d9e5a92d

Катание по линии

Отметвте также, что продвинутый лыжник не тормозит по центру бугра, как это делает средний лыжник. Продвинутый исполвзует для этого внутреннюю части бугра.
Не давая лыжам разворачиваться поперек линии склона, продвинутый лыжник движется быстрее. Я еще рассмотрю способы контроля скорости, позволяющие сохранить управление, факт состоит в том, что продвинутый лыжник будет двигаться по буграм с большими скоростями - просто потому, что скорость в данном случае и есть часть мастерства. Используя внутреннюю часть бугра - вместо торможения на его верхней части и затем руления вокруг бугра - продвинутый лыжник также сталкивается с более трехмерной, бугристой траекторией.

Ему приходится иметь дело с криволинейной поверхностью, что приводит к необходимости поглощения ударов. Приложение давления к носкам лыж при входе в поворот, чтобы поддерживать их контакт со снегом, остается одним из золотых правил могула.

Однако это движение требует более активной работы ног от продвинутого лыжника, и несколько больше усилий.
Чтобы понять, как использовать ноги для поглощения ударов, вообразите себе спуск по конвейеру, покрытому снегом, который наклонен в сторону долины, однако движется вверх достаточно быстро, так что вы остаетесь все время на одном месте. Вообразите непрерывную последовательность бугров, которую конвейер тащит вам навстречу.

Вы не можете объехать их, но вы должны поддерживать контакт между лыжами и снегом. Вы должны обрабатывать бугры, сгибая и распрямляя ноги.
Когда вы думаете об обработке бугров на высоких скоростях, представляйте бугор состоящим из двух частей - макушки и ложбинки. Ваши ноги должны сгибаться, чтобы поглотить верхушку бугра, когда она проходит под вами, и распрямляться, чтобы заполнить ложбинку. Поглощение и заполнение, или сокращение и распрямление - вот тот хлеб с маслом, вот эффективная работа ног в могуле, потому что это позволяет вашим лыжам поддерживать контакт со снегом, даже на большой скорости. Вы не отказались от основной последовательности - опора, раскантовка, руление.

Вы просто слегка ускорили процесс и выполняете действия несколько в ином положении по отношению к бугру, на других его частях.
Вместо использования выраженного движения опоры-закантовки, характерного для техники среднего уровня, и прогибания лыж в законченный поворот на мягком переднем склоне бугра, продвинутый лыжник распрямляет ноги между буграми, и направляет лыжи в долину между ними, где и выполняет резаный поворот, прогибая лыжи. Также как средний лыжник выполняет опору-закантовку в мягком снегу на переднем склоне бугра, продвинутый лыжник направляет лыжи по этому же снегу, чтобы слегка погасить скорость. Продвинутый лыжник делает укол палкой на верхушке бугра, также как это делает средний лыжник.

Однако поскольку скорость несколько выше, укол палкой получается более короткий и мягкий, и выполняется несколько дальше в сторону долины.
Средний лыжник имеет достаточный запас времени чтобы выпрямить ноги, раскантовать лыжи и выполнить руление в направлении очередного поворота. У продвинутого лыжника этого времени нет. На высоких скоростях в могуле вы должны успеть раскантовать и развернуть лыжи меньше чем за секунду - прежде чем вы будете заполнять очередную ложбинку, распрямляя ноги.

Это значит, что продвинутый лыжник раскат овывает. разворачивает и начинает закантовку лыж одновременно с поглощением очередного бугра. Это проще, чем кажется.

Когда вы сгибаете ноги, поглощая бугор, вы естественным образом разгружаете лыжи, упрощая руление ими.
Поскольку продвинутый лыжник не разворачивает лыжи поперек линии склона настолько, как это делает средний лыжник, ему приходится использовать другие средства


Рис. 17.9.

Все происходит немного быстрее, и путь среди бугров становится чуть более сложным?

для контроля скорости. Помимо основного резаного поворота, торможения при поглощении бугра и мягкого снега в его основании, роль тормозов у продвинутого лыжника играют носки его лыж и гибкость его ботинок. Агрессивно направляя свои лыжи в долину между буграми, лыжник разворачивает носки лыж под небольшим углом к линии склона в сторону бугра. Четко загружая подушечки пальцев и языки ботинок, лыжник заставляет лыжи и ботинки сгибаться.

Прогибание лыж в носках и ботинок поглощают энергию, которая в противном случае преобразовалась бы в большую скорость поступательного движения. Именно по этой причине хорошие могулисты ищут специальные модели лыж и ботинок, которые могли бы выполнять функцию поглощения ударов. (Я еще рассмотрю вопросы снаряжения в разделе об исправлении ошибок данной главы).


Итак, в могуле имеется значительное различие между средним и продвинутым лыжником. Там где средний лыжник разворачивается почти поперек линии склона, чтобы снизить скорость, продвинутый лишь слегка отклоняется от прямой. Это ключ к мастерству могула: стремитесь не отклоняться от линии склона, в то же время сохраняя управление и контролируя скорость.

Помните, что вы не должны превышать свой собственный предел скорости. Когда вы не в состоянии поддерживать контакт лыж со снегом или сохранять сбалансированную стойку, или наконец сохранять неподвижной верхнюю часть тела, вы вероятно движетесь слишком быстро.

Почувствуйте: когда вы осваиваете могул

1. Одно из первых чувств, которые вы ощутите при освоении могула - чувство быстрой работы ног и медленных перемещений верхней части тела. Чтобы спускаться по


Рис. 17.10.

Думайте о своей траектории среди бугров как о последовательности целей, расположенный сверху вниз.
буграм как эксперт, вы должны научиться быстро начинать и заканчивать повороты небольшого радиуса. Это требует точной работы ног, и приводит к четкому контролю скорости.

Постарайтесь найти парадокс и своем катании: на уровне ног и лыж все происходит быстрее, но при этом вниз по склону вы движетесь медленнее.
2. Когда вы научились в достаточной мере контролировать скорость, так что уже можете спускаться по бугристому склону непрерывно, вы можете подумать, что это ощущается как серия ненормальных??? гирлянд с боковым соскальзыванием, когда вы почти останавливаетесь в конце каждого шага, прежде чем начать следующий. Задача в том, чтобы постоянно смягчать эту остановку, чтобы наконец добиться непрерывности движения от одного бугра к другому.
3. Хорошая техника катания на буграх должна приводить к ощущению более прямой стойки. Поскольку бугры делают за вас большую часть работы, и помогают вам гасить скорость, у вас нет потребности в сильной закантовке.

Результат - более прямая стойка, с менее выраженной ангуляцией. Постарайтесь достичь ощущения, что именно бугры приводят к отклонениям от этой прямой стойки. Вы можете опираться на бугор или поглощать его на мгновение, но затем ваше тело сразу возвращается к нормальной, выпрямленной стойке.

Этот подход помогает удерживать контакт лыж со снегом и обеспечивает более быстрые движения.
4. Экспертное катание по буграм выглядит как спортивная игра "соедини точки" (?) поскольку хороший лыжник всегда смотрит вниз по склону, подыскивая точку для очередного поворота. Думайте о каждом повороте просто как о способе достичь этого участка мягкого снега в ложбинке у переднего склона бугра. Именно здесь вы будете гасить скорость, только что набранную на предыдущем бугре, используя для этого свои лыжи. Если вы знаете, что всегда сможете притормозить на мягком переднем склоне любого бугра, вы чувствуете себя уверенно - неважно, насколько крут при этом склон.

Поэтому соединяйте между собой точки поворотов, высматривая внизу очередное место, где можно притормозить. Держите руки впереди себя - это помогает в целине и на буграх.

Посмотрите: когда вы когда вы осваиваете могул

1. Когда вы начинаете очередной поворот после гашения скорости на переднем склоне бугра, вы раскантовываете лыжи и направляете их в сторону бугра под вами. Важно поддерживать контакт лыж со снегом, надавливая на язычок ботинка и подушечки пальцев, чтобы носки лыж опускались к заднему склону бугра и в ложбинку, ведущую к следующему бугру.

Легко проверить, правильно ли вы направляете лыжи в ложбину: если носки ваших лыж отрываются больше чем на 10 см от снега, вы, вероятно, недостаточно загружаете их.
2. Эксперт в могуле представляет свой маршрут по буграм как зигзаг из точек сверху вниз по склону, примерно как застежка "молния". Выберите себе подобную линию на склоне, и используйте ее.

Чем более симметричную траекторию вы выберете, тем проще будет ваша задача.
3. Работа палками играет важную роль в могуле, однако вы редко замечаете свои только когда делаете что-то не так. Ключ к правильной работе рук - быстро, легко и впереди. Вы должны видеть свои руки все время.

После укола палкой на верхушке бугра отдерните запястье, как будто вы прибиваете что-то молотком. Это позволит палке продолжать двигаться вперед, оставляя руки впереди вас, и не позволяя им волочиться позади, как это делают пятки лыж.(?) Если позволить руке и палке остаться сзади, это приведет вас в заднюю стойку, и сделает невозможным поддержание контакта носков лыж со снегом.

Держите ваши руки в поле зрения.
4. Когда вы начинаете выбирать более прямую траекторию среди бугров, используя гибкость своих лыж и ботинок, сгибание и распрямление ног для контроля скорости, вы можете заметить, что контакт носков лыж с бугром поднимает вверх фонтан снега. Когда вы агрессивно направляете носки лыж на передний склон бугра, снежные фонтанчики будут попадать вам в лицо.

Обратите внимание на это как на признак достижения высокого уровня в могуле.

Упражнения

Данные упражнения помогут вам освоить катание по буграм.

Катание по линии

Это упражнение моделирует необходимость оставаться на одной траектории, связывая вместе короткие повороты. Найдите след от ратрака на снегу, или попросите партнера нарисовать линию кончиком палки. Выполняйте короткие повороты вдоль этой линии, стараясь сосредоточиться на рулении лыжами, четко пересекая линию и контролируя скорость.

Увеличьте сложность упражнения, попросив партнера рисовать линию на малой скорости, а затем постарайтесь не обгонять его. Такая меньшая чем обычно скорость моделирует необходимость четко контролировать скорость на буграх.

Спуск по гребню

Это упражнение поможет поднять ваши способности выполнения коротких поворотов на следующий уровень, и улучшить сопряжения между буграми.(?) Найдите гребень или вал, оставленный ратраком. Этот гребень должен быть направлен сверху вниз, как линия в предыдущем упражнении. Наличие гребня добавляет третье измерение вашим коротким поворотам, также как наличие бугров делает катание более сложным. (?) Выполните предыдущее упражнение вдоль гребня, сосредоточившись на контроле за скоростью в конце каждого поворота.

Также обратите внимание на поддержании контакта носков лыж со снегом путем постоянного давления на подушечки пальцев ног и языки ботинок.

Сопряженные хоккейные остановки на буграх

Чтобы еще раз понять, как это просто - выполнить непрерывный спуск по буграм без ошибок, излишнего набора скорости или траверсов безопасности, разобьем технику на самые фундаментальные части, и выполним сопряженные хоккейные остановки на буграх. Встаньте поперек линии склона в основании переднего склона бугра. Оттолкнитесь и направьте лыжи вокруг бугра.

Рулите в направлении мягкого переднего склона следующего бугра и выполните хоккейную остановку в этом месте. После полной остановки повторите этот же маневр на следующем бугре.

Единственное отличие этого упражнения от реального спуска по буграм - более динамичная траектория спуска и наличие момента полной остановки.

Мягкая работа бедрами

Поскольку техника горных лыж в основном состоит в работе ног, подумайте о могуле как о поездке ваших бедер сверху вниз по буграм. В предыдущем упражнении бедра совершали рваное движение на переднем склоне бугра, прежде чем перейти к следующему. Чтобы перейти на более высокий уровень катания, смягчите работу бедрами, позволив им плавно пройти эту фазу контроля скорости, не делая полной остановки.

Прежде чем затормозить слишком сильно, направьте бедра вниз в направлении ложбинки между бугром, на котором вы находитесь, и тем, на который вы смотрите. Это движение бедер в сторону долины делает завершение поворота более плавным, и помогает вам вытолкнуть носки лыж в направлении заднего склона бугра.

Педаль

По мере роста вашего мастерства, вы перерастете тормозящую опору-закантовку на переднем склоне бугра, и захотите двигаться на более высоких скоростях. Чтобы это сделать, надо поглощать каждый бугор, когда вы проходите над ним. Базовое движение поглощения происходит ниже ваших бедер. Распрямляйте ноги, чтобы заполнить ложбину, затем сокращайте ноги чтобы поглотить бугор.

Хороший способ представить это движение -вообразить что вы катаетесь на велосипеде с единственной педалью, на которой рядом располагаются обе ваши ноги, а крутится эта педаль в обратном направлении. Вращение педали одновременно двумя ногами моделирует движения ног на буграх.

Сначала ваши ноги встречают бугор и начинают поглощать его, а когда ваши бедра проходят над бугром, ноги начинают распрямляться в сторону заднего склона бугра, чтобы заполнить ложбину.

Взрывные бугры

Поскольку продвинутый лыжник выбирает более прямой путь между буграми, он набирает большую скорость, и имеет меньше времени на ее гашение в каждом повороте. Основной метод контроля скорости, используемый экспертами, состоит в выполнении какого-либо поворота на переднем склоне бугра.

Однако эксперты также используют гибкость лыж и ботинок, чтобы поглощать энергию, которая иначе преобразовалась бы в ненужную повышенную скорость. Это требует приложения давления и направления лыж прямо на передний склон бугра.

Чтобы попробовать такую продвинутую технику, встаньте на верхушку бугра и выберите бугор прямо под вами. Спускайтесь на выбранный бугор под небольшим углом, стараясь приложить достаточное давление к носкам лыж, чтобы прогнулись по форме бугра, когда наедут на него. Когда пройдете бугор, самортизируйте отдачу от бугра и лыж, сгибая ноги, а затем уйдите в сторону на траверс.

Теперв выполните тот же маневр в другую сторону. Постарайтесв повторитв тоже движение на двух последовательных буграх.

Старайтесь отталкивать бугры, не давая им оттолкнуть вас.

Типичные ошибки в могуле

Наибольшая проблема, с которой сталкиваются средние лыжники в могуле - это отсутствие навыков, которые нужны чтобы сделать все правильно. Вы должны уметь выполнять четкие коротки повороты на подготовленном склоне, прежде чем сможете получать удовлетворение от бугров.

Многие лыжники умеют делать короткие повороты на укатанных склонах, но они используют для этого набор приемов, который годится только для подготовленных склонов. Например, лыжник который начинает поворот с переступания на другую лыжу, возможно, делает достаточно впечатляющие повороты, но не сможет плавно раскантовать и направить обе лыжи в сторону ложбины на бугристом склоне.

Часто такой лыжник пытается приподнять внутреннюю лыжу в качестве последнего средства начала поворота, однако на буграх это вызывает потерю равновесия и набор скорости.
Правильная техника коротких поворотов это все, что нужно для начала, но изучение основ потребует работы от многих лыжников. Инструменты описаны в Части II, "Формирование технического арсенала".

Для лыжника, который хочет освоить могул, но не может связать пять поворотов на буграх, повторение основ является необходимым. Наибольшие проблемы на буграх обычно имеют лыжники, которые плохо используют свои навыки закантовки/раскантовки и загрузки. У них вызывает затруднение выполнение заноса пяток, необходимого приема для контроля скорости и разворота лыж поперек линии склона.

Этим лыжникам стоит провести время за повторением глав о закантовке и рулении в части "Формирование технического арсенала".
Бывают и другие проблемы в могуле, которые не связаны с короткими поворотами -а некоторые не связаны со способностями лыжника вообще. Одна из наиболее типичных причин, почему лыжники не могут стать экспертами в могуле, заключается в том, что их лыжи и ботинки просто не приспособлены для использования на буграх. Жесткие лыжи не дадут вам никаких преимуществ, поскольку они недостаточно гибки, чтобы помогать вам амортизировать бугор. Это как автомобиль с жесткой подвеской - когда вы наезжаете на бугор, предметы внутри автомобиля подпрыгивают, а жесткие лыжи передают удар от бугра на вас.

Жесткие лыжи, особенно лыжи с жесткими носками, как правило приводят вас в заднюю стойку, что затрудняет поддержание контакта носков со снегом. Еще одна проблема с жесткими лыжами - это отдача от них.

Если вам удалось прогнуть лыжи, сознательно или случайно, отдача может оказаться достаточно большой, чтобы подбросить вас в воздух.
Жесткие ботинки ведут себя на буграх также, как жесткие лыжи. Однако в сочетании с жесткими лыжами такие ботинки могут оказаться еще хуже, поскольку ботинок -это связка между вами и снегом. То что снег делает с лыжами, ботинок делает с вами, и наоборот. Ботинок передает ваши команды лыжам, и жесткий ботинок не ответит вам благодарностью, даже когда вы даете безупречные команды. (?) Жесткие лыжи и ботинки почти не оставляют вам права на ошибку в могуле.

Хотя многие эксперты скажут вам, что успешно выступают на своих гоночных лыжах, вспомните, что это не те люди, которые имеют проблемы с буграми. У вас эти проблемы есть. Если успех на буграх -ваша цель, дайте себе небольшую фору и возьмите на прокат другие лыжи и ботинки.

Выбирайте снаряжение, которое достаточно мягкое (для лыж выбирайте мягкие носки), но не настолько мягкое, чтобы снизить вашу эффективность на жестком снегу и высоких скоростях. В хорошем лыжном магазине также достаточно просто выполнить операцию
по снижению жесткости ваших ботинок.
Иногда на ваши успехи в могуле может оказывать влияние регулировка снаряжения, особенно если регулировка мешает раскантовке и рулению лыжами. Лыжи с выступающими над сколвзящей поверхностью кантами будут вести себя так, как санки на металлических полозьях. Такие лыжи стремятся двигаться по прямой, поскольку канты слишком глубоко врезаются в снег. Лыжники, выполняющие большую часть резаных поворотов на гладком склоне, могут и не знать об этой проблеме, потому что их лыжи в основном закантованы и прогнуты.

Но такие лыжи не дадут вам поставить их плоско между буграми, развернуть их поперек линии склона и контролировать скорость. Контролируемый занос и руление - значительная часть могульной техники, и если ваши лыжи не желают делать одну из этих вещей, у вас серьезные проблемы.

Если подобная ситуация кажется вам знакомой, возможно, у вас такие лыжи. Обратите внимание на главу о лыжах в части 3, "Снаряжение".
Страх заставил многих лыжников бросить катание по буграм. Большинство лыжников, которые боятся бугров, имели неудачный опыт в начале, и они несомненно не имеют достаточных знаний и руководства для того, чтобы получать от катания по буграм удовольствие. Большинство из таких лыжников все еще пугает возможность неконтролируемого набора скорости и падения. Обеих этих проблем можно легко избежать, следуя шагам методики, изложенной в этой главе.

Если вы знаете, что сможете затормозить, когда захотите, скорость становится терпимой. Если вы уверены, что сможете повернуть когда нужно, страх падения уходит в прошлое. Могул состоит из двух частей - взять на себя управление скоростью и поддерживать контроль во время всего спуска.

Если до этого момента вы боялись бугров, забудьте о страхе и начните покорять их.

Глава 18Крутые склоны

Крутизна склона - понятие относительное, но для целей обучения мы можем привести объективный показатель. В данной главе мы будем обсуждать склоны крутизной около 45 градусов или чуть выше.

Большинство экспертов катаются на подготовленных склонах, крутизна которых редко превышает предел 35-40 градусов. Лишь отдельные регионы катания имеют трассы со средней крутизной 45 градусов, но на многих склонах есть короткие участки, превышающие этот предел.
Я буду рассказывать здесь о тактике для склонов, где снег не слишком глубок. Глубокая целина на крутых склонах обычно создает достаточное сопротивление, так что в этом случае можно использовать стандартную целинную технику.

Описанные в данной главе приемы стоит применять только тогда, когда склон становится столь крутым, что набор излишней скорости создает проблемы.
Прелесть действительно крутых склонов в том, что немногие лыжники осмеливаются спускаться по ним. Снег дольше остается мягким, а бугры на крутых склонах являются настоящей редкостью.

Обычно эти склоны достаточно круты для того, чтобы выпавший снег регулярно скатывался вниз, оставляя немного уплотненного снега вместо глубокого пухляка. По мере спуска по крутому склону часть снега сталкивается лыжами вниз, заполняя следы от лыж.

Крутые склоны представляют собой нечто совершенно отличное от тех ситуаций, которые мы рассматривали ранее - благодаря состоянию снега и другим ощущениям, которые испытывает лыжник.
Наиболее крутые склоны, освоенные лыжниками, имеют крутизну около 60 градусов, так что выйдя на склон крутизной 45 - 50 градусов вы уже имеете дело с действительно серьезным рельефом. За пределами 50 градусов ощущения на склоне похожи на вертикальную стену, а любые ошибки могут стоить падения кувырком и травмы. В такой ситуации все навыки катания радикально меняются. Вместо тонкостей техники на разного рода снежном покрове или распределения давления между внутренней и внешней лыжами, вы выполняете серию контролируемых свободных падений вдоль линии склона.

Между поворотами вы фактически падаете по воздуху, причем лыжи почти или совсем не контактируют со снегом до момента очередного касания ими склона. Чем круче склон, тем больше времени вы будете лететь сверху вниз без надежного контакта со снегом. Поскольку контакты лыж со склоном редки, они становятся критическими.

Каждое касание снега решает судьбу следующих трех секунд вашей жизни. В этом и состоит игра с крутым склоном: вы находитесь почти в свободном падении, доверяя себя силе тяготения, и подвергаясь риску серьезной неудачи.

Но взамен вы получаете то незабываемое чувство каскада спусков или порожденных тяготением прыжков, которое открывает лучшего лыжника в каждом из нас.

Идеал

На крутом склоне ваша цель - выполнять каждый поворот успешно, поскольку падение или излишнее ускорение в результате испорченного поворота - не лучшие варианты выбора. Вы должны не просто выполнить поворот успешно, но и добиться, чтобы каждый из них использовался для контроля скорости и подготавливал вас к агрессивному выполнению следующего. Крутые склоны - не для лыжников, сомневающихся в возможности выполнить поворот там, тогда, и так, как им хочется.

Успешный спуск по крутым склонам требует вдумчивости и сосредоточенности, которые только и позволяют спускаться по столь вызывающему рельефу в атакующей манере.
Поскольку крутизна рельефа не дает вам возможности оставаться на линии склона более чем на секу иду-другую, не опасаясь набрать излишнюю скорость, мы можем разбить идеальную технику для такого склона на две основные фазы. Наиболее важен для нас контроль скорости и фаза закантовки. Эта фаза похожа на хоккейную остановку, используемую начинающими лыжниками на буграх, вот только на действительно крутых склонах нет бугров, которые помогли бы нам остановиться. Закантовка - это то, что обеспечивает вашу безопасность и сохраняет управление в каждом повороте на крутом рельефе.

Но нужно еще иметь возможность добраться до следующей закантовки. Промежуточная фаза между закантовками именуется переходной. Часть удовольствия от крутого рельефа составляет как раз это сочетание закантовок и переходов.

Такая комбинированная техника задает приятный ритм накопления и выплескивания энергии. В момент закантовки вы забираете управление у горы и силы тяготения.

В переходной фазе между закантовками вы на мгновение отдаете управление склону и позволяете силам тяжести контролировать ваши движения.
В идеале вы должны достичь баланса между контролируемым торможением и тем, как много вы позволяете силам тяжести, и как долго остаетесь на линии склона. Лыжник, слишком много времени проводящий в закантовке и тормозящий движение, не сможет найти тот естественный ритм, возникающий если позволить лыжам ускоряться в каждом повороте.



Содержание раздела