d9e5a92d

- Нормативно-правовые требования к рекламе


2.5. Нормативно-правовые требования к рекламе

Закон О рекламе подразделяет все требования к рекламе на общие и специальные. При этом общие требования предъявляются к рекламе всех видов, а специальные относятся к:


  • рекламе, распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;

  • наружной рекламе;

  • рекламе отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия;

  • рекламе отдельных видов услуг, в частности финансовых, страховых, инвестиционных;

  • социальной рекламе.



Закон РФ О рекламе (ст. 5) установил четкие общие требования к ней.

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как

реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки на правах рекламы) не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), то сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материалов.

2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Реклама товаров рекламодателя, а также самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия)не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование выдавшего ее органа.

4. Рекламу товаров, которые должны быть сертифицированы, необходимо сопровождать пометкой подлежит обязательной сертификации.

5. Использование в рекламе объектов исключительных прав(интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

7. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Табу на распространение рекламы на иностранных языках не следует понимать буквально. Вряд ли можно считать нарушением этого запрета указание названия рекламируемой продукции на языке ее производителя, например компьютер Pentium-100 или шоколад Snickers. He являются нарушениями и названия на иностранном языке зарубежных рекламодателей, например Sharp, а также названия экспортируемой нами продукции, написанные латинским шрифтом, например Zazdravnaya vodka.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1575 Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке1 установлено, что с 1 мая 1997 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. В связи с этим реклама таких продуктов питания также запрещена, поскольку не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации.



Указанные Правила помимо информации о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и способах приготовления, стране и фирме-производителе продуктов питания и рекомендаций по использованию для биологически активных пищевых добавок требуют на упаковке, этикетке или листе-вкладыше информации об условиях применения ввозимых в Россию продуктов питания, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний. Представляется, что требование информации о противопоказаниях продуктов питания при отдельных видах заболеваний, в том числе и в рекламе, целесообразно предъявлять как к ввозимым из-за рубежа, так и производимым в нашей стране продуктам питания.

С 1 января 1998 г. на основании постановления Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 601 О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок2 запрещена реализация на

территории Российской Федерации определенных товаров и продукции без знаков соответствия, защищенных от подделок. Разумеется, реклама таких товаров и продукции не допускается. Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению1 было установлено, что с 1 января 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации указанных товаров при отсутствии информации о сроках их службы (годности).

Реклама таких товаров запрещена.

Важно отметить, что не допускается реклама товаров и услуг, производство (или предоставление) которых наказуемо в уголовном или административном порядке (реклама порнографических изданий).

Статья 49 ГК РФ предусматривает возможность для юридических лиц заниматься определенными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Разумеется и рекламировать свою деятельность и ее результаты можно лишь при наличии лицензии.

В развитие ст. 49 ГК РФ действует Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ2 (с изменениями от 13 и 21 марта 2002 г.), что необходимо учитывать, применяя п. 3 ст. 5 Закона О рекламе.

Существуют определенные трудности в распространении рекламы по радио, когда она передается, например, в виде песни, частушек или стихов. При этом возникает вопрос: нужно ли выполнять требования об указании лицензии и выдавшего ее органа в подобном случае, а также в рекламе на одежде, брелках, авторучках и т.д.? Пункт 3 ст.

5 Закона О рекламе и в данном случае исключения не делает.

Специальные требования к рекламе могут быть связаны с вопросами изготовления, распространения рекламы, непосредственно с ее содержанием. В статьях 11 - 17 Закона О рекламе приводятся особенности отдельных видов рекламы, включая

специальные требования к ним, однако они не распространяются на все виды рекламы. Например, в Законе не указаны особенности рекламы на одежде, упаковке товаров, сувенирной, уст* ной рекламы, рекламы в сети Интернет.

Статья 11 Закона формулирует особенности рекламы в радио- и телепрограммах. В таких программах не допускается прерывать рекламой: детские и религиозные передачи; образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей; транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации1 (ст. 13); иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут; другие передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.

При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, ее размер не должен превышать 7 площади кадра. Нужно отметить, что не запрещается ее использование в радиопостановках и художественных фильмах без согласия правообладателей, так как бегущая строка не прерывает радиопостановки и фильмы.

Распространение рекламы одного и того же товара, а равно рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более двух раз общей продолжительностью не более двух минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.

Непосредственное отношение к ст. 11 Закона О рекламе имеет Европейская конвенция о трансграничном телевидении, принятая 5 мая 1989 г. в Страсбурге. В ней определена специальная дефиниция телевизионной рекламы: Реклама означает публичные объявления с целью содействия продаже, покупке или аренде товаров или услуг, развитию общественного дела или идеи либо достижению иного результата, необходимого рекламодателю, телевизионное время для передачи которой было предоставлено рекламодателю за вознаграждение или аналогичное встречное удовлетворение.

Нетрудно заметить, что это понятие шире определения рекламы, закрепленного в российском Законе, так как включает все виды рекламы, в том числе политическую и идеологическую.

Похожие публикации



Содержание раздела