d9e5a92d

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- контроль за параметрами (объем, интенсивность, характер распределения в циклах подготовки) соревновательных нагрузок.
В основе контроля за соревновательной деятельностью лежит деление дистанции гонки на составные части (отрезки) с последующей регистрацией наиболее информативных параметров соревновательной деятельности на этих отрезках.
Контроль тренировочной деятельности. Основная составляющая педагогического контроля тренировочной деятельности - контроль параметров тренировочных нагрузок, состав тренировочных средств и методов подготовки. Параметры нагрузок должны соответствовать основным разделам тренировочного процесса: физической, технической, тактической и психической подготовке.

Поскольку на каждом структурном уровне спортивной подготовки тренировочные воздействия направлены на достижение специфических целей, решение специфических задач, то и контроль тренировочных воздействий должен быть неразрывно связан с этими структурными уровнями. Следует различать контроль нагрузок в структуре отдельного тренировочного занятия, микроцикла, мезоцикла, макроцикла, структуре годичного цикла подготовки.
Контроль уровня подготовленности гонщика.
Контроль физической подготовленности. В процессе контроля за физическими качествами и способностями велосипедистов рекомендуется разделить используемые тесты на две группы:
- неспецифические, при выполнении которых имеются существенные отличия в кинематической, динамической и координационной структуре по сравнению с соревновательным упражнением; результаты в этих тестовых упражнениях достаточно информативны для контроля за общим уровнем развития физических качеств и способностей велосипедиста;
- специфические, предусматривающие выполнение упражнения с кинематической, динамической и координационной структурой, сильно приближенной к характеристикам выполнения соревновательного упражнения.
В специальной литературе приводится значительное количество тестов для диагностики уровня физической подготовленности велосипедиста. Однако вне комплексной системы эти тесты дают ограниченное представление о динамике физической подготовленности, поэтому могут быть использованы только в рамках текущего и оперативного контроля.

При составлении программы этапного контроля общей физической подготовленности следует использовать не отдельные тесты, а комплексную систему тестов. Вариант тестовой программы контроля уровня общей физической подготовленности и нормативных показателей подготовленности в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах представлен в таблице 2.5.1 и 2.5.2 (см. раздел 2.5). Для оценки общего уровня развития физических качеств предлагается использовать следующие тестовые упражнения:
- бег на 60 м, прыжок в длину с места, время реакции (оценка скоростных и скоростносиловых способностей);
- становая сила, сила ног, сила кисти, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание туловища из положения лежа, поднимание ног из положения лежа, вис на согнутых руках (оценка общей силовой подготовленности);
- тест 12-минутного бега (оценка аэробной выносливости);
- наклон вперед из положения стоя (оценка гибкости);
- стойка на одной ноге (оценка функции статического равновесия); прохождение 15метровой прямой с закрытыми глазами (оценка функции динамического равновесия);
При организации процедуры тестирования необходимо придерживаться определенных методических требований, позволяющих обеспечить относительно стандартные условия выполнения контрольных упражнений.
При определении критериев для контроля за уровнем специальной физической подготовленности следует ориентироваться на модельные характеристики, разработанные специалистами с учетом требований к СФП велосипедистов высокой квалификации (см. табл. 2.5.3).
При контроле выносливости велосипедистов применяются различные типы тестирующих физических нагрузок, которые по величине могут быть стандартными или максимальными (предельными). При выполнении тестов со стандартной нагрузкой ограничивается количество и мощность выполняемой работы.

Наибольшее распространение имеет тестирование на велоэргометре с фиксированными параметрами работы (велоэргометрия). Тесты с максимальными физическими нагрузками основаны на выполнении специализированной работы до отказа.
В качестве теста, характеризующего специальную выносливость велосипедиста, целесообразно использовать упражнение, моделирующее режим соревновательной деятельности. Для контроля специальной выносливости эффективны тесты, проводимые в естественных условиях, обеспечивающих максимальное приближение к режиму соревновательной деятельности в данном виде велосипедного спорта.


Доступным для самого широкого использования в массовой практике велосипедного спорта является тест К. Купера (К. Cooper, 1989), позволяющий судить об уровне аэробных возможностей велосипедиста. Тест проводится в естественных условиях и не требует какого-либо специального оборудования.

Велосипедисту дается задание преодолеть как можно большее расстояние за 12 минут. Фиксируется пройденное расстояние.

Желательно для тестирования использовать стандартную трассу. В этом случае появляется возможность более объективно оценивать уровень выносливости велосипедиста в динамике тренировочного процесса.
Достаточно информативным является тест PWC170, который может проводиться как в лабораторных условиях (велоэргометрический вариант теста), так и в естественных условиях тренировки велосипедистов. Линейный характер взаимосвязи между пульсом и интенсивностью физической нагрузки, при котором частота сердечных сокращений не превышает 170 уд./мин, позволяет определить физическую работоспособность на основе анализа величин мощности или скорости передвижения велосипедиста. Скорость движения велосипедиста при пульсе 170 уд/мин определяется графическим или расчетным способом по формуле:
PWCi,.= ?, + (К,- У,) ’
где PWCi7o - физическая работоспособность, выражаемая в величинах скорости (м/с) при пульсе 170 уд./мин; f1 и f2 - частота сердечных сокращений во время первой и второй нагрузок; Vi и V2 - скорость (м/с), зафиксированная во время первой и второй нагрузок.
В естественных условиях в качестве тестирующих нагрузок используются два заезда со ступенчато возрастающей скоростью. В первом велосипедист проезжает дистанцию с относительно невысокой интенсивностью равной примерно 25% от максимально возможной для данного спортсмена. Расчетные данные для определения длины дистанции, скорости и времени прохождения по отрезкам дистанции представлены в табл. 3.3.2.1.

Отдых между первой и второй специфическими нагрузками - 5 мин. Вторая тестирующая нагрузка выполняется с большей, чем при первой нагрузке, скоростью (примерно 75% от максимально доступной для данного велосипедиста). Скорость движения на дистанции второго заезда должна поддерживаться относительно постоянной. Оценку уровня физической работоспособности по тесту PWC170 у велосипедистов разной квалификации можно сделать на основе данных, представленных в табл.

3.3.2.2.
Широкое практическое применение, в том числе в подготовке велосипедистов высокой квалификации, получил тест Ф. Конкони (F. Conconi et al.,1982), позволяющий определить скорости езды на уровне анаэробного (пульсового) порога (АнП) в естественных условиях. Методика его проведения заключается в следующем: после разминки продолжительностью 1520 мин велосипедисту предлагается проехать несколько отрезков с постепенным увеличением скорости на каждом последующем отрезке. В каждом скоростном режиме надо работать не менее одной минуты, затем переходить к следующему скоростному режиму.

Длина отрезка должна быть стандартной на протяжении всего тестирования. Предпочтительно проводить тестирование на кольцевом равнинном участке шоссе, дорожке стадиона или на полотне трека. Протяженность отрезка выбирается индивидуально, в зависимости от уровня подготовленности велосипедиста.

В конце каждого отрезка (круга) необходимо фиксировать скорость велосипедиста и показатель его частоты сердечных сокращений (ЧСС). Когда испытуемый не
может поддерживать заданный скоростной режим в течение минуты, тест прекращается.
Результаты многочисленных исследований выявили линейную зависимость между скоростью велосипедиста и ЧСС до определенного момента, когда происходит перелом кривой. Проекция этой точки на шкалу скорости в графике скорость - ЧСС принимается за показатель скорости анаэробного порога (АнП).

Для повышения надежности теста рекомендуется одновременно с показателями ЧСС регистрировать показатели лактата крови.
Таблица 3.3.2.I.

Расчетные данные для определения длины дистанции, скорости и времени прохождения по отрезкам дистанции (по З.Б. Белоцерковскому, ^ 1996)_
Спортивная квалификация велосипедиста Длина
дистанции (м)
Скорость локомоций (м/с) Время прохождения каждых 100 м дистанции (с)
III - II разряды 1300 5,0 20
I разряд 1600 6,0 17
КМС, МС 1900 7,0 14

Таблица 3.3.2.2
Оценка уровня физической работоспособности по тесту PWC170 у велосипедистов
различной спортивной квалификации (по З.Б. Белоцерковскому, 1996)
Спортивная
квалификация
Оценка уровня физической работоспособности по тесту PWCJ70 (м/с)
Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая
III разряд 6,49 6,50-6,99 7,00-7,99 8,00-8,49 8,50
II разряд 7,49 7,50-7,99 8,00-8,99 9,00-9,49 9,50
I разряд 8,49 8,50-8,99 9,00-9,99 10,00-10,49 10,50
Кандидат в мастера спорта (КМС) 9,49 9,50-9,99 10,00-10,99 11,00-11,49 11,50
Мастер спорта (МС) 10,49 10,50-10,99 11,00-11,99 12,00-12,49 12,50
Мастер спорта международного класса (МСМК) 11,49 11,50-11,99 12,00-12,99 13,00-13,49 13,50
Тест может быть проведен на велоэргометре, в тренажерном зале на инерционном станке и в естественных условиях (трек, шоссе). Тест позволяет определить текущий уровень подготовленности, сравнить его с прежним состоянием гонщика и данными, полученными на других велосипедистах.
На основе данных телеметрии можно рекомендовать целый ряд пульсовых характеристик, позволяющих оценивать функциональное состояние велосипедиста: пульсовая стоимость метра пути; максимальная и средняя ЧСС выполняемой работы; среднее значение ЧСС на 5-й минуте восстановления; градиент нарастания пульса в процессе непрерывной нагрузки и др.
Для оценки выносливости наряду с показателями соревновательной деятельности и специальных тестов широко используют показатели, отражающие деятельность функциональных систем организма велосипедиста.
Контроль функционального состояния организма в условиях оперативного контроля осуществляется с помощью специальных биохимических экспресс-методов, позволяющих непосредственно в ходе тренировочного процесса получать данные анализа (мочи, крови). Эти показатели существенно повышают информативность контроля.
В практике велосипедного спорта подвижность в суставах оценивается в ходе тренировочного процесса при выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости. Особое внимание, как правило, уделяется подвижности позвоночного столба, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, поскольку существует взаимосвязь между этими показателями и эффективностью спортивной техники (посадкой гонщика, техникой педалирования).
Решающее значение для контроля за уровнем специальной гибкости имеет оценка выполнения упражнений в условиях специфической деятельности. Оценка суставных углов в положении низкой посадки, измерение амплитуды голеностопного сустава в процессе педалирования с различным темпом и развиваемым усилием на фоне значительного утомления наиболее отчетливо выявляет дефицит активной гибкости гонщика.
Контроль технической подготовленности и координационных способностей. На этапе начальной подготовки систематическое внимание необходимо уделять контролю за выполнением базовых элементов техники велосипедного спорта. В качестве относительного показателя уровня технической подготовленности начинающего велосипедиста можно рекомендовать форму, представленную в таблице 2.5.2. На этапах углубленной спортивной подготовки и спортивного совершенствования на первый план выходит контроль за такими параметрами техники, как способность применять изученный элемент техники в различных вариативных условиях и ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности; повышение экономичности техники, способности эффективно решать технические задачи на фоне значительного утомления и др.
В основе контроля технической подготовленности и координационных способностей лежат различные по сложности и неожиданно предлагаемые задания, требующие от велосипедиста быстрого реагирования и формирования рациональной структуры движений для эффективного решения двигательной задачи.
Контроль способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений осуществляется на основе тестов, обеспечивающих повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности динамических и пространственно-временных параметров движений (темп, величина развиваемых усилий). Контроль способности к ориентированию в пространстве строится на основе двигательных заданий, требующих оперативной оценки сложившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями.
Достаточно эффективным методом комплексного контроля может быть прохождение специальной тестовой трассы, предъявляющей повышенные требования к различным видам координационных способностей. Контроль уровня технической подготовленности должен осуществляться при различных функциональных состояниях организма в условиях компенсируемого и явного утомления.
Контроль тактической подготовленности. Контроль тактической подготовленности велосипедиста осуществляется, как правило, в условиях соревнований, поэтому включает в себя ряд параметров, используемых в процессе контроля соревновательной деятельности.
Для контроля за уровнем тактической подготовленности применяются следующие показатели: объем, разносторонность, эффективность и экономичность тактики.
Объем тактики представляет собой зарегистрированное число тактических действий и вариантов, которые применялись гонщиком (командой) в ходе соревнований.
Разносторонность тактики характеризует, насколько разнообразны эти действия в условиях соревновательной деятельности.
Эффективность тактики позволяет оценить, насколько применяемые в соревнованиях тактические действия обеспечивают достижение соревновательной цели (победы в заезде, удержания достигнутого дистанционного преимущества и др.).
Экономичность тактики характеризует соотношение результата применения того или иного тактического варианта и энергетических затрат на достижение этого результата.
Для объективности оценки тактики соревновательной деятельности широко применяется видеоаппаратура, регистрируются временные параметры прохождения соревновательной дистанции, стенографируется структура тактических действий в ходе гонки. По стенограмме рассчитываются показатели и определяется тактический профиль гонки.
Контроль психической подготовленности. Контроль за состоянием психологической подготовленности велосипедистов проводится на основании данных об основных свойствах личности. Только длительный комплексный подход к изучению личности гонщика может привести тренера к объективной характеристике уровня его психической подготовленности.
Наиболее значимыми свойствами личности для достижения высоких результатов в велосипедном спорте являются:
- уровень мотивации достижений в велосипедном спорте;
- склонность к соперничеству (соревновательность);
- темперамент;
- волевой контроль;
- способность к переносимости стресса.
Для обеспечения эффективности педагогического контроля за психической подготовленностью велосипедистов рекомендуется регулярное включение психодиагностического тестирования в программу этапного и текущего контроля. Методики, применяемые для тестирования, должны быть стандартизированы и унифицированы применительно к тому или иному виду велосипедного спорта. Диагностика в рамках оперативного и текущего контроля позволяет тренеру уловить малейшие колебания психического состояния велосипедиста и команды. Оценивая колебания уровня индивидуальных личностных качеств в различные периоды подготовки, можно судить о динамике психического состояния гонщика в процессе выполнения предельных по величине тренировочных нагрузок, прогнозировать его соревновательную надежность и поведение в экстремальных условиях главных соревнований.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ

Главной целью воспитательной работы является содействие формированию качеств личности гражданина, отвечающих национально-государственным интересам Российской Федерации, и создание условий для самореализации личности. Напряженная тренировочная и соревновательная деятельность, связанная с занятием велосипедным спортом, предоставляет значительные возможности для осуществления воспитательной работы.

Воспитательная работа неразрывно связана с практической и теоретической подготовкой велосипедиста.
В качестве основных задач и направлений воспитательной работы следует выделить:
- государственно-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- спортивно-этическое и правовое воспитание.
Государственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленное формирование определенной системы взглядов, ценностей, убеждений, определяющих отношение личности к государственности России и ее демократическим основам. Цель государственно-патриотического воспитания - формирование качеств личности гражданина Российской Федерации.
В силу своей специфики спортивная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом в развитии таких мировоззренческих оснований личности, как уважение к государственной символике Российской Федерации (флаг, герб, гимн), таким понятиям, как Отечество, честь, достоинство. В процессе государственно-патриотического воспитания создаются условия для развития различных качеств личности гражданина и прежде всего уважения и преданности идеалам Отечества и патриотизма.

В процессе воспитательной работы предполагается приобщение спортсменов к отечественной истории, традициям, культурным ценностям, достижениям российского спорта.
Государственно-патриотическое воспитание ориентирует личность на формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению как в спорте, так и в различных сферах жизни общества.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных чувств и навыков поведения человека. Наряду с семьей и общеобразовательной школой важную роль в этом процессе играет непосредственно спортивная деятельность. Нравственность и духовность как стержневые качества человека требуют усвоения системы нравственных знаний, понятий, являющихся предпосылкой осознания учащимися своих обязанностей и привычек поведения.

Реализация этих предпосылок составляет одну из важнейших задач тренера и всего педагогического коллектива детско-юношеской спортивной школы.
Спортивно-этическое и правовое воспитание. Одной из важных задач, решаемых в процессе воспитательной работы, является освоение норм и правил поведения, предусматриваемых спортивной этикой. Спортивно-этическое воспитание в занятиях с юными велосипедистами осуществляется непосредственно в спортивной деятельности.

Поведение спортсмена ориентируется на конкретные этические нормы, реализуемые как в условиях избранного вида спортивной деятельности (велосипедного спорта), так и спортивного движения в целом. Существенную роль в формировании спортивно-этических норм и правил поведения играют Олимпийская хартия и Международная хартия физического воспитания и спорта.
Приверженность нормам спортивной этики побуждает спортсмена к честной спортивной борьбе, исключая возможность использования допингов. Спортивно-этические нормы предписывают спортсмену следовать общим социально-правовым нормам общества.

Спортивно-этическое и правовое воспитание неразрывно связано с гуманистической моралью, культурой межличностных отношений. Усвоение спортсменом социально-правовых норм является основой для уважительного отношения к соперникам и товарищам по команде независимо от их национальности и вероисповедания.
Воспитательная работа в условиях детско-юношеских спортивных школ, основывается на творческом использовании общих принципов воспитания:
- гуманистический характер воспитания;
- воспитание в процессе спортивной деятельности;
- индивидуальный подход;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- сочетание требовательности с уважением личности юных спортсменов;
- комплексный подход к воспитанию;
- единство обучения и воспитания.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный, относительно обособленный от других видов профессиональной деятельности тренера процесс. Вся деятельность тренера - и в ходе тренировочных занятий, и при совместном с учениками проведении досуга, и на соревнованиях - это все есть воспитательная работа.
Тем не менее эффективность воспитательной работы во многом зависит от тщательного выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетней подготовки велосипедиста. При этом необходимо учитывать, что воспитательная работа всегда носит конкретный характер. Формы, которые действенны в работе с юными велосипедистами 7-8летнего возраста, могут оказаться неэффективными в работе с 12-13-летними подростками и будут просто нелепы по отношению к 15-16-летним юниорам. Педагогические формы воздействия, которые можно рекомендовать при работе с девушками, могут не подойти для юношей.

Воздействия, которые могут эффективно использоваться в подготовительном периоде годичного цикла подготовки, неприемлемы перед ответственными гонками и т.д.
Методы воспитания юных спортсменов основаны на общих педагогических положениях и в то же время отражают специфику воспитательной работы тренера. Они делятся на следующие группы:
- формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);
- формирование общественного поведения;
- использование положительного примера;
- стимулирование положительных действий (поощрение);
- предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).
Одна из причин разрыва знаний и поведения спортсменов кроется в неумении тренера выстроить методику передачи знаний по вопросам морали и права, обеспечить связь знаний с личным нравственным опытом спортсмена.
Формирование нравственного сознания по преимуществу связано с методами словесного воздействия на личность. Используемые тренером рассказ, беседа, диспут раскрывают сущность норм морали, спортивной этики, труда, учения, здорового образа жизни.

При всем значении словесных методов следует учитывать, что наибольшие возможности для усвоения основных нравственных категорий заложены в самой учебно-тренировочной деятельности спортсмена.
Важное место принадлежит обретению нравственных привычек, которые формируются прежде всего на основе потребности поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек многообразен.

Их разделяют на индивидуальные (например, привычка ежедневно делать утреннюю разминку, гигиенические процедуры и др.) и социальные (отношение к товарищам по команде, вежливость и т.д.).
Формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении. Необходима опора на положительный пример. Юный велосипедист должен видеть, что от него требуют, и как эта привычка реализуется в поведении, как она должна быть им усвоена.

Тренеру следует соблюдать ко всем учащимся единые требования в различных условиях спортивной деятельности.
Итогом воспитательной работы является преобразование нравственных понятий в жизненную позицию личности спортсмена, в нравственные убеждения. Эффективность процесса нравственного воспитания должна оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением спортсмена.
Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания).



Содержание раздела