Вентили терморегулирующие цена электронные терморегулирующие вентили promcool.ru.         d9e5a92d

- Понятие стандартизации и ее правовое регулирование


3.6. Понятие стандартизации и ее правовое регулирование

Важная роль в законодательстве, призванном обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации. Среди них основополагающая роль отводится Закону РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 О стандартизации (далее - Закон о стандартизации, или Закон), который устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, являющиеся едиными и обязательными для предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, подрядчиков, исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и на другие организации и предприятия.

Закон о стандартизации не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами.

Согласно ст. 1 Закона стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:


  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

  • единства измерений;

  • экономии всех видов ресурсов;

  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.



Эти цели отражают двойственный характер стандартизации, поскольку, с одной стороны, основная ее цель - установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции и безопасности хозяйственных объектов, а с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям (характеристикам) продукции исходя из необходимости повышения

ее качества и экономии ресурсов. При этом вторая сторона может быть названа стандартизацией лишь условно, ибо вырабатываемые характеристики не являются обязательными.

Отдельное положение среди целей стандартизации занимает регулирование единства измерений, осуществляемое на основе Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 Об обеспечении единства измерений1 и издаваемых в соответствии с ним актов законодательства Российской Федерации.

В отличие от Законов РФ О защите прав потребителей и О сертификации продукции и услуг Закон о стандартизации содержит в основном нормы публичного характера, регулирующие вертикальные властеотношения, что предопределяется природой стандартизации как деятельности государства в лице уполномоченных органов по установлению обязательных требований и контролю за их соблюдением. Реализация норм Закона в подавляющем большинстве случаев не порождает горизонтальных отношений, как при сертификации продукции и услуг. В связи с этим нормы ГК РФ могут применяться к отношениям в области стандартизации только тогда, когда из них вытекают гражданские отношения, скажем, при реализации и приобретении стандартов.

Отношения, связанные со стандартизацией, могут регулироваться нормативными актами Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, а также предприятий и организаций в пределах их компетенции. Стандартизация необходима для обеспечения определенного технического и организационного единства в общегосударственном масштабе. Конституция РФ относит стандарты к ведению Российской Федерации.

Государственное управление стандартизацией, включая координацию и контроль деятельности федеральных органов управления, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Госстандарт России.

Конкретные задачи и функции этого органа сформулированы в упоминавшемся уже Положении о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498, согласно которому Госстандарт России, в частности:



  • реализует государственную политику в сфере стандартизации;

  • обеспечивает функционирование и развитие систем стандартизации;

  • организует и проводит государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

  • совместно с федеральными органами исполнительной власти формирует общегосударственные информационные ресурсы и инфраструктуру стандартизации.



Другие органы государственного управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их полномочий. Разграничение полномочий между Госстандартом и другими центральными органами федеральной исполнительной власти регулируется положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом. Кроме того, определенные права и обязанности министерств и ведомств в рассматриваемой сфере могут устанавливаться федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Вместе с тем все министерства и ведомства, организуя работы по стандартизации, руководствуются принципами государственной политики и общими правилами проведения работ по стандартизации, установленными Госстандартом. Последний вправе принимать для них обязательные решения по вопросам стандартизации.

Что касается взаимодействия Госстандарта России с органами власти и управления субъектов Федерации, то его основой является ст. 78 Конституции РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг1 территориальными органами Госстандарта России являются центры стандартизации и метрологии (другие аналогичные органы). Они, в частности, осуществляют государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и надзор за сертифицированной

продукцией, а также государственный метрологический контроль и надзор. Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано оказывать необходимое содействие территориальным органам Госстандарта. Причем органы власти субъектов Федерации не вправе давать указания территориальным органам по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта России, или принимать решения по этим вопросам.

В то же время Конституция РФ допускает возможность делегирования Госстандартом России - по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации - части своих полномочий. Объем и характер передаваемых полномочий должны определяться с учетом того, что не могут быть переданы главные функции, предопределяющие единую общефедеральную политику в сфере стандартизации (например, функция по утверждению государственных стандартов). Своим территориальным органам Госстандарт России вправе передавать любые принадлежащие ему полномочия полностью или частично, если это не противоречит действующему законодательству в данной области.

Государственная система стандартизации (ГСС) представляет совокупность основополагающих государственных стандартов (имеющих статус подзаконных нормативно-правовых актов), определяющих практические правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов различных категорий и видов.

Сегодня в Российской Федерации государственными стандартами устанавливаются два вида требований к качеству продукции:

обязательные для всеобщего применения в силу закона, в частности, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона о стандартизации;

носящие рекомендательный характер, которые включают большинство потребительских характеристик продукции.

Выбор необязательных требований относится на усмотрение изготовителя продукции. Они определяются в его технической документации, прежде всего в технических условиях (ТУ), которые в настоящее время не включены Законом о стандартизации в перечень нормативных документов1.

Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены в ст. 6 Закона о сертификации. Так, к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом, относятся:


  • государственные стандарты Российской Федерации;

  • применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

  • стандарты отраслей1;

  • стандарты предприятий;

  • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.



Закрепление в Федеральном законе перечня нормативных документов по стандартизации означает усложненный порядок его изменения - только путем принятия соответствующего закона РФ. Документы по стандартизации, не обозначенные в ст. 6 Закона для государственных органов и предприятий, не могут считаться нормативными.

Иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и другим объектам, не являются документами по стандартизации.

Похожие публикации



Содержание раздела