http://bio64.ru уничтожение тараканов саратов. Уничтожители тараканов.         d9e5a92d

Системный анализ норм НК РФ



Таким образом, по мнению ФСНП России, закон не ограничивает права федеральных органов налоговой полиции на получение от банков сведений, отнесенных к банковской тайне, какими-либо условиями. Поэтому при необходимости получения информации, содержащей сведения, отнесенные к банковской тайне, органы ФСНП вправе обратиться с соответствующим запросом в банк во всех случаях, и банк обязан предоставить такую информацию.

В свою очередь банкиры опираются на следующую конструкцию1. Они понимают, что исходя из п. 9 ст. 11 Закона РФ О федеральных органах налоговой полиции эти органы имеют право на безвозмездное получение от различных структур независимо от форм собственности информации, необходимой для исполнения возложенных на них обязанностей.

Однако они обращают внимание, что этот пункт содержит оговорку: ...за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.

ГК РФ (ст. 857) и Закон о банках и банковской деятельности (ст. 26) устанавливают специальный порядок предоставления информации, относящейся к банковской тайне. Действительно, п. 2 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности налоговой полиции предоставлено право доступа к банковской тайне как органам, осуществляющим налоговый контроль (наряду с органами МНС России), так и органам предварительного следствия по находящимся в производстве делам, отнесенным к ях подследственности при наличии согласия прокурора.

Однако при применении этой нормы нельзя не учитывать, что со времени вступления в силу части первой НК РФ (с 1 января 1999 г.) полномочия органов налоговой полиции изменились.

Системный анализ норм НК РФ, в частности его статей 31, 36 и др., дает основание для вывода о том, что функции органов налоговой полиции в настоящее время ограничены сферой тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые могут быть квалифицированы как преступления или

административные правонарушения. Сфера же налогового контроля, который ранее осуществлялся налоговой полицией (в частности, с использованием прав налоговых органов), из предмета ее ведения в соответствии с НК РФ исключена.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации1 (с изменениями от 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.) федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ (а значит, и ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, исходящая из права органов налоговой полиции осуществлять налоговый контроль) действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с НК РФ.

Таким образом, в данный момент органы налоговой полиции не могут опираться на п. 2 ст. 86 НК РФ и вправе истребовать в кредитной организации документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие у прокурора.

В свою очередь Федеральная служба налоговой полиции РФ считает, что выводы Ассоциации российских банков являются несостоятельными, ибо в логическом обосновании их позиции обнаруживается существенная ошибка - ссылка на то, что якобы между полномочиями по проведению налогового контроля и правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, существует прямая функциональная связь. По мнению ФСНП России, предоставление государственным органам прав на доступ к банковской тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих государственных органов функций по осуществлению налогового контроля.

Отметим также, что позиция Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу о возможности органов наналоговой полиции получать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов кредитных организаций вне рамок предварительного расследования находящихся в их производстве дел, отнесенныx к их подследственности, корреспондируется с позицией Ассоциации российских банков2.

Право других правоохранительных органов получать у банков информацию регулируется Федеральным законом О прокуратуре Российской Федерации и Законом РФ от 18 апреля 1991 г № 1026-1 О милиции1 (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта и 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7ноября и 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа и 30 декабря2001 г., 25 апреля 2002 г.).



Согласно ст. 22 Федерального закона О прокуратуре РФ прокурор в процессе проводимой проверки имеет право доступа к документам и материалам предприятий, учреждений и организаций. Он вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако эта норма не дает оснований прокурору запрашивать информацию у банка в ходе проведения общенадзорных проверок, так как ст.

26 Закона о банках и банковской деятельности дает такое право органам предварительного расследования только по делам, находящимся в их производстве. Исходя из этого, для того чтобы запрашивать информацию у банка, сначала нужно возбудить уголовное дело.

В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции органам милиции для выполнения возложенных на них обязанностей при наличии данных о влекущих уголовную или административную ответственность нарушениях в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности предоставлено право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Вместе с тем, если милиция действует как орган предварительного расследования, то она такую информацию может получать с санкции прокурора.

Если речь идет об иных процессуальных или оперативных действиях, то в силу несоответствия этого общего права специальному запрету такого права у милиции нет.

Нормы, дающие право судебным органом запрашивать и получать у банков информацию, сконцентрированы в процесcуальном законодательстве: ГПК, АПК, УПК, в Законе РСФСР от 8июля 1981 г. О судоустройстве РСФСР2 (с изменениями от29 мая и 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г. и 2 января 2000 г.) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ О судебной системеРоссийской Федерации3 (с изменениями от 15 декабря 200) г.).

Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах, включенных в понятие банковской тайны, определяются п. 6 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации (ГТК России), утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 20141 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.), и ст. 336 ТК РФ. Так, должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе истребовать у государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы, необходимые для производства по делу или его рассмотрения.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано не позднее чем в пятидневный срок направить или выдать их должностному лицу таможенного органа, ис-требующему документы. Неисполнение данных требований может повлечь изъятие указанных документов в порядке, предусмотренном ст. 337 и 338 ТК РФ.

В отношении доступа к банковской тайне Счетной палаты РФ следует упомянуть Федеральный закон от И января 1995 г. № 4-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации2 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). В силу ст. 13 этого Закона по запросам Счетной палаты все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Кроме того, при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Банк России, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Отказ или уклонение соответствующих должностных лиц от своевременного

предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 287 УК РФ за отказ в предоставлении информации Счетной палате Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Право нотариуса на запрос сведений, составляющих банковскую тайну, помимо ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности регулируется Основами законодательства РФ о нотариате. В частности, ст.

15 Основ предоставляет нотариусу право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Похожие публикации



Содержание раздела