d9e5a92d

Кантинг

В первых двух случаях, по крайней мере, понятно, что ошибки стойки симметричны для обеих ног. Об этом в следующем разделе.
Если окажется, что проблема носит несимметричный характер, вам придется преодолевать дополнительные трудности. Существуют две основных причины такой ситуации.
Колени, лодыжки и ступни правой и левой ног могут различаться размерами. Это может быть врожденным недостатком или результатом травмы, несчастного случая.

Тогда вам необходимо посетить ортопеда, знакомого с горнолыжным оборудованием.
В другом случае может оказаться, что одна нога длиннее другой. Различие в длине ног может полностью нарушать выравнивание. Бедра как бы плавают на вершинах бедренных костей.

В стандартной стойке обе ноги прочно стоят на земле, поэтому различие в длине ног проявляется в области верхних головок бедренных костей. У лыжника с ногами одинаковой длины, головки бедер располагаются на одной высоте, и таз находится в ров-


Рис. 13.4.

Техник использует метод просвета для проверки выравнивания.


Рис. 13.5.

Ноги одинаковой длины позволяют тазу располагаться ровно и горизонтально на головках бедренных костей. Если одна нога короче другой, таз наклоняется вбок.

Для обеспечения баланса корпус должен смещаться, что приводит к закантовке лыж с правой или левой стороны.


Рис. 13.6.

Тонкая прозрачная прокладка между лыжей и креплением.

ном горизонтальном положении. У лыжника с ногами разной длины таз перекашивается на одну сторону, и корпус его вынуждено смещается для компенсации этого наклона.

При этом также перемещаются вбок и бедра, что автоматически приводит к закантовке лыж, при том что вам они кажутся стоящими плоско.
Если вы испытываете сложности с асимметричностью выравнивания, в первую очередь измерьте длину ног, посетив специалиста. Продублируйте измерения для получения статистически достоверного результата.

Если различия в длине ног нет, обратитесь к ортопеду. Если есть, то под одно из креплений вам необходимо установить прокладку.

Люди, сведущие в этом вопросе, рекомендуют применять прокладку толщиной в половину измеренной разницы длин ног, чтобы, с одной стороны, скомпенсировать этот недостаток, а, с другой, не нарушить радикально привычное положение тела. В первое время после установки прокладки ваши ощущения будут странными, однако, нужно потерпеть. Если изменение стойки привело к болевым ощущениям, вам, может быть, захочется прокладку убрать.

Попробуйте еще раз проверить выравнивание с помощью метода просвета, чтобы понять как прокладка повлияла на постановку лыж.

Кантинг

Лыжники, не сумевшие решить проблемы с выравниванием с помощью подбора стелек и аккуратной настройки наклона голенища, рассматривают кантинг в качестве следующего шага. Кантинг это изменение угла постановки ботинок на лыжи с помощью тонких клиновидных прокладок, устанавливаемых между лыжей и креплением.

Кантинг не дает результата, до тех пор пока не подобраны анатомические или ортопедические стельки и не выполнена настройка бокового наклона голенищ ботинок.
Существует два подхода к кантингу. Один состоит в изменении стойки лыжника. В этом случае применяются прокладки, которые насильно заставляют колени смещаться внутрь или наружу, смотря что нужно.

После того как они поставлены и оттестированы, отвес должен при измерениях находится слегка внутри по отношению к центральной риске носка ботинка. При этом колено, проверенное с помощью отвеса, находится в биомеханически правильном положении, а лыжи стоят плоско или слегка закантованы внутрь.
При этом подходе лыжникам приходится переучиваться, для того чтобы кататься правильным образом, поэтому вам необходимо подумать, получиться ли у вас это. Кроме того, этот подход базируется на предположении, что склон достаточно жесткий и ровный, для того чтобы лыжи стояли плоско и все, что находится выше ботинки, ноги и колени принудительно приводилось в нужное положение.
Помещая специальные тестовые прокладки под подошву ботинка с внутренней стороны лыжи, добиваются того, чтобы колени разошлись таким образом, чтобы отвес совпадал с центром ботинка.


Рис. 13.7.

При проверке с помощью отвеса, закрепленного в "центре масс" колена, оказывается, что лыжи излишне закантованы внутрь.

Другой подход состоит скорее не в приведении тела в правильную стойку, а в приведении лыж в плоское или слегка закантованное внутрь положение при сохранении привычной стойки. Философия совершенно отличается от первого метода и основана на том допущении, что проблемы с выравниванием могут быть решены с помощью специальных стелек, а с теми недостатками стойки, которые этим не исправляются, надо не бороться, а постараться мирно ужиться.


При этом прокладки помещаются с противоположной первому способу стороны, что приводит к выравниванию лыж при сохранении первоначальной (неверной) стойки. В отличие от первого случая, требующего от склона известной жесткости, второй базируется на предположении, что склон достаточно мягок, для того чтобы лыжи закантовывались в соответствии с естественной стойкой.
Какой подход лучше? Работают оба, в зависимости от лыжника и его намерений.

Во-общем, первый метод используется серьезными спортсменами. Он требует жесткого ровного склона, как раз такого, на котором тренируются и соревнуются спортсмены.

По моему опыту, второй метод особенно хорошо работает при катании по мягкому склону с разнообразным рельефом.
Кантинг, если правильно выполнен, может решить все проблемы с выравниванием, но он же может создать десяток новых, если произведен некорректно. Кантинг требует помощи специалиста: поищите лучшего специалиста в окрестности. Процедура требует времени и может довольно много стоить. Но если кантинг вам действительно необходим, не скупитесь.

Он стоит и денег, и времени, потраченных на его проведение.

Резаный поворот

Резаный поворот на плотном снегу требует того, что лыжники называют "ведение" лыж. Это ведение - не специалвный навык резаных поворотов, и оно не отличается от техники, исполвзуемой на мягком снегу. Для выполнения резаного поворота на жестких или ледяных склонах требуются те же технические приемы, что и для подготовленного склона. Однако вы должны быть более точными в использовании эти приемов на жестком снегу или льду, потому что тут слишком мало возможностей для исправления ошибок.

Эта глава - учебник для начинающих изучать мощные резаные повороты на подготовленных, жестких и ледяных склонах.

Идеал

Резаный поворот - это движение лыж по дуге их естественного радиуса без проскальзывания или торможения. Любая лыжа имеет некоторый боковой вырез. Просто поставив лыжу на кант, вы сможете сделать чистый резаный поворот, прижимая боковую поверхность лыжи к снегу. В своей основе резаный поворот очень прост: каждый может выполнить его, а новички часто делают его совершенно случайно.

Главная проблема с таким резаным поворотом - его огромный размер, так как боковой вырез традиционных лыж имеет небольшую величину. Это не сноуборд, имеющий радикальный боковой вырез, позволяющий выполнять повороты радиусом в 3-5 метров.

Обычная лыжа просто не имеет достаточной ширины для такого бокового выреза, и лыжник должен уметь справляться с этим конструктивным недостатком.
Вы можете получить более крутой резаный поворот, купив параболические лыжи, которые короче традиционных, и имеют экстремально широкие носки и задники, обеспечивающие выполнение "сноубордерного поворота". Вы можете просто поставить эти лыжи на канты, и как следует надавив, удерживать их, в таком положении.

Этого достаточно, чтобы лыжи шли по собственной дуге безукоризненного резаного поворота. С такими лыжами средние лыжники могут легко выполнять резаные повороты на подготовленном снегу и называть себя экспертами, используя лыжи, которые поворачивают почти автоматически. Но эти лыжники немногим отличаются от сноубордеров, которые становятся экспертами за полсезона, используя механические преимущества своего лучше функционирующего снежного инструмента.

Знайте: лыжнику, выбравшему традиционные лыжи, может быть в начале и придется попотеть, но затем он получит гораздо большее вознаграждение - то удовольствие от владения лыжами, которое сноубордеры и тренеры-карверы никогда не почувствуют.
Боковой вырез традиционных лыж недостаточно велик для того, чтобы просто поставить лыжу на кант и насладиться крутым резаным поворотом. Вы должны работать на


Рис. 14.1.

Резаный поворот позволяет двигаться по дуге ваших лыж.

лыжах, чтобы согнуть их в дугу, и поворот потребует от вас энергичного, но плавного прогибания лыжи. Это совсем непросто, так как необходимо постепенно увеличивать изгиб лыжи во время поворота и затем плавно уменьшать его при выходе и входе в следующий, и так каждый раз.
Точное прогибание лыж требует постоянного движения, и это плавное движение всех частей тела постепенно изгибает лыжи и порождает поворот на подготовленном склоне. Это движение - ключ к резаному повороту на жестком снегу и льду. Катание на лыжах на льду подобно вождению автомобиля.

Вы должны делать все медленно и осторожно, так чтобы не потерять свою сомнительную власть над колесами на скользкой дороге; быстрые старты и остановки, ошибочные изменения направления движения создадут для вас большие проблемы. Вообразите, что вы выполняете длинный поворот на ледяной дороге со скоростью 100 км/ч.

Вы должны удерживать постоянную скорость, войти в поворот гладко и мягко, устойчиво его вести, и аккуратно выйти из него.
Чистые, мощные резаные повороты требуют энергичного и наступательного стиля катания. Цель однако состоит в том, чтобы действовать мощно, но без резкости, агрессивно, но безошибочно. Как говорит Дейв Маннеттер, член P.S.I.A. (Американской национальной ассоциации горнолыжных инструкторов) - "Никогда не удивляйте свои лыжи".

Это, конечно, не означает, что вы должны сидеть в задней стойке и ничего не делать: наоборот, вы должны выполнять ритмичные непрерывные движения. Постоянное движение присутствует в любом хорошем повороте.

Лыжник, замороженный в одном положении во время всего поворота, обычно долго удивляется, почему он не может показать всего того, на что способен.

Основные трудности, смущающие потенциальных карверов

Лыжник, имеющий проблемы с резаным поворотом на льду, также испытает трудности на жестком снегу и даже на плотном ухоженном склоне. Это случается по одной из двух основных причин, поэтому такие лыжники делятся на две фундаментальные категории: робкие и суетливые.

Робкие и суетливые лыжники никогда не научатся резаному повороту, пока они не разоввют те навыки, которые, вероятно, уже имеют, но не могут правилвно исполвзоватв. Робкие лыжники используют свои навыки владения лыжами недостаточно энергично для резаного поворота, а суетливые лыжники делают слишком много движений, слишком жестко, и слишком быстро.
Катание на жестких склонах требует энергичной закантовки и сильного давления на внешнюю лыжу. Оба этих компонента противодействуют силе, действующей в каждом в повороте на наши лыжи. Закантовка лыж, достаточный их прогиб и увеличение скорости - это три проблемы, с которыми сталкивается робкий лыжник. С другой стороны у суетливого лыжника могут возникнуть трудности с плавным прогибом лыж.

Чтобы решить эту проблему, полезно сначала понять, как закантовка, давление и силы работают совместно в резаном повороте.
Закантовка в резаном повороте достаточна проста для понимания: вы должны сделать ее достаточно большой, так чтобы могли согнуть лыжи, однако не такой, чтобы упасть. Плоская или слабо закантованная лыжа не может быть изогнута в более крутую дугу из-за сопротивления снега. Вообразите лыжу, находящуюся на жесткой поверхности, подобной цементному полу.

Когда лыжа лежит плоско, вся ее нижняя поверхность соприкасается с полом; когда же она поставлена на кант, пола касаются только носок и задник. Чем больше вы закатовываете лыжу, тем сильнее вы можете ее изогнуть, потому что талия лыжи не касается снега, как в случае плоско поставленной лыжи. Закантовка - это предпосылка для прогиба лыжи и выполнения резаного поворота, но только загрузка лыж позволяет сделать этот поворот.

Это не как просто, как звучит. Конечно, разгибание ноги может увеличить давление на внешнюю лыжу.

Приседая и вставая, вы видите больший вес на шкале напольных весов. Он возникает, когда вы выпрямляете ноги, но как долго это может продолжаться? Очевидно что не очень. Загрузка лыж за счет разгибания ног может быть активной, однако непродолжительной.

Хотя этого давления может оказаться вполне достаточно, чтобы изогнуть лыжи, однако его не хватит, чтобы удержать их в таком состоянии, а тем более плавно увеличить их прогиб. Вам нужна дополнительная помощь, чтобы не только прогнуть лыжи, но и сохранить это состояние в течение всего поворота. Помощь, в которой вы так нуждаетесь - это сила, которую вы используете, чтобы оказать дополнительное давление на лыжи и поддержать усилия, развиваемые разгибающимися ногами. Вы получаете эту дополнительную силу из самого поворота: она зависит от скорости, формы и радиуса поворота.

Эти компоненты дают вклад в загрузку лыж и помогает правильно их прогнуть. И тогда вы станете экспертом карвинга, потому что вы включаетесь в сложные, сбалансированные действия: регулируя размер поворота, его форму, и скорость, выполняете в то же самое время точную закантовку и загрузку лыж. Скорость, форма и радиус поворота создают силу, которая позволяет закантовать лыжи движением тела внутрь поворота без падения.

Эта сила позволяет использовать навыки закантовки и загрузки лыж на более высоком уровне и, в конечном счете, позволяет вам выполнить резаный поворот.
Отметьте, как движется центр тяжести лыжника в вертикальной и горизонтальной плоскостях при окончании одного поворота и входе в следующий. Обратите внимание на постепенный перенос загрузки с одной лыжи на другую.
Решение проблем робкого и суетливого лыжника
Робкий лыжник имеет в своем арсенале все компоненты резаного поворота, но не выполняет их достаточно энергично. У суетливого лыжника могут быть слишком выражены,


Рис. 14.2. а) Внешняя лыжа изгибается по дуге; Ь) центр масс движется вверх и поперек, разгружая внешнюю лвіж?; с) центр масс пересекает линию лвіж и опускается внутрь нового поворота; предыдущая внешняя лыжа следует траектории новой внешней лыжи; d) угловая стойка создает давление на внешнюю лыжу; е) угловая стойка помогает исправить слишком сильный наклон внутрь поворота; f) внешняя лыжа вновь изгибается в дугу.


Рис. 14.3.

В точке баланса между падением на снег и опрокидыванием в следующий поворот вві найдете равновесие. Не прекращайте движение в этой точке поворота, вві должнві продолжатъ его в сторону следующего поворота.

или наоборот, отсутствовать те или иные навыки резаного поворота, поэтому каждому такому лыжнику необходимо определить, на каком элементе он должен сосредоточится.
Робкие лыжники затрудняются в закантовке лыж на необходимый для резаного поворота угол и вместо этого спускаются на достаточно плоских лыжах. Эта боязнь закантовки проявляется в высокой выпрямленной стойке и соскальзывающих поворотах, в которых отсутствует мощь. Очевидно, что трудности робкого лыжника в отсутствии закантовки. Но просто добавить угол закантовки не получается.

Увеличение угла закантовки без достаточного давления на лыжи и добавочных усилий приводит только к неуклюжим сомнительным движениям, которые лишь выводят из равновесия, но не создают резаного поворота.
Вы увеличиваете угол закантовки, перемещая тело внутрь поворота, или, другими словами, за счет бокового движения бедер. Перемещение центра тяжести внутрь поворота эквивалентно падению набок. Однако агрессивные лыжники создают при этом силу, позволяющую балансировать в повороте.

Робкие лыжники также увеличивают закантовку движением тела, однако не создают достаточных центробежных сил, чтобы устоять, и оказываются на снегу.
Как научится создавать силы в повороте так, чтобы вы могли увеличить угол закантовки без падения? Это требует использования нескольких приемов из вашего арсенала.
Во-первых, вам необходимо научиться выполнять гладкие закругленные повороты, описанные в главе "Форма и радиус поворота". Если поворот быстрый и резкий - на лыжи действует лишь кратковременное усилие.

Если плавный и закругленный - силы нарастают и уменьшаются также плавно, постепенно и предсказуемо, вы их контролируете и удерживаете равновесие. Старайтесь выполнять гладкие непрерывные дуги без мертвых точек и траверсов.

Эти закругленные повороты помогут вам непрерывно наращивать усилие в повороте. Можно посмотреть на тот же вопрос и с другой точки зрения - когда вы плавно и постепенно увеличиваете силы, то и поворот получается плавным и постепенным. Вопрос, что первично - приложенные силы или форма траектории? (прим, ред.)
Когда вы заваливаетесь на бедро внутрь поворота, вы должны знать, что существует нечто, позволяющее вам сохранять равновесие. Это нечто - сила, возникающая при выполнении плавного закругленного поворота. Чтобы выполнить поворот такого типа, вы должны использовать приемы, описанные в главе "Независимая работа ног" . Руление и доминирование внешней лыжи работают совместно, разворачивая лыжи с непрерывным давлением на них.

Эти приемы являются определяющими для резаного поворота. Как только лыжи перестают проворачиваться, усилия увеличиваются и это позволяет достигнуть более агрессивного угла закантовки.
Как только вы попытаетесь завалить тело внутрь поворота, заставьте лыжи вращаться, и это создаст силу для поддержания равновесия. Вы должны понять, насколько сильно вы


Рис. 14.4.

Показаны закругленные непрерывные дуги вместе с обрывистыми траверсами.
можете закантоватвся: слишком сильно - вы падаете, слабо - и инерция выбрасывает вас в следующий поворот. Здесь вступают в игру скорость и давление. Скорость - это первый элемент, который определяет, насколько вы можете переместиться внутрь поворота. Чем быстрее вы идете в повороте данного радиуса, тем больше вы должны наклонять бедра внутрь поворота.

Это подобно езде на велосипеде: вы можете поворачивать на маленькой скорости, вертя руль и лишь слегка наклоняясь, на высокой скорости вы меньше полагаетесь на руль и больше на наклон байка внутрь поворота. Методом проб и ошибок вы сможете понять, насколько сильно можно наклонить бедра внутрь поворота - и затем уже будете чувствовать это.
Давление на лыжи позволяет выполнить резаный поворот, если все остальные элементы поворота уже присутствуют. С экспертным уровнем контроля давления вы сможете справляться со сложностями входа и выхода из поворота, исправлять ошибки движения тела, преодолевать трудности, возникающие при изменении текстуры и плотности снега.

Величина центробежной силы, действующей на ваши лыжи, делает возможным динамическое катание.
Механизм увеличения давления на лыжи - разгибание ног, уменьшения давления -их сгибание. Если вам нужно максимально увеличить давление на кант внешней лыжи, чтобы врубиться в очень жесткий снег или лед, разогните внешнюю ногу и согните внутреннюю.

Иногда предпочтительней опираться и внутренней лыжей на снег, в этом случае внутренняя нога сгибается меньше, и соответственно меньше разогнута внешняя нога.
Мастерство увеличения и уменьшения давления во время поворота, когда центробежная сила выполняет большую часть работы, является мастерством чувства лыж. Ключ к выполнению движений загрузки-разгрузки - делать все плавно и ритмично. Если требуется дополнительное давление, чтобы врезаться кантом в снег, оно должно добавляться постепенно до тех пор, пока поворот находится под контролем. Если загрузка под контролем, как только давление на одну лыжу уменьшается, давление на другую лыжу сразу увеличивается.

Эти циклы увеличения и уменьшения давления придают экспертному катанию хореографическое качество.


Рис. 14.5.

Разгибание внешней ноги и подтягивание внутренней может максимально увеличить давление на внутренний кант внешней лыжи для выполнения резаного поворота на жесткой поверхности.

Почувствуйте: самостоятельное обучение резаным поворотам

1. Карвинг ощущается как хороший удар в гольфе или подача в теннисе, когда инструмент выполняет большую часть работы. Вы чувствуете, как лыжи совершают работу в повороте, и даже можете почувствовать, как внешняя нога направляется лыжей, когда лыжа прогибается и идет по дуге под вами.

Чистый резаный поворот подобен катанию на велосипеде на высокой скорости, когда управление рулем имеет меньшее значение.
2. В карвинге преобладает ощущение давления на ступни, хотя это только часть ваших карвинговых приемов. Ступни чувствительны к изменению давления. Так как давление является важной частью резаного поворота, ступни становятся сенсорными центрами резаного поворота. Вы заметите, что внутренний кант внешней лыжи забирает на себя большую часть нагрузки в резаном повороте.

Давление ощущается и на внешнем канте внутренней лыжи, но в меньшей степени. Это распределение давления между внешней и внутренней лыжами будет сильно зависеть от состояния снега.
3. Карвинг включает вашу нижнюю часть тела в циклическую игру с силами тяжести. Ваши ноги чувствуют, как увеличивается и уменьшается тяжесть, создавая определенный ритм давления или силы.

Вы сопротивляетесь этим силам, чтобы остаться выпрямленным, и в результате получается резаный поворот. Иногда ритм центробежных сил ощущается как какой-то танец, в котором партнер отталкивает или виснет на вас, но делает это циклично и предсказуемо от поворота к повороту.
4. Связывание резаных поворотов требует чувства ритма и способности быть в постоянном движении. Подобные ощущения возникают на тренажере с педалями, когда давление на одну ногу увеличивается, а на другую уменьшается. Одна нога распрямляется - другая подтягивается.

Если вы можете выполнить свой резаный поворот, чувствуя, как будто вы педалируете на тренажере плавно и ритмично, он у вас, вероятно, получается правильно.

Посмотрите: когда вы выполняете резаный поворот

1. Вы легко можете увидеть в резаном повороте нарисованную вашими лыжами чистую дугу. Здесь нет смазанной области: или ваш след выглядит как канавка, вырезанная в


Рис. 14.6.

Меньшее сгибание внутренней ноги позволяет более равномерно распределить давление между лыжами на мягком снегу.

виде плавной дуги, или это не резаный поворот. Если вы катаетесь на традиционных лыжах, трудно выполнить резаный поворот короче среднего радиуса. Посмотрите на след и на то место, где чистая резаная линия исчезает. Обратите внимание на эту фазу поворота чтобы определить, что происходит.

Посмотрите раздел "трудности" в конце этой главы, если вы увидите симптомы перечисленные там.
2. Что замечает хороший карвер, когда он спускается по заснеженному склону? Такой лыжник входит и выходит из поворота без длинного траверса, а это означает, что лыжник фокусируется на спуске, а не смотрит по сторонам.

Концентрация внимания на ногах или на том, что находится справа или слева от вас может нарушать направленность движения по линии склона, которую требует резаный поворот. Посмотрите на других хорошо катающихся лыжников.

Вы заметите, что их движения тела ритмичны и плавны, однако они направлены в следующий поворот: траверсы и прекращение плавного движения крайне редки.

Другие упражнения

Резаные повороты с "тренировочным" колесом

Лучше всего попытаться выполнить на ровном склоне с небольшим уклоном. Стартуйте на плоских лыжах, наберите скорость и поставьте одну лыжу на кант. Держите для равновесия другую лыжу плоско, как будто это - третье колесо на детском велосипеде.

Попробуйте переместить вес на закантованную лыжу, чтобы весь кант врезался в снег. Закантованная лыжа начнет поворачивать. Продолжайте этот автоматический поворот, сколько сможете, затем смените ногу.

Попробуйте увеличивать закантовку лыжи и одновременно менять давление на нее. Попытайтесь найти такое соотношение закантовки и давления, которое даст наиболее чистый след.

Это и будет длинный резаный поворот.

Резаные повороты как по рельсам

Выполняются на не очень крутом ровном склоне. На параллельных лыжах наберите скорость и мягко закантуйте обе лыжи.

Попытайтесь выполнить это движение вначале бедрами, осуществляя тонкую регулировку коленями и лодыжками.



Содержание раздела