d9e5a92d

Валютное законодательство Российской Федерации


Вышесказанное позволяет охарактеризовать иностранную валюту как особый ограниченно оборотоспособный объект прав, нахождение которого во внутреннем обороте допускается на основании разрешений, носящих индивидуальный или общий характер*(152).

Валютные операции можно определить как предусмотренные законодательством действия экономических субъектов, совершаемые в отношении валюты и валютных ценностей и подлежащие государственному регулированию и контролю для защиты национальной валюты.

К валютным операциям относятся только те действия участников валютных отношений, которые удовлетворяют двум критериям:

- формальному (указан в законе);

- материальному (заинтересованность государства в воздействии на возникшие отношения для защиты национальной валюты).

При анализе валютного законодательства Российской Федерации остро стоит проблема классификации валютных операций. Выступая с 1992 г. полноправным участником Соглашения об МВФ, Россия взяла на себя обязательство не вводить ограничений на международные текущие валютные операции. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" дает основания распространить запреты и ограничения по операциям, связанным с движением капитала, на операции, совершаемые на внутреннем валютном рынке, что приводит к смешению двух различных направлений валютного регулирования.

По смыслу ст. VIII Соглашения об МВФ от 22 июня 1944 г. обязательства стран - участниц воздерживаться от ограничений по текущим валютным операциям распространяются на международные операции, предполагающие движение валюты через границы государств (трансграничные платежи и переводы). В п. "а" разд. 2 ст. VIII Соглашения прямо указывается, что ни одно из государств - участников не может вводить ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам*(153).

Таким образом, положения разд. 2 ст. VIII Соглашения запрещают государствам вводить ограничения по текущим международным платежам, но не распространяются на мероприятия по регулированию валютного обращения внутри страны, что полностью соответствует интересам обеспечения экономической безопасности государства. При этом Соглашение об МВФ до конца не раскрывает понятий "текущие платежи" и особенно "перевод капиталов". Как отмечает В.Ф. Эбке, решение проблемы разграничения понятий платежей и переводов "по текущим международным сделкам ... и движения капиталов ... следует искать с помощью толкования". Немецкий ученый предлагает обращаться к разграничению таких операций в национальном праве, а в основу разделения положить временной критерий - период в 12 месяцев. Тогда текущими будут считаться сделки, заключаемые на срок не свыше 12 месяцев*(154).

В п. "d" ст. ХХХ Соглашения об МВФ прямо указано: "К платежам по текущим операциям отнесены без ограничений платежи, подлежащие выплате в форме дохода от инвестиций; все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, услуг"*(155).

Возвращаясь к национальному валютному законодательству, необходимо отметить, что в России принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".*(156) В ст. 1 указанного нормативного акта под валютными операциями понимается перевод иностранной валюты со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа. К валютным ценностям отнесены иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Из перечня валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни.

Согласно требованиям нового Закона о валютном регулировании, не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г.). Вместо получения лицензий Центрального банка РФ введено требование о резервировании при осуществлении расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте. При этом сумма не должна превышать в эквиваленте определенный процент от суммы, на которую предоставляется отсрочка платежа и срок. При этом сумма резервирования вносится в валюте РФ (п. 3 ст. 16 Закона). В день истечения срока резервирования сумма резервирования подлежит возврату.



Для нерезидентов установлено, что списание и (или) зачисление денежных средств со счета и на счет нерезидента осуществляется в порядке, который может предусматривать только два случая:

1) установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы денежных средств, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней;

2) установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более 1 года (ч. 5 ст. 13 Закона от 10 декабря 2003 г.).

В соответствии со ст. 21 Закона сохраняется обязательная продажа части валютной выручки резидентов в размере 30% суммы валютный выручки. Нерезиденты, действующие на территории РФ, от данной обязанности освобождены.

В связи с изложенным представляется целесообразным определить понятие "нерезидент" и его соотношение с термином "иностранный инвестор". Согласно ч. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании 2003 г., под нерезидентами понимаются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся на территории РФ; физические лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях", под иностранным инвестором понимается иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин, международная организация.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона об иностранных инвестициях если иностранный инвестор входит в состав участников российской коммерческой организации, она получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями и пользуется льготами, установленными указанным Законом. В то же время по валютному законодательству данная организация будет иметь статус резидента, следовательно, будет нести обязанность по обязательной репатриации части валютной выручки. Если иностранный инвестор вложит капитал в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, что является по Закону от 9 июля 1999 г. формой прямой иностранной инвестиции, то он получит статус нерезидента и не будет нести обязанность по обязательной продаже части валютной выручки.

Исходя из краткого изложения положений современного валютного законодательства Российской Федерации, возникает вопрос о том, насколько полно гарантия перевода доходов иностранных инвесторов отражена в актах валютного законодательства. Действующий Закон о валютном регулировании и валютном контроле 2003 г. исходит из закрытого перечня операций, связанных с движением капитала, и все операции, прямо не отнесенные к операциям, связанным с движением капитала, считаются текущими, т.е. осуществляются без ограничений. В соответствии с ч. 2 ст. 5 нового Закона если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Таким образом, в отношении обеспечения беспрепятственного перевода доходов от инвестиций валютное законодательство соответствует инвестиционному. Однако на этом соответствие заканчивается. Как было отмечено ранее, в действующем законодательстве имеется определенное противоречие, а именно отнесение к операциям, связанным с движением капитала, валютных операций на ряд трансграничных переводов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Что же в таком случае понимать под беспрепятственным переводом за рубеж платежей? В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о валютном регулировании 2003 г. расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляются при условии выполнения требования о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей 50%, определенной на день осуществления предварительной оплаты. Далее. Согласно ч. 5 ст. 16 Закона о валютном регулировании 2003 г., для списания средств нерезидента в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации со счета в банке на территории России до осуществления указанной валютной операции необходимо, чтобы нерезидентом была зарезервирована сумма в эквиваленте 100% от суммы денежных средств, списываемых со счета нерезидента, на срок до 60 дней. Таким образом, в этих случаях для того, чтобы нерезидент осуществил платеж в пользу резидента, необходимо выполнить обязательства, установленные валютным законодательством России.



Содержание раздела