d9e5a92d

Тропа 10. Наши дети

Ведь раньше тревоги и страхи ребенка утихали во время родительского присутствия, внимательного участия со стороны последнего, способствовавшего переживанию и подтверждению того, что данное дитя любимо и значимо. Для нормального человеческого развития самым важным условием является чувство того, что тебя любят, и того, что ты значим.

В случае же его отсутствия личность подвергается различным деформациям, вплоть до патологических.
Но теперь родителей рядом нет, и нет заботливой воспитательницы, и нет утешающих игрушек, а есть лишь незнакомая ситуация, предполагающая наличие каких-то иных качеств личности, скажем, таких, как ответственность и необходимость осознанно совершать определенную работу. И ребенок инстинктивно, защищая себя подобным образом, начинает видеть в учителе родительскую фигуру.

Тенденция психики перемещать на других людей чувства и отношения, проявляемые в детстве к родителям или другим близким и значимым для человека людям, называется переносом. На самом деле любое реальное человеческое отношение, даже такое, как любовь, начинается с переноса.

Последний может быть положительным, когда проецируются такие эмоции, как симпатия, доверие, потребность в общении, или же отрицательным - в случае проявления скрытой или явной враждебности, агрессивности, тенденции к недоверию, настороженности.
И поскольку фигура учителя становится для школьника практически центральной, именно их личностные отношения приобретают особенную значимость. Здесь мы подходим к моменту, осознание которого представляется весьма важным для понимания того, что ситуация так называемой информационной перегруженности - это миф.

На самом же деле никакие информационные нагрузки не приводят к истощению нервной деятельности или снижению успеваемости. Счастливая душа не истощается. Нормальный организм адаптируется к восприятию информационного потока любого объема в силу того, что возможности мозга действительно это позволяют. Акцент смещается в иное - в систему взаимодействий и взаимоотношений.

В этом смысле проблему, возникающую у ученика, можно трактовать как невротическую, то есть такую, которая связана с нарушением сферы эмоциональных отношений.
К невротическим симптомам, встречающимся у школьников, можно отнести такое, на первый взгляд, безобидное свойство, как, скажем, лень. Человек не хочет учиться, теряет интерес к занятиям, пассивно ведет себя на уроках - такой признак сам по себе настораживает как сигнал переживаемого душевного неблагополучия.

За так называемой ленью скрывается невротическое состояние, а это не вина человека, а его проблема, предполагающая понимание и участие со стороны того же педагога или школьного психолога.
Не столь уж редко приходится встречаться с явлениями дневной сонливости, ощущением утомленности, вялости, и не только у школьников, но даже у студентов, чей организм, безусловно, уже наделен большей силой и зрелостью. За такими реакциями нередко может прятаться скрытая тревога, которая не всегда осознается самим человеком, подверженным ее влиянию.

И своевременно обращенное внимание на подобный факт может способствовать выявлению внутрипсихических конфликтов и их разрешению, пока это сделать не так сложно.
Другой распространенный симптом - депрессия - способен проявляться не только в снижении настроения, но и в менее уловимых для неискушенного взгляда признаках, обычно приписываемых другим причинам. Так, например, одним из знаков замаскированной депрессии является склонность к запорам (разумеется, если при этом не диагностируется органическое нарушение органов желудочно-кишечного тракта).
Вообще в настоящее время наблюдается тенденция к более пристальному исследованию именно таких неявных, невыраженных форм, представляющих собой несомненную актуальность в силу того, что последние не сразу могут быть распознаны как признаки невроза. А здесь важно помнить, что невроз имеет склонность к развитию и усилению своих негативных проявлений, в то время как на ранних стадиях развития он легко поддается коррекции.
Что касается особенности некоторых поведенческих реакций, таких как возбудимость, в сочетании с рассеянностью внимания, отвлекаемостью, они также могут указывать на психологические проблемы личности.
Сама специфика психической деятельности индивида предполагает наличие ее некоторой зависимости от влияния других людей, и это свойство особенно касается душевной организации ребенка, которая формируется именно в межличностных отношениях. Поэтому главным целительным фактором, способствующим укреплению душевного здоровья и предупреждающим развитие невротических состояний, безусловно, следует считать человеческий фактор.



В этом смысле учитель может выступать не только в своей прямой роли педагога и информатора, но и в качестве своеобразного психотерапевта, понимающего, что именно он, хотя бы в силу своей формальной позиции, закладывает в душу ученика то, что прорастет потом в характер и, возможно, даже в судьбу.
Прежде чем рекомендовать оптимальные стратегии поведения в отношении тех, кто нам дорог, я бы хотел обратить внимание на несколько положений, увы, столь часто нами забываемых.
И в числе первых нам следует помнить, что наши дети не являются в этот мир сами по себе и не напрашиваются к нам в гости. По крайней мере, они существуют на этом свете в силу нашего собственного намерения.

Они действительно не просили нас о том, чтобы мы их зачали. Стало быть, наши дети - это прежде всего наш собственный выбор, за который мы сами и несем полную ответственность на себе.

Они продолжают нас. Значит, все то, что с ними происходит, в первую очередь происходит с нами.
Наши дети - такие, какими мы их создали. Наши дети - такие, какими мы их создаем. Если мой ребенок получил двойку, значит, эту двойку получил я сам.

По меньшей мере абсурдно отчитывать дитя за ту вину, которой у него на самом деле нет. В случае плохих отметок следует, прежде всего, разобраться в отношениях, спокойно и вдумчиво обсудить подобное положение дел с учителем. Самое непродуктивное в данной ситуации - это наказание и укоры, которые исподволь, но напрямую ведут к формированию невротического состояния.

Да, по сути, нам никто и не давал права унижать и оскорблять человека, даже если он еще несовершеннолетний.
Здесь следует разобраться в себе самом, помня о том, что проблемы моего ребенка - это в первую очередь мои проблемы. И когда я это понимаю, то останавливаюсь перед необходимостью ответа на вопрос: а какую задачу я, собственно, ставлю - воспитать своего ребенка или на своем ребенке выместить собственные амбиции и властолюбивые комплексы?

Если последнее, то, конечно, мне легче устраивать спектакли с упреками, экзекуциями, психическими или физическими, показательными судилищами и выспренними (или нудными) нотациями.
Первое предполагает наличие четырех качеств, ожидаемых со стороны как родителя, так и педагога: уважение, ответственность, забота, знание.
Значит, ругать - как за плохие отметки, так и за поведение, не укладывающееся в рамки ожидаемого - занятие, по крайней мере, бессмысленное, в худшем случае - опасное.
Что касается учителя, то его в полной мере можно уподобить врачу. С точки зрения человеческих качеств, последний вовсе не обязан быть ангелом.

Каким ему быть в личной жизни - его личное дело, и пушкинские строки пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен вполне могут быть отнесены и к учителю, и к врачу. Почему бы и нет?

Но - как только переступается порог кабинета, все личное остается на вешалке вместе с пальто. Страждущего не интересует, выспался ты или нет, радости у тебя или неприятности. Он обратился за помощью.

И твоя работа - помочь.
Разве придет в голову хорошему врачу обвинять пациента в том, что лечение складывается не так, как надо, потому что пациент нерадивый? Нет. Прежде всего, он задумается - а может быть, дело во мне? Что делаю неправильно я? Если у врача что-то не получается, это вовсе не значит, что он плох.

Это значит, что он пока в чем-то не может разобраться, и это вовсе не порок. Для того и существуют консилиумы, где более опытные коллеги совместно обсуждают перипетии неординарного (впрочем, иного и не бывает) случая.
Учитель в этом смысле может быть уподоблен целителю со всеми на то основаниями: ему дана власть над людьми, но не для того, чтобы использовать ее в собственных целях. И потому предполагается, что все свое личное человек, призванный учить, входя в класс, на время забывает.

Работа превыше всего. И если кто-то из подопечных вдруг выходит из-под контроля, то на самом деле плох не ученик, а что-то плохо в деятельности учителя.
Выводы из всего сказанного, в общем-то, просты, но если следовать им, то результат приятно поразит своей эффективностью. Представляемые рекомендации проверены опытом, и потому они работают.
Если ваш ребенок получил двойку, осознайте, прежде всего, что эту двойку получили вы сами. И теперь решите - наказывать себя или подумать, почему так случилось.
Если на ребенка поступила жалоба из школы за плохое поведение, разберитесь, что же в вас самих существует такое, что это поведение провоцирует. И если хотите, то прочтите себе нотацию или накажите себя.
Если у ребенка поднялась температура, будете ли вы ругать его за это? Если да, вам вряд ли вам имеет смысл читать дальше.
Так называемая лень - не то, что требует порицания за нерадивость, но такой же симптом неблагополучия организма, как и лихорадка. Внимательное участие в таком случае может предотвратить развитие недуга и в корне исцелить его.
В этом смысле следует помнить, что ребенок всегда подражает тем, кто ему интересен и значим. А подражать - значит, учиться.

Так мальчик, подражая отцу, узнает, что такое мужчина; девочка, отождествляясь с матерью, становится женщиной. Если ребенок склонен игнорировать учебу, значит, ему просто-напросто некому подражать.

Об этом полезно помнить как родителям, так и педагогам.
Приведенные принципы не так уж трудно исполнить, но как часто игнорирование простого приводит к возникновению сложного. Поэтому разумно делать то, что делается своевременно.

А когда будет поздно, тогда уж действительно будет поздно.
Вот такая вот байка, - тонко улыбнувшись, заключил Мастер. - И если в наших исследованиях быть последовательным, то можно прийти к следующему: большинство родителей ненавидят своих детей.
Они ненавидят их, потому что завидуют им, хотя и не осознают того. Именно отсюда побои и унижения - фасад, за которым скрывается желание убить ребенка.
- Но какова же причина зависти, Мастер? Признаться, услышанное меня и тревожит, и смущает своей парадоксальностью.

К чему тогда производить на свет потомство, если оно вызывает чувство отторжения?
- Программа, мой дорогой, программа, - задумчиво последовал ответ. - И потом, я же не сказал, что тотально все человечество одержимо смертоносными влечениями, а только всего лишь большинство. Невозможно назвать точную цифру, потому что нет ничего более приблизительного, чем точность, но, положим, что около восьмидесяти шести процентов. Что касается зависти, то здесь все просто.

Смутно каждые отец и мать понимают, что их дитя - вовсе не их.
- Прошу прощения, Мастер?

Тропа 10. Наши дети


Мастер сделал медленный вдох и сказал:
Наши дети - на самом деле не наши дети.
Они приходят в мир не от нас, но только через нас, нам не принадлежа.
И заявление я дал жизнь этому человеку - проявление крайней самонадеянности.
Кто утверждает подобное, тот нагл.
Отчего по планете бродит легион неприкаянных и несчастных созданий? Оттого, что их сделали такими - такие же.
Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось.
- А теперь представь себе, какое чувство может испытать обыватель, когда является свидетелем прихода существа из иного мира. Ужас и тревога наполняют тайники души его, но, лишенные возможности проникнуть в сознание, они создают внутри невыносимое напряжение, которое в большинстве случаев разряжается через разрушительные стремления.

На поверхностном уровне страх преобразуется в зависть - одно из свойств ревности к сопернику, который имеет возможность быть счастливым.
- Не слишком ли суровая картина нравов, Мастер?
- Полагаю, что нет. Ибо у всякой двуногой, так называемой разумной особи есть шанс стать человеком. Все зависит от того выбора, который делает каждый из нас.

Мы - это наши выборы. Многие проблемы возни кают от незнания или непонимания законов, регулирующих отношения Мира и людей.

Владение же подобной информацией увеличивает шансы на то, чтобы существенно изменить качество собственной жизни, в сторону усиления ее позиций, разумеется.

Тропа 11. Всякий раз, когда ты говоришь это мое


Мастер сделал крохотный глоток зеленого чая и сказал:
Всякий раз, когда ты говоришь это мое, - ты демонстрируешь наглость.
Мои дети, мой дом, моя одежда, моя жена, мой муж... - рано или поздно тебя лишают этого, как только ты начинаешь полагать, что это твоя собственность.
Все то, чего ты можешь лишиться - уже не твое.
Нет ничего твоего.
Вещи, окружающие тебя, всего лишь взяты тобой напрокат, они тебе не принадлежат.
Даже тело, которое у тебя есть, ты не можешь назвать своим.
Владеешь ли ты им каждую секунду?
Почему ты тогда печалишься, когда оно страдает, болеет, подвергается необратимому процессу распада?
Значит, и оно тебе не принадлежит - если ты не в силах предотвратить происходящее с ним.
Оставь самонадеянность и прояви благоразумие - уразумев, что нет ничего твоего из того, что тленно.
Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что то изменилось.

Тропа 12. Не создавай ожиданий


Мастер сказал:
Не создавай ожиданий.
Потому что мир не создан, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Тропа 13. Мир текуч и изменчив


Мир текуч и изменчив. Он следует своим Путем.

Ему наплевать на твои чаяния, отчаяния и надежды.
Он не собирается подстраиваться под тебя. Поэтому тебе разумнее подстроиться под него.

Быть в согласии с миром - это и есть смирение.

Тропа 14. Ты твердишь, что хочешь счастья


Ты твердишь, что хочешь счастья. Ты хочешь счастья. А готов ли ты быть частью?

Выбирай - счастье или свобода.

Тропа 15. Механика жизни проста


Механика жизни проста - что даешь, то и получаешь.
Поэтому осознай, прежде чем настроиться на результат: хочешь ли ты, или ты хочешь хотеть?
Ты получишь то, чего ты хочешь: если ты хочешь хотеть, то и получишь соответственно - хотение хотеть.
Что на входе, то и на выходе.

Тропа 16. Сила и усилия


Сила и усилия - противники.
Сила там, где нет усилий.
Где усилия - там нет силы.
Начинаешь стараться - отодвигаешь результат, ибо старания твои ни к чему не приведут, так как ведут в никуда.
Да и вообще, нельзя постараться что-либо сделать.
Можно либо сделать, либо не сделать, но постараться - нельзя.
Как можно забеременеть чуть-чуть?

Тропа 17. Человек одинок


Человек одинок.
Он приходит, проходит и уходит.
Он приходит в этот мир в одиночку, он уходит из этого мира в одиночку, он проходит через бренную юдоль мира сего в одиночку.
Мы все - толпа одиночек, бредущих без цели и смысла - не зная откуда, не ведая куда, не понимая зачем.
А наши близкие - такие же далекие, как и те, что где-нибудь за океаном.
Почему так?
Все просто.
Следи за ходом рассуждений.

Тропа 18. Знаешь ли ты, кто ты?


Знаешь ли ты, кто ты? Нет.
А если знаешь, тогда ответь на несколько вопросов.
Можешь ли ты помнить все свои сны? Очевидно, что нет.

Но между тем одну треть своей жизни человек проводит во сне.
Где ты проводишь одну треть своей жизни? Ты не находишь, что ответить. Потому что не знаешь.

Значит, вычти одну треть.
Способен ли ты сообщить о том, что делал и в каком состоянии находился, предположим, сто двадцать четыре дня, восемь часов, сорок две минуты назад? Можешь даже не напрягаться.

А вычти еще две трети.
После того, как ты вычел из себя всего себя, скажешь ли теперь, кто ты?
... А это значит, что ты сам от себя далек...
... Другой далек от тебя точно так же...
Он так же не может ответить на эти вопросы.
Посему, бесконечно далекие от себя, вы далеки друг от друга в квадрате.
Вы смотрите друг на друга, но видите лишь тени собственных фантазий - отец и сын, мать и дочь, муж и жена, братья и сестры...

Тропа 19. Человек брошен


Человек брошен в мир.
Каждый из нас несет в себе боль изгнания - шок, пережитый во время рождения - опыт умирания - первая травма, нанесенная этим миром.
Некогда я пребывал в океаническом чувстве единства с Дающим Жизнь, и блаженствуя, наслаждался собственным бессмертием, в прекрасной бездумности предвкушая его нескончаемость.
Каково же было потрясение, когда сотрясающая сила вторглась в дом моего Эдема, сокрушая чудесные стены пленительных видений.
Вселенная взорвалась, и я низринулся в плотную тьму измаранного мраком коридора, корчась в лабиринтах ада всей своей сморщенной и хилой плотью.
И плотный холод всепоглощающего тумана обозначил окончание вечности.
Я умер.
И со мною умерло мое бессмертие.
Добро пожаловать на край бездны...
Ты сочувствуешь и понимаешь...
Но, когда я говорю я, имеешься в виду и ты.
Эта история так же и о тебе... о каждом из нас.

Тропа 20. Каждый из нас


Таким образом, каждый из нас брошен и заброшен - и переживание этого опыта мы несем и вынашиваем в себе.
Таким образом, каждый из нас изгнан, и потому мы - изгнанники, вывернутые наизнанку ужасающим лоном, вытолкнувшим нас в дебри мира сего, каждому определив меру печали - печати мира.
Таким образом, каждый из нас странник - заброшенный, брошенный, изгнанный, бредущий сквозь дым надежд, чтобы отыскать свой дом.
Но надежды ненадежны.
Они лишь одежды отчаявшихся грез, каждое мгновенье готовые истлеть.
Каково же содержание того, что по недоразумению зовется нашей жизнью? Чем заняты мы, неприкаянные бродяги, растерянно заселившие пространство?

И что за смысл таится в нашем дремлющем бытии?
Наверное, у каждого свой Мастер, в зависимости от мировоззрения, системы верования, установок...
Нет, милейший. Смысл у всех и каждого общий, он же составляет и всеобщую озабоченность, вырастающую из смутной тревожности и перед собой, и перед миром.

Он столь же прост, сколь и неосознаваем - спасение.
От кого? Или от чего?
От того ужаса, который сопровождал его появление на свет.
Годы идут, но ужас не уходит.
Он разъедающей отравой пропитывает душу.
Однако процесс этот столь потаенный, что мы и не догадываемся о нем.
А потом ты вроде бы внезапно и случайно приходишь к пониманию, что все твое существование отравлено.
Только уже поздно. Ты уже изъеден, разъеден и съеден.

Тревога выползла наружу и обвивает тебя. И тогда все твое существование начинает корчиться, как агонизирующий кролик, сладострастно увитый фаллическим напряжением флегматичного удава.

Кольца судьбы сжимают твою трахею, и ты задыхаешься в собственных воплях. И начинаешь метаться, как блоха - не узнаешь ли жизнь свою, человече? Спасай себя, спасай!

Впрочем, только этим ты и занимаешься всю свою жизнь - всякий день, каждый час, ежеминутно - растворенный в безмысленных, а потому и бессмысленных мигах своего сна, называемого тобой жизнью.
Мир умер, когда ты в него вошел. Потому что ты сам умер.

С того момента все твои действия - вариации на тему спасения себя.
Каждый, однако, занят собственным спасением по-своему. Хотя и не всякий знает об этом.

Но тем не менее.

Тропа 21. Единственное занятие


Единственное занятие человека в этой жизни - попытка спасти собственную душу. Другое дело, что у кого-то это получается, остальные ничего не получают, кроме неудач и разочарований.

Почему?
А потому, что все зависит от способов.
Одни ведут, иные уводят.
Растворяющиеся в наркотиках или алкоголе также заняты спасением души, только не спасают ее.
Прельстившийся ум всегда пленяется, и когда очаровательный свет опьянения рассеивается, мрак обнаруживает свой оскал. С отрезвлением приходит и прозрение - проступающий во мгле ужас. И если в эту минуту живущий не проявит мужество жить, то глубже скользнет в тоскливую радость надрыва саморазрушения, взяв союзники услужливых недругов.

Томная прелесть тьмы и сладковатый дурман разложения размножатся в норах его мозга.
И безмолвные волны невидимых слез поминально омоют усопшую душу, усыпленную собственным тленом.
К сожалению, слишком поздно приходит осознание того, что ты - мертв.
Ужасно, если оно вообще не приходит.
Мертвецы не покоятся на погостах, но они бродят по земле, попирая слежавшийся прах, едят, пьют, совокупляются, произносят речи. Это не метафора.

Речь идет о биологических автоматах, существующих за счет рефлексов.
Кто не спасся, тот не спасен.
- Но ведь эти автоматы довольны, так как они удовлетворены и имеют возможность преумножить свои удовольствия, Мастер? И почему бы тогда не сказать, что душа их не так уж и скорбит по собственной брошенности?

Разве в этом случае она не освобождена от наваждений памяти вхождения в этот мир?
- Получивший благо - всего-навсего лишь благополучный. Что не означает - счастливый. Ибо внутри себя он знает: то, что дано, может быть и забрано.

Всегда может быть отнято то, что принято. И благополучный отнюдь не есть то же самое, что пребывающий во благе.
Благополучие - не более чем возможность без особого труда удовлетворить какое-либо влечение, к примеру, сексуальное, гастрономическое, моральное или эстетическое.
Чувство, возникающее при этом, описывается как удовольствие. Но в данном случае мы имеем полную зависимость от обстоятельств.

Если они позволяют, то желание реализуется. Если нет - что получит вожделеющий, кроме своего вожделения, не способного ни согреть, ни насытить, ни защитить?
Кормятся теми, кого откармливают.
Посему самодовольство довольствующегося удовольствием прячет в себе ужас.
Вспомни детство: прекратились ли навсегда твои печали, страдания, слезы по получении заветного подарка? Да и сама радость длится не больше минуты.
Даже самая изысканная пища - лишь потенциальное испражнение.
- Значит ли это, Мастер, то, что вы противник благополучия как такового?
- Во-первых, из того, что я говорю, вообще ничто ничего не значит. И ничего не означает, а только - обозначает.
Во-вторых, достаточно и во-первых.
Что же касается пристрастий, как утверждающих, так и отвергающих, то я не очень-то себя ими обременяю.
Разве я сказал, что благополучие - плохо?
Я сказал, что благополучие - это всего лишь.
Оно - не антипод счастья, равно как и не само счастье. Просто не следует путать эти качества.

Я тебе показываю ловушки, в которые попадают многие, чтобы ты не стал одним из них. Но я не занимаюсь поучениями. Хочешь - бери, хочешь - нет.

Брать или не брать - выбор твой. Ты берешь, потому что ты выбираешь. Ты не берешь, потому что ты также - выбираешь.

Мне не дано права вмешиваться в чей бы то ни было выбор. Таково правило.

Нарушить его - превысить полномочия.
Мастер чуть призадумался, после чего молвил:
Приходилось ли тебе когда-нибудь размышлять о свободе человеческой и о том, что, собственно, такое - свобода эта? Вот мы говорим о необходимости выбора и о личной воле, присутствующей в момент принятия того или иного решения.

Но действительно ли присутствует здесь осознанная воля как выражение сознательного намерения?
- Признаться, Мастер, я в какие-то моменты был близок к подобным умонастроениям, но глубоко в них не вникал.
- А и не надо глубоко. Где глубоко, там нет глубины.

Нет глубины там, где глубоко. Ты вот послушай еще одну байку.

Назовем ее так: тоска по Адаму.
- Таинственно.
Все таинственно. Ну да слушай. - И тоном сказителя Мастер начал повествование.
Тоска по Адаму.
Народ освобожден, но счастлив ли народ?! - воскликнул некогда великий демократ, хотя и не разночинец, бренча на своей мужественной лире.
Нынешние разночинные и просто чиновные демократы поют иные песни, похрустывая косточкой, оброненной с барского стола.
И, конечно же, извечные российские вопросы кто виноват и что делать нержавеющим дамокловым мечом все еще нависают над нашими поднаторевшими, но все еще незрелыми умами.
А действительно, кто виноват? И - что делать?
Мне бы с вальяжной важностью, утонув в роскошном кресле, по-фрейдовски неторопливо углубляться в таинственные души вежливых посетителей, но Ее Величество Жизнь вносит свои коррективы, далеко не всегда спрашивая согласия у своих подданных.



Содержание раздела