d9e5a92d

ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ

Тогда, например, в первом случае свой закрутится слева направо, но, получив также и поступательное движение вправо от линии, соединяющей центры шаров, при сложении этих двух движений направится по дуге (параболе), обойдет справа мешающий шар и направит застрявший шар в лузу (рис. 45).

Удар перескок

Перескок такой удар, когда биток, перескочив через лишний шар, маскирующий (закрывающий) сыгрываемый, ударяет последний и направляет его в лузу. Такой удар мастерами выполняется двумя способами:
1) удар кием, протяжный и сильный, наносится в низ своего под углом 30. В этом случае биток, оттолкнувшись от поверхности стола, подскочит вверх и, перескочив через шар-преграду, покатится по прямой линии;
2) держа кий в плоскости, параллельной поверхности стола, подводят тонкий конец кия под биток, затем быстро вскидывают его и перебрасывают через шар. Этот способ хотя и красив, но не так надежен, как предыдущий.

Удар пистолетом-, или тычком-

Удар пистолетом, или тычком, представляет собой разновидность удара кием по битку. Применяется данный удар тогда, когда шары



Рис. 45. Удар дугоЕіИК

на бильярде располагаются так, что играемый шар-мишень находится в районе лузы в хорошей позиции, а биток остановился вблизи других шаров в положении, при котором играть обычным ударом или с помощью машинки не представляется возможным или целесообразным в связи с опасностью стушевать, т. е. задеть кием один из шаров и заработать штраф. Удар выполняется одной рукой, для чего кий берется за турняк и уравновешивается в руке. После прицеливания им ударяют в биток как бы тычком.

Для многих хороших игроков шары, удобные лишь для игры пистолетом, как говорят, мертвые шары.
Удар абриколь
Удар абриколь может выполняться при игре в лузу своего или чужого шара. Если шар-мишень повис над лузой, а между ним и битком находятся промежуточные шары маска, то сыграть шар можно битком, пущенным в сторону от маски и отраженным одним из бортов (рис.

46, положение вверху).
Другой вариант сыгрывания чужого шара носит название абриколь из-за губы лузы. Например, для окончания партии необходимо положить последний шар. Одному из игроков удалось наставить чужой шар в угловую лузу и отыграться так,
1^^ что биток встал за губу лузы (рис. 46, поло-¦ifi ; жение внизу). Настоящий игрок не сделает



Рис. 46. А абриколь; Б абриколь из-за губы лузы

промаха и ударит крутым правым эффе. Биток, отразившись от борта винтом, уйдет вправо и положит шар.
Другой вариант абриколя предполагает игру в лузу своего шара, отраженного сначала от борта и уже потом от шара или шаров.

Удар контртушем

Это трудновыполнимый удар. Сущность его состоит в том, что после столкновения битка и играемого шара последний, отразившись от борта, второй раз ударится о биток, после чего попадет в сетку лузы (рис.

47).
Контртуш практикуется в тех случаях, когда биток и шар-мишень находятся близко от бортов и луз. Ударяют при этом не прямо в лоб прицельного шара, а в его боковую часть, с расчетом сделать им промежуточный дуплет, при вторичном столкновении положить его в лузу, а биток после этого направить подальше от лузы, отводя его далеко назад.

Однако малейшая ошибка при выполнении этого удара легко приводит к подставке, а в ответственный момент и к проигрышу.


Рис. 47. Контртуш в угол и контртуш в среднюю лузу

ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ (пропих и нажим)

В любой стране солнце всходит утром.
Герберт
Наиболее часто встречаемые в игре на бильярде запрещенные удары пропих и нажим.
Пропих такой удар, когда играющий проталкивает прямым длинным ударом вперед биток вместе с другим или другими шарами, стоящими вплотную друг к другу вблизи лузы, и этим заставляет шар упасть в лузу (рис. 48).



Рис. 48. Один из примеров пропиха

Нажим такой удар, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплот-
ную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу (рис. 49).



Рис. 49. Один из примеров нажима

Оба эти удара нельзя делать, однако играть (класть шар) при показанном на рисунках или подобном расположении шаров можно, но только в резку, т. е. ударом со стороны, при котором проекция кия проходит только через биток.

ОТЫГРЫШ

Судьба никогда не делает мат королю, не объявив ему прежде шах.
Берне
Отыгрыш это такой технический прием, который позволяет своему шару удалиться после удара от играемых шаров или просто
остановиться в положении, неудобном для игры соперника.
Обычно отыгрываться следует тогда, когда нет уверенности, что можно положить шар. В этом случае будет лучше сделать отыгрыш, чтобы заставить и партнера отыграться с риском сделать при этом подставку..


В своеобразной дуэли отыгрышей выигрывает тот, кто лучше владеет собой, т. е. хладнокровный и терпеливый игрок, тактически грамотный, не теряющий тонуса в оборонительной игре.
Часто практикуемые виды отыгрыша: отыгрыш на клапштосе, отыгрыш дуплетом с отходом назад, отыгрыш триклетом, отыгрыш оборотным (круазе), отыгрыш простой оттяжкой, отыгрыш тонким тушем, отыгрыш длинным накатом, отыгрыш контр-тушем, отыгрыш тонкой резкой, отыгрыш за губу лузы.

Отыгрыш на клапштосе

Этот вид отыгрыша применяется в тех случаях, когда есть шар для отыгрыша (рис. 50). В этом случае свой шар нужно поставить вплотную к борту, ударив по шару, стоящему у борта, клапштосом.

Если прицельнвій шар стоит не у самого борта, то необходимо сделать небольшой накат, после чего свой встанет вплотную к борту.



Рис. 50.

Дуплет без назначения. Отыгрыш клапштосом

Отыгрыш дуплетом с отходом назад

Такой отыгрыш также один из сравнительно легких видов отыгрыша и часто применяется, например, в заключительной стадии ответственных партий, особенно когда игра идет в последнем шаре. Отыгрываясь дуплетом в угол, прицельный шар направляют не в угол, а к середине короткого борта (рис.

51). В этом случае можно и избежать подставки, и создать сопернику трудности с его ударом.
При отыгрывании дуплетом в середину удар не следует делать очень сильно. Это позволит прицельному шару, не упавшему в лузу, после удара остановиться в районе длинного борта.

Отыгрыш триплетом

Данный вид отыгрыша выполняется тогда, когда линия между шарами почти перпендикулярна длинному борту стола. Выполняя триплет, не обязательно положить шар в лузу (если такой заказ сделан), достаточно надежно отыграться.

При этом ударе биток уйдет подальше от центра стола и станет на короткий борт (рис. 52).



Рис. 51. Оіъпрыш дуплетом с отходом назад



Рис. 52. Отыгрыш триплетом

Отыгрыш оборотным (круазе)

Это очень надежный способ отыграться, особенно если играемый шар находится на значительном расстоянии вплотную у борта или вблизи него (рис. 53).

При этом отыгрыше есть возможность возвратить биток к себе на короткий борт, а прицельный шар, отразившись от длинного борта, останется при этом в районе противоположного короткого борта.



Рис. 53. Отыгрыш оборотным по отдельному шару

Отыгрыш простой оттяжкой

Отыгрыш простой оттяжкой один из самых эффективных и красивых видов отыгрыша, но требует безукоризненного исполнения. По шару-мишени ударяют стоящим недалеко битком, который после этого откатывается назад (рис.

54). Выполненная аккуратно оттяжка не позволит противнику положить шар в лузу, а красивая оттяжка, как правило, произведет на него и сильное впечатление.

Отыгрыш тонким тушем

В начале партии часто бывает нежелательно выводить свой шар из-за пирамиды. В этом случае биток пускают тихим ударом так, чтобы он, чуть задев один из шаров пирамиды и отразившись от длинного борта, стал вплотную к короткому борту, т. е. в положение, невозможное для сыгрывания шаров (рис. 55).

Этот способ отыгрыша легковыполним, но и противник может легко отыграться таким же способом, и игра может затянуться.

Отыгрыш длинным накатом

Отыграться длинным накатом представляется возможным очень часто. Если из-за пирамиды виден один шар, то биток пускают сильным накатом в этот шар, целя его в противоположный борт. А поскольку прицельный шар будет иметь более сильное поступательное движение, нежели свой, то он, отразившись от борта, уйдет обратно в район скопления шаров, а свой останется на коротком борту (рис.

56).



Рис. 54. Отыгрыш оттяжкой




Рис. 55. Отыгрыш тонким тушем за пирамидой



Рис. 56. Отыгрыш накатом

Отыгрыш контртушем-

Такой отыгрыш очень эффективен, но требует большого мастерства. Применяют его, когда шар-мишень находится на коротком борту, а свой расположен от него на большом или среднем удалении в районе середины бильярда. Выполняется отыгрыш сильным накатным ударом. Биток прибивает прицельный шар к борту и в то же время, оттолкнувшись от чужого, уходит назад (рис.

57).

Отыгрыш тонкой резкой

Отыгрыш тонкой резкой довольно часто применяют при игре в пирамиду, когда она еще не полностью разбита. В этом случае свой шар пускают так, чтобы он, чуть тронув один из отделившихся от пирамиды шаров, опять ушел назад (рис.

58).
Распространенным вариантом данного приема является отыгрыш тонкой резкой с назначением шара. Так стоит действовать, когда играемый шар стоит в удобной для кладки в лузу позиции.

Отыгрыш за губу лузы

Этот способ отыгрыша настолько же красив зрелищно, насколько труден для исполнения. Он является верхом техники отыгрыша (рис.

59). Суть этого отыгрыша в том, что после энергичного удара по шару биток хорошей мягкой оттяжкой ставится в устье ближайшей угловой лузы, слегка прижавшись к ее губе.

После такого удара противнику почти не представляется возможности надежно отыграться, и он вынужден, как правило, дать штраф.



Рис. 57. Отыгрыш контртушем



Рис. 58. Отыгрыш тонкой резкой без назначения шара



Рис. 59. Отыгрыш за губу лузы

выход

Полдела сделано, и в этом нет сомненья, Коль ты сумеешь запастись терпеньем.
Гёте
Выход это прямая противоположность отыгрыша. Выходом называется такой удар, после которого биток, направив в лузу один шар, выходит на позицию для сыгрывания другого так, что положить его не составляет особой сложности.

Умело выполненный выход является признаком высокого мастерства.
Выход требует от играющего особой сосредоточенности. При определенном расположении шаров существуют простые закономерности выхода.

Рассмотрим несколько примеров.
Пример I. Если два шара, например, 8 и 12, стоят на подставках в среднюю лузу, то, очевидно, надо сначала легким накатом играть двенадцатый шар, после чего биток, отразившись от борта, выйдет под восьмерку (рис. 60).
Пример II. Десятка стоит на резке в правую середину, а шар 5 близ угла правого борта (рис.

61). В данном случае сначала надо резать тихим ударом шар в среднюю лузу, а биток должен выйти под пятерку.
Пример III. Если шар 12 стоит у длинного борта, а туз у ближайшего короткого, то, сыграв ударом средней силы туза, после отражения битка от длинного борта нетрудно положить двенадцатый в тот же угол (рис.

62).



Рис. 60.

Двух шаров с выходом. Двенадцать в среднюю.
Восемь в среднюю



Рис. 61. Десятку в среднюю с выходом под пятерку в угол



Рис. 62. Туз в угол с выходом под двенадцатый в угол



Рис. 63. Семерку в среднюю с выходом под пятерку в среднюю



Рис. 64. Десятка в угол с выходом под восьмерку в угол

Пример IV. Иногда два шара стоят на подставках в противоположные средние лузы (рис.

63). При таком расположении, просчитав силу удара, следует резать семерку и выходить под пятерку.
Пример V. Если, например, десятка подставлена в угол, а восьмерка около третьей точки (рис. 64), то здесь очевидно, что, сыграв с умеренной силой подставку, легко выйти под прямого в угол.
Каждый, кто решил научиться играть на бильярде, должен не только замечать и анализировать ошибки (и свои, и чужие), но и обязательно стараться не допускать их в последующем.
Уверенно владея своим шаром, мысленно перед каждым ударом определяя зависимость между покладкой шаров в лузы, отыгрышем и выходом, играющий на бильярде сможет практически выполнить задуманные удары.

РАЗБИЕНИЕ ПИРАМИДЫ

От удачного разбиения пирамиды может зависеть и исход партии. Существует несколько способов разбиения.
Разбиение пирамиды обычно производится накатом по боковым шарам, боковым ударом по угловому шару, ударом с тыла и оттяжкой своего на короткий борт.
При разбиении накатом по боковым шарам, чем больше приближается путь битка к линии mn, тем меньше будет разбита пирамида (рис. 65).



Рис. 65. Разбивка пирамиды накатом по боковым шарам



Рис. 66. Разбивка с тыла пирамиды

Если ударить по пирамиде с позиций 14, то биток скользнет рикошетом по шарам и при этом свой может упасть в лузу, что карается штрафом. Поэтому чаще применяется разбиение боковым ударом по угловому шару с той позиции, на какой биток расположен на рисунке.

При задевании углового шара биток, почти не разрушив пирамиду, возвращается на короткий борт дома.
Разбиение с тыла считается наиболее осторожной и безопасной для дальнейшего развития партии, но она затягивает партию, ибо после нее следует обычно целая серия отыгрышей и партнеры начинают месить пирамиду, постепенно перегоняя шары на другую половину стола (рис. 66).
Разбиение в лоб с оттяжкой битка назад считается одним из красивых, но трудных ударов. Вся сложность заключается в умении оттянуть своего и поставить вплотную к короткому борту.

ОСНОВНЫЕТРЕБОВАНИЯК ИГРОКУ В МОМЕНТ НАНЕСЕНИЯ УДАРА


Пять основных требований основаны на существующих и утвержденных правилах бильярдных игр (подробно с правилами различных игр на бильярде вы ознакомитесь позднее).
Запомните, пожалуйста, эти требования:
1) удар по шару производится только наклейкой; никакой другой удар турня-
ком, боковой частью кия не допускается;
2) при любом положении корпуса и рук хотя бы одна нога играющего во время удара должна касаться пола;
3) первый удар в партии, называемый игрой с рук, производится после того, как игрок предварительно поставит шар-биток в любом месте дома; момент прохода битком линии дома является началом игры;
4) игра с рук, кроме того, производится при игре в пирамиду, когда удар переходит к одному из партнеров после падения битка в лузу от предыдущего удара, а также игроком после покладки им битка в лузу (при игре в московскую пирамиду);
5) в момент удара с рук корпус и ноги играющего не должны выходить за линию продолжения длинных бортов (левого и правого).
И последнее: начинать осваивать стойку надо применительно к удару по битку, установленному на первую точку игрового поля, с целью пустить его вперед прямо перед собой и целясь точно в середину противоположного короткого борта.
Однако считаем необходимым подчеркнуть, что единственной правильной стойки, пригодной для всех, не существует. В большой степени стойка зависит от вида игры, высоты стола, роста игрока и т. д. В целом стойка должна быть удобной, сбалансированной, кий должен двигаться параллельно плоскости стола, в идеале должно выдерживаться правило двух прямых углов (когда кий держат рукой в нужном месте, то предплечье образует с ним почти прямой угол) для ударной руки.
Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги, рука на столе, служащая упором для кия, не должна быть нагружена существенной частью веса вашего тела, т. е. опираться на нее нельзя (если только речь не идет об особых видах стоек, когда игрок почти распластывается на столе). Второе требование к стандартной стойке игрока при выполнении ударов из одной и той же позиции стойка должна получаться всегда одинаковой, без особых усилий по проверке ее правильности.
Классический способ постановки в стойку, вероятно, поможет поначалу, а затем, по мере накопления опыта, каждый игрок выберет для себя наилучшую.

ПРАВИЛА РУССКИХ БИЛЬЯРДНЫХ ИГР

Нет правил без исключений, но исключения не нарушают правила.
Сенека Младший
Мы уже говорили о множестве бильярдных игр, в которые играют на различных континентах. Одним отдают преимущество, другим дань уважения.

Но везде и во все бильярдные игры играют по установленным правилам. Конечно, могут быть и незначительные отступления от правил, но все равно перед матчем это оговаривается особо.

Правила вообще создаются для того, чтобы упорядочить игру и исключить в ходе игры на бильярде споры между партнерами и разногласия, касающиеся положения шаров, постороннего вмешательства и других вопросов.
Спортивные правила значительно строже.
Что касается России и русского бильярда, у нас культивируются три дисциплины, которые в равной степени уважаемы и любителями-поклонни-ками, и мастерами-профессионалами. Это
русская пирамида, московская пирамида и американка. Американка (кстати, тоже придуманная в России еще в XIX в.) самая острая и самая интересная игра. Там требуется высокая техника, изумительная кладка.

Это игра очень стремительная и не любит расслабления. В русской пирамиде же игра ведется одним шаром-битком.

Здесь заказывают номер шара, лузу и кладут только чужой, прицельный шар. В московской пирамиде тоже играют битком, но кладут и чужой и этот биток от чужого, от прицельного.
В том случае, когда игрок кладет свой, разумеется, биток должен возвращаться на поле, им нужно продолжать играть, а партнер снимает, как премиальный, тот шар, который ему удобен по позиции.
Спортивные правила каждой из перечисленных бильярдных игр опубликованы в Ежегодном справочном издании по бильярдному спорту ФБСР (М. 2002 г.). Поэтому мы не будем полностью их освещать, а остановимся на основных моментах, касающихся каждой игры. Разметка русского спортивного стола представлена на рис.

67.

МАЛАЯ РУССКАЯ ПИРАМИДА


В игре участвуют 16 шаров 15 прицельных шаров белого цвета имеют номера от 1 до 15, соответствующие количеству очков, которое приносит каждый шар. Биток может быть любого цвета, лишь бы он отличался от других шаров.

Кием в этой игре можно ударять только по битку.
Общая сумма очков, обозначенных на шарах, равна 120.
Шар под номером 1 называется тузом и стоит 11 очков (к единице прибавляется 10 очков). К номеру последнего оставшегося на столе шара тоже прибавляется 10 очков. Таким образом, всего разыгрывается 140 очков. Выигрывает тот, кто первым наберет 71 очко.

Если игроки набрали по 70 очков, фиксируется ничья.
В эту игру можно играть втроем, вчетвером, впятером и даже вшестером. При этом играют каждый сам за себя.

Если играют трое, то 10 очков прибавляют к шару под номером 2. Общая сумма очков в этом случае 150. Выигрывает игрок, набравший 51 очко.

Ничья считается, если все трое набрали по 50 очков.
При игре вчетвером 10 очков прибавляется и к тройке, тогда в пирамиде общее количество очков 160. Победитель должен набрать 41 очко.
Точно так же поступают при игре впятером и вшестером, прибавляя по 10 очков к следующему номеру. Для пяти игроков общая сумма очков 170, для шести 180, выигрыш соответственно
35 и 31 очко.
Шары устанавливаются в пирамиду в определенном порядке (рис. 68). Такая расстановка шаров обусловлена тем, что при первоначальном ударе крайние шары в пирамиде подкатываются близко к угловым лузам и второму игроку довольно легко их сыграть.

Чтобы не создавать такого значительного преимущества, крупные шары устанавливаются в центре пирамиды. Даже при очень сильном начальном ударе они остаются на месте.



Рис. 68. Установка шаров при игре в Малую русскую пирамиду

Перед началом игры следует договориться, как играть. Существует два условия игры: шар-луза или по чистому назначению.

Первый способ игры требует точного объявления номера играемого шара и лузы, в которую шар должен упасть. В этом случае не имеет значения, каким образом он упадет в лузу.

Этот способ проще и вызывает меньше разногласий.
Когда играют по чистому назначению, следует называть номер шара, лузу, в которую должен упасть шар, и то, как именно упадет шар (от какого удара, от каких шаров и т. д.).
В любом случае заказ делают до удара.
Когда на столе остается один шар, объявлять его номер не обязательно.
К условиям игры относится также и фора. Заведомо более сильный игрок дает более слабому фору в 5,10 и больше очков.
Если назначенный шар упал в лузу, а вместе с ним от этого же удара упали и другие шары, то они тоже засчитываются.
Если в лузу падает биток, забивший его штрафуется 5 очками (у него они отнимаются и прибавляются сопернику). Таким же штрафом игроки наказываются за неправильный отыгрыш, а также и за другие нарушения правил (см.

Московская пирамида).
Право первого удара определяется жребием или розыгрышем начального удара. Следующую партию начинает тот, кто победил в предыдущей.

МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА


В игре участвует 16 шаров: 15 белых шаров (устанавливаются в пирамиду обычным способом, номера шаров при этом не учитываются) и один цветной.
Цель игры: первым положить в лузы восемь шаров. При этом объявлять лузы и шары не нужно.
Игра ведется одним битком, но в отличие от Русской пирамиды, биток можно класть в лузы даже при разбивке пирамиды, за это не налагается штраф, а, наоборот, удар засчитывается таким образом: противник игрока, положившего биток в лузу, снимает со стола произволь-
но, по своему выбору, белый шар и отдает его игроку в счет сыгранных шаров.
Игрок, сыгравший биток в лузу, выставляет его на стол в любой точке дома. Игра продолжается ударом с рук.
Если вместе со своим шаром в лузы упадут чужие шары, то все они засчитываются.
Штрафные санкции применяются при следующих нарушениях:
1. Если биток вылетел за борт.
2. Если игрок коснулся любого шара рукой, кием, одеждой или чем-нибудь еще во время, до или после удара.
3. Если удар был произведен, пока не остановились шары от предыдущего удара.
4. Если удар был произведен любой другой частью кия, кроме наклейки.
5.



Содержание раздела