы Сёринрю и Сёрэйрю, но какое точно соотношение существовало между ними, нам установить невозможно: это скрыто в глубинах времени. То же самое справедливо и относительно школ Сюритэ и Нахатэ.
Достоверно нам известно лишь то, что техника школы Сёрэй больше подходила для человека крепкого телосложения, а техника школы Сёрин для людей менее сильных физически и хрупкого телосложения. Обе школы имели свои преимущества и недостатки. Школа Сёрэй, например, учила более эффективным формам самозащиты, но ей не хватало подвижности, присущей школе Сёрин.

В технике современного каратэ сочетаются лучшие качества обеих школ.
И вновь я повторяю, что так оно и должно быть. В современном каратэ нет места различным школам. Мне известно, что некоторые учителя каратэ претендуют на роль создателя школы на том основании, что они изобрели новое и необычное ката. Я также слышал, что меня и моих коллег считают представителями школы Сётокан, но я категорически против попыток подобной классификации.

Я абсолютно уверен, что все эти школы обязательно должны быть объединены в одну так, чтобы каратэ-до могло развиваться планомерно и с максимальной пользой для будущего человечества.

Моя жена и каратэ


Я уже упоминал, что моя семья принадлежала к сословию сидзоку. Мой дедушка по отцу, Фунакоси Гифуку, был известным учёным конфуцианцем, и, как у большинства учёных, у него не было денежных забот, то есть у него не было денег, о которых ему следовало беспокоиться. Однако, дедушка пользовался расположением хансу, и его почётной обязанностью было обучение вдовствующих дочерей хансу конфуцианской этике. Эти частные уроки проводились в Кунтоку Дайкун Готэн, женском дворце.

В этом же дворце находилось место поклонения предкам хансу. Всем мужчинам было запрещено входить во дворец, где жили дочери хансу, но для дедушки делалось исключение.
Когда Фунакоси Гифуку стал слишком стар для того, чтобы проводить обучение, он оставил свой пост. В благодарность за хорошую работу хансу подарил ему дом в районе Тэйрамати, вблизи дворца. После реставрации Мэйдзи дедушка Гифуку получил крупную сумму денег.

К сожалению, вскоре после его смерти всё имущество и деньги, которые он завещал моему отцу, были им растрачены.
Но отец, в отличие от меня, был высоким и статным мужчиной. Все знали его, как хорошего мастера бодзюцу, и ещё он хорошо пел и танцевал.

К большому несчастью, он был горьким пьяницей. Уверен, что именно это было главной причиной того, что богатое наследство деда уплыло из рук нашей семьи.

Мне с детства запомнилось, что мы не имели своего дома и всегда арендовали жильё.
Из-за нашей относительной бедности я женился лишь после двадцати лет в возрасте весьма почтенном для женитьбы на Окинаве того времени. Моё жалование учителя начальной школы составляло только лишь три йены в месяц. На эти небольшие деньги я должен был содержать не только жену, себя и своих родителей, но и ближайших родственников. Здесь следует сказать, что в то время учителям не разрешалось выполнять какую-либо дополнительную работу.

Кроме того, я очень усердно занимался каратэ, которое, не приносило мне ни сены дохода.
Как же мы жили: семья из десяти человек на три йены в месяц?! Умудрялись мы делать это только благодаря трудолюбию и терпению моей жены.

Она до поздней ночи ткала местную ткань касури, за которую платили, по шесть сен за кусок. На заре она вставала и шла на маленькое поле, расположенное довольно далеко от дома, на котором она выращивала немного овощей для нашей семьи.

Иногда я помогал ей, но в то время для школьного учителя считалось очень неприличным работать в поле вместе с женой, поэтому я не мог ходить с ней очень часто, а если всё же ходил, то надевал широкополую соломенную шляпу, закрывающую лицо, чтобы меня не узнали.



Содержание раздела