d9e5a92d

Обязательства по стабилизации обменных курсов.


После того как будет создана Международная инвестиционная и валютная организация, можно будет проводить переговоры по Многостороннему инвестиционному соглашению на основе проекта, подготовленного секретариатом. МИС было бы обсуждено в Исполнительном органе MИО и одобрено его Советом управляющих, состоящим из представителей всех членов MИO, голосующих по принципу "один член - один голос". Членство MИО было бы ограничено только теми странами, которые являются членами всех составляющих организаций (МЦУИС, МИГУ,МБРР, МВФ), остальные государства будут иметь статус ассоциированных членов без права голоса. Система голосования должна предусмотреть простой принцип большинства, в то время как те, кто голосовал против, не будут связаны такими решениями. После того как МИС будет принято, оно станет обязательным и будет обеспечено средствами для принудительного осуществления механизма разрешения споров в рамках МЦУИС.

Участники Маракешской конференции, состоявшейся в апреле 1994 г., выразили свое стремление к сотрудничеству между ВТО и международными организациями - "Бреттон-Вудскими сестрами" - и даже отразили это в тексте Соглашения об учреждении ВТО (п. 5 ст. III, ст. V). Как отмечает Д. Карро, такое сотрудничество сегодня - как в выработке национальной экономической политики, так и в рамках компетентных международных организаций - тем более необходимо, если учесть глобализацию мировой экономики, которая влечет за собой усиление взаимозвависимости*(218).

Таким образом, взаимосвязь правового регулирования международных инвестиционных отношений и валюты очевидна. И ведущую роль в данной структуре играет деятельность Международного валютного фонда. В нормативном плане МВФ ставит перед собой две цели. Он должен содействовать стабильности валютного обмена, поддерживая между государствами - членами упорядоченные валютные отношения, и избегать обесценения денежной единицы из соображений конкуренции (ст. I (iii) Соглашения об МВФ). Необходимо также способствовать "учреждению многосторонней системы упорядочения текущих сделок между государствами - членами и содействовать устранению ограничений обмена валют, тормозящих развитие международной торговли". Поставленные цели достаточно сложны. Поэтому, чтобы дать государствам - членам возможность постепенно выполнять свои обязательства, Соглашение Фонда предусматривает определенный механизм реализации. Весь механизм поставлен под контроль Фонда, на который возложена обязанность управлять всей системой.

В нормативном механизме реализации норм валютного права применительно к рассматриваемой теме можно утверждать, что в соответствии с Соглашением МВФ государства - члены приняли на себя определенные обязательства, содержанием которых являются обязанности государства не нарушать требования "кодекса добропорядочного валютного поведения"*(219). Применительно к инвестиционным отношениям данные обязательства являются важнейшими гарантиями обеспечения прав иностранных собственников на свое имущество. В перечне принимаемых обязательств можно выделить следующие:

1. Запрет на конкурирующую девальвацию. Данное обязательство закреплено в ст. I и в разд. 4а ст. IV Соглашения об МВФ. На практике это означает, что государство - член Фонда не должно проводить девальвацию своей валюты с целью повышения конкурентоспособности своего экспорта на внешних рынках.

2. Обязательства по стабилизации обменных курсов. В соответствии с Соглашением об МВФ государства сохраняют полную свободу выбора в отношении обменного курса. Свобода выбора государства заключается в том, что каждая страна - член Фонда по своему выбору может принять систему обменного курса : фиксированную, "плавающую" или иную. Существует лишь обязанность государства об официальном уведомлении МВФ о сделанном им выборе обменного курса. За Фондом сохраняется право осуществления общего контроля за тем, как государства - члены выполняют свои обязанности.

3. Обязательства по установлению единого обменного курса (разд. 3 ст. VIII). Во многих странах имеются множественные обменные курсы (для каждой валюты свой курс), которые меняются в зависимости от определенных видов сделок. Как уже отмечалось, Россия не является исключением. Любая дискриминационная валютная практика запрещена в странах, валюта которых является конвертируемой (ст. VIII). Зато всякое возможное отступление требует предварительного согласия Фонда. В то же время страны, которые находятся в состоянии переходного периода, пользуются правом использовать, согласно ст. ХIV Соглашения, множественные обменные курсы. Ранее в настоящей работе отмечалось, что защита прав инвесторов на основе механизма страхования от некоммерческих рисков не дает возможности обеспечения прав иностранных инвесторов и расценивает такую политику принимающего государства как способ законного осуществления суверенной власти. Следовательно, используя положения норм валютного права, можно обращаться в контролирующие органы МВФ для защиты своих прав, что несомненно свидетельствует о важности института валютного регулирования в международном инвестиционном праве.



4. Обязательства по конвертируемости валюты. Соглашение об МВФ закрепляет режим конвертируемости. Цель Фонда - "способствовать установлению многосторонней системы урегулирования текущих сделок между государствами - членами" (ст. I). Считается, что страна - член обладает конвертируемой валютой, если она воздерживается от введения ограничений (но не контроля) на платежи и трансферты, осуществляемые в связи с текущими международными сделками (разд. 2а ст. VIII). Платежи в форме прямых иностранных инвестиций исключены из сферы применения этого режима конвертируемости. В соответствии с Бреттон-Вудской системой валюта является конвертируемой, когда резиденты и нерезиденты могут свободно использовать ее для осуществления платежей и трансфертов, связанных с расчетом по текущим международным сделкам.

Согласно требованиям Соглашения Фонда, считается, что государство - член имеет конвертируемую валюту, если оно приняло на себя обязательства, сформулированные в ст. VIII, и не прибегает к положениям переходного периода, закрепленным в ст. ХIV. Фактически страны, которые согласились с положениями ст.VIII, не должны вводить ограничения на текущие платежи, проводить валютные регулирования дискриминационного характера, прибегать к практике множественных обменных курсов. Любое отступление от этих правил требует предварительного согласия МВФ.

5. Постепенное устранение ограничений обмена валюты. Это обязательство приобретает четкое содержание для стран с конвертируемой валютой, они не смогут без согласия Фонда вводить ограничения по текущим платежам. В ст. ХХХ Соглашения содержится определение текущих платежей. Но, как известно, режим конвертируемости не распространяется на движение капиталов. Если в Соглашение будет включено и данное положение, то государства - члены Фонда будут обязаны приступить к постепенному устранению всех ограничений в отношении обмена валюты. Однако, пока данный вопрос не решен, остается необходимость четкого разграничения валютных операций на текущие и связанные с движением капитала, о чем уже говорилось в гл. II.

6. Обязательство по взаимному соблюдению национальных законодательств, касающихся обмена валюты и соответствующих Соглашению об МВФ.

7. Это Соглашение предоставляет широкую международную защиту законодательствам государств - членов, касающимся обмена валюты, однако в той мере, в какой они будут "незаконными". Раздел 2в ст. VIII предписывает, что "соглашения об обмене валюты, которые приводят в действие валюту какого-то государства - члена и противоречат законодательствам, касающимся контроля за обменом валюты, которые это государство - член поддерживает в силе и которые оно приводит в соответствие с этим соглашением, не подлежат исполнению на территории государств - членов". Данная статья охватывает все нормы и правила, касающиеся обмена валюты государств - членов. Если будет установлено, что ограничения затрагивают платежи в форме капитала, то соответственно все ограничения будут признаны имеющими полную юридическую силу, так как, согласно разд. 3 ст. VI, который признает исключительную компетенцию государства в области движения капитала, и ст. VIII, такие ограничения рассматриваются как соответствующие Соглашению об МВФ. Международная защита национальных законодательств, касающихся обмена валюты, распространяется только на государства - члены Фонда и не включает государства, не входящие в состав организации.

8. Обязательство по предоставлению информации. По требованию МВФ его члены должны предоставлять любую необходимую для его функционирования информацию (разд. 5а ст. VIII). В перечень данной информации включаются данные, охватывающие экономическую, финансовую, валютную деятельность государств - членов. Получаемая Фондом информация позволяет осуществлять контроль за функционированием системы Бреттон-Вудса, и в особенности за соблюдением государствами - членами их уставных обязательств.

9. Обязательство по сотрудничеству. В соответствии с Соглашением об МВФ одна из важнейших целей состоит в развитии международного сотрудничества в валютной области. Как отмечает Д. Карро, в области соотношения валютных курсов это обязательство по сотрудничеству создает для МВФ "источник компетенции", благодаря которому он может обеспечивать предотвращение отдельных кризисов либо неточностей Бреттон-Вудской системы, возлагая на всех своих членов новые правовые обязательства*(220).



Содержание раздела