d9e5a92d

Обозначения для однородных товаров



обозначения для однородных товаров влечет за собой гражданскую, административную (ст. 14.10 КоАП), а также нередко и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Российское законодательство объективно не успевает за теми изменениями в общественной жизни, которые обусловлены бурным развитием НТП. Например, весьма актуальна не урегулированная действующими правовыми нормами проблема использования чужих товарных знаков в доменных именах сети Интернет, связанного с нарушением права на товарный знак. Доменное имя в сети Интернет - это обозначение определенного сайта и его владельца, используемое вместо цифрового адреса.

Некоторые недобропорядочные субъекты используют для обозначения своего сайта хорошо известный товарный знак. В связи с этим владельцы товарных знаков столкнулись с проблемой несанкционированного захвата доменных имен с использованием чужих товарных знаков.

Как уже было отмечено, согласно п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках нарушением прав владельца является, в частности, несанкционированное применение товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, касающегося однородных товаров. Поскольку наименование доменного адреса в Интернете служит средством индивидуализации самого владельца и предлагаемых им на сайте товаров и услуг, применение чужого товарного знака можно квалифицировать как нарушение прав владельца товарного знака. Скажем, при обращении в сети Интернет к сайту Sony.ru потребитель связывает его с наименованием всемирно известной компании, предлагающей надежную, качественную и разнообразную бытовую технику.

Лицо, неправомерно использующее чужой товарный знак, извлекает необоснованную выгоду.

Хотя в Законе о товарных знаках использование чужого товарного знака в доменном имени как правонарушение прямо не оговорено, нарушенные права владельца товарного знака - исходя из принципов и основных начал гражданского законодательства, в том числе возможности применения гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ГК РФ), - подлежат защите, а убытки (ст. 15 ГК РФ), понесенные им, - взысканию с неблаговидного владельца соответствующего доменного адреса.

Согласно п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения и взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:


  • публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

  • удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.



Обязанность опубликовать решение суда сходна с обязанностью печатного органа опубликовать опровержение сведений, порочащих честь и достоинство граждан и деловую репутацию граждан и юридических лиц. Однако их не следует путать: нарушитель прав на товарный знак в первом случае - организация, незаконно использующая его при введении в хозяйственный оборот, например путем размещения в рекламном тексте; во втором случае - печатный орган, нарушающий законодательство о средствах массовой информации, в частности ст. 152 ГК РФ.

Упомянутая мера ответственности имеет еще одну особенность: целью публикации является восстановление деловой репутации. Поэтому суд должен выяснить, в какой из газет появилось объявление об услугах с использованием чужого товарного знака, территорию распространения этого печатного органа и исходя из этого определить конкретное СМИ, в котором ответчик за свой счет должен поместить решение суда.

Сложность представляет и применение такой санкции, как уничтожение товарного знака в случаях, когда он, по существу, не отделим от товара, например, если в качестве товарного знака зарегистрирована форма изделия или товарный знак отлит из металла при изготовлении его корпуса. В таких случаях уничтожение знака фактически приводит к утрате потребительских свойств товара. Судебная практика неправомерно обосновывает требование истца уничтожить товар ссылкой на ст.



49 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах, согласно которой суд может принять решение об уничтожении контрафактного товара. В данном случае применение гражданского законодательства по аналогии является неправильным, т.к. фактически это ведет к прекращению права собственности по основанию, прямо не предусмотренному законом.

Вместе с тем ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, наряду с наложением административного штрафа:


  • на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;



  • на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ;

  • на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ, в отношении всех нарушителей предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.



В соответствии со ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

В заключение анализа важнейшего вопроса, возникающего в маркетинговой деятельности отечественных хозяйствующих субъектов - правовой охраны товарного знака как объекта интеллектуальной собственности, хотелось бы отметить, что в процессе работ по совершенствованию российского Закона о товарных знаках необходимо опираться на нормы международных актов, участницей которых собирается стать Российская Федерация. Среди них - Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности. Особого внимания для разработки изменений и дополнений в отечественный Закон о товарных знаках заслуживает уже упомянутый в данном параграфе Договор о законах по товарным знакам.
1
Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 (с изменениями от 12 апреля 1999 г., 7 июня 2001 г.). - СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4541.
1
БНА. - 2000. - № 23.
2
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1989, вып. XVIII. - С. 91.
3
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978, вып. XXXII. - С. 140.
1
Российские вести. - 22, 29 февр. - 1996 г.
1
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее - САПП РФ). - 1993. - № 7. - Ст. 573.
1
БНА. - 1998. - № 19.
1
Российские вести. - 30 сент. - 1993.
1
Российские вести. - 26 окт. - 1995.
1
ВВС РФ. - 1995. - № 1.
2
Экономика и жизнь. - 1996. - № 33.

Похожие публикации



Содержание раздела