d9e5a92d

ДИНАМИКА НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Следовательно, при зачислении детей в спортивную школу следует обязательно принимать во внимание общий стаж занятий спортом.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

В процессе развития организм человека претерпевает закономерные морфофункциональные изменения. Многочисленные исследования онтогенеза позволили выявить определенную гетерохронность в формировании различных органов и систем организма, характерную для различных периодов.

Возрастные особенности биологического созревания различных функциональных систем сказываются на эффективности обучения технике двигательных действий и совершенствовании физических качеств.
Педагогическая практика многократно показала, что эффект обучения, кроме других факторов, зависит от возраста обучаемых. В детском возрасте значительно легче, чем во взрослом, научить человека ездить на велосипеде, плавать, выполнять акробатические упражнения и т.п., поскольку в эти годы активно развиваются функциональные системы организма, обеспечивающие проявление координационных возможностей, и одновременно мало еще выражены защитные реакции, связанные с чувством страха.

Зависимость между возрастом и эффективностью обучения меняется по мере чередования в онтогенезе периодов, отличающихся различным уровнем обучаемости, восприимчивости к тренировочным воздействиям и переработке информации. Такая же закономерность прослеживается и в отношении совершенствования двигательных (физических) качеств.
Возрастные периоды, когда специфические тренировочные воздействия на организм человека вызывают повышенную ответную реакцию, обеспечивающую значительные темпы роста тренируемой функции, получили название сенситивных (или критических) периодов. Если в процессе многолетней подготовки велосипедиста не использовать периоды, особо благоприятные для совершенствования двигательных качеств, то возместить потерянное оказывается часто невозможным.
Определить возрастные границы сенситивных периодов, ориентируясь только на календарный (паспортный) возраст, бывает трудно, поэтому рекомендуется учитывать еще и биологический возраст. Биологический возраст определяют по уровню физиологического развития, двигательным возможностям детей, стадии полового созревания и степени окостенения скелета (т.е. замены хрящевой ткани костной).

Календарный возраст может значительно отличаться от биологического.
Различные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте в зависимости от темпов созревания функциональных систем, обеспечивающих их проявление. С этим фактором в значительной степени связан оптимальный возраст начала занятий велосипедным спортом, преимущественная направленность тренировочных воздействий на начальных этапах многолетней подготовки, а также ориентировочные границы высших достижений.
Выраженный прогресс в совершенствовании координационных способностей и гибкости связан с возрастом 6-10 лет и достигает максимума к 14-15 годам у девушек и на 1-2 года позже - у юношей.
Наибольший прирост быстроты под влиянием тренировочных воздействий происходит в возрасте 9-12 лет, а к 13-15 годам по ряду своих проявлений достигает максимума. По данным специалистов максимальная частота движений при педалировании (без нагрузки) повышается у мальчиков и девочек до 13 лет.

В этот период преимущество тренированных детей перед нетренированными особенно велико. Если в этом возрасте не уделять внимание совершенствованию быстроты, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать.
Силовые способности юных велосипедистов тесно связаны с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет.

В целом выраженная тенденция к улучшению показателей мышечной силы и выносливости в велосипедном спорте может сохраняться до 25-30 и более лет.
Особенностью возрастного развития двигательных качеств является разнонаправленность их изменения в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот период растут интенсивно, а координационные качества (в частности, точность дифференцирования и воспроизведения усилий) могут даже снизиться.

Происходит это в связи с наблюдающейся в этот период гормональной перестройкой в организме подростков, которая приводит к росту возбудимости и к увеличению подвижности нервных процессов.
Следует также учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходящие в этот период в организме. Увеличение длины тела и конечностей приводит к изменению биомеханической структуры движений, требует выработки новых координации, что сопровождается ухудшением соразмерности и согласованности движений. Так, например, снижение скоростно-силовых показателей у девушек 15-17 лет объясняется тем, что, с одной стороны, приостанавливается рост быстроты движений, а с другой - нарастает вес, причем в значительной мере за счет пассивной массы - жира.



Это приводит к уменьшению относительной силы у девушек.

ДИНАМИКА НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Одним из главных условий, определяющих прогресс спортивных результатов в процессе многолетней подготовки, является постепенное повышение тренировочных воздействий. Это методическое положение определяет, прежде всего, общую динамику воздействий в масштабе многолетней подготовки.

Для тренировочных воздействий на более коротких временных отрезках (от микроцикла до годичного цикла подготовки) более характерной является волнообразная динамика, что обусловлено закономерностями адаптации и развития организма в онтогенезе.
При построении многолетней подготовки тренер должен предусматривать постепенное повышение тренировочных воздействий от года к году. Параметры тренировочных воздействий должны соответствовать росту морфофункциональных возможностей велосипедистов и учитывать закономерности становления спортивного мастерства в данном виде велосипедного спорта. На рис.

1.3.3 представлена динамика параметров специальной физической подготовки (общий километраж за год) в процессе многолетней подготовки (гонки на шоссе).
Первые годы многолетней подготовки характеризуются преимущественно увеличением объема тренировочной работы, в дальнейшем происходит постепенное увеличение процентного содержания интенсивной работы в общем объеме.
Важным условием, определяющим особенности реагирования систем организма на возрастающую нагрузку, является градиент роста воздействия. Слишком медленное нарастание нагрузки может не стимулировать соответствующие адаптационные изменения в организме. Многочисленные научные исследования и практика велосипедного спорта подтверждают, что резкое увеличение объема и интенсивности нагрузок достигается не без ущерба для здоровья и дальнейшего роста спортивного мастерства гонщика.

К сожалению, велосипедисты, применявшие скачкообразный вариант динамики нагрузок, отличаются очень коротким периодом выступлений на высшем уровне, часто это всего один-два года. Видимо, структурная цена адаптации при скачкообразном приросте нагрузок столь высока, что адаптационных резервов для дальнейшего прогресса в организме спортсмена не остается, и результаты его или стабилизируются, или начинают снижаться.

За последнее десятилетие не отмечено ни одного случая, подтверждающего стабильные (на протяжении нескольких лет) выступления российских гонщиков в условиях профессионального велосипедного спорта, имевших скачкообразную (форсированную) динамику нагрузок на этапах углубленной спортивной специализации или спортивного совершенствования.
Ежегодное увеличение объема работы может колебаться в относительно широких пределах в зависимости от этапа многолетней подготовки. На начальных этапах, когда суммарная величина тренировочных воздействий далека от предельных величин, повышение объема тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки может составлять приблизительно до 30-40% (с учетом возрастного развития велосипедиста).

По мере приближения к предельным параметрам воздействий на этапе высших достижений ежегодное повышение объема работы, как правило, не превышает 15-20%, а интенсивности - 6-15%.



Рис. 1.3.3. Динамика параметров специальной физической подготовки (общий километраж за год) в процессе многолетней подготовки (гонки на шоссе)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВПОДГОТОВКИ

Каждое тренировочное средство или метод подготовки характеризуется своим тренирующим потенциалом, то есть способностью вызвать соответствующие адаптационные и последующие поступательные изменения в организме, которые в конечном счете определяют прогресс в спортивных результатах велосипедиста. По мере использования одного тренировочного средства или метода подготовки ответная реакция организма на это воздействие постепенно уменьшается и дальнейшее его применение уже не обеспечивает прирост спортивного результата.
Тренировочных средств и методов с абсолютным тренировочным эффектом нет. Как показала практика, тренирующий эффект того или иного воздействия следует рассматривать относительно уровня подготовленности спортсмена, его биологического возраста, особенностей вида велосипедного спорта и т.п. Отсюда следует, что возможности постоянного роста спортивных результатов в процессе многолетней подготовки велосипедиста следует связывать не с надеждой на абсолютное тренировочное средство или один сверхэффективный метод, а с разработкой целесообразной системы многолетних тренировочных воздействий.

Важным условием при этом является наличие определенной преемственности тренировочных средств и методов в процессе многолетней подготовки гонщика.
По мере снижения степени воздействия одного средства в процессе подготовки необходимо включить более эффективные.
Нарушать преемственность, включая на ранних этапах подготовки некие предельно высокие тренировочные воздействия, методически недопустимо по двум основным причинам:
- во-первых, организм начинающего велосипедиста функционально не готов к таким воздействиям, и они могут привести к чрезмерной интенсификации адаптационных процессов, перенапряжению отдельных функциональных систем;
- во-вторых, своевременное применение средств с невысоким абсолютным тренирующим потенциалом способно обеспечивать оптимальные темпы роста спортивных результатов на ранних этапах многолетней подготовки, более постепенные и разносторонние адаптационные изменения, создающие благоприятные предпосылки для последующего спортивного совершенствования.
В каждом виде велосипедного спорта сформировался свой арсенал тренировочных средств и методов подготовки. Планируя многолетнюю подготовку, тренер должен распределить их в соответствии с определенной логикой преемственности воздействий.

Общая тенденция этого процесса характеризуется постепенным изменением соотношения средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в процессе многолетней подготовки. Нарушение этой общей закономерности препятствует достижению потенциально возможных для велосипедиста максимальных спортивных результатов.
Стремление некоторых тренеров как можно быстрее и наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих воспитанников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных велосипедистов внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, допустимые к применению при подготовке только гонщиков высокого класса. Иногда такой подход действительно приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в соревнованиях на юношеском и юниорском уровне, но одновременно служит главной причиной потери перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте.

Итогом такой подготовки чаще всего становятся серьезные нарушения в состоянии здоровья юных велосипедистов, их однобокая техническая и функциональная подготовленность, психические срывы.

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИВЕЛОСИПЕДИСТА

При рациональном построении системы многолетней спортивной подготовки велосипедиста следует выделять пять этапов:
I этап - предварительная подготовка;
II этап - начальная спортивная подготовка;
III этап - углубленная спортивная подготовка;
IV этап - спортивное совершенствование;
V этап - высшие спортивные достижения (в структуре которого выделяют три фазы).
Выделение каждого этапа связано с решением определенных задач подготовки
велосипедиста. Рационально построенная многолетняя подготовка предполагает строгую последовательность в решении этих задач, обусловленную биологическими особенностями развития организма человека, закономерностями становления спортивного мастерства в данном виде велосипедного спорта, динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок, эффективностью тренировочных средств и методов подготовки и других факторов подготовки.

Этапы многолетней подготовки, как правило, не имеют четких возрастных границ и фиксированной продолжительности. Их начало и завершение может смещаться (в определенных пределах) в зависимости от факторов, влияющих на индивидуальные темпы становления спортивного мастерства.

Переход велосипедиста от одного этапа подготовки к другому характеризуется прежде всего степенью решения задач прошедшего этапа.
Наглядное представление о структуре многолетней подготовки велосипедиста с учетом сроков становления спортивного мастерства дает модель, приведенная на рис. 1.4. В модели, представлены в единой временной шкале четыре организационно-методических параметра, характеризующих процесс многолетней подготовки велосипедиста в условиях спортивной школы:
- возраст велосипедиста;
- этап многолетней подготовки;
- учебная группа и год обучения в спортивной школе;
- сроки становления спортивного мастерства (годы) с учетом спортивных разрядов и званий ЕВСК (рекомендованные сроки выполнения нормативов Единой всероссийской спортивной классификации).
Выделяемые этапы многолетней подготовки соотнесены с периодом обучения в различных учебных группах в системе спортивных школ. Учитывая, что рациональная система спортивной подготовки велосипедиста предполагает определенные темпы (сроки) становления спортивного мастерства, в предложенной модели указаны рекомендованные сроки выполнения нормативов Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) по велосипедному спорту (гонки на шоссе).
Подготовка велосипедистов на этапе высших спортивных достижений лишь частично реализуется в условиях спортивных школ (I фаза этапа высших достижений).



Рис. 1.4. Модель структуры многолетней подготовки велосипедистов с учетом сроков становления спортивного мастерства

II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Нормативная часть программы представляет собой комплекс документов, регламентирующих организацию и содержание учебно-тренировочного процесса в учреждениях спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) по велосипедному спорту (гонки на шоссе). Нормативная часть программы разработана в соответствии с Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ(1995), и Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР)(2001).
Спортивная школа организует работу с учащимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
Начало и окончание учебного года устанавливается администрацией и зависит от специфики вида велосипедного спорта, календаря спортивных соревнований, климатических условий, возраста занимающихся и периодизации спортивной подготовки.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: практические (групповые и индивидуальные) учебно-тренировочные и теоретические занятия, медиковосстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.
Расписание тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более эффективного режима спортивной подготовки и обучения спортсменов в общеобразовательных и других учреждениях.
Комплектование учебных групп (зачисление и перевод на последующий год обучения) осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми основами деятельности спортивных школ.
В соответствии с этими требованиями в условиях спортивных школ, имеющих отделение велосипедного спорта (гонки на шоссе), комплектуются следующие учебные группы спортивной подготовки:
- спортивно-оздоровительные (1-4 года обучения);
- начальной подготовки (1-3 года обучения);
- учебно-тренировочные (1-4 года обучения);
- спортивного совершенствования (1-3 года обучения);
- высшего спортивного мастерства (1-4 года обучения).

УСЛОВИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

Условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе представлены в таблице 2.1.1. Возраст занимающихся для зачисления в спортивную школу и перевода по годам обучения исчисляется на момент начала учебного года (на 01 сентября текущего года) с таким расчетом, чтобы в течение наступающего учебного года возраст зачисленного в учебную группу спортсмена соответствовал установленным требованиям.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах устанавливается в диапазоне 617 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель спортивной школы при наличии разрешения органов здравоохранения.

В спортивно-оздоровительные группы зачисляются учащиеся, желающие заниматься велосипедным спортом и оздоровительными формами физической культуры на основе использования упражнений на велосипеде и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спортивно-оздоровительной деятельности.
В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься велосипедным спортом и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. Минимальный возраст, установленный для зачисления учащихся в группы начальной подготовки отделения велосипедного спорта (гонки на шоссе) - 9 лет.

В качестве основных критериев для зачисления учащихся и перевода по годам обучения следует учитывать: состояние здоровья и уровень физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения и др.
Учитывая практические условия проведения тренировочных занятий с учащимися спортивной школы, следует уделить повышенное внимание освоению Правил дорожного движения велосипедиста. Этот раздел программы должен включать как освоение теоретического раздела, так и формирование устойчивых практических навыков движения на велосипеде в условиях интенсивного дорожного движения. Курс освоения Правил дорожного движения велосипедиста должен завершаться сдачей комплексного экзамена.

Юные велосипедисты, по каким либо причинам не освоившие курс и не выполнившие экзаменационные требования в полном объеме, к последующим занятиям на шоссе допускаться не должны.

Таблица 2.1.1
Условия комплектования учебных групп по годам обучения в спортивной школе
Год
обучения
Возраст
учащихся
(лет)
Уровень спортивной квалификаци и учащихся
по
окончанию учебного года
Количество учащихся в учебной группе (чел.) Количество тренировочных дней в неделю Общее
количество учебных часов в годичном цикле (ч) (муж./жен.)
Критерии оценки, условия комплектования и перевода учащихся спортивной школы по годам обучения
Группы начальной подготовки (1-3 года обучения)
1-й год 10 ш
юношеский
разряд
12 3 280 / 270 1. Состояние здоровья и уровень физического развития.
2. Освоение элементов начальной технической подготовки.
3. Выполнение норм ОФП.
4. Освоение должного объема тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки.
5. Выполнение требований к теоретическому и практическому освоению Правил дорожного движения велосипедиста.
6. Освоение теоретического раздела программы.
7. Уровень мотивации к продолжительному и систематическому тренировочному процессу, нацеленному на достижение спортивных результатов.
2-й год 11 II юношеский разряд 12 3 439 / 424
3-й год 12 I юношеский разряд 12 4 593 / 573
Учебно-тренировочные группы (1-4 года обучения)
1-й год 13 III разряд 10 4 697 / 642 1. Состояние здоровья, динамика физического развития и функциональной подготовленности по годам обучения.
2. Освоение элементов базовой технической подготовки.
3. Выполнение норм ОФП.
4. Освоение должного объема тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле подготовки.
5. Выполнение норм специализированной подготовленности по годам обучения.
6. Освоение теоретического раздела программы.
7. Способность к проявлению волевых качеств и уровень мотивации к
достижениям в велосипедном спорте.
2-й год 14 II разряд 8 5 782 / 715
3-й год 15 I разряд 8 5 965 / 863
4-й год 16 КМС 8 5 1080 / 944

Окончание таблицы 2.1.1
Год
обучения
Возраст
учащихся
(лет)
Уровень спортивной квалификаци и учащихся
по
окончанию учебного года
Количество учащихся в учебной группе (чел.) Количество тренировочных дней в неделю Общее количество учебных часов в годичном цикле (ч) (муж./жен.) Критерии оценки, условия комплектования и перевода учащихся спортивной школы по годам обучения
Группы спортивного совершенствования (1-3 года обучения)
1 -й год 17 КМС 6 6 1177/1033 1. Соответствие уровня физического развития и функциональной подготовленности модельным характеристикам велосипедистов данной возрастной категории.
2. Освоение должного объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения.
3. Динамика становления спортивного мастерства по годам обучения (выполнение норм ЕВСК).
4. Освоение теоретических разделов программы.
5. Устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности.
6. Уровень мотивации к высшим достижениям в велосипедном спорте.
2-й год 18 МС 6 6 1221 /1083
3-й год 19 МС 5 6 1302/1183
Группы высшего спортивного мастерства (1-4 года обучения)
1-й год 20 МС 5 6 1345/1229 1. Соответствие уровня физического развития и функциональной подготовленности модельным характеристикам велосипедистов данной возрастной категории.
2. Освоение должного объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения.
3. Динамика становления спортивного мастерства по годам обучения (выполнение норм ЕВСК).
4. Освоение теоретических разделов программы.
5. Устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности.
6. Уровень мотивации к высшим достижениям в велосипедном спорте.
2-й год 21 МС-МСМК 4 6 1396/1289
3-й год 22 МСМК 4 6 1441 /1332
4-й год 23 МСМК 4 6 1512/1385
Примечания.
1. Перевод учащихся по годам обучения осуществляется при условии выполнения (подтверждения) квалификационного норматива ЕВСК и положительной динамики спортивнотехнических показателей.
2. При планировании подготовки на отдельных этапах годичного цикла допускается отклонение от расчетного показателя до 15% с учетом задач этапа подготовки, климатических условий, индивидуальных особенностей занимающихся, половых различий.
3. Общее количество учебных часов в годичном цикле подготовки учащихся представлено с учетом объема самостоятельных занятий.
При рекомендации к продолжению обучения в учебно-тренировочных группах следует обратить внимание на уровень мотивации учащихся к продолжительному и систематическому тренировочному процессу, нацеленному на достижение спортивных результатов в велосипедном спорте.
В учебно-тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые учащиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.


Содержание раздела