d9e5a92d

Яблоко в траве

Его любят и его боятся. Эти два самые сильные чувства идут за ним рука об руку.

Яблоко в траве


В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко.

Учитель поднял яблоко и сказал: -Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик. Вырезать все сомнительные места, а потом уже есть.

Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше.

Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором лишь после предварительной работы. Эти две разные стратегии. Во всех делах.

Во всех без исключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница. Он достал ножик, очистил яблоко и начал неторопливо есть.

А нас угостите? пошутили мы. Нет. пошутил он, Чтобы вы лучше запомнили! И доел яблоко.

Он очень редко говорил нет, хотя хорошо умел это делать.

Твердое и пустое

Твердое то, на что можно опереться, не провалишься. Это слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого можно положиться не подведет.

Автомобиль, который полностью исправен и заправлен бензином: в нужный момент и заведется, и поедет. Твердое это и есть твердое. Пустое то, на что нельзя опереться провалишься. Информация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной.

Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и не сделает.Фабрика, которая портит материалы, не производя ничего пригодного. Пустое это и есть пустое.

Надо отличать твердое от пустого. Это самое важное из всех искусств. Комбинация твердого и пустого дает пустое. А что она еще может дать?!

Многие дела человеческие производятся впустую, потому что содержат что-нибудь пустое. Маленького мальчика дедушка отдал чужим людям учить ремеслу . Но не делали они этого и еще очень плохо к нему относились. Когда мальчику стало совсем невмоготу, написал он дедушке письмо.

Подробно и убедительно обрисовал свои беды,да вот адрес на конверте написал очень уж неконкретный: На деревню дедушке. Не дойдет письмо с таким адресом, напрасно будет ждать мальчик своего дедушку. Содержание письма это твердое.

А вот адрес пустое. В результате пустое. Мы бываем в положении этого мальчика чаще, чем наше самолюбие может в это поверить. Ведь если среди двадцати твердых элементов действий хоть одно оказалось пустым все усилия пропали зря.

Отделение твердого от пустого подобно действию ножа,очищающего яблоко. Запах яблок каждый раз напоминает об этом высшем из искусств отделении пустого от твердого.

Обучение гарема.

Я прочитал все четырнадцать глав твоего трактата. Хороший трактат. Но теория одно, а практика другое!

Не мог ли бы ты показать свое искусство на практике?! Могу. А какое тебе нужно для этого войско?

Любое. Тогда возьми мой гарем.

Полководец построил женщин во дворе дворца, разбив их на два отряда по девяносто человек в каждом. Объяснил, где право,где лево и что такое кругом.

Выбрал двух любимых наложниц князя и поставил их офицерами над отрядами: Я буду давать команду офицерам, а офицеры солдатам, и скомандовал налево! Офицеры, смеясь, повторили команду, а солдаты ее не исполнили : rкто повернулся налево, кто направо, а кто и вовсе сел на траву. Не получилось, сказал полководец, и повторил свое объяснение. Но и снова получилось то же самое.

Снова не получилось,сказал полководец,Кто виноват? Я не виноват, я даже повторил свое объяснение.

Солдаты виноваты? Нет, не виноваты. Потому что офицеры отдавали команды таким образом, как будто имелось ввиду ее невыполнять.

Виноваты офицеры. Отрубить им головы. Нет, нет, сказал князь,Достаточно.

Я вижу, что ты хороший полководец! Нет, князь,возразил полководец,Если мы не отрубим им головы,про тебя будут говорить, что у тебя полководец,чьи приказы не выполняются.

Головы отрубили, полководец поставил других офицеров,и стало получаться. -Вот князь. Это еще не очень хорошее войско, но я готов идти с ним и сражаться! Но князь в досаде махнул рукой и ушел.

Теория это , действительно, одно, а практика другое.

Страх и бесстрашие

Страхвесьма важное чувство. Его нельзя игнорировать, им нельзя не пользоваться.

Ведь его поместили в человека, для блага человека. Это хорошее полезное чувство, которое не только может унизить человека, низведя его до животного, но может и возвысить. Из страха бросить тень на друга, могут и собственной жизнью пожертвовать.Не то главное, сто человек боится, а то,чего именно он боится, за что именно он боится. Почему у женщин начали получаться боевые упражнения?

Может быть из страха? А почему полководец готов идти с этим войском и сражаться?



Ведь с запуганным войском едва ли хорошо иметь дело. Здесь уже причина в бесстрашии.

Солдаты не боятся, что полководец накажет их за чужую вину. Если виноват не солдат, а офицер, накажут офицера.

Солдату нечего бояться, если он не виноват. Это бесстрашие. Ну, а если виноват? Конечно накажут.

Раз уж и офицера не пощадили. Сочетание страха и бесстрашия основа армии. Не страшен противник.

Не страшен начальник, если выполняешь свой долг. Но страшно не выполнит долг.

Тут уж прощения не жди. Переход от страха к бесстрашию граница резкая. Этой резкой границей очерчиваем долг, обязанности, приказ.

Чтобы твердое отделить от пустого. Казнь офицеров произвела такое отделение. Нельзя размазывать границу страха.

Нельзя размазывать и границы бесстрашия. Всему свое место, имеющее точные границы.

Последний приказ полководца.

Последний приказ полководца должен быть выполнен. Это старое, верное правило, которое спасло не одного князя от самого себя. Какое искушение снять полководца с должности, чтобы отменить его неприятный приказ! Но какой смысл его снимать, если все равно все уже отданные им приказы придется выполнять!

Снять-то можно, а не выполнить уже отданный приказ нельзя. Таково правило. Нет правил более ценных, чем те, что защищают человека от самого себя. Закон обратной силы не имеет.

Так общество защищает себя от самого себя. Изменение любых правил задним числом визитная карточка коварства и слабости. Даже дети отказываются играть в такие игры. Нет более верного способа потерять честь и доверие, как изменить договоренность задним числом к своей выгоде.

Но нет и более быстрого и верного способа проверить порядочность партнера, как позволить ему сделать это. Такая проверка отделяет пустое от твердого и уберегает от большой беды.

Князь ее выдержал.

Полководец медлит
Полководец медлит, потому что не видит победы. Победа важная передышка на пути .Ее надо разглядеть. Ее можно увидеть, разглядывая весь путь. Увидеть и узнать.

Тут нужна неподвижность и разглядывание, а не суетливость и предприимчивость. Принц оставался в столице, ожидая возвращение императора из похода. Друзья и даже малозначительные люди настойчиво советовали ему бежать, не дожидаясь возвращения императора.

Бежать вместе с семьей, спасая свою жизнь. И предлагали помощь в бегстве. Но принц не понимал, чем он заслужил немилость. Совесть его была чиста, и до сих пор он был верной опорой императору.

Он был в смятении и сама жизнь стала для него невыносима от непонимания происходящего. Сигналы множились, подтверждая грозящую ему опасность, но никак не прояснили происходящее. Ему сообщили, что путь морем для него уже отрезан, что медлить более нельзя.

Гуляя с женой по парку они лихорадочно перебирали все возможные причины и поводы случившегося и ничего не могли найти. И принц почувствовал, что он сходит с ума,привычная и понятная связь событий рушилась с тихим шелестом, превращаясь в кучу обломков поступков и связей.

Принц заперся в своем кабинете, сел в глубокое кресло и задумался на много часов. Простая мысль шевельнулась и стала расти, обретая силу и подтверждения.

Все известные события легко и точно сложились в один рисунок, не оставляя никаких сомнений. Подобно сложенному из осколков блюду.

Император здесь вообще не причем. Принца отнюдь не спасали, а хотели вынудить бежать.

Он сразу успокоился и даже рассмеялся простоте решения. Затем бросился к жене поделиться радостью.

Они вместе, смеясь, собирали еще раз разбитое блюдо, наслаждаясь тем как хорошо и точно факты-осколки подходили друг к другу. Принц не бежал, бежали другие.

Нельзя разглядеть победу, не разглядывая ее. Не теряя на это разглядывание времени.

Только на него и ни на что другое. Время бежит, ответственность растет.

Ответственность давит все больше и больше, не оставляя другого, как только увидеть победу. Понимание важнее знания.

Искушение алиби

Искушения и соблазны подстерегают всякого человека. Это не новость. каждый имеет свой опт противостояния. Искушение может войти в наш дом через двери это страх, страсти и деньги.

Может войти через окна. Это честь, национальные и родительские чувства. Но может родиться прямо в нашем доме. Это алиби для самого себя.

Я сделал все, что мог. Вот его формула.

Формула яда,которому так трудно найти противоядие. Ничто так не мешает разглядыванию победы, как желание не бездействовать в критический момент. Когда все вопиет: действуй!

Но действовать в такую минуту значит поддаться слабости перед искушением алиби. Алиби: я действовал, я сделал все, что от меня зависело. Вот я сделал то-то и то-то, не моя вина,что победы не случилось. Что важнее: чтобы была победа или чтобы я не был виновен в поражении?

Хорошо, когда эти тропинки не в разные стороны. Когда именно действуя и обретаешь победу.

Подобно тому, как таская по полену, перетащишь всю кучу дров. А не таская не перетащишь. А если эти тропинки в разные стороны? А кто это знает?

Кто это видит лучше вас? Сделаем вид, что они не расходятся и будем таскать по бревнышку?! Жестокий князь ввел новый вид казни: пытку медным шестом. Медный шест клали на высоте метра три над пылающими углями.Шест смазывали салом, чтобы был скользкий.

Если жертва пройдет по шесту и не упадет в огонь значит жива. Но все падали. И сгорали.

Но они как бы сами были виноваты в своей неловкости. Много было различных казней. Но молодой князь соседнего государства прислал богатые дары с тем, чтобы эта казнь была бы все же отменена.

Хотя она его народа не касалась, но оскорбляла своим существованием как человека. Не проведя пустого и твердого разделения внутри себя, не отделив того, что от меня зависит, от того, что от меня не зависит нельзя быть искренним со своим путем. Не зависит от меня лишь одно. Я не могу не идти по пути.

Не ищите алиби. Не изображайте управление, не развивайте кипучую деятельность по достижению победы. А управляйте и побеждайте.

Только путь вам судья.

Приблизиться к оленю и не ошибешься.

Хорошо стрелять в оленя из лука с далекой дистанции. Ни о чем не подозревает олень. Да вот беда: легко промахнется. Кто опасается промаха, старается подойти ближе.

Приблизься к оленю и не промахнешься. Если говорят: у меня в сумке нечто,поэтому я прошу вас.

То приблизиться к оленю значит попросить показать это нечто. Если говорят: он уехал.

То приблизиться к оленю значит спросить: в котором часу и на чем. И дело не в недоверии. Многое проясняется и для самого отвечающего. Люди обычно не умеют отличать пустое от твердого.

Они ненамеренно могут вводить себя и вас в заблуждение. Вы спрашиваете: нет ли такого-то.

Отвечают: нет, они все давно уже ушли. Вы подходите, трогаете ручку двери не заперта. Заглядываете внутрь: вот он тот, кто вам нужен. Извините, а мы и не заметили, что он остался.

А извиняться надо за другое. За неумение отличать пустое от твердого.

Если что-то сломалось, откройте крышку, загляните внутрь. Если кого-то не нашли, поищите сами.

Если говорят, что что-то написано, прочитайте сами. Если говорят, что вкусно, попробуйте. Если пишут, что им не сделали, проверьте, может быть, сделали. Не начинайте действовать по сигналу, чья достоверность не проверена.

Все, что можете проверять сами, проверяйте сами. Заходите. Открывайте. Заглядывайте.

Приезжайте. Лично осматривайте. Сами пробуйте нажать.

Трогайте рукой. Поднимайтесь на чердак. Заглядывайте под колеса.

Убеждайтесь лично. Встречайтесь лично. И вот тогда появится умение отличать пустое от твердого.

Отличать уже не трогая руками, а задавая точные вопросы. Сколько весило?

Какой толщины? А за шкаф заглядывали? Чья подпись там была ? Сколько экземпляров?

Вопросы, на которые невозможно ответить, не приблизившись к оленю. Сокращайте дистанцию всеми способами. До тех пор, пока промах не станет невозможным.

Вы хотите посмотреть сами? Да, хочу! Вас не интересует быть невиновным в ошибке, вам нужно, чтобы ее просто не было.

Милый олень, прости!

Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет

Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет. Не посылай на проверку того, кто не умеет приблизиться к оленю. Не указывай короткую дорогу старушке, если там надо прыгать через канаву. Не направляйте робкого на переговоры к наглому.

Не сковывай подробными инструкциями человека сообразительного. Действия искусного приносят выгоду, неискусного опасность.

Лучший путь для рыбы и для птицы разный. Нет размера обуви, наиболее подходящего для всех людей сразу. Для каждого свой путь. Если человек не уверен, сомневается, не согласен или протестует значит вы ему указали не его путь.

Как быстро и удовлетворенно он успокаивается стоит только указать ему на путь. Приблизиться к человеку значит знать его путь. Даже если он сам его не знает.

Нет благодарные, великодушные и благороднее дела, чем дать увидеть человеку его путь! Умение объяснить дорогу просто и незабываемо. Умение разглядеть в глазах понимание и непонимание.

По глазам определять твердое от пустого. Каждому встречному указывать его путь величайшее из искусств!

Пути не пересекаются. Как ребенка поднимают на руки, что бы он увидел.

Пути не пересекаются.

Управляй многими.

Управляй многими как управляешь немногими. Искусство управления большим армией , городом или страной это искусство управлять большим как управляешь малым. Не смущаться , не теряться, не идти на поводу у событий и мнений.

А увидеть в большом то малое, чем стоит управлять. Голодными управлять легче, чем сытыми.

Потому что голодные хотят хлеба. А что хотят сытые сразу не скажешь. Бедными управлять легче, чем богатыми. Бедным нужны деньги.

А что нужно богатым сразу не скажешь. Одинаковыми людьми управлять легче, чем разными. Людьми , имеющими общего врага, управлять легче, чем имеющими разных врагов. Разделение большого на малое число частей его превращают в малое.

Соединением многих малых частей в немногие большие их превращают в немногие. Проведением границ пустым и твердым превращают в большое управляемое немногое.

Над каждым немногим ставят наместника. Вассала или помощника. Пустым и твердым проводят границу, где вассал может обойтись без сюзерена, и где никак не может. Плохо если он не в одном вопросе не может.

Плохо, если во всех вопросах может. Плохо, если вассал не знает, где он может и не может. Плохо, если сюзерен не знает , где вассал может и где не может.

Плохо, если оба знают , но по-разному. Хорошо, если эти пять плохо отсутствуют. Тот, кто колет дрова неумело, бьет топором куда попадя, а то и вовсе поперек сучка.

Тот, кто умеет, разбивает полено одним точным ударом. Большое делят на малые части не как удобнее, а как оно лучше само делится.

А если нет необходимости,то и не разделяют вовсе. Разделенное без нужды соединить бывает труднее,чем разделенное от нужды,когда нужда проходит. Когда боятся,чтобы не порвалось,пробуют порвать.Когда боятся, чтобы не провалилось, пробуют надавить.

Когда боятся, не погнется ли,пробуют согнуть. Искусство делать людей одинаковыми расцветает на умении видеть их различными.

Простоту в многообразие вносит ясность пути, ясность этапов, ясность законов, ясность контроля, ясность наказаний и наград, ясность образцов для подражания.

Храбрый не наступает один.

Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин,не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя.

Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд символ запрета на наступление без приказа.

Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа.

Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота . Остался в окопе только трус.

Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса?

Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать?

Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил это дезорганизация.

Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать.

Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок.

Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок.

Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке.

Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать. Войско панически мечется во внезапном окружении.

Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит: Вот он провокатор! Стой, не уйдешь!

И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность.

Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Подобно тому, как нашел для себя и быстро успокоился принц. Только он нашел истинное объяснение, а генерал правдоподобное на момент.

Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация.

Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.

С первым ударом барабана.

С первым ударом барабана боевой дух войск поднимается, со вторым ударом падает, а с третьим и совсем исчезает. Удары барабана зовут в атаку.

Все поднимаются. Но если атака будет отменена, то дух войск упадет. Во второй раз они поднимутся в атаку без энтузиазма.

А если будет снова отменена, то в третий раз могут и вовсе не подняться. Готовясь к атаке надо проверять до того, как поднять в нее войско а не после. Однажды полководец предупредил свое войско о ложном сигнале атаки.

Услышав сигнал, и враг дал сигнал к атаке. Но войско нашего героя не двинулось с места. Отступил и противник, не желая боя на невыгодной местности.

Снова дали ложный сигнал, и все повторилось сначала. При действительном наступлении противник был разбит, так как потерял боевой дух.

Отдача приказа как пистолетный выстрел на старте. Все готовы начать. Все ждут. Ну!

Ну! Выстрел!

Должно быть немножко времени для этих ну,ну. За это время можно убедиться, что действительно ничего не упущено.

Этот маленький промежуток времени между полной готовностью и отдачей приказа, когда никто не понимает, почему вы еще медлите, когда все готовы, ваш звездный античас. Когда все можно загубить. Нужно уметь держать паузу. Когда все ясно и надо дать согласие, все ждут.

Когда все ясно и можно вешать телефонную трубку. Когда все закончено, можно вставать и идти. Всегда нужно держать контрольную паузу.

В течение этой паузы может случиться нечто важное. И уж конечно, проверена готовность к следующему шагу. что бы быть уверенным, что не помнется шляпа между двумя чемоданами на полке, вы предпочитаете иметь пустое пространство между нею и чемоданами.

Пустое пространство и пустое время важное средство контроля.

Запрещай говорить правду.

Запрещай говорить правду по вопросам, о которых не спрашивал. Требуй говорить правду по вопросам, о которых спрашивают. Когда говорят правду, о которой не просилподобно тому наступлению без приказа.

Даже молчание может быть истолковано, как поощрение. Сегодня он говорит правду о которой не спрашивают, завтра он дает советы по вопросу, которые его не касаются. А послезавтра оспаривает ваше мнение по любым вопросам.

Но иногда эта правда может быть полезной. как быть? Нужно изучить ее цену.

Если вассал заботится об общем деле, а не переходит в наступление по расширению своих прав, он оставляет пустое пространство. То есть, сказав нештатную правду,тут же отступает, отчитываясь по порученным ему вопросам. Показывает: я помню свое место и преклоняю голову. Это отступление и образует пустое пространство.

Он продвинулся в области ваших прав, но тут же отступил на свое место. Значит мотив не расширение прав,а интересы дела.Если отступил не точно,оставив меньше пространства чем должен был, значит это борьба за расширение прав.

Такую цену нельзя платить даже за полезную правду. Требуйте говорить правду по вопросам, о которых спрашивают.

Иначе вы получите вместо твердого мину замедленного действия, то есть особый сорт твердого, как бы твердое. Чтобы говорили правду, стимулирование должно быть отделено от нее. Нельзя хвалить, опираясь на слова того, кого хвалите. Нельзя ругать, опираясь на слова того кого хвалите.Нельзя врать, опираясь на слова того, кого ругаете.

Можно лишь дружелюбно присоединиться к самопохвале или к самокритике человека. Подлинное санкционирование опирается на более прочную и более широкую основу: на дела человека, а не на его слова.

Отделение собственной реакции на правду и неправду,отделение во времени. Сила в безразличии. В готовности без эмоций выслушать любую правду.

Принять решение не тогда,когда оно возможно,а тогда когда оно уже потребуется. Принять из будущего, а не из прошлого.

Не потому что, а для того что.

Cначала говорят, а потом делают .

Человек прокладывает путь в новое, неизведанное сперва мыслью, потом словом, потом делом. Он замыслил что-то хорошее, чего раньше не делал. Обдумывает замысел. На каком-то этапе ему хочется поделиться своим замыслом с кем-нибудь.

Обсудить. Обсудить в целом, ну а также и первый шаг. Если к этому делу приступить, то с чего можно было бы начать?

А уж если этот первый шаг выглядит реальным, то почему и не попробовать?! От слов к делу. Он замыслил что-то плохое.

Но воплощается это плохое в дело как и хорошее не минуя стадию говорения, обсуждения. Вот здесь-то и легче всего человека остановить. Если попустительствовать словам перейдет и к дело. Это непременно случиться, можно сказать, что от него уже и не зависит.

Как если слегка начал скользить по льду под гору. Сам остановиться уже не может, но еще любой,стоящий прочно, может его придержать и удержать.

А наберет скорость попробуй, останови! Обращаем внимание на слова. Особенно на шутки. Шуткой пробивает себе неправое дело дорогу.

Ищет сопротивления. А если нет идет дальше. Шутку останавливают шуткой.

Не хотите, чтобы делали, не позволяйте и говорить об этом. План опаснее дела.

Замысел опаснее плана. Обсуждение опаснее замысла. Слово опаснее обсуждения.

Шутка опаснее слова. Взгляд опаснее шутки. Мимолетное отсутствие поддержки опаснее взгляда.

Чем глубже дело запрятано тем оно опаснее.

Два друга работали в саду.

Два друга мотыжили землю. Вдруг мотыга одного из них ударилась о что-то твердое. Он поднял кусок золота и отбросил его как простую черепицу. Они продолжали работать дальше.

Два друга сидели в саду на циновках и читали книги. Вдруг мимо проехала повозка знатного вельможи. Один из них поднялся и посмотрел ей в след. Тогда другой отодвинул свою циновку в сторону и сказал: Вы мне больше не друг!

У них не было расхождения во взгляде на золото,на богатство. Он знают более высокие ценности.

А вот что касается испытание славой и уважением в обществе они оказались по разные стороны. Тот, кто отодвинул циновку, не стал дожидаться того года, дня и часа, когда его друг, не выдержав этого испытания,его предаст.

Лучше разойтись сейчас. Как если пища уже начала портиться, есть ее уже не хочется, а выбрасывать еще жалко. Подождем, когда окончательно испортится и не жалко будет выбрасывать?

Это ли самая лучшая стратегия? Вот почему не взгляд, не улыбка, не шутка, не слово не могут проходить бесследно.



Содержание раздела