d9e5a92d

Построение микро- и мезоциклов

Отдых и поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла основные задачи переходного периода.
Продолжительность переходного периода колеблется от 3-4 до 6-8 недель и зависит от продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности соревнований, системы планирования тренировки в течение года, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в данном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками.

Проводятся занятия комплексной направленности с применением средств активного отдыха и обще-подготовительных упражнений.

Построение микро- и мезоциклов


Тренировочным микроциклом принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки. Продолжительность микроциклов может колебаться от 34 до 10И дней.

Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, формирования специфического ритма работоспособности в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.
Типы тренировочных микроциклов. Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Они применяются на 1-м этапе подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы.
Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объемом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, моральной, волевой, специальной психической и интегральной подготовки. В силу этого ударные, микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Широко применяются они и в соревновательном периоде.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным.

Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, на которые эти микроциклы направлены, особенностей его подготовки на заключительном этапе. В соответствии с содержанием подводящих микроциклов в них могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы полноценного восстановления и психологической настройки.

Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе методов и средств, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от собственно соревновательного упражнения (Л. П. Матвеев, 1977).
Восстановительными микроциклами обычно завершается серия ударных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Основная их роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных -видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними.

В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов, направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.

Основы чередования занятий с различными повеличине и направленности нагрузками в микроциклеподготовки


Чтобы правильно построить тренировочный микроцикл, необходимо знать, какое воздействие оказывают на спортсмена нагрузки, различные по величине и направленности, каковы динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важными являются сведения о кумулятивном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможностях использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений.

При планировании в течение одного дня двух, или трех занятий с различными нагрузками надо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обусловливающие.


Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трех типов: а) максимальному, росту тренированности; б) незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; в) переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное число занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, возникает реакция второго типа. И наконец, злоупотребление большими нагрузками или их нерациональное чередование может привести к переутомлению спортсмена, т. с. вызвать реакцию третьего типа (Л.

П. Матвеев, 1967; М. Я. Горкин и др., 1973).
В последние годы убедительно доказало, что утомление следует рассматривать как следствие резкого снижения функциональных возможностей какого-либо компонента в сложной системе органов и функций или как нарушение взаимосвязи между ними; что ведущим звеном в развитии утомления может быть любой орган или функция при несоответствии между уровнем нагрузки и наличными функциональными ресурсами. Угнетение возможностей спортсмена в результате напряженной работы определенной направленности вовсе не означает, что он не в состоянии проявить высокую работоспособность в работе иной направленности, осуществляемой преимущественно другими органами и функциональными механизмами. Этот подход четко может быть сформулирован в свете представления о структуре функциональных систем, согласно которому системообразующим фактором является тот или иной конкретный результат деятельности системы (П. К. Анохин, 1974).

И именно применительно к необходимости достижения этого результата увязываются в единый комплекс (функциональную систему) различные функциональные звенья организма. При таком подходе глубокое утомление функциональной системы, определяющей, например, уровень скоростных способностей или максимальной силы спортсмена, требующее длительных восстановительных реакций, чаще всего не означает, что уже через несколько часов спортсмен не будет в состоянии проявить высокую работоспособность при выполнении работы, связанной с предельной мобилизацией функциональной системы, определяющей, например, уровень аэробной производительности организма.
Значимость такого подхода и перспективы, которые он открывает в рационализации чередования различных нагрузок, впервые были выдвинуты практикой спорта. В частности, Л. П. Матвеев (1965) указывал, что необходима такая система чередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной или повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данные занятия.
В литературе достаточно всесторонне обосновано положение, согласно которому в отдельных ударных микроциклах должна планироваться работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретном этапе многолетней подготовки. Творческая реализация этого положения, естественно, предусматривает более или менее выраженную преимущественную направленность отдельного микроцикла (Н.

Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971, 1982; В. Н. Платонов, 1980, 1984; В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский, 1985, и др.).
В частных случаях преимущественная направленность микроцикла, естественно, может быть связана с технико-тактическим совершенствованием, физической или интегральной подготовкой. Концентрация нагрузок одной направленности в микроциклах при развитии отдельных качеств (особенно выносливости) у высокотренированных спортсменов может оказаться достаточно эффективной. Однако такое построение микроциклов может применяться редко лишь в видах спорта с относительно небольшим числом факторов, определяющих уровень спортивных достижений, и относительно однообразным характером соревновательной деятельности (виды спорта скоростно-силового и циклического характеpa). И конечно же нельзя возводить указанный подход в ряд принципиальных закономерностей построения микроциклов при тренировке спортсменов высокого класса.

А именно такие попытки встречаются в литературе в последние годы.
Стремление построить микроциклы на основе однонаправленных концентрированных воздействий приводит к следующим очевидным недостаткам и противоречиям: -общему снижению работоспособности спортсменов в результате прогрессирующего от занятия к занятию утомления; -невозможности предельных проявлений функциональных возможностей, что является фактором, ограничивающим эффективность спортивного совершенствования (особенно по отношению к техническому и тактическому совершенствованию, развитию скоростных качеств); -нарушению принципа сопряженности в развитии различных физических качеств и совершенствовании различных сторон подготовленности; - возрастанию опасности переутомления и перенапряжения функциональных систем, несущих основную нагрузку при выполнении программ однонаправленных микроциклов.
Даже указанных моментов вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что микроциклы с однонаправленными концентрированными нагрузками не должны широко применяться даже в видах спорта с ограниченным составом двигательных действий в соревновательной деятельности (гребле, беге, тяжелой атлетике, метаниях и др.). Что же касается игр и единоборств, сложнокоординационных видов спорта, отличающихся исключительным разнообразием двигательных действий в соревновательной деятельности и огромным числом факторов, определяющих ее эффективность, то в них применять такие микроциклы просто недопустимо. И не следует опасаться того, что организм спортсмена в рамках одного микроцикла не сможет дифференцировать и накапливать в одно и то же время специфические реакции на разные виды нагрузок.

Вся практика спорта и человеческой деятельности вообще свидетельствует об обратном.
Таблица 5.
Сочетание недельных микроциклов в мезоциклах различного типа

Мезоциклы Т и п ы м и к р о ц и к л о в
1 2 3 4
Втягивающий Втягивающий -средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) Втягивающий -средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Ударный значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Восстановительный малая нагрузка
Базовый Ударный большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Ударный большая нагрузка (пять занятия с большими нагрузками Восстановительный малая нагрузка
Контрольно-подготовительный Ударный большая нагрузка (пять занятия
с большими нагрузками
Восстановительный малая нагрузка Ударный большая нагрузка (пять занятия
с большими нагрузками
Восстановительный малая нагрузка
Предсоревновательный Ударный большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Подводящий средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Восстановительный малая нагрузка
Соревновательный Подводящий средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Соревновательный тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнования Подводящий малая нагрузка Соревновательный тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнования

Техническая подготовка


Спортивная техника в боксе и спорте вообще направлена на повышение эффективности движений при максимальных и около максимальных усилиях, на рациональное расходование сил, увеличение быстроты, точности, выразительности движений в экстремальных условиях спортивной борьбы.
Цель и содержание процесса совершенствования спортсмена в технике в значительной степени индивидуальны и зависят от особенностей его характера, конкретных недостатков техники, уровня физической подготовленности и от тех задач, которые возникают перед каждым боксером в плане тактического роста.
Практика акцентирует внимание не следующих двух основных случаях:
а) индивидуальная техника в своей основе соответствует современным представлениям и требованиям рациональной техники и в основном отвечает индивидуальным особенностям физической подготовки боксера;
б) техника не в полной мере адекватна индивидуальным особенностям физической подготовки спортсмена и в тоже время содержит блок более или менее серьезных отклонений от рациональной структуры движений.
Приступая к рассмотрению методических приемов совершенствования в технике следует заметить, что сам процесс совершенствования в технике квалифицированных боксеров часто содержит элементы импровизации в овладении новым вариантом приема. Естественно, в данном случае используются такие общепринятые методы обучения, как целостный или по частям, а также правила применения физических упражнений для формирования двигательного навыка, вытекающие из дидактических принципов сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации обучения, прочности.
Предлагаемые ниже методы и методические приемы даются раздельно в соответствии с основными задачами совершенствования спортсменов в технике, решению которых они способствуют .

Метод усложнения внешней обстановки.


Постепенное увеличение сопротивления условного противника.
Данный методический прием заключается в том, что в упражнения, которые предлагаются боксеру для совершенствования в технике, вводятся сопротивление условного противника (партнера по занятию) ограниченной, но постепенно возрастающей активности и интенсивности. Начинать совершенствование в техническом приеме следует в условиях пассивного сопротивления, которое позволял боксеру успешно выполнять технический прием, сразу направляет его действия на правильный путь, дает возможность почувствовать допущенные ошибки.

Далее, в упражнение постепенно вводится активное сопротивление, которое требует от спортсменов правильного выбора исходного положения, подготовительных действий, рациональной структуры приема. Элементы борьбы с условным противником помогают боксеру эффективнее совершенствовать структуру и нужный ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть его стабильности и результативности.
Пример: - боксер атакует строго определенным приемом, партнер совершенствует сначала только один прием защиты, а затем сочетание приемов: защита и ответный удар, затем одновременно зашита и контрудар и в заключение - опережение контрударом.; - боксер в замедленном темпе атакует прямыми или боковыми ударами в голову, а партнер - применяет защиту нырком или уклоном и контратакует ударами в туловище быстро, но в полсилы и т.п.
Использование необычных исходных положений. По ходу состязания боксер может оказаться в неудобном для него исходном положении, которое не позволяет ему оперативно реагировать необходимым техническим приемом, в этом случае требуется серия действий, дающих возможность освободиться от опеки противника.
Пример: Моделирование таких ситуаций в ринге. Когда боксер прижат к канатам или в углу ринга, ограничен маневр, противник сковывает его действия, вяжет, толкает, дистанция минимальная, противники непосредственно соприкасаются друг с другом.

Аналогичная ситуация возникает, когда боксер пропускает противника за спину, когда боксер выполнил уклон, а противник придавливает его рукой, когда боксер проваливается после удачной защиты противника и т.п. Отрабатываются несколько возможных вариантов выхода из подобных ситуаций.
Выполнение технических действий с максимальной быстротой и точностью. В большинстве видов спорта борьба за быстроту выполнения технического приема прямо или косвенно связана с борьбой за высокую точность и стабильность его выполнения.

Поэтому в процессе совершенствования скоростной техники быстрота и точность движений должны методически увязываться в едином упражнении, причем приоритетное право на воспитание быстроты или точности зависит от задач и этапа тренировочного цикла.
Например: боксеру задается высокий темп ударов за определенный промежуток времени - за раунд. В упражнениях используются резиновые амортизаторы, блоки с грузами, действующие в сторону ударов, и увеличивающие быстроту этого движения, применятся специальную тренажеры, позволяющие боксеру совершенствовать быстроту и точность ударного движения.
Изменение пространства для выполнения технических действий. Усложнение условий ориентировки осуществляется путем введения ограничений, либо расширения пространства для реализации приема.
Например: для проведения условных или вольных боев используются уменьшенный ринг или основной ринг перегораживается лентами на четыре части; в отдельных случаях допускается ведение боя в ринге двумя парами боксеров.
Выполнение действий в необычных условиях. Спортивные двигательные навыки характеризуются набором пространственных, временных и силовых характеристик, наиболее остро проявляющихся в условиях спортивной деятельности.

В процессе технического совершенствования важно увязать набор данных характеристик таким образом, чтобы они не выходили за пределы рациональной вариативности основного звена навыка.
Например: совершенствование техники приемов проводится на ринге с поверхностью различной жесткости (мягкое покрытие, деревянный пол, земляное покрытие и т.д.).

Выполнение упражнений при различных состояниях организмабоксера, затрудняющих выполнение технических действий


Выполнение упражнений в состоянии значительного утомления. Показателем эффективности подбора правил в совершенствовании технического мастерства является соответствие навыков и умений задачам и условиям соревновательной деятельности. Большинство ответственных задач соревновательной борьбы приходится решать в условиях экстремальной и сверх максимальной напряженности.

Известно, что в условиях глубокого утомления у спортсмена в первую очередь наблюдается нарушение структуры мышечных напряжений в скоростных двигательных актах, сопряженных с большой точностью.
Для развития и совершенствования приспособительных реакций двигательных навыков и достижения их помехоустойчивости против сбивающих влияний утомления необходимо выполнять упражнения после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Чтобы несколько разгрузить при этом психику боксера, целесообразно проводить организм к утомленному состоянию не основными упражнениями вида спорта, а средствами специальной физической подготовки.
Пример: После упражнений по ОФП или СФП боксер переходит к упражнению на лапах; после напряженной работы на боксерском мешке, боксер совершенствует технику излюбленных комбинаций с партнером в среднем темпе (тоже на лапах с тренером). В этих упражнениях уточняются, и исправляются отдельные детали движений.
Выполнение упражнений в состоянии значительного эмоционального напряжения. Напряженная эмоциональная деятельность современного спорта предъявляет высокие требования к устойчивости психики боксера при выполнении технических приемов, которые, для их надежности, совершенствуются в условиях близких к соревновательным.
Данные многочисленных исследований говорят о том, что объем упражнений на технику при повышенной эмоциональности (такие упражнения предъявляют высочайшие требования к центральной нервной системе, а в отдельных случаях - при завышении объема упражнений этого рода - приводит к утрате так называемой психической свежести) не должен превышать 30-40% от общего объема технической подготовки.
Пример: Тренировки, вольные бои, отборочные спарринги проводятся в присутствии специально приглашенные зрителей. Сдача контрольных нормативов по боксерской технике поводится в присутствии специальной комиссии тренеров и т.п.
Прием периодического выключения или ограничения зрения. Практика показывает, что многие спортсмены отдают предпочтение зрительному контролю за ходом и точностью выполнения технического приема. Обычно у таких спортсменов недостаточно развита способность к тонкому восприятию и оценке собственных движений. Поэтому, периодическое выключение и ограничение зрения заставляет спортсмена максимально мобилизовать все физиологические механизмы мышечного чувства для успешного выполнения упражнений.

Постепенный переход от контроля зрения к мышечно-суставному чувству и чувству равновесия позволит освободить психику спортсмена (центральную нервную систему) для усиления ориентировочного компонента двигательного навыка.
Пример: выполнение упражнений боксера в бою с тенью без контроля зрения и совершенствование отдельных технических приемов или излюбленных упражнений на боксерском мешке с ограничением поля зрения или полностью без контроля зрения.
Приём формирования рабочей установки. Этот прием настраивает боксера на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательных условиях.

Формирование рабочей установки на обязательное и решительное применение усовершенствованного приёма в экстремальных условиях должно иметь четкое смысловое содержание, мотивы которого ясны спортсмену. Здесь должны учитываться мобилизационные особенности установки, способность к распределению и переключению внимания и мышления при выполнении двигательного навыка.
Пример: В процессе выполнения упражнения боксер акцентирует внимание на правильности и эффективности усовершенствованных технических приемов или комбинаций, на начальную или завершающую стадии движения. В условных и вольных боях за эффективное выполнение приемов боксера необходимо поощрять (начислением дополнительных баллов, отметить при разборе итогов занятия и т.п. ).

Метод облегчения условий выполнениятехнических действий


Методический приём вычленения элемента действий. В процессе спортивной деятельности выясняется, что те или иные элементы технического приема требуют существенного изменения или даже овладения ими заново (это естественное условие прогресса в совершенствовании спортивного мастерства).

Чтобы ускорить процесс модернизации технического приема следует увеличить исток целенаправленных раздражителей, адресованных прежде всего центральной нервной системе спортсмена.
Вычленение такой информации должно осуществляться на фоне целостных повторений измененного технического приема в разнообразных проявлениях упражнения с обязательным включением этого приема в арсенал индивидуализированной техники боксера.
Пример: рекомендуется вычленять акцентированное ударное движение кисти, толчок ноги и поворот таза, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим гармоничным соединением этих элементов.
Приём снижения мышечных напряжений. Вариативность мышечных напряжений от максимума до минимума (через оптимум) при выполнении технического приема позволяет более тонко осуществлять коррекцию отдельных движений в двигательном навыке, наладить контроль за координацией движений, что интенсифицирует процесс совершенствования.

Для снижения мышечных напряжений необходимо уменьшить быстроту выполнения приема и амплитуду движения, снизить темп, требования к результативности, эффективности приема путем варьирования весом снаряда и т.п.



Содержание раздела