d9e5a92d

- Правовое регулирование естественных монополий


6.7. Правовое регулирование естественных монополий

Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, способствуют снижению качества продукции, игнорируют достижения научно-технического прогресса, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли. Между тем в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. Издавна известна естественная монополия, которой обладают лица, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства и услуг.

Такая монополия является устойчивой и, как правило, свойственна крупным объединениям предпринимателей, захвативших господствующее положение в производстве и реализации определенных видов товаров (работ, услуг), что определяет повышенное внимание к ним государства. В качестве примеров субъектов естественной монополии можно сослаться на такие крупнейшие российские акционерные общества, как ЕЭС России и Газпром.

Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий закреплены в Федеральном законе от 17

августа 1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях, который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Кроме того, хозяйственная деятельность субъектов естественных монополий регламентируется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. О связи, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. О почтовой связи, Федеральным законом от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте1. Особо следует отметить в данном ряду Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса2.

Статья 3 Закона О естественных монополиях содержит их легальное определение. Естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Согласно той же статье субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона О естественных монополиях распространяется на следующие сферы хозяйственной деятельности:


  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • транспортировка газа по трубопроводам;

  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

  • железнодорожные перевозки;

  • услуги транспортных терминалов;

  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.



В свете положений ст. 5 Федерального закона О естественных монополиях для регулирования и контроля деятельности

субъектов естественных монополий должны быть образованы федеральные органы исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 11941 была образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, призванная регулировать сферу транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии. Затем в 1996 г. были образованы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи.

Однако, как уже отмечалось, Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 О структуре федеральных органов исполнительной власти эти федеральные органы исполнительной власти упразднены, а их функции переданы МАП России.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:



  • контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Закона О естественных монополиях;

  • вносят предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

  • определяют методы регулирования, предусмотренные Законом О естественных монополиях, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

  • формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.



Положение о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утверждено постановлением ФЭК РФ от 14 января 2000 г. № 2/112; Положение о Реестре субъектов естественных монополий в области связи утверждено приказом МАП России от 15 ноября 2001 г. № 11843; Положение о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте утверждено приказом МАП РФ от 30 ноября 2000 г. № 7774.

Полномочия органов регулирования естественных монополий сформулированы в ст. 11 Закона О естественных монополиях. Среди них: право принимать обязательные для субъектов

естественных монополий решения о введении, изменении или прекращении регулирования, о методах регулирования, предусмотренных рассматриваемым Законом, в том числе об установлении цен (тарифов); в соответствии со своей компетенцией решать вопросы по фактам нарушения Закона О естественных монополиях; направлять субъектам естественных монополий обязательные предписания, в том числе об устранении последствий указанных нарушений, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих Закон О естественных монополиях; право включать в реестр субъекты естественных монополий либо исключать из него; направлять органам исполнительной власти и местного самоуправления обязательные предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих Закону О естественных монополиях, и (или) о прекращении его нарушений; налагать штраф на субъект естественной монополии; привлекать к административной ответственности руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления в случаях, предусмотренных Законом О естественных монополиях; обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением Закона О естественных монополиях.

Применяя методы регулирования к конкретному субъекту естественной монополии, регулирующий орган должен основываться на анализе его деятельности с учетом ее стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом должны оцениваться обоснованность затрат и приниматься во внимание:


  • издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

  • налоги и другие платежи;

  • стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

  • прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

  • удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;



  • соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

  • государственные дотации и другие меры государственной поддержки.



Статья 13 Закона О естественных монополиях предполагает право доступа работников органов регулирования естественных монополий к информации о деятельности последних. Во исполнение указанной статьи разработано и принято Положение об информационном обеспечении МАП РФ по вопросу деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, утвержденное приказом МАП РФ от 3 августа 1999 г. № 264, которое определяет перечень и периодичность представления информации в МАП России субъектами естественных монополий на транспорте.

Работники указанных органов имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, находящейся у различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий, которые обязаны предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную необходимую информацию. При этом сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии, разглашению не подлежат.

Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, а также о включении организаций в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о методах регулирования и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых органами регулирования естественных монополий. Последние ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Они обязаны также сообщать (через средства массовой информации) обо всех случаях применения ответственности за нарушения Закона О естественных монополиях.

Похожие публикации



Содержание раздела