d9e5a92d

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.



информация делится на открытую (общедоступную) и с ограниченным доступом.


По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными, изъятия из данного правила могут устанавливаться только законом. Исключение, в частности, составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию.


Правовой режим негосударственных информационных ресурсов определяется их собственником. Хозяйствующие субъекты в порядке, не противоречащем законодательству, вправе самостоятельно установить режим конфиденциальности в отношении той или иной маркетинговой информации.

Закон содержит следующий перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен:


  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.



Нередко интересная с точки зрения маркетинга информация относится к сведениям, составляющим государственную тайну. В связи с этим чрезвычайно важно в процессе маркетинговых исследований учитывать, что возможности маркетолога по сбору и доступу к интересующим сведениям небезбрежны, они ограничиваются, в частности, нормами законодательства о государственной тайне. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, пользованием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 О государственной тайне1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.).

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В их числе сведения в области экономики, науки и техники:


  • о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

  • об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

  • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

  • об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;





  • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное обрронное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

  • об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации согласно списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2101.



Согласно ст. 2 Закона Об информации, информатизации и защите информации конфиденциальной признается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 1882.

В соответствии с этим актом к конфиденциальной информации следует относить следующие сведения.

Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. Основы правового режима информации о частной жизни определены ст. 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона.

Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования3(с изменениями от 25 октября 2001 г.) сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения, составляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Доступ к таким сведениям ограничен согласно положениям Конституции РФ и федеральных законов. Статья 23 Конституции закрепляет право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. Например, ст. 298 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ1 закрепляет положения о тайне совещания судей.

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, включают врачебную (медицинскую), религиозную, нотариальную, адвокатскую тайны и иные сведения, доверенные представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан. Так, конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-12 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г.), исходя из ст. 61 которых информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них являются конфиденциальными.

К конфиденциальной информации относятся также коммерческая, служебная и банковская тайны.


4. Пользование информационными ресурсами. В соответствии со ст. 12 Закона пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации.

Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления

общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Собственники или владельцы информационных ресурсов определяют порядок получения пользователями (потребителями) информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур. Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Информационные услуги, предоставляемые пользователям из государственных информационных ресурсов, могут оказываться как бесплатно, так и за плату. Соответствующий перечень услуг устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 14251, к информационным услугам в данной области относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической и режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации. Бесплатно указанная информация общего назначения предоставляется только органам государственной власти и органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим пользователям информация в данной сфере предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электронной и почтовой связи.

Похожие публикации



Содержание раздела