d9e5a92d

Изучение конкурентной среды



Для изучения конкурентной среды сначала необходимо оценить характеристики рынка (количество фирм, производящих продукт; контроль над ценами; товарную дифференциацию; легкость входа), на котором работает или предполагает действовать фирма. Затем следует изучить, кто является реальным или потенциальным конкурентом, его характеристики. Конкурент представляет собой важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий воздействие на маркетинговую стратегию организации в отношении товара, поставщиков, посредников и конечных покупателей.

Обычно приоритетными элементами конкуренции между хозяйствующими субъектами выступают товар и товарный шлейф. При этом различают функциональную, видовую и предметную форму конкуренции. Такую дифференциацию необходимо проводить для более четкой ориентации предприятия в удовлетворении разнообразных потребителей рынка.

Если товар данной компании наряду с иными товарами других компаний удовлетворяет конкретную потребность, то следует говорить о функциональной конкуренции, а подобные товары

именуются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед).

Видовая конкуренция имеет место между разновидностями определенного товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеет место хотя бы одна характеристика, по которой они различаются (например, грузоподъемность автомобиля).

Предметная конкуренция ведется по поводу одного и того же продукта, выпускаемого разными предприятиями. Наиболее часто она встречается в пищевой промышленности.

Изучение товаров конкурентов позволяет выявить не только его, но и свои слабые и сильные стороны. Часто для оценки собственных товаров и товаров конкурентов хозяйствующие субъекты используют потребительские панели, проводят опросы дистрибьюторов, специалистов, покупателей. Выявление собственного отличительного преимущества может в конечном счете способствовать увеличению сбыта и, следовательно, прибыли, а также завоеванию нового сегмента рынка.

Указанное отличительное преимущество должно обеспечивать потребителям четкую ориентацию на товар данной фирмы среди множества других.

Конкуренцию как категорию маркетинга следует отличать от иных форм экономического соперничества, существующих на различных рынках. Например, не следует относить к конкуренции соперничество между потребителями за предложение продавца либо между продавцами и потребителями, в том числе на торгах, аукционах и т.д. Это обычно имеет место в ситуации недостаточности товара на рынке, вызванной различными факторами: неразвитостью рынка, правонарушениями в сфере конкуренции (монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией), объективными обстоятельствами (единичные экземпляры товаров).

Генерируемое подобными факторами соперничество не соответствует экономической сущности и предназначению конкуренции как состязательности за потребительский спрос. Другими словами, конкурентные действия могут осуществляться хозяйствующими субъектами, являющимися потенциальными или реальными поставщиками, изготовителями, исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг между собой в качестве одной из сторон соответствующих договоров с потребителями. Именно такое содержание конкуренции обусловливает ценность права на конкуренцию и необходимость его государственной поддержки.

Области предпринимательской деятельности, в которых компании могут осуществлять конкурентные действия, определяются

достаточно широко и сводятся в основном к товарным и финансовым рынкам. Например, товарным рынком признают сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории страны или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. При этом под взаимозаменяемыми товарами следует понимать группу товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).



Для оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливаются его различные параметры, включая продуктовые и географические границы, объем товарных ресурсов, состав продавцов и покупателей рынка, барьеры входа на рынок и т.д. (п. 1.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках).

Заканчивая изложение общих положений о конкуренции как категории маркетинга, приведем умозаключение президента Air France Бернара Аттали по поводу ее значения в условиях рынка: Я выступаю за конкуренцию с американцами. Но она должна вестись по определенным правилам и надо найти золотую середину. С одной стороны, нельзя командовать рынком, с другой стороны, излишнее соперничество убивает самих конкурентов.
1
Российские вести. - 14 апр. - 1994.
1
Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 11.
1
БНА. - 1997. - № 3.

Похожие публикации



Содержание раздела