d9e5a92d

Мой способ медитации

Например, если ребенка прижало осевшим автомобилем, его мать, хрупкая женщина, каким-то образом оказывается способной приподнять машину и освободить свое дитя. Она никогда не смогла бы сделать это в обычных обстоятельствах, нов то мгновение, даже не осознавая этого, она использовала Ки.
Тот факт, что каждый из нас обладает Ки, которая на самом деле означает нечто большее, чем метод визуализации, позволяет нам использовать ту внутреннюю энергию, которая кроется в нас, и позволить ей течь по всему организму, как в случае с матерью, поднимающей автомобиль.
Последователи боевых искусств учатся высвобождать свою Ки и при обычных обстоятельствах. Койти Тохэй, ученик Морихэя Уэсибы, основателя айки-до, рассказывает о своем походе с группой других учеников в горы, где температура воздуха опускалась ниже двадцати градусов мороза. Хотя вода в горных реках почти замерзла, членам группы удавалось выдерживать в ней по несколько минут - благодаря ментальной подготовке и высвобождению Ки.

Смысл заключается не в том, что они не обращали внимания на холод, а в идеальной целостности тела и разума.
В моей личной фильмотеке есть старый фильм об Уэсибе, снятый, когда ему было далеко за семьдесят. Там есть эпизод, в котором мастера атакуют несколько сильных и крепких парней, а он отбрасывает их в сторону, словно детей, одним лишь легким движением руки. Это происходило благодаря использованию Ки.

Вам кажется, что это невозможно? Это не так.

Это пример развитой способности управления Ки.
Чтобы показать своим ученикам принцип Ки, я вытягиваю руку вперед, под углом в девяносто градусов, и предлагаю им упереться в нее сбоку и попытаться согнуть. Моя рука неизменно не позволяет им пройти вперед. Потом я предлагаю им попробовать сделать это еще раз, но при этом спроецировать свои мысли в пространство, лежащее за моей рукой.

После этого им всегда удается согнуть мою руку и пройти дальше без особых усилий.
Наверное, каждый видел демонстрации искусства каратэ, во время которых мастера боевых искусств раскалывают доски и кирпичи краем ладони и ударом ногой. Я сам много раз проделывал подобные вещи и, хотя иногда у меня возникало неловкое ощущение участия в цирковом номере, я понимал, что такое зрелище служит благой цели впечатляющего и запоминающегося представления людям энергии Ки.
Техника исполнения подобных трюков проста, потому что, направляя свою Ки за кирпич или доску, я думаю сквозь них и представляю себе, как моя рука просто пронизывает их (предупреждение: пожалуйста, не пытайтесь делать это самостоятельно, пока вы не освоили Ки).
Используя Ки, Брюс Ли, вес которого составлял всего около 150 фунтов, был способен отбросить человека, весящего 250 фунтов, на несколько футов назад ударом руки с расстояния в каких-то два дюйма. Брюс был настоящим парадоксом, крошечным человеком, с легкостью одерживавшим победу над настоящими гигантами благодаря своему мастерству, скорости и невероятной энергии - и эта энергия возникала благодаря его искусному владению Ки.
Ки является естественным свойством каждого человека - даже младенца, как известно любой матери и каждому отцу. Ребенок, который не хочет, чтобы его поднимали на руках, становится намного тяжелее, сопротивляясь нашим усилиям, и, наоборот, совершенно легким, если он хочет, чтобы его взяли на руки.

Причина одна: сопротивляясь, ребенок инстинктивно высвобождает Ки вниз, согласуя при этом свои разум и тело.
Очевидно, что изучение боевого искусства включает в себя обретение определенного объема энергетической силы. Если подходить к ним с такой позиции, то можно предположить, что мастера боевых искусств - люди, посвятившие свою жизнь совершенствованию этой силы, - должны превращаться в огнедышащих чудовищ, сгибающих о свою голову железные прутья. Однако чаще всего эти люди выглядят самыми спокойными и тихими среди остальных.

Не всегда они кажутся особенно крупными и мускулистыми - Брюса Ли никак нельзя было назвать Геркулесом, хотя он был одним из самых сильных людей, каких я только встречал, и обладал доскональным знанием Дзэн. Он был настоящим философом.
Ощущение спокойствия, окружающее большинство мастеров боевых искусств, вызывается тем, что они хорошо центрированы. Движения опытного практика боевых искусств, независимо от того, исполняет ли он упражнение или сражается в поединке, намеренно осмысленны - даже если они выполняются с молниеносной скоростью, они остаются контролируемыми и уравновешенными - именно потому, что эти люди пребывают в гармонии с потоком энергии, исходящим из их тел и пронизывающим их.


Впрочем, Ки означает нечто большее, чем просто высвобожденную энергию. В своей повседневной жизни я использую Ки для достижения умственной и физической уравновешенности.

Так я успокаиваю себя и готовлюсь встретиться с любыми неожиданностями. Чтобы найти решение проблемы, я думаю сквозь нее.

Мой способ медитации

Все, что есть мы, возникает
Вместе с нашими мыслями -
Своими мыслями
Мы делаем мир.
Будда
Одна из обязательных сцен во многих фильмах, посвященных боевым искусствам, происходит перед важнейшей последовательностью событий. В такой сцене герой неподвижно и тихо сидит в позе медитации.

Он успокаивает свои разум и тело, прежде чем ему придется выложиться без остатка. К примеру, в фильме Входит Дракон, когда злодеи обнаруживают Брюса Ли в его уединении, он сидит со скрещенными ногами, с нунчаку, переброшенными через плечо, в полной расслабленности и согласии с самим собой и окружающей обстановкой, несмотря на грядущую опасность.
Я помню, как настаивал Брюс на необходимости этих кадров в фильме; он хотел внести в то, что иначе оставалось бы просто боевиком, хотя бы намек на Дзэн. Брюс прекрасно знал, что Дзэн переводится с японского языка как медитация, и потому намеревался добавить своему персонажу еще одно измерение.
К несчастью, понятие медитации окружает невероятное облако вздора. Медитация представляет собой не восточную диковинку, а чрезвычайно важную методику, во время которой разум сначала концентрируется, а потом очищается, чтобы полностью сосредоточиться на выбранном объекте.

Медитация подобна спокойному сну, успокаивающему суету нашего разума.
Медитация является основной деятельностью ученика в Дзэн. В традиционной дзэнской медитации послушник монастыря часто сосредоточивается на, казалось бы, невозможных вопросах, которые называются коанами и представляют собой, на самом деле, образцы иррациональных вопросов, например: Как можно вскарабкаться выше верхушки стофутового шеста? или Как звучит хлопок одной ладони?.
В таких вопросах нет никакого подвоха; в действительности, для них вообще не существует правильного ответа. Задачей является медитация на таком вопросе.

Однако суть коана - как и сущность самого Дзэн - невозможно постичь путем логических размышлений.
Продолжительная медитация на коане может стать для разума даже болезненной. Час за часом, вновь и вновь ученик берется за вопрос, рассматривает его со всех сторон, требует от своего разума поисков возможного ответа. Коан начинает казаться ему огромной каменной глыбой, о которую разбиваются любые попытки размышления.

Можно сказать, что коан представляет собой камень преткновения, намеренно поставленный на пути ученика его учителем. В конце концов, учитель преподает то, чему нельзя научить; он использует коаны, чтобы ученик заблудился, сбился с дороги и ему пришлось бы самостоятельно искать свой путь к истине.
Этот принцип слишком эзотеричен как для меня, так и для большинства последователей Дзэн, с которыми я знаком, хотя у меня нет сомнений в том, что лучшие мастера боевых искусств непременно разбираются в Дзэн и практикуют медитации. Я настаиваю на том, чтобы мои ученики проводили в медитации по несколько минут до и после занятий, очищая свой разум.

Мастера Дзэн верят, что медитация является практикой, создающей терпеливое, хладнокровное и безмятежное спокойствие разума, чрезвычайно важное для перезарядки внутренних батарей.
Существуют очень точные правила медитации, но, поскольку не каждый из нас имеет - время и даже способности, необходимые для их выполнения, эти правила можно изменить, пусть даже они потеряют сходство с первоначальной традицией. Однако они по-прежнему останутся действенными методами достижения тех же результатов.

Важно содержание дзэнской медитации, а не ее стиль или внешние признаки.
Ключом к медитации является управление дыханием. Я начал знакомиться с принципами контроля дыхания еще во время обучения боевым искусствам в Корее. Нам очень часто доводилось тренироваться на пронизывающем до костей морозе или под проливным дождем с ледяным ветром, хотя все мы носили легкую одежду, даже занимаясь на свежем воздухе.

Каждый урок начинался с дыхательных упражнений, и очень скоро я обнаружил, что во время этих упражнений мое тело согревается и расслабляется.
Я сам занимаюсь десятиминутной медитацией каждое утро и каждый вечер, после рабочего дня. Прежде чем отправиться на трудную деловую встречу, я неизменно стараюсь потратить несколько минут на медитацию, если только это возможно.
Моя система начинаются с того, что я нахожу такое место, где удобно и никто не мешает. Комфортная обстановка очень важна, потому что основным элементом медитации является дыхание, заставляющее расслабиться все тело.
Насколько возможно, я предпочитаю медитировать ранним утром, еще до рассвета. Я отправляюсь в свою комнату для тренировок, и, хотя ее окна выходят на большой луг с несколькими деревьями и пастбищем лошадей вдалеке, я сажусь лицом к белой стене, чтобы ничто меня не отвлекало. В этой комнате нет телефона, поэтому никто не может меня потревожить. Я усаживаюсь на пол со скрещенными ногами (некоторые люди просто подбирают ноги или садятся в кресло) и свободно опускаю руки на колени, так, чтобы большие пальцы рук соприкасались.

Мои глаза смотрят в пол, на точку, расположенную примерно в трех футах от меня.
Я начинаю с концентрации на своем дыхании и слежу за тем, чтобы оно начиналось в глубине живота, подобно дыханию ребенка. Мы начинаем дышать грудью, только когда взрослеем. Очень важно следить за самим течением дыхания, потому что концентрация является трудным элементом медитации.

Когда вы позволяете своему разуму сфокусироваться лишь на одном предмете, разум смолкает. Если удерживать разум на том, что происходит прямо сейчас, он успокаивается.

Концентрация представляет собой ключ к медитации.
Я вдыхаю и выдыхаю в естественном темпе, совершая каждое движение сознательно и отсчитывая их при этом. Выдох делается с небольшим усилием.

Чем дольше вы концентрируетесь на своем дыхании - не думаете о нем, а концентрируетесь на его течении, - тем меньше вы обращаете внимание на внешние раздражители; очень скоро вы вообще перестаете их замечать и расслабляетесь. Если в моем сознании возникают беспокойные или посторонние мысли, отвлекающие меня от концентрации, я просто начинаю считать вдохи и выдохи сначала.
С течением времени вы позабудете и о своем дыхании: оно войдет в свой собственный ритм, и в этот миг внешний мир словно умолкнет, а внутренний начнет пробуждаться. Только после этого я пытаюсь концентрироваться на каком-нибудь приятном образе, на фразе или проблеме.

Ответ на проблему кроется в понимании того, что на самом деле происходит в моем разуме, а не во внешнем мире.
Когда вы научитесь удерживать свой ум в настоящем, не обращая внимания на прошлое и будущее, вы наверняка откроете в себе внутренние ресурсы, позволяющие справиться с тем, что вас волнует. Когда разум спокоен, намного легче отличать реальные проблемы от воображаемых.

Вы сможете обнаружить способ изменения либо внешних обстоятельств, либо своего собственного мышления об источнике своего беспокойства.
Много лет назад, когда я участвовал в состязаниях в боевых искусствах, я использовал эту дыхательную технику, чтобы исполниться хладнокровием перед выходом на мат. Все посторонние мысли покидали мой разум, а полная сосредоточенность на дыхании позволяла мне быстро расслабиться и успокоить свой ум.
Как актеру, продюсеру и сценаристу своих собственных фильмов и телевизионного сериала, мне часто приходится сталкиваться с ситуациями, в которых задействовано много людей и некоторые из них бывают раздраженными, агрессивными или сопротивляющимися, и при необходимости решить любую проблему все оглядываются на меня. Когда происходит что-то подобное, я начинаю контролировать свое дыхание, и это всегда восстанавливает во мне спокойствие, уверенность и силу.

Управление дыханием позволяет мне обрести контроль над своими эмоциями и мыслями, так что я могу сосредоточиться на сути происходящего.
Многие люди считают, что целью медитации является решение какой-либо проблемы. Они пытаются достичь медитативного настроения, а затем сконцентрироваться на том, что их беспокоит, надеясь, что медитация поможет им разрешить проблему.

С моей точки зрения, это прямо противоположно цели медитации.
Медитируя, я способен настолько плотно отгораживаться от реальности, что становлюсь совершенно непроницаемым для каких-либо проблем внешнего мира, например для физического дискомфорта, боли и терзаний ума. Для меня сеанс медитации представляет собой акт очищения и успокоения разума.

Я живу не в монастыре - я современный человек, живущий полнокровной жизнью, и Дзэн является частью этой жизни, но не ее заменителем.

Вчера у меня было завтра

Иккю, мастер Дзэн, еще в детстве был очень сообразительным. У его учителя была очень редкая и древняя драгоценная чаша для чая. Случилось так, что Иккю разбил эту чашу и очень испугался.

Услышав шаги своего учителя, он схватил осколки и спрятал их за спину. Когда учитель вошел, Иккю спросил его: Почему люди умирают?
Так устроен мир, - сказал учитель. - Умирает все, и все живет столько, сколько ему отпущено.
Иккю вынул из-за спины осколки и добавил: Вашей чаше тоже пришло время умереть.
Мастера говорят: Дзэн есть, - и все, никаких дальнейших уточнений не требуется. Меня всегда интриговала простота Дзэн - как часто лишь в нескольких словах, в их абсолютно необходимом минимуме удается выразить намного большее, чем можно ожидать.
Эта простота является одним из отличительных свойств Дзэн, хотя она часто проявляется не только в мудрости мастеров Дзэн - ее можно обнаружить и в детской речи. Судя по всему, детям лучше всего удается уловить философское ядро Дзэн, пусть даже они никогда не слышали этого слова.

На самом деле, это восходит к простой честности.
Дети, не стесняясь, говорят о том, что чувствуют, без каких-либо преград, которых все взрослые учатся избегать. Кроме того, они способны мириться с неизбежными и даже с жестокими проявлениями жизни без оцепенения и ярости, которые так часто проявляются в подобных ситуациях в поведении взрослых. Иногда действительно кажется, что никакой мастер Дзэн не способен подходить к жизни лучше, чем ребенок.

Мне это известно, потому что за свою жизнь мне доводилось встречать несколько удивительных детей.
Я являюсь горячим сторонником фонда Загадай желание - организации, посвятившей свою деятельность помощи смертельно больным детям в выполнении их желаний. В прошлом году мне позвонили из этого фонда и сообщили, что девятилетний мальчик из Филадельфии, умирающий от злокачественной опухоли, попросил о встрече со мной.
Я позвонил ему домой и договорился о визите. Я взял с собой несколько картинок и одну из тех курток с надписью Уокер, Техасский Рэйнджер, какие носят члены нашей телевизионной команды.
Когда я приехал к нему, мальчик лежал в постели, весь опутанный трубками, которые помогали ему дышать и поддерживали силы в его хрупком теле. Его мама отсоединила одну из респираторных трубок, чтобы он мог говорить.

Мне не хотелось утомлять его, поэтому я старался как можно полнее отвечать на его вопросы, а свои делал очень краткими.
Мама мальчика шепнула мне, что, по словам врачей, он умрет через несколько месяцев и ему это известно, хотя ей кажется, что он уже нашел свой покой в Боге и не боится умирать.
- Как долго он может прожить? - спросил я.
Мальчик, который, как, оказалось, слышал наш тихий разговор, с трудом произнес:
- Вчера у меня было завтра.
Я задумался о том, что сказал умирающий мальчик, лишь по дороге в отель, и вдруг осознал, что в этих пяти словах он выразил простой принцип, достойный любого мастера Дзэн.
Конечно, в Дзэн содержится не только философия, точно так же, как боевые искусства включают в себя не только Дзэн. В конечном счете, Дзэн представляет собой путь жизни, равно как и способ взгляда на жизнь.

Последователи боевых искусств любят делиться тем, что имеют, - тем, что приходит к ним благодаря их искусству, вознаграждающему мастера как физически, так и умственно, - и, когда встречаются мастер боевых искусств и ребенок, происходит нечто особенное.
В прошлом году мне позвонила одна молодая мать, сын которой умирал от опухоли мозга. Он был страстным поклонником ниндзя-черепашек и больше всего хотел заниматься боевыми искусствами, несмотря на то, что с каждым днем все больше слабел. В те дни я как раз готовился к рабочему семинару, который собирался провести для своих черных поясов по окончании предстоящих соревнований, так что я пригласил мальчика стать моим гостем. Я чувствовал, что ему будет интересно не только посмотреть на выступления мастеров, но и понаблюдать за периодом вопросов и ответов, во время которого я намеревался вложить в свои отзывы фрагменты дзэнской философии.

Сущностью моих ответов всегда является необходимость любой ценой избегать столкновения, хотя иногда я и демонстрирую, каким образом ту или иную ситуацию - например, схватку с двумя и более вооруженными противниками - можно взять под контроль с помощью физической силы.
Я рассказал всем преподавателям своих школ о мальчике, и они подарили ему джи и почетный черный пояс. Один из учителей показал ему некоторые базовые движения, и он изо всех сил старался правильно повторить их, а его лицо озарялось сиянием счастья.

В вечер состязаний он сидел в первом ряду, подбадривая участников и смеясь. За ужином мы отмечали полученные награды, и победитель соревнований подарил ему свой трофей.
Мальчик был невероятно возбужден. Это был самый счастливый день в моей жизни, - говорил он, когда я провожал его в аэропорту на следующий день. В последний раз, когда я видел его, он поднимался на борт самолета с трофеем в руках.

Несколько месяцев спустя его мама позвонила мне и сообщила, что ее сын умер.
- Даже лежа на кровати в больнице, он продолжал выполнять те движения, которые вы ему показали. Он так боялся их забыть, - рассказывала она. - До самого последнего дня он говорил, что будет изучать боевые искусства, как только поправится.

Визит к вам и то воодушевление, которое вызвали в нем ваши уроки, помогли ему прожить на несколько месяцев дольше.
Несколько лет назад я помогал в создании фонда Америка без наркотиков - организации, занимающейся воспитательной работой среди городских подростков из группы риска. Идея заключалась в обучении таких детей боевым искусствам, чтобы повысить их самооценку, привить им дисциплину и уважение к себе и другим.

Многие из этих детей, как мальчиков, так и девочек, были выходцами из неблагополучных семей, и у них было множество проблем и в школе, и в жизни вообще. Мне очень приятно говорить о том, что программа работает невероятно хорошо - большинство ребят очень быстро усваивают философию этих искусств.
Иногда к нам присылают учеников именно в воспитательных целях. Один подросток из Галвестона, штат Техас, избил своего школьного учителя, а потом разбил его машину.

Этот парень был членом молодежной банды, у него уже случались неприятности, и его направили в исправительную школу, после того как сочли опасным. Однако в дело вмешался один из наших преподавателей: ему удалось взять парня на поруки и сделать одним из участников нашей программы.
Примерно год спустя я получил письмо от матери этого мальчика. Она написала, что, пока ее сын был членом банды, он со своими дружками приходил домой, угрожал и избивал ее.

Присоединившись к нашей программе, он порвал с бандой. Всего через несколько месяцев он уже вышел в учебе на твердые тройки и теперь, возвращаясь домой, иногда приводит с собой удивительно вежливых друзей из команды каратэ. Ваша программа совершенно изменила его.

Спасибо за то, что вы спасли ему жизнь.
За тридцать пять лет, прожитых мной в боевых искусствах, проведенных в соревнованиях и тренировках с тысячами молодых людей, одна история особо отпечаталась в моей памяти. Ее рассказала мне Элис Мак-Клири, преподаватель моей школы.
Один из ее юных учеников пришел на занятия без своего пурпурного пояса. Элис напомнила ему, что постоянное ношение джи и пояса является одной из обязанностей ученика.
- Где твой пояс? - спросила она.
Мальчик посмотрел в пол и сказал, что его нет.
- Но где же он? - еще раз спросила Элис.
- У меня умерла совсем маленькая сестра, и я положил его в ее гробик, чтобы она взяла его с собой на небо, - ответил мальчик.
Когда Элис рассказывала мне эту историю, слезы навернулись ей на глаза.
- Наверное, этот пояс был самым дорогим из всего, что у него было, - сказала она мне.
Мальчика научили отдавать самое лучшее - скорее всего, это был один из уроков, усвоенных им на занятиях с Элис, урок боевых искусств и Дзэн, которые учат нас, как мириться с положением вещей и принимать неизбежное - серьезную болезнь или смерть.

Как жить лучше и дольше

У мастера Дзэн Тэнно Дого (T'ien Tao-wu) был ученик по имени Сосин. Когда Сосин был новичком, он ожидал, что учитель будет учить его Дзэн так, как детей учат в школе. Но Дого не давал ему никаких подобных уроков, и Сосин был растерян и разочарован.

Наконец он сказал своему учителю: С тех пор как я здесь, прошло довольно долгое время, но я так и не услышал ни единого слова, относящегося к сути дзэнского учения.
Дого ответил: Я давал тебе уроки Дзэн с того самого мгновения, как ты здесь появился.
Что же было уроками?
Когда по утрам ты приносил мне чашку чая, я брал ее; когда ты прислуживал мне во время еды, я принимал твою помощь; когда ты делал поклон, я отвечал тебе кивком головы. Как еще, по-твоему, можно научить умственной дисциплине Дзэн?
* * *
Я осознал, что прошлое и будущее действительно иллюзорны, что они существуют лишь в настоящем, которое представляет собой то, что есть, - и все, что есть.
Алан Уотс
Когда я учился в средней школе, я думал, что некоторые из моих учителей, - которым было тогда, вероятно, чуть за тридцать, - очень старые. Позже, в армии, для меня стало настоящим открытием то, что некоторые офицеры, намного старше меня по возрасту, были способны держаться наравне с молодыми солдатами во время напряженных физических тренировок.

Лишь тогда я осознал, что возраст - вещь относительная: независимо от своего возраста, человек, который надлежащим образом заботится о своем теле и разуме, способен оставаться молодым.
Я знаю многих преждевременно состарившихся молодых людей и многих старцев, казавшихся вечно юными. Время от времени я достаю из своей фильмотеки ленты о некоторых самых примечательных старых людях, которых я когда-либо видел.

Двумя почтенными мастерами боевых искусств и последователями Дзэн, которые всегда вдохновляют меня, являются Гитин Фунакоси, отец современного каратэ, и Морихэй Уэсиба, основатель айки-до. Уэсиба был одним из первых, кто объединил духовные убеждения с техническим мастерством; он осознал, что самым истинным и сложнейшим поединком для человека является не физическая схватка, но, скорее, внутреннее противостояние силам, увлекающим его прочь от гармонии с духом Вселенной.
Те демонстрационные фильмы, которые есть у меня, были сняты, когда им обоим было под восемьдесят. Мне до сих пор трудно поверить в это, когда я смотрю, как эти пожилые джентльмены подвергаются атакам нескольких молодых и сильных бойцов и разделываются с ними с невероятной легкостью.

Я восхищаюсь их техническим мастерством, но еще больше меня восхищает сила их духа - они не допускали, чтобы слабость старости повлияла на их тело и разум.



Содержание раздела