d9e5a92d

Франция

Самая большая страна Зарубежной Европы (550 тыс. км2). Население на начало XXI в. приблизилось к 60 млн, что на 22 млн чел. меньше, чем в Германии. Плотность населения примерно равна среднеевропейской немногим более І00чел./км2.

Столица Париж (3 млн чел., Большой Париж около 10 млн). государства президент. Территория страны разделена на 96 департаментов в метрополии, которые, в свою очередь, делятся на коммуны. От колониального прошлого во владении Франции остались четыре заморских департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана) и заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия), а также несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Численность населения заморских владений около 3 млн чел.
Франция одна из красивейших стран мира, всемирная слава которой не угасает вот уже многие столетия. Наряду с немцами и англичанами французы внесли решающий вклад в развитие мировой цивилизации Нового времени. Слово grande (великий) очень типично для лексики французских историографов, что по праву отражает оценку развития самых различных сфер цивилизации за последние столетия, связанных с Францией. Сами французы гордятся тем, что их страна стала символом авангарда, прогресса.

В начале нового века они видят свою всемирную миссию в просветительстве, распространении идей свободы, демократии, ценностей западной культуры. Франция один из крупнейших образовательных центров мира, здесь обучаются и ежегодно вместе с дипломами университетов получают путевку в жизнь миллионы иностранных студентов из десятков стран. Прогуливаясь по Елисейским полям или Латинскому кварталу Парижа, молодые люди будущая политическая, деловая, интеллектуальная элита мира, как и сто лет назад, с пакетиками жареных каштанов в руках, строят наполеоновские планы на будущее; изучая труды Ж.Ж. Руссо, Вольтера, К.А.

Сен-Симона, мечтают о всемирном благоденствии; всматриваясь в картины французских импрессионистов К. Моне, П. Гогена, учатся тонкости французского мироощущения; читая романы А. Камю и Ж.П. Сартра, пытаются постичь проклятый вопрос смысла человеческого бытия.
Франция на карте мира и Европы в прошлом и настоящем
Франция находится на западе Европы, имеет обширные выходы как к Атлантическому океану, так и к Средиземному морю, что делает ее экономическое и геополитическое положение исключительно выгодным. Узкий 41-километровый пролив Па-де-Кале отделяет Францию от Великобритании. Большая часть сухопутных границ проходит по горам или другим природным барьерам. От Испании Францию отделяют Пиренейские горы, от Италии и Швейцарии Западные Альпы и Юра. На франко-испанской границе в Пиренеях расположено микрогосударство Андорра, недалеко от границы с Италией приморское княжество-город Монако.

Значительная часть франко-германской границы проходит по Рейну. На северо-востоке Франция граничит с Бельгией и Люксембургом.
Конфигурация территории очень удобна для организации инфраструктурных связей и напоминает шестигранник. Сами французы часто так и называют свою страну: J’Hexagone. Благодатнейший климат, разнообразие природных ландшафтов стали существенными предпосылками ее развития и процветания.

Вместе с этим, непростая история Франции являет собой поучительный пример того, что для успешного развития страны одних природных предпосылок, даже самых замечательных, недостаточно.
1 Франция одно из древнейших государств на карте Европы. Отсчет времени французской истории можно вести с 496 г, когда король франков Хлодвиг завоевал почти всю Галлию и принял христианство. Территория страны формировалась в горниле многочисленных войн с сильными соседями: с Англией на севере, Испанией на юге, Священной Римской империей на востоке.

Особенно тяжелой была Столетняя война (13371453) с Англией, проходившая целиком на французской территории. Всемирно известным символом этой драматической эпохи борьбы за выживание страны стала Жанна д’Арк Орлеанская дева, возглавившая победоносные походы французских войск против англичан.
Современные очертания Франция приобрела к концу XVIII столетия. Самыми проблемными территориями стали Лотарингия и Эльзас многовековые яблоки раздора между немцами и французами.

В течение XIX первой половине XX в. эти исторические провинции несколько раз переходили из рук в руки. После поражения Германии во Второй мировой войне они в очередной раз отошли Франции.
Французы гордятся тем, что их страна стала родиной Великой французской революции 17831789 гг., провозгласившей знаменитый лозунг Liberie! Egalite! Fratemite! (Свобода!

Равенство! Братство!). Символом своей страны, наряду с Жанной д’Арк, многие французы считают одного из величайших полководцев всех времен и Народов императора Наполеона I Бонапарта, прошедшего со своей Победоносной Великой армией по всей Европе во имя освобождения ее народов от тирании, но бесславно бежавшего из России осенью-зимой 1812 г.
Многочисленные изнурительные войны на суше и неудачи в борьбе с Англией на море в XVIXVIII вв., Великая французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны, череда революций XIX в. нарушали стабильность экономического развития. Обширные колониальные приобретения, прежде всего в Африке, не обеспечили автоматического обогащения метрополии, о чем мечтали колонизаторы. В результате к концу XIX в. благодатная Франция, с ее великолепными географическими, природными и геополитическими предпосылками для опережающего развития, оказалась экономически самым слабым государством в тройке европейских лидеров (Великобритания, Германия, Франция).

По темпам индустриализации к началу XX в. она значительно отставала от все еще могучей Великобритании и быстро милитаризующейся Германии. Тем не менее в так называемую прекрасную эпоху (La Belle epoque, начало XX в.) Франция третья в мире колониальная держава имела огромный вес на мировом и европейском геополитическом пространстве.
Победа стран антигерманской коалиции Антанты в Первой мировой войне 19141918 гг., очень выгодный для Франции Версальский договор 1919 г. не привели страну к давно желаемому положению общеевропейского лидера. Война унесла жизни почти 1,5 млн французов и разрушила экономику промышленно развитых северо-восточных департаментов страны, где проходили наиболее жестокие сражения. Новое экономическое, военное и геополитическое соперничество 1930-х гг. с нацистской Германией Франция проиграла. Вступив во Вторую мировую войну, она потерпела сокрушительное поражение и всего за полтора месяца (майиюнь 1940 г.) была оккупирована германскими войсками. Немецкие солдаты парадным маршем прошли по знаменитым Елисейским полям Парижа.

Французское сопротивление возглавил генерал де Голль будущий президент страны. Решающую роль в ее освобождении сыграли англо-американские союзные войска, высадившиеся в июне 1944 г. в Нормандии и за три месяца очистившие страну от оккупантов.
Послевоенная жизнь Франции была динамичной, но далеко не безоблачной. Национально-освободительная война в Алжире и последовавший за ней развал французской колониальной империи в начале 1960-х гг., молодежные бунты 1968 г. ставили страну на грань революции. На развитии Франции сказалось традиционно сильное влияние левых сил, способствующих укреплению института государственной собственности (ее доля во Франции превышает 25%) и социальной политики правительства.

Принципиально изменилась доктрина внешней политики. Прежде всего были радикально пересмотрены отношения с бошами так французы привыкли называть немцев.

В 1963 г. президент Франции Ш. де Голль и канцлер ФРГ К. Аденауэр подписали исторический Елисейский договор, положивший конец многовековой вражде двух народов.
Франция сыграла важную роль в формировании политики европейской интеграции. Вместе с тем психологический шок от позорной капитуляции 1940 г. заставил переосмыслить военную доктрину страны и стимулировал развитие военно-промышленного комплекса, форсирование ядерных программ, Франция стала третьей в мире державой, обладающей ядерным оружием.

Она имеет самую мощную в Зарубежной Европе армию.
Сегодня Франция вторая по экономическому потенциалу страна Европейского союза после Германии. Главным направлением ее Национальной политики стало лоббирование европейских интеграционных процессов, последовательное упрочение своей позиции в Европейском союзе, борьба за усиление его веса на мировой экономической и геополитической арене.
Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства
Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро.
* Как и Германия, Франция страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства.
В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но по объемам производства Франция занимает 1-е место в Европейском союзе и дает 22% общего объема его сельскохозяйственной продукции. По экспорту ей принадлежит 2-е место в мире после США.
Обрабатываемые земли составляют 33,4 млн га более половины территории страны. Фруктовые сады и виноградники занимают 4%. Ь результате укрупнения хозяйств средняя площадь одного хозяйства Достигла 40 га.

В Парижском бассейне, Пикардии и Бри велика доля хозяйств площадью более 100 га.
' Половину сельхозпродукции страны дает растениеводство. Ассортимент выращиваемых культур здесь очень широкий, среди них ячмень, кукуруза, рапс, подсолнечник, виноград, соя, разнообразные овощи и фрукты. По ряду ключевых отраслей растениеводства Франция либо мировой, либо европейский лидер. По сбору пшеницы она занимает 1-е место в Зарубежной Европе, по винограду 1-е место в мире.

Пшеница традиционно возделывается в основном в Парижском бассейне, районах Берри и Тулузы. Сахар производится как Из сахарной свеклы, выращенной также в Парижском бассейне, так и
6-1295 из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. После укрупнения хозяйств в северных и центральных регионах поля приобрели правильную геометрическую форму, что благоприятствует использованию техники.


Обширные виноградники размещены в Шампани, Аквитании (район Бордо), Бургундии, в долине Луары и в Лангедоке. Именно эти исторические районы Франции дали название всемирно известным винам, число сортов которых превышает 7 тыс.

В окрестностях городов Коньяк и Арманьяк выращивают виноград специально для производства не менее знаменитых более крепких напитков. По сбору фруктов и овощей Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь Италии и Испании.
В животноводстве у Франции не менее сильные позиции. По поголовью крупного рогатого скота (20 млн голов) и производству мяса она занимает 1 -е место в Зарубежной Европе.

Тучные стада рыжих и пятнистых буренок традиционный элемент ландшафта на влажном западе страны, в Нормандии, Бретани, долине Луары. Франция занимает ведущие места в мире по производству многих молочных продуктов, в частности сыра. Культура сыроварения, как и виноградарства, уходит корнями в эпоху Римской империи, насчитывая уже 2 тыс. лет. Во Франции более 2 тыс. сортов сыра, каждый приурочен к определенной исторической местности.

Особенно славятся сыры, вырабатываемые на старинных семейных фермах в предгорьях Юры и Альп.
По поголовью свиней и производству мяса птицы Франция уступает только Германии. Овцеводство сосредоточено в основном на юге в предгорьях Пиренеев и Альп, а также на о. Корсика. Последнее время растет популярность овечьих сыров, особенно рокфора.

Есть и традиционные национальные пристрастия: гусиная печень из Эльзаса, выращивание или лов устриц на Атлантическом побережье, раз-ведение лошадей на мясо, производство знаменитого лягушачьего мяса.
Яркие национальные особенности проявляются не только в сельском хозяйстве. Например, Франция единственная страна мира, где АЭС дают более 70% всей электроэнергии, обеспечивая почти половину ее энергетических потребностей.

В стране действует 57 атомных реакторов суммарной мощностью 60 тыс. МВт.

Большинство АЭС размещены на реках Луара и Рона.
ТЭС вырабатывают всего 10% электроэнергии, еще 13% гидроэлектростанции, расположенные в основном в Альпах, Пиренеях и Центральном массиве. Возрастает роль новых источников электроэнергии. Появляется все больше ветровых электростанций, обеспечивающих электроэнергией малые населенные пункты.

Геотермальные установки дают тепло более 200 тыс. квартирам в Парижском округе и на юго-западе страны.
Французская индустрия занимает 2-е место в Зарубежной Европе После Германии. Судьбы отраслей промышленности в процессе модернизации экономики страны складывались по-разному.

Как и в других развитых странах, многие традиционные отрасли переживают глубокий кризис. Наиболее характерный пример угольная промышленность. За последние полвека добыча угля сократилась почти в 10 раз и сегодня не превышает 7 млн тонн.

Шахты в департаменте Нор-Па-де-Кале закрыты в 1990 г., почти все остальные шахты в Лотарингии и В Центральном массиве планируется закрыть к 2005 г Главные поставщики угля во Францию: США, Австралия и Южная Африка.
Другая депрессивная отрасль черная металлургия. С 1975 г. производство стали во Франции уменьшилось на треть и не превышает 15 17 млн тонн в год.

Спад производства связан с обострением конкуренции со стороны как других видов продукции, прежде всего алюминия и пластмасс, так и более успешных производителей в лице Бразилии и Южной Кореи. Чугунолитейное производство теперь размещается не в традиционных внутренних металлургических центрах (прежде всего в Лотарингии), а в приморских центрах: в Нор-Па-де-Кале и Дюнкерке, где металлургические заводы были переориентированы на импортное сырье, и в Фос-сюр-Мэр вблизи Марселя (рис.

3).
Намного лучше положение алюминиевой промышленности, обеспечивающей нужды прежде всего авто- и авиастроения. Первое в мире месторождение алюминиевой руды было обнаружено более 100 лет назад в местечке Бокс на юге Франции, поэтому руду назвали бокситами.

Сегодня самый мощный в стране ультрасовременный завод по производству алюминия, принадлежащий компании Пешинэ, расположен в Дюнкерке, рядом с атомной электростанцией в Гравлине.
Стабильно работает химическая промышленность. Предприятия основной химии используют местное сырье, в частности калий из Эльзаса, серу из Лака, соль из Лотарингии. Компания Эр Ликид мировой лидер в промышленной переработке газа, крупнейшее месторождение которого находится в Лаке, в предгорьях Пиренеев. Нефтепереработка и нефтехимия тяготеют к портовым городам.

Внутри страны нефтехимические предприятия компаний Эльф-Акитэн И СФП-Тоталь заняли корпуса бывших предприятий углехимии. Своих нефти и газа Франции уже давно не хватает, поэтому велика доля импорта.

Франция интегрирована в единую общеевропейскую газовую сеть.

Рис. 3. Размещение головных предприятий отраслей специализации хозяйства Франции
Быстро развивается производство товаров бытовой химии и фармацевтики. Здесь господствуют такие крупные компании, как Про-ктер энд Гэмбл, Колгейт-Пальмолив.

Отдельно необходимо выделить знаменитую французскую парфюмерию. Фирма Л’Ореаль занимает ведущее место в производстве косметических средств.

Продукция парфюмерных фирм Ив Сен-Лоран и Шанель известна во всех странах мира. В России она также широко представлена, однако пока еще, к сожалению, не по карману большинству поклонников тонкого французского парфюма.
Одна из старейших отраслей хозяйства Франции текстильная промышленность. Традиционно она сконцентрирована в трех районах: на севере в промышленно-городской агломерации ЛилльРубэ Туркуэн (шерстяное и льняное производство), в южном Эльзасе (хлопчатобумажные ткани) и в Лионской ПГА (трикотаж и синтетические волокна).

Французские швейные изделия всегда отличались хорошим вкусом и элегантностью. Для состоятельных модниц Париж город лучших в мире ателье.

Сюда не только съезжаются посмотреть на плоды фантазии лучших модельеров мира, но нередко прилетают из-за океана по нескольку раз на примерки заказанных платьев.
В машиностроительном комплексе ключевая позиция принадлежит автомобилестроению. Франция занимает 4-е место в мире по производству автомобилей (около 3,5 млн в год) и 3-е место по экспорту легковых автомобилей индивидуального пользования (60% производства). Крупнейшие производители частная группа PSA (более 50% автомобилей), контролирующая заводы Пежо и Ситроен, и государственная компания Рено (более 40% автомобилей). На территории Франции корпуса завода Рено традиционно располагаются вокруг Парижа и к западу от него вдоль р. Сены вплоть до Гавра.

Заводы Пежо и Ситроен находятся в Сошо-Монбельяре и Страсбурге, на Востоке страны. Сегодня география производства автомобилей этих Марок намного шире и простирается далеко за границы Франции.

Покрышками и другими комплектующими выпускаемые автомобили обеспечиваются заводами всемирно известной компании Мишлен крупнейшего производителя шин, головное предприятие которой находится в Клермон-Ферране.
Производство бытовой техники известно в мире прежде всего благодаря продукции компании Мулинекс, основные предприятия которой расположены в Париже.
Авиационная и космическая промышленность предмет национальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты.

И хотя судьба знаменитого Конкорда складывалась не просто, с самолетом случались трагические аварии, французы не оставляли надежду на развитие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать конкорды. В рамках грандиозных программ Аэробус и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция выпускает самолеты вместе с Великобританией и Германией. Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американским боингам. Главные предприятия авиационной промышленности сосредоточены в Париже и Тулузе.

Совместно с другими странами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спутники связи. Ракеты Ариан регулярно взлетают с французского космодрома Куру в Гвиане.
Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промышленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку мировых лидеров. Она известна производством современных танков, истребителей (Мираж), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазурном берегу.

В Бордо размещен завод Талез по производству истребителей. Авиасалон в Бурже мировой выставочный центр и место заключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы.

Примечательно, что Франция, обладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на образование в 1,5 раза больше, чем на армию (27,8% против 19,8% бюджета страны в 1998 г.).
Намного хуже, чем с ВПК, дело обстоит с французским судостроением. За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 19801990-х гг. 80% работающих в отрасли потеряли свои места.

Связано это с избыточной грузовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со стороны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в основном за счет судоремонта.

Военные судоверфи традиционно располагались в Тулоне и Нанте.
Среди новейших отраслей необходимо назвать прежде всего электронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания Франс Телеком и др.).

Широкий спектр продукции от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры выпускает фирма Томпсон. Размещены предприятия электронной промышленности очень дисперсно.

Но тяготеют они к наиболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.
В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный София-Антиполис на юге страны недалеко от Ниццы.
Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в самые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии используют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии.

Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндустрия оборот предприятий зеленого рынка оценивается более чем в 5 млрд евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.
В целом размещение промышленности отражает продолжающийся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лотарингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных территорий, в особенности на юге.
Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия играет сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, страхование, торговля, туризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.
Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км2 территории приходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети ярко выраженная радиальная структура с центром в столице.

Все ключевые магистрали сходятся в Париже.
Общая протяженность автомобильных дорог достигает почти 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперево-зок (включая индивидуальный автотранспорт).

В 1990-х гг. стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей ПарижЛилльБрюссель, ПерпиньянБарселона Идр.
Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные железные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железнодорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоростные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе.

Каждый час с Северного вокзала столицы отправляется поезд Еврос;гар, прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под Ла-Маншем. Поезд Талис за 1 час 25 минут (!) долетает до Брюсселя.

Внутри страны большой популярностью пользуются скоростные линии TGV ПарижЛионМарсель, ПарижТурБордо и ПарижЛиможТулуза.
Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных узлов в Париже сведение в один пункт разных видов транспорта.

Например, прилетев в аэропорт РуассиШарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорожную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.



Содержание раздела