d9e5a92d

Этап углубленного совершенствования

Далее в течение последующих двух-трех лет тренер внимательно наблюдает за поединками своего ученика и фиксирует атакующие действия, которыми он побеждает. Очень важны два момента: -атакующие действия должны приносить успех на соревнованиях; -реализация их не может быть связана с ошибками соперника, а является следствием умелого введения противника в заблуждение.
Необходимо указать на одну важную особенность обучения в единоборствах. Атакующее действие состоит из двух компонентов: подготовительного и результирующего. Совершенно ясно, что обучение приемам удара, броска и т.п. не является задачей большой педагогической сложности, поскольку существуют апробированные методы постепенного доведения этого элемента до автоматизма.

В то же время, чтобы удар, бросок и т.п. были проведены на соревнованиях, этого недостаточно. Необходимо оснастить данный прием подготовительным элементом, в результате которого появится удобная для нанесения удара, укола, броска и т.п. ситуация.

То есть необходимо, чтобы спортсмен владел не только приемом, но и целостным действием.
Теперь вернемся к процессу овладения основами единоборств. В нем наступает решающий этап.

Тренер вместе с учеником тщательно подбирает, к уже освоенному и приносящему победу приему, как можно, большее число тактических подготовок, превращая его в коронное атакующее действие. Как только это действие начинает приносить устойчивые результаты в соревновательных поединках с равными и более сильными единоборцами, процесс овладения основами единоборств считается завершенным.
Это направление работы на начальном этапе имеет массу достоинств, начиная с прогрессивной опоры на атаку и, кончая возможностью не навязывать спортсмену действия, которые будут у него коронными, а позволяет ему как бы выбрать те способы атаки, которые подходят ему по особенностям психики, морфологии и физиологии.
Суть поэлементного метода заключается в том, что двигательный состав конкретного вида единоборств разбивают на мельчайшие операции, их совокупности отдельные действия, комбинации и связки. Затем от простого к сложному овладевают этим арсеналом до уровня навыков.

Считают, что единоборец, овладевший базовым набором перечисленных элементов и их сочетаний, может успешно вести поединки и добиваться победы, поскольку владеет основами единоборств.
В отличие от первого подхода, поэлементный привлекает творческой возможностью, как бы, лепить мастера, из разумно подобранных элементов и это серьезное преимущество. Вместе с тем, ему присущи и недостатки.

Поскольку жесткие автоматизмы не всегда сочленяются друг с другом, как требует соревновательное противоборство. В итоге может получиться так, что спортсмен, владеющий большим числом операций и действий на уровне навыков, в условиях соревнований будет проигрывать сопернику, поскольку не сможет их объединить в целостное противоборство.
Прежде чем перейти к описанию третьего подхода, который основан на знаниях законов победы в единоборствах, остановимся на главной особенности, которая отличает эту группу видов спорта от всех остальных. Дело в том, что только в единоборствах спортсмен вынужден иметь одновременно две цели: атаковать и не быть атакованным. Эту особенность единоборств назвали законом двух целей (Пилоян Р.А.,1985). Необходимость учитывать этот закон усложняет процесс обучения и совершенствования, сводя порой на нет усилия тренера и спортсмена.

Следующий закон авторы назвали законом отвлечения. Суть его в том, что вероятность атаки минимальна, если ей не предшествуют операции, направленные на соперника (угроза, вызов и т.п.) с целью отвлечь его от хода поединка или спровоцировать на неоправданные действия. Дело в том, что соперник, вынужденный защищаться, как правило, атаковать не может, поэтому, благодаря тактической подготовке, удается снять неопределенность (сложность) функционирования в условиях двойного выбора.

Таким образом, любое отвлечение соперника от хода противоборства является ключом не только к нанесению удара, но и к победе в целом. Единоборец, владеющий не одним отвлечением, а целой системой, может не только нейтрализовать противника, но и навязать ему свои условия ведения боя.

Одним словом, обучение, построенное с учетом этих двух законов, только и может решать эту задачу, связанную с овладением основами ведения единоборств.
Суть предлагаемого подхода сводится к следующему. Тренер на начальном этапе должен процесс обучения и совершенствования вести в двух направлениях.

Первое - связано с овладением всеми имеющимися, в конкретном виде единоборств, приемами атаки на уровне умений. Второе - сопряжено с овладением, на уровне навыков, как можно большим числом способов отвлечения соперника от хода ведения поединка с тем, чтобы научить спортсмена создавать благоприятные ситуации для проведения ударов в условиях соревновательного противоборства.


Перечень вопросов для подготовки к зачету:
1.Как организовать работу по набору в группы начальной подготовки ?
2.Формирование любви и привязанности к боксу.
3.Педагогические средства сохранения группы начальной подготовки.
4.Общие представления о физической подготовке боксеров-новичков.
5.Поэлементный метод обучения основам ведения боксерского поединка.
6.Обучение основам ведения боксерского поединка через овладение атакующими действиями.
7.Обучение ведению поединка на основе законов двух целей и отвлечения.

Этап углубленного совершенствования

Данный период многолетней подготовки единоборцев во многом оказывается решающим в становлении индивидуального мастерства спортсменов. С одной стороны, в это время спорт все больше вторгается в жизнь учеников, требуя профессионального отношения к себе.

С другой, решающую роль начинает играть то, что принято называть способностями (Рубинштейн С.Л.,1976).
Прежде всего, способности следует рассматривать как сочетание двух взаимосвязанных компонентов. Внешним являются операции, их совокупности и действия, которыми владеет спортсмен. К внутреннему компоненту способностей относятся психические процессы их регуляции в ходе деятельности (чувствительность анализаторных систем, межмышечная координация и т.п.). Это сложное строение способностей предопределяет и трудности, с которыми сталкивается тренер при их выявлении.

Зачастую за более способного принимают того, у кого первый компонент развит лучше. Он благополучно усвоил способы ведения единоборств и это приводит к победам на начальном этапе. Гораздо сложнее судить о качестве процессов регуляции операциями и действиями. В дальнейшем ошибка, конечно, выяснится, но может быть слишком поздно, поскольку тот, кого тренер недооценивал, уже бросил спорт, а на того, которого переоценивал, впустую были затрачены время и силы.

Поэтому на этапе углубленного совершенствования, по прежнему необходимо большие усилия прилагать для сохранения контингента занимающихся. Не делать скоропалительных выводов о степени талантливости учеников, пока они не освоят секреты спортивного мастерства. На завершающей стадии второго этапа можно будет судить о том, есть ли смысл единоборцу посвятить себя спорту профессионально.

Причем этот вывод можно будет делать не только на основе спортивных достижений, но и опираясь на качество решения педагогических задач, стоящих на этапе углубленного совершенствования.
Формирование коронных атакующих действий. На начальном этапе спортсмены овладели на уровне умений всеми приемами атаки из арсенала конкретного вида единоборств. Кроме этого у них есть устойчивые навыки отвлечения соперника от хода соревновательной борьбы (угрозы, выведения из равновесия, сковывания, теснения и т.п.).

Теперь необходимо соединить эти компоненты атаки в целостные атакующие действия. Это направление процесса тренировки связано с реализацией трех законов единоборств: -закон коронной атаки, закон вариативности и стабильности атакующих действий и закон повторения без повторений.
Суть первого сводится к тому, что без наличия в арсенале единоборца хотя бы одного коронного атакующего действия, не может быть мастера спорта международной квалификации.
Второй заключается в том, что начальный компонент коронного атакующего действия должен быть максимально вариативен (спортсмен должен иметь множество способов отвлечения соперника). В то время как результирующий компонент коронного атакующего действия (укол, удар, бросок и т.п.), который принято называть приемом, должен быть минимально вариативен, то есть его основные переменные (время, пространство и сила) должны быть стабильны в оптимальном диапазоне изменения. Так, например, сам удар следует наносить максимально быстро и сильно по кратчайшей траектории с тем, чтобы всегда опережать защитные действия соперника. В спортивной борьбе А.А.

Новиков действие этого закона назвал принципом воронки.
Третий, из перечисленных законов, был открыт Н.А. Бернштейном и суть его заключается в том, что даже самое простое действие человек выполняет каждый раз по новому. Так что устойчивость двигательного навыка зависит не от числа самих повторений, а от разнообразия условий, в которых эти повторения осуществляет спортсмен.

Так, в единоборствах, если мы хотим, чтобы действие приносило успех в соревнованиях, мы должны его повторять в самых разных условиях, постепенно приближающихся к соревновательному противоборству. Вначале на месте, затем в движении и только после этого, постепенно увеличивая сопротивление партнера.
Здесь необходимо остановиться еще на одной специфической особенности единоборств, связанной с законом повторения без повторений. У тренера по большинству видов единоборств очень мало рычагов для изменения условий, в которых спортсмен совершенствует действие или его элементы. По существу, этот рычаг связан с изменением степени сопротивления партнера и во многом зависит от многих факторов, таких как его квалификация, способность достоверно воспроизводить ситуацию единоборств, наконец, от заинтересованности помочь товарищу. И, тем не менее, самым эффективным приемом, позволяющим постоянно менять условия, в которых единоборец совершенствует атакующие и другие действия, остается смена спарринг-партнеров.

Причем, важно подчеркнуть, что, на этапе углубленного совершенствования, каждый партнер получает задание - единоборство во время спарринга осуществлять в полную силу. Задача же тренера сводится к следующему.

В зависимости от того, насколько успешно идет освоение отдельных элементов и действия в целом, менять более слабого партнера на более сильного или наоборот, сохраняя при этом накал подлинного поединка. На этапе профессиональной подготовки все меньше места остается игре в поддавки.
Теперь вернемся к задаче, связанной с формированием арсенала коронных атакующих действий. Тренер, внимательно наблюдая своего ученика на соревнованиях и анализируя его соревновательные поединки, снятые на видеокамеру, должен особое внимание обращать на те способы атаки, которые приносят ему успех не случайно. Они подходят ученику в связи с особенностями его психики, телосложения и физических возможностей.

При этом он не просто использует ошибки соперника, а сам заставляет его ошибаться. Вот эти атаки, скорее всего и следует в дальнейшем совершенствовать, чтобы они стали коронными атакующими действиями.

Если быть кратким, то следует, во-первых, расширять арсенал способов отвлечения соперника для нанесения удара, укола или осуществления броска; во-вторых, сокращать время удара, при максимуме взрывного усилия. И, наконец, в-третьих, все это совершенствовать в спаррингах, с различными по силе, весу и квалификации, партнерами.
Основы формирования комбинационного стиля ведения боя. Специалисты по единоборствам знают, что комбинация это сложное технико-тактическое действие, состоящее из двух и более атак. Первая - заставляет соперника защищаться и тем самым создавать удобную ситуацию для неожиданного проведения другой неотразимой атаки.

Таким образом формулируется очередной закон единоборств - закон комбинаций. Суть его сводится к тому, что комбинация всегда начинается с коронной атаки.

Поэтому без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть комбинационного стиля. Сказанное не означает, что комбинация не может быть завершена коронной атакой, просто она должна начинаться с другого атакующего действия, освоенного до того уровня автоматизма, который позволяет и его отнести к числу коронных или излюбленных атак.
В общих чертах стратегия формирования комбинационного стиля сводится к следующему. Тренер вместе с учеником глубоко изучают все возможные варианты продолжения коронного атакующего действия, в случае возникновения непреодолимой защиты на всех стадиях его осуществления (в ходе подготовки, при сближении, во время реализации приема (удар, бросок т.п.).

Найдя приемлемые варианты продолжения, их следует освоить в условиях, моделирующих поединок.
Предпосылки овладения тактикой ведения боя. Тактика ведения поединка - это, по существу, способ выстраивания собственного поведения в бою с учетом особенностей соперника, своих двигательных возможностей, правил соревнований и складывающихся обстоятельств, с целью достичь победы с минимальными физическими и психическими издержками.

Важной стороной тактики является наличие у спортсмена плана ведения поединка и способности его практически реализовать в ходе соревнования.
Обучение тактике ведения поединков следует начинать с овладения всеми перечисленными действиями. Причем, в основе любого действия лежат сформированные еще на начальном этапе навыки отвлечения соперника от хода поединка. При помощи них можно повысить успешность не только атаки, но и других действий (разведка, защита, демонстрация активности, восстановление сил, удержание преимущества и т.п.).

Так что, уже на начальном этапе закладывают фундамент будущего технико-тактического мастерства.
Спортсмен при помощи перемещений, угроз атаки, выведения из равновесия, вызовов на атаку, сковывания и т.п., может, если требуют обстоятельства, провести разведку, нейтрализовать активность соперника, восстановить собственные силы или даже удержать преимущество. Причем, все это он должен делать настолько безупречно и убедительно, чтобы судьи не наказали его за нарушение правил.

Помимо совершенствования действий атаки и контратаки, тренер значительное время должен отводить формированию навыков разведки, демонстрации активности, восстановления сил, удержания преимущества и т.п. Следует помнить, что в соревнованиях спортсмен будет делать лишь только то, что оттачивал на тренировке, в учебно-тренировочных поединках с разными, сопротивляющимися в полную силу партнерами.
Тактика ведения поединка зависит не только от возможностей самого спортсмена, но ее, во многом, определяют особенности соперника. В большей мере это касается выбора дистанции противоборства.

Противнику следует навязывать ту, на которой он чувствует себя менее уверено. Правда это правило касается только соревнований, на тренировках лучше поступать наоборот, ставя себя в невыгодные условия.
Тактика ведения поединка не ограничивается кругом перечисленных вопросов. Она, прежде всего, связана с планированием собственных действий и умением эти планы выполнять на соревнованиях. В полной мере эта задача будет освещена при описании этапа реализации индивидуальных возможностей единоборцев.

Здесь же, еще раз подчеркнем, что навязывать свою волю сопернику может лишь только тот единоборец, который владеет разнообразными способами решения любых задач, возникающих в ходе соревновательного поединка, чему и следует его научить на этапе углубленного совершенствования.
Особенности подведения единоборцев к состоянию наивысшей (на данный период) готовности. На этапе углубленного совершенствования, подготовку спортсмена все больше и больше соотносят с годичным календарем соревнований. Кстати, на этапе реализации индивидуальных возможностей, этот процесс еще больше углубляют и порой подготовку спортсмена строят, ориентируясь на главное соревнование не только года, но и более протяженного цикла. Так, например, в единоборствах, входящих в программу Олимпийских игр, упор делают на четырехлетний цикл.

При этом всегда преследуют цель - показать лучший результат на главном соревновании года или четырехлетия. В то же время, поскольку на главные соревнования года попадают не все спортсмены, а только, выигравшие отборочные соревнования, очень важно так строить подготовку единоборца, чтобы его готовность позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года или четырехлетия.

Добиваются этого путем рационального построения тренировки, как в годичном цикле, так и при непосредственной подготовке к соревнованиям. Покажем это на примере годичной подготовки на этапе углубленного совершенствования.
Прежде всего, следует выделить для конкретного спортсмена главное и отборочное соревнование года. Кстати сказать, это важно не только для спортсменов и тренеров, но и для организаторов спорта, поскольку календарь соревнований и четкое выделение главных и отборочных соревнований для спортсменов различной квалификации, это основной рычаг управления развитием вида спорта.
Очень важно, сколько дней отделяют друг от друга отборочные и главные соревнования года. Опыт подсказывает, что у спортсменов высокой квалификации оптимальным является время от полутора до двух с половиной месяцев. Меньший диапазон может не позволить отдельным спортсменам восстановиться после напряжения отборочного турнира, что отразиться на конечном результате.

Удаленность главного соревнования от отборочного на время более двух с половиной месяца, также неприемлема. Время изменяет соотношение сил среди конкурентов, что может потребовать дополнительного отбора в отдельных весовых категориях, а это, как известно, повод для нездорового ажиотажа среди тренеров и дополнительное психическое напряжение для спортсменов.
Все остальные соревнования для конкретного спортсмена следует рассматривать как подводящие (подготовительные), на них спортивный результат не должен быть главным. Гораздо важнее разнообразие и качество ведения единоборства.
Участие в каждом соревновании, не зависимо от его цели, следует предварять специальной подготовкой и завершать серьезным анализом и восстановлением спортсмена. Саму подготовку следует планировать, опираясь на недельные микроциклы трех разновидностей: входа в подготовку, основной тренировочной работы и выхода из подготовки. Обоснование разумности такого подхода базируется на работе А.М. Дякина (1978) и строится с учетом закона ударной нагрузки.

Согласно ему, эффект сверх восстановления в единоборствах, а следовательно и состояние высокой степени готовности достигают тогда, когда спортсмены за 7-10 дней до начала турнира получают нагрузку (по объему и интенсивности) равную или превышающую, ту что будет в предстоящем соревновании. С учетом закона ударной нагрузки, тренеры планируют содержание всех перечисленных микроциклов. Микроцикл входа в подготовку - это продукт централизованной тренировки.

Часто на сбор приезжают спортсмены разного уровня подготовленности, имеющие неодинаковые мотивационные установки. Одни вернулись с очередного соревнования, другие только что залечили травмы, кто-то женился, у кого-то родился ребенок, а между тем необходимо создать в команде микроклимат нацеленности на серьезную подготовку к турниру. Эту задачу и призван решить микроцикл входа в подготовку, который чаще всего бывает меньше недели, поскольку составляет период с первого дня сбора по воскресенье включительно.

За эти несколько дней тренеру предстоит, используя различные средства, сплотить коллектив и психологически настроить на нелегкую, требующую максимальной отдачи, тренировочную работу, которая будет реализована в микроциклах, называемых - основными.
Их в зависимости от материальных возможностей клуба, может быть от одного до трех. Причем, независимо от их числа, принято придерживаться следующего правила. За семь-десять дней до начала соревнований следует планировать ударную тренировку, моделирующую предстоящий турнир (ударный микроцикл).

Естественно, в дни, предшествующие этому, необходимо чередовать тренировки специального и общего характера, причем, используя последние не только как средство активного восстановления, но и как избавление от монотонии.
Заключительный микроцикл - выхода из подготовки (сбора) может, в зависимости от ранга (трудности) предстоящего турнира, быть меньше или больше семи дней. В ходе него решаются следующие задачи: восстановление после ударной нагрузки, сгонка веса, шлифовка коронных действий, комбинаций, связок и элементов тактики ведения поединка.

В этот период подготовки очень важно помнить о законе тренирующего эффекта соревнований. Согласно ему на соревнованиях лучше выступать недостаточно подготовленным, но отдохнувшим, чем измотанным от перенапряжения и перегрузок.

В первом случае велика вероятность того, что ваш ученик от поединка к поединку будет прибавлять и к финалу достигнет высокого уровня подготовленности. Во втором, ему обеспечено резкое снижение функционального состояния уже после первого боя.

Конечно, оптимален вариант, когда спортсмен в хорошей форме начинает турнир, тогда во встрече с основным соперником даже в первом круге он сможет проявить все на что готов в данный момент и победит, чего может не случиться, если он недостаточно подготовлен. Однако из двух зол выбирают меньшее, поскольку начинать соревнования на грани перетренированности это, значит, обрекать себя на неудачу.

Поскольку даже выигрыш, ценой невероятного напряжения, у основного конкурента, в первом круге, обернется поражениями от более слабых соперников на последующих стадиях турнира.
Формирование мотивации спортивной деятельности и психических качеств. Если раньше говорилось о необходимости привить ученикам любовь и привязанность к конкретному виду единоборств, то на этапе углубленного совершенствования задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию спортивной деятельности.
Опыт и научные знания показывают, что поведение человека, его действия, поступки и деятельность в целом носят не спонтанный характер. Они обусловлены особым устойчивым состоянием человека, которое принято называть мотивацией.

Благодаря мотивации человек преодолевает трудности повседневной жизни, действует или наоборот, бездействует в тех или иных обстоятельствах, посвящает всю свою жизнь тому или другому делу. Одним словом мотивация незримо присутствует в каждом действии и поступке человека и ведет его по жизни от одной цели к другой.
Мотивация это особое устойчивое состояние человека, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения им своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит человека к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и ведет к возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.
Как видно из приведенного определения, узловыми в понимании мотивации являются несколько понятий. Прежде всего - это предмет деятельности. Любая деятельность имеет свой предмет, под которым понимают то, на что направлена активность человека. В спорте в качестве предмета выступает спортивный результат.

Другое понятие - это потребности. Под потребностями обычно понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.
Что же касается способностей, то под ними следует понимать умственный и физический потенциал, заложенный в человеке или приобретенный в предшествующей жизни, позволяющий овладеть конкретной деятельностью.
Раскрыв суть основных понятий, попытаемся показать какие стадии проходит процесс формирования мотивации спортивной деятельности. Для того, чтобы внести ясность в это сложное явление, разберем несколько упрощенную ситуацию и представим, что конкретный индивид реализует в спорте одну единственную потребность, связанную с самоутверждением.

Потребность в самоутверждении (получение оценки со стороны окружающих людей) является очень серьезной предпосылкой формирования мотивации, однако наличие потребности само по себе еще не является гарантом того, что человек начнет действовать. Потребность - это лишь условие возникновения мотивации.

Мотивация появляется только тогда, когда потребность, допустим в самоутверждении, найдет себя в предмете конкретной деятельности.



Содержание раздела