d9e5a92d

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Структура и содержание годичного цикла, как правило, подчинены учебному режиму школьника. Наибольший объем тренировочной работы планируется на период школьных каникул. Это приводит к выделению своеобразных микро- и мезоциклов в период каникул. Если в период осенних, зимних и весенних каникул тренировочные микроциклы имеют продолжительность 7-10 дней, то в период летних каникул это 2-3 мезоцикла, близких по продолжительности к месячной.

Очень часто подготовка в период каникул строится с учетом пребывания юных велосипедистов в спортивном лагере, где количество тренировочных занятий в микроцикле может значительно увеличиваться. Как правило, проводятся 2-разовые тренировочные занятия (не считая утренней зарядки) в течение дня, что резко увеличивает объем тренировочной работы в этот период. Объем тренировочной работы за месячный мезоцикл пребывания в спортивном лагере может составить 70-85 часов. В сравнении с обычным месячным объемом 35-50 часов (3-4 тренировочных занятия в неделю) в течение учебного года это составляет более чем двукратное увеличение объема тренировочных нагрузок.

Однако такое значительное увеличение нагрузки представляется методически оправданным и не противоречащим принципу постепенности.
Во-первых, в период каникул отсутствует школьная нагрузка, которая в условиях современной напряженной программы общеобразовательной школы создает значительный фон психического и физического утомления. Следовательно, в период каникул есть все основания увеличить тренировочную нагрузку.
Во-вторых, увеличение объема тренировочной нагрузки идет преимущественно путем использования упражнений с умеренной интенсивностью или построенных на основе игрового метода. Тренировочные занятия проводятся на фоне полного восстановления и сочетаются с активным отдыхом (купанием, играми, прогулками и т.п.).

Эти факторы создают благоприятный эмоциональный фон, что значительно облегчает адаптацию детского организма к подобному увеличению нагрузок.
Соревновательная деятельность на этапе начальной спортивной подготовки носит вспомогательный характер. Она представлена главным образом в виде подготовительных и контрольных соревнований, большинство которых организовано в спортивной школе или клубе.

Существенное внимание уделяется соревнованиям технической направленности, в которых предметом соревновательной деятельность юных велосипедистов является правильность выполнения тех или иных элементов базовой техники велосипедиста. Соревнования проводятся по упрощенной программе на укороченные дистанции.

Важным компонентом подготовки на данном этапе является формирование мотивации учащихся к продолжительному и систематическому тренировочному процессу, нацеленному на достижение спортивных результатов в велосипедном спорте.
Общий объем учебных часов в годичном цикле подготовки на этапе начальной спортивной подготовки постепенно возрастает к третьему году обучения до 600 часов.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ

ЭТАПА УГЛУБЛЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (12-16 ЛЕТ) (учебнотренировочные группы 1-4 года обучения)

Этап углубленной спортивной подготовки является естественным логическим продолжением предыдущего этапа подготовки и направлен на создание специализированной базы подготовленности велосипедиста. Важной задачей этапа является формирование устойчивой мотивации к достижению высшего спортивного мастерства.

Подготовка на этом этапе требует значительного увеличения затрат времени, подчинения режима жизни человека достижению спортивных целей.
Одной из основных методических особенностей этапа углубленной спортивной подготовки является неуклонное повышение объема специализированных средств подготовки как в абсолютном, так и в относительном соотношении со средствами ОФП (см. табл. 2.6.1).
В процессе совершенствования двигательных качеств значительно возрастает внимание к силовой и скоростно-силовой подготовке велосипедиста. Наряду с общими задачами силовой подготовки по укреплению всего двигательного аппарата более значительное место отводится силовым упражнениям, позволяющим оказывать специализированные воздействия на группы мышц, обеспечивающие проявление силовых возможностей в избранном виде велосипедного спорта.

Постепенно в процессе подготовки начинают вводиться специальные тренажерные средства, обеспечивающие специализированное совершенствование двигательных качеств.
С 15-16 лет интенсивно увеличивается способность к волевому усилию в связи с развитием свойств нервной системы. Это создает предпосылки для углубленного воспитания специальной выносливости - способности эффективно выполнять специфическую физическую нагрузку в жестких временных режимах.



В качестве эффективного средства подготовки постепенно начинают использоваться серийные старты, следующие друг за другом с небольшим восстановительным интервалом и 4-дневные (многодневные) гонки.
К началу этапа углубленной спортивной подготовки основы техники велосипедного спорта должны быть уже освоены, поэтому перед спортсменом ставится задача прочного закрепления базовых элементов техники. Двигательные действия, сформированные на предшествующем этапе, доводятся до стадии прочно закрепленных навыков. Решаются задачи по совершенствованию спортивной техники, отдельных деталей двигательных действий, коррекции техники в связи с ростом физической подготовленности велосипедиста.

Значительная роль в совершенствовании спортивной техники начинает отводиться соревновательному методу. Вместе с задачами технической подготовки велосипедист активно расширяет свой арсенал тактических элементов и совершенствует их в условиях соревновательной деятельности.
Переход к этапу углубленной спортивной подготовки у многих велосипедистов связан с началом подготовки в условиях специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮ-ШОР) или училищ олимпийского резерва (УОР). Благодаря новым организационным формам подготовка начинает осуществляться в условиях более специализированного режима, позволяющего проводить к концу этапа 2-разовые в течение дня тренировочные занятия, то есть порядка 8-12 тренировочных занятий в недельном микроцикле. Происходит значительное увеличение общего объема учебных часов, который в динамике по годам подготовки увеличивается от 650 до 1080 часов в год.

При этом объем специализированных тренировочных воздействий (общий километраж) составляет к концу этапа порядка 45% к общему объему на этапе высших достижений.
Структура годичного цикла подготовки начинает приобретать выраженные черты подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Подготовительный период включает общеподготовительную и специально-подготовительную фазы.
Соревновательный период имеет относительно более короткую продолжительность, чем на последующих этапах. Соревновательные микроциклы, как правило, чередуются с тренировочными и восстановительными микроциклами. Количество соревнований (гонок) составляет 40-60% от этапа высших достижений.

Велосипедисты выступают в различных видах гонок (на шоссе, треке, кроссе) и на различных дистанциях.
Оптимальные сроки становления спортивного мастерства предполагают, что велосипедист, завершая подготовку на этапе углубленной спортивной подготовки, должен выполнить норму Кандидат в мастера спорта ЕВСК.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА (16-19 ЛЕТ) (группы спортивного совершенствования 1-3года обучения)


В начале этапа, как правило, окончательно определяется вид будущей специализации гонщика. Подготовку на данном этапе должны проходить только те спортсмены, которые имеют достаточный функциональный потенциал и устойчивую мотивацию к высшим достижениям в избранном виде велосипедного спорта.

Стратегия многолетней подготовки предполагает, что в ходе этапа в своей основе должна быть завершена целенаправленная работа по формированию прочного фундамента специализированной подготовленности.
На этапе спортивного совершенствования в избранном виде велосипедного спорта объем учебных часов постепенно возрастает до 1300 часов в год у мужчин и 1200 часов у женщин. Процентное содержание средств специализированной подготовки сохраняет тенденцию к увеличению и постепенно достигает уровня 77,5% и более от общего объема.

Организационные и методические аспекты подготовки приобретают профессионализированные черты этапа высших достижений. Активно применяются средства и методы подготовки, максимально приближенные к соревновательной деятельности в избранном виде велосипедного спорта. Количественные параметры объема специализированных нагрузок (общий километраж за год) не должны превышать 60-70% относительно последующего этапа высших достижений.

Такой подход позволяет избежать срыва адаптационных возможностей организма спортсмена, обеспечивая при этом необходимое поступательное развитие. Увеличивается число тренировочных занятий избирательной направленности.
В процессе этапного контроля уделяется особое внимание соответствию уровня физического развития и функциональной подготовленности модельным характеристикам велосипедистов данной возрастной категории. Показатели функциональной подготовленности оцениваются с учетом освоения должного объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения в спортивной школе.

Возрастает внимание к эффективности использования функционального потенциала гонщика в условиях специфической соревновательной деятельности.
В процессе технико-тактической подготовки внимание уделяется совершенствованию и стабилизации отдельных элементов соревновательной деятельности. Важным компонентом подготовки становится совершенствование устойчивости к стрессовым факторам подготовки. Существенная роль в подготовке гонщиков, избравших своей специализацией гонки на шоссе, должна придаваться подготовке к участию в многодневных гонках.

Целесообразно в годичном цикле планировать не менее 3-4 многодневных гонок протяженностью 6-9 этапов для мужчин и 3-4 многодневных гонок протяженностью 4-6 этапов для женщин.
Оптимальные сроки становления спортивного мастерства предполагают, что по мере освоения тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе спортивного совершенствования гонщик должен выполнить норму Мастер спорта ЕВСК в гонках на шоссе.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ЭТАПА ВЫСШИХ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (19-23 ГОДА) (группы высшегоспортивного мастерства 1-4 года обучения)

Как следует из названия, цель этапа - достижение высших (индивидуально максимальных) результатов в избранном виде велосипедного спорта. Предельно высокие требования к различным компонентам подготовки велосипедистов на этапе высших достижений требуют соответствующих организационных и материально-технических условий.

Поэтому подготовка гонщиков на этом этапе, как правило, осуществляется в профессиональных клубах, школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ), центрах олимпийской подготовки (ЦОП), национальных сборных командах.
Подготовка спортсмена в системе спортивных школ, в основном связана с занятиями в ШВСМ, что совпадает с границами первой фазы периода высших достижений.
На этапе высших достижений общий объем учебных часов достигает максимальных параметров 1500 часов в год у мужчин и 1400 часов у женщин, а в отдельных случаях и более. Значительно возрастает доля специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы и приближается к предельным показателям (85%).
Увеличивается число ударных микроциклов, в том числе с концентрированными нагрузками одной направленности. Общее число занятий в недельном микроцикле может достигать 15-18, из которых 4-5 с большими нагрузками.
Подготовка в годичном цикле строится на основе двух или трех макроциклов. Сокращается длительность подготовительного периода и увеличивается соревновательный период до 7-8 месяцев в году.

Соответственно, увеличивается число соревновательных дней, которое составляет 95-100 дней в годичном цикле. Широко используются многодневные гонки или серийные старты, следующие друг за другом с небольшим восстановительным интервалом.

Продолжительность многодневных гонок (количество этапов и протяженность самих этапов) должна постепенно увеличиваться. Соревновательный календарь гонщиков данной возрастной категории должен включать не менее 3-4 многодневных гонок протяженностью 9-12 этапов для мужчин и 3-4 многодневных гонок протяженностью 6-9 этапов для женщин.

Характерным признаком этапа высших достижений является наличие предсоревновательного мезоцикла, планируемого непосредственно перед главными соревнованиями года.
Принципиально важной методической задачей на этом этапе является максимальное использование тренирующего потенциала средств и методов, способных мобилизовать скрытые резервы роста спортивных результатов гонщика.
Специалисты в различных видах велосипедного спорта отмечают стабилизацию количественных показателей и видят резервы для дальнейшего роста результатов на этапе высших достижений в совершенствовании качественных характеристик подготовки (повышение процента интенсивных нагрузок, нахождение оптимального соотношения в применении различных средств и методов подготовки, применение средств, способствующих повышению эффективности тренировочных и соревновательных воздействий, и т.п.). На этапе
высших достижений широко используется подготовка в условиях среднегорья, различные средства восстановления и средства, обеспечивающие благоприятную адаптацию организма к предельным нагрузкам. Значительный эффект дает применение тренажерных устройств, позволяющих значительно повысить эффективность силовой подготовки, совместив ее с техническим совершенствованием велосипедистов.
Оптимальные сроки становления спортивного мастерства предполагают, что по мере освоения тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства гонщик должен выполнить норму ЕВСК Мастер спорта международного класса в избранном виде велосипедного спорта, что и является нормативным условием завершения подготовки на данном этапе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ, СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ И ФОРМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Для ведения учебно-тренировочного процесса спортивная школа по велосипедному спорту (отделение велосипедный спорт - гонки на шоссе) должна иметь необходимое материально-техническое обеспечение.
Оборудование, спортивный инвентарь и форма для проведения практических занятий:
- комплект оборудования и инвентаря для занятий по общей физической подготовке (тренажеры для силовой подготовки, штанги и оборудование для их использования, гантели, маты, набивные мячи и др.);
- тренажеры и устройства для занятий по специальной физической подготовке (велостанки, велоэргометры и др.);
- велосипеды - шоссейные, кроссовые;
- запасные части к велосипедам;
- спортивная форма и инвентарь (для специализированной подготовки и проведения занятий общефизической направленности);
- оборудование для осуществления педагогического контроля (хронометры, видеокамера, оборудование для тестирования спортсменов);
- медицинское оборудование и медикаменты для оказания доврачебной помощи и эвакуации пострадавших;
- оборудование и инструмент для обеспечения технического обслуживания велосипедов;
- оборудование для проведения соревнований.
Транспортные средства:
- автотранспорт;
- мототранспорт.
Транспортные средства должны иметь специальное оборудование для обеспечения сопровождения и безопасности велосипедистов при проведении тренировочных занятий и соревнований на шоссе.
Вспомогательное оборудование:
- вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения велосипедов и спортивного инвентаря;
- оборудование для транспортировки велосипедов.
Оборудование для проведения теоретических занятий:
- оборудование для демонстрации видеоматериалов;
- методические пособия, специальная литература, материалы периодической печати.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ ВЕЛОСИПЕДЫ

В соответствии с Постановлением Госстандарта России 243-ст от 10.07.2003 г. введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации Велосипеды (ГОСТ Р 521112003). Велосипеды, используемые в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и иметь комплект нормативных документов, установленных для велосипедов конкретных моделей.
В работе детско-юношеских спортивных школ должны использоваться тольковелосипеды, имеющие сертификат качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52111-2003 Велосипеды.
Таблица 3.2.2.1
Рекомендации к использованию велосипедов с учетом их класса и групп спортивной

подготовки
Группы спортивной подготовки Рекомендуемый класс велосипеда (минимально допустимый) Рекомендации к использованию велосипедов
Начальной подготовки Второй Тренировочные занятия, соревнования
Учебно-тренировочная Второй Тренировочные занятия
Первый Тренировочные занятия, соревнования
Спортивного
совершенствования
Первый Тренировочные занятия
Высший Тренировочные занятия, соревнования
Высшего спортивного мастерства Высший Тренировочные занятия, соревнования

ВРАЧЕБНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный и педагогический контроль - необходимое условие управления процессом подготовки велосипедиста. В соответствии с задачами этапного, текущего и оперативного контроля определяется состав средств и методов педагогического и врачебного контроля.
Этапный контроль осуществляется на основе целостной диагностики организма в непосредственной связи с общим состоянием здоровья, особенностями телосложения и состава тела. В зависимости от задач подготовки на том или ином этапе определяется объем показателей, включенных в программу обследований. Текущий контроль предполагает оценку состояния подготовленности, которая проявляется в результате воздействия нагрузок определенной направленности в серии тренировочных занятий или соревнований.

Оперативный контроль позволяет получить информацию о реакции организма на конкретную нагрузку в ходе тренировочного занятия или соревнования.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль - обязательное условие занятий велосипедным спортом.
В задачи врачебного контроля входят:
- определение уровня физического развития, состояния здоровья и функционального состояния лиц с целью допуска к систематическим занятиям велосипедным спортом;
- систематическое наблюдение за изменениями в физическом развитии спортсменов, занимающихся велосипедным спортом, состоянии их здоровья и функциональными изменениями, происходящими под влиянием физических упражнений для обеспечения их оздоровительного значения;
- выявление, лечение и профилактика предпатологических состояний и патологических изменений, возникающих при нерациональном использовании физических упражнений.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии - специалистами кабинета врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85 г. 1672).
При оценке состояния здоровья спортсменов выделяют:
- здоровых спортсменов;
- практически здоровых (с отклонениями в состоянии здоровья или с компенсированными хроническими заболеваниями вне фазы обострения, которые не ограничивают выполнение тренировочной работы);
- спортсменов с заболеваниями, требующими лечения и ограничивающими тренировочный процесс;
- спортсменов с заболеваниями, требующими стационарного лечения с обязательным отстранением на разные сроки от тренировочной и соревновательной деятельности.
В группы начальной подготовки принимаются дети с учетом минимального возраста зачисления в спортивные школы, желающие заниматься велосипедным спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.
В учебно-тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочных групп подготовки, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером. Состояние здоровья оценивается врачами-специалистами на основе результатов углубленного медицинского обследования. Состояние здоровья и избирательного функционального состояния рассматриваются как взаимосвязанные, взаимообусловленные процессы. Оценка состояния здоровья велосипедиста проводится с обязательным использованием тестирующих нагрузок.

Программа врачебного обследования спортсменов высокой квалификации составляется с учетом специфики велосипедного спорта и основных параметров подготовки (задачи по этапам подготовки, характер тренировочных и соревновательных нагрузок и др.).
Существенное влияние на двигательные возможности велосипедиста оказывает телосложение. Осуществляя систематический контроль за телосложением (в частности, составом тела велосипедиста), тренер получает возможность оценить как естественные процессы биологического развития организма гонщика, так и эффективность предлагаемых тренировочных программ. Полученные данные важны для выработки рекомендации по методике тренировки и режиму питания.

Кроме того, результаты антропометрических и морфофункциональных измерений рассматриваются специалистами как значимый фактор в процессе отбора и уточнения спортивной специализации велосипедиста в процессе многолетней подготовки.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Эффективность управления процессом подготовки спортсмена в велосипедном спорте во многом обусловлена использованием адекватных средств и методов педагогического контроля. Целью педагогического контроля является получение объективной информации о состоянии спортсмена, необходимой для принятия управленческого решения.
Объектами контроля в велосипедном спорте являются:
- контроль соревновательной деятельности;
- контроль тренировочной деятельности;
- контроль уровня подготовленности гонщика.
В практике велосипедного спорта, достаточно широко применяется комплексный контроль, под которым следует понимать контроль, в ходе которого сопоставляются и анализируются значения показателей всех трех вышеназванных направлений и устанавливается связь между параметрами тренировочной и соревновательной деятельности велосипедиста и показателями его физического состояния, зарегистрированными в стандартных условиях. Практические процедуры контроля (тестирования) могут осуществляться специалистами различного профиля.

Однако окончательное решение, определяющее структуру и содержание последующей подготовки, всегда остается за педагогом-тренером.
Контроль соревновательной деятельности. Является неотъемлемым условием эффективного управления процессом подготовки спортсмена в велосипедном спорте.

Соревновательная деятельность - интегральная характеристика подготовленности гонщика, результат функционирования всей системы спортивной подготовки велосипедиста в избранном виде гонок. Спортивный результат дает необходимую информацию для уточнения задач подготовки на ее определенных этапах, выбора состава средств и методов тренировочного воздействия.
Однако спортивный результат - сложное многокомпонентное явление, поэтому контроль, построенный только на анализе динамики результатов гонок, позволяет получить лишь обобщенное представление об эффективности процесса подготовки. Следовательно, наряду с анализом спортивных результатов целесообразно использовать контроль за отдельными, наиболее информативными компонентами соревновательной деятельности.

Необходимым условием контроля является наличие модели соревновательной деятельности в данном виде гонок.
Контроль соревновательной деятельности велосипедиста осуществляется по следующим
основным направлениям:
- контроль за структурой и характером технико-тактических действий в условиях соревнований;



Содержание раздела