d9e5a92d

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Однако чрезмерное эмоциональное возбуждение может оказать и резко отрицательное воздействие на результат выступления спортсмена.
Для того чтобы сделать заключение о характере влияния эмоционального возбуждения и тревожности гонщика на результат его соревновательной деятельности, можно использовать методы обычного визуального наблюдения, опроса, беседы со спортсменом.
На основании анализа объективных состояний и субъективных ощущений, пережитых спортсменом на протяжении нескольких соревнований, можно сделать заключение о типичных индивидуальных реакциях. Накопив определенное число подобных наблюдений, сначала возможно по ряду признаков прогнозировать степень готовности гонщика к старту, а в дальнейшем при определенной целенаправленной психической подготовке и управлять
состоянием предстартовой готовности спортсмена.
Особое место среди средств психического воздействия занимают способы саморегуляции. Процесс саморегуляции психического состояния основан на умении гонщика сознательно контролировать, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных факторов и раздражителей.

Средства, которые рекомендуется использовать гонщику, зависят от его состояния на данный момент и особенностей психики.
В процессе многолетней подготовки у спортсмена складывается индивидуальная манера поведения перед стартом. Это поведение опирается на личный опыт гонщика, сложившиеся стереотипы предстартовой подготовки, обуславливающие эффективность деятельности с минимальными нервными затратами.

Индивидуальные аспекты психической подготовки перед стартом имеют особое значение в достижении состояния наивысшей готовности спортсмена к моменту старта.
Каждый гонщик имеет свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения, при котором наиболее эффективно выступает в ответственных соревнованиях, причем этот уровень очень индивидуален и может существенно различаться даже у спортсменов, специализирующихся в одном виде велосипедного спорта и имеющих равную степень квалификации. Поэтому вносить резкие изменения в индивидуальную психическую подготовку гонщика в фазе непосредственного подведения его к старту в условиях ответственных соревнований следует очень осторожно, а в большинстве случаев нецелесообразно.
Одна из важных психолого-педагогических задач подготовки к соревнованиям в велосипедном спорте - формирование команды, которая неразрывно связана с проблемой лидерства. Актуальность вопросов лидерства в велосипедном спорте (особенно в видах, требующих совместных командных действий, например групповые гонки на шоссе) подчеркивается многими ведущими специалистами и тренерами, указывающими, что отсутствие лидеров в команде может рассматриваться как неблагоприятный симптом, свидетельствующий о низком развитии в команде процессов организации.

Можно привести достаточно много примеров, когда отсутствие лидера в команде приводило к неудачному выступлению в гонке, хотя соперники и не превосходили команду по уровню других компонентов подготовленности.
Спортивная команда - это, хотя и малая, но сложная социальная система, способная в большей или меньшей мере к самоорганизации и самоуправлению. Оптимальное развитие лидерских процессов, определенная дифференциация лидерских ролей могут повышать или снижать способность команды к организации и влиять на ее надежность в условиях соревновательной деятельности. Лидерство является необходимым условием для эффективной организации и координации взаимодействий спортсменов как в учебно-тренировочной, так и в соревновательной деятельности.

Тренер не может объективно обеспечить непосредственное оперативное руководство командой прямо в ходе гонки. В процессе соревновательной борьбы часто возникают ситуации, требующие принятия незамедлительного решения.

В эти моменты только лидер команды может принять единственно верное решение.
В велосипедном спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших гонщиков команды. Следует различать гонщика-лидера, имеющего наивысший уровень функциональной готовности и соответственно претендующего на победу в данных соревнованиях, и психологического лидера. Статус психологического лидера не обязательно подтверждается наивысшим среди членов команды уровнем функциональной готовности, но это как правило наиболее опытный, авторитетный, психически устойчивый гонщик, способный принимать эффективные тактические решения в напряженных условиях соревновательной борьбы.

Соответственно, мнение такого спортсмена является наиболее значимым для остальных членов команды и такой спортсмен часто избирается капитаном команды.


Поэтому одной из важнейших задач специальной психической подготовки команды к соревнованиям является определение лидеров команды и создание необходимой психологической обстановки, которая позволила бы сплотить команду с учетом дифференциации задач, стоящих перед каждым ее членом. Если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Взаимопонимание и доверие между тренером и лидером команды способствует формированию
благоприятного психологического климата в команде, снимает напряженность, предупреждает конфликты.
Программный материал
Основные понятия и требования к уровню психической подготовленности велосипедиста.
Виды психической подготовки. Общая психическая подготовка.

Методические основы формирования психических качеств, обуславливающих уровень спортивных достижений в велосипедном спорте.
Специальная психическая подготовка. Предстартовые психические состояния спортсменов. Средства и методы психического воздействия в условиях предстартовой подготовки. Психолого-педагогические условия формирования команды.

Лидерство как специфический компонент психической подготовки.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

МЕТОДИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В условиях современного велосипедного спорта теоретическая подготовка приобрела значение одной из важных составных частей подготовки гонщика. Общий интеллектуальный уровень спортсмена и его специальные теоретические знания в сфере спортивной деятельности во многом определяют эффективность учебно-тренировочного процесса.

Это выражается как в общем уровне культуры спортсмена, так и в конкретных формах спортивной деятельности, например, восприятии и переработке информации, способности к анализу своих действий, самостоятельности принятия решения в сложных условиях соревновательной борьбы и т.д.
Под теоретической подготовкой велосипедиста следует понимать педагогический процесс формирования у учащихся системы знаний, познавательных способностей, сложившихся в специализированных научных дисциплинах, обеспечивающих потребности практики велосипедного спорта.
Теоретическая подготовка учащихся спортивных школ проводится в форме лекций, бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, наблюдений за соревновательной деятельностью ведущих велосипедистов. Контроль уровня усвоения знаний проводится в виде зачета. Целесообразно планировать этот раздел подготовки так, чтобы теоретические занятия были связаны с практическими задачами подготовки.

Конкретная целевая направленность теоретической подготовки обеспечивает условия для более эффективного совершенствования других сторон подготовленности велосипедиста (физической, технической, тактической, психической). Изучение теоретического материала целесообразно соотносить с учебным графиком освоения практического материала по разделу Инструкторская и судейская практика.

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Представленный программный материал предназначен для проведения теоретических занятий с юными велосипедистами в группах начальной подготовки (1-3 года обучения), учебно-тренировочных группах (1-4 года обучения), группах спортивного совершенствования (1-3 года обучения) и группах высшего спортивного мастерства (1-4 года обучения).
В процессе подготовки к проведению теоретических занятий с велосипедистами тренеру рекомендуется соблюдать определенную последовательность:
1) прочитать наименование темы, определить количество часов, отводимых на ее освоение в каждом учебном году;
2) внимательно ознакомиться с содержанием программного материала (при подготовке к занятию рекомендуется пользоваться специальной литературой);
3) определить организационную форму, время и место проведения теоретического занятия.
Программой предусматривается от 12 до 24 часов теоретической подготовки в год для различных учебных групп. В примерном учебном плане теоретической подготовки (таблица 4.2.1.1) предусмотрено 20 тем.

Учебный материал по каждой теме распределяется на несколько лет обучения.
В этом разделе приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание. Содержание учебного материала и число часов на каждую тему по основным разделам теоретической подготовки варьируют в зависимости от группы подготовки и года

Таблица 4.2.1.1
Примерный учебный план теоретической подготовки
Наименование разделов и тем теоретической подготовки Учебные группы
начальной
подготовки
учебно-тренировочные спортивного
совершенствования
высшего спортивного мастерства
1-й
год
2-й
год
3-й
год
1-й
год
2-й
год
3-й
год
4-й
год
1-й
год
2-й
год
3-й
год
1-й
год
2-й
год
3-й
год
4-й
год
1 .Физическая культура и спорт в РФ (2 час) 1 1
2.Велосипедный спорт как компонент физической культуры (4 час) 1 1 1 1
3. Зарождение и основные периоды развития велосипедного спорта (4 час) 1 2 1
4. Влияние занятий велосипедным спортом на физическое развитие и функциональные возможности организма человека (4 час) 1 1 1 1
5. Гигиенические основы велосипедного спорта (6 час) 1 1 1 1 1 1
6. Контроль и самоконтроль в процессе занятий велосипедным спортом (18 час) 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1
7. Основы безопасности занятий велосипедным спортом (15 час) 4 4 4 2 1
8. Техническое обслуживание велосипедов (20 час) 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1
9. Организация и судейство соревнований по велосипедному спорту (44 час) 1 1 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
10. Общая характеристика системы спортивной подготовки в велосипедном спорте (4 час) 1 1 1 1
11. Средства и методы подготовки велосипедиста (7 час) 1 1 1 1 1 1 1
12. Нагрузка и тренировочный еффект (4 час) 1 1 1 1
13. Физическая подготовка велосипедиста (24 час) 1 2 2 3 3 3 2 2 2 1 1 1 1
14. Техническая подготовка велосипедиста (22 час) 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1
15. Тактическая подготовка велосипедиста (21 час) 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
16. Психическая подготовка велосипедиста (16 час) 1 1 2 2 2 2 2 2 2
17. Соревновательная подготовка велосипедиста (31 час) 1 1 2 2 3 3 3 4 4 4 4
18. Система факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности велосипедиста (22 час) 1 1 1 1 2 2 2 3 3 3 3
19. Основы построения системы подготовки велосипедиста (18 час) 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3
20. Основы методики оздоровительно-кондиционной тренировки с использованием упражнений на велосипеде (20 час) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
ВСЕГО часов по годам обучения 12 15 18 21 24 24 24 24 24 24 24 24 24 24
Тема 1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации (2 час).
Место и роль физической культуры и спорта в жизни общества. Физическая культура и спорт как важное средство всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья, повышения дееспособности организма. Основные формы физической культуры и спорта: базовая физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, спорт, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и др.
Принципы системы физического воспитания в Российской Федерации (всестороннее развитие личности, оздоровительная направленность, связь физического воспитания с трудовой и военной практикой). Физическое воспитание детей и подростков.
Тема 2. Велосипедный спорт как компонент физической культуры (4 час).
Формы использования велосипеда в качестве средства оздоровительно-рекреативной физической культуры, активного отдыха и развлечения, лечебной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры.
Общая характеристика видов велосипедного спорта, включенных в программу Олимпийских игр. Виды велосипедного спорта, не представленные в программе Олимпийских игр. Всероссийский и международный календарь соревнований по велосипедному спорту.
Развитие детско-юношеского велосипедного спорта. Программные и нормативные основы велосипедного спорта. Разрядные нормы и требования Единой всероссийской спортивной квалификации (ЕВСК) по велосипедному спорту. Цели, задачи и организация работы в ДЮСШ по велосипедному спорту. Обязанности и права учащихся спортивных школ.
Тема 3. Зарождение и основные периоды развития велосипедного спорта (4 час).
Периоды развития велосипедного спорта в России. Основные соревнования по велосипедному спорту. Ведущие гонщики России, их спортивные достижения. Спортивные сооружения (треки и велодромы), техническая характеристика велосипедов и экипировки гонщиков.
Развитие велосипедного спорта в мире. Создание Международного союза велосипедистов - UCI. Становление и развитие велосипедного спорта в СССР. Ведущие советские велосипедисты и их спортивные результаты. Достижения советских спортсменов на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Развитие велосипедного спорта в современной России. Достижения российских велосипедистов на крупных международных соревнованиях, чемпионатах мира и Олимпийских играх. Совершенствование спортивного инвентаря и экипировки.
Тема 4. Влияние занятий велосипедным спортом на физическое развитие и функциональные возможности организма юного спортсмена (4 час).
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние систематических занятий велосипедным спортом на организм человека. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы организма велосипедиста.
Тема 5. Гигиенические основы велосипедного спорта (6 час).
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви велосипедиста. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня спортсмена с учетом тренировочных занятий и соревнований. Личная и общественная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний. Питание велосипедистов, специализирующихся в гонках на шоссе.
Экологическая среда и гигиенические условия подготовки в велосипедном спорте. Подготовка в условиях высоких и низких температур.
Тема 6. Контроль и самоконтроль в процессе занятий велосипедным спортом (18 час).
Виды контроля (этапный, текущий, оперативный). Значение врачебного контроля в процессе занятий велосипедным спортом. Контроль состояния здоровья, телосложения и состава тела. Контроль развития физических качеств. Критерии оценки состояния здоровья занимающихся.
Значение педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий велосипедным спортом. Контроль и информационное обеспечение подготовки велосипедиста. Контроль тренировочных, соревновательных нагрузок и содержания тренировочного процесса.
Требования к организации врачебного и педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся велосипедным спортом.
Методы самоконтроля в ходе тренировочного занятия. Понятие утомления и переутомления. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Требования к ведению дневника самоконтроля велосипедиста.
Тема 7. Основы безопасности занятий велосипедным спортом (15 час).
Внешние факторы спортивного травматизма. Нарушение велосипедистами дисциплины и установленных правил во время проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований. Неудовлетворительное состояние трасс, мест занятий, велосипедов, оборудования и экипировки гонщиков. Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия.
Внутренние факторы спортивного травматизма. Наличие врожденных и хронических заболеваний. Состояние утомления и переутомления. Изменение функционального состояния организма велосипедиста, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.
Меры профилактики и предупреждения травматизма.
Изучение правил дорожного движения (выполнение зачетных требований). Изучение правил соревнований в гонках на шоссе (выполнение зачетных требований). Специальные правила проведения тренировочных занятий (на шоссе, треке и других видах велосипедного спорта).
Тема 8. Техническое обслуживание велосипедов (20 час).
История изобретения велосипеда и процесс модернизации его конструкции, узлов и деталей. Первые изобретатели велосипедов.
Классификация велосипедов и специального оборудования. Размерные параметры велосипедов, предназначенных для занятий спортом и оздоровительным туризмом.
Устройство спортивного велосипеда, основные узлы и детали. Рама. Передняя вилка. Руль. Колеса. Каретка. Педали. Тормоза. Задний и передний переключатели передач. Трещотка. Цепной привод. Седло. Дополнительное оборудование велосипеда.
Классификация и спортивно-технические требования к однотрубкам (шинам).
Технология установки посадки велосипедиста с учетом конструкции велосипеда и вида гонок. Технология замены деталей оборудования велосипеда. Регулировка и техническое обслуживание деталей и узлов велосипеда.
Современные тенденции совершенствования конструкции велосипедов и экипировки гонщиков.
Тема 9. Организация и судейство соревнований (44 час).
Виды и характер соревнований по велосипедному спорту. Классификация соревнований (по виду программы, по продолжительности и др.) Характер соревнований (личные, командные, лично-командные).
Участники соревнований. Возрастные группы спортсменов. Допуск спортсменов к соревнованию. Обязанности гонщиков. Экипировка гонщиков. Личные номера гонщиков. Тренеры и представители спортивных организаций (команд).
Организационные вопросы. Положение о соревнованиях. Программа и заявки. Протесты. Календарь и организация соревнований. Велосипеды (требования к размерам велосипеда и его деталям).
Судейская коллегия. Правила проведения соревнований по шоссе. Техническая помощь и сопровождающий транспорт. Разметка и измерение дистанции. Старт и финиш.
Тема 10. Общая характеристика системы спортивной подготовки в велосипедном спорте (4 час).
Основные компоненты системы спортивной подготовки. Система соревнований. Система тренировки (физическая, техническая, тактическая, психическая подготовка). Система факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Цели, задачи и основные закономерности, реализуемые в процессе спортивной подготовки. Направленность к высшим достижениям. Единство общей и специальной подготовки. Углубленная спортивная специализация и индивидуализация. Цикличность процесса подготовки. Непрерывность процесса подготовки.
Тема 11. Средства и методы подготовки велосипедиста (7 час).
Определение понятий средство подготовки и метод подготовки. Физические упражнения как основное средство подготовки. Содержание и форма физического упражнения. Классификация физических упражнений (соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные).
Общая характеристика технических средств, естественных природных (средовых) факторов, социальных и экологических условий жизнедеятельности спортсмена, питания, средств восстановления и других средств подготовки велосипедиста.
Классификация методов подготовки (строго регламентированного упражнения, упражнения в игровой и соревновательной форме).
Методы воспитания физических качеств. Методы обучения двигательным действиям.
Тема 12. Нагрузка и тренировочный эффект (4 час).
Понятия нагрузка и тренировочный эффект. Типы тренировочных эффектов (ближайший, отставленный, суммарный, кумулятивный).
Параметры нагрузки и их влияние на формирование тренировочного эффекта. Общая характеристика наиболее существенных признаков нагрузки. Специализированные и общеподготовительные нагрузки. Нагрузки избирательной и комплексной направленности. Способы регулирования направленности параметров нагрузки (интенсивность и длительность упражнения, количество повторений, продолжительность и характер отдыха). Классификация нагрузок по интенсивности. Величина нагрузки. Психологическая и координационная обусловленность эффекта нагрузки.
Тема 13. Физическая подготовка велосипедиста (24 час).
Основные понятия и требования к уровню физической подготовленности велосипедиста. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка.
Основы методики воспитания выносливости (аэробной, анаэробной гликолитической, анаэробной алактатной).
Основы методики воспитания силовых способностей (максимальной силы, скоростносиловых способностей, силовой выносливости). Преодолевающий, изокинетический, уступающий режимы сокращения мышц.
Основы методики воспитания скоростных способностей. Факторы, определяющие проявление быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Основы методики воспитания гибкости. Основы методики воспитания двигательно-координационных способностей. Контроль физической подготовленности.
Тема 14. Техническая подготовка велосипедиста (22 час).
Основные понятия: техника велосипедного спорта, техническая подготовка велосипедиста. Требования к уровню технической подготовленности велосипедиста (двигательное умение и навык).
Биомеханический анализ сил, действующих на велосипедиста. Сила тяги и сила трения. Силы, действующие на велосипедиста при подъеме в гору, на повороте и виражах. Сила инерции. Сила сопротивления воздушной среды.
Базовые элементы техники велосипедного спорта (классификация элементов). Техника посадки и педалирования. Классификация типов посадки велосипедиста. Технология установки посадки. Характеристика способов педалирования (импульсное, круговое, инерционное).
Техника регулирования скорости передвижения. Техника подбора и переключения передаточных соотношений и темпа педалирования. Расчет величины передаточного соотношения. Темп педалирования.
Техника стартового разгона и ускорения. Основные способы (приемы), позволяющие гонщику увеличить скорость на дистанции: стартовый разгон, темповое ускорение, рывок (спурт), бросок на линию финиша.
Техника равномерного движения по дистанции.
Техника торможения и остановки. Фазы торможения: латентное время реакции; время срабатывания тормозного привода; время, затрачиваемое на интенсивное торможение. Виды торможения: частичное и полное; прогнозируемое и экстренное; прерывистое (импульсное, ступенчатое), непрерывное (плавное, резкое). Техника сюрпляса.
Техника маневрирования. Техника прохождения поворотов. Фазы прохождения поворота: подход к повороту, вход в поворот, движение по дуге, выход из поворота. Техника
прохождения сложных поворотов.
Техника прямолинейного движения.
Техника преодоления подъемов и спусков. Техника преодоления препятствий. Способы преодоления препятствия: объезд препятствия, переезд препятствия, преодоление препятствия прыжком.
Техника взаимодействия с партнерами и соперниками.
Техника бесконтактного (аэродинамического) взаимодействия. Техника езды на колесе.


Содержание раздела