d9e5a92d

Резаные траверсы

С таким небольшим углом закантовки вы получите в результате мягкий поворот - что-то вроде плавающего сдвига в сторону. Не вращайте лыжи стопами, а пользуйтесь только закантовкой.

Повторите упражнение, постепенно увеличивая закантовку. Так держать, и у вас получится более выраженный резаный поворот. Лыжи будут прогибаться по дуге, определяемой их собственным боковым вырезом, оставляя два резаных следа на снегу (если вы сможете сохранить равновесие, когда они вас везут).

Когда начнете выезжать за склон, смените направление. Вы исполнили большой облегченный резаный поворот просто за счет бокового выреза лыж.

Более крутые резаные повороты являются производными от этой дуги, и достигаются дальнейшим прогибом лыж.

Резаные траверсы

Если вы можете выполнить чистый резаный поворот способом, описанным выше, пора сделать следующий шаг в карвинге. Резаный траверс выполняется так же, как предыдущее упражнение, но на широком ухоженном склоне со средним уклоном.

Запомните, что закантовка увеличивается в основном движением бедер. Направьте лыжи под углом 45 градусов, и затем поверните к склону. Меняйте угол закантовки до тех пор, пока не почувствуете, что лыжи поворачивают под вами сами, затем еще увеличьте закантовку, чтобы лыжи повернули по чистой дуге на снегу.

Сохраняйте эту позицию, и пусть лыжи выполнят длинный поворот поперек склона. Вы можете повернуть настолько, что остановитесь. Выполните упражнение в обе стороны.

Для разнообразия выполните его с большим или меньшим углом по отношению к склону.

Резаный поворот с переступанием

Выполняйте это упражнение на подготовленном плоском или среднем склоне, начиная с резаного траверса. Затем энергично сделайте шаг с внешней лыжи на внутреннюю. Каждый раз, когда наружная лыжа поднимается, пытаясь зацепиться за внутреннюю, концентрируйтесь на том, чтобы опустить ее на снег в положении, позволяющем выполнить резаный поворот, также как это вы делали в первых упражнениях. Увеличивающееся давление, действующее на внешнюю лыжу, прогибает ее.

Попытайтесь выполнить поворот, прилагая давление на внешнюю лыжу, и продолжить его после шага на внутреннюю лыжу.

Резаный поворот как в жвачке

Это упражнение на воображение, расширяющее понятие о карвинге. Используйте подготовленный средний склон и выполните на высокой скорости средний поворот и затем поворот чуть больше среднего радиуса. Представьте, что вы ступаете обеими лыжами по чрезвычайно вязкой жевательной резинке или клею. В начале поворота начните отрывать внутреннюю лыжу от снега.

Вязкость жвачки обеспечивает большое сопротивление, и поэтому подъем лыжи происходит медленно и плавно. Когда вы достигнете контроля над поворотом, поднимите внутреннюю лыжу на 20 см, затем начните медленно возвращать ее на снег.

Внутренняя лыжа должна коснуться снега на выходе из поворота. Из-за вязкости жвачки, в высшей точке подъема внутренней лыжи усилия будут наибольшими.

Чтобы преодолеть это сопротивление, внешняя лыжа должна быть сильно загружена (для каждого действия - равная и противоположная реакция). Цель состоит в том, чтобы плавно и постепенно увеличивать и уменьшить давление на внешнюю лыжу, комбинируя его с равновесным положением, требующимся для подъема внутренней лыжи.

Резаные повороты с сильным наклоном

Вы, возможно, видели сноубордеров, которые буквалвно могут лечь на снег в повороте на высокой скорости, и их падения во время таких радикальных поворотов. Они падают из-за того, что слишком сильно наклоняются внутрь, для данной скорости, радиуса и формы поворота. Сноубордер падает из-за неправильного представления, насколько сильный наклон необходим, но он получает ценную информацию в процессе набивания шишек: упал, значит зашел слишком далеко.

Спускайтесь на лыжах по широкому подготовленному склону без препятствий и попытайтесь преднамеренно слишком сильно наклониться к склону. Посмотрите, как далеко вы можете наклониться до точки падения, увеличивая угол за-кантовки. Будьте внимательны! Затем посмотрите, насколько близко вы можете подойти к этой точке без падения.

Попытайтесь держать соответствующую стойку и сохранить структуру движений. Увеличение закантовки является ключевым моментом резаного поворота, но не менее важно научиться управлять скоростью, формой и радиусом поворота, силой, прилагаемой к за кантованным лыжам.

Это упражнение поможет вам сложить все эти элементы вместе.

Трудности неуловимого карвинга

Одна из наиболее общих проблем, с которой сталкивается лыжник даже после выполнения всех выше описанных инструкций - карвинговый поворот, который не получается. Вы способны выполнять все интегрированные движения резаного поворота, но не можете сделать сильный энергичный карвинговый поворот. Одним из симптомов такой проблемы может быть менее четкий след на снегу и сброс лыж в части поворота.



Вы можете также испытать нежелательное проскальзывание лыж на ледянистом снегу. Наиболее важный элемент сильного резаного поворота - это адекватный угол закантовки, но вы должны знать, как достигнуть этой закантовки, чтобы максимально использовать ее мощь.
Перемещение центра тяжести тела внутрь поворота - это только азы обучения закантовки лыж в экспертном катании. Только умение правильно расположить бедра и верхнюю часть тела могут создать разницу между слабым и мощным резаным поворотом. Если вы хотите побольше узнать об усилении резаного поворота, взгляните на главы, посвященные ангуляции бедер, контрвращениям и наклонам, а также пункт "необычные стойки" в Части V "Совершенствование техники" .
Другая проблема, с которой сталкиваются многие лыжники в карвинге, - это внешняя лыжа в фазе ведения поворота. Пытаясь быть более энергичными, лыжники порой слишком сильно смещают тело внутрь поворота, и бывают вынуждены мгновенно опереться на внутреннюю лыжу, сбросив внешнюю лыжу для восстановления равновесия.

Это обычно называется "срыв" внешней лыжи, и более явно проявляется на льду.
Поворот начинается всеми компонентами, работающими вместе для достижения равновесия в повороте. Но по мере развития поворота и достижения его средней точки, когда происходят наиболее энергичные давление и закантовка, происходит нечто ошибочное.

Или лыжник неправильно оценивает, насколько он может наклониться внутрь поворота, или некоторые составные части резаного поворота преждевременно исчезают. Если вы прекращаете непрерывное давление и управление внешней лыжей в повороте, лыжи прекращают поворачивать, и след становится прямым. Пропадает сила, которая поддерживала равновесие и вы падаете внутрь поворота.

Точнее, эта потеря баланса в повороте возникает из-за неожиданного изменения центробежной силы. Связанные с этим проблемы возникают также из-за стойки лыжника. Наклон всего тела внутрь поворота делает поддержание равновесия трудным, однако винтоугловое положение дает вам возможность


Рис. 14.7.

Позволяя голове и верхней части тела наклоняться к склону или внутрь поворота, можно перенести давление с внешней лыжи на внутреннюю.


Рис. 14.8.

Наклонное положение тела или угловое положение во время поворота.

легко регулировать равновесие. Вы сможете прочитать об этом побольше в части V "Совершенствование техники".
Лыжники, заметившие, что след пропадает в начале нового поворота, должны обратить внимание на необходимые элементы входа в поворот. Увеличение закантовки лыжи, не сопровождаемое адекватным давлением для ее прогиба, заставляет лыжу двигаться по прямой. Одно из главных правил карвинга - это согласованность.

Если вы решили увеличить угол закантовки, вы должны быть готовы управлять и надавить на лыжи так, чтобы создать силу в повороте. Без создания этой силы, лыжи не прогнутся и будут двигаться по прямой.

Вы можете забыть также о таких базисных элементах как руление или загрузка, используя их слишком или слишком поздно или недостаточно энергично.
Дополнительной причиной пропадания следа в начале поворота может быть плохой контроль переднезаднего давления (равновесия) на лыжи. В начале каждого поворота вы должны держать центр тяжести над лодыжками. Носки лыж отвечают за вход в поворот, и небольшое дополнительно давление поможет плавно ввести их в дугу. Лыжники, слегка сидящие на пятках в конце предыдущего поворота, должны переместиться вперед до начала следующего поворота.

Лыжники, сталкивающиеся с такими трудностями, должны просмотреть информацию в разделе 5 и главу о корректировке наклона. Эта корректировка может решить проблему, так как увеличение наклона ботинка может сдвинуть центр тяжести тела вперед, увеличивая давление на переднюю часть лыжи.
Другая обычная проблема в резаном повороте связана с его окончанием. Когда вы заканчиваете поворот, задник внешней лыжи проскальзывают, вызывая мгновенную потерю контроля закантовки и прерывание ритма.

Эта трудность наиболее ярко проявляется на гладком снегу. Обычно думают, что виноваты тупые канты, однако это неправильно: даже острые как бритва канты не могут помочь лыжнику, имеющему хронические проблемы с
проскальзыванием задников.
Первичная причина проскальзывания - рассинхронизация движений лыжника и формы поворота. Многие в повороте только наращивают скорость, пытаясь контролировать ее позднее.

Это приводит к чрезмерным усилиям на задники в тот самый момент, когда тело находится не в лучшем положении, и контроль закантовки задников теряется. Лыжник может решить эту проблему, начиная пораньше давить на задники лыж и уменьшая необходимость хлопать ими в конце поворота.

Такие лыжники также должны попытаться уменьшить скорость, выполняя закругленные повороты, или выходить из поворота немного быстрее, как объясняется в пункте "Распределение усилий в повороте" Части V "Совершенствование техники".
Часть IV. Повороты в сложных ситуациях
Сложный и переменчивый рельеф - вот куда отправляются эксперты чтобы проверить свои возможности. Крутые склоны, бугры, жесткий и ледянистые склоны, целина, тяжелый снег и деревья - вот где имеют значение отличные горнолыжные навыки, и где можно найти вызов и удовольствие от катания.
Даже если вы катаетесь в регионе, которые не известен своими сложными условиями, вы всегда можете найти способы проверить свое мастерство. Это может быть южный склон, покрытый толстой коркой, или бугристый склон, который вчера подтаял, а сегодня снег на нем твердый как броня и очень быстрый.

Близко стоящие деревья на склонах средней крутизны (mild) могут быть достаточно сложны, чтобы вызвать выброс адреналина, а медлительный лыжник среднего уровня может досыта нахлебаться на склоне, покрытом 30 см. хорошей целины.
Настоящий соблазн лыж в экстремальных вариациях профиля и состояния снега -причем это состояние может изменяться ежедневно, если не ежечасно. Это удовольствие недоступно лыжнику, который неспособен справиться с разными условиями катания, и который считает деревья или тяжелый снег просто ночным кошмаром.

Переменный рельеф и условия - просто праздник чувств для мастера - а для остальных это просто большая работа, почти не приносящая удовольствия.
В сущности в сложных ситуациях нет промежуточного уровня подготовки: либо вы их, либо они вас. Чтобы превратить всю гору в свое поле деятельности требуются изящные, отточенные движения, и быстрота мышления, а вот гора мышц совсем не обязательна. Если делать все правильно, экстремальный рельеф требует немногим больше физических усилий, чем агрессивный спуск на подготовленной укатанной трассе.

Этот раздел посвящен тому, как сделать спуск по экстремальным склонам именно таким - простым и легким.
Большинство лыжников сталкивается с одной основной проблемой на каждом сложном типе рельефа или снега, а также с несколькими вторичными проблемами. В соответствии с этим я выработал стратегию обучения катанию таким образом, чтобы устранить основную проблему, и тактику, которая помогает в борьбе со вторичными, более редкими проблемами.
В этом разделе мы обсудим идеальный вариант техники для конкретного рельефа или состояния снега. Затем рассматривается и объясняется, что и почему как правило происходит с лыжниками на таком рельефе, а также методика борьбы с этими сложностями. Формат аналогичен разделу "Формирование технического арсенала", но этот раздел дополнительно содержит полезные подразделы "Посмотрите" и "Почувствуйте", упражнения, а также разделы по выявлению и устранению ошибок. (?)
Экспертное катание на любом изучаемом рельефе не означает иного катания, нежели на подготовленном склоне. Оно состоит в полном использовании ваших основных навыков, и в умении использовать их в разных сочетаниях и пропорциях.

Многие из нас хорошо владеют одними навыками и плохо другими. Именно неспособность пожертвовать хорошо развитыми навыками и усилить свои слабые стороны мешает многим лыжникам стать экспертами.
Дочитав книгу до этого места, вы имеете в своем арсенале все нужные средства. Время научиться использовать их как эксперт.

Глава 15Целина

Целина - это голубая места почти каждого горнолыжника. К сожалению, для большинства лыжников соблазн целины - это не более чем миф.

Даже надежные середняки и продвинутые лыжники, способные делать на склоне почти все, иногда считают, что удовольствие от целины - для кого-то другого, для лыжников из журналов или фильмов. Они никогда не имели опыта правильного катания по целине; они считают это просто пижонством, они верят, что целина требует более тяжелой работы взамен удовольствия от катания по подготовленным склонам.
Любой лыжник, который считает, что катание по целине это что-то религиозное, просто не умеет делать это хорошо. Точка. Недостаточная подготовка на целине означает лишь дополнительную работу и малую отдачу в виде получаемого удовольствия. Так что если вы втайне боитесь очередного утреннего спуска по целине и ловите себя на поиске укатанных трасс подобным днем - не отчаивайтесь.

Ничего еще не потеряно.
Вам необязательно оставаться скрытым ненавистником целины. Любой лыжник, который постиг фундаментальные навыки, описанные в этой книге, вполне может стать экспертом по целине, если научится правильно смешивать и применять то, что умеет.

Просто читайте дальше.

Идеал

Чтобы постичь катание по целине, надо думать о ней как о жидкости, а не о чем-то твердом. Целина после очередного снегопада может быть легкой и сухой, в другой снегопад может выпасть тяжелый и сырой снег, который намного меньше похож на жидкость.

Под словами "как жидкость" я понимаю то, что целина держит ваш вес точно также, как жидкость. Плавание также не приносит большого удовольствия людям, которые тонут. Катание по целине - это тоже самое.

Мало удовольствия, если ваши ноги погружены глубоко в снег. Умение плавать по поверхности снега - ключ к целинному катанию.
В текучести целины - ее магия. На жестком покрытии вы уверены, что вы в контакте с землей: снег кажется безопасным и твердым.

На целине вы теряете это ощущение безопасности. Вы больше не ощущаете контакта с земной твердью, и это скорее напоминает полет.

Текучесть делает целину незабываемым ощущением, и она же делает катание по целине проблематичным.
Большинство лыжников ненавидят целину от того, что повороты на ней затруднены. Лыжник, который чувствовал себя почти экспертом, вдруг становится чайником, и не может выполнить поворот там и тогда, когда ему хочется. Это пугающее ощущение для продвинутого лыжника легко может привести к возникновению психологического барьера. Однако хорошие лыжники, испытывающие проблемы на целине, чаще всего делают одну ошибку - они пытаются работать активнее.

Верите или нет, но это неверный подход.
Проблемы некоторых хороших лыжников связаны с тем, что их технический арсенал эффективен на твердом снегу. Но твердый снег требует другого набора навыков, нежели целина.

Неважно, как сильно будет стараться на целине эксперт по жестким трассам - он заранее проиграл это сражение. Он сосредоточен не на тех навыках и опыте. С другой стороны, продвинутый лыжник имеет все нужные навыки для глубокого снега.

Надо просто научиться применять их несколько иначе.

Общие проблемы на целине

Элементы целинной техники прекрасно выглядят на бумаге, но куда-то вдруг быстро пропадают на снегу. Несмотря на то, что есть сотни способов сделать ошибку и закончить все падением мордой в снег, причина обычно одна и общая: попытка кататься по целине так, как будто это твердый склон.
Первое, на что лыжники обычно обращают внимание - вы застреваете в целине. Ощущение такое, как будто вы погружаете в тину, и она не дает делать плавные и эффективные движения стопами, голенями и лыжами. Это сопротивление может потребовать больших физических усилий и мешает хорошему лыжнику выполнять повороты эффективно.

Неверная техника делает снег похожим на цемент, а правильная - на пух.
Ключом к глиссированию над снегом является то, что воднолыжник делает на воде. Пока он не движется, воднолыжник неуклюж и немобилен. Но вот катер начинает тянуть, сначала сопротивление воды растет. Но по мере набора скорости лыжник начинает подниматься из воды к поверхности, пока не достигнет такой скорости, когда будет скользить практически над водой, планируя над жидкостью, вместо того, чтобы продираться сквозь нее.

Неподготовленные лыжники не в состоянии плавать по целине над снегом, и остаются погруженными в нее, также как воднолыжник за маломощным катером.
Второй результат катания по целине, как по жесткому насту, состоит в потере центральной стойки. На жестком покрытии проще найти точку передне-заднего равновесия, слегка перемещая центр масс вперед или назад, поскольку снег под вами сопротивляется.

Целина не обеспечивает такой же стабильной платформы, поэтому лыжник со слегка смещенным балансом будет страдать. Если вы привыкли больше загружать носки лыж на жестком насте, на целине вы немедленно обнаружите, что такая стойка приводит к падению лицом вперед. Если вы привыкли к задней стойке, на целине ваши лыжи будут работать как румпель, вызывая потерю управления, потому что используются только их задники.

Хотя в целине это немного сложнее сделать, очень важно найти центр давления ваших лыж и использовать их целиком, от носков до задников.
Еще одна характерная проблема - неспособность контролировать обе лыжи, когда снег становится глубже. Лыжи могу пересекаться или разъезжаться, одна может погружаться глубоко в снег, а вторая оставаться на поверхности. Практически всегда это вызвано преимущественной загрузкой внешней лыжи, также, как это обычно делается на жестком покрытии.

Такое независимое поведение лыж может привести к падению или потере управления.
Продвинутый лыжник часто пытается быстро загрузить и прогнуть внешнюю лыжу, как он привык это делать на жестком снегу. Сгибание лыжи в дугу - обычный элемент резаного поворота.

Но на жестком снегу под вами твердая поверхность и быстрая обратная связь от лыж, которые показывают вам, достаточна ли загрузка, маловата, или может быть слишком велика. Если вы прыгаете в глубокую целину и пытаетесь работать с лыжами в той же агрессивной манере, вы не достигнете особого успеха. Целина не обладает таким же сопротивлением и не позволит лыжам сразу ответить на загрузку резаным поворотом.

Есть способы прогнуть лыжу и выполнить резаный поворот на целине, но агрессивному на твердом покрытии лыжнику найти их будет непросто.

Устранение проблем на целине

Лыжи, покрытые слоем любого свежевыпавшего снега, неспособны поворачивать также легко, как скользящие выше по его поверхности. По мере погружения лыжи сталкиваются со все более плотно упакованным снегом.

Если лыжи там и останутся, катание станет для вас проблематичным. Иначе говоря, вам надо подняться повыше.
Мне приходилось слышать разговоры лыжников о "цементе Сьерры": мокрой, тяжелой, плотной целине, которая сложна для хорошего катания. Приходилось также слышать рассказы фанов штата Юта о легкой и сухой тамошней целине. В Юте часто бывает так, что еще вчера лыжники спускались по плотному укатанному снегу, а свежий снег просто чуть присыпает их ботинки, скорее в качестве декорации, непригодная для чего-то еще.

Легкая целина всего-навсего проще для катания - и эту информацию вам следует иметь в виду.
Любую целину, по которой вы катаетесь, можно сделать чуть легче, если заставить ваши лыжи двигаться выше, по менее плотному более свежему снегу. Как улучшить глиссирование в снегу?

Это требует двух вещей - большей площади поверхности и скорости движения.
Вернемся к воднолыжнику. Улучшение глиссирования в целине похоже на обучение выходу из воды в водных лыжах. Начинающие воднолыжники делают первые попытки за катером на двух лыжах, а не на одной.

Причина проста - площадь поверхности двух лыж намного больше, и планировать на них над поверхностью практически вдвое проще, чем на одной. На снегу вы всегда располагаете двумя лыжами с заранее определенной площадью поверхности. Но вы можете увеличить эту поверхность, используя обе лыжи для создания опоры.

Идеальная опора предполагает совершенно равномерную загрузку обеих лыж. При этом лыжи будут поддерживать вас наиболее эффективно. Если одна лыжа загружена больше другой, она будет погружаться в снег, а другая - всплывать ближе к поверхности, что вызовет проблемы со стойкой и негативно отразится на глиссировании. Лыжники с опытом жестких склонов привыкли к агрессивному доминированию внешней лыжи, но на целине это не работает.

Помните: нужно равномерное распределение веса на обе лыжи.
Второй ингредиент хорошего глиссирования - это скорость. Медленный, недостаточно мощный катер не дает воднолыжнику планировать над водой; медленное движение по целине приводит к такой же агонизирующей "пахоте".

По мере роста скорости на воде растет чисто частиц жидкости, проходящих под вашими лыжами. Это вносит вклад в давление, и по мере роста скорости давление снега на лыжи также растет.

Это давление приподнимает лыжи ближе к поверхности снега, и чем быстрее мы движемся - тем выше.
Этот второй ингредиент хорошего глиссирования является реальной проблемой для многих лыжников. Катание по целине достаточно трудная задача, и повысить скорость -это не совсем то, что обычно первым приходит на ум. Хотя и должно бы. Проблема в том, что лыжник не скользит по снегу, а продирается сквозь него.

Если вы будете равномерно загружать обе лыжи и слегка повысите скорость, вы немедленно почувствуете прогресс. (Да, верно, нужно уметь контролировать эту скорость, но это мы обсудим чуть позже).
Площать поверхности играет решающую роль в глиссировании на целине. Увеличивая площадь скользящей поверхности вы улучшаете глиссирование. Сразу видно - человек без технического образования.

Привел бы формулу для подъемной силы - там все написано. Плошать, плотность снега и скорость (причем в квадрате) - и все в числителе, (прим, дерев.) Да, это требует денег, но вы можете это сделать.

Площадь поверхности практически равна произведению длины лыж на ширину. Чтобы увеличить площадь поверхности,


Рис. 15.1.

На целине вы должны поддерживать центральную стойку, достигая глиссирования не путем перехода в заднюю стойку, а набрав нужную скорость и используя лыжи, позволяющие вам планировать.

можно выбрать более длинную пару лыж, более широкую, или длинную и широкую. Это не значит, что вы не сможете глиссировать на узких слаломных лыжах. Это возможно, но для достижения того же эффекта придется набрать большую скорость, чем на более широких лыжах той же ростовки.

Все та же проблема. Поскольку скорость входит в формулу в квадрате, прирост ширины вдвое эквивалентен росту скорости в корень из двух раз.

А прирост скорости вдвое можно заменить только вчетверо более широкими лыжами ;-) А таких в природе не бывает, (прим, перев.).
Сегодня лыжи для слалом а-гиганта делают шире в носке и пятке, что увеличивает площадь поверхности. В продаже имеются также специально расширенные (карвинго-вые) лыжи, которые несколько короче и шире, и также большую площадь поверхности.

С увеличением площади потребная для глиссирования скорость снижается. По этой причине все больше лыжников переходят на такие лыжи - они могут глиссировать по целине на меньших скоростях, на таких, которые действительно под силу лыжнику.

Широкие лыжи не сделают вас экспертом, но они могут разблокировать потенциал, который ранее был ограничен вашим снаряжением.



Содержание раздела