d9e5a92d

Колониальные завоевания

Колониальные завоевания велись прежде всего посредством военных экспедиций и далеко не всегда отличались гуманностью. Были и массовые расстрелы индусов при завоевании Индии, и опиумные войны в Китае. Вместе с тем, опираясь на теоретические изыскания экономистов, прежде всего А. Смита и Д. Рикардо, англичане внедряли те экономические отношения, к которым сами уже привыкли и чьи преимущества уже давно оценили, отношения рыночные, товарно-денежные. В рамках империи они создали грандиозный монопольный рынок своих товаров и важнейших видов сырья. Товарообмен и в самой империи, и с другими странами осуществлялся благодаря мощному торговому флоту, составлявшему половину мирового и насчитывавшему в середине XIX в. более 20 тыс. судов.

Вывоз товаров во второй половине XIX в. сменился приоритетным вывозом капиталов, по объемам которого Великобритания занимала 1-е место в мире.
Феномен английского величия XVIIIXIX вв. не имеет аналогов в истории Нового времени. В период наивысшего расцвета, в Викторианскую эпоху (период правления английской королевы Виктории,
1837-1901 гг.), Британская империя была крупнейшей в мире, превосходя даже Российскую (30 млн кв. км против 20 млн кв. верст в 1899 г). Великобритания одна давала треть промышленного производства мира, а Лондон стал первым мировым городом.

Но уже во второй доловине XIX в. у Великобритании появился молодой конкурент Получившие в 1783 г. независимость от английской короны Соединенные Штаты Америки.
Двадцатый век стал для Великобритании эпохой достойного заката. С одной стороны, шаг за шагом она сдавала свои позиции, окончательно уступив в первой половине столетия мировое экономическое и геополитическое лидерство США, а во второй уйдя на третью позицию и на европейском пространстве.

Но это не означало фиаско некогда великой сверхдержавы. Скорее, наоборот.

Переход Великобритании в качественно другое состояние и на другое место на геополитической и экономической карте мира один из поучительных Примеров новейшей истории, особенно полезный для осмысления в современной России. Роль вожатого на этом нелегком, особенно психологически, пути выпала на долю сэра Уинстона Черчилля, потомка легендарного герцога Мальборо. Посвятив всю жизнь сохранению и приумножению достоинства родной Британии и ее империи, он был признан своим народом величайшим англичанином всех времен. Во многом благодаря его стараниям английская колониальная империя, распавшись, образовала не несколько десятков злопамятных независимых государств, сбросивших ненавистное колониальное иго, а Британское Содружество наций (ныне Содружество). Примечательно, что регулярные поездки английской королевы по многим бывшим британским колониям скорее напоминают триумфальные шествия, в , память о которых даже устанавливаются памятники, как, например, в \ Кении.

Это не случайно. Не считая США, теперь единственной миро-‘ вой сверхдержавы, многие из бывших английских владений превратились в развитые богатые государства: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Южноафриканская республика.

Для Индии и і Пакистана, получивших независимость в 1947 г., Великобритания бы-; ла и остается главной кузницей кадров, поскольку современная индийская и пакистанская элита в большинстве своем выпускники j английских вузов. Как и раньше, в палате лордов английского парла-; мента заседают индусы и пакистанцы.
\ Судьбоносным для Великобритании оказался и тот факт, что в период двух мировых войн ключевой фигурой английской политики
был опять же Черчилль один из самых последовательных борцов с мировым экстремизмом, национал-социалистическим и коммунистическим. Во времена наивысшего могущества Третьего рейха, после позорной капитуляции Франции в 1940 г., он единственный в Европе занял непримиримую позицию в отношении герра Гитлера, как он его с издевкой называл, и это в то время, когда ведущие политики от Атлантики до Урала произносили здравицы в честь германского фюрера. Смертельная схватка с нацистской Германией в воздухе и на море в очередной раз принесла Великобритании славу, а английскому народу чувство гордости за свою родину. Но вместе с этим финансовое банкротство и долговое бремя, так как для ведения войны правительство Великобритании многократно брало огромные кредиты у США.

Значительно ослабила геополитические позиции и вынужденная продажа Великобританией своих военных ядерных технологий Соединенным Штатам.
Экономическое развитие послевоенного периода отмечено меньшим динамизмом, чем в ФРГ. По-видимому, сказались и долги, и традиционный не ко времени английский консерватизм, и потеря колоний, и усиливавшееся давление конкурентов на мировом товарном и финансовом рынках. Политическая доктрина блестящей изоляции, эффективная в Викторианскую эпоху, не только не сработала в XX в., но и усугубила ситуацию.

Только через 15 лет после образования Европейского экономического сообщества Великобритания включилась в общеевропейский интеграционный процесс, который был одним из главных катализаторов послевоенного экономического развития Западной Европы. И хотя в зону евро она вступать пока не торопится, в геополитической сфере Великобритания стремится максимально сблизиться с США, а потом уже со странами континентальной Европы.
В последние два десятилетия ушедшего века экономика Великобритании получила второе дыхание, во многом благодаря энергичной и твердой политике премьер-министра 1980-х гг. железной леди Маргарет Тэтчер. Радикальные реформы в духе либерализма и монетаризма дали положительные результаты: начался рост производства, снизилась инфляция, возрос уровень жизни населения.
Сегодня Великобритания входит в семерку наиболее экономически развитых стран мира, является одной из четырех ведущих стран Европейского союза.
Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства
Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.
Спектр отраслей хозяйства Великобритании огромен и сопоставим в Зарубежной Европе только с германским. Отраслей специализации на мировом рынке несколько десятков.
Сельское хозяйство дает около 2% ВВП страны, в нем занят 1% работающего населения. Хотя эти цифры с первого взгляда не впечатляют, аграрный сектор экономики Великобритании сегодня один из самых высокопродуктивных в Зарубежной Европе. Две трети его продукции дает животноводство. Оно базируется на великолепных пастбищах и сенокосах, которыми издревле богата Великобритания благодаря мягкому океаническому климату.

История разведения овец в Йоркшире насчитывает более тысячи лет. Второй овцеводческий регион Уэльс (рис. 4). Крупный рогатый скот мясо-молочного направления разводят на юге Англии и в Уэльсе.

До середины 1990-х гг. Великобритания была крупным поставщиком говядины на рынок ЕС, но вспышка эпизоотии (коровьего бешенства) в 1996 г. эту отрасль сильно подорвала. Северная Ирландия известна своим коневодством.

Выведенные здесь скаковые породы лошадей пользуются Всемирной славой.
}- Растениеводство, так же как и животноводство, высокоинтенсивная отрасль. Площади посевов здесь обычно большие (от нескольких десятков до нескольких тысяч гектаров), что облегчает механизацию. До сих пор сохранились лендлорды крупные землевладельцы, ^дающие из поколения в поколения свои владения в аренду. Основные $емледельческие районы: юг и юго-восток Англии, где урожаи пшеницы достигают 70 центнеров с га (для сравнения, хороший урожай зер-Ца на Кубани с ее плодородными почвами 4045 центнеров).

Традиционно много выращивается овса. В Северной Ирландии и ріотландии обширные площади заняты посевами ячменя, который Используется для производства виски, по большей части на экспорт.
В 1990-х гг. одним из ключевых направлений модернизации сельского хозяйства стал переход на экологически чистые технологии. Выращивание и производство экологически чистых продуктов питания означает прежде всего отказ от применения химических удобрений, гербицидов, гормонов и других современных методов выращи-


Рис. 4. Размещение головных предприятий отраслей специализации хозяйства Великобритании
вания растений и откорма животных. Поразительно, но дедовские технологии ведения сельского хозяйства оказались эффективны и в XXI в. Хотя экологически чистые продукты на 2030% дороже обычных, спрос на них стабильно растет, и в начале столетия они составляли уже четверть всего продуктового рынка страны.
Пищевкусовая промышленность современна и конкурентоспособна. На внутренний и мировой рынок Великобритания поставляет пищевые концентраты, алкогольные напитки (лондонский джин, шотландское виски), табак.
Энергетическое обслуживание хозяйства базируется как на традиционных, так и на новых отраслях энергетики. По обеспеченности энергоносителями Великобритания занимает 1-е место в Зарубежной Европе.

Со времен промышленной революции английская энергетика работала на угле, вплоть до середины прошлого века его доля в энергобалансе страны превышала 90%, К началу XXI в. она упала до 28%. Основная добыча энергетических углей традиционно ведется в Йоркширском каменноугольном бассейне, но вот уже несколько десятилетий национальная добыча нерентабельна и потребности в энергетическом угле все больше удовлетворяются за счет более дешевого импорта, в частности из США и Канады.
Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира.

Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год.

Ведущая английская нефтяная компания Бритиш петролеум входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению.



Компании Бритиш петролеум и Бритиш гэс относятся к наиболее прибыльным в стране.
В электроэнергетике более 3/4 производства электроэнергии дают ТЭС. Крупные ТЭС на угле до сих пор действуют в Йоркшире, вокруг Лондона и в Южном Уэльсе, что делает эти районы экологически проблемными.

Атомные электростанции дают !/э электроэнергии. В начале века здесь работало 11 АЭС суммарной мощностью 14 млн КВт.
АЭС расположены в основном вдоль побережий в районах, удаленных от крупных городов.
Как и угольная промышленность, черная металлургия относится к классическому наследию индустриальной эпохи. Сто лет назад металлургия размещалась в черной Центральной Англии, в основном на базе месторождений руды в Нортгемптоне. За последние два десятилетия английская металлургия пережила позитивный кризис. В отрасли произошли качественные изменения: многократно сократилось производство чугуна и двукратно стали (с 30 млн тонн в 1970 г. до 15 млн тонн в конце 1990-х гг.); отрасль переориентировалась на более дешевую импортную руду и коксующиеся угли; проведена демонополизация отрасли и приватизация государственной корпорации Бритиш Стил, некогда производившей 90% английской стали; осуществлена технологическая модернизация (внедрение кислородно-конверторного производства и электроплавки), обеспечившая переход от количества к качеству в условиях новой конъюнктуры рынка.

Изменилась география черной металлургии. Из пяти современных металлургических районов страны только один находится в центральной части Шеффилд-Ротерем, где располагаются электроплавильные заводы.

Остальные в портах: Порт-Толбот в Южном Уэльсе, Сканторп около Гулля и др.
Среди базовых направлений промышленности выделяется химическая промышленность отрасль мировой специализации Великобритании: 40% продукции идет на экспорт. Это прежде всего продукция тонких химических технологий, искусственные материалы для аэрокосмической промышленности и электроники, фармацевтика. Хорошей репутацией на рынке пользуются английские краски и другие строительные химматериалы. Предприятия неорганической и органической химии расположены в основном на юго-востоке страны в Лондонской агломерации и около Саутгемптона, а также в Ланкашире.

Нефтехимия размещается вдоль побережий, много химических предприятий на северо-востоке Англии (Биллинген-Норт-Тис) и в Шотландии (Грейнджмут).
Машиностроение один из предметов национальной гордости. Англия первой в мире начала переход от ручного труда к массовой механизации производства.

Англичанин мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик... поется в старинной русской народной песне.
Было время, когда Великобритания одна производила больше машин и станков, чем весь остальной мир, вместе взятый. Сегодня по большинству количественных показателей она уступает многим промышленно развитым странам. Но настоящее английское качество незыблемо. В процессе модернизации и реструктуризации некогда грандиозного машиностроительного комплекса приоритетное развитие получили производства высокоточной и наукоемкой продукции.

Великобритания занимает одно из первых мест в мире по патентам на изобретения, особенно в сфере радиоэлектроники и телекоммуникаций. Компания Бритиш Телеком одна из крупнейших на рынке связи.
В транспортном машиностроении главенствующие позиции занимает автомобилестроение и авиастроение. После глубокого кризиса английского автомобилестроения, которое не выдержало ужесточения конкуренции на мировом автомобильном рынке, большая часть предприятий перешла в руки иностранных компаний БМВ, Форд, Ниссан, Тойота, Хонда и др.

После того как БМВ приобрела в 1994 г. Ровер, из британских компаний только Роллс-Ройс продолжает сохранять сильные позиции. Это общепризнанный производитель элитных автомобилей.

Главные заводы компании находятся в городах Кру и Дерби. В лучших английских традициях здесь до сих пор используется ручная сборка узлов и индивидуальный, а не конвейерный контроль качества. Производство автомобилей некоторых моделей исчисляется не миллионами и даже не тысячами, а сотнями и десятками штук в год. К элитным относятся также машины марок Бентли, Ягуар.

Помимо выпуска элитных авто, Роллс-Ройс специализируется на выпуске авиационных двигателей. Корпуса автомобильных заводов Форда, БМВ и других ТНК разместились в агломерациях Большого Лондона и Бирмингема, а также в Ковентри, Оксфорде.

Здесь же есть мощные предприятия сельскохозяйственного машиностроения: Великобритания один из крупных мировых производителей и экспортеров тракторов.
Одно из наследий былого величия Великобритании судостроение. Как уже отмечалось, с королевским флотом связаны лучшие страницы истории страны.

Вплоть до первой половины XX в. главным министерством было Адмиралтейство, а пост министра Адмиралтейства ключевым в правительстве. Сегодня роль флота, как военного, так и коммерческого, несоизмеримо меньше. Как и в большинстве европейских стран, английское судостроение последние десятилетия находится в глубоком кризисе. Частично сохранилось производство специализированных судов-сухогрузов и военных кораблей.

Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Шотландии на р. Клайд близ Глазго и на северо-востоке Англии в Саут-Шилдс.
Текстильная промышленность, так же как и судостроение, наследие былого величия. Именно со знаменитых текстильных мануфактур начиналась английская промышленная революция. С ХГ? в. сукноделие стало ведущей отраслью хозяйства. В XVIIXIX вв.

Англия была крупнейшим в мире производителем шерстяных и хлопчатобумажных тканей. За вторую половину XX в. производство тканей сократилось в десятки раз (с 3,5 млрд м2 в 1930-х гг. до 150 млн м2 в 1990-х).

Особенно резко упало производство хлопчатобумажных тканей из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Сегодня в Великобританию текстильной продукции больше ввозится, чем вывозится.

Сохранившиеся предприятия отрасли размещены в основном в исторических текстильных районах: шерстяная промышленность сконцентрирована, как и прежде, в Йоркшире, хлопчатобумажная в Ланкашире, льняная в Северной Ирландии, трикотажная в Восточном Мидленде.
Совершенно иное положение занимает новая отрасль биотехнология, в которой Великобритания, наряду с США и Японией, является мировым лидером. Государство вкладывает большие суммы денег в научные фундаментальные и прикладные разработки в этой области. Особенно сильны позиции Великобритании в генетике и генной инженерии.

Крупнейшие центры биотехнологических исследований Эдинбург, Лондон.
В третичном секторе главном в структуре ВВП Великобритании (более 70%) ведущие места принадлежат финансам, торговле, туризму и шоу-бизнесу, транспорту.
Одна из ключевых ролей Великобритании в мировой экономике финансовая. В течение нескольких столетий вплоть до второй половины XX в. она была мировым финансовым лидером, крупнейшим инвестором и кредитором. Сегодня лидерство пришлось уступить другим странам, в частности Японии и США.

Тем не менее Лондон остается одним из крупнейших центров международных финансовых операций. В лондонском Сити размещены представительства 300 иностранных банков из 150 стран. Большое значение в финансовой жизни страны традиционно имеют страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, которых здесь также сотни.

Главный банк страны Банк Англии контролирует коммерческие банки и имеет право выпускать банкноты национальной валюты фунты стерлингов. Шотландский банк входит в число крупнейших мировых инвесторов.
Прибыли от экспорта капиталов в два раза превышают прибыли товарного экспорта. Изменилась структура и география английских инвестиций.

Если в середине прошлого века они шли в основном в сырьевые отрасли стран третьего мира, то теперь их направляют в отрасли нематериального производства развитых стран, прежде всего США и ЕС. Помимо Лондона крупными мировыми финансовыми центрами становятся Брайтон и Оксфорд.
Великобритания остается одним из важнейших торговых центров мира. Ее доля в мировой торговле за послевоенный период упала с 12 до 6%, но и это не мало для одной страны в современном мировом хозяйстве. В XX в. через Лондон проходила биржевая торговля практически всего мира нефтью, цветными металлами, золотом, драгоценными камнями, шерстью, чаем, мехами и многими другими товарами, география торговли которыми формировалась во времена колониального раздела мира.

Как говорят сами англичане: империи нет, торговля осталась. Сама Великобритания экспортирует четверть всей производимой материальной продукции.

Главные торговые партнеры Германия и США.
Неуклонно растет доля невидимой торговли (гонорары и плата за финансовые услуги, проценты по вкладам, дивиденды), которая уже достигла трети всех доходов государства от внешнеэкономической деятельности.
Транспорт обеспечивает как внутренние, так и внешние экономические связи страны. 90% грузооборота приходится на морской флот.

Он обслуживает ввоз в страну угля, железной руды, других видов сырья, а также поставки нефти и продукции машиностроения на экспорт. По побережьям Великобритании функционируют сотни портов, но по общему грузообороту она не входят даже в первую десятку стран.

Самый крупный порт Лондон-Медуэй (60 млн тонн). Контейнерные перевозки осуществляются через Лондон, Саутгемптон и Феликстоу.

Нефтяные порты Милфорд-Хейвен и Саутгемптон (по 30 млн тонн).
Авиационный транспорт, так же как и морской, плоть от плоти английского пути развития. Огромную роль в его создании сыграли научно-исследовательские институты, а также взятая в годы Второй мировой войны ставка на военную авиацию, которая целиком себя оправдала. Гражданская авиация сегодня обеспечивает большинство внешних пассажироперевозок.

Компания Бритиш Эйруэйз одна из крупнейших авиакомпаний мира, так же как лондонский аэропорт Хитроу один из крупнейших аэропортов мира.
Во внутреннем грузо- и пассажирообороте 4/5 приходится на автомобильный транспорт. Страна покрыта очень густой сетью автодорог, исторически на них левостороннее движение.

Главная автомобильная артерия страны автострада ЛондонБирмингемМанчестер Глазго.
Железнодорожный транспорт, классическое наследие индустриального периода развития страны, вот уже полвека находится в глубоком кризисе. Значительная часть дорог нерентабельна и мешает созданию современной транспортной инфраструктуры. За послевоенный период здесь разобрана почти половина железнодорожного полотна (несколько десятков тысяч километров).

Как и на континенте, в последние десятилетия XX в. развитие получили скоростные железнодорожные магистрали. С 1993 г. действует тоннель под Ла-Маншем и скоростной экспресс ЛондонПариж.
Растет значение трубопроводов, по которым транспортируется более 70% нефти, добываемой в Северном море, к нефтеперерабатывающим заводам на побережье.
Общая территориальная структура хозяйства Великобритании сложная. Несмотря на высокий уровень экономического развития, территориальные контрасты здесь ярче выражены, чем в Германии и даже во Франции. Экономически традиционно наиболее развита Англия, наименее Северная Ирландия.

Центр экономической активности Большой Лондон. Реструктуризация экономики, минимизация промышленных функций и наиболее быстрое развитие третичного сектора (более 80% жителей здесь занято в непроизводственной сфере) меняют облик столицы, способствуют децентрализации населения и производства. Лондон мировой город.

В нем размещены штаб-квартиры 30 транснациональных корпораций. Усиливается научная деятельность: здесь расположены головные офисы и научно-исследовательские центры фирм и лабораторий, работающих в сфере новейших производств.
Юг Англии отличается наиболее благоприятным для жизни климатом, и он ближе других регионов к общеевропейскому экономическому пространству. Это обусловило опережающее развитие электроники, электротехники и других современных отраслей хозяйства. Главные промышленные регионы страны Западный и Восточный Мидленд, расположенные в центре Англии. Столица Западного Мидленда Бирмингем (ок. 3 млн жителей).

Здесь же находятся Ковентри, Сток-он-Трент. Главный город Восточного Мидленда Ноттингем в 10 раз меньше Бирмингема (ок.

260 тыс.).
Севернее Мидленда находятся Ланкашир и Йоркшир. В свое время именно в Ланкашире, где на текстильных фабриках было внедрено машинное производство, началась английская промышленная революция.

Главный промышленный центр Ланкашира Большой Манчестер (около 2,5 млн жителей). Здесь же расположены города Мер-сейсайд и Ливерпуль второй по значимости порт страны.

Во всем мире Ливерпуль знают также как родину знаменитого английского ансамбля Битлз.



Содержание раздела