d9e5a92d

ПРИЕМНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

ПРИЕМНЫЕ И КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам обучения в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах представлены в таблице 2.5.1 (а,6). Для тестирования уровня общей физической подготовленности рекомендовано использовать 15 контрольных упражнений.

Состав упражнений подобран с учетом задач комплексной оценки уровня общей физической подготовленности велосипедистов на начальных этапах многолетней подготовки. Контроль за уровнем освоения элементов базовой технической подготовленности рекомендуется осуществлять на основе специально разработанной формы в таблице 2.5.2. Модельные характеристики уровня специальной физической подготовленности велосипедистов высокой квалификации представлены в таблице
2.5.3.

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ (ОФП) И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ (СП) ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Одним из главных методических положений при построении многолетней подготовки является изменение процентного соотношения средств общей физической и специализированной подготовки. Эта тенденция по годам обучения в спортивной школе представлена в таблице 2.6.1.

СОСТАВ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ДИНАМИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

В процессе многолетней подготовки не только повышается обьем, но изменяется и состав тренировочных средств. Состав средств общей физической подготовки и динамика их применения по годам обучения представлены в таблице 2.7.1.

Весь многообразный состав тренировочных средств ОФП объединен в пять групп: упражнения циклического характера; стретчинг и упражнения в составе разминки; упражнения силового и скоростно-силового характера, спортивные игры, подвижные игры.
- Для определения уровня базовой технической подготовленности велосипедистам предлагается последовательно выполнить комплекс тестовых заданий. На каждый элемент техники предлагается тестовое задание, которое может включать в себя выполнение нескольких упражнений.
- Для выполнения тестового задания велосипедисту дается три попытки (по своему желанию спортсмен может ограничиться одной попыткой).
- Техника выполнения тестовых заданий оценивается экспертом (группой экспертов) по результатам лучшей попытки из трех. Общая оценка уровня технической подготовленности дается на основе суммы баллов, набранных по итогам выполнения всех тестовых заданий.
- Процедура тестирования по всему комплексу заданий проводится в течение одного дня.
- Учащиеся, получившие оценку неудовлетворительно по одному из базовых элементов техники, получают общую оценку неудовлетворительно.
- Общая оценка уровня технической подготовленности оценивается по следующей таблице:
Критерии оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедистов в баллах

Уровень базовой технической подготовленности велосипедиста Общее количество баллов
Высокий 60-56
Выше среднего 55-51
Средний 50-46
Ниже среднего 45-41
Низкий 40-36

Таблица 2.5.1 (б)
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам

Таблица 2.5.1 (a)
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам

н/п
Контрольные упражнения (тесты), (единицы измерения) Группы начальной подготовки (1-3-го год ов обучения)
1-й год обучения (10 лет) 2-й год обучения (11 лет) 3-й год обучения (12 лет)
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1. Бег 60 м (с) 10,5 10,8 10,3 10,6 10,1 10,3
2. Прыжок в длину с места (см) 160 154 166 158 173 162
3. Время реакции (с) 0,16 0,18 0,15 0,16 0,15 0,16
4. Становая сила (кг) 58 52 65 58 73 64
5. Сила ног (кг) 66 60 76 64 92 78
6. Сила кисти - правая/левая (кг) 20/18 16/15 22/20 18/17 26/24 21/20
7. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 10 6 12 8 15 10
8. Приседания (кол-во раз) 75 60 100 90 130 110
9. Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) 35 25 55 40 70 55
10. Поднимание ног из положения лежа (кол-во раз) 16 14 20 18 24 21
11. 12-минутный бег (м) б/у
дистанции
б/у
дистанции
2200 2100 2400 2250
12. Вис на согнутых руках (с) 14 12 18 16 23 20
13. Оценка функции статического равновесия (с) 12 12 20 24 26 32
14. Оценка функции динамического равновесия (см) 30 32 22 24 18 18
15. Наклон вперед из положения стоя (см) 5 6 5 6 6 8
обучения в группах начальной подготовки (1-3-го годов обучения)
обучения в учебно-тренировочных группах (1-4-го годов обучения)

п/п
Контрольные упражнения (тесты) (единицы измерения) Учебно-тренировочные группы (1-4го годов обучения)
1-й год обучения (13 лет) 2-й год обучения (14 лет) 3-й год обучения (15 лет) 4-й год обучения (16 лет)
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Юноши Девушки Юноши Девушки
1. Бег 60 м (с) 9,8 10,1 9,4 10,0 9,1 9,8 8,8 9,6
2 Прыжок в длину с места (см) 185 170 192 174 200 180 210 186
3 Время реакции (с) 0,14 0,15 0,14 0,15 0,14 0,15 0,13 0,14
4 Становая сила (кг) 90 70 110 80 130 98 150 115
5. Сила ног (кг) 120 86 140 103 150 115 165 130
6. Сила кисти - правая/левая (кг) 32/30 25/24 36/32 27/25 39/37 28/26 42/40 30/28
7. Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 21 13 26 15 30 18 34 21
8. Приседания (кол-во раз) 150 125 170 140 185 155 210 175
9. Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) 90 65 105 75 110 80 115 85
10. Поднимание ног из положения лежа (кол-во раз) 28 23 32 25 36 28 40 32
11. 12-минутный бег (м) 2600 2350 2750 2450 2900 2500 3000 2550
12. Вис на согнутых руках (с) 27 23 31 25 35 27 40 30
13. Оценка функции статического равновесия (с) 32 40 38 46 46 52 56 54
14. Оценка функции динамического равновесия (см) 15 12 13 11 11 10 10 10
15. Наклон вперед из положения стоя (см) 5 7 5 7 5 7 5 7
<

p>

Таблица 2.5.2
Форма для контроля уровня базовой технической подготовленности велосипедиста

п/п
Оцениваемые элементы техники Оценка в баллах
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Упражнение
выполнено
правильно и уверенно
Упражнение выполнено с
незначительными ошибками, ведущими к неточному выполнению деталей техники
Упражнение выполнено с ошибками, ведущими к незначительному
искажению основ
техники
Упражнение не выполнено или выполнено с грубыми ошибками, ведущими к искажению основ
техники
1. Техника посадки:
- сидя в седле (высокая, средняя, низкая)
- стоя над седлом
2. Техника педалирования:
- сидя в седле (с круговым,
импульсным и инерционным
приложением усилий в цикле
педалирования)
- стоя над седлом (с продольным и
поперечным переносом центра
тяжести)
3. Техника торможения и остановки:
- техника прерывистого способа приложения усилий при торможении (импульсное, ступенчатое торможение)
- техника непрерывного приложения усилий при торможении (плавное, резкое торможение)
4. Техника равномерного движения по дистанции
5. Техника подбора и переключения передаточных соотношений:
- расчет величины передаточного соотношения;
- техника переключения передаточных соотношений
6. Техника старта и стартового разгона:
- стартовый разгон (с ассистентом и без ассистента)
- темповое ускорение
- рывок (спурт)
- бросок велосипеда на линию финиша
7. Техника езды на колесе и смены лидирующего гонщика:
- техника езды в уступе
- техника смены в командной гонке
- техника смены при езде в колонну по два (в разные стороны, в одну сторону)
8. Техника прохождения поворотов:
- техника разворота на шоссе
- техника прохождения простых поворотов (с постоянным радиусом кривизны)
- техника прохождения сложных поворотов (с комбинированными радиусами кривизны, S-образные)
9. Техника преодоления подъемов и спусков
10. Техника преодоления препятствий:
- объезд препятствия
- переезд через препятствие
- преодоление препятствия прыжком
11. Техника прямолинейного движения
12. Техника контактного взаимодействия:
- техника контактного противоборства
- техника ускоряющего динамического взаимодействия и буксировки
(СФП) велосипедистов высокой квалификации (по Д.А. Полищуку, 1997)
Таблица 2.5.3
Модельные характеристики уровня специальной физической подготовленности
Компонент физической подготовленности
велосипедиста
Характеристика тестового упражнения Модельные характеристики уровня СФП
Мужчины Женщины
Быстрота 15-секундное ускорение на велоэргометре без нагрузки с ходу (количество оборотов) 52-56 46-50
Скоростной компонент скоростной силы 15-секундное ускорение на велоэргометре с нагрузкой 3 кг с ходу (количество оборотов) 45-49 36-40
Силовой компонент скоростной силы 15-секундное ускорение на велоэргометре с нагрузкой 6 кг с места (количество оборотов) 38-42 30-33
Максимальная сила Суммарное изометрическое усилие мышц нижних конечностей (кг) 600-650 350-450
Силовая выносливость 60-секундная работа на велоэргометре с нагрузкой 5 кг с места (количество оборотов) 120-130 100-115
Специальная
выносливость
Максимальная длительность работы на велоэргометре с нагрузкой, соответствующей уровню критической мощности (мин) 20-30 15-20
Выносливость к аэробной работе 15-минутная работа на велоэргометре с нагрузкой 2,5 кг и частотой педалирования 100 об/мин (пульсовая стоимость работы, кгм/уд) 8,00-10,00 6,00-7,00
5 км с места индивидуальная гонка на время (мин, с) 6.30-6.40 6.50-7.00
20 км с места индивидуальная гонка на время (мин, с) 27.00-27.30 29.30-30.00
подготовки (СП) по годам обучения (%)
Таблица 2.6.1
Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специализированной
Учебные группы
Тренировочные средства начальной
подготовки
учебно-тренировочные спортивного
совершенствования
высшего спортивного мастерства
подготовки 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й
год год год год год год год год год год год год год год
Средства общей физической подготовки (ОФП) 55 50 45 40 35 32,5 30 27,5 25 22,5 20 17,5 15 15
Средства специальной
подготовки (СП)
45 50 55 60 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 85
применения по годам обучения
Таблица 2.7.1
Примерный состав средств общей физической подготовки (ОФП) и динамика их
Учебные группы
Состав средств общей физической подготовки (ОФП) начальной
подготовки
учебно
тренировочные
спортивного
совершенствования
высшего спортивного мастерства
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й
год год год год год год год год год год год год год год
Мужчины
Общий объем средств ОФП в годичном цикле подготовки (ч) в том числе: 117 148 198 224 234 260 234 212 204 202 198 186 174 167
Упражнения циклического характера (бег, лыжи, плавание и др.) 35 47 62 88 91 101 78 70 62 57 50 48 40 38
Стретчинг, упражнения в составе разминки 28 32 40 48 52 56 60 64 68 74 78 80 80 80
Упражнения силового и скоростносилового характера (штанга, прыжковые упр., упр. на тренажерах и др.) 18 28 48 53 64 72 70 58 54 52 52 42 40 37
Спортивные игры (баскетбол, футбол и др.) 18 24 32 35 27 31 26 20 20 19 18 16 14 12
Подвижные игры 18 17 16
Женщины
Общий объем средств ОФП в годичном цикле подготовки (ч) в том числе: 112 141 188 205 216 236 218 194 177 177 163 163 155 155
Упражнения циклического характера (бег, лыжи, плавание и др.) 34 44 60 80 85 90 74 62 54 52 40 38 35 35
Стретчинг, упражнения в составе разминки 26 31 37 44 47 52 54 59 61 63 65 67 68 68
Упражнения силового и скоростносилового характера (штанга, прыжковые упр., упр. на тренажерах и др.) 17 27 45 49 56 68 68 55 46 46 44 44 40 40
Спортивные игры (баскетбол, футбол и др.) 17 22 30 32 28 26 22 18 16 16 14 14 12 12
Подвижные игры 18 17 16

СОСТАВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ И ДИНАМИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Состав специализированных тренировочных средств подготовки и динамика их применения представлены в таблице 2.8.1. Состав специализированных тренировочных средств, классифицирован с учетом зон относительной интенсивности, получившей в практике велосипедного спорта значительное распространение.

Определяющее физиологическое значение для выделения границ зон интенсивности нагрузок имеет установление индивидуального для каждого велосипедиста уровня порога анаэробного обмена.
Таблица 2.8.1
Состав специализированных тренировочных средств подготовки и динамика их применения по годам обучения_

Состав специализированных Учебные группы
тренировочных средств начальной учебно-тренировочные спортивного высшего спортивного
подготовки совершенствования мастерства
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й
год год год год год год год год год год год год год год
Мужчины
Общий объем специализированных тренировочных средств в
годичном цикле подготовки (км)
804 2120 3500 4760 7060 10050 12660 14970 15950 16885 18235 19480 20650 21250
Распределение объема специализированных тренировочных средств по
зонам интенсивности
в том числе:
I зона - ЧСС 130 уд/мин 370 965 1575 2095 3000 4120 5064 5838 6061 6246 6562 6915 7225 7225
II зона - ЧСС 130-150 уд/мин 322 827 1330 1761 2542 3518 4304 4940 5183 5742 5742 5941 6095 6163
III зона-ЧСС 151-170 уд/мин 80 244 455 690 1130 1758 2342 2919 3190 4010 4010 4480 4956 5312
IV зона - ЧСС170 уд/мин 32 85 140 214 388 653 950 1272 1515 1914 1914 2143 2374 2550
Объем специализированных тренировочных средств
силовой направленности
(км) 65 210 420 610 950 1360 1750 2125 2300 2500 2750 3000 3350 3600
Женщ ины
Общий объем специализированных тренировочных средств в
годичном цикле подготовки (км)
686 1780 3020 4040 5775 8175 10175 12275 13565 15505 17145 18365 19380 20595
Распределение объема специализированных тренировочных средств по
зонам интенсивности в
том числе:
I зона - ЧСС 130 уд/мин 315 810 1360 1775 2450 3350 4020 4665 5020 5580 6000 6335 6590 7000
II зона - ЧСС 130-150 уд/мин 275 695 1150 1455 2020 2780 3440 4125 4475 5025 5485 5710 5910 6175
III зона -ЧСС 151-170 уд/мин 72 215 405 645 1010 1555 2035 2575 2985 3565 4115 4590 5000 5350
IV зона - ЧСС170 уд/мин 24 60 105 165 295 490 680 910 1085 1335 1545 1730 1880 2070
Объем специализированных тренировочных средств силовой направленности (км) 55 170 350 500 740 1080 1380 1720 1950 2300 2590 2830 3040 3300

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (6-9 ЛЕТ)

В спортивно-оздоровительных группах в качестве основных должны решаться задачи: укрепления здоровья детей; обеспечение разносторонней физической подготовленности и гармоническое формирование растущего организма; обучение различным двигательным действиям, необходимым в жизни человека (бег, прыжки, лазание, метание, плавание и др.), в том числе базовых для последующих занятий велосипедным спортом. Важной задачей на этом этапе является формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, приучение к спортивному режиму (регулярные тренировки, сочетание учебы и тренировочных занятий, гигиенические процедуры, утренняя зарядка и т.д.).
В процессе предварительной подготовки не следует спешить с узкой спортивной специализацией. Правильным будет предоставление начинающему велосипедисту возможности попробовать свои силы в различных дисциплинах велосипедного спорта и только после этого определить вид будущей специализации. Идеальной формой организации тренировки на предварительном этапе является группа общей физической подготовки с преимущественным использованием разнообразных упражнений на велосипеде.

Перед учащимся ребенком не должна ставится задача добиться спортивных результатов, тем более в каком-то конкретном виде велосипедного спорта.
Ретроспективный анализ подготовки многих выдающихся спортсменов в разных видах спорта свидетельствует, что занятия в течение первых двух-трех лет носили у них выраженный оздоровительный характер на основе широкого использования элементов различных видов спорта, при этом предпочтение отдавалось игровому методу. У многих выдающихся велосипедистов этап предварительной подготовки был связан с регулярными занятиями другим видом спорта.
Специалисты по детскому и юношескому спорту настоятельно подчеркивают, что игровой метод наиболее оправдан в работе с юными спортсменами и что эффективность этой работы тесно связана с постоянным поиском путей создания на тренировочных занятиях положительного эмоционального фона.
Воспитание двигательных качеств на данном этапе должно строиться в строгом соответствии с психофизиологическим состоянием ребенка и носить разносторонний характер. Особое внимание следует уделить содействию развития быстроты и координационных качеств, которые служат основой для овладения сложными в двигательном отношении действиями на последующих этапах многолетней спортивной подготовки.

Дети должны овладеть умением дозировать свои усилия, подчинять движение определенному ритму, избегать лишних движений и т.п.
На этапе предварительной подготовки еще не сложилась характерная для последующих этапов структура годичного цикла. Основу подготовки составляет длительный подготовительный период, состоящий из относительно стандартных микроциклов, содержание которых может изменяться в зависимости от сезонных и погодных условий. Для подготовки многих выдающихся велосипедистов в первые годы занятий характерны продолжительные периоды отдыха и перемены видов двигательной активности, которые составляют часто 2-3 и более месяцев.

Недельный микроцикл состоит обычно из трех тренировочных занятий продолжительностью по 45-60 мин каждое. Суммарный объем работы за год обычно не превышает 250 часов. Продолжительность этапа предварительной подготовки обычно составляет 3-4 года и зависит от возраста начала занятий спортом.

Если ребенок начал заниматься велосипедным спортом опережая установленные программой сроки, то предварительная подготовка может увеличиваться до четырех лет, если с некоторым отставанием от установленных сроков, то этап соответственно может сократиться до 1-1,5 лет, но при обязательном условии выполнения поставленных на нем задач подготовки.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (9-12 ЛЕТ) (группы начальной

подготовки 1-3 года обучения)

Начальная спортивная подготовка велосипедиста осуществляется обычно в условиях детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ). Наиболее важной задачей подготовки на данном этапе следует считать обеспечение общей всесторонней подготовленности юного велосипедиста.

Многолетний практический опыт и научные исследования доказывают, что именно такой подход обеспечивает ту базовую подготовку, на которой в дальнейшем строится эффективное совершенствование специальных качеств гонщика-велосипедиста.
Организм человека - единое целое. Отставание или несоразмерное развитие каких-либо органов или функциональных систем неизбежно скажется на деятельности всего организма, особенно в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Поэтому установка на укрепление здоровья, содействие полноценному разностороннему развитию организма должна быть методическим положением, определяющим структуру и содержание подготовки юного велосипедиста на данном этапе.
Этап начальной спортивной подготовки совпадает с пубертатным (лат. pubertas) периодом, обусловленным бурным развитием организма (увеличением длины и массы тела, гормональными изменениями и др.). В этот период растущий организм юного спортсмена испытывает, помимо тренировочной, большую возрастную биологическую нагрузку. Следовательно, параметры тренировочных воздействий должны строго дозироваться с учетом индивидуальных темпов развития организма подростка. Совершенствование двигательных качеств юных велосипедистов должно идти по пути содействия их естественному развитию.

Уделяя внимание быстроте, координационным способностям, нельзя забывать и о совершенствовании выносливости - двигательного качества, необходимого велосипедистам различных специализаций. Часто дети и подростки слишком поздно приобщаются к тренировочным нагрузкам, направленным на повышение уровня выносливости.

Это наносит значительный ущерб всестороннему физическому развитию ребенка, не позволяя постепенно подвести организм к большим тренировочным нагрузкам на последующих этапах многолетней подготовки.
На этапе начальной спортивной подготовки уже следует уделять необходимое внимание развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата юных велосипедистов. Упражнения, содействующие развитию силы, должны сопровождаться строго нормированными напряжениями, исключающими натуживание и значительные по длительности напряжения.

Обычно у детей слабо развиты мышцы живота, тазового дна, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног, мышцы плечевого пояса.
Существенная роль на этом этапе отводится средствам общефизической подготовки, хотя к концу этапа их процентное содержание в общем объеме упражнений постепенно уменьшается от 55 до 45%. Собственно, снижение эффективности средств общей подготовки и обусловленное этим изменение соотношения средств ОФП и СП в пользу последних является одним из признаков завершения этапа начальной подготовки.
Одной из центральных задач этапа начальной спортивной подготовки является овладение базовыми элементами техники велосипедного спорта. Необходимо стремиться к тому, чтобы сразу обучать начинающих велосипедистов основам рациональной техники, расширять запас разнообразных двигательных навыков и умений.

В последующем это обеспечит успешное совершенствование спортивной техники в избранном виде велосипедного спорта.
Структура годичного цикла подготовки приобретает к концу этапа признаки традиционной периодизации. То есть наряду с длительным подготовительным и переходным периодами начинают складываться циклы типа соревновательных, которые могут рассматриваться как основа соревновательного периода.



Содержание раздела