d9e5a92d

Главная водно-транспортная Магистраль - Рейн

Среди многочисленных направлений специализации Германии нельзя не упомянуть особую отрасль, в которой германская продукция считается эталонной, это производство музыкальных инструментов. В послевоенный период несколько поколений советских музыкантов выучилось играть на фортепиано, упражняясь на трофейных пианино и роялях фирм Бехштейн, Блютнер, Зейлер, Пет-рофф, тысячами ввезенных в СССР в конце 1940-х гг.

А роялей знаменитой фабрики Стенвей, основанной в Гамбурге, у нас наперечет, и их звучание можно услышать только в самых престижных концертных залах страны. Это не удивительно: один такой инструмент в несколько раз дороже нового мерседеса.
Особую роль в жизни Германии играет строительная индустрия. Благодаря большим объемам жилищного строительства в послевоенный период как в ФРГ, так и в бывшей ГДР, на рынке жилья нет большой напряженности.

С 1990-х гг. здесь ежегодно вводится в строй примерно по полмиллиона квартир со всеми удобствами, в восточных землях несколько миллионов квартир пришлось капитально отремонтировать.
Как уже отмечалось, почти 2/3 валового внутреннего продукта страны сегодня дает третичный сектор, или сфера нематериального производства, что типично для постиндустриальной страны (табл. 17).

Сюда обычно относят такие отрасли хозяйства, как туризм, торговля, информационные услуги, транспорт.
В последние годы в Германии успешно развивается туризм. Число туристов, ежегодно посещающих страну, к концу 1990-х гг. достигло 20 млн. Из-за страшных разрушений времен Второй мировой войны богатейшее культурно-историческое наследие страны понесло невосполнимые потери.

Почти до неузнаваемости изменил свой облик Берлин, не говоря уже о десятках стертых с лица земли средних и малых городов, особенно на востоке страны. Огромными усилиями немцы вот уже более полувека восстанавливают все, что возможно восстановить. Многим старинным городам удалось вернуть исторический облик. Практически заново отстроен один из красивейших городов Германии Дрезден, полностью уничтоженный во время анг-. ло-американской бомбардировки в феврале 1945 г. Недалеко от Пот-: сдама находится жемчужина дворцово-парковой архитектуры в стиле рококо Сан-Суси, резиденция Фридриха Великого. Это один из европейских центров познавательного туризма.

На юге страны действуют горнолыжные комплексы международного класса Оберхоф и Обервизенталь. Элитные курорты расположены вокруг живописного Боденского озера.
Ежегодно в Германии проводится более 2 тыс. ярмарок больше половины всех международных ярмарок-выставок, приносящих многомиллиардные прибыли. Крупнейшие ярмарочные центры Кельн, Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Мюнхен, Дюссельдорф, Эссен, Лейпциг.

В Германию приезжают на деловые встречи партнеры-предприниматели из Франции, Великобритании, Польши, Испании, Австрии, Японии, Китая, России и других стран.
Транспортная сеть Германии одна из самых густых в мире. Ведущий вид транспорта автомобильный, он обеспечивает 9/10 пассажирооборота и 3/5 грузооборота. Общая протяженность только дорог высокого класса автобанов превышает 11 тыс. километров.

Традиционный железнодорожный транспорт стал нерентабельным. В определенной степени положение должны поправить скоростные железные дороги, Сеть которых активно создается в последние годы.

На 2004 г. запланирован пуск поезда Трансрапид, который будет курсировать со скоростью 500 км/ч между Берлином и Гамбургом. Главная водно-транспортная Магистраль Рейн. Здесь находится крупнейший в мире речной порт Дуйсбург с годовым грузооборотом более 50 млн тонн.

Большую роль в обеспечении товаропотоков в рамках мирового хозяйства играют морские порты Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Киль. Суммарный грузооборот германских портов около 180 млн тонн, из них 20 млн приходятся на восточногерманские порты, в частности Росток.
Особую роль в международных связях Германии играет авиационный транспорт. Франкфурт-на-Майне один из крупнейших авиаузлов мира, первый по грузообороту в Европе.

Новые аэропорты международного класса строятся под Берлином.
К общим чертам территориальной структуры хозяйства Германии можно отнести:
¦ ярко выраженный полицентризм, относительно скромную роль столицы в экономике страны, что связано с особенностями экономического и политического развития Германии;
- традиционно относительно меньшую развитость северных земель (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония);
¦динамичное развитие центральных и южных земель (Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария), прежде всего за счет новейших производств и туризма;
- реструктуризацию и догоняющее развитие вновь обретенных восточных земель (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия).
Население и качество жизни
Население Германии примерно на 20 млн больше, чем в каждой из трех других ведущих стран Зарубежной Европы Франции, Великобритании и Италии. Из 82 млн граждан современной Германии более 90% этнические немцы. Среди народов, исторически проживающих на территории страны, нужно назвать лужицких сербов, или лужичан (около 100 тыс.), занимающих в основном земли Бранденбург и Саксония, и датчан (около 50 тыс.), живущих на границе с Данией в земле Шлезвиг-Гольштейн. Зато число иммигрантов, прибывших в Германию на постоянное место жительства из других стран, исчисляется миллионами.

Помимо натурализованных выходцев из Турции, республик бывшей Югославии, Африки, только легальных иммигрантов, так называемых гастарбайтеров, здесь более 7 млн. Мода на межэтнические браки в последние десятилетия до неузнаваемости изменила внешний облик немцев, их менталитет.

Борьба за чистоту арийской расы к концу ушедшего века была окончательно проиграна. Множество немецких детей теперь темноволосы и кареглазы. Более 10% населения страны исповедуют ислам.

Мечети стали таким же привычным элементом ландшафта немецких городов, как и кирхи. В последнее десятилетие XX в. из республик бывшего СССР, в частности из России, в Германию переехало около 2 млн этнических немцев, в течение нескольких столетий проживавших в нашей стране.

В знак покаяния за геноцид еврейского народа в годы нацизма Германия на льготных условиях принимает на постоянное жительство евреев из всех стран мира.
Структура занятости и социальный состав населения типичны для постиндустриальной страны. Почти 2/3 заняты в сфере нематериального производства. Примерно такую же часть составляет средний класс люди, живущие в условиях относительного благополучия с ежегодным доходом от 2 до 3 тыс. евро на человека.

В последнюю четверть века по мере модернизации промышленности доля рабочего класса неуклонно сокращалась. Если в 1970-х гг. в промышленности было занято более половины работающих, то теперь менее 40%.

Эта Тенденция заставляет из года в год ужесточать иммиграционное законодательство. По примеру США в 1990-х гг. правительство канцлера г. Шредера провозгласило политику дифференцированного подхода к иммигрантам, задача которой всячески препятствовать въезду в страну малоквалифицированной рабочей силы и создавать более льготные условия высококвалифицированным специалистам.

Доля занятых в сельском хозяйстве очень мала около 3%.
В силу многовековой раздробленности страны и самостийности германских земель расселение здесь издревле было полицентричным. Еще в XIV в. на территории нынешней Германии насчитывалось более 3000 городов, в которых проживала пятая часть населения страны. Их экономическая самостоятельность в свое время стала одним из главных тормозов пангерманского объединения.

В результате в Германии сформировалась сложнейшая система городов с многопрофильным хозяйством, где сегодня проживает 4/5 жителей страны.
Столица Германии Берлин; по численности населения (4,5 млн человек) он почти в два раза уступает Москве. Город возник в XIII в. на берегу р. Шпрее. В XVI в. он становится столицей Бранденбургско-Прусского курфюршества, а в 1871 г. столицей Германской империи. Во время Великой отечественной войны город был сильно разрушен. Поэтому его современный облик отличается от довоенного, как, впрочем, и облик сотен других старинных немецких городов, особенно на востоке страны.

Тем не менее сохранились знаменитая липовая аллея Унтер-ден-Линден, Бранденбургские ворота, рейхстаг. В городе находится университет им.

Гумбольдта, один из старейших в Европе; много музеев (наиболее посещаемые Национальная галерея на острове Музеев, дворец Шарлоггенберг XVIII в., относящийся к памятникам всемирного культурного наследия. Именно здесь хранится известный скульптурный портрет египетской царицы красавицы Нефертити).
Почти половина населения страны проживает в городах, расположенных по берегам главной реки Германии Рейна и его притоков. Одна только Рейнско-Рурская агломерация (Рурштадт; земля Северный Рейн-Вестфалия) насчитывает около 10 млн жителей.

Кроме Берлина к городам-миллионерам относятся Гамбург (1,7 млн), столица Баварии Мюнхен (1,2 млн) и Кельн (1 млн).
В последние десятилетия второе дыхание получили малые города с населением до 100 тыс. человек. Это связано с преимущественным развитием малых и средних предприятий, где занято от нескольких десятков до 23 сотен человек. Кроме того, небольшие городки привлекают более благополучными экологическими условиями, меньшей суетой.

Наличие первоклассных автодорог позволяет работать в соседнем городе без ощутимых потерь времени. Особенно престижны малые города в южной, самой живописной части страны в землях Баден-Вюртемберг и Бавария.
Несмотря на давно сложившуюся ведущую роль городов в хозяйственной жизни страны, облик большей части ее территории создают сельские местности, леса и лесопарки. Германские деревни скорее напоминают маленькие городки, что типично для Западной Европы в целом.

В современных деревнях большинство работающих занимается не сельским хозяйством, а трудится на предприятиях сервиса у себя в деревне или в соседних городах.
Германия страна с высоким качеством жизни. Уровень обеспеченности жильем в западных землях около 40 м2 на человека, в восточных 30 м2.

На 1000 жителей приходится более 450 автомобилей, т.е. больше чем по одному автомобилю на семью.


После присоединения ГДР в 1990-х гг. были предприняты огромные усилия, чтобы преодолеть отсталость восточных земель по основным параметрам качества жизни населения. Тем не менее еще понадобятся огромные капиталовложения и многие годы интенсивной работы, пока планка основных материальных и нематериальных показателей (доходы, обеспеченность жильем, экологические условия и др.) будет поднята на необходимую высоту. Пока же проблема адаптации к новым реалиям остов так коренные жители ФРГ (весты) называют выходцев из ГДР очень болезненна.

Только из одного Лейпцига в 1990-х гг. на запад Германии переехало более 200 тыс. человек. Ведь уровень безработицы в восточных землях в несколько раз превышает западный, а заработные платы как минимум на треть ниже.
Сложности, связанные с воссоединением Германии, расширением Европейского союза, в котором ФРГ главный финансовый донор, не очень удачная экономическая политика правительства во главе с Г Шредером, замедление темпов роста всей мировой экономики в первые годы нового столетия все это негативно отразилось на общем положении в стране. До социально опасного уровня поднялась безработица 10% (2002 п).

Тем не менее в периоды кризисов, даже самых драматичных, немцы всегда предпочитали не жаловаться, а искать работу и, найдя ее, работать.
Литература
При подготовке к занятию
Моксаковский В.П, Географическая картина мира. М, 2004. Ч. 2. Социально-экономическая география Зарубежной Европы / Под ред.

В. В. Вольского. ' М., 1998. С. 205-222.
Страны мира: Справочник / Под ред. И.С. Иванова. М., 1999.

С. 105109.
Для углубленного изучения темы
Витковский О.В. Земли Германии в зеркале статистики //Газета География. 1997, 11. Германия.

Факты / Пер. с нем. Франкфурт-на-Майне, 1996.
Западноевропейские страны: особенности социально-экономических моделей / Под ред В.П. Гутника.

М., 2002. С. 37100.
Лавров С.Б. ФРГ после объединения // География в школе.

1996. 2, 4.
Моксаковский В.П. Всемирное культурное наследие.

М., 2000. С. 13169.
Раковский С.Н. Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-географические аспекты // География в школе.

1995. 2.
Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика, М., 2001. Страны мира.

2000. Статистический справочник ООН.

М,, 2001. С. 60.
Страны мира / Под ред. Б.Н. Зимина и И.И.

Бариновой. М., 1992.

Ч. 1. География Европы. С. 105114.
Страны и народы. М., 1979.

Западная Европа.
Страны и народы. М., 1980.

Восточная Европа.
Федеративная республика Германия // Газета География. 2002.

27,28.
Юр Е.С. Бонн. Бывшая столица в поисках будущего // Газета География. 2000.

14.



Содержание раздела