d9e5a92d

Удары в нижний левый (№ 3) сектор шара

Благодаря вращению, приданному тушуемому шару, последний отклонится влево от прямой линии и упадет в лузу (рис. 19).
Пример III. При кладке своего шара в лузу от другого шара.
Биток стоит сзади и левее играемого шара, попадать надо в левую сторону последнего (рис. 18, положение вверху).

При этом чем ближе он стоит к борту, тем сильнее следует придавать эффе битку.
При кладке своего шара от другого всегда надо помнить следующее: если биток требуется положить в левую лузу, то удар наносится в правую сторону битка, а попадать в шар надо в левую сторону; если биток кладется в правую лузу, то удар наносится в левую его сторону и в шар попадать надо в правую сторону (см. рис. 20).



Рис. 19. Шар, стоящий вплотную к битку, кладется в лузу ударом в верхний или нижний правый сектор последнего если ось шаров направлена в точку правее лузы не далее 34 см

Боковая оттяжка после удара в левую сторону шара, стоящего у борта левее битка, уда-



Рис. 20. Когда биток стоит сзади и левее другого шара, то биток кладется от этого шара в левую лузу ударом в верхний правый сектор битка (положение вверху)

ром в нижний левый сектор последнего (положение внизу).
Пример ГУ. При кладке битка в лузу от шара, стоящего правой стороной плотно у борта. Биток стоит несколько левее играемого шара (рис. 21).

Удар битком с сильным эффе наносится в лоб играемого шара.



Рис. 21. Когда играемый шар стоит правой стороной плотно у борта, а биток несколько левее, последний ударом в верхний правый сектор кладется в угловую лузу

Данный удар применяется и в других случаях, аналогичных перечисленным выше, в том числе при карамболе, учитывая движение своего шара.

Удары в нижний левый ( 3) сектор шара (нижний левый боковик или оттяжка влево)

Удар в нижнюю точку на левой стороне битка носит название нижний левый боковик. После этого удара свой шар, столкнувшись с играемым, оттягивается назад и влево.
Это происходит вследствие* того, что в данном случае шару сообщается также три вида движения:
1) поступательное движение вперед;
2) торможение от вращения шара в обратную сторону оттяжка;
3) некоторое отклонение в сторону от прямой линии благодаря боковому вращению шара (эффе).
Рассмотрим некоторые примеры применения данного удара.
Пример I. При отыгрыше, если играемый шар стоит у борта левее битка. В этом случае биток, ударившись в левую сторону шара и отдав ему часть поступательной энергии, вследствие бокового вращения откатится от него влево и, ударившись о борт, возвратится обратно благодаря эффе и оттяжке. Такой удар еще носит название боковая оттяжка (рис.

20, положение внизу).
Чем ближе к борту стоит играемый шар, тем больший эффект дает такой удар и, следовательно, можно применить меньшую оттяжку и меньшее эффе. И наоборот, когда играемый шар стоит далеко от борта, нужнві большая оттяжка и большее эффе.
Пример II. При кладке тушуемого шара, когда ось шаров, мысленно продолженная, направлена в точку, находящуюся левее лузы (не далее 34 см от последней).

Благодаря эффе, приданному тушуемому шару, последний отклонится от прямой линии вправо и упадет в лузу (рис. 16).
Пример III. Если играемый шар стоит плотно у короткого борта, биток почти перпендикулярно к нему, то удар наносится сильно, точно в центр играемого шара (в лоб). Последствием такого удара будет то, что биток, отдав полностью свою поступательную энергию, отразится от шара и возвратится обратно, но благодаря левому эффе при обратном движении отразится от левого длинного борта (рис.22). Этот удар применяется, например, когда желательно играемый шар оставить на месте.

Удар должен быть абсолютно точным в центр шара, в противном случае биток отобьет стоящий на борту шар и желаемого результата не получится.
Такой удар применяется и в других случаях, аналогичных перечисленным выше, а также при делании карамболя, учитывая движение битка как в примере I, в том числе и при выходе под другой шар.

Удары в нижний правый ( 4) сектор шара (нижний правый боковик, или оттяжка вправо).

Удар в нижнюю точку на правой стороне битка носит название нижний правый боковик. Такие удары аналогичны ударам, перечисленным выше, но положение шаров по отношению друг к



Рис. 22. Последствия встречи битка с шаром, стоящим плотно у борта, от удара в нижний левый или правый сектор битка

другу, нанесение ударов и углы отражения будут в обратную сторону.
При таком ударе шару сообщаются также три вида движения:
1) поступательное движение вперед;
2) торможение шара от вращения в обратную сторону оттяжку;
3) некоторое, незаметное на глаз, отклонение в сторону от прямой линии (вправо) благодаря боковому вращению шара (эффе).


Рассмотрим некоторые примеры применения данного удара.
Пример I. При отыгрыше, если играемый шар стоит у борта правее битка. Удар битком наносится в правую сторону шара со всеми вытекающими отсюда последствиями (рис.

23, положение внизу).
Пример II. При кладке тушуемого шара, когда ось шаров направлена в точку, находящуюся правее лузы (не далее 34 см от последней). Благодаря эффе, приданному тушуемому шару, последний отклонится от прямой линии влево и упадет в лузу (рис.

19).
Боковая оттяжка после удара в правую сторону шара, стоящего у борта правее битка, ударом в нижний правый сектор последнего (положение внизу).
Пример III. При кладке своего шара от другого в лузу. Биток стоит сзади правее шара; попадать надо в левую половину играемого шара (рис.

23, положение вверху).
Пример IV. Если играемый шар стоит плотно на коротком борту, биток почти перпендикулярно к нему, удар наносится в центр шара. Удар



Рис. 23. Когда биток стоит сзади и правее другого шара, то биток кладется от этого шара в левую лузу ударом в нижний правый сектор битка (положение вверху)

надо наносить сильно и точно, тогда биток пойдет обратно и отразится от правого длинного борта (рис. 22).
Такой удар применяется и в других случаях, аналогичных перечисленным выше.
* * *
Как вы, наверное, смогли убедиться, не всегда следует ударять кием точно в одну из указанных девяти точек битка. Их в каждом из четырех секторов шара бесчисленное множество. Большое значение здесь имеет удаление своего шара от играемого (см.

Удары в верхнюю половину шара по вертикали, примеры I, II). Нелишне будет повторить, что если перед ударом накат биток стоит на расстоянии 0,752,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром своего шара и его верхним краем.

После удара о другой шар биток за счет сохранения вращения вокруг горизонтальной оси, несмотря на потерянную энергию от удара о другой шар, продолжит движение намного дальше, чем если бы у него такого движения не было. Если же свой шар отстоит от прицельного на расстоянии 0,2 0,75 м, для получения наката нужно нанести короткий сильный удар почти в самый верх шара.
Как вы уже догадались, речь идет о корректировке, которую обязательно нужно производить при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара. Это касается также ударов боковых и оттяжки.

УДАРЫ БИТКОМ ПО ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРАМ

Самый лучший стрелок тоже может промахнуться.
Томас Фуллер
Наиболее распространенными видами ударов битком по играемым прицельным шарам являются: прямой; резаный; по бортовым шарам; по шарам, отражаемым бортами (дуплет, триплет, труабан, катр бан, оборотный); карамболь; шаром; вразрез.
При выполнении всех этих ударов необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела (рис.24).



Представьте себе линию, проходящую через середину лузы А до центра играемого шара. Точка М, расположенная на стороне этого шара, обращенной в противоположную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе.
Начинающие игроки для нахождения этой точки обычно делают прикидку кием, т. е. целят в лузу один играемый шар, а потом прицеливаются своим шаром в найденную точку. Опытные игроки определяют эту точку безошибочно одним взглядом и наносят точные удары.
Однако для того чтобы правильно сыграть шар, определить точку прицела еще недостаточно. Необходимо еще правильно ударить шар. Каждый делает это по-своему. Но сосредоточенность перед нанесением удара качество, необходимое каждому играющему.

Нужно попытаться охватить воображаемые траектории движения своего и чужого, сделать 24 прицельных взмаха и затем уверенно нанести удар кием в соответствующую точку.
Мастера бильярда не советуют начинающим сразу же затягивать с ударом: долго целиться, делать пять и более взмахов кием. В этом случае удар может не получиться.

При долгом прицеливании и глаза, и мышцы игрока расслабляются и удар получается нерезультативный.
Рассмотрим названные выше удары.

Прямой удар

Прямой удар предполагает сыгрывание прямого шара, т. е. шара, стоящего на линии, соединяющей биток и лузу (рис. 25 А). Однако при значительном расстоянии между шарами совершенно прямой удар считается одним из самых трудных.

Здесь нужно учитывать не только силу удара, но и сам вид удара кием.



Рис. 25. Прямой шар: А в угол, Б в среднюю лузу

Легче всего сыграть прямой шар накатом. Значительно трудней он играется клапштосом и еще труднее оттяжкой.

В каждом случае конкретные вид и сила удара кием определяются взаимным расположением шаров и необходимостью выполнять отыгрыш или выход.
Прямые удары в угловые лузы, как правило, наносятся энергично, а в средние лузы, как правило, шары сыгрываются мягкими, несильными ударами. Здесь учитывается то обстоятельство, что именно при тихом ударе, даже если есть небольшая ошибка в прицеле, она не помешает шару; один-два раза отразившись от губок средней лузы, шар все-таки упадет в сетку (рис.

25 Б).
| На рис. 26 показан самый сложный вид прямого удара от борта прямого в угол.

В этом случае удар кием в биток лучше всего выполняется накатом.
Резаный удар
Резка это сыгрывание шаров, расположенных вне линии, соединяющей центры битка и лузы. На бильярде всегда больше шаров, которые можно резать, чем играть прямо.

Хотя при резке прицел определяется легче, чем у прямых шаров, при ней труднее определить место, где остановится биток после удара.
Когда видна точка прицеливания и если шары стоят под углом 90, то резать следует, хотя это уже и предел для резки. В этом случае



Рис. 26. От борта прямого в угол

резка называется предельной (рис. 27 А).

Однако можно выполнить и чрезмерную резку (рис. 27 Б). В этом случае угол немного меньше 90 и точка прицеливания не видна.

На первый взгляд, такая резка невозможна. Но если ударить биток крутым левым боковым, то он наряду с поступательным движением получит вращение по часовой стрелке и, ударив в играемый шар, ввинтит его в лузу.

Это происходит потому, что в момент соприкосновения играемый шар получает от битка наряду с поступательным также и вращательное движение, достаточное для того, чтобы свернуть к лузе и ввинтиться в нее. Если необходимо выполнять чрезмерную резку в правую от игрока лузу, то биток нужно ударить правым эффе.

Результат будет аналогичен предыдущему.

Удары по бортовым шарам

Считается, что бортовые шары, т. е. шары, стоящие вплотную к борту, не должны сыгрываться в угловые лузы на строгом бильярде. Такие шары можно положить, если лузы бильярда сильно изношены или имеют неправильную форму.

Кроме того, кое-где еще можно встретить так называемые польские лузные бильярды. В этих бильярдах плоскость стола в районе угловых луз у бортов понижена, вследствие чего бортовой шар, направленный к лузе, как бы притягивается к ней и даже на тихом, не вполне точном ударе может быть легко сыгран.
Разберем несколько характерных ситуаций.



Рис. 27. А предельная резка; Б чрезмерная резка

На рис. 28 А бортовой шар стоит по короткому борту.

Такой шар рекомендуется ударить битком, с расчетом как бы желая снять его со стола, поддать вверх. При этом не обязательно, чтобы биток также касался борта.

Ударом накат или клапштос умеренной силы такой шар сыграть возможно.
Прямой бортовой шар по длинному борту (рис. 28 Б) может быть сыгран легким клапштосом.
Трудно положить бортовой шар по длинному борту и при этом не сделать подставку.
Свой шар надо пустить длинным накатом, ударяя им одновременно и по чужому шару, и по борту (рис. 29 А).
Более безопасно (с точки зрения не сделать подставку) сыгрывать бортовые шары, когда надо ударять через один или несколько шаров (рис. 29 Б).
В этом случае биток после удара остается прикрытым, а играемый шар, даже если он не упадет в сетку, остановится в районе устья лузы, и сыграть его следующим ударом будет непросто.
Профессионалы не рекомендуют играть бортовые шары в заключительной стадии ответственных партий, а также при играх на незнакомом столе. Такие шары, как правило, становятся хорошей приманкой для неопытных игроков.
Удары по шарам, отражаемым бортами (дуплет прямой и резаный, триплет, труабан, катрбан, круазе оборотный)
При игре шаров, отражаемых бортами, надо учитывать физический закон, из которого применительно к бильярду следует, что:



Рис. 28. А бортовой шар по короткому борту; Б прямой бортовой шар по длинному борту




Рис. 29. А бортовой шар по длинному борту;
Б шаром по борту в угол; шарами по борту в угол

а) угол падения равен углу отражения при простом ударе (клапштос, накат и оттяжка);
б) угол падения может быть не равен углу отражения при боковых ударах.
Все шары, отраженные бортами, различаются и имеют несколько разновидностей:
- дуплет удар с отражением прицельного шара одним бортом;
- триплет удар с отражением прицельного шара двумя бортами;
- труабан удар с отражением прицельного шара тремя бортами;
- катрбан удар с отражением прицельного шара четырьмя бортами.
Наиболее просто играется прямой дуплет, когда играемый шар стоит вплотную к борту, а воображаемые линии, проведенные мысленно от битка к этому шару и от него к лузе, образуют равнобедренный треугольник (рис. 30).

В данном случае шар, являющийся мишенью, бьют прямо в лоб, в самый центр шара.
Как уже указывалось ранее, сила удара при игре в среднюю и угловые лузы различна. Это относится и к прямому дуплету. Прямой дуплет в среднюю выполняется несильным ударом, с таким расчетом, что если шар и не сыграется, а стукнется о губки лузы, то он непременно отойдет на какое-то расстояние и явной подставки не получится.

Наоборот, дуплет в угол надо играть сильным ударом. Если же сыграть тихим, то при неточном ударе подставка будет обеспечена.
В отличие от простого резаный дуплет более сложный. Этот удар позволяет сыгрывать шары, стоящие вплотную к борту или на некотором расстоянии от него (рис. 31).

В данной позиции, когда угол падения не равен углу отражения, шар-мишень надо резать, а не ударять в лоб. При этом угол отражения может увеличиваться по сравнению с углом падения.

Резаным дуплетом профессионалы играют шары предельной трудности.



Рис. 30: Прямой дуплет

На рис. 32 показан удар круазе, или, как его обычно называют, оборотный, являющийся разновидностью дуплета. Он применяется,



Рис. 31. Резаный дуплет

когда шар-мишень стоит вплотную к борту или на удалении от него, не превышающем половины ширины стола, под очень тупым углом. От удара оборотным биток обязательно пересекает линию падения играемого шара.
Бывает, что расстановка шаров на бильярдном столе такова, что при отыгрыше оборотным невозможно провести биток обратно. Тогда прибегают к другой разновидности дуплета, которая называется обратный винт.
~ ^ При этом если удар выполняется по пра-



Рис. 32. Оборотный (круазе) в середину

вой от игрока стороне стола, то битку придается крутое правое эффе. В результате этого свой, коснувшись шара-мишени, даст рикошет и, ударившись в короткий борт, благодаря вращению против часовой стрелки, уйдет в обратную сторону и возвратится в дом (рис.

33).
Если удар выполняется на левой от игрока половине стола, то биток ударяется крутым левым боковиком. Главное достоинство этих ударов в хорошем обыгрыше.
Дуплеты от двух (триплет) и трех (труабан) бортов тоже играются в основном с целью надежного отыгрыша, но зато, если удается положить заказанный шар (прицельный) в лузу, игрок получит большое моральное удовлетворение и произведет впечатление на противника (рис. 34 и 35).
Удар катрбан от четырех бортов применяется сравнительно редко, в основном на бильярд-нвіх столах, имеющих на бортах очень мягкую резину (рис. 36).
Все дуплеты, хотя и относятся к сложным ударам, технически легковыполнимы для тренированного игрока с хорошим глазомером.

Удары по шарам, отраженным шарами (карамболь)

Удар в свой или чужой шар, направленный в лузу, отразившийся от других шаров, называется карамболь. Такой удар хорошо применять в начале игры, когда на бильярдном столе еще много несыгранных шаров.

Некоторые варианты карам-больных ударов представлены на рис. 37 и 38.



Рис. 33. Обратный винт




Рис. 34. От двух бортов в угол



Рис. 35. От трех бортов в среднюю



Рис. 36. От четырех бортов в угол



Рис. 37. Карамболем 15 в угол



Рис. 38. Карамболем 10 в угол

Вообще же их может быть бесчисленное множество. Существует несколько игр, предусматривающих кладку шаров в лузы только карамбольными ударами.
Любой шар, сыгранный карамболем, красив, а эффективность таких ударов во многом зависит от умения игрока владеть своим шаром.

Удар шаром

Удар шаром выполняется в случаях, если два шара находятся на одной линии с центром угловой или средней лузы и стоят либо вплотную (тогда играемый шар кладется сравнительно легко рис. 39), либо они, находясь на одной линии, удалены друг от друга (рис.

40). В последнем случае играть шаром труднее.
Этот удар еще сложнее выполнить, если два белых шара не находятся в отводе с серединой лузы. Здесь требуется уже резка через шар (рис.

41).
Когда два шара стоят так близко, что свой одновременно ударяет по обоим, выполняется удар вразрез. При ударе вразрез один из двух играемых шаров может быть сыгран в лузу (рис.

42).
Такой удар надо тщательно рассчитать, чтобы биток не ударился вначале о соседний шар, ибо тот сомкнет удар, из-за чего свой примет незапланированное направление, и удар не принесет успеха.



Рис. 39. Шаром в угол



Рис. 40. Шаром в угол



Рис. 41. Шаром в среднюю



Рис. 42. Удар вразрез

ОСОБЫЕ УДАРЫ

Хорошие указания приносят не меньшую пользу, чем хорошие примеры.
Сенека Младший
Удары второй категории наносятся в верхнюю половину шара, обращенную от играющего.
К этим ударам относятся:
- удар по вертикали сверху вниз;
- удар сверху в правый сектор шара;
- удар сверху в левый сектор шара.
Эти удары хотя и применяются крайне редко, в основном мастерами бильярда, по-своему красивы и опровергают мнение, что тот или иной шар сыграть нельзя. Наиболее распространены такие удары при игре в карамболь, отличающейся от простых игр лузного бильярда, и заключаются в том, чтобы возможно большее число раз коснуться своим шаром других.

Эта игра пришла к нам из-за рубежа. О ее правилах и специфических особенностях можно подробно прочитать в книге И. В. Балина В мире бильярда.

При наших больших шарах диаметром 6973 мм эти удары в той степени, в какой они исполняются за рубежом, почти невозможны, в то время как на Западе пользуются шарами с диаметром 5862 мм, легкими и абсолютно выверенными.
Но все же следует более подробно коснуться этих .ударов. Для удобства их описания разделим по вертикали верхнюю половину шара, обра-
щенную от играющего, пополам. Получится два равных сектора левый ( 1) и правый ( 2) (рис.

43).



Рис. 43. Биток с условными обозначениями частей (секторов) половины, обращенной от играющего для ударов второй категории (примерное направление ударов указано стрелками)

Удар по вертикали сверху вниз

При этом ударе шар получает два вида движения:
1) поступательное вперед;
2) вращение шара сверху вниз, ускоряющее поступательное движение вперед, как наш накат, что, безусловно, имеет значение, особенно после встречи с другим шаром.

Удар сверху в правый сектор ( 2) (массе)

Этот удар соединяет в себе три вида движения:
1) поступательное вперед;
2) ускорительное накат;
3) боковое вращение эффе.
Последствием этого удара будет движение
шара по кривой линии вправо (рис. 44).



Рис. 44. Несмотря на то что шары, стоящие у средних луз, закрывают шары, стоящие у дальних угловых луз, последние кладутся в соответствующие лузы ударом сверху в правый сектор битка (положение справа) или в левый сектор битка (положение слева)

При этом чем сильнее будет эффе, тем больше будет кривизна линии, включительно до возвращения шара обратно.

Удар сверху в левый сектор ( 1) (массе)

Этот удар вполне аналогичен предыдущему удару, но шар будет двигаться по кривой влево (см. рис. 44).
По бильярдной терминологии последние два удара называются массе. Несмотря на то, что, кажется, играть битком шар, стоящий в растворе дальней лузы, нельзя (мешает шар, стоящий на середине), но если нанести удар в левый ( 1) или в правый ( 2) сектор, целясь почти в правый или соответственно в левый край шара, стоящего около середины, то положить шар в дальнюю лузу можно.

Это происходит потому, что от удара сверху в левый сектор движение битка будет по кривой (рис. 44, положение слева), а от удара сверху в правый сектор движение битка будет по кривой вправо (рис. 44, положение справа).

В том и другом случае биток, обойдя средний шар, положит дальний угловой шар в лузу.
К ударам второй категории, или особым ударам, относятся также дуговик, перескок, пистолет, абриколь и контртуш. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Удар дуговик

Дуговик является разновидностью бокового французского удара. Положение шаров на бильярде аналогично уже рассмотренным при
ударе массе. Чтобы сыграть шар в лузу, ударяют биток влево и вниз или вправо и вниз, придавая ему сильное вращение вокруг оси.



Содержание раздела