d9e5a92d

Цветков Э. - Ловушка для человека

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ

В этой книге я ничего не доказываю.
Я просто досказываю.
В последнее время как-то сама собой стерлась грань между тем, что я пишу, тем, что я говорю и тем, что я делаю.
Слово начертанное стало продолжением слова сказанного.
Один мой знакомый обозначил мои выступления как жанр устной книги.
По прошествии некоторого времени часть этой книги воплотилась в письменную форму. Значит, пришло время.
Впрочем, я никогда в классическом понимании не писал книг. Они случались сами собой.

Я просто записывал. Так вот записалась и эта.

Путь Тропы

Я брел среди разводов ночной тьмы в поисках просветления.
Монотонно-исповедально изливался нескончаемый позднеосенний дождь.
Одиночество сопровождало меня. И мысли мои плыли где-то рядом.
Тени, шурша, скользили, оживляя пространство, и выскакивали из-под ног, словно напуганные мыши.
Одиозный странник, которым я ощущал себя в полной мере, пробирался сквозь нагромождение образов, звуков, запахов - этакую чащу собственного восприятия - хотя и не ведал, куда он, собственно, пробирался.
И для чего?
Фонарик памяти высветил одну из встреч с Мастером.
Все наши встречи казались мне странными.
Впрочем, если вдуматься как следует, разве сам мир не странен?
Ветер тронул груду раскисших облетевших листьев, и мне почудилось чье-то присутствие: будто бы от ветхой кучи отделился некий облик и двинулся в мою сторону. Бомж или призрак?

Или так себе, обман чувств - иллюзия?
Как бы то ни было, но по непостижимой прихоти процессов, протекающих внутри черепной коробки, мне подумалось о том, что я совершенно напрасно пытаюсь провести разницу между бомжем и иллюзией. Такая разница надуманна и тавтологична, как масло масляное.
Ведь мир сам по себе иллюзорен.
Фонарик памяти засветился ярче, и я медленно переместился в параллельное измерение, которое, как правило, называют прошлым.
А на самом деле, есть ли оно, прошлое?
Однажды я к нему обратился:
- Мастер, обучи меня упражнениям, которые бы помогли мне овладеть искусством Жить.
Мастер сказал:
- Упражнения только в средней школе на дом задают. Если ты хочешь обрести Постижение, отбрось саму мысль о том, что выполнение каких-то упражнений приведет тебя к тому.
К прозрению приводит осознание. И если у тебя есть желание воплотить в жизнь свои намерения и мечты, то никаким школярством ты этого не добьешься.
Безусловно, душу свою можно тренировать с не меньшим успехом, чем тело, но дело здесь заключается вовсе не в том, что ты подсчитываешь вдохи-выдохи или узнаешь, как правильно расставлять руки. Я не отрицаю действенность подобных мероприятий - в конце концов, они в какой-то степени могут способствовать внутренней дисциплине и организации, но первостепенно иное - познание тайной механики того, что мы называем нашей жизнью, ее потусторонней подоплеки, скрытой от повседневного взора нашего обыденного разумения.
Если ты научишься думать и видеть, многое откроется тебе. А это расширит твои возможности.
Правда, как тебе известно из классики, многие познания преумножают печаль.
Однако, если ты готов принять, вместить и пережить настоящую печаль, ты сможешь обнаружить в себе истинную радость.
Радость открывается только в печали.
Лишь печаль - единственный источник радости.
Все остальное - эйфория или экзальтация, всплески потревоженного ума, которые, утихомирившись, погружают тебя в еще более глубокую бездну тихого, но неумолимого отчаяния.
Итак, если ты готов пойти по Дороге Познания, приготовься к тому, что она не всегда будет прямой и ясной, хотя, в конечном счете, и приведет к предельной, а может быть, даже и запредельной ясности. И весьма часто придется сворачивать на потаенные тропы, где любой ложный шаг таит в себе непридуманную опасность.
Путешествие исполнено риска, но и награды тоже.
Вместе с тем, я не даю тебе никаких гарантий. Единственное, что я могу тебе предложить - это предложить...
Пространство словно бы покачнулось, и я почувствовал, что внутри меня что-то изменилось.
Мастер и Ученик покидают пространство обыденных значений и перемещаются в зону потаенных смыслов.
Тут же обозначается первая тропа, которая ощущается как нечто зыбкое, даже чуть колышущееся, напоминающее затаившуюся дорожку посреди заболоченных пучин.
Блуждание по извилистым и тревожащим тропам ропотом тихим наполнило душу мою. И смутное смятение заволокло сознание.
- Мастер! - жалобно воззвал я. - Печаль моя уже преумножилась. Не пора ли сделать привал и отдохнуть?
- Отдых смертельно опасен, - отозвалось пространство, уплотнившись в знакомые очертания моего спутника. - Учись у сердца своего. Оно никогда не отдыхает, и благодаря этому ты жив. Бери пример с дыхания своего - оно нескончаемо и устремлено в единый поток непрерывного движения. Если хочешь отдохнуть, сделай паузу и держи ее до тех пор, пока не исчезнет твое дыхание.



И да живет имеющий мужество жить. Когда настанет твой последний вы-дох - он и обозначит твой от-дых.
- Ну ладно, пошли, - молвил Мастер, и Ученик последовал за ним.

Тропа 1. Прошлого нет


Мастер сказал:
Прошлого нет - потому что его уже нет. И будущего нет - потому что его еще нет.
- Значит, есть только настоящее, Мастер, то, что мы называем здесь и сейчас?
Мастер сказал:
- Ты произнес эту фразу. Когда ты ее произнес?
- Только что.
- А где это только что?
- Ага... мое только что только что ушло в прошлое. Оно - в прошлом.
- Произнес ли ты эту фразу?
- Разумеется, произнес.
- Тогда где она, эта твоя фраза?
- В прошлом.
- Существует ли твоя фраза?
- Конечно же.
- Где она существует?
- В прошлом?..
- Есть ли прошлое?
- Нет.
- Есть ли то, что сказано тобой?
Я не нашелся что ответить. Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось.

Мне не удалось понять, что именно, но, доверившись происходящему, я вошел в состояние нейтральности.

Тропа 2. Говорит ли говорящий


Мастер сказал:
Говорит ли говорящий?
Молчит ли безмолвствующий?
Спит ли спящий?
Существует ли существующий?
Бодрствует ли бодрствующий?
Происходит ли происходящее?
Что происходит, когда ничего не происходит?

Тропа 3. Невозможно прийти


Мастер сказал:
Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом, в том числе и ментальным.
А потому прежде всего стремись к освобождению.
Беда не в том, что в тебе есть это самое дерьмо, а в том, что ты не замечаешь его и продолжаешь себя вести так, будто его нет.
Но оно есть.
И если ты его не исторгнешь из себя, то отравления не избежать.
Ты знаешь, к чему приводят длительные запоры?
Наверно, догадываешься.
Организм становится тяжелым и нездоровым.
Он становится отравленным.
Облегчение может явиться в виде простой клизмы.
То, что происходит с тобой во время наших встреч, можешь считать духовной клизмой.
Все проще, чем ты полагаешь.
Однако в силу твоей загруженности ты думаешь, что мир коварен и озабочен тем, чтобы подстроить тебе очередную каверзу.
Какой в этом смысл?
- А что такое мое ментальное дерьмо, Мастер?
- Это твои убеждения, суждения, концепции, предписания, установки, ожидания. Все то, что считается тобой истинным, незыблемым, непререкаемым и составляет предмет твоей веры, конечно же, истинно верной, по твоему разумению, не так ли?
- Но как же без веры? Разве без нее возможно обойтись?
- Жизнь не нуждается ни в какой вере. Более того, она не только возможна без веры, но и невозможна там, где вера. Неужели ты думаешь, что ребенок, впервые поднимающийся на ноги и делающий первые шаги, вынужден верить в то, что у него это получится?

Да он вообще не знает, что такое вера, и, тем не менее, встает и идет! Птице не нужно никакой веры, чтобы взмахнуть крыльями и полететь.

Тропа 4. Твоя вера


Мастер сделал паузу и сказал:
Твоя вера - это всего лишь твое суждение.
Но твое суждение о чем-то никак не может быть этим чем-то.
Стало быть, оно не истинно.
А, следовательно, все то, что ты проповедуешь или исповедуешь - ложь.
Твоя вера не более, чем набор уловок твоего встревоженного, всуе блуждающего ума.
Вера в любовь убивает любовь.
Веря в свои возможности, ты убиваешь свои возможности,
Вера в Бога уводит тебя от Бога.
Вера. Надежда.

Любовь. - У обывателя эти понятия, располагаясь рядом, даже отмечаются как светлый и романтический праздник.
Надо же - измыслить такой абсурд!
Где есть любовь, там нет сомнений, а потому и нет нужды ни в вере, ни в надежде.
Если же ты надеешься и веришь, то ты - не в состоянии любви.
Ибо любовь - это прежде всего переживание.
И ты либо в нем, и тогда тебе уже нет дела ни до чего другого, либо вне его, и в таком случае ты начинаешь гипнотизировать себя различными представлениями, концепциями, в частности, такими как вера и надежда.
Представление о реальности не заменит реальность.
Мир не создан для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
Рано или поздно Реальность разбивает все твои иллюзии, и ты переживаешь мучительную боль.
Освободись от них сам, и ты избежишь боли.
Пространство словно бы покачнулось, и я ощутил, как во мне что-то изменилось.
Мастер сказал:
Невозможно прийти к Просветлению, будучи отягощенным собственным дерьмом.
Мастер чуть задержался в паузе и спросил:
- Каким понятием ты бы обозначил излишнюю привязанность к собственным мнениям?
Мой ум споткнулся и свалился в паузу, но гораздо более длительную, чем та, над которой легко пролетел Мастер. Видя мое затянувшееся замешательство, он коротко произнес:
- Кумирство. Придавая своему мнению статус истины и единственной правды, ты возводишь себя в ранг Всевышнего.

В этой ситуации возможны три варианта.
Первый - ты действительно Бог.
Второй - у тебя проблемы с головой, ибо ты считаешь себя тем, кем в действительности не являешься. С не меньшим успехом ты можешь объявить себя Наполеоном или Светлейшим Гуру.
Третий - ты нагл.
Если ты полагаешь себя Богом, сверши чудо. Ты не можешь?
Тогда посмотрим, быть может, ты болен? Нет, вроде бы ты адекватен.
Тогда остается третье - твоя наглость. О ней и поговорим.
И Мастер сказал:
Наглость - это превышение своих полномочий.
Для меня же это прозвучало несколько загадочно. И я остался в молчании.
Мастер сказал:
Я хочу, чтобы ты понял - здесь не идет речь об этике. Всякая мораль весьма условна и относительна. Она создается намеренно с целью более эффективного контроля над людьми.

Подчас она имеет силу более действенную, чем власть законодательства. Иногда она сама принимает на себя функцию истинного закона, людского, разумеется.

Поощряемое в одной стране карается или порицается в другой.
Мораль ничего общего не имеет ни с совестью, ни со здравым смыслом. Повторяю, ее назначение - сплачивать и управлять.
Путь личного развития лежит вне морали.
Потому такое явление, как наглость, нами рассматривается с позиций непредубежденных, беспристрастных, лишенных какой-либо эмоциональной окраски и уж тем паче не имеющих ничего общего с мнением молвы.
Не вдаваясь ни в пафос, ни в поучительство, разберемся в необходимости определиться с данным понятием в том смысле, который предполагает глубокая, но конкретная духовная работа.
Итак, наглость - это превышение собственных полномочий.
Что есть полномочия? Набор неких предписаний относительно правил поведения той или иной личности.

Иными словами, речь идет о праве на совершение того или иного поступка.

Правила диктуют права, а права предопределяют правила.


К примеру, ты едешь на машине и решаешь пересечь сплошную линию. Нарушение этого правила для тебя потенциально наказуемо, если у тебя нет права на подобное действие. И если инспектор засвидетельствует совершенное тобой, он тебя может реально наказать, В этом случае ты превысил полномочия.

Ты в этом случае - нагл.
Простая социальная модель, регулирующая варианты поведения, отражает некоторым образом универсальные закономерности саморегуляции мегагигантского механизма, или организма под названием Вселенная,
Здесь же мы встречаемся с необходимостью прояснить некоторые положения, в общем-то требующие ясности, если мы хотим все расставить на свои места, без чего говорить о личностном развитии и движении не имеет никакого смысла.
Вернемся к нашим нарушителю и инспектору. Я сказал, что последний может реально наказать первого. При этом, если быть строгим, то я высказался не совсем точно, употребив расхожее выражение обыденного языка.

И я специально делаю на этом акцент, потому что подобные языковые вольности, как правило, создают большинство проблем и неприятностей в жизни людей.
Рассудим же обстоятельно.
В основе всякого взаимодействия лежит соглашение, договор. Он призван регулировать всю механику данного взаимодействия. В противном же случае вместо ожидаемой организованности, призванной контролировать и упорядочивать события, мы останемся в анархии и хаосе.

Посему мы в наше общежитие вводим правила и принимаем их в качестве неких аксиом поведения - ради собственного же выживания.
Однако соглашение остается неполным, если не оговаривает меры, предполагающиеся в случае его нарушения.
Подойдем с другой стороны и задумаемся, а для чего, собственно, эти меры нужны и необходимы ли они? И какова степень объективной обоснованности их введения? Уместны ли они вообще? Ответ окажется явно положительным, если мы предположим, что функция подобных санкций не столько карательная, сколько компенсаторная.

И это логично, постольку, поскольку стратегия выживания требует соблюдения принципа равновесия. Действие равно противодействию. Что посеешь, то и пожнешь.

Что на входе, то и на выходе.
- Око за око и зуб за зуб, Мастер?
- Не обязательно. Может быть, и колено за зуб...

Но принцип сохраняется.

Тропа 5. В природе не существует


Мастер прикрыл веки и сказал:
В Природе не существует наказания.
Мир не наказывает.
Он только дает обратную связь и восстанавливает равновесие.
Если ты нарушаешь это равновесие, то Мир реагирует.
Его реакцию ты воспринимаешь как наказание.
Хотя Мир никогда не наказывает - он просто восстанавливает нарушенное равновесие.
Веки Мастера медленно приподнялись, обнаруживая несколько тяжеловатый взгляд.
- Но вернемся к наглости, - чуть прищурившись, продолжил он. - Когда ты превышаешь свои полномочия, то тем самым нарушаешь равновесие Мира. Ты в этом случае преступаешь некую невидимую границу, очерчивающую территорию отведенного тебе бытия. А значит, ты вносишь в универсальное устройство Вселенной определенную порцию хаоса, что представляет несомненную опасность для Системы, частицей которой, хотя и ничтожно малой, ты, тем не менее, являешься.

И весь этот глобальный организм реагирует, и как ты, наверное, уже догадываешься - способом, возвращающим тебя обратно. Но постольку, поскольку мы вынуждены принять во внимание принцип инерции, то возвращение твое происходит не на исходный уровень, а гораздо ниже.

Тропа 6. Тебя понижают


Тебя понижают ровно настолько, насколько ты возвысился сам.

Тропа 7. Твоя наглость


Мастер невесомо повис в паузе и плавно спланировал к следующей тираде:
Твоя наглость - хорошо это или плохо?
Это ни хорошо, ни плохо.
Это просто ситуация, когда ты превысил собственные полномочия.
И не жди за это наказания.
Наказания не последует. Вселенная не карает.
Вселенная только восстанавливает равновесие.
И если ты при этом будешь убит так называемым несчастным случаем или так называемой болезнью - не обессудь, ибо ты сам призвал смерть из небытия - превышением своих полномочий.
Впрочем, об этом уже было сказано давным-давно: если ты берешься судить, то ожидай суда и над собой.
- Мастер, - тихо зашелестел мой ропот, - а как же мне узнать границы своих полномочий? И какие еще примеры наглости можно обнаружить в повседневном течении нашей жизни?
- На первый вопрос ответить гораздо проще, чем ты думаешь. Твои полномочия - это то, что у тебя есть.

Тропа 8. Ты имеешь


Ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.
Назовем это принципом соответствия.
Если приглядеться повнимательнее, его действие можно обнаружить повсеместно. Он многое объясняет. К примеру, распределение людей в соответствии с полярными состояниями качества их жизни: богатство - бедность, здоровье - немощь, успех - прозябанье, везенье - неудачи, активность - застой... Действительно, почему не существует равных?

И от чего зависит наблюдающееся столь явное неравенство?
Принцип соответствия раскрывает смысл имеющегося положения вещей: ты имеешь ровно то и ровно столько, чему ты соответствуешь.
Денег у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько их у тебя есть.
Имущества у тебя не может быть ни больше, ни меньше того, сколько у тебя его есть.
Тебя окружают те люди, которые тебя окружают, и никакие другие тебя окружать не могут. Потому что другие тебя не окружают.
Рядом с тобой только тот, кто рядом с тобой, и никто другой рядом быть не может. Не может - потому что его рядом нет.

Тропа 9. Если ты ропщешь


Если ты ропщешь: почему у меня мало чего-то?, вспомни принцип соответствия.
У тебя - ни мало, ни много, у тебя то, что у тебя есть.
И у тебя есть то, чему ты соответствуешь.
Так вот, твой ропот - одна из форм наглости.
Замечал ли ты, что ропщущего неизбежно постигают неудачи?
Я имею в виду поверхностный взгляд. Потому что в действительности Мир стремится улучшить положение его дел. И если бедолага это понимает, то через некоторое время не только выравнивает ситуацию, но и поднимается выше той планки, уровень которой занимал прежде.

В случае отсутствия осознания происходящего он продолжает себя обрекать на усиление лавины негативных тенденций, заполнивших его существование.
Возможно, ты поинтересуешься, почему я сказал о том, что мир стремится улучшить положение дел, если только что я говорил, будто речь идет лишь о восстановлении равновесия. На самом деле все противоречия здесь снимаются, как только мы уясним, что базовой программой Системы является выживание.

И вся ее изощренная механика саморегуляции направлена на поддержание именно этой функции.
Мудрость любого организма так устроена, что он просто-напросто расправляется с вирусом, несущим ему угрозу. Таким вирусом может стать собственная взбунтовавшаяся клетка, несущая заряд разрушительной агрессии.

Целое уничтожает свою часть, дабы заменить ее новой. Но прежде этой части предоставляется возможность, в целях экономии, разумеется, а вовсе не из-за альтруистической филантропии, исцелиться, освободившись от агрессивной заряженности, оборачивающейся, в конце концов, против самой этой части.
Вот почему понижение особи, проявляющей себя нагло, является на самом деле благом, ибо последняя получает возможность лечения с минимальной оплатой.
Следуй принципу соответствия, и ты избежишь многих неприятностей.
В каких еще ситуациях можно обнаружить проявления наглости?
Первую мы уже отметили - убежденность в том, что ты достоин большего, нежели ты этому соответствуешь.
Вообще же всякая наглость агрессивна. Поэтому ты можешь ее обнаружить там, где есть проявление агрессии.
А что такое агрессия? Желание разрушить, уничтожить - символическое убийство.
Рассмотрим следующий пример.
Родитель наказывает ребенка.
Вроде бы ситуация элементарна. Но в ее банальности скрыты такие глубинные подоплеки, что вся ее кажущаяся однозначность в действительности расслаивается на множество потаенных смыслов.
Дело не в том, имеем ли мы право физически воздействовать на ребенка или нет, а в том, какая при этом подразумевается цель.
Для прояснения ситуации выясним некоторые отличия, что позволит нам определить разницу между наказанием и вымещением собственной злобы - крайне бурного проявления агрессивности.
Слово наказывать родственно таким понятиям, как сказывать, рассказывать, и здесь мы видим, что оно воплощает в себе принцип Логоса, то есть смысла, оформленного в языке и призванного перетекать от одного разума к другому. И в этом случае, даже если я приложу руку или ремень к своему отпрыску, но с условием, что свершаемое мною произойдет безо всякой озлобленности, то мое действие можно расценить как наказание.

Тогда его можно считать мерой воспитательной. Порядок гармонии не нарушается: я питаю, я же и воспитываю.
Во всех остальных случаях приходится говорить лишь о символическом убийстве.
Если мы имеем дело с наказанием, то последнее происходит в спокойном душевном состоянии, при ясном рассудке и понимании своей собственной и полной ответственности за происходящее.
Чаще же мы наблюдаем обратное - преисполненность раздражением, злобой, ненавистью. И если ты бьешь ребенка в таком состоянии, то ты превышаешь свои полномочия. Потому что права атаковать другую личность, посягая на ее жизнь, тебе не дано.

В итоге ты начинаешь атаковать Мир. Тогда жди обратной связи.

И вовсе не обязательно, что она проявится сию же минуту. Только если через несколько, а возможно, и больше лет в твою семью или работу вторгнутся неудачи, катастрофы или беды - не слишком сильно удивляйся.

Мир восстанавливает равновесие.
Мастер сделался вдруг отрешенным, а чело его обрело вид ученый. И глаза обнаружили беспристрастную суровость пытливого естествоиспытателя. Переменив тон и манеру беседы, он не без академического металла в голосе, но в то же время с намеком на некие теплые интонационные нотки, тихо, но четко вымолвил:
- Я расскажу тебе одну байку. Все про тех же детишек и тех, кто делает из них несчастных взрослых, - таких же несчастных взрослых.

БАЙКА МАСТЕРА СТРАСТИ ПО УЧЕНИКУ


Иногда я сам вспоминаю те чувства - возбуждения, ожидания и некоторой растерянности - которые сопровождали меня накануне знаменательного дня, открывающего двери в незнакомый и пока еще чужой мир. Первое сентября в конце концов наступает, и я пересекаю рубеж, отделяющий прошедшее детство с его безоблачными детсадовскими грезами, и настоящее, в котором мне приходится быть уже взрослым. Страшновато. И в то же время лестно - краешком глаза наблюдать, принимая вид снисходительный, как провожают взглядами тебя твои младшие коллеги по вчерашней песочнице.

Осознание того, что теперь мне не до этих шалостей, не до игрушек, что в школу надо, делает меня несколько важным и торжественным. И эта иллюзия собственной значимости, поддерживаемая участливо-заботливыми взрослыми, приглушает смутную тревожность, которая еще плеснется замиранием в груди на митинге на школьной площади (которая своим и двором пока не воспринимается).
Как бы то ни было, а переживания малыша в этот период действительно являются непростыми. Ведь данная ситуация для него является настоящей психической травмой, и детская душа попадает в условия жесткого стресса, предъявляющего свои требования. Организм при этом просто вынужден подвергнуться перестройке - таковы обстоятельства и таков диктат реальности. Начинается новая эпоха новых отношений, и ничего не остается, как к этой реальности начать приспосабливаться и жить в соответствии с ее принципами.

Последнее условие - следование именно принципу реальности - является свойством здорового и благополучного организма.
Однако психический аппарат в детском возрасте еще только формируется и не обладает той структурированностью и завершенностью, которая характерна для взрослого. И несомненно, что фактором, решающим и определяющим, какие воздействия проникнут в душу ребенка, становится помимо семьи среда иная, поначалу искусственная и чужеродная, а именно школа.

В общем-то, формально она действительно вырывает человека из привычного уклада жизни, изменяя его устоявшиеся связи и разрушая созданный им, быть может, безмятежный, но иллюзорный мир, предлагая, а точнее, навязывая иную систему ролей. В этом нет ничего парадоксального.

Извечный конфликт между личными установками и социальной заданностью характерен и для такой ситуации. Человеческая душа сама по себе арена игры, подчас жестокой, подобных враждующих сил, и детская душа не исключение. Она обуреваема страхами, вожделениями и страстями не меньшими, чем душа повзрослевшая. И подобное положение дел никак не может быть уложено в систему оценок хорошо-плохо, ибо это и не хорошо, и не плохо, но такова природа, такова данность, и с ней приходится считаться.

Просто своевременное знание и принятие фактов, возможно, кажущихся и не самыми лицеприятными, помогает вовремя избавиться от многих проблем в настоящем и предотвратить появление их в будущем.
К примеру, если учитель осведомлен о том, какой напряженной внутренней жизнью живет душа его ученика, то он организует свой подход и свое поведение более грамотным способом, предусматривающим большую корректность и психологическую проницательность, нежели обычно.



Содержание раздела