d9e5a92d

Захаров А. - Велосипедный спорт

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по велосипедному спорту (гонки на шоссе) для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) разработана на основе нормативных документов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту:
- Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) (1987);
- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ 96-ИТ от 25 января 1995 г.;
- Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, ШВСМ и УОР, утвержденный Госкомспортом России 390 от 28 июня 2001 г.
Программа содержит современные научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации спортивной подготовки велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе. Данная программа разработана в соответствии с требованиями к спортивной подготовке в группах начальной подготовки (ГНП), учебно-тренировочных группах (УТГ), группах спортивного совершенствования (ГСС) и группах высшего спортивного мастерства (ГВСМ), реализуемой в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, содействие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
- создание условий в процессе занятий велосипедным спортом для формирования у занимающихся навыков здорового образа жизни, устойчивого интереса и потребности к занятиям физической культурой и спортом;
- обеспечение эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов резерва сборной команды России по велосипедному спорту (гонки на шоссе);
- подготовка инструкторов и судей по велосипедному спорту. Структура программы содержит четыре основные части.
I. Вводная часть включает в себя краткую общую характеристику системы подготовки велосипедиста. Рассматриваются основные компоненты системы спортивной подготовки велосипедиста, а также цели, задачи и основные принципы, реализуемые в процессе спортивной подготовки.

Отдельный раздел посвящен общим положениям, определяющим построение многолетней подготовки велосипедиста. В заключительном разделе представлена модель многолетней подготовки велосипедиста.
II. Нормативная часть программы включает в себя материалы, регламентирующие деятельность спортивной школы, раскрывающие и организующие содержание подготовки учащихся спортивной школы по годам обучения. Основной материал представлен в форме таблиц.

В данной части программы нашли отражение: условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе; основные показатели соревновательной деятельности; примерная модель распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов по годам обучения; приемные и контрольно-переводные нормативы; состав и соотношение основных средств подготовки конкретных возрастных контингентов занимающихся.
III. Методическая часть программы включает в себя пять разделов.

В них рассматриваются организационно-методические рекомендации к построению этапов многолетней подготовки, материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса, требования к организации врачебного и педагогического контроля, основы воспитательной работы, меры безопасности и предупреждения травматизма.
IV. Программный материал имеет практический и теоретический разделы.

Теоретический раздел программы определяет минимум знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения в спортивной школе, а практический раздел - программный материал, определяющий содержание физической, технической, тактической и психической подготовки велосипедистов. В отдельном разделе представлен программный материал по
инструкторской и судейской практике.
В данной программе, в отличие от ранее изданной (1977), представлена целостная модель построения системы многолетней подготовки велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе. В основу построения программы положена идея комплексного подхода к решению задач подготовки велосипедистов за счет использования в единой системе всех организационно-методических форм практикуемых в системе спортивных школ Российской Федерации.

В программе впервые представлена общая последовательность изучения материала, что позволяет тренерам ДЮСШ, СДЮШОР и ТТТВСМ придерживаться в своей работе единого стратегического направления в построении учебно-тренировочного процесса.


Программа является основным государственным документом по организации и проведению спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мастерства по велосипедному спорту (гонки на шоссе). Построение и содержание программы позволяет творчески подходить к перераспределению часов между отдельными компонентами и формами спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся, задач и организационных условий освоения тех или иных разделов программы.

В процессе реализации программного материла должны учитываться различные региональные, климатические условия, наличие материальной базы, тренажерных и восстановительных средств.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Подготовку спортсмена в велосипедном спорте необходимо рассматривать как целостную систему. В вводной части программы представлена общая характеристика системы подготовки велосипедиста и базовых теоретических положений, определяющих построение многолетней подготовки велосипедиста.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙПОДГОТОВКИ

Рассматривая подготовку велосипедиста как систему, в ней следует выделить несколько компонентов, которые, в свою очередь, состоят из множества элементов.
В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо рассматривать:
- систему соревнований;
- систему тренировки;
- систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение.
Система соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований (гонок), включенных в единую систему подготовки велосипедиста. Достижение высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе подготовки гонщика, выступает как цель, которая придает единую направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие гонщика в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности.

Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовке велосипедиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить полноценную подготовленность гонщика. Только оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение спортивных целей.
Центральным компонентом подготовки велосипедиста является система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку.

В рамках каждого из этих направлений решаются еще более конкретные задачи. Так, например, физическая подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д.

Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение велосипедистом состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свойствами.
Решение задач подготовки спортсмена в велосипедном спорте требует направленного использования факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические средства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.
Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему, которая находится в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой и только благодаря этой связи способна существовать как целостная система. Поэтому, рассматривая подготовку велосипедиста как систему, тренер не должен забывать, что неотъемлемым условием нормальной жизнедеятельности человека является удовлетворение его естественных биологических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет
множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный уровень жизни, бытовые условия, экологические и климато-географические условия окружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует естественному биологическому ритму развития организма спортсмена.

Это обстоятельство должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки велосипедиста. В спортивной практике влияние этих обстоятельств иногда не полностью осознается в сравнении со специфическими факторами подготовки велосипедиста, но это вовсе не умаляет их значения в достижении спортивных целей.
Чем выше уровень спортивных достижений, тем сложнее структура и содержание подготовки гонщика. Приспособление системы подготовки к выполнению специфических функций осуществляется посредством увеличения количества элементов их дифференциации и специализации.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Целью спортивной подготовки велосипедиста является достижение максимально высокого для данного индивидуума спортивного результата. Общая цель воплощается в решении задач, конкретизируемых с учетом временного масштаба, индивидуальных возможностей велосипедиста и основных направлений (компонентов) подготовки.

Конкретизация целей и основных задач подготовки велосипедиста находит выражение в объективно измеряемых количественных показателях: спортивных результатах, спортивноквалификационных нормативах, тестовых показателях, параметрах тренировочной и соревновательной деятельности. Итоговые и этапные задачи подготовки приобретают целостное количественное оформление в прогностических моделях, характеризующих уровень подготовленности велосипедиста.
При формировании личностных целевых установок велосипедиста в процессе многолетней подготовки не следует забывать, что достижение высших спортивных результатов не должно вступать в противоречие с задачами воспитания спортсмена как социально полноценной личности.
Построение системы спортивной подготовки как целостного процесса, объединяющего в себе различные компоненты, предполагает последовательную реализацию определенных принципов и закономерностей. Наряду с положениями и принципами естественных и гуманитарных наук, имеющими общетеоретическое значение, при построении системы подготовки велосипедиста следует учитывать и специфические принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА В ВЕЛОСИПЕДНОМ СПОРТЕ

Направленность к высшим достижениям является главенствующим положением, определяющим структуру и содержание всей системы спортивной подготовки велосипедиста. Направленность к высшим достижениям оптимизирует все основные компоненты подготовки в велосипедном спорте: состав тренировочных средств и методов, параметры соревновательной деятельности, структуру и содержание тренировочного процесса, режим жизни, применение средств восстановления и другие факторы.
Направленность к высшим достижениям определяет постепенность увеличения и тенденцию тренировочного процесса к использованию максимальных нагрузок с учетом временных закономерностей становления спортивного мастерства. Без увеличения нагрузки нельзя рассчитывать на устойчивое повышение уровня подготовленности спортсмена, а тем более достижение уровня высших спортивных результатов. Объем и интенсивность физических упражнений, стимулирующих адаптационные перестройки в организме велосипедиста, должны иметь тенденцию к постепенному увеличению в процессе многолетней подготовки.

Главным условием, определяющим особенности реагирования систем организма на возрастающую нагрузку, является величина прироста воздействия нагрузки во времени.
Возможность повышения нагрузок имеет свой индивидуальный предел мобилизации адаптационных резервов организма. В связи с этим стратегия многолетней подготовки должна строиться с учетом того, чтобы на уровень максимальных параметров нагрузок гонщик вышел в соответствии с уровнем индивидуального биологического развития в оптимальной фазе этапавысших достижений.
Направленность к высшим достижениям во многом определяет процесс постоянного улучшения конструкции велосипедов, специального оборудования, спортивной формы и других факторов, которые существенным образом влияют на результативность тренировочной и соревновательной деятельности в велосипедном спорте.
Единство общей и специальной подготовки отражает связь и взаимообусловленность различных по степени специализированности средств и методов подготовки. В процессе построения многолетней подготовки необходимо учитывать задачи общего развития организма и укрепления здоровья велосипедиста, а также задачи специализированного развития тех функциональных систем организма спортсмена, которые определяют достижения в данном виде велосипедного спорта. На начальных этапах многолетней подготовки в детском и юношеском возрасте значительное внимание уделяется общей (базовой) подготовке.

В дальнейшем происходит постепенное увеличение доли специализированных средств в общем объеме тренировочных воздействий.
Углубленная спортивная специализация и индивидуализация - главное условие эффективной подготовки, имеющей направленность к высшим достижениям. Заключается в соответствии параметров и структуры тренировочных и соревновательных воздействий, требованиям соревновательной деятельности в данном виде велосипедного спорта.

Постепенная реализация этого подхода в процессе многолетней подготовки позволяет обеспечить достижение высших спортивных результатов.
Углубленная спортивная специализация имеет свою специфику реализации в масштабе отдельных циклов подготовки. На первых этапах подготовки параметры соревновательной деятельности воспроизводятся фрагментарно (в рамках выполнения отдельных соревновательных действий или их сочетаний). По мере роста подготовленности все более значительное место в подготовке велосипедиста занимают упражнения, возможно целостно воспроизводящие параметры соревновательной деятельности.

Благодаря такой последовательности преодолевается противоречие между несоответствием исходного уровня подготовленности гонщика и планируемым спортивным результатом в данном цикле подготовки.
При этом сами параметры соревновательной деятельности постоянно изменяются от одного тренировочного цикла к другому, приближаясь к требованиям целевой соревновательной деятельности на уровне высших достижений.
Каждому виду велосипедного спорта присуща своя, специализированная структура функциональной подготовленности. При этом установлено, что у гонщиков высшей квалификации часто выделяется несколько доминирующих показателей подготовленности при относительно среднем уровне развития других составляющих. Эта особенность структуры подготовленности придает важное значение принципу индивидуализации в подготовке велосипедистов.

Наибольший эффект подготовки достигается при построении и реализации тренировочных программ, ориентированных на максимальное развитие индивидуальных задатков гонщика.
Цикличность процесса подготовки предполагает систематическое воспроизведение относительно законченных структурных единиц тренировочного и соревновательного процесса. Периодические процессы наблюдаются на всех уровнях организации живых систем.

Циклический характер построения подготовки сочетается с волнообразной динамикой нагрузок, которая реализуется в различных циклах подготовки, позволяя избежать противоречий между нагрузками различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и т.п.
Основы принципа цикличности могут быть выражены в следующих методических положениях:
- при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса;
- рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими тренировочного процесса;
- выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки,
находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
Непрерывность процесса подготовки отражает одно из основных условий адаптации организма человека, составляющих основу построения процесса спортивной подготовки. Все формы тренировочных и соревновательных воздействий, а также дополнительные средства подготовки велосипедиста должны быть объединены в единую систему, обеспечивающую преемственность тренировочных эффектов применяемых нагрузок с учетом целевой направленности всей подготовки.

Воздействие каждой нагрузки должно начинаться на фоне сохраняющегося следового эффекта предыдущего воздействия. Если интервалы отдыха чрезмерно увеличены и состояние спортсмена каждый раз возвращается к исходному уровню, то есть исчезает адаптационный след предыдущего воздействия, прогрессирующего повышения подготовленности велосипедиста добиться невозможно.
Принцип непрерывности предполагает систематичность тренировочных воздействий на протяжении длительного периода времени. Подготовка велосипедиста должна строиться как многолетний и круглогодичный процесс, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены единой цели достижения высших спортивных результатов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОСТРОЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТА

Уровень достижений в современном велосипедном спорте столь высок, что превзойти его или даже приблизиться к нему могут только люди, посвятившие себя спортивной деятельности на протяжении многих лет.
Многолетняя подготовка является высшим структурным уровнем, на котором намечаются наиболее общие задачи, определяющие стратегию достижений высот спортивного мастерства. Ее рациональное построение требует учета многих факторов и закономерностей достижения максимальных результатов.

В числе положений, в наибольшей степени определяющих построение многолетней подготовки в велосипедном спорте, следует учитывать следующие.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Первый шаг в рациональном построении многолетней подготовки связан с установлением оптимальных возрастных границ, в рамках которых демонстрируются высшие спортивные результаты. Изучение многолетней практики выступлений велосипедистов на крупнейших соревнованиях - Олимпийские игры, чемпионаты мира, международные многодневные гонки Тур де Франс, Джиро Италия, Вуэльта Испании и многие другие - за всю историю этих соревнований свидетельствует об относительной стабильности показателей возраста гонщиков, входящих в число сильнейших.
На рис. 1.3.1 представлены обобщенные показатели возраста велосипедистов-профессионалов, в котором они становились победителями наиболее значимых соревнований в велосипедном спорте.

Распространенное мнение о тенденции к всеобщему омоложению спортсменов в велосипедном спорте является необоснованным.
Возрастные границы высших достижений сохраняются стабильными на протяжении последних двух-трех десятилетий. Этот факт позволяет сделать вывод, что максимальных результатов могут добиться только те велосипедисты, многолетняя подготовка которых построена с таким расчетом, чтобы динамика тренировочных и соревновательных нагрузок обеспечила выход гонщика на уровень высших достижений в оптимальном возрасте.



Рис. 1.3.1.

Обобщенные показатели возраста велосипедистов-профессионалов, которые выигрывали большие туры (Вуэльта Испании, Джиро Италия, Тур де Франс) и чемпионаты мира за всю историю их проведения (по С.В. Ердакову)

Для рационального построения многолетней подготовки в велосипедном спорте важно знать оптимальные темпы прироста спортивных результатов во времени, а также общую продолжительность достижения уровня высших спортивных результатов. Определение возрастных границ становления спортивного мастерства позволяет наметить этапы, в соответствии с которыми определяются основные задачи подготовки, динамика нагрузок, преимущественный состав средств и методов подготовки.
Темпы прироста спортивных результатов не равномерны. На начальных этапах спортивного совершенствования прирост идет быстрее, а на заключительных - медленнее.

Существуют значительные различия в зависимости от пола и вида спортивной специализации. Женщинам, как правило, требуется на один-два года меньше времени для достижения высоких спортивных результатов, чем мужчинам.
Установление возрастных границ вовсе не исключает, что отдельные одаренные гонщики могут показать выдающиеся результаты, несколько опережая средний показатель. Таких примеров достаточно много.

Тем не менее практика велосипедного спорта, к сожалению, показывает, что ранние относительно высокие спортивные результаты чаще всего являются свидетельством форсированной подготовки.
Различия в возрасте и темпах достижения высот спортивного мастерства, а также возрастные особенности развития двигательных качеств, требуют определения целесообразных сроков начала специализированной подготовки в избранном виде велосипедного спорта. Определить эти сроки можно на основе простого арифметического действия, где из показателя среднего возраста высших достижений в данном виде велосипедного спорта следует вычесть среднее значение показателя длительности становления спортивного мастерства.

Полученный результат дает представление о возрасте, не позднее которого желательно приступить к регулярным занятиям велосипедным спортом в гонках на шоссе.
Для рационального построения многолетней подготовки в велосипедном спорте (гонки на шоссе) оптимальным возрастом для зачисления детей в группы начальной подготовки (1-й год обучения) принят возраст 9-10 лет. Этот возраст соответствует минимальному возрасту зачисления детей в спортивные школы, установленному в Нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спортивных школ (1995).
Наряду с установлением возрастных параметров зачисления детей в группы начальной подготовки следует учитывать современные тенденции развития велосипедного спорта в России и в мировой практике этого вида спорта. Прежде всего необходимо отметить влияние традиций, сложившихся в детском спорте в различных регионах, наличие благоприятных климатических условий, инвентаря и спортивных сооружений.

Следует учитывать возрастающую популярность таких видов велосипедного спорта как, например, ВМХ, способствующих приобщению детей к регулярным занятиям велосипедным спортом уже с 6-7летнего возраста. Эти тенденции требуют (для создания условий эффективной подготовки спортивного резерва в велосипедном спорте) зачисления детей в спортивные школы (спортивно-оздоровительные группы) начиная с 6-летнего возраста.
Также необходимо учитывать, что большинство велосипедистов, приступивших к целенаправленным углубленным занятиям велосипедным спортом относительно поздно и добившихся выдающихся результатов, как правило, прошли до этого подготовку в других видах спорта.



Содержание раздела