d9e5a92d

Неэтичная реклама



Под неэтичной понимается реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы,

национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, может обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд, а также потребовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Содержащееся в Законе О рекламе понятие неэтичная реклама не охватывает рекламу эротического характера. На рекламу эротической продукции, видимо, следует распространить действие ст. 37 Эротические издания Закона РФ О средствах массовой информации.

Она допускается в радио- и телепрограммах только с 23 часов до 4 часов, если иное не установлено местной администрацией. Реклама эротического характера может быть размещена только в средствах массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, в запечатанных прозрачных упаковках и только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит потребителя рекламы в заблуждение. Это особо тяжкий вид недостоверной рекламы, так как предполагает умысел. Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части.

Мотивы и цели могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют.

Примечательно, что сделка, совершенная под влиянием заведомо ложной рекламы, в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона О рекламе и ст. 179 ГК РФ может быть признана недействительной как совершенная под влиянием обмана.

Потерпевшему в этом случае виновный возвращает - в порядке реституции - все полученное им по сделке и возмещает причиненные убытки.

Надо сказать, что для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших; достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение потребителей рекламы.

Наконец, под скрытой понимается реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются; распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Со скрытой рекламой мы сталкиваемся, когда, например, герой кинокартины открывает пачку определенных сигарет и красиво закуривает.

Зритель, акцентируя внимание на этом, превращается в потребителя продемонстрированной продукции.

Приведем еще более яркий пример: реклама, влияющая на подсознание человека путем использования 25-го кадра. В кинофильм к 24 кадрам, проходящим в секунду, добавляют еще один, с конкретной рекламой. Человеческий глаз не улавливает лишний кадр, но подсознание срабатывает, и посетители кинотеатров бросаются покупать тот или иной товар.

Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, а также скрытая реклама законодательством не допускается.

Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламо-производители и рекламораспространители) в случае нарушения законов (других нормативных актов) о рекламе несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона О рекламе).



Рекламодатель отвечает за содержание рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы, рекламораспространитель - за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы (ст. 30 Закона О рекламе).

Так, недостоверная реклама чаще является виной рекламодателя; скрытая реклама с использованием технических средств - рек-ламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы - рекламораспространителя. В свете современной статистики нарушителями являются в основном рекламодатели.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и

имуществу, о компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 31 Закона О рекламе к ответственности за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями или рекламораспространителями, и исключительно за действия, указанные в ст. 30 Закона.

Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе Законом О рекламе не предусмотрена. Такая ответственность не предусматривалась и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Этим Кодексом не предусматривалась и ответственность юридических лиц за любые административные правонарушения, а также ответственность физических лиц за нарушение законодательства о рекламе.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ1 (с изменениями от 25 апреля 2002 г.), вступивший в силу 1 июля 2002 г.2, впервые такую ответственность устанавливает. Согласно ст. 14.3 нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 4.5 Кодекса определена давность привлечения к административной ответственности, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного месяца со дня совершения административного правонарушения.

В статье 31 Закона О рекламе говорится, что ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после

наложения административного взыскания за те же действия, а также заведомо ложная реклама, совершенная с целью получения прибыли (дохода) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влекут уголовную ответственность. Между тем такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим УК РФ, ни Уголовным кодексом, действовавшим до него. Поэтому часть вторая п. 2 ст.

31 Закона О рекламе в настоящее время не действует, хотя и не отменена.

В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложную (ст. 182). К ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Понятие значительный ущерб относится к числу оценочных. Является ли ущерб значительным для потерпевшего - в каждом случае определяет суд с учетом всех обстоятельств дела.

Понятие заведомо ложная реклама в УК РФ значительно шире, чем в ст. 9 Закона О рекламе. В качестве мер наказания за это преступление предусмотрены штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Следует отметить, что за рубежом уголовная ответственность установлена не только за это, но и за иные преступления в области рекламы.

Нарушитель законодательства о рекламе обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу, о которой упоминалось ранее. При этом в соответствии со ст. 2 Закона О рекламе контррекламой признается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

В данном случае нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Похожие публикации



Содержание раздела