дополнительно по теме здесь         d9e5a92d

КОНФЛИКТОГЕНЫ И СИНТОНЫ

Не перекладывайте ответственность за конфликт на партнеров. Учитесь правильно строить свое первичное коммуникативное поведение.
3. Не забывайте, что нельзя построить оптимальное общение там, где не соблюдаются нормы нравственности в отношениях.
4. Старайтесь изымать из своего арсенала конфликтогены и активно вооружаться синтонами.

КОНФЛИКТОГЕНЫ И СИНТОНЫ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРОВ.

Начнем изучение психотехники общения с разбора одной из самых простых для понимания общенческих потребностей человека потребности в выполнении договоров.
На первый взгляд, здесь все предельно ясно.
Существуют формы общественного договора закон и мораль. Их нарушение, так же как и нарушение других общественных правил поведения, юридических норм и установлении является конфликтогенным не только по отношению к тому, кому конкретно нанесен ущерб, но и считается конфликтогенным по отношению ко всему обществу.

Такие нарушения или караются обществом в судебном порядке, если это преступления против закона, или наказываются моральным общественным осуждением, если это аморальные поступки.
Соблюдение всех этих установлении соответствует законам справедливости, т.е. является нейтральным.
То же самое касается и выполнения договорных обязательств. Ясно, что их невьшолнение конфликтогенно, вьшолнение нейтрально, а так сказать перевыполнение, т.е. совершение чего-то полезного для партнера сверх обязательств, синтонно.
Психологические сложности в удовлетворении этой общенческой потребности возникают тогда, когда между Вами и вашим партнером обнаруживаются конфликты в такого рода отношениях, которые не регламентируются никакими видами общественных или заключенных между Вами двухсторонних договоров.
Например, ни законом, ни моралью не оговаривается, как должны распределять муж и жена работу по дому, какой из двух друзей должен первым звонить другому или в чьем именно кабинете должно происходить обсуждение совместных дел коллегами или деловыми партнерами. Прекрасно, если оба партнера взаимными уступками тактично и незаметно всегда разрешают подобные ситуации.

Но если это не так, если по одному и тому же поводу, так сказать на одном и том же месте несколько раз произошли ссоры, или возникли обиды, или создалась молчаливая напряженность, то в этом случае конфликтогенным будет дальнейшее НЕСОСТАВЛЕНИЕ межличностного договора.
Иными словами, необходимо подстелить соломки в том месте, где, как мы уже убедились, с высокой вероятностью может произойти между вами конфликт. Нежелание выяснять отношения, нежелание спокойно все обсудить со своим партнером и выработать договоренность, регулирующую это узкое место в ваших отношениях, т.е. не составление межличностного договора в данном случае обязательно будет чревато неприятностями. Договорившись же, вы почувствуете, как важен сам факт наличия договоренности. И даже не столь существенно, какова именно будет эта договоренность по содержанию.

Если Вас раздражает, что для обсуждения общих проблем ваш коллега постоянно приглашает Вас к себе, вместо того, чтобы хоть изредка приходить к вам самому, то, не скрывая молча своего, раздражения, а, обсудив с ним все открыто, и, достигнув взаимного согласия по этому вопросу, вы снимите свое психологическое напряжение не только в том случае, если решите встречаться на Вашей территории или по очереди приходить друг к другу, но даже и в том случае, если по каким-то причинам после разговора согласитесь по-прежнему приходить к нему. Но с этого момента вы будете приходить к нему уже не как обиженный этим, а значит униженный человек, а как равноправный разумный коллега, сознательно выполняющий те договоренности, в составлении которых сам участвовал.

Любой человек не хочет ощущать себя игрушкой обстоятельств, а хочет знать, что он сам хозяин своих поступков. Именно поэтому не столь важно содержание договоренности, сколь само ее наличие.
И все-таки, маленькое напоминание. Перед тем, как высказать свое несогласие и попросить о составлении межличностного договора, попробуйте уяснить сами для себя: какова в данном случае потребность вашего партнера и столь ли же для вас значима ваша собственная аналогичная потребность?

Нельзя ли во многих случаях просто уяснить желания партнера и поступать в соответствии с ними? Является ли для вас именно этот вопрос столь принципиальным, чтобы в нем нельзя было пойти на уступки?
Возможно, Ваш деловой партнер предпочитает встречаться с вами вечером, так как вообще привык поздно вставать, и ведет вечерний, если не ночной образ жизни... Если для вас время суток, выбираемое для встречи не столь важно, хотя вы и привыкли, может быть, назначать деловые встречи на утро, то, возможно, стоит пойти ему на уступки, если вы поняли его привычку? Это будет синтонно по отношению к нему. Но если для Вас это тоже принципиально, если вы плохо чувствуете себя к вечеру и теряете способность столь же разумно решать деловые вопросы вечером, как и утром, если вы связаны необходимостью уделить определенные вечерние часы, например, занятиям с детьми, то тогда лучше не копите в себе постепенно нарастающее раздражение против вашего партнера, а прибегните к достижению взаимоприемлемой договоренности о встречах в дневное время или по очереди то в дневное, то в вечернее.



В данном случае это будет нейтральным поведением с вашей стороны.
Возможно, Ваш супруг не любит жаренного или вареного лука. Если для вас это не столь уж принципиально, если, несмотря на то, что по всем законам кулинарного искусства определенные блюда немыслимы без жаренного или вареного лука, лично вы вполне можете без него обходиться, то, может быть, стоит просто уяснить для себя такого рода вкусы супруга и готовить без лука? Это будет синтонно по отношению к нему.

Но если готовка без лука представляется вам покушением на святая святых ваших привычек, нарушением всяческого порядка и низвержением всех идеалов, то тогда, конечно, не стоит копить раздражение, приближая назревающий конфликт, а лучше предложить супругу достичь договоренности о том, что блюда будут готовиться по отдельности для него и для вас, или о том, что лук будет все-таки присутствовать, но изредка или в отдельных блюдах, или в мизерных количествах. Такое ваше поведение будет нейтральным по отношению к супругу.
Итак, уяснение потребностей партнера и соответствующее им поведение это в данном случае, синтон. Несоставление межличностного договора, отказ от выяснения отношений конфликтоген.

Ну, а достижение договоренностей по спорным вопросам нейтральное поведение.
Ясно, что после достижения межличностной договоренности, она вступает в силу, и теперь конфликтогенным будет уже невыполнение существующего договора, нейтральным его выполнение, а синтонным его нарушение в ущерб себе, на благо партнера.
И здесь тоже можно отметить одну психологическую тонкость. Речь идет о тех случаях, когда поступать нейтрально лучше, чем поступать синтонно. Дело в том, что, как мы уже говорили, лишь немногим людям дано самым естественным образом вести себя альтруистично, истинно альтруистично, т.е. не требуя за свои поступки, совершенные в ущерб себе на благо партнера, отсроченного вознаграждения. Гораздо чаще мы видим, наблюдая как за другими, так и за собой, что большинство бескорыстных поступков в действительности совершаются с дальним прицелом, то есть в надежде на будущее психологическое вознаграждение.

Не стоит осуждать за это ни себя, ни окружающих. Это естественно для любого человека.

Но если вы знаете за собой такую слабость, то не лучше ли уменьшить количество совершаемых вами бескорыстных поступков за счет увеличения нейтральных? Если вам свойственно после каждого доброго дела записывать его на свой счет и считать партнера обязанным чем-то вам отплатить, если вы не можете не требовать преувеличенного внимания к себе своих детей за то, что вы для них сделали в детстве, то знайте, что это порочный путь. Из суммы маленьких синтонов, направленных на окружающих, мы можем при таком подходе постепенно сложить такой сильный конфликтоген, что, чувствуя нашу невыносимую моральную требовательность и вызывающую гордость от совершенных нами благодеяний, окружающие не вынесут этого и перестанут с нами общаться.

Мы окажемся в психологической изоляции.
Прислушайтесь к себе, по плечу ли вам идти на бескорыстные уступки партнерам. Если нет, лучше выбирайте нейтральные формы поведения в выполнении договоренностей.

Если да, то старайтесь вести себя синтонно - перевыполнять ваши договоренности в пользу партнера.
И еще одна маленькая подсказка тем, кто самокритично выбрал для себя нейтральное поведение. Эта подсказка позволит и им внести в свое поведение элементы синтонности. Это произойдет, если, постоянно заботясь о точном выполнении своей части договора, вы не будете активно надзирать за тем, как выполняет свою часть ваш партнер, а оставите это на его собственное усмотрение.

Такие условия доверия будут синтонными по отношению к вашему партнеру, и может быть в результате он станет выполнять свои обязательства более аккуратно, чем в условиях постоянной проверки. Хотя, когда речь идет о взаимоотношениях начальник подчиненный, такой совет не всегда может оказаться приемлемым.

Все будет зависеть от конкретных личностей начальника и подчиненного.
Если подчиненному эпилептоидной или психастеноидной личностной акцентуации (см. пособие Как разбираться в людях) можно доверить выполнение любого дела без постоянного контроля, то гипертимной личности необходим организующий контроль, а сензитивной помогающий, поддерживающий.
Итак, если в какой-либо области Ваших взаимоотношений выявились противоречия, то необходимо составить договоренность (нейтрал) или просто уяснить потребности партнера и поступать в соответствии с ними (синтон). Несоставление договоренности в данном случае будете конфликтогеном.

Когда же договоренность достигнута, то конфликтогеном будет ее невыполнение, нейтральным выполнение, а синтонным или тщательное выполнение своей части договора без проверки того, что должен Вам партнер, или перевыполнение договора в ущерб себе во благо партнеру (в зависимости от ваших личностных возможностей).

ПОТРЕБНОСТЬ В РАВЕНСТВЕ И ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕВОСХОДСТВА.

Перейдем теперь к рассмотрению более сложных общенческих потребностей человека.
Одной из наиболее часто фрустрируемых в процессе общения потребностей является потребность в равенстве. Она сформировалась в социальном мире в ходе всего нравственного развития человечества и, вероятно, происходит от господствующей в биологическом мире потребности в превосходстве, заложенной у животных на уровне инстинкта.

Биологически потребность животного в превосходстве обусловлена борьбой за выживание каждой отдельной особи внутри своего вида выживает сильнейший, т.е. превосходящий, а также межвидовой борьбой за выживание вида в целом. Внутри вида, часто происходит соревнование за право быть лидером, которое сопровождается демонстрацией каждой особью своего превосходства над другими, стремлением к демонстрированию.
Но какова бы ни была биогенная природа мотива доминирования, важно то, что она именно биологическая, а не чисто человеческая. С вступлением в права собственно человеческого начала биогенные детерминаты не ликвидируются, но вынуждены как-то потесниться.

И в ходе нравственного развития потребность в превосходстве сменилась потребностью в равенстве. Многие люди стремятся занять положение выше. Но если это трудно, они соглашаются с положением равных, но почти все сопротивляются позиции ниже.

Те, у кого развиты нравственные установки на справедливость и благородство, обычно не претендуют на позицию выше. Речь здесь, конечно, идет о личностных позициях, а не о социальном статусе. Нравственно развитая личность, даже занимая высокое положение в обществе, не стремится к личностной позиции сверху, а старается общаться с окружающими с позиций равенства.

У тех же, кто недостаточно впитал нравственную идею равенства, часто прорывается установка на превосходство.
Кроме того, если в социально-политической сфере может и должно существовать абсолютное равенство, то в сфере психологической трудно представить, как оно может проявляться. Поэтому практически потребность в психологическом равенстве часто проявляет себя как желание превосходить окружающих по некоторым свойствам личности, в тоже время, соглашаясь с их правом на превосходство в других областях и по другим свойствам.
Таким образом, в соответствии с представлениями человека, не всегда осознанными, партнер по общению должен подавать ему знаки равенства и исключать знаки превосходства.
Что же будет конфликтогеном по отношению к этой потребности? Какое наше поведение не дает возможности партнеру ощутить себя равным среди равных, препятствует удовлетворению его потребности в равенстве? Это знаки превосходства, высокомерия, неуважения.

Понятно, что если человек вместо желанных для него знаков равенства или даже знаков признания его превосходства в чем-либо получает от Вас знаки превосходства над ним, это связано у него с чувством унижения. Такое поведение приведет к конфликту, так как вызовет у партнера агрессию, связанную с желанием не уронить свое достоинство, поставить на место и т.д.
Знаки превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: Хватит молоть чушь, Глупости все это™ и т.д.

Но чаще применяется смягчение, в результате чего знаки превосходства как бы перестают противоречить правилам этикета и становятся допустимыми в общении. Таковы фразы:
Ну как ты не понимаешь, что;.., 'Ну ладно, ладно, ладно..., Вы же умный человек, а говорите такие вещи!, Запомни! (или усиление: Прошу Вас, запомните раз и навсегда!) и т.п.
К категории тонких, смягченных знаков превосходства относятся и такие действия как вальяжная снисходительность, доверительное обнимание дружеские похлопывания по плечу или по спине, санкционирующий кивок (все правильно, дескать) и т.д.
Для смягчения знаки превосходства часто маскируются и создают видимость других чувств они могут маскироваться под знаки участия, сочувствия, простоты.
Например, молодая жена берется печь пироги. Увидев это, ее муж восклицает: Ну что ты, не мучайся, бедняжка, все равно ведь ничего не получится! Лучше пойдем к моей маме она тебя научит. Конфликтогенно?

Юный супруг будет утверждать, что нет. Ведь он хотел как лучше, принять в ней участие, помочь научиться, а она почему-то обиделась...

Теперь он будет считать ее обиду напрасной, что вызовет обиду или агрессию и у него (в зависимости от личностных качеств, например, гипотим обидится, а эпилоптоид среагирует агрессией, см. пособие Как разбираться в людях). Произойдет конфликт. Так почему же все-таки она обиделась?

Был ли повод? Конечно. Она совершенно правильно ухватила суть его слов, так как перевела их (возможно, что и бессознательно) на психологический (подробно описанный у психотерапевта Э. Берна, названный им марсианским, см. Рекомендации по межличностному общению на основе трудов Э. Берна) язык.

На этом психологическом языке она услышала: Ты ничего не умеешь. Не умеешь, так не берись. Ты гораздо худшая хозяйка, чем моя мама.

Ты должна слушаться мою маму и спрашивать у нее совета даже в мелочах... и т. д. Это пример знаков превосходства, замаскированных под участие, желание помочь.
Разберем еще несколько примеров.
Допустим, вы поспорили с коллегой. В споре он разгорячился, а Вы, заметив это, сказали: Не нервничай.

Конфликтогенно это? Вам кажется, что нет.

Вы будете утверждать, что только хотели, действительно успокоить коллегу, а он почему-то обиделся, разгорячился еще больше, а, кроме того, стал вам доказывать, что он совершенно не нервничает. Вас, конечно, в свою очередь, вывело из себя подобное его поведение. Возник конфликт.

Почему? Да опять-таки потому, что Ваш коллега правильно, хотя возможно, что и бессознательно, оценил на психологическом языке смысл Ваших слов: Вы нервный, невоздержанный человек. Вы псих.

Вы ничего не понимаете, да к тому же и не можете спокойно выслушать умного человека. Раз Вы нервничаете, значит, Вы не правы... и.т.д. Естественно, что на психологическом уровне такие слова вместо якобы успокающего эффекта вызывают новый всплеск агрессии у партнера.

Кстати, подобный совет или приказ, даже когда он дается действительно с целью успокоить, никогда не действует, а только усиливает напряжение. Это очень хорошо видно на примере зубного врача. Если ему мешают работать сведенные от страха и напряжения челюсти клиента, и он скажет: Больной, расслабьтесь, не нервничайте!, то обычно это приводит к еще большему мышечному спазму. Но, к счастью, многие врачи понимают этот психологический закон и в такой ситуации, наоборот, говорят, что они не торопятся, и будут спокойно ждать, пока больной успокаивается.

Это-то как раз и действует на людей успокаивающе.
Последний пример. В разговоре с подчиненным, желая указать ему на ошибку. Вы начинаете фразу со слов: Не обижайтесь, но...

После того, как вы указали ему на ошибку, и он обидится. Вы, конечно, скажете или подумаете: Я же просил Вас, не обижайтесь!

Но он обиделся! Почему? Да потому, что правильно понял, что раз ему говорят Не обижайтесь, то сейчас скажут что-то обидное. Если бы Вы не предварили свое замечание этой фразой, то, возможно.

Ваш собеседник не нашел бы в Вашем замечании ничего обидного, а счел бы его обычным элементом деловых отношений. Таким образом.

Вы сами дали ему установку на восприятие ваших слов как обидных указаний сверху.
До сих пор мы разбирали доминирование, демонстрирование превосходства и высокомерия на уровне частных примеров. Теперь попробуем обратиться к глубинным психологическим механизмам этого явления.

Попробуем понять, почему есть люди, которые выбирают для себя постоянно высокомерный стиль общения с окружающими?
Попробуйте вспомнить такого человека, наверняка их несколько среди Ваших знакомых (если только это не Вы сами). Задумайтесь над тем, почему же он ведет себя подобным образом?
Первыми, возникшими с ходу ответами на этот вопрос обычно бывают предположения, что он слишком высокого о себе мнения, много о себе думает, зазнается, считает других дураками один он умный и т.д. и т.п. Психологическое содержание этих предположений можно свести к тому, что у этого человека высокая самооценка.
А теперь задумаемся. Если человек, действительно, имеет истинно высокую самооценку, т.е. даже в глубине души, один на один с самим собой считает себя хорошим, положительным, что в психологии называется полным приятием себя, т.е. оценивает себя в целом положительно вместе со всеми своими достоинствами и недостатками, если он сам, так сказать, хорошо к себе относится, то есть ли у него необходимость постоянно демонстрировать это другим, добиваясь признания превосходства, постоянно напоминать о своих достоинствах самому себе и окружающим?

Становится, очевидно, что в случае истинно высокой самооценки такой необходимости нет.
В психологии известно, что любить других, скорее всего, может тот, кто любит себя. Под любовью в данном случае понимается не самолюбование и не критичность к себе, а полное приятие себя при реальной самооценке и критичности к своим отрицательным сторонам.

Человек, умеющий полностью принять себя, несмотря на свои недостатки, сможет и принять другого, далеко не идеального, несмотря и на его недостатки. То есть, человек с высокой самооценкой терпимее к людям.
В случае же постоянного конфликтного поведения человека, демонстрирования им превосходства и желания доминировать, вероятнее всего предположить, что его истинная глубинная самооценка низка, что ему постоянно необходимо для ее поддержания самоутверждаться. Более того, самоутверждаться тоже можно различными способами. Для того, чтобы действительно поднять свою самооценку и оценку окружающих необходимы реальные дела, нужно что-то предпринимать, что-то сделать для людей заниматься самосовершенствованием. Но этот путь поднятия самооценки труден, требует множества усилий, в том числе умственных и душевных.

Это под силу далеко не всем. И вот, если человек имеет низкую самооценку, и не может или не хочет приложить усилия для самосовершенствования, то находит более простой и так сказать дешевый способ самосовершенствования, за счет унижения других.

Это создает у него иллюзию самоутверждения.
Таким образом это доминирование компенсаторное, т.е. внешнее поведение призвано компенсировать отсутствие внутренних достоинств, внешняя уверенность компенсирует внутреннюю неуверенность. Все это носит невротический характер. Самооценка и оценка окружающих растет лишь внешне. Внутренне она только падает.

Поэтому такое поведение только усиливает давление этого невротического круга и неспособно разорвать его, хотя и носит психозащитный характер. Такой человек защищается от мысли, что он слаб, мыслью, что другие слабее. Что такое человек, который невеликодушно высмеивает козла отпущения?

Это часто неудачник, который отыгрывается на еще большем, по его мнению, неудачнике. Это и есть психозащитные механизмы.

Но такого рода психозащита не спасает, она только загоняет переживание своей слабости вглубь вместо того, чтобы преодолеть ее. Если все это каким-либо способом будет осознанно личностью, откроется путь к сопротивлению подобного рода поверхностно-психозащитным механизмам и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения.

Имеет смысл помочь в этом, прежде всего самому себе.
Человек, самоутверждающийся за счет других, не выбрался из пут биологической стихии, где еще отсутствует нравственность. Реальное, а не иллюзорное основание для самоуважения обеспечивается возвышением не над другими, а над собой я сегодня лучше, чем вчера, в том числе благодаря преодолению стремления к доминированию.

Преодоление этого стремления самим человеком, его осознание своего стремления к превосходству и отказ от него это и есть реальные поводы для роста самоуважения, повышения оценки окружающих и самооценки.
Однако, можно выделить немногочисленные случаи, когда знаки превосходства не играют конфликтогенной роли. Скажем, руководитель вызывает подчиненного к себе в кабинет, а не идет к нему на рабочее место.

Такая адекватная пристройка сверху, если к тому имеются объективные основания, т.е. более высокий статус, проявление нейтрального поведения и не должна рассматриваться как конфликтоген, хотя, заметим, это и не синтон.
Безусловно, точный расчет в таких случаях сделать очень трудно, особенно, если у каждого партнера по общению есть приоритет по отношению к другому в определенной области. Например, молодая женщина и пожилой мужчина...

Кто кому должен уступить место? Или заведующий кафедрой доцент, а в подчинении у него профессор...

Кто к кому должен идти в кабинет? В таких случаях каждого из участников общения должна стимулировать не приоритетная амбиция, а интересы дела, миротворчество, благородство.



Содержание раздела