d9e5a92d

Ботинки

Есть несколько способов заточить ваши лыжи. Вы можете заплатить мастерской, где выполнят полный цикл обработки лыж. Такой выбор требует денег, но он оправдан, если в мастерской работают хорошие специалисты.

Знакомые инструкторы могут посоветовать вам какого-нибудь мастера. Вы можете также заказать только грубую заточку (естественно, за меньшие деньги), таким образом перекладывая большую часть работы на мастерскую и оставив себе только последние штрихи.
Вне зависимости от того, решите ли вы сделать все сами, полностью положитесь на магазин или выберете нечто среднее, вы должны понимать, чего вы хотите добиться. Даже если вы решите держаться подальше от напильников и мазей, прочитайте следующие разделы, связанные с заточкой, чтобы оставаться частью процесса.

Вы можете сравнить заточку лыж с ремонтом своей машины - все мы знаем, что случается, если дать механикам карт-бланш.

Профиль поверхности лыж

Сечение скользящей поверхности - один из основных элементов хорошо заточенных лыж, однако на него очень часто просто не обращают внимание. Оно определяется взаимной формой и расположением скользящей поверхности и кантов лыжи. Посмотрите вдоль нижней поверхности лыжи и, используя линейку, проверьте, насколько она плоская.

Обратите внимание на то, как соотносятся скользящая поверхность и металлические канты лыж. Это и есть профиль поверхности лыж.
Мы различаем три случая - нижняя поверхность лыж плоская, скользящая поверхность выступает над кантами, канты выступают над скользящей поверхностью, а также комбинации этих условий. Совершенно плоские лыжи, у которых скользящая поверхность и канты находятся на одной высоте - идеальная основа, к которой можно добавлять полезные ингредиенты.

Любой профиль, отличающийся от плоского, требует специального внимания. Заметьте, что, говоря "скользящая поверхность выступает над кантами" или "канты выступают над скользящей поверхностью", я имею в виду перевернутую лыжу (как будто она закреплена на верстаке).
Скользящая поверхность выступает над кантами
Такой профиль поверхности лыж означает, что скользящая поверхность лыжи врезается в снег глубже, чем канты. Эта проблема достаточно распространена, в качестве причин ее возникновения можно указать неправильное хранение в межсезонье, плохую заточку или сильный износ кантов без регулярного ремонта. Как бы то ни было, лыжи, обладающие таким профилем поверхности, становятся нестабильны и плохо управляемыми.

Канты лыж, углубленные ниже скользящей поверхности, не соприкасаются со снегом, когда лыжи плоские по отношению к снегу. Такое состояние можно сравнить с автомоби-


Рис. 10.3. Слева: Скользящая поверхность выступает над кантами Справа: Канты выступают над скользящей поверхностью

лем на перекачанных колесах.

Способ исправления

Необходимо опустить уровень скользящей поверхности, так, чтобы канты и скользящая поверхность одновременно соприкасались со снегом. Можно сделать это, сточив поверхность грубым напильником, рашпилем или острым скребком, но этот процесс, скорее всего, займет много времени и не доставит вам большого удовольствия. Есть идея получше: отдайте ваши лыжи в мастерскую на шлифовку. Скорее всего, они используют шлифовку на песке или камне.

Шлифовка на песке - лучший выбор, так как станок для шлифовки на камне стоит много тысяч долларов, и мастерская перенесет эту цену на ваши плечи.

Канты выступают над скользящей поверхностью

В случае если канты выступают над скользящей поверхностью, они оказывают большее давление на снег, чем скользящая поверхность. Такая ситуация также зачастую возникает из-за того, что лыжи неправильно хранятся в межсезонье - без защитного слоя из мази, удерживающего химическую влагу в скользящей поверхности.

Потеря влаги приводит к тому, что скользящая поверхность усыхает и сжимается и канты начинают выступать из нее. В отличие от проскальзывающих, нестабильных лыж с выступающей скользящей поверхностью, лыжи с выступающими кантами ведут себя как старые добрые санки Flexible Fiver с металлическими полозьями. Канты в этом случае гораздо сильнее врезаются в снег, чем скользящая поверхность, и создают эффект полозьев.

Подобно тому, как полозья заставляют санки двигаться по прямой, выступающие канты не позволяют лыжам выписывать гладкие повороты.

Способ исправления

Лыжи с выступающими кантами - также кандидаты на ремонт в мастерской. Тем не менее, такую неисправность можно довольно легко исправить самостоятельно, используя 10-ти или 12-ти дюймовый грубый фрезерованный напильник (достаточно острый). Нужно сточить канты лыж настолько, чтобы они находились на одном уровне со скользящей поверхностью.



Для проверки плоскости поверхности можно использовать прямоугольный брусок или валик. Можно также остановиться, когда напильник начнет задевать и срезать материал скользящей поверхности.

Постарайтесь избежать наклона напильника во время операции, чтобы не создать неправильный угол заточки канта.


Рис. 10.4. Кант с боковой стороны и со стороны скользящей поверхности

Угол заточки кантов

Для придания лыжам специфичных характеристик поведения используется изменение формы заточки канта. При этом угол заточки канта может отличаться от прямого в ту или иную сторону.

Скос со стороны скользящей поверхности

Такая форма канта позволяет уменьшить контакт кантов со снегом, что изменяет характеристики лыж. Поведение лыж, у которых канты имеют скос со стороны скользящей поверхности, отличается от поведения лыж с выступающей скользящей поверхностью.

В этом случае кант срезается под углом в несколько градусов. Скос на полградуса является умеренным, а на три градуса - большим.
Скос кантов со стороны скользящей поверхности позволяет избавиться от излишней цепкости лыж с острыми, нескошенными кантами. Лыжи со скошенными кантами более предрасположены к тому, чтобы прощать ошибки, так как они не так сильно цепляются за снег. Это позволяет повысить мастерство в таких аспектах катания, как руление и раскантовка.

Такое свойство лыж также заставляет выполнять повороты с большей энергией, так как требуется сильнее наклонять тело в сторону поворота для достижения необходимого угла между поверхностью канта и снегом, что, в свою очередь, требует большей сосредоточенности усилий при переходе из поворота в поворот.

Применение скоса со стороны скользящей поверхности

Одним из удобств скоса со стороны скользящей поверхности является предсказуемое поведение лыж. Вы знаете, что можно выполнить небольшое, заранее определенное движение закантовки до того, как канты лыжи начнут действительно работать. Очень важно, чтобы скос был одинаков по всей длине лыжи.

Я обычно использую скос на 1-1.5 градуса, заставляя свои лыжи вести себя гладко и предсказуемо. Слишком маленький скос не позволит почувствовать разницу, а слишком большой сделает поведение ваших лыж подобным лыжам с выступающей скользящей поверхностью. Если вы решите сами сделать скос кантов (это действительно довольно легко), найдите или купите специальный держатель для напильника, который позволит жестко установить наклон напильника с приращениями в градус или полградуса. Таким образом вы добьетесь постоянного, равномерного скоса.

Заодно вы легко сможете точно получить необходимый вам угол скоса.

Скос с боковой поверхности лыжи

Скос кантов с боковой поверхности лыжи имеет меньшее влияние на поведение лыжи, но является важным дополнением к скосу со стороны скользящей поверхности. Такой скос


Рис. 10.5. Углы заточки (сверху вниз): один градус, два градуса, три градуса


Рис. 10.6. Сле?а:Утол заточки со стороны боковой поверхности Справа: Комбинированная заточка канта с двух сторон для получения угла 90 градусов


Рис. 10.7. Эти кантъі затупленві и имеют заусенцві

позволяет сделать ваши лвіжи еще острее. Кантъі, заточеннвіе под 90 градусов, достаточно остры, однако некоторые лвіжники предпочитают использовать угол заточки в 88 градусов, для того, чтобы лыжи лучше цеплялись на жестком снегу и льду.

Скос со стороны скользящей поверхности на самом деле затупляет лыжи, и скос со стороны боковой поверхности позволяет вернуть кантам нормальный угол в 90 градусов (или меньше).

Применение скоса с боковой поверхности лыжи

Если у вас есть устройство для выполнения скоса со стороны скользящей поверхности, вы можете использовать его и для заточки кантов с боковой поверхности. Если вы выполняете заточку в мастерской, вы должны сообщить мастеру, что вам необходима заточка с боковой поверхности на столько-то градусов, чтобы получить, например, необходимый вам угол заточки кантов в 89 градусов.

Заточка кантов

Заточка кантов является одним из основных элементов настройки лыж. Многие лыжники пренебрегают заточкой кантов, и их канты зачастую настолько затуплены, что лыжи практически непригодны для катания при определенных состояниях снега.

Острые канты необходимы для выполнения мощных, стабильных поворотов на жестком снегу. Если ваши лыжи (в особенности внешняя в повороте лыжа) постоянно проскальзывают в поворотах, скорее всего, в этом виноваты тупые канты.

В основном, канты должны быть заточены под 90, 89 или 88 градусов. Такой угол достигается одновременной заточкой со стороны скользящей и боковой поверхностей лыжи.
Катание на жестком снегу в течение целого дня приводит к стачиванию кантов. Такое закругление кантов - все, что нужно, чтобы ваши лыжи начали вести себя нестабильно. Чтобы избавиться от этого, вам придется опять заточить канты. Другая проблема - появление заусенцев на кантах лыж.

Каждый раз, как вы задеваете камень (даже самый маленький) ваши лыжи запоминают эту обиду. Камни выбивают из металлических кантов небольшие частицы, что в конце концов приводит к тому, что на кантах образуются углубления и зазубрины.

Такая поверхность кантов с выбоинами цепляется за снег и не позволяет выполнять ровные, гладкие повороты.

Заточка тупых кантов

Результатом применения скоса со стороны скользящей поверхности и со стороны боковой поверхности лыжи является наточенный, острый кант. Острота кантов должна поддерживаться при помощи ручной обработки напильником.

Для этого проведите напильником вдоль боковой поверхности лыжи от носка до пятки. Постарайтесь снять тонкий слой металла канта, не меняя угол заточки.

Удаление старого металла канта восстановит остроту канта. Несколько сложнее исправление заусенцев на кантах лыжи, так как при контакте с камнями металл кантов может изменить свою жесткость, закалиться. Напильник в этом случае уже не поможет.

Канты должны быть обработаны при помощи точильного камня, который можно приобрести в горнолыжном магазине. После того, как вы обработаете точильным камнем канты как со стороны скользящей поверхности, так и со стороны боковой поверхности лыжи, доведите канты до необходимой остроты напильником.
Замечание: Для того, чтобы достаточно просто определить, остры ли канты ваших лыж, проведите поверхностью ногтя по канту (так, чтобы поверхность ногтя составляла угол в 45 градусов со стороной канта). Если при этом кант оставляет царапины на поверхности ногтя, значит, он достаточно острый.

Такой тест дает вам грубую оценку остроты кантов. Для того чтобы понять, насколько острыми должны быть канты, вы должны покататься на ваших лыжах с различной степенью заточки кантов.
Есть еще одна тонкость при заточке. На любой лыже металлические канты прикреплены к боковой стороне лыжи. Часто сбоку лыжи вдоль канта выступает небольшая полоска пластика, которая может помешать напильнику правильно прилегать и стачивать кант. Это легко определить по наличию на напильнике пластиковой пыли, по цвету совпадающей с боковой поверхностью лыжи.

Необходимо удалить эту полоску прежде чем вы сможете точить канты. Для этого можно использовать острый квадратный конец напильника (противоположный ручке). Углом напильника, как рубанком, проведите вдоль лыжи по выступающей полоске пластика.

Пластик должен отделиться завитушками. Повторите несколько раз с каждым из кантов. Затем попробуйте точить канты.

Если пластиковая пыль все еще появляется, повторите операцию.

Затупление лыж

Затупление лыж не представляет собой процесс, обратный уже выполненной работе. Скорее, это стратегическое действие - затупление лыж в определенных местах, направленное на то, чтобы лыжи реагировали на ваши движения более точно и полно. Различные части ваших лыж ответственны за вход в поворот, управление и ведения поворота, и наконец, выход из поворота. Носок лыжи помогает начать поворот, так как именно он начинает выписывать дугу, по которой пойдет лыжа.

Средняя часть лыжи обеспечивает жесткость и боковой вырез, отвечающие за стабильность и мощь в повороте. Пятка лыжи ответственна за завершение и выход из поворота.
Затупление лыж улучшает все эти функции. Затупление носка лыжи позволяет сделать вход в поворот более гладким и предсказуемым.

Острые как бритва канты на носке лыжи обеспечивают сильное сцепление со снегом, однако не позволят вам расслабиться ни на минуту. Лыжи будут идти точно туда, куда вы им говорите, и никуда более.

Если вы ничего не скомандовали - у вас проблемы. Острый носок также будет "ловить" все неровности снега и вилять совсем не в том направлении, которое вам нравится.
Если вы притупите носок, канты лыж не будут столь сильно цепляться за снег и наказывать ваши ошибки. Самое главное в затуплении лыж - его неравномерность. Кончик лыжи может быть совершенно тупым, и становится все более острым по мере продвижения


Рис. 10.8. Для достижения хорошего контакта канта и напильника может быть необходимо удалить пластик с боковой поверхности лыжи

к средней части лыжи. Я стараюсь таким образом затуплять носок моих лыж, что канты становятся острыми на расстоянии 10-20 сантиметров от той точки, где лыжа касается снега, в зависимости от того, насколько конкретные лыжи должны прощать ошибки.
Среднюю часть лыжи следует оставить в наточенном состоянии - острые канты обеспечат мощь и контроль в поворотах.
Пятка лыжи обрабатывается так же, как носок. В среднем пятка затупляется в два раза слабее, чем носок.

Метод тот же самый: кончик лыжи - самое тупое место, и канты тем острее, чем ближе к середине лыжи.

Как правильно затупить лыжи

Затупление лыж - достаточно простое действия, и может легко быть выполнено самостоятельно. В совокупности с применением различных углов заточки кантов затупление лыж поможет сделать поведение ваших лыж гладким и предсказуемым при входе и выходе из поворота, сохраняя сцепление кантов со снегом и мощь в течение поворота.
Затупить лыжи можно при помощи напильника, точильного камня и наждачной бумаги. Самые кончики носка и пятки могут быть сильно затуплены напильником. Удерживайте напильник под углом в 45 градусов к канту и делайте короткие движения от кончиков к середине лыжи.

Путь напильника должен составлять примерно половину от всей длины затупления. Попытайтесь также немного менять угол между напильником и кантом, чтобы сделать кант закругленным. Повторите процедуру при помощи точильного камня. Удлините движения к середине лыжи, не достигая, однако, всей длины затупления.

Закончите затупление с использованием наждачной бумаги, выполняя движения на всю длину затупления.
Использование инструментов с различной степенью "грубости" позволяет получить изменяющуюся по длине лыжи степень затупления кантов, которые тем острее, чем ближе к середине лыжи. Чтобы сделать этот эффект еще более явным, старайтесь сильнее давить используемым инструментом в начале движения и уменьшать давление к концу.

Это позволит вам не сделать затупление слишком сильным.


Рис. 10.9. Следует притупить лыжу с обоих концов так, чтобы канты становились все более острыми ближе к середине лыжи

Смазка

Смазка защищает лыжи от влаги. Лыжи скользят тем лучше, чем более талый снег находится под ними. На микроуровне давление, оказываемое лыжами на снег, преобразуется в тепло.

Это тепло растапливает ледяные кристаллики снега, образовывая водяные капельки. На несмачиваемой поверхности лыж вода собирается в капли и скатывается с поверхности. Смазка на поверхности лыж усиливает этот эффект, благодаря которому лыжа катится как на подшипниках.

Отсутствие или недостаточность смазки приводит к тому, что вода покрывает скользящую поверхность лыж тонкой пленкой и всасывается в нее, тормозя лыжи.
Все характеристики лыжи приводятся в предположении, что лыжа гладко скользит по снегу. Пропитанная водой скользящая поверхность лыжи тормозит движение и выбивает вас из равновесия.

Подобно тому, как при слишком резком торможении пассажиры автомобиля улетают вперед, несмазанные лыжи также выбрасывают вас вперед. Особенно плохо несмазанные лыжи проявляют себя в целине и тяжелом снегу - замедление лыж выталкивает вас вперед, лыжи зарываются в снег и вы падаете лицом в сугроб.

Правильная смазка лыж

Смазка лыж проста и не требует технических навыков. Все что вам нужно - это старый утюг без дырок для выхода пара, плексигласовый скребок, немного смазки и щетка для мытья посуды, сделанная из фибертекса, обычно зеленого цвета.
Температура снега определяет используемую смазку. Если температура там, где вы обычно катаетесь, примерно постоянна, вы можете спросить совета у местного мастера.

Однако если вы катаетесь при разных температурах, купите универсальную смазку - смазку, рассчитанную на разные температуры. Такую смазку делают многие производители.

Если же вас интересуют максимум возможностей ваших лыж, и вы следите за погодой, меняйте смазку раз в несколько дней, каждый раз подбирая соответствующую текущей температуре снега.
Плексигласовый скребок лучше купить в лыжном магазине, чтобы гарантировать, что он абсолютно плоский. Однако при нужде вас спасет любой кусок жесткого пластика. Можно использовать и металлический скребок, но он может дрожать и оставлять царапины на скользящей поверхности, которые затем можно удалить только при помощи
шлифовки лыж.
Нагрейте утюг до той степени, когда он плавит смазку, но не заставляет ее дымиться. Дымящаяся смазка означает, что утюг слишком горяч и может повредить скользящую поверхность лыж. Накапайте смазку вдоль скользящей поверхности (вы определите на опыте, сколько нужно лить).

Загладьте смазку круговыми или продольными движениями. Не останавливайте свои движения.

Смазка должна впитаться в лыжи, но их не нужно перегревать. Подсчитайте, сколько раз нужно провести по поверхности лыжи в районе носка, чтобы нагреть ее (степень нагревания проверяйте рукой).

Используйте столько же или даже меньше движений на остальной части скользящей поверхности.
После того, как вы загладили всю смазку, дайте лыжам остыть. Удалите остатки смазки скребком. Оставьте на поверхности тонкую пленку смазки, которая исчезнет после пары спусков.

Важна только та смазка, которая впиталась в поры скользящей поверхности -именно она помогает лыжам скользить. Убедитесь, что вы удалили смазку как со стороны скользящей поверхности, так и с боковой поверхности лыжи.

Наконец, отполируйте поверхность при помощи щетки для мытья посуды.

Глава 11Ботинки

При покупке снаряжения важнейшим моментом является правильный выбор ботинок. Большинство базовых навыков, о которых шла речь в первой половине книги, связаны с работой ног и ступней.

И все эти движения завершаются, в конце конов, в одной и той же точке: в ботинках.
Ботинки осуществляют связь между вашим телом и лыжами. Они созданы для передачи лыжам движения ваших ног. Конструкция современных ботинок весьма изощренна, но в основе лежит один и тот же процесс: надели ботинки, застегнули крепления, проверили, хорошо ли они держат, и вперед.

Однако свобода выбора приводит к проблеме: какую модель и какого размера предпочесть, и как с ней правильно обращаться.
Наиболее продвинутые лыжники покупают ботинки примерно также, как они покупали бы, скажем, СВЧ-печку: нужный цвет, хорошая цена, дополнительные функции (как насчет попкорна?) - "Заверните". Осторожно: приобретение ботинок отчасти подобно женитьбе: проявив беспечность, можно потом мучиться весьма долго.
Продавцы в магазинах вряд ли будут вам в помощь. Они не знают ваших ног. Они не могут прочувствовать ваши мозоли и косточки.

Они спросят вас: "Как вам ботинки?" -и стоит вам ответить: "Неплохо" - вы попали. Хороший продавец на этом и закончит, вы обнаружите себя идущим домой с покупкой.
Вам нужно научиться не только правильно покупать ботинки, что подразумевает понимание их свойств, но и правильно пользоваться ими. Более того вам нужно научиться правильно их подгонять, дабы не испытывать проблем в течение всего сезона.

Покупка подходящих ботинок

После некоторого опыта работы с магазинами мне стало ясно, что есть две группы покупателей. Одним нужна конкретная марка, такие не успокоятся, пока не втиснут ноги в подходящие им ботинки любимой фирмы.

Другие за брэндом не гонятся, а ищут ботинки удобные как домашние тапочки. Первые либо глупы, либо предвзяты.

Вторые мыслят верно, но им не добиться, чтобы ботинки сидели на ноге как влитые и позволяли делать все, что захочется.
Первым правилом при покупке является ощущение комфорта. Ботинки неудобные в магазине останутся неудобными и на склоне - и со временем лучше не станут.

Боль в ногах разрушает катание. Те эксперты, которые уверяют, что боль является платой за крутое катание, явно не столь хороши, как если бы их ботинки были более удобными.
Однако помимо комфортных ощущений нельзя забывать и о правильном выборе размера.


Рис. 11.1. Правильно подобранные ботинки помогут вам четко приземлиться

Отсюда второе правило: выбирайте ботинки, которые подходят, а не наиболее удобные. Здесв нет противоречия с первым правилом, скорее, его уточнение.
Для примера, допустим, что ботинки шестого размера - это то, что нужно даме-покупательнице. Однако ботинки жмут, дама пробует седьмой размер и получает тот уровень комфорта, который хотела. Однако хотя ботинки большего размера и удобнее, размер не тот. Многие покупают ботинки большего размера, поскольку правильный размер неудобен.

В этом случае надо попробовать другую модель нужного размера. Два основных фактора, влияющих на ощущения от ботинка - это размер пластикового ботинка (в дальнейшем просто ботинка), соотнесенный с размером внутреннего сапожка ботинка (в дальнейшем просто сапожка), и его колодка, то есть форма нижней части пластикового ботинка, в которой располагается собственно ступня.

Размер ботинка и сапожка

Размер ботинка - это внешний размер его пластиковой оболочки. Ботинок не сожмется и не растянется, посему размер пластиковой оболочки - это реальный размер ботинка.

Размер сапожка - это размер внутренней мягкой части ботинка. Сапожок в первый месяц интенсивной эксплуатации будет растягиваться, изнашиваться и местами уплотняться.

При этом ботинок приспосабливается к форме вашей ноги. По окончании этого процесса ботинок окажется более просторным, чем вначале, однако трудно сказать насколько, что делает выбор размера предметом долгих и мучительных раздумий.
Во-первых, продавец должен убедиться в правильности выбора размера. Для этого он вынимает сапожок из ботинка, после чего вам нужно надеть пластиковую оболочку (на голую ногу или тонкий носок) и аккуратно упереться большим пальцем по центру носка ботинка. Продавцу же необходимо определить на глаз расстояние между вашей пяткой и пластиком ботинка.

По этому параметру можно судить о том, велик ли ботинок, мал или впору.
Это расстояние должно попадать в диапазон 12-25 мм. Зазор в 12 мм скорее всего обеспечит весьма плотный контакт с ботинком, при зазоре в 25 мм нога будет чувствовать себя достаточно, но не чрезмерно просторно.

Какую конкретно величину выбрать решать вам (имейте ввиду, что проще подогнать ботинок, если он несколько велик, чем растянуть слишком маленький). Для себя я остановился на зазоре в 12-18мм.
Не забывайте об этой процедуре, измеряйте зазор при каждой покупке. Измеряйте зазор для той ноги, стопа которой длиннее.

Более длинная стопа очевидно вызовет больше проблем на трассе.

Колодка ботинка

Определение правильного размера ботинка - это еще цветочки. Каждый производитель разрабатывает собственную колодку. Дизайнеры создают ботинки в расчете на идеальную (как им кажется) ногу.

Поскольку в разных фирмах - разные стандарты, то и колодки тоже различаются.



Содержание раздела