d9e5a92d

Проламывание корки одной или двумя лыжами

В таком случае я мало думаю о выполнении красивого поворота, скорее над тем, как вообще начать поворот. Ошибки в начале поворота происходят тогда, когда вы находитесь в прямой стойке, это положение является уязвимым. Если я не хочу, чтобы такое произошло, я стараюсь чтобы лыжи даже близко не располагались с проблематичной поверхностью снега.

Используя достаточно активную разгрузку я по крайней мере могу начать поворот без проблем.

Проламывание корки одной или двумя лыжами

Если снег покрыт коркой или достаточно плотный, и требуется продавить лыжи в глубину при помощи мощного сгибания-разгибания, очень вероятно что обе лыжи стоит использовать как близнецов. Для агрессивного входа в снег используйте обе лыжи одновременно.
Если испробовав все советы из этой главы, я все еще сталкиваюсь с проблемами, значит что-то действительно не в порядке. Для большинства лыжников что-то - это их снаряжение. Наиболее типичный виновник - лыжи, так как большинство моделей лыж не созданы для тяжелого снега.

Гоночные лыжи например предназначены для гладких, жестких склонов, и в мягком, нерегулярном снегу совсем не чувствуют себя как дома. С другой стороны, большая часть ‘all-terrain’ или экстримных моделей лыж предназначены для различного снега и склонов, и должны значительно упростить вашу жизнь на тяжелом снегу.

Лыжи с ярко выраженным боковым вырезом - также хорошее оружие для тяжелого снега, особенно если вырез не слишком близко к параболическому концу спектра. Сложно предсказать, какие проблемы могут вызвать конкретные лыжи, но достаточно просто попробовать другую модель в спортивном магазине.

Мой совет для лыжников, все еще испытывающих проблемы на тяжелом снегу, даже после выполнения всех упражнений из данной главы - попробовать какой-то иной вид снаряжения.

Бугры

Поскольку бугры имеются на большинстве склонов в разных регионах катания, большая часть лыжников имела возможность побороться с ними. Для значительной части лыжников бугры, вероятно, находятся где-то в начале списка их проблем с техникой, а способность хорошо кататься по буграм может быть важна для выживания.

Если вы не можете обрабатывать бугры, у вас будет совсем небольшой выбор в некоторых регионах катания. Если вы пытаетесь избегать бугристых склонов, желание попасть на обед именно туда, куда вы хотите, может стать серьезным вызовом вашей технике.
Но есть и хорошая новость: катание по буграм является одной из самых простых ситуаций, особенно если подходить к обучению с правильной стороны. Это также один из случаев, когда вы можете разбить процесс достижения экспертного уровня катания на мелкие шаги, и тренироваться на небольших скоростях.

Фактически, даже лучше учиться на буграх выполняя движения медленно, и лишь потом постепенно наращивать скорость. Из всех сложных ситуаций, рассмотренных в этой книге, бугры менее всего требуют от вас принимать какие-то решения, а сочетание различных приемов техники является пожалуй самым простым - по той простой причине, что бугры выполняют значительную часть работы за вас.

Также как спуск по трассе с воротами, бугры диктуют вам, где, когда и как надо поворачивать. И хотя это именно тот случай, который ненавидят некоторые лыжники, это может стать вашим преимуществом.

Идеал

Когда дело доходит до бугров, целью многих лыжников становится просто доехать до низу живым или без серьезных травм. Эта неверная цель мешает лыжникам, поскольку каждый может научиться спускаться по буграм подобно эксперту.

Кроме того, несмотря на популярное мнение, это не требует особых усилий или какой-то особой тренировки ваших коленей, если вы способны выполнить основные движения, составляющие фундамент экспертной техники могула.
Эксперт стремится спускаться практически по прямой среди бугров, без значительных отклонений по направлению или по скорости. Мы все видели лыжников, которые делают это хорошо, и это весьма впечатляет - когда лыжник делает сотни безошибочных поворотов подряд, там где вы затрудняетесь связать три или четыре поворота.

Одно из заметных свойств экспертного катания в могуле состоит в том, чтобы спускаться не отклоняясь от своего курса, совершая текучие движения, позволяющие поддерживать почти неподвижное положение верхней части тела и добиваться небольших затрат энергии. Вот основные ингредиенты экспертного катания: следование по непрерывной траектории прямо вниз по склону, поддержание постоянной скорости, плавные движения, позволяющие поддерживать равновесие и экономить силы.
Фактор, который следует из перечисленных выше целей - это контроль скорости. Хотя контроль скорости не столь привлекательная цель, как способность спускаться прямо по линии склона, именно он позволит вам достичь остальных целей в могуле. Не важно, как быстро спускаются по буграм специалисты в могуле, главное что никто из них не превышает той скорости, с которой они могут справиться. Каждый эксперт имеет свой предел для бугров.



Для каждого лыжника важно понимать и учитывать этот предел. Эксперты способны сбросить скорость в любой момент спуска, хотя они могут принять решение и не делать этого.

Неспособность снизить скорость, вероятно, означает, что вы спускаетесь по буграм не настолько хорошо, как могли бы, а возможно, и то, что вы теряете контроль.
Спуск по буграм, когда на каждом повороте из-под лыж вылетают фонтаны снега, когда ноги работают как пружины - это уровень мастерства, к которому стремятся все лыжники. Эта цель вполне достижима со временем, при помощи некоторых упражнений на более низких скоростях.

Ваше обучение могулу начинается с основ, но прелесть этого метода в том, что он не ограничивает ваших пределов. Наоборот, он приводит вас прямо к ним.

Общие проблемы, сводящие с ума потенциальных любителей могула

Одна из общих проблем, с которой сталкиваются средние и продвинутые лыжники на буграх состоит в противоречивости советов от других лыжников. Как обрабатывать бугры? Если послушать ваших друзей, есть столько разных способов делать это, сколько бугров на склоне: разворачивать лыжи на верхушке бугра, следовать по ложбинкам между ними, поглощать бугры как амортизатор, делать укол палкой более жестко, держать стопы ближе друг к другу.

Все эти тактические советы могут быть правильными, но они не дают вам единого пути, методики, которая работала бы всегда - независимо ни от чего. Большинство советов выглядит как некий трюк, который может помочь вам сделать одну конкретную вещь, но они редко могут дать лыжнику тут фундаментальную основу техники, в которой он очевидно нуждается.
Вторая серьезнейшая проблема, стоящая перед потенциальными могулистами состоит в том, что эти снежные сугробы на отличном во всех остальных смыслах склоне являются достаточно серьезными препятствиями, мешающими вам выполнять повороты там и тогда, когда вы хотите. Бугры требуют гибко варьировать радиус, форму и ритм поворотов.

Для некоторых лыжников это является главной проблемой. Многие лыжники, даже не замечая этого, стремятся выполнять только один тип поворотов - независимо от того, где они находятся. Многие лыжники также стремятся выполнять повороты там, где это проще сделать: после небольшого пригорка, который помогает им разгрузить лыжи, или просто там, где им это удобно. На буграх эти лыжники вынуждены делать повороты небольшого радиуса, причем так часто, как бугры появляются под ногами.

Радиус поворота, и место его выполнения, не подлежат обсуждению - и описанные выше лыжники начинают проклинать свою жизнь.
Другой серьезной проблемой на буграх является страх. Ни один продвинутый лыжник, который чего-нибудь стоит, никогда не признается, что испугался нескольких небольших бугорков. Но многие продвинутые лыжники часто пугаются настолько, что начинают делать неэффективные движения.

Поскольку бугры вызывают у лыжников множество проблем, многие лыжники подходят к бугристому склону с неосознанным (а может быть и осознанным) ожиданием падения или потери управления. Когда лыжники чего-то боятся,


Рис. 17.1.

Наклон назад на буграх может быть вызван страхом, но может перерасти в дурную привычку.


Рис. 17.2.

Наклон к склону в конечной фазе поворота и чрезмерный разворот тела лицом в сторону от трассы могут ограничивать потенциал лыжника.

они действуют достаточно единообразно - пытаются двигаться туда, где безопаснее.
Предчувствуя проблемы со склоном, лыжник может подумать, что самое безопасное место - ближе к к склону, вверх. Если лыжи такого напуганного лыжника повернуты вниз в долину, он стремится наклониться назад, на пятки, чтобы быть подальше от пугающей опасности внизу. Если он завершает поворот траверсом поперек склона, он, возможно, наклоняется в сторону внутренней лыжи, снова в сторону склона.

Он даже может повернуться лицом к склону, задом с своим страхам. Метод, который мы обсудим далее, должен помочь таким лыжникам преодолеть бугристые склоны, избежав фактора страха.
Если вы рассмотрите профиль типичной могульной трассы, страх перед буграми станет вполне объяснимым. Они как маленькие горы по всей поверхности склона, и такой рельеф очень сильно варьируется.

На верхушке бугра уклон может быть нулевым. На переднем склоне вы можете даже столкнуться с обратным уклоном, а на обратном склоне бугра крутизна может быть весьма значительной.

Эта конфигурация вызывает проблемы у лыжников, которые неспособны приспособиться к буграм и избежать рваного стоп-старт ритма, вызванного торможением на переднем склоне бугра и последующим резким ускорением на его обратном склоне.
В дополнение к профилю самого склона, состояние снега на бугристой трассе также варьируется очень широко даже в пределах одного бугра. Передний склон бугра задерживает мягкий снег, а обратный склон часто почти очищен от снега или раскатан до льда напуганными лыжниками, которые спускались по нему боковым соскальзыванием. Иногда


Рис. 17.3. а) очень крутой участок, часто ледянистый; Ь) ложбинки часто содержат мягкий снег; с) передний склон бугра может иметь обратный уклон.

ложбинки заполнены наметенным ветром или снесенным с обратных склонов расположенных выше бугров свежим снегом. Это может быть сложным препятствием для лыжника, который соскальзывает боком прямо в сугроб, ожидая твердого покрытия.
Испытывающие проблемы с буграми лыжники обычно относятся к одному из нескольких типов. Некоторые набирают скорость с каждым поворотом, пока не достигнут некоторой критической скорости, в этот момент они делают какое-то корявое движение или падают. Обычно это движение - аварийная хоккейная остановка или траверс безопасности на высокой скорости в направлении края трассы.

Другие лыжники как бы закрепощаются, даже когда достигнута критическая для них скорость, и спускаются так, пока не достигнут конца склона. Часто такая техника отмечена как бы отскоками от верхушек бугров, как бы небольшими прыжками по всему спуску. Еще один тип лыжников не в состоянии начать поворот там где хотят, или не успевают завершить поворот вовремя, и заканчивают Z-образной траекторией из связанных траверсов.

Немногие другие используют очень медленную и робкую технику "подкрадывания" к верхушке бугра, а затем бокового соскальзывания по его обратному склону. Все эти лыжники достигают конца трассы, но этот путь вниз обычно не доставляет им большого удовольствия.

Устранение проблем побитого буграми лыжника

Начнем с очевидных фактов спуска по буграм. Чтобы пройти бугристую трассу, лыжник должен уметь начинать повороты небольшого радиуса там и тогда, где это диктуют бугры, затем четко завершить поворот, контролируя скорость, и подготовиться к началу очередного.

Короче говоря, вы должны уметь начинать и завершать короткие повороты.
Я всегда начинаю работу по освоению бугров сначала на подготовленном склоне, поскольку основы выполнения коротких поворотов на таком склоне практически такие же - бугры только делают вашу работу проще, когда у вас есть три базовых элемента техники. Вы должны уметь загружать лыжу в повороте, чтобы прогнуть ее; это обеспечивает изменение направления и контроль скорости. Вы должны уметь раскантовывать лыжи, чтобы поставив их плоско, рулить ими. Наконец, вы должны владеть рулением, чтобы направить обе лыжи в новый поворот, когда они разгружены, раскантованы и рулятся легко.

Эти три фактора выглядят как сокращенное описание резаного поворота - чем они на самом деле и являются.
Вы должны успеть сделать все перечисленное выше прежде чем достигнете очередного бугра. Это важно: бугры задают временное ограничение на каждый поворот. Вам не нужно делать что-то иначе - просто чуть быстрее.

Это ключ к эффективному выполнению поворотов малого радиуса. Выполняйте все существенные для резаного поворота движения, но за меньший отрезок времени: приложите давление к лыжам, раскантуйте лыжи, рулите ими.

Повторить сто раз, и вы готовы к непрерывному спуску по бугристому склону.
Поскольку короткий поворот является серьезным инструментом для бугров, будет полезно разбить его на мелкие части, и точно выяснить, что происходит в каждой точке последовательности поворотов на подготовленном склоне.
Чтобы изменить направление движения и контролировать скорость, надо приложить усилие к лыжам, и заставить их прогнуться. Для этого вы должны закантовать лыжи и как бы вытолкнуть их в сторону. Основной метод закантовки лыж - смещение бедер в направлении центра поворота.

Когда вы выполняете поворот, вы прикладываете некоторую силу, которая прогибает ваши лыжи. Чтобы сделать все правильно, вы увеличиваете нагрузку на лыжи при помощи сгибания и разгибания ног.

Комбинация углового положения (смещения бедер к центру поворота) и сгибания-разгибания именуется опора-закантовка (settlement???). Это важное, хотя и малозаметное движение в резаном повороте малого радиуса, как на подготовленном склоне, так и на буграх.
Вы выполняете четко завершенный поворот, чтобы снизить скорость. На буграх это означает разворот лыж поперек линии склона. Это достигается выполнением движения, описанного выше. Большинство лыжников дополняет это движение рулением, чтобы дополнительно развернуть лыжи путем контролируемого заноса и дополнительно снизить скорость.

При некоторой практике вы научитесь выполнять чисто резанные короткие повороты (способы улучшения таких поворотов рассмотрены в Части V, "Совершенствование техники"). Однако на буграх нет необходимости вести законченный короткий резаный поворот.

Тут может иметь место значительная доля проскальзывания и заноса, так что вы можете спокойно позволить лыжам проскальзывать, если это помогает контролировать скорость.
Когда поворот завершен и скорость контролируется, вы должны заняться тем, что лыжи должны делать сами по себе: раскантовать их. Это должно быть сделано, чтобы начать очередной поворот, однако многие лыжники испытывают проблемы с раскантовкой на буграх, и выполняют траверсы, вместо того чтобы начать новый поворот. Раскантовка является простым приемом, если вы сами позволите его выполнить. Каждый выполняемый поворот сопровождается возникающими полезными силами.

Вы обычно сопротивляетесь моменту сил, который пытается опрокинуть вас наружу поворота. Когда скорость под контролем, эти же силы помогут вам раскантовать лыжи.

Просто позвольте телу двигаться по инерции, вернитесь к прямой центральной стойке, и позвольте лыжам "перекатиться" на другую пару кантов, подготовив их таким образом к следующему повороту. Вы должны позволить своему центру масс переместиться поперек лыж, что означает наклон в сторону долины, по направлению к концу трассы.
Теперь вы завершили поворот, контролируете скорость, и освободили свои канты. Самое время рулить лыжами, направив их в сторону нового поворота. Вы находитесь в наиболее выпрямленном положении, или в расслабленном, если пользоваться терминологией напряжение - расслабление - напряжение.

Когда ваши ноги почти выпрямлены, рулить лыжами проще. Лыжи в этой точке раскантованы, что еще более упрощает руление, поскольку лыжи не цепляются кантами за снег. Если вы распрямили свое тело одновременно с началом отдачи от лыж в конце поворота, эта вертикальная сила эффективно привела к разгрузке лыж, позволяя еще более легко рулить ими.

Все что вам осталось сделать -поддерживать сбалансированную стойку и направить лыжи через линию склона в сторону очередного поворота.


Рис. 17.4. Начинайте поворот в высокой стойке и с выпрямленной верхней частью тела


Рис. 17.5.

Слева: Прогибайте лыжи путем сгибания в нижней части тела, сохраняя верхнюю выпрямленной, и как бы "садясь" на лыжи. Справа: Притормозив на переднем склоне бугра, перемещайте бедра вперед и в сторону через лыжи, направляя носки лыж в ложбинку и освобождая их канты.


Рис. 17.6.

Закантовка и торможение (?) на переднем склоне бугра, управление лвіжами, пока они соскальзывают боком, и торможение тела при помощи жесткого укола палкой.

Промежуточный уровень

Давайте посмотрим как эти три компоненты поворота - опора, разгрузка и руление, работают на буграх у лыжника промежуточного уровня. Опора, или сгибание ног с одновременным наклоном бедер в сторону центра поворота, используется для контроля скорости.

Лыжи закантованы, прогнуты и загружены, и вы рулите ими в повороте, что позволяет снизить скорость. Это движение можно рассматривать в качестве тормозов в коротком повороте.
На буграх важно, чтобы это движение происходило в основании переднего склона бугра. Это то самое место, которое вы можете использовать, чтобы погасить скорость.

Там обычно содержится более мягкий снег, снесенный с вышележащих бугров. Вы можете контролировать скорость, завершая поворот именно здесь. Выполняя опору в ложбине над передним склоном бугра вы одновременно делаете жесткий укол палкой на том же самом бугре, чуть ниже по склону. Для начала попробуйте делать укол в тот же момент, когда канты упираются в бугор.???

Эта координация между лыжами, развернутыми поперек линии склона, и уколом палки позволит вам четко контролировать скорость и подготовиться к следующему повороту.
Основные движения поворота короткого радиуса проще выполнять на буграх, чем на подготовленном гладком склоне. Один такой элемент - закантовка. На буграх вы можете контролировать скорость при намного меньших углах закантовки. Эффект торможения о передний склон бугра и мягкий снег в ложбинке перед ним уменьшают необходимость в экстремальных углах закантовки.

Фактически, очень часто бывает полезно разрешить лыжам проскальзывать на переднем склоне бугра, что также слегка тормозит их движение. Меньшие углы закантовки означают также более простую раскантовку.

Очень часто это значит, что катание по буграм не требует выраженного углового положения бедер для закантовки. Закантовка на буграх не является задачей номер один, поскольку бугры делают большую часть работы.

На высшем уровне эффективности это позволяет вам поддерживать чуть более высокую стойку.
Раскантовка лыж после достижения контроля скорости также проще выполняется на буграх - если вы уверены в себе, вы можете снизить скорость снова. Разкантовка требует перемещения центра масс поперек лыж в направлении долины, что приводит к приросту скорости. Это движение в сторону крутого обратного склона бугра вызывает проблемы


Рис. 17.7.

Когда вы уже контролируете скорость, надо обеспечить постоянный контакт лыж со снегом, направляя носки лыж вниз при помощи разгибания ног и загрузки подушечек пальцев ваших стоп.

у множества напуганных лыжников. Однако если вы знаете, что можете рулить лыжами, прогнуть лыжи в короткой дуге, и снова зацепиться кантами на переднем склоне следующего бугра, вы будете более уверенно чувствовать себя, освобождая канты и предпринимая этот шаг.
Поставив лыжи плоско, вы начинаете рулить ими поперек линии склона в сторону следующего бугра. Лыжники промежуточного уровня обычно направляют лыжи в ложбину вокруг бугра, после того как сбросили скорость и раскантовали лыжи.

Однако в этот момент раскантовки и руления многие лыжники сталкиваются с другой важной проблемой.
Проблема эта в топографии бугра. Если вы раскантовали лыжи и рулите ими на подготовленном склоне, вы легко поддерживаете контакт лыжи со снегом. Когда вы делаете тоже самое на бугре, как только лыжа повернется поперек линии склона, снег уходит у вас из-под лыж.

Носки и, возможно, пятки лыж повисают над ложбинкой между буграми, в результате возможна потеря контроля над лыжами.
После раскантовки лыж и начала руления вы должны одновременно приложить давление к вашим голеням и подушечкам пальцев ног, чтобы восстановить контакт со снегом, где можно будет контролировать лыжи. Невозможно загрузить носки лыж из задней стойки, поэтому ключ к рулению и раскантовке в том, чтобы продолжать перемещать бедра в строну долины и поддерживать центральную стойку.

Из этого положения вы можете приложить давление к носкам лыж.
Для начала вы должны научиться упираться в передний склон бугра, а затем распрямляться и раскантовывать лыжи, и наконец рулить ими в направлении следующего бугра. Важно, что вы возвращаетесь к прямой стойке в момент раскантовки и руления лыжами. Это движение "перезаряжает" вас, подготавливая к очередной фазе приседание-торможение, на переднем склоне следующего бугра.

Если вы не возвращаетесь к высокой стойке, вы будете садиться все ниже и ниже, с каждым торможением на очередном бугре. Такая чрезмерно сжатая стойка помешает вам выполнять функциональные движения.
Ключ к мастерству в могуле - способность выполнить на буграх следующий простой поворот: контроль за скоростью, раскантовка, руление в направлении следующего бугра, снова снижение скорости. Такая тактика каждый раз подготавливает вас к очередному бугру. Постоянная готовность к обработке очередного бугра составляет большую часть


Рис. 17.8.

С'ле?а.'Контроль скорости на переднем склоне бугра сопровождается хорошей раскантовкой и рулением, чтобы попасть на очередной бугор. Справа: Скорость нарастает по мере выпрямления траектории между буграми.

Траектория становится более прямолинейной за счет спуска по боковой стороне каждого бугра, вместо того чтобы тормозить на его переднем склоне а затем рулить по ложбинке.

хорошей техники могула. Правильное использование бугра для гашения скорости - первый шаг к тому, чтобы стать экспертом в могуле. Это позволяет вам двигаться по непрерывной траектории, пусть даже для начала на небольшой скорости.

Подобный подход к могулу на основе постоянного контроля скорости - фундамент ваших больших успехов на буграх.

Продвинутый уровень

Продвинутые лыжники нуждаются в некотором изменении системы навыков "опора" -"раскантовка" - "руление", чтобы покорять бугры. По мере роста вашего мастерства на буграх вы станете искать больших скоростей и более прямого пути вниз. Описанный выше метод хорош для тех, кто только начинает серьезно работать над техникой могула, однако он приводит к ритму движений стоп-старт, которого более умелые лыжники стремятся избегать.

Однако, принципы продвинутой техники могула те же самые, что были описаны выше.
Главное отличие на более продвинутом уровне состоит в скорости и непрерывности движений. Но сами эти элементы являются продуктом чего-то простого: пути, выбранного вами среди бугров. Вы уже научились спускаться непрерывно, без траверсов или полных остановок. Теперь вы научитесь делать более сложные повороты на основе тех же принципов и на тех же буграх.

Полезно помнить следующее: бугор на котором вы поворачиваете, не изменяется по мере роста вашего мастерства. Используйте те же бугры, но спускайтесь в более быстром ритме, по другой траектории, и слегка изменив технику работу стоп и ног.

Для начала лучший способ понять, как сделать этот шаг вперед - посмотреть.
На нижнем рисунке со стр. 15? посмотрите, насколько далеко средний лыжник разворачивает лыжи поперек линии склона. Фактически он делает частичную хоккейную остановку у подножия бугра.

Такое снижение скорости дает ему уверенность и возможность выполнить очередной поворот без потери управления. Обратите внимание, что лыжи у продвинутого лыжника не разворачиваются настолвко же далеко поперек линии склона.

Он выбирает более прямую траекторию спуска, хотя исполвзует те же самые бугры для поворотов.



Содержание раздела