d9e5a92d

Многосторонние и двусторонние соглашения


После установления перечня обязательств государств - членов Бреттон-Вудской системы становится очевидным, что валютное регулирование в международном инвестиционном праве играет огромную роль. При этом инвестиционные отношения, являясь разновидностью международных экономических отношений, имеют определенную специфику. Дело в том, что правовое регулирование зарубежных инвестиций носит разноуровневый характер, так как оно охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами. Субъектами немежгосударственных инвестиционных отношений выступают юридические и физические лица, а также, в некоторых случаях, государства и международные организации. Следовательно, международные инвестиционные отношения регулируются международно-правовыми нормами.

Исследуемые многосторонние и двусторонние соглашения заключены между субъектами международного публичного права и носят публично-правовой характер. В то же время Федеральный закон "Об иностранных инвестициях", Закон о валютном регулировании и валютном контроле и другие аналогичные законодательные акты являются внутригосударственными и поэтому регулируют инвестиционные отношения немежгосударственного характера.

Следовательно, правовое регулирование иностранных частных инвестиций осуществляется путем сочетания национально-правового и международно-правового регулирования. "К этим отношениям, - отмечает А.Г. Богатырев, - применяется широкий круг правовых средств как национально-правового, так и международно-правового регулирования, то есть нормы двух систем права: национального и международного. Причем данные нормы находятся в постоянной взаимозависимости, дополняют и развивают друг друга"*(221).

Внутригосударственное и международное право в исследуемой сфере регулирования, будучи автономными по отношению друг к другу системами, активно взаимодействуют, вплоть до проникновения международно-правовых норм в сферу внутригосударственных отношений.

Конституция Российской Федерации включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную правовую систему. В соответствии с ч. 4 ст. 15 основного закона страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Установлен приоритет правил международного договора Российской Федерации по отношению к Федеральному закону.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах" гласит: "Положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно" (п. 3 ст. 5).*(222) В нем предусмотрено, что ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов и которые устанавливают иные правила, чем предусмотренные Законом (пп. "а" п. 1 ст. 15 Закона).

Функциональное назначение указанных норм Конституции и Федерального закона о международных договорах проявляется в признании непосредственного действия международно-правовых норм в сфере внутригосударственной деятельности и юрисдикции.

Таким образом, взаимодействие правовых систем проявляется в согласованном регулировании отношений, касающихся совмещенного предмета регулирования. "Принципиальное значение, - отмечает Г.В. Игнатенко, - имеет разграничение понятий "право государства" как совокупность создаваемых данным государством, его органами правовых норм и "право, применяемое в государстве" как совокупность всех правовых норм в сфере внутригосударственных отношений. Второе понятие шире первого, поскольку охватывает наряду с национальным правом (основным компонентом) применимые международные нормы, международные договоры, а также отдельные нормы права иностранного государства в случаях, предусмотренных национальными законами или международными договорами"*(223).

Для такого применения нормы, принадлежащие к различным правовым системам, должны обладать юридической совместимостью. При взаимодействии норм международного и национального права это достигается их согласованием в процессе разработки, когда внутригосударственные правовые категории принимаются во внимание при подготовке международных договоров, а внутригосударственное законодательство приводится в соответствие с вступившими в силу международными договорами.



В одних случаях с помощью международного договора создается единая международная норма, которая действует во всех государствах, признавших для себя эту норму обязательной. Подобное происходит, когда в текст договора включаются самоисполнимые нормы, т.е. нормы, специально предназначенные для регулирования внутригосударственных отношений. Порядок их применения и толкования регламентируется международным правом. Этот процесс называется унификацией.

Принципиально иной механизм сближения национальных правовых систем вступает в действие в тех случаях, когда государства по взаимному согласованию включают в свое законодательство идентичные правовые нормы. Технология согласованного видоизменения внутригосударственного права может быть различной. Во-первых, единообразные нормы могут быть созданы в соответствии с общими предписаниями, содержащимися в международном договоре. Во-вторых, в качестве приложения в международный договор может быть включен единообразный закон, который каждый из участников договора должен принять в виде своего национального акта*(224). Данный процесс именуется гармонизацией. Главное ее отличие от унификации состоит в том, что сближение происходит не путем введения единой международной нормы, а посредством включения в правовые системы разных государств единообразных внутригосударственных норм*(225).

В последние годы все более широкое распространение получает термин "имплементация". В международно-правовой литературе он употребляется не всегда точно. Анализ определения имплементации, данный А.С. Гавердовским, свидетельствует, что между имплементацией и реализацией есть определенное различие. Он пишет: "Имплементация норм международного права - это целенаправленная организационно-правовая деятельность государств, предпринимаемая в целях всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств"*(226). Аналогичную позицию занимает профессор И.И. Лукашук, который термин "применение" использует как равнозначный термину "имплементация". Под применением им понимается целенаправленная деятельность субъекта, призванная обеспечить осуществление норм международного права*(227).

Выражения "в целях", "призванная обеспечить" отрывают имплементацию от реализации, характеризуют ее как подготовительную стадию реализации, как обеспечение условий для последней. В то же время в общей теории права под реализацией понимается такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей*(228).

Поэтому имплементация - это то же, что и реализация, т.е. деятельность государств, соответствующая нормам международного права, направленная на достижение того результата, ради которого была создана норма международного права*(229). "Реализация, - отмечает Г.В. Игнатенко, - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний"*(230).

В процессе реализации следует различать, во-первых, непосредственную фактическую деятельность государств и иных субъектов права, направленную на обеспечение выполнения норм международного права, достижение социально значимого результата (например, выплата компенсации застрахованным капиталовложениям в случае введения ограничений иностранному инвестору на перевод за пределы принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту, в результате чего у субъектов инвестиционной деятельности восстанавливаются имущественные потери).

Во-вторых, это действия правового и организационного характера, такие, как издание нормативных актов, создание специальных органов, осуществление контроля за выполнением норм международного права. Правовое и организационное обеспечение фактической деятельности субъектов права включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную деятельность, и ее результатом является правовой акт.

Механизм валютного регулирования в международном инвестиционном праве закреплен в нормах международного инвестиционного права и представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях с целью обеспечения его функционирования.

В связи с темой настоящего исследования особое значение приобретает гарантия перевода доходов иностранных инвесторов, содержанием которой выступают нормы валютного права, тесно проникающие в состав международного инвестиционного права.

Международный механизм валютного регулирования как институт международного инвестиционного права представляет собой комплекс средств, способов и приемов, используемых государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм, и состоит из двух взаимосвязанных компонентов - международно-правового механизма и организационно-правового механизма.



Содержание раздела