d9e5a92d

Государственные стандарты



В то же время и права организации охраняются законом. Так, п. 2 ст. 14 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах предполагает, что исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иное.

В качестве договора в данном случае может выступать как трудовой договор (контракт), так и специальное соглашение на разработку документа.

По нормам российского авторского законодательства исключительное право на использование означает, в частности, право на воспроизведение документа, его распространение (в том числе продажу внутри страны и на экспорт), производство продукции на его основе. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. При этом в соответствии с п. 3 ст. 14 упомянутого Закона работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого

указания, что реализовано, к примеру, в форме первой страницы титульного листа стандарта предприятия, рекомендуемой Госстандартом России в стандарте ГОСТ Р 1.5-92.

При нарушении авторских прав, исключительного права на использование документов к нарушителю могут быть применены меры, установленные отечественным авторским законодательством, в том числе взыскание понесенных убытков, включая упущенную выгоду, или взыскание доходов, полученных нарушителем, либо выплаты компенсации (по усмотрению суда).

Государственные стандарты в соответствии со ст. 7 Закона разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не могут противоречить законодательству Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать (п.

1 ст. 7 Закона):


  • требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии;

  • требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

  • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

  • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.



Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Содержание требований государственного стандарта, область его распространения и дата введения определяются государственными органами управления, которые их принимают.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются общеобязательными для государственных органов и субъектов хозяйственной деятельности.

Иные требования государственных стандартов подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. Таким образом, иные (не указанные в абзаце первом п. 2 ст. 7 Закона) требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам необязательны, т.е. ненормативны, и за их соблюдением не может осуществляться государственный надзор.



Как следует из формулировки п. 2 ст. 7 Закона о стандартизации перечень обязательных требований не является закрытым. Однако, на наш взгляд, он и не подлежит произвольному расширительному толкованию.

Так, из Закона ясно, что Госстандарт России не вправе расширять перечень обязательных требований государственных стандартов, поскольку это предполагало бы самостоятельное расширение им своих полномочий.

Все же необходимо отметить, что четких критериев разграничения обязательных и необязательных групп требований Закон о стандартизации не дает. На практике это может вызвать затруднения, привести к произволу и в результате - к неправомерному применению или неприменению санкций.

К этому следует добавить, что упомянутый перечень обязательных требований носит отсылочный характер, поскольку требует определенной детализации и конкретизации в каждом случае путем установления конкретных требований либо соответствующих государственных стандартов. К примеру, Закон о стандартизации относит к обязательным требования, устанавливаемые для обеспечения технической и информационной совместимости. Очевидно, что данная формулировка носит общий характер.

Конкретные же обязательные требования, подлежащие государственному надзору, установлены, в частности, в государственных стандартах на допуски и посадки, термины и их определения, условные обозначения и т.д. Такая расшифровка содержания установленных Законом укрупненных обязательных

требований относится к компетенции государственных органов, уполномоченных утверждать государственные стандарты.

При оценке нормативности требований, содержащихся в государственных стандартах, следует опираться на стандарты ГСС. Так, п. 4.1.4 ГОСТ Р 1.5-92 при изложении обязательных требований в тексте стандарта предписывает применять слова должен, следует, запрещается, а при формулировании других норм - могут быть, допускаются, рекомендуются. Кроме того, п. 7.2.4.1 указанного стандарта рекомендует в подразделе Характеристики (свойства) приводить только те требования, которые являются обязательными и подлежат проверке.

Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Форму знака соответствия, порядок маркирования, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт России (ГОСТ Р 1.9-95 Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам). Знак соответствия государственным стандартам применяется в случае документально подтвержденного соответствия продукции как нормативным, так и рекомендательным требованиям стандарта.

Маркирование проводится по инициативе изготовителей продукции добровольно на основании лицензии, выдаваемой территориальными органами Госстандарта России. Однако маркирование продукции знаком соответствия ГОСТ не исключает необходимости проведения обязательной сертификации (в установленных случаях) и маркирования продукции знаком соответствия требованиям по безопасности. За маркированной продукцией устанавливается инспекционный контроль со стороны органа, выдавшего лицензию.

К вышеуказанному государственному стандарту в качестве приложений даются типовые формы необходимых документов.

Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции и услуг знаком соответствия, а также сами маркированные продукция и услуги, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок ведения указанного реестра и пользования им устанавливает Госстандарт России. Выдача лицензии означает подтверждение государством высокого технического уровня и качества

соответствующих товаров (работ, услуг). Согласно ст. 16 Закона о стандартизации предприятия, выпускающие такую продукцию, должны стимулироваться экономически.

Государственные стандарты (и общероссийские классификаторы технико-экономической информации) принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Госстрой России. Государственные стандарты вводятся в действие после их регистрации в Госстандарте России.

Порядок разработки проектов государственных стандартов предполагает его широкое обсуждение и учет предложений всех заинтересованных предприятий и организаций, а также согласование с соответствующими органами государственного контроля. Перед принятием стандарта Госстандарт или Госстрой России проводит его комплексную экспертизу, включая юридическую, на соответствие действующему законодательству и требованиям основополагающих государственных стандартов. Предусматривается систематическое обновление принятых стандартов, чтобы обеспечить их соответствие современным требованиям вплоть до отмены и разработки новых.

Похожие публикации



Содержание раздела