Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам обучения в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах представлены в таблице 2.5.1 (а,6). Для тестирования уровня общей физической подготовленности рекомендовано использовать 15 контрольных упражнений.
Состав упражнений подобран с учетом задач комплексной оценки уровня общей физической подготовленности велосипедистов на начальных этапах многолетней подготовки. Контроль за уровнем освоения элементов базовой технической подготовленности рекомендуется осуществлять на основе специально разработанной формы в таблице 2.5.2. Модельные характеристики уровня специальной физической подготовленности велосипедистов высокой квалификации представлены в таблице
2.5.3.
Одним из главных методических положений при построении многолетней подготовки является изменение процентного соотношения средств общей физической и специализированной подготовки. Эта тенденция по годам обучения в спортивной школе представлена в таблице 2.6.1.
В процессе многолетней подготовки не только повышается обьем, но изменяется и состав тренировочных средств. Состав средств общей физической подготовки и динамика их применения по годам обучения представлены в таблице 2.7.1.
Весь многообразный состав тренировочных средств ОФП объединен в пять групп: упражнения циклического характера; стретчинг и упражнения в составе разминки; упражнения силового и скоростно-силового характера, спортивные игры, подвижные игры.
- Для определения уровня базовой технической подготовленности велосипедистам предлагается последовательно выполнить комплекс тестовых заданий. На каждый элемент техники предлагается тестовое задание, которое может включать в себя выполнение нескольких упражнений.
- Для выполнения тестового задания велосипедисту дается три попытки (по своему желанию спортсмен может ограничиться одной попыткой).
- Техника выполнения тестовых заданий оценивается экспертом (группой экспертов) по результатам лучшей попытки из трех. Общая оценка уровня технической подготовленности дается на основе суммы баллов, набранных по итогам выполнения всех тестовых заданий.
- Процедура тестирования по всему комплексу заданий проводится в течение одного дня.
- Учащиеся, получившие оценку неудовлетворительно по одному из базовых элементов техники, получают общую оценку неудовлетворительно.
- Общая оценка уровня технической подготовленности оценивается по следующей таблице:
Критерии оценки уровня базовой технической подготовленности велосипедистов в баллах
Уровень базовой технической подготовленности велосипедиста | Общее количество баллов |
Высокий | 60-56 |
Выше среднего | 55-51 |
Средний | 50-46 |
Ниже среднего | 45-41 |
Низкий | 40-36 |
Таблица 2.5.1 (б)
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам
Таблица 2.5.1 (a) Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке по годам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
п/п |
Контрольные упражнения (тесты) (единицы измерения) | Учебно-тренировочные группы (1-4го годов обучения) | |||||||
1-й год обучения (13 лет) | 2-й год обучения (14 лет) | 3-й год обучения (15 лет) | 4-й год обучения (16 лет) | ||||||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | ||
1. | Бег 60 м (с) | 9,8 | 10,1 | 9,4 | 10,0 | 9,1 | 9,8 | 8,8 | 9,6 |
2 | Прыжок в длину с места (см) | 185 | 170 | 192 | 174 | 200 | 180 | 210 | 186 |
3 | Время реакции (с) | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,15 | 0,13 | 0,14 |
4 | Становая сила (кг) | 90 | 70 | 110 | 80 | 130 | 98 | 150 | 115 |
5. | Сила ног (кг) | 120 | 86 | 140 | 103 | 150 | 115 | 165 | 130 |
6. | Сила кисти - правая/левая (кг) | 32/30 | 25/24 | 36/32 | 27/25 | 39/37 | 28/26 | 42/40 | 30/28 |
7. | Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) | 21 | 13 | 26 | 15 | 30 | 18 | 34 | 21 |
8. | Приседания (кол-во раз) | 150 | 125 | 170 | 140 | 185 | 155 | 210 | 175 |
9. | Поднимание туловища из положения лежа (кол-во раз) | 90 | 65 | 105 | 75 | 110 | 80 | 115 | 85 |
10. | Поднимание ног из положения лежа (кол-во раз) | 28 | 23 | 32 | 25 | 36 | 28 | 40 | 32 |
11. | 12-минутный бег (м) | 2600 | 2350 | 2750 | 2450 | 2900 | 2500 | 3000 | 2550 |
12. | Вис на согнутых руках (с) | 27 | 23 | 31 | 25 | 35 | 27 | 40 | 30 |
13. | Оценка функции статического равновесия (с) | 32 | 40 | 38 | 46 | 46 | 52 | 56 | 54 |
14. | Оценка функции динамического равновесия (см) | 15 | 12 | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 |
15. | Наклон вперед из положения стоя (см) | 5 | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 |
Таблица 2.5.2 Форма для контроля уровня базовой технической подготовленности велосипедиста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2.5.3 Модельные характеристики уровня специальной физической подготовленности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2.6.1 Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП) и специализированной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2.7.1 Примерный состав средств общей физической подготовки (ОФП) и динамика их |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Состав специализированных тренировочных средств подготовки и динамика их применения представлены в таблице 2.8.1. Состав специализированных тренировочных средств, классифицирован с учетом зон относительной интенсивности, получившей в практике велосипедного спорта значительное распространение.
Определяющее физиологическое значение для выделения границ зон интенсивности нагрузок имеет установление индивидуального для каждого велосипедиста уровня порога анаэробного обмена.
Таблица 2.8.1
Состав специализированных тренировочных средств подготовки и динамика их применения по годам обучения_
Состав специализированных | Учебные группы | |||||||||||||
тренировочных средств | начальной | учебно-тренировочные | спортивного | высшего спортивного | ||||||||||
подготовки | совершенствования | мастерства | ||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |
год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |
Мужчины | ||||||||||||||
Общий объем специализированных тренировочных средств в годичном цикле подготовки (км) |
804 | 2120 | 3500 | 4760 | 7060 | 10050 | 12660 | 14970 | 15950 | 16885 | 18235 | 19480 | 20650 | 21250 |
Распределение объема специализированных тренировочных средств по зонам интенсивности |
||||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||
I зона - ЧСС 130 уд/мин | 370 | 965 | 1575 | 2095 | 3000 | 4120 | 5064 | 5838 | 6061 | 6246 | 6562 | 6915 | 7225 | 7225 |
II зона - ЧСС 130-150 уд/мин | 322 | 827 | 1330 | 1761 | 2542 | 3518 | 4304 | 4940 | 5183 | 5742 | 5742 | 5941 | 6095 | 6163 |
III зона-ЧСС 151-170 уд/мин | 80 | 244 | 455 | 690 | 1130 | 1758 | 2342 | 2919 | 3190 | 4010 | 4010 | 4480 | 4956 | 5312 |
IV зона - ЧСС170 уд/мин | 32 | 85 | 140 | 214 | 388 | 653 | 950 | 1272 | 1515 | 1914 | 1914 | 2143 | 2374 | 2550 |
Объем специализированных тренировочных средств | ||||||||||||||
силовой направленности | ||||||||||||||
(км) | 65 | 210 | 420 | 610 | 950 | 1360 | 1750 | 2125 | 2300 | 2500 | 2750 | 3000 | 3350 | 3600 |
Женщ | ины | |||||||||||||
Общий объем специализированных тренировочных средств в годичном цикле подготовки (км) |
686 | 1780 | 3020 | 4040 | 5775 | 8175 | 10175 | 12275 | 13565 | 15505 | 17145 | 18365 | 19380 | 20595 |
Распределение объема специализированных тренировочных средств по зонам интенсивности в |
||||||||||||||
том числе: | ||||||||||||||
I зона - ЧСС 130 уд/мин | 315 | 810 | 1360 | 1775 | 2450 | 3350 | 4020 | 4665 | 5020 | 5580 | 6000 | 6335 | 6590 | 7000 |
II зона - ЧСС 130-150 уд/мин | 275 | 695 | 1150 | 1455 | 2020 | 2780 | 3440 | 4125 | 4475 | 5025 | 5485 | 5710 | 5910 | 6175 |
III зона -ЧСС 151-170 уд/мин | 72 | 215 | 405 | 645 | 1010 | 1555 | 2035 | 2575 | 2985 | 3565 | 4115 | 4590 | 5000 | 5350 |
IV зона - ЧСС170 уд/мин | 24 | 60 | 105 | 165 | 295 | 490 | 680 | 910 | 1085 | 1335 | 1545 | 1730 | 1880 | 2070 |
Объем специализированных тренировочных средств силовой направленности (км) | 55 | 170 | 350 | 500 | 740 | 1080 | 1380 | 1720 | 1950 | 2300 | 2590 | 2830 | 3040 | 3300 |
В спортивно-оздоровительных группах в качестве основных должны решаться задачи: укрепления здоровья детей; обеспечение разносторонней физической подготовленности и гармоническое формирование растущего организма; обучение различным двигательным действиям, необходимым в жизни человека (бег, прыжки, лазание, метание, плавание и др.), в том числе базовых для последующих занятий велосипедным спортом. Важной задачей на этом этапе является формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, приучение к спортивному режиму (регулярные тренировки, сочетание учебы и тренировочных занятий, гигиенические процедуры, утренняя зарядка и т.д.).
В процессе предварительной подготовки не следует спешить с узкой спортивной специализацией. Правильным будет предоставление начинающему велосипедисту возможности попробовать свои силы в различных дисциплинах велосипедного спорта и только после этого определить вид будущей специализации. Идеальной формой организации тренировки на предварительном этапе является группа общей физической подготовки с преимущественным использованием разнообразных упражнений на велосипеде.
Перед учащимся ребенком не должна ставится задача добиться спортивных результатов, тем более в каком-то конкретном виде велосипедного спорта.
Ретроспективный анализ подготовки многих выдающихся спортсменов в разных видах спорта свидетельствует, что занятия в течение первых двух-трех лет носили у них выраженный оздоровительный характер на основе широкого использования элементов различных видов спорта, при этом предпочтение отдавалось игровому методу. У многих выдающихся велосипедистов этап предварительной подготовки был связан с регулярными занятиями другим видом спорта.
Специалисты по детскому и юношескому спорту настоятельно подчеркивают, что игровой метод наиболее оправдан в работе с юными спортсменами и что эффективность этой работы тесно связана с постоянным поиском путей создания на тренировочных занятиях положительного эмоционального фона.
Воспитание двигательных качеств на данном этапе должно строиться в строгом соответствии с психофизиологическим состоянием ребенка и носить разносторонний характер. Особое внимание следует уделить содействию развития быстроты и координационных качеств, которые служат основой для овладения сложными в двигательном отношении действиями на последующих этапах многолетней спортивной подготовки.
Дети должны овладеть умением дозировать свои усилия, подчинять движение определенному ритму, избегать лишних движений и т.п.
На этапе предварительной подготовки еще не сложилась характерная для последующих этапов структура годичного цикла. Основу подготовки составляет длительный подготовительный период, состоящий из относительно стандартных микроциклов, содержание которых может изменяться в зависимости от сезонных и погодных условий. Для подготовки многих выдающихся велосипедистов в первые годы занятий характерны продолжительные периоды отдыха и перемены видов двигательной активности, которые составляют часто 2-3 и более месяцев.
Недельный микроцикл состоит обычно из трех тренировочных занятий продолжительностью по 45-60 мин каждое. Суммарный объем работы за год обычно не превышает 250 часов. Продолжительность этапа предварительной подготовки обычно составляет 3-4 года и зависит от возраста начала занятий спортом.
Если ребенок начал заниматься велосипедным спортом опережая установленные программой сроки, то предварительная подготовка может увеличиваться до четырех лет, если с некоторым отставанием от установленных сроков, то этап соответственно может сократиться до 1-1,5 лет, но при обязательном условии выполнения поставленных на нем задач подготовки.
Начальная спортивная подготовка велосипедиста осуществляется обычно в условиях детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ). Наиболее важной задачей подготовки на данном этапе следует считать обеспечение общей всесторонней подготовленности юного велосипедиста.
Многолетний практический опыт и научные исследования доказывают, что именно такой подход обеспечивает ту базовую подготовку, на которой в дальнейшем строится эффективное совершенствование специальных качеств гонщика-велосипедиста.
Организм человека - единое целое. Отставание или несоразмерное развитие каких-либо органов или функциональных систем неизбежно скажется на деятельности всего организма, особенно в экстремальных условиях спортивной деятельности.
Поэтому установка на укрепление здоровья, содействие полноценному разностороннему развитию организма должна быть методическим положением, определяющим структуру и содержание подготовки юного велосипедиста на данном этапе.
Этап начальной спортивной подготовки совпадает с пубертатным (лат. pubertas) периодом, обусловленным бурным развитием организма (увеличением длины и массы тела, гормональными изменениями и др.). В этот период растущий организм юного спортсмена испытывает, помимо тренировочной, большую возрастную биологическую нагрузку. Следовательно, параметры тренировочных воздействий должны строго дозироваться с учетом индивидуальных темпов развития организма подростка. Совершенствование двигательных качеств юных велосипедистов должно идти по пути содействия их естественному развитию.
Уделяя внимание быстроте, координационным способностям, нельзя забывать и о совершенствовании выносливости - двигательного качества, необходимого велосипедистам различных специализаций. Часто дети и подростки слишком поздно приобщаются к тренировочным нагрузкам, направленным на повышение уровня выносливости.
Это наносит значительный ущерб всестороннему физическому развитию ребенка, не позволяя постепенно подвести организм к большим тренировочным нагрузкам на последующих этапах многолетней подготовки.
На этапе начальной спортивной подготовки уже следует уделять необходимое внимание развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата юных велосипедистов. Упражнения, содействующие развитию силы, должны сопровождаться строго нормированными напряжениями, исключающими натуживание и значительные по длительности напряжения.
Обычно у детей слабо развиты мышцы живота, тазового дна, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног, мышцы плечевого пояса.
Существенная роль на этом этапе отводится средствам общефизической подготовки, хотя к концу этапа их процентное содержание в общем объеме упражнений постепенно уменьшается от 55 до 45%. Собственно, снижение эффективности средств общей подготовки и обусловленное этим изменение соотношения средств ОФП и СП в пользу последних является одним из признаков завершения этапа начальной подготовки.
Одной из центральных задач этапа начальной спортивной подготовки является овладение базовыми элементами техники велосипедного спорта. Необходимо стремиться к тому, чтобы сразу обучать начинающих велосипедистов основам рациональной техники, расширять запас разнообразных двигательных навыков и умений.
В последующем это обеспечит успешное совершенствование спортивной техники в избранном виде велосипедного спорта.
Структура годичного цикла подготовки приобретает к концу этапа признаки традиционной периодизации. То есть наряду с длительным подготовительным и переходным периодами начинают складываться циклы типа соревновательных, которые могут рассматриваться как основа соревновательного периода.