d9e5a92d

Лыжи

В более широком повороте укол выполняется чуть позже появления фонтана.
3. В широких поворотах выполняйте маховое движение рукой до тех пор, пока не перестанете видеть свои ботинки под собой, а будете видеть лишь снег внизу на склоне. Только затем выполните легкий укол палкой.

Пропадание ботинок из поля зрения означает, что ваши бедра пересекли линию лыж в направлении центра следующего поворота, и задача движения рук успешно выполнена. Коснитесь острием палки снега и начните следующее маховое движение рукой.

Другие упражнения

Ниже приведены упражнения, которые помогут вам максимально полезно использовать палки.

Силы отталкивания

Упражнение устраняет тенденцию двигать руками поперек груди и в направлении другой руки при маховом движении. Вообразите, что молния на вашей куртке генерирует силовое поле, разделяющее руки.

Движение рукой должно быть направлено вперед и наружу, но не поперек туловища. Перекрестные движения руками могут привести к закрученному положению туловища и негативно повлияют на выполнение закантовки.

Плавание

Упражнение направлено на использование палок в поворотах большого радиуса. Выполняйте широкие, достаточно быстрые повороты. Внешняя рука должна выполнять подготовительное движение в течение всего поворота, Продолжайте мах рукой в направлении
очередного поворота, пока этот поворот не будет начат, но не выполняйте укол. Затем начните движение другой рукой.

Вы должны ощущатв, как будто вы плывете в очередной поворот, и что ваша рука помогает телу пересечв линию лыж в направлении очередного поворота.

Посадка

Это упражнение помогает совершенствованию укола палкой в коротких поворотах. Тут важно почувствоватв, как ваше тело сгибается, сопротивляясв давлению в коротком повороте, и как вы прогибаетесв в боковом направлении в пояснице, а также сгибаете колени и лодыжки, выполняя закантовку. Это сгибание приводит к общему сокращению вашего тела, которое может бытв описано как "посадка". (???) В коротких поворотах вы достигаете нижней точки сгибания в конце поворота, почти в момент опоры-закантовки.

В этот же момент выполняется укол палкой. Выполните несколвко поворотов, сосредоточившисв на фазе "посадки". Скандируйте "посадка, посадка, посадка..." в конце каждого поворота.

Укол палкой должен выполняться одновременно с произносимым словом - как будто само движение приводит к касанию острием палки снега.

Подражание

В этом упражнении вы просто следуете за экспертом, повторяя его движения палками. Использование палок проще, когда вы имеете солидный технический фундамент и некоторое понимание происходящих процессов.

Вы можете совершенствовать навыки только путем практики. Лучшая практика - та, что выполняется правильно, а единственный способ обеспечить правильность - повторять движения опытного лыжника.

Постарайтесь поворачивать одновременно, но не там же, где поворачивает лидер, чтобы подстроиться под его ритм движений палками.

Устранение проблем в использовании палок

Неправильная работа палками обычно не возникает сама по себе. Обычно такие проблемы вызваны недостатками других, более фундаментальных навыков катания. Многие инструкторы не в состоянии заглянуть вглубь проблем с работой рук, потому что сами проблемы очень хорошо заметны - как красные флажки, загораживающие реальную проблему.

Самое сложное - выяснить в чем корень проблемы, поскольку она может быть вызвана множеством причин.
Мой лучший совет для тех, кто имеет проблемы с работой рук - подождите. Вам нужно проявить более фундаментальную проблему, а затем попытайтесь решить ее, и посмотрите, что произойдет с использованием палок.
Один из способов ускорения этого процесса - кататься без палок, обращая внимания на странности в некоторых движениях. Не выглядит ли начало или конец поворота забавно? Можете ли вы легко рулить лыжами?

Легко ли адекватно загрузить лыжи? Попробуйте представить, что бы вы делали палками, чтобы компенсировать эти проблемы.

Если вы можете исправить проблему без использования палок, возможно, что сами проблемы с палками исчезнут, когда вы поработаете над основами из этой главы.
Одна радостная новость - возможно, что проблемы всего-навсего связаны с длиной палок. Слишком длинные или короткие палки могут отрицательно влиять на технику.

Если вы думаете, что это может иметь место, обратитесь к короткой главе Палки и крепления части 3, "Снаряжение".
Часть III. Снаряжение

Можно ли свалить все на снаряжение! Не всегда, но зачастую.

Все лыжники нежно привязаны к своему оборудованию. Владение лыжами, ботинками и палками составляет существенную часть поэтики катания: сочетания природы, атлетизма и технологии. Спортивное снаряжение стало культовым талисманом современного спортсмена. Как известно: "Дайте мне точку опоры (читай - снаряжение) и я переверну Землю".



Кажется это Архимед, при чем тут спорт? (прим, ред.) В то время как большинство относится к этому постулату иронически, на деле существует достаточно тесная связь между качеством снаряжения и удовольствием, получаемым от катания.
Примите как факт: качественное, правильно подобранное горнолыжное снаряжение позволит вам стать экспертом гораздо быстрее. Однако и классное снаряжение вам не поможет, не будучи надлежащим образом подготовленным и подогнанным.
Поскольку ботинки и лыжи для нас, что крылья для птицы, неудивительно, что большие компании тратят столько времени и энергии на разработку и продвижение горнолыжного снаряжения. Лыжи и ботинки служат нам пропуском в волшебный мир свободного катания.

Без них мы прикованы к унылой почве.
Многие любители зациклены на ценах. Однако тем, кто действительно хочет до конца реализовать свои возможности, необходимо отринуть экономико-философские дилеммы.

Снаряжение эволюционирует - достаточно быстро, чтобы лыжник либо следовал за технологиями и бодро прогрессировал или, противясь новому, плелся в хвосте.
В видах спорта, зависящих от технологий, негодное снаряжение сводит к нулю шансы на успех. Оно мешает больше, чем любая вредная привычка. Любой серьезный лыжник заходит в тупик, когда приходится спрашивать себя: "Я ли так плох, или мое снаряжение:?"
Большинство страдает как от плохой техники катания, так и от плохого снаряжения. Но что с того, что ваши навыки улучшились, если снаряжение неправильно подобрано, плохо подогнано и неправильно применяется?

Многие из моих учеников, тех, кто демонстрировал дурные привычки и неэффективную технику, катались так, потому что были вынуждены сражаться со снаряжением.
Связь между лыжником и снаряжением есть предмет экспериментальной динамики: изменение одного параметра ведет к изменению дюжины других. Улучшение работы снаряжения подобно балансированию на краю пропасти. Требуется время и практика, чтобы решить все проблемы.

Но это дорогого стоит, как становится ясным уже на склоне.
Это настоящее искусство - довести снаряжение до ума. Не слушайте продавцов - редко когда снаряжение готово к немедленному использованию.

Вам придется подгонять его под вашу анатомию, ваши навыки и ваши цели.
Настройка снаряжения - это эксперимент, однако, следует контролировать его ход. Старайтесь не изменять более одного параметра за один раз. При подгонке ботинок избегайте варьировать много настроек скопом.

Наоборот, поменяйте что-нибудь одно, и оцените результат.
После внесения последних, самых незначительных изменений, я начинаю кататься так, как мне этого хочется. Решение проблем со снаряжением позволяет поворачивать там и таким образом, как мне хочется, при любом состоянии снега и склона.

Нет, я не покупаю чудо-лыжи, я просто устраняю их недостатки.
Эксперименты со снаряжением, помимо прочего, сводят на нет возможность свалить на него свои огрехи. После того, как вы тщательно проработали все аспекты, вы можете быть уверены, что любые проблемы на склоне напрямую связаны с техникой вашего катания.

Это редкая ситуация, но такое положение вещей поможет вам быстрее учиться, поскольку при этом вы не можете не понимать: вся ответственность за ваш прогресс лежит на вас.
Эта глава призвана помочь при покупке снаряжения, подходящего к вашему нынешнему стилю катания и к тому стилю, к которому вы стремитесь. И, что более важно, здесь рассказывается о том, как подготовить, обслуживать и использовать снаряжение, чтобы заставить его работать, как этого хочется вам.
Единственный способ убедиться в том, что не стоит переваливать вину за свои ошибки на снаряжение - пройти этот раздел шаг за шагом, не упуская из виду ни малейших нюансов.
Не сдавайтесь, и вас ждет слава!

Лыжи

Будучи горнолыжным инструктором, я имел возможность покататься на многих моделях лыж (и при этом даже близко не должен был платить за них реальную стоимость). Мне приходилось пробовать, и я убежден в одном: имя означает гораздо меньше, чем тип.

Возможно, вы ждете, что я посоветую вам определенную модель лыж. Однако по моему опыту, все верхние модели лыж от основных производителей достаточно хороши.
Решение о выборе типа лыж, наиболее подходящего для вас, имеет большое значение. Вам нужны лыжи для слалома или гиганта, могула, или универсальные лыжи (а может, некий гибрид всего перечисленного)?

Возможно, вы предпочитаете широкие лыжи, параболики, лыжи современных форм? Каждый тип имеет определенную комбинацию свойств (описанных в этой главе в разделе "Анатомия лыж"), все ведут себя по-разному в соответствии со своими свойствами. Информация этой главы относится ко всем типам лыж. Я понимаю, что у каждого типа лыж есть свои приверженцы, а у одного лыжника может быть четыре пары лыж, причем все для разных условий, однако я считаю, что универсальному горнолыжнику нужна только одна пара "досок".

Эти лыжи должны везти вас в любом месте, демонстрируя мощь, изящество и эффективность. В качестве последнего совета для лыжников, заблудившихся в джунглях выбора лыж, (это исключительно мое мнение!) подумайте о традиционных универсальных лыжах с большой площадью поверхности или лыжах, находящихся на классическом краю спектра бокового выреза.
Покупка лыж почти всегда является пугающим занятием, в особенности, когда продавец вываливает на вас лавину всяческих бесполезных технических подробностей, вроде детального описания слоистой конструкции торсионной коробки лыж. За всеми этими сведениями продавец пытается скрыть, что он, по всей видимости, не катался на этих лыжах и не знает, как они ведут себя в различных условиях. Продавцам обычно не платят за то, чтобы они пробовали все лыжи из своего демо-парка, поэтому они вынуждены принимать за чистую монету слова регионального представителя производителя лыж, который в начале каждого сезона кратко рассказывает им обо всей линейке лыж данного производителя. По идее, этот представитель должен был покататься на всех лыжах, однако кто знает?

Более того, кто сказал, что он катается достаточно хорошо, или, по крайней мере, не хуже вас, чтобы его мнение могло быть для вас достаточно веским? У этой печальной истории есть следующая мораль: никогда не полагайтесь на личное мнение продавца о данных конкретных лыжах, если вы не уверены, что он катался на них.

Даже в этом случае, он может быть менее опытным лыжником, чем вы, и не являться авторитетом в выборе лыж, подходящих именно вам.
В качестве первого шага к выбору модели лыж вы можете определить стиль вашего катания. Каким образом вы предпочитаете спускаться с горы? На каком снегу вы проводите большую часть времени?

Какие элементы своего катания вы бы хотели улучшить в первую очередь? Ответы на эти вопросы помогут вам составить о себе представление как о горнолыжнике. Запишите их. Перечислите аспекты катания, наиболее важные для вас.

Этот список могут возглавить "Катание по буграм", "Скорость", "Глиссирование в целине". Все это должно помочь вам понять, чего вы хотите от ваших лыж.
Таковы ваши требования к характеристикам лыж. Некоторые модели могут удовлетворять всем требованиям, другие не проходят ни по одному параметру, а большинство располагается где-то между этими крайностями. Продавец может указать модели, которые подойдут вам, если вам удастся донести до него свои потребности.

По крайней мере, он знает, что лыжи должны делать, даже если он сам их не пробовал. Это пройдет, если вы освоите основной технический жаргон и поймете, почему лыжи работают так, как они работают, до того, как посетите магазин. Другое прекрасное средство поиска "самых лучших лыж" - участие в тест-программах магазинов горнолыжного снаряжения или тестированиях лыж, проводимых крупными производителями.

Попробовать лыжи на снегу -это действительно единственный способ узнать, что вы получите, и именно это позволяет такое тестирование. Однако вы должны понимать, что качество заточки лыж, а также настройка креплений на демо-лыжах не в вашей власти, и что возможно, вам придется кататься на лыжах не подходящей для вас длины. Постарайтесь попробовать как можно больше лыж за короткое время - скажем, по одному спуску на пару. Попробуйте сделать повороты различной формы, прокатитесь по изрытому снегу на краю склона, по буграм, попробуйте проехать быстро и медленно, попытайтесь найти целину.

От вас не требуется "привыкнуть" к этим лыжам - если они подходят вам, вы это поймете.

Анатомия лыж

Боковой вырез

Боковой вырез - это встроенная в каждую лыжу дуга, которая определяет поведение лыжи. Чтобы увидеть боковой вырез, нужно посмотреть вдоль скользящей поверхности лыжи от носка в сторону пятки.

Эта характеристика влияет на поведение лыжи несколькими способами.
Чем больше боковой вырез лыжи, тем более короткие повороты можно выполнять на ней. Чтобы спроектировать лыжу с меньшим радиусом поворота, дизайнер лыж уменьшает ширину ее талии. Это повышает способность лыжи выполнять быстрые, короткие повороты.

Когда ширина лыжи уменьшается, становится легче выполнять закантовку, однако узкая талия также означает уменьшение общей площади поверхности лыжи. Боковой вырез можно также увеличить, увеличив ширину носка и пятки (помните об этом, когда мы будем обсуждать площадь скользящей поверхности).
Раньше вы могли с большей или меньшей уверенностью сказать, что лыжи для гиганта имеют меньший боковой вырез, чем лыжи для слалома, потому что спуск слалома-гиганта требует поворотов большего радиуса. Однако сейчас это уже не так. Большинство производителей сегодня выпускают лыжи для гиганта с большим боковым вырезом, чем лыжи для слалома. Это обусловлено тем, что гонщики выполняют более чисто резаные повороты, чем раньше, и их лыжи спроектированы так, чтобы вести "запрограммированную" дугу в повороте.

Такая тенденция в конструировании лыж привела к тому, что лыжи для слалома-гиганта становятся все более и более удобны для продвинутых и экспертных любителей. Их увеличенный боковой вырез позволяет выполнять быстрые повороты.

Увеличенный боковой вырез также является характерной чертой лыж параболической формы, имеющих более широкие носок и пятку и меньшую длину. Такая форма обычно


Рис. 10.1.

Анатомия лыж приводит к уменьшению радиуса поворота.

Продольная жесткость

Продольная жесткость определяет реакцию лыжи на то давление, которое оказывает лыжник. Вы можете проверить жесткость ваших лыж, например, поставив носки на верхушку одного бугра, а пятки - на верхушку другого.

Оседлав лыжи примерно посередине, там, где находится впадина между буграми, вы сможете покачаться вверх-вниз. Лыжа с большей продольной жесткостью не будет прогибаться так же, как более мягкая лыжа. Жесткость лыжи имеет большое влияние на ее поведение.

Лыжа должна быть хоть немного гибкой, чтобы вы могли выпрямить ее, ликвидировав естественный прогиб вверх, и ввести канты в контакт со снегом. Однако для выполнения даже небольшого резаного поворота вы должны еще больше прогнуть лыжи.

Чем лыжа мягче, тем легче это сделать. Если лыжа слишком жесткая в продольном направлении, необходимо слишком большое давление, чтобы прогнуть ее в достаточной мере.
Жесткость лыжи, однако, есть относительное понятие, зависящее от веса тела и длины лыжи. Лыжнику с большим весом нужны более длинные лыжи, однако такие лыжи требуют большего давления, чтобы правильно их прогнуть.

Более легким лыжникам следует быть осторожными при выборе жесткости и длины своих лыж. Ниже в этой главе мы еще поговорим о длине лыж, однако держите в уме, что в основном более длинные лыжи жестче.

Жесткость на скручивание

Жесткость на скручивание есть мера сопротивления, которое лыжа оказывает скручивающим усилиям. Это, в свою очередь, определяет стабильность лыжи на жестком снегу и на высоких скоростях.
За последние несколько лет производители лыж использовали новые материалы, позволяющие конструировать лыжи, обладающие высокой жесткостью на скручивание и одновременно достаточно мягкие в продольном направлении. Такая комбинация делает лыжи "дружественными по отношению к пользователю" и легкими в обращении, и в то же время достаточно стабильными. Жесткость на скручивание зависит от устройства начинки лыжи. Именно конструкция сердцевины лыжи определяет, насколько жесткой на скручивание будет лыжа.

В этом вопросе вам может пригодиться совет продавца, которые знает конструкцию лыжи (при условии, что вы сможете исполвзоватв эту информацию, чтобы отличитв одну модели от другой).

Распределение жесткости

Распределение жесткости - еще один важный фактор, который показывает нам не толвко то, насколвко лыжа жесткая или мягкая, но и как жесткости распределена по ее длине. Болвшинство лыж для слалома и гиганта обладают достаточно равномерной жесткостью, то есть лыжа практически одинаково жесткая по все длине. Дело в том, что эти лыжи спроектированы для использования на однородной, жесткой поверхности спортивной трассы. Однородное распределение жесткости делает поведение лыжи предсказуемым на предсказуемой поверхности.

Некоторые отклонения от равномерного распределения предназначены для улучшения характеристик лыжи, либо на конкретном рельефе, либо для конкретных лыжников.
Чем мягче лыжи, тем легче кататься на них. Однако мягкая лыжа менее энергична и в общем случае менее стабильна. Производители лыж зачастую смягчают носок и пятку лыжи, предназначенной для менее агрессивных лыжников, что облегчает вход в поворот и выход из поворота, и оставляют среднюю часть лыжи жесткой, сохраняя приемлемый уровень стабильности. Для других моделей лыж характерны мягкий носок в сочетании с более жесткими средней частью и пяткой лыжи.

Такие лыжи более предрасположены прощать ошибки лыжника на сложном рельефе - буграх, подмерзшей каше, корке, - стабильно ведя себя в повороте и при его завершении. Хитрость в том, что лыжи, подходящие для вас, должны быть достаточно стабильными на ваших скоростях и одновременно достаточно мягкими, чтобы вы все же могли прогнуть их.

Такое равновесие может быть трудно достижимо: слишком мягкие лыжи могут быть нестабильны, а слишком жесткие - требовать больших усилий для их прогибания.

Ширина

Размеры лыж могут быть очень важны, если вы собираетесь кататься по целине или по тяжелому снегу. Ширина лыжи, умноженная на длину, определяет общую площадь поверхности лыжи, которая, в свою очередь, определяет, насколько хорошо лыжи будут вести себя в глубоком снегу.

Лыжники среднего уровня, напуганные собственным неумением кататься по целине и тяжелому снегу, в массовом порядке перешли на широкие, "полные" лыжи как раз из-за большой площади поверхности. Так на водных лыжах гораздо проще учиться, стоя на двух лыжах, нежели на одной. Подобно этому, катание по целине проще на лыжах, которые умеют "всплывать" к поверхности снега.

Чем шире лыжа при данной длине, тем лучше она плывет. Если вы обнаружили, что сваливаетесь в заднюю стойку и используете ярко выраженные вертикальные движения (сильное жжение в четырехглавых мышцах) при катании по целине, по всей видимости поверхность ваших лыж мала для вас.

Длина

Очень часто при выборе длины лыж полагаются на случай. Одни берут то, что предлагает им продавец, другие готовы взять то, что осталось на магазинной полке, третьи считают, что настоящий мачо катается только на очень длинных лыжах.

Однако длина лыж пожалуй является самым важным фактором при покупке.
Представьте, что вы нашли самые лучшие для вас лыжи. Но если они слишком короткие, вы жертвуете стабильностью на скорости и "плавучестью" в целине.

Если же они слишком длинные, вы ограничиваете возможности лыж выполнять короткие повороты, а также их способность прогнуться в мягком, глубоком снегу.
Правильную длину лыж легче всего определить, если вы знаете, как ведут себя слишком длинные или слишком короткие лыжи. Слишком длинные лыжи обладают большой инерцией, потому что впереди и сзади от ваших ботинок находится слишком большой вес. Требуется больше усилий, чтобы закрутить длинные лыжи в повороте, поэтому такие лыжи порождают ощущение вялости, инертности, и быстро утомляют вас.

Вспомним также, что чем длиннее лыжи, тем они жестче. Поэтому при одинаковом росте более тяжелому лыжнику требуются более длинные лыжи, чем более легкому.

Слишком длинные при вашем весе лыжи тяжелее правильно прогнуть.
Чем короче лыжи, тем меньше их момент инерции, и тем быстрее они могут поворачивать. Именно поэтому серьезные могу, шеты используют лыжи, которые на 10-15 сантиметров короче, чем те, на которых катается продвинутый любитель при том же росте и весе.

Однако, стоит съехать с трассы могула, как уменьшенный момент инерции начинает играть против вас.
В совокупности с повышенной мягкостью малый момент инерции приводит к тому, что ваши лыжи становятся нестабильными на ледяной поверхности и на высоких скоростях. Представьте себе, что будет с вашими лыжами, если вы наденете рюкзак весом около 30 килограмм.

То же самое произойдет, если вы выберете слишком короткие лыжи. Носки и пятки лыж начнут терять постоянный контакт с поверхностью снега, дребезжать и проскальзывать.

Плюс к этому, короткие лыжи обладают меньшей площадью поверхности, что уменьшает их способность плыть в глубоком снегу - заставляя вас прикладывать значительно больше усилий для выполнения поворота.

Основные факты о заточке лыж

Ни одни лыжи не будут делать все то, что от них требуется, если они правильно не заточены (и эта заточка не обновляется регулярно в течение сезона). Это означает, что совершенно новая, но плохо заточенная лыжа с самого верха линейки производителя, скорее всего, будет демонстрировать худшие показатели, чем хорошо заточенная пара прокатных лыж.

Новые лыжи обладают более высоким потенциалом, чем прокатные, но этот потенциал снижен из-за плохой заточки лыж, в то время как хорошо заточенные прокатные лыжи используются на 100 процентов.
Тем не менее, многие считают, что точить лыжи - это ниже их достоинства. Когда я разговаривал о заточке с различными лыжными инструкторами, я обнаружил, что многие из них редко задумываются о том, чтобы поддерживать свои лыжи в наточенном состоянии - ни самостоятельно, ни отдавая в мастерскую.

Они говорят, что у них нет на это времени, а эффект от этого слишком мал. Многие из моих учеников ни разу не точили лыж с тех пор, как купили их. Очень трудно уговорить их научиться точить лыжи самостоятельно или заставить заплатить профессионалу за эту работу.

У всех этих людей ни разу не было возможности ощутить, насколько лучше ведут себя лыжи после того, как их хорошенько наточили.
Наточить ваши лыжи обойдется вам гораздо дешевле, чем купить новые, а хорошая заточка может творить чудеса. Если ваши лыжи в плохой форме, тщательная заточка может разрешить проблемы во всех аспектах вашего катания.
Вы можете получить немало удовольствия, обучаясь мастерству заточки лыж, если у вас есть желание и время на хобби, которое не только улучшит ваше катание, но и позволит сэкономить деньги (дыша токсичной пылью и жадно глотая пиво). Для того, чтобы научиться хорошо точить лыжи, нужно много практики и терпения, а также желательно для начала пара стареньких лыж, но оно того стоит.

В этом вам может помочь Руководство по эксплуатации и ремонту горных лыж, автор Сэт Масиа (Alpine Ski Maintenance and Repair Handbook by Seth Masia, Contemporary Books, 1987).



Содержание раздела