d9e5a92d

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ

Однако именно ее работа, а вернее обдуманная неподвижность, обеспечивает заданность винта. Она же является опорой кию и несет ответственность за прямолинейность удара.
Положите левую руку на сукно, как показано на рис. 9. Это необходимое ложе для кия.

Такая конструкция в бильярдном обиходе называется мостом.



Рис. 9. А правильное положение левой руки;
Б неправильное положение левой руки
Мост должен быть прочен и может изменяться только по вашей воле до удара.
Основные ошибки в работе моста:
- мост непрочен, разваливается во время удара;
- мост танцует;
- мост слишком высок либо без необходимости слишком низок;
- чрезмерная развернутость моста влево и уход опоры из-под нагрузки;
- чрезмерная отвернутость моста вправо искажает естественное положение левой руки.
Оптимальное положение кисти левой руки будет тогда, когда ось направления удара проходит через кончик среднего пальца. Теперь совершенно очевидно, что все важнейшие детали вашей конструкции: кисть, предплечье, плечо правой руки, кисть левой руки расположены по направлению удара, благодаря чему по этой оси и сможет двигаться прямолинейно ваш кий.

Ваш взгляд также устремлен по оси удара.

ХВАТ (правая рука)


Теперь нужно заняться правой рукой, для чего зафиксируйте локоть правой руки в наивысшей из доступных точек, это и будет максимальным замахом. А когда вы возьмете и кий, свобода движений еще больше уменьшится. Замахи
увеличить уже нельзя, а размахнуться хочется. Поэтому, как только вы почувствуете, что вот-вот нарушится горизонтальность движений, начните отпускать мизинец в месте захвата кия, а затем и безымянный палец.

Делайте это последовательно и мягко в ритме замахов. Отпускание среднего пальца уже нежелательно: это значительно ослабит контакт с кием, а выгоды уже не принесет.

В данном случае вы уже подключили к работе и кисть правой руки, именно через кисть передаются кию все усилия, как учтенные, так и неожиданные. А задача бильярдиста, в особенности начинающего, исключать неожиданности.
Соблюсти точность движения и передачи необходимых усилий кию поможет постоянный контакт с ним при всех ваших ударах. Каким должен быть по силе ваш контакт и как всякий раз находить его величину в процессе игры? Положите кий на бильярд, затем, взяв его в месте хвата, приподнимите и постарайтесь запомнить то усилие, с каким вы его держите на весу.

Это как раз то, что вам необходимо. У каждого, конечно, сложится свое представление. Однако вам понадобится не чье-то, а именно ваше собственное ощущение. Здесь важно только не переусердствовать, не зажимать турняк кия, но и ослаблять кисть тоже плохо.

Бытующее представление о том, что при сильном ударе кий нужно держать крепче, чем при слабом, неверно. Постоянство контакта с кием, приобретенное с первых шагов, вот пер-
вый шаг на пути к вашей будущей точности, а разнообразие ударов обеспечит ваша мышечная память за счет амплитуды и скорости замаха, которую вам еще только предстоит развить. Еще одна деталь.

Многое зависит от того, как вы держите кий. Большой палец правой руки должен быть обращен в сторону тонкого конца кия, который направляется по линии на шар-биток, а сам кулак правой руки должен оказаться примерно под правой ступней.
В главе самоучителя о бильярдном инвентаре уже было рассказано о киях. На рис.

10 показан современный бильярдный кий с обозначением его элементов.
Мы знаем, что современный кий условно делится на две части:
а) верхнюю, которая называется по-разному древко, перо, боек, но правильнее будет все же назвать ее официальным английским словом шафт;
б) нижнюю, более толстую, турняк. На рис.

10 показаны элементы, из которых состоят обе части бильярдного кия.


ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ

Указанные выше рекомендации по освоению правильной стойки у бильярдного стола и обращению с кием могут принести пользу не только новичку, впервые входящему в загадочный мир бильярда, но и тому, кто уже какое-то время находится под действием магии зеленого сукна.
С учетом расположения битка и направления, по которому предполагается нанести удар кием, требуется выбрать такую позицию, при которой каждая нога располагалась бы на определенном расстоянии от линии ближайшего борта, а ступни были развернуты по отношению к столу и одна по отношению к другой должным образом.
Человек среднего роста, играющий правой рукой, должен стать так, чтобы центры стоп его ног находились на расстоянии 5060 см от линии ближайшего борта для правой и 1520 см для левой. Вспомните, что для создания устойчивости правая ступня должна быть развернута вправо к наружной стороне, а ее центр должен находиться на продольной линии стола, проходящей через точку 1 (посередине бильярда).



Левая стопа при этом направлена к точке 1. Правая нога прямая, левая слегка согнута в колене.
Если рост игрока выше или ниже среднего, то он может слегка перемещать ноги вперед или назад, чтобы расположить тело в удобном для
удара положении, но в любом случае расстояние между ступнями по направлению, совпадающему с длиной стола, следует изменять так, чтобы правая нога перемещалась назад немного больше, чем левая вперед. Правильное расположение ног для бильярдиста так же важно, как правильная работа ног боксера.
Если необходимо изменить направление удара и пустить биток в правую угловую лузу, для этого необходимо переместить корпус влево, стараясь сохранить взаимное расположение ступней ног.
Итак, положение ног обязательно должно согласовываться с направлением удара. И лишь в некоторых частных случаях, например при небольших расстояниях между своим и прицельным шарами, допускается вносить корректировку в стойку небольшим наклоном корпуса чуть влево или вправо без перемещения ступней ног.

При этом голова игрока должна занимать такие положения, чтобы в момент удара тонкий конец кия с наклейкой оказывался прямо перед глазами.
Другим важным вопросом после выбора стойки является правильное положение кисти руки (левой), по которой скользит ударная (тонкая) часть шафта, и расстояние между шаром-битком и рукой.
В ходе прицеливания это расстояние рекомендуется выдерживать в пределах 2025 см. Иначе при слишком малом или, наоборот, большом удалении кисти руки от шара выполнить точный удар затруднительно.
Перед ударом следует положить кисть
руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу так, чтобы рука опиралась на стол запястьем ладони и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. Такое положение руки создает и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую устойчивую опору корпуса игрока о стол.
Оченьважно приучить себя с самого начала крепко прижимать большой палец к указательному. Только в этом случае исключаются нежелательные колебания в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара.
Мост должен быть прочным и стабильным, не допускайте расхлябанности. Для проверки прочности моста надавите другой рукой на место стыка большого и указательного пальцев.

Если мост не тронулся, то все в порядке.
Если вы планируете играть регулярно, то вам потребуется кольцевой (закрытый) мост. Для сооружения такого моста соедините кончики большого и указательного пальцев и прижмите образовавшееся кольцо к костяшке среднего пальца.

Ваши пальцы не должны слишком плотно обхватывать шафт кия, и в то же время шафт не должен свободно болтаться, необходимо нечто среднее.
Поднимайте свой мост (а не кий) в зависимости от высоты точки битка, по которой вы хотите ударить. Старайтесь держать кий параллельно поверхности стола.
Следующим является тип моста для ударов через шар. Он необходим, когда между
вами и битком либо же рядом с ним находится шар, который мешает использовать другие типы мостов. Согните указательный палец, а большой плотно прижмите к его костяшке. Три оставшиеся пальца держат прямыми и выставляют на стол как опору для моста.

Кий проходит по стыку большого и указательного пальцев.
Когда биток находится около борта, то используется мост для ударов с борта. Иногда большой палец держат внизу (за бортом), а кий проходит между указательным и средним пальцами.
Не менее важно правильно держать кий рукой, которой наносится удар. Место, где надо охватывать рукой турняк, находится там, где кий хорошо реагирует на малейшее задуманное поступательное движение, где он послушен.
Все изложенное выше следует запомнить и выполнять как правило. Если вы испытываете неудобства с кием, выполняя эти правила, вам следует менять кий.

Он либо длинный, либо короткий, а может, и плохо сбалансирован. А как выбрать себе кий, вы уже знаете.

ТЕОРИЯ УДАРОВУДАРЫ КИЁМ ПО БИТКУ

Удары в центр шара (клапштос)

Удар в центр шара, т. е. в точку пересечения двух линий, является основным первоначальным ударом. Удар в центр битка носит название клапштос и позволяет положить шар наверняка. Этот удар необходимо освоить в полной мере и исполнять его надо легко, свободно и безошибочно. При ударе строго по центру шара в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получит только поступательное движение вперед и, столкнувшись с чужим шаром, остановится на месте.

Играемый же шар отскочит в желаемом направлении. Клапштос красивый удар и легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара и, наоборот, трудно выполним на дальнем расстоянии.
Клапштос бывает трудно выполнить, когда биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит иг-
рать. В этом случае удар наносится не совсем обычно. Толстый конец кия поднимается вверх с таким расчетом, чтобы наклейкой коснуться точки, наиболее близкой к центру шара.

По мнению профессионалов, клапштос, или удар в центр шара, является краеугольным камнем всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.
Остальные восемь ударов носят общее название эффе, т. е. крученый удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться.

Удары в верхнюю половину шара по вертикали (накат)

Эти удары можно делать почти с самого центра и кончая верхним краем шара. Чем дальше от центра будет нанесен удар, тем сильнее будет вращение шара вокруг горизонтальной оси.

Таким образом, к поступательному движению шара, получившемуся непосредственно от удара, прибавляется еще и вращение, увеличивающее скорость движения шара.
В бильярдной терминологии этот удар в верхнюю точку строго над центром шара называется накатом. Часто бывает нужно, чтобы свой шар после соприкосновения с чужим пошел вперед.

Для этого наносится протяжный длинный удар в верхнюю часть битка. При этом биток, кроме толчка в направлении от игрока, получит вращательное движение и после столкновения с Играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатит-
ся вперед. Такой накатной удар обычно охотно выполняется начинающими игроками, так как особых трудностей не вызывает.

Также считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.
Если от короткого борта покатить шар к противоположному, первый раз нанеся удар в центр, а второй раз с той же силой в верхний край по вертикали, то в первом случае шар отразится от борта сильнее, чем во втором. Это произойдет потому, что во втором случае вследствие придания шару вращения вокруг горизонтальной оси по направлению к борту сила отражения шара от него частично поглотится.
Характерные и наиболее часто встречающиеся удары в верхнюю половину шара (битка) можно представить следующими примерами.
Пример I. Биток стоит от играемого шара на расстоянии 0,752,5м.
Удар наносится примерно в точку, находящуюся посередине вертикали между центром и верхним краем битка. При ударе о другой шар биток потеряет часть полученной энергии, но сохранится еще вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст возможность битку продолжить движение после удара в шар намного дальше, чем если бы у него вращения не было.
Произведите два удара поочередно: первый в центр шара-битка, второй в верхнюю половину. Вы увидите, что в первом случае при сильном ударе биток после встречи с другим шаром может совсем не покатиться или пройти за прицельным шаром очень малое расстояние..

Во втором же случае, при такой же силе удара, биток не только докатится до борта, но и отразится от него.
Пример II. Биток стоит от играемого шара на расстоянии 0,25 0,75м.
При таком положении нельзя делать удар, подобный предыдущему. Попробуйте, и вы увидите, что наката не получится. На таком коротком расстоянии от играемого шара биток не успеет приобрести нужное вращение.

В этом случае для получения наката надо нанести короткий сильный удар почти в самый верхний край битка.
Из этих двух примеров следует вывод: чем ближе биток стоит к играемому шару, тем выше и сильней наносится удар в верхний край своего шара, если желательно, чтобы последний после удара о другой шар продолжал двигаться вперед.
Пример III. Играемый шар плотно стоит на коротком борту, а биток находится на противоположной стороне на любом месте бильярда.
В этом случае удар наносится сильно по вертикали почти в самый верх шара, причем надо обязательно попасть в правую половину играемого шара, если биток стоит правее последнего, или в левую, если биток стоит левее. Результатом этих ударов будет то, что биток, отбив играемый шар, сам станет на его место, плотно на борт.

Это получится потому, что шар, благодаря силе отражения, отойдет немного от борта, но продолжающееся вращение шара опять немедленно прижмет его к борту.
Пример IV. Биток стоит, тушуя играемый шар (т. е. касаясь его), продолжение оси шаров падает на борт на некотором расстоянии от лузы (рис.

11). Требуется положить биток в лузу.
Для исполнения этого удара мысленно



Рис. 11. Определение направления удара в центр шара (битка), стоящего вплотную к другому шару, для кладки битка в лузу

проводятся две линии: первая линия оси шаров до встречи с бортом; вторая линия от центра битка к центру лузы. Полученный угол делится пополам, а биток после удара в направлении по биссектрисе пойдет в лузу.

Удары в нижнюю половину шара по вертикали (оттяжка)

При этих ударах на шар действуют две противоположные силы: первая поступательная, заставляющая шар двигаться вперед, вторая за счет вращения шара вокруг своей оси по горизонтали в обратную сторону, заставляющая шар двигаться назад.
Удар в нижнюю точку строго под центром шара носит название оттяжка. В любом случае, если требуется, чтобы после соприкосновения шаров свой ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. -
Когда биток после удара о шар идет прямо назад, не касаясь борта, этот удар называется прямой оттяжкой. Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов.

Ее применение весьма обширно. При выполнении оттяжки важны легковесность и мягкость удара.
При ударе примерно в точку, находящуюся на расстоянии 2/3 от центра шара, поступательная сила не полностью будет превышать противоположную силу вращения, и шар вследствие этого будет не катиться, а как бы ползти. Такой удар является трудновыполнимым и обычно применяется
при отыгрыше (т. е. при таком ударе, который затрудняет игру противнику, см. ниже) и при выходе под другой шар (т. е. удар, при котором биток, направив в лузу один шар, выходит на позицию для сыгрывания другого так, что положить его не представляет особой сложности).
Перечисленные выше три разновидности ударов обеспечивают либо остановку битка, либо его движение после столкновения с другим шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам. Если же требуется, чтобы после столкновения с прицельным шаром свой покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые, или французские, удары (боковая оттяжка).

Главное достоинство возможность посредством их выполнять отыгрыш и выход (см. ниже).

Удары в правую половину шара по горизонтали (правый боковик)

Эти удары сообщают шару два вида движения: поступательное и вращение вокруг вертикальной оси против часовой стрелки. Вращение будет тем сильнее, чем ближе к краю шара будет наноситься удар. Если ударить биток в центр перпендикуляр -но к борту, то, отразившись от него, шар возвратится обратно в том же направлении (угол падения равен углу отражения).

Но если нанести удар в правую сторону битка, то он после отражения от борта благодаря силе вращения отклонится вправо. Чем сильнее будет вращение, тем больше
будет отклоняться шар от перпендикуляра вправо, причем угол отклонения (отражения) всегда будет острый.
Удар в среднюю точку на правой стороне битка носит название правый боковик. Этот удар применяется в следующих случаях:
а) когда требуется, чтобы биток после удара по играемому шару изменил угол отражения от борта в другую сторону, причем в большинстве случаев биток во время обратного движения пересекает путь играемого шара (рис. 12, положение справа);
б) когда требуется очень тонко попасть в левый край играемого шара (срезать шар). Этот удар дает возможность сыграть шар, практически перешедший линию возможного удара (рис.

13).
Оба эти удара применяют, когда биток стоит левее играемого шара. Удар наносится в левую сторону последнего.
Если при ударе а нанести битком, стоящим правее играемого шара, удар в правую сторону последнего, то этим самым вращение шара будет способствовать ускорению движения после отражения от борта, так как вращение происходит не по направлению к борту, а наоборот, от борта (рис. 14).
Опытные игроки, учитывая это, первоначальный удар делают слабее.



Рис. 12. Удар в правую или левую половину шара (битка), при котором биток после удара по играемому шару отразится под острым углом в противоположную сторону встречи с играемым шаром



Рис. 13. Удар в правую половину шара (битка) с расчетом срезать играемый шар и положить его в лузу



Рис. 14. Удар в правую половину шара (битка), при котором биток после удара по играемому шару отразится от борта под тупым углом вправо

Удары в левую половину шара по горизонтали (левый боковик)

Все удары в левую половину шара аналогичны ударам в правую половину, и результаты получаются одни и те же, но только в обратную сторону (см. рис. 12, положение слева).
Биток должен стоять правее играемого шара, удар наносится в правую сторону последнего. При отражении от борта биток идет в левую сторону, угол отражения острый.

Если же удар битком нанести в левую сторону играемого шара, то угол отражения битка от борта получится тупой со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Удар в среднюю точку на левой стороне битка носит название левый боковик. В данном случае биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.
Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы уже изученных нами ударов боковых, наката, оттяжки. Иногда профессионалы называют такие удары боковой накат или боковая оттяжка.

Удары в верхний левый ( 1) сектор шара (верхний левый боковик, или накат влево)

Удар в верхнюю точку на левой стороне битка
I носит название верхний левый боковик. Дан' ' j ный удар выполняется, если надо, чтобы би-ток после столкновения с шаром покатился влево и при этом вперед.

Удар кием наносится в верхнюю левую часть шара плавно и протяжно. Этот удар сообщает шару три вида движения:
1) поступательное движение вперед;
2) ускоряющее движение накат;
3) некоторое, на глаз едва заметное отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, т. е. эффе. Несколько примеров применения данного удара.

Пример I. При отыгрыше. Если биток стоит правее играемого шара, то удар наносится в правую сторону последнего, и угол отражения от борта будет острым, биток пойдет в левую сторону.

Чем сильнее придание эффе, тем острее получится угол отражения, и при обратном движении биток пересечет путь играемого шара (рис. 12, положение слева).
Если же биток стоит левее шара, то удар наносится в левую сторону последнего. Угол отражения от борта будет тупой, и чем сильнее придать эффе, тем более тупым будет угол (рис.

15).
В этом случае биток получает более ускоренное движение благодаря полученному вращению по направлению от борта. При нанесении удара это обстоятельство обязательно надо учитывать.
Пример II. При выходе под другой шар.

Учитывается движение битка от борта аналогично, как и при отыгрыше.
Пример III. При кладке тушуемого шара, когда ось шаров, мысленно продолженная, на



Рис. 15. Удар в верхний левый сектор шара (битка), при котором биток после удара по играемому шару отразится от борта под тупым углом влево

правленная в точку, находящуюся левее лузы (не далее 34 см от последней). Благодаря приданию вращения тушуемому шару последний отклонится вправо от прямой линии и упадет в лузу (рис.

16).
Пример IV. При кладке своего шара в лузу от другого шара. Биток стоит левее играемого шара; попадать надо в правую сторону последнего, и чем ближе он стоит к борту, тем сильнее надо придать эффе битку.

Последний при падении как бы ввинтится в лузу (рис. 17).
Пример V. При кладке битка в лузу, когда играемый шар стоит левой стороной плотно у борта. Биток должен стоять несколько правее играемого шара. Удар наносится в лоб играемого шара, битку придается сильное эффе.

Последний, отбив шар и потеряв большую часть поступательной энергии вследствие винтообразного вращения, пойдет по борту в лузу (рис. 18).
Данный удар применяется и в Других случаях, аналогичных перечисленным выше, в том числе при карамболе (см. словарь терминов), учитывая движение своего шара от борта.

Удары в верхний правый ( 2) сектор шара (верхний правый боковик или накат вправо)

Удар в верхнюю точку на правой стороне битка носит название верхний правый боковик. Последствия такого удара аналогичны предыдущему, только биток уходит вправо и вперед. Данный удар сообщает шару те же три вида движения, что



Рис. 16. Шар, стоящий вплотную к битку, кладется ударом в верхний или нижний левый сектор последнего, если ось шаров направлена в точку левее лузы не далее 34 см

и в рассмотренном верхнем левом боковике. Только благодаря эффе шар отклоняется в правую сторону.

Применение данного удара рассмотрим на нескольких примерах.
Пример I. При отыгрыше, если биток стоит левее играемого шара.
Удар наносится в левую сторону последнего. Угол отражения битка от борта будет острым, биток пойдет в правую сторону (рис.

12, положение справа). Если биток стоит правее шара, удар



Рис. 17. Когда биток стоит левее другого шара, то биток кладется от этого шара в правую лузу ударом в верхний левый сектор битка




Рис. 18. Когда играемый шар стоит левой стороной плотно у борта, а биток несколько правее, то последний ударом в верхний левый сектор кладется в угловую лузу

наносится в правую его сторону, и угол отражения битка от борта будет тупым (рис. 14).
Пример II. При кладке тушуемого шара, когда ось шаров, мысленно продолженная, направлена в точку, находящуюся правее лузы (не далее 34 см от последней).



Содержание раздела