d9e5a92d

Этап реализации индивидуальных возможностей единоборцев

В нашем случае эта потребность должна совпадать с предметом спортивных единоборств. То есть, человек в какой-то момент вдруг ощущает непреодолимую тягу к занятиям тем или иным видом единоборств.

Происходит это потому, что в его подсознании произошло как бы опредмечивание потребности в самоутверждении. Он словно почувствовал, что хочет самоутверждаться ни в учебе, ни в труде, а именно в спорте.
Совпадение потребности с предметом спортивной деятельности - это первая стадия формирования мотивации. Период ее слабой устойчивости, поскольку еще не ясно, в какой мере субъект обладает потенцией к овладению конкретной деятельностью.

Эта стадия психологически характеризуется осознанием субъектом личностного смысла занятий конкретной деятельностью и тем, что в его сознании возникают цели, ведущие к овладению предметом данной деятельности.
Приведенные стадии формирования мотивации, соответствуют этапам многолетней подготовки единоборцев. Есть все основания предполагать, что на начальном этапе мотивационная сфера характеризуется лишь совпадением потребностей занимающегося с предметом спортивных единоборств.

Но поскольку сам предмет деятельности в сознании подростка еще представлен весьма смутно, да еще и не ясны способности индивида в овладении им, приходится пока еще говорить не о мотивации, а лишь о формировании любви и привязанности к конкретному виду спорта. В этот период обычно наблюдается большая текучесть состава групп занимающихся, обусловленная неустойчивостью мотивационной сферы.
На следующей стадии формируется такое психическое состояние, которое с полным основанием можно определить как мотивация к конкретной деятельности. Оно, прежде всего психологически характеризуется устойчивостью и целеустремленностью субъекта, благодаря осознанию им личностного смысла, серьезного занятия конкретной деятельностью, в частности, спортивными единоборствами.

Правда этим не ограничивается процесс формирования мотивации. Существует еще более высокая стадия, именуемая в спорте как мотивация достижения высшего результата.

Это наиболее устойчивое состояние личности обычно свойственное этапу реализации индивидуальных возможностей. Его характеризует наиболее полное совпадение потребностей и способностей спортсмена с самым высоким спортивным результатом.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу формирования мотивации спортивной деятельности. Вся сложность решения этой задачи заключается в том, что на этапе углубленного совершенствования практически не срабатывают те потребности, которые удерживали подростка в группе начальной подготовки. С одной стороны потребности, как правило, имеют свойство исчезать по мере их удовлетворения, с другой, растут требования, которые предъявляют спортивные единоборства к самому спортсмену.

На втором этапе спорт забирает у атлета не только больше времени, он постепенно поглощает его всего полностью и, естественно, эта полная самоотдача не может быть реализована лишь на основе потребности быть сильным и здоровым или потребности в познании или общении. Дело в том, что после двух-пяти лет занятий единоборствами подросток превратится в крепкого юношу, давно удовлетворившего свои потребности в силе, здоровье, новых впечатлениях и т.п.

Поэтому, если тренер собирается дальше с ним работать и вести его к трудным вершинам высшего спортивного мастерства, то он обязан (если не сделал этого еще раньше) пробудить в своем ученике главную социальную потребность - это потребность в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга, которая, по существу, может быть названа как потребность в положительной оценке окружающими людьми.
Учитывая сказанное, тренер, если он рассчитывает подготовить из своего ученика мастера международного класса, должен на этапе углубленного совершенствования (а может быть и еще раньше) актуализировать в его сознании потребность в самоутверждении через спорт. (Демин В.А.,1975; Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., 1998; Пилоян Р.А.,1990, 1991 и др.). Тренер должен убедить родителей в том, что спорт позволит юноше полностью самореализоваться, раскрыться как общественно-полезной, уникальной личности.

Более того, спорт для талантливого человека может стать предметом удовлетворения его материальных потребностей, поскольку на этапе углубленного совершенствования общество, понимая трудность достижения высоких результатов в спорте и их общественную ценность, начинает активно стимулировать тех, кто посвящает себя этой непростой деятельности.
Формирование мотивации спортивной деятельности не ограничивается актуализацией (опредмечиванием через спорт) ведущих потребностей спортсмена. Не меньшее значение имеет и расширение его способностей.



Под этим мы понимаем не только его физические кондиции, умения и навыки, то, что у С.Л. Рубинштейна (1976) названо внешними способностями, но, прежде всего постижение секретов самого единоборства. В этом вопросе роль тренера не заменима. Правда есть тип наставников, которые свою задачу видят лишь в том, чтобы указывать ученику на ошибки или подсказывать, как следует действовать в той или иной ситуации.

Они не знают, что от слов до дела, от понимания до исполнения лежит огромная дистанция. Задача тренера так строить процесс подготовки, чтобы ученик не просто знал о том или другом возможном решении двигательной задачи, а сам решал эти задачи в условиях, близких к соревновательным или даже еще более трудных. Одним словом, тренеру следует умело организовать процесс тренировки, чтобы спортсмен не теоретически, а практически разбирался во всех тонкостях единоборств.

Это послужит сильным стимулом формирования устойчивой мотивации спортивной деятельности.
Таким образом, тренер, работающий на этапе углубленного совершенствования должен уметь активно формировать устойчивую мотивацию к занятиям единоборствами. Для этого ему необходимо проводить работу по актуализации (опредмечиванию через спорт) потребностей в моральной оценке со стороны общества, а также по углублению профессионального владения конкретным видом единоборства.
В психологии спорта сложилось не совсем правильное понимание того, от чего зависит формирование у спортсмена необходимых для данной деятельности психических качеств, таких как смелость, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность и многих других. Ошибка заключается в том, что вопрос развития перечисленных качеств рассматривают в отрыве от мотивации. Из приведенного понятия мотивация видно, что целеустремленность как факт наличия в сознании индивида цели и ее выраженности, полностью зависит от характера и уровня мотивации человека.

Дело в том, что цель - постоянный атрибут мотивации, ее реальное проявление в сознании и деятельности. Точно также от характера и уровня мотивации зависят и другие психические качества.

Если человек мотивирован, то значит, он осознает личный смысл того, что он делает, следовательно, он будет и решителен, и смел и проявит все другие психические свойства, которые нужны для победы. Это суждение, конечно, не исключает необходимости специальной работы по формированию важных для единоборца психических качеств, но она принесет пользу только в том случае, когда у спортсмена есть мотивация серьезного, профессионального овладения конкретным видом единоборств.

Иначе эти усилия не дадут результата.
Другая важная особенность психики связана с тем, что все важнейшие качества формируются только в самой деятельности и в связи с этим имеют свою специфику. Покажем это на примере такого важного для спортсмена свойства как смелость. В практике даже бытует убеждение, что смелость - это врожденное свойство характера. Сколько ярлыков о не перспективности было роздано спортсменам при обнаружении на соревнованиях отдельных признаков страха, растерянности, нерешительности?

В то время как доказано, что неуверенность, страх, как правило, являются следствием неподготовленности конкретного спортсмена к выступлению на данном соревновании. Они спутники того спортсмена, у которого есть пробелы в мастерстве, есть серьезные, возможно не выявленные, недостатки в подготовленности (Симонов П.В.,1981 и др.). Мысль о том, что смелость не врожденное, а определяемое условиями деятельности качество, подтверждают многочисленные примеры, когда один и тот же человек в одних условиях может оказаться трусом, а в других, отчаянно смелым бойцом.

Поэтому, вместо того, чтобы вешать ярлыки, тренеру необходимо разобраться в причинах отрицательных психических состояний спортсмена и путем целенаправленного устранения пробелов в подготовленности, в мастерстве сформировать чувство уверенности в своих силах, смелость и решительность.
Перечень вопросов для зачета:
1.Проблема способностей в боксе.
2.Методика формирования коронного атакующего действия.
3.Тактика ведения поединка.
4.Методика формирования комбинационного стиля ведения поединка.
5.Составить годичный план подготовки боксеров на этапе углубленного совершенствования. Подробно описать мезоцикл перед главным соревнованием.
6.Сущность, компоненты и пути формирования спортивной мотивации.

Этап реализации индивидуальных возможностейединоборцев


Данный этап многолетней подготовки единоборцев является кульминационным в карьере спортсмена. В ходе него решается вопрос о том, на что способен атлет.

Впишет ли он свое имя золотыми буквами в историю конкретного вида единоборств или оставит короткую память о нереализованных собственных возможностях и несбывшихся надеждах. В конце концов, на этом этапе проверку практикой проходят не только способности и чисто человеческие свойства спортсмена, но и тренерская концепция наставника, его профессионализм. Организационно, этап реализации индивидуальных возможностей, связан с пребыванием спортсменов в группах высшего спортивного мастерства ШВСМ, ЦОП или СДЮШОР и может длиться от года до десяти и более лет. Основной смысл этого этапа показать, на сколько это возможно, высший результат на различных чемпионатах.

Подготовка спортсмена становится все более индивидуальной, однако, среди решаемых задач есть те, которые носят общий характер.
Совершенствование тактики ведения поединков. Успешность тактики ведения поединка напрямую зависит от того, насколько спортсмен владеет способами решения всех двигательных задач, возникающих в ходе поединка (разведка, атака, защита, контратака, восстановления сил и др.). Каждый единоборец еще на этапе углубленного совершенствования должен овладеть собственным арсеналом действий, позволяющих ему грамотно и эффективно вести себя в ходе соревновательного поединка с любым соперником в любой самой трудной ситуации.

Достигают этого путем применения метода заданий (Громыко В.В.,1993 и др.), при помощи которого в тренировке моделируют фрагменты соревновательного поединка. На этапе реализации индивидуальных возможностей дальнейшее совершенствование тактики ведения поединка связывается с тем, чтобы спортсмен умел не только атаковать, контратаковать, удерживать и наращивать преимущество.

Очень важно диктовать противнику ход развития поединка, как бы навязывая ему собственную волю. Этим разделом мастерства единоборцев, как правило, овладевают с большим трудом.

Между тем, в основе такой линии поведения спортсмена в соревновательном поединке лежит умение эффективно переходить от одних действий к другим. От атаки к защите, от контратаки к подавлению инициативы соперника, от разведки к преодолению его глухой защиты. Причем важно, чтобы спортсмен это делал осознанно. Совершенствуют это умение при помощи того же метода заданий, ставя перед спортсменом не одну целевую установку, а две-три последовательные цели.

Причем, добиваясь того, чтобы к последующей цели атлет переходил только после того, как достигнет предыдущую. Подобная модификация метода заданий получила название алгоритмических связок (Джапаралиев В.Т.,1981; Курбанов Х.К.,1985 и др.) или двойных - тройных заданий. Единоборцу можно давать следующие варианты двойных заданий: провести разведку, затем успешную атаку; провести успешную атаку, удержать полученное преимущество; провести успешную атаку, затем перейти к наращиванию его, за счет контратак; уступить сопернику один-два удара, затем отыграть их и т.п.

При этом, партнер получает противоположное задание за счет чего тренер усложняет условия тренировки.
После того, как спортсмены стали справляться с двойными заданиями, можно переходить к более сложным - тройным. Например: провести разведку, успешную атаку, удержать преимущество; провести успешную атаку, увеличить преимущество за счет контратаки, продемонстрировать активность; контратаковать, уйти в глухую защиту, добиться преимущества за счет непрерывных атак и т.п.

Набор заданий может быть самый разнообразный. Главное они должны быть близки к тем, которые реально возникают в поединках по конкретному виду единоборств.

Данную форму тренировки следует сопровождать тщательным анализом итогов выполнения поставленных заданий.
Важным элементом тактики ведения поединка является умение составлять план, а оно в свою очередь базируется на глубоком анализе сильных и слабых сторон, подготовленности соперника, своих возможностей и складывающихся в соревнованиях условий.
Овладение тактикой участия в соревнованиях. Так как, тактика участия в соревнованиях - это сознательное выстраивание отдельных поведенческих комплексов в ходе соревнования в последовательности, приводящей к достижению намеченного результата, то представляется важным показать, какие именно задачи стоят перед единоборцем в ходе соревнования и какова наиболее рациональная последовательность их решения.
В соревнованиях единоборцы реализуют поведенческие комплексы двух видов. Первые - это, жестко детерминированные правилами соревнований и традицией: взвешивание, предварительные, полуфинальные и финальные поединки, разминка. Причем их количество, время и последовательность регламентированы правилами.

Второй вид поведенческих комплексов спортсмен реализует в зависимости от своего опыта. Индивидуальная подготовка к поединку (включает: разминку и настройку), планирование дальнейшей борьбы (включает: анализ жеребьевки и проведенных поединков, просмотр поединков соперников, составление плана на предстоящий поединок), отвлечение от хода соревнований, восстановление сил и потерянной энергии.
В процессе подготовки пытаются создать модель предстоящих соревнований, где единоборцы отрабатывают оптимальную последовательность реализации поведенческих комплексов, позволяющих с наименьшей затратой сил и энергии, успешно выступить в турнире. По окончании дня поединков, проводят вместе со спортсменами теоретический разбор проведенной тренировки, выявляют отрицательные моменты, которые не дали возможности спортсмену достичь конечной цели, для того, чтобы внести коррективы в деятельность спортсменов на предстоящих состязаниях.

Для изучения и коррекции тактики участия в соревнованиях в специальный протокол необходимо заносить указанную в ней информацию. Если не ясна цель спортсмена, ее следует уточнить путем опроса.
В результате регистрации всех подробностей поведения спортсмена на соревнованиях можно выяснить так ли, как нужно готовился к поединкам, правильно ли провел их, рационально ли использовал время между ними.
Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата. Критерием наличия у спортсмена мотивации достижения наивысшего результата является его готовность совершить подвиг ради завоевания победы на крупнейших международных соревнованиях.

Тот, кто хотя бы раз был близко около ринга, во время финалов на Олимпийских играх или чемпионатах мира, безусловно, проникся тем психическим напряжением, которое излучают участники предстоящего поединка, готовые ради победы на все, даже, кажется, на смерть. И в этой ситуации не дрогнет, не испугается только тот спортсмен, который имеет ту форму мотивации, которую называют - мотивация достижения наивысшего результата.
Спортсмены, как правило, проигрывают поединок еще до его начала. Во время соревнований различного масштаба непосредственно перед поединком количественно оценивали и фиксировали целевые установки двоих спортсменов.

Анализ результатов исследования показал, что целевые установки победителей статистически достоверно выше, чем у проигравших. (Х.К. Курбанов, 1985).
Как уже было сказано мотивация - это, прежде всего понимание личностью смысла достижения наивысшего результата. Спортсмен должен осознать какую пользу получит общество, он сам и его близкие от того, что он станет чемпионом мира или Олимпийских игр.

К сожалению, по причине недостаточной осведомленности организаторов спорта, а, следовательно, тренеров и спортсменов, смысл спортивных побед часто сводят к получаемым призовым вознаграждениям. Вместе с тем, совершенно очевидно, что высшие достижения в олимпийском и некоммерческом типах спорта являются объективным показателем генофонда народа, который представляет спортсмен.

По существу победа на крупнейших соревнованиях это яркое свидетельство мирных инициатив государства, которое его воспитало.
Важным рычагом формирования мотивации достижения наивысшего результата является семья спортсмена. Многие выдающиеся тренеры успешно его использовали.

Однако здесь не должно быть формализма и некомпетентности. А для того, чтобы этот рычаг управления сработал, нужно кропотливо работать со спортсменом вне спортивного зала.

Знать его нужды, проблемы, подробности семейной жизни.
Очень важно на этапе реализации индивидуальных возможностей никогда не обманывать спортсмена. А это очень часто происходит из-за отсутствия контрактов с равной ответственностью сторон за конечный результат деятельности.

Их заменяют устные договоренности между спортсменом и тренером или организатором, которые порой не выполняют, особенно в части вознаграждения за победу. Пагубное влияние таких поступков на мотивацию этого и, особенно, последующих поколений трудно переоценить.
И, наконец, нельзя не сказать о факторе, самым пагубным образом, влияющим на мотивацию спортсменов. Это различные прикидки и отборочные поединки накануне основных стартов.

Так, в истории бокса был печальный опыт при подготовке к Олимпийским играм в Сеуле. Тогда весь сбор был насыщен отборочными поединками.

В каждой весовой категории выявляли лучших боксеров. Эта ошибка привела к тому, что одна из сильнейших за все годы команда выступила слабо.

Беседы с некоторыми участниками того сбора, показали, что они были мотивированы не на олимпийский результат, а лишь на завоевание права поехать на игры. Чтобы не возникали подобные проблемы, еще в начале календарного года должны быть оговорены условия попадания на чемпионат мира и Олимпийские игры. Для этого необходимо строго договориться какое соревнование или серия их будет отборочными. Причем их должен отделять от главного состязания временной отрезок не меньше и не больше полутора-двух с половиной месяцев.

Тем более, недопустимо оставлять решение вопроса отбора на конец заключительного сбора. Подобное решение будет действовать разрушительно на мотивацию спортсменов.
Перечень вопросов для подготовки к зачету:
1.Совершенствование тактики ведения боя.
2.Тактика участи в соревнованиях.
3.Формирование мотивации достижения наивысшего результата с целью повышения эффективности тренировки и соревнований.

Законы победы в единоборствах


- Закон двух целей. Только в единоборствах спортсмен должен одновременно решать две задачи: атаковать соперника и не быть атакованным им;
- Закон отвлечения. Для успешной реализации атаки ей должно предшествовать отвлечение соперника от хода противоборства.

За счет отвлечения спортсмен лишает соперника возможности успешно атаковать и тем самым снимает отрицательные последствия действия закона двух целей.
1.Законы формирования высшего спортивного мастерства
- Закон коронного атакующего действия. Без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть мастера спорта международной квалификации;
- Закон вариативности и стабильности коронных атакующих действий. Начальный компонент атакующего действия (тактические подготовки, отвлечения) должны быть максимально вариативны (множество способов отвлечения соперника), а который принято называть приемом, должен быть минимально вариативен, т.е. стабилен;
- Закон повторения без повторений. Даже самое простое действие человек выполняет каждый раз по разному.

Следовательно, формирование навыков единоборства зависит не от числа повторений, а от количества повторений в различных условиях, постепенно приближающихся к условиям соревновательного поединка.
- Закон комбинаций. Суть его сводится к тому, что комбинация всегда начинается с коронной атаки, поэтому без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть и комбинационного стиля. (Пилоян Р.А.,Суханов А.Д.,1999)



Содержание раздела