d9e5a92d

Внимание и сознавание

Хочешь, давай поменяемся.
Дж.Э.: Весьма по-дружески.
У.: У меня получилась беседа между седалищем и стулом. (Прим. перев. - В английском языке в отличие от русского слово, обозначающее эту часть тела, не имеет того специфического оттенка, который связывается у нас со словом зад, задница.) Сначала стул сказал: Вот, я удерживаю тебя и мне это нравится. Седалище ответило: Спасибо, ты мягкий и теплый.

Потом стул сказал: Минутку, ты совсем на меня взгромоздился, слезай-ка, а седалище сказало: Нет, мне нравится здесь сидеть, но стул говорит: Нет, теперь моя очередь, я хочу, чтобы ты слез и я побыл один, но мое седалище ответило: И не подумаю, я буду здесь сидеть.
Дж. Э.: Один из способов отношения к тому, что из этого получается, - увидеть, как вы постоянно создаете эмоциональное пространство, в котором живете, - между людьми, внутри себя, неважно.

Обнаружив определенное качество взаимодействия между частями тела, поищите это качество в своей жизни.
в). Поза, как информация об установке.
Проделаем еще одну-две вещи с телом, а потом перейдем к чему-нибудь другому. Примите на минуту центрированное, уравновешенное положение. Желательно, чтобы руки и ноги не перекрещивались и не касались друг друга. Это может показаться несколько искусственным.

Ничего, это только на минуту.
Теперь оглянитесь, а потом наклоните немного голову в одну сторону и снова осмотритесь, посмотрите на людей вокруг, на меня. Дайте оформиться каким-то суждениям или восприятиям, пока голова слегка наклонена.

Понаблюдайте, какие чувства возникают, какие оценки и какого рода, когда вы видите мир из такого положения. Когда вы немного вживетесь в это, наклоните голову в другую сторону, тоже немного, просто, чтобы почувствовать наклон, и посмотрите, что произойдет.

Осмотритесь и постарайтесь почувствовать разницу. Если кто-то вызывает у вас сильные чувства, попробуйте посмотреть на него такими двумя способами и понаблюдайте, что произойдет.
Кто заметил какую-нибудь разницу? В чем она состояла?

В каком отношении, или направлении?
У.: Когда я наклонил голову направо, мое тело стало теплее. Когда налево, это было несколько странно, причина, я думаю...
Дж. Э.: Не заботьтесь о причинах.

Сохраняйте переживание и испытывайте его в различных обстоятельствах.
У.: Когда я наклонил голову влево, это ощущалось, как дружественное, направо - несколько враждебно.
Дж. Э.: Это довольно частое направление различия.

У меня, например, когда я наклоняю голову направо, я как бы говорю: Я выслушаю то, что вы скажете, и помещу это в свои представления, налево - это полная открытость, принятие того, что говорили на том уровне, на котором это говорится.
У.: У меня это точно так же. Я чувствовал себя критичным, когда наклонил голову направо, и почувствовал себя гораздо уютнее, когда наклонил налево.
Дж. Э.: Для меня критичный - это слишком сильно сказано.

Для меня это просто: Я принимаю это не так как вы говорите, а помещаю в рамки собственных представлений.
Хорошо, теперь зафиксируйте позу, в которой вы находитесь. Постарайтесь запомнить ее, чтобы иметь возможность к ней вернуться. Действительно запомните ее - до деталей, до мельчайшего выгиба брови, все, как оно сейчас есть.

Когда вы будете совершенно уверены в том, что сможете вернуться в эту позу, примите опять то уравновешенное положение, которое я просил принять несколько минус тому назад, а потом переходите из нее в позу, которую вы запоминаете сейчас, обращая внимание на каждое изменение по пути и стараясь почувствовать, о чем говорит каждый сдвиг. Итак, запомните позу, в которой находитесь, вернитесь к центрированной позе и медленно переходите в позу, которую запомнили.
У.: Я сидел вот так, с центрированной спиной, и затем, когда я начал смещаться, ноги втянулись, и я наклонился вот так и вот так переместил ноги, так что они сблизились.
Дж.Э.: Я подчеркнул бы здесь глаголы: втянул, сблизил.
У.: Я обнаружил, что из расслабленного , свободного положения я перешел в такое, когда все конечности напряжены. Рука давит на колено, колено на руку, так что я не могу пошевелиться.
Дж. 3.: То есть вы говорите о состоянии уравновешенного напряжения.
У.: Да, что-то вроде гордиева уала.
У.: Я не провел реально весь путь к начальной позе, но у меня возникло впечатление, будто кто-то мешает мне в моем медленном движении, как бы задерживает.
Дж.3.: Посмотрите, что это движение может вам сказать о вашем отношении ко мне, к окружающим, к комнате, в которой вы находитесь. Что хочет сказать вам прямо сейчас это движение?

Рассмотрите возможности, используя глаголы.
У.: Мои ноги скрещены, и я чувствовал, что скрещивание ног было как бы закрыванием, защитой, которую я использовал, я соединил руки с подложенным большим пальцем и чувствовал себя, как будто я говорю У маня здесь стена и все мое имущество внутри. Моя голова несколько накренилась, будто я повторяю предыдущее упражнение, и я как бы смотрел на вещи искоса.


Дж.Э.: Отметьте значимость народной мудрости: смотреть искоса, выше голову и т.п. Народная мудрость знает про такие вещи. Когда вы обнаруживаете, что пользуетесь словами вроде: защищаюсь, отгораживаюсь и т.п., посмотрите, не можете ли вы закончить фразу: защищаясь от..., предостерегаю себя от....

Посмотрите, что произойдет, если вы попытаетесь закончить фразу. Но не насилуйте это.

Просто оставьте предположение и ждите, и часто что-то пробьется.
У.: Я не слишком переменил позу. Я заметил что-то вроде прогиба внутрь, как у девочки, которая хочет нагнуться к своим туфелькам.
У.: В этот раз у меня возникло воспоминание, не возникавшее ранее. Я сидел вот так и ждал начала матча по спортивной борьбе.

Я могу почувствовать это на своем затылке.
Дх.Э.: Мы сейчас очень бегло просмотрели подход Гештальта к состояниям тела. Если справедливо, что мы единые создания - а таково фундаментальное предположение Гештальта - то ясно, что мы постоянно проявляем себя в позе, движении и т.п., всегда тем или иным образом выражаем то, что происходит.
Часто то, что делает тело (или что делается с телом) уравновешивает или комментирует то, что говорится словами. Выражение тела не менее и не более реально, чем словесное.

Лучший пример, который приходит мне в голову, - однажды, когда я работал с группой студентов-медиков, один из них все время задавал интересно звучащие вопросы, но каждый раз сопровождал это хлопком руки. Я попросил его соседа придержать его руку.

Тогда другая рука начала хлопать. Я попросил соседа с другой стороны придержать и эту руку. После этого в соответствии с каждым вопросом начало двигаться его плечо. Я попросил повторить это движение, как бы преувеличивая, и это превратилось во что-то вроде пожимания плечами.

Когда он настроился и пережил этот жест, это стало звучать для него как д-да?! Его голос также нес это интересное качество, а тело говорило: Да никто за это гроша ломанного не даст.
Есть ли еще какие-нибудь реакции, возникшие, пока мы этим занимались? Нечто, что вас заинтересовало?

Мы лишь бегло скользнули по поверхности гештальтистского подхода к телу.
Сознавание и изменение в теле
У.: Если вы реально чувствуете некоторую закрытость и хотите больше открыться, можно ли достичь этого изменением положения тела?
Дж.Э.: Это прекрасный вопрос. Гештальтисты бы сказали нет, но есть и другие достаточно глубокие точки зрения, которые сказали бы да.

И то и другое может быть верным. Гештальтист говорит: Нет, вы только сделаете защиту менее видимой. Большая часть того, что происходит, сделана таким образом менее видимой - очень тонко, почти незаметно, но все по-прежнему здесь. По существу, именно это происходило со студентом-медиком, о котором я рассказал.

Когда у ребенка возникает приступ раздражения - это весьма ясное и определенное состояние, и он определенно его выражает. Взрослый переживает мини-вспышку (хмурится, слегка напрягается). Но это то же самое.

Однако специальное давление заставляет его уменьшать. Так что, если я сижу вот так (показывает), закрытый, а кто-то говорит: Ну-ка, откройся, я могу изменить позу (показывает), чтобы выглядеть открытым, но я по-прежнему закрыт, может быть, еще больше.
С другой стороны, есть довольно глубокий взгляд на человеческую природу, утверждающий, что если вы можете практиковать форму, вы сможете достичь сути. Это центральный способ изменения в Синаноне и во множестве других подходов к человеку. Это подчеркивается в психосинтезе, и в этом есть свой смысл.

Это может производиться слишком грубо и этим можно злоупотреблять, но это может и происходить. В особенности, если практика достаточно длительна. Если я постоянно проверяю себя, постоянно удерживаюсь от своих замечаний - изменение может произойти.

Правда, Фриц очень справедливо утверждал, что это невозможно - произвольное изменение невозможно.
Я не согласен с этим. Помню, недели через 2-3 после того, как вышла Гештальт-терапия дословно, ко мне пришли три паренька, такие 20-летние, такие беспомощные в организации своей жизни, с экземплярами книги, один из них подчеркнул абзац о том, что произвольные изменения невозможны, и был готов сдаться в отношении всех попыток, которые он предпринимал.

Все они хотели гештальт-терапии, полагая, что это что-то очень современное, меньше всего они нуждались в том, чтобы получить дополнительное оправдание своему желанию сдаться.
Так что зто очень тонкая проблема. Гештальтисты говорят нет, но я с этим не согласен, хотя и принимаю предупреждение этого нет.

Но если вы правильно организуете ситуацию, произвольное изменение возможно. Практика формы может вести к изменению сути.
Есть ли еще какие-нибудь соображения?
У.: Мне кажется, что движения тела не могут быть интерпретированы по схеме то-то и то-то означает то-то и то-то. И мне кажется, что движения тела предшествуют сознаванию.
Сознавание против интерпретации состояний тела
Дж.3.: То, что вы говорите, вызывает у меня две реакции. Есть множество исследований и популярных книг относительно интерпретации тела. Я понимаю так, что это - опасная полуправда. Путь к сознаванию не лежит через смотрение на другого, я не могу посмотреть на вас и сказать, что у вас дела обстоят так-то и так-то.

Я полагаю, что это разрушительно. Гештальт-подход состоит в том, чтобы помочь вам прийти к собственным формулировкам. И вы обычно по существу правы в своих формулировках, хотя возможно, что они и не полны.

Если вы сидите вот так (демонстрирует закрытую позу) и говорите, что чувствуете себя открытым, причем говорите искренне, вы открыты. В этот момент, в вашей вселенной, вы открыты. Может быть, что альтернатива такова (зажимается больше), относительно этого вы раньше были закрыты.

Я не могу посмотреть на вас и сказать, что вы закрыты. Гештальт стремится помочь вам привести в более ясное сознавание то, что существует для вас самих. В лучших проявлениях Гештальт не интерпретирует, не накладывает на вас ничего.

То, что есть для вас, - таково для вас, и таково оно для вас и есть. Если я действительно работаю в духе Гештальта, ничто из того, что я знаю о вас, не имеет такой ценности, как то, что вы знаете о себе.

Если я продолжаю видеть вас закрытым и настаиваю на этом, когда вы говорите, что вы открыты, мне нужно посмотреть на мои собственные проекции.
У.: Если вы ведете группу Гештальта и кто-то работает, а вы говорите: Почему ты действительно не входишь в этот момент, сосредоточься на этой вещи, которую ты сделал... - это звучит так, как будто вы имеете гипотезу относительно этого момента.
Дж. Э.: Да, это так звучит, но можно надеяться, что это не так. Если у меня и есть гипотеза, хорошо бы, чтобы ее не было.

Это энергетический момент и я отброшу ее как горячую картофелину, как только выяснится, что она ошибочна. Все, что я делаю, - следование за потоком энергии.

Я слежу за концентрацией энергии, за тем, что кажется ее фокусами, и привлекаю к ней внимание. У меня постоянно были гипотезы, и они постепенно уводили меня не туда.

Если я следую гипотезе, я не иду за тем, что это значило для вас.

Внимание и сознавание


Я дал вам простую формулировку того, как работает Гештальт. Это так просто, что часто неправильно понимается. Можно составить о каждом два независимых представления. Одно состоит в том, что можно измерить все состояние тела, все энергетические проявления о теле, причем с той или иной детализацией - ЭЭГ, электрокардиограмма, психогальванограммы и другие способы измерения физических энергетических процессов.

Также мы можем записать то, что человек сознает. Высокая корреляция между тем и другим - это психическсе здоровье. Низкая корреляция - психическое нездоровье. Единственная цель Гештальта, - соединить сознавание и энергию, сделать их конгруэнтными, так, чтобы энергетичесий поток сопровождался соответствующим сознаванием или мог сопровождаться - иногда мы произвольно автоматизируем нечто на какое-то время, не заостряя на это много внимания, и это хорошо.

Но возможность привести любой энергетический процесс немедленно в полное сознавание - показатель психического здоровья.
Если напротив вас сидит паренек и говорит: Да, сэр доктор, я действительно люблю свою жену, у меня здесь нет проблем, а при этом вбивает кулак одной руки в другой, вот так (показывает) - здесь возможно несоответствие, имейте в виду -только возможное несоответствие. Имеется энергетическое проявление, может быть несознаваемое. Я спрошу его: Можете ли вы сказать, что вы делаете?, я не спрошу его: Замечаете ли вы, что ударяете рукой?, потому что, может быть он и не ударяет.

Он может сказать: Я, вроде бы, поглаживаю руки. Я не хотел бы быть его женой, но если в его вселенной это ласка - это ласка. А если я назову это ударом вместо ласки, я, может быть, увожу его в сторону, я делаю для него более трудным выяснить, что же происходит.

Так что я очень осторожно спрашиваю, оставляя ответ открытым, так что он дает в ответ глаголы. Если он скажет: О, кажется, я ударяю свою руку! - хорошо. Я могу не сказать ничего больше. Может быть, сознавание возникает в нем спонтанно, может быть посредством посредством отрицания: Да, бывало, я ее иной раз поколачивал, но я никогда больше не буду этого делать.

Хорошо, это то, где он находится. Или, если я по-прежнему заинтересован этим фактом, что он ударял руку, и хочу, чтобы он обратил на это внимание, я могу спросить: Где вы более живо чувствуете удар - в кулаке или в ладони? Может оказаться, что это жена постоянно его бьет. Если он более живо ощущает ладонь, он может продолжать так: Да, я люблю свою жену, хотя она постоянно меня бьет.

Может оказаться, что не он бьет, а его бьют! Все, что мы знаем с уверенностью, это что имеет место определенный энергетический процесс, который может быть вне сознавания и может быть связан - мы не знаем, как - с тем, что он говорит.

Мы предполагаем, что его словесное утверждение относительно текущего сознавания неполно, и фиэическое действие, сопровождающее это утверждение, помогает нам дополнить нечто и поможет ему расширить свое сознавание, включить в него еще что-то.
Гештальтист в работе чаще всего занимается именно этим - приводит энергетический процесс, который кажется не полностью представленным в сознавании, в более полное сознавание.
У.: Есть ли здесь какой-нибудь селективный процесс?
Дж.3.: Да. Интенсивность. Это в действительности две вещи.

Интенсивность самого энергетического процесса, который кажется выпадающим из сознавания, и то, насколько он кажется выпадающим. Не очень интенсивный процесс, совершенно несознаваемый, стоит привлечь к сознаванию. Интенсивный процесс, который лишь частично сознается, заслуживает привлечения к нему специального внимания. В случае парня, ударявшего себя кулаком по руке, у меня не было никакой гипотезы, я не представлял себе, что там происходит.

Вообще Гештальт работает лучше, когда у вас нет гипотезы. Одна из ценностей гештальтистского обучения для психотерапевтов, даже если они не принимают его в целом, состоит в том, что он освобождает от принудительной необходимости все понимать.
Наблюдение против высчитывания в Гештальте
Фриц часто произносил фразу, которая выводила людей из себя: Оставьте ваш ум и обратитесь к чувствам.
Если вы представите себе источник энергии с ограниченным выходом в компьютерную систему сканирования и собирания информации, пользующуюся этой энергией, вы поймете, что чем больше энергии уходит на собственно компьютерные процессы, тем меньше остается от сканируюивй сенсорной системы. Так что если я сижу и думаю как сумасшедший: Что это он делает своими руками, почему это он так сидит и пр. - каждый квант энергии, потраченной на этой спекуляции, - это энергия, отнятая у моих глаз, ушей и чувств.

Наблюдая работу молодых терапевтов, я вновь и вновь вижу такую картину: пациент говорит, возникает мгновение молчания, затем терапевт начинает что-то говорить, может быть, очень ценный комментарий, но как раз в тот момент, когда он начинает говорить, пациент тоже что-то говорит. Он успевает проговорить три слова и оказывается подавленным терапевтом. Признак хорошего терапевта - способность прервать то, что он говорил, и слушать. Или еще лучше - если вы сможете достичь этого, ваша терапия улучшится на 10% - если вы задаете кому-то вопрос, а он дает вам ответ, который очевидно не есть ответ на ваш вопрос... - большинство терапевтов в этом месте повторяет вопрос.

А он делает вам фантастический подарок. Он говорит, что есть другой вопрос для него, настолько важный, что он просто искажает ваши слова в этом русле! Так оставьте тот глупый вопрос, которые вы задали, поймите, на какой вопрос он, как ему кажется, отвечает, и задайте его. Если вы будете настаивать на своем и пытаться понять, в чем дело, вы упустите его реальность.

Он сберегает вам час, потому что говорит вам, что нечто дли него столь важно, что ему приходится исказить то, что вы сказали, чтобы вернуться к этому. А большинство терапевтов отбросят это, повторяя свой вопрос.
Так что мне хотелось бы освободить вас от необходимости знать, что происходит и что будет происходить... это необязательно. Все, что вы видите, - это энергетические процессы, Вы привлекаете их в сознавание и то, что получается - прекрасно.

Если у вас есть гипотеза относительно того, что это - хорошо, но не давайте ей встать на пути того, что там на самом деле есть.
У.: Мне непонятно, как вы определяете, что процесс, который вы наблюдаете, не сознается индивидуумом?
Дж. Э.: Я лишь предполагаю, иногда вы ошибаетесь - и тогда... тогда вы теряете немного времени. Действительный расточитель времени будет думать о том, что он может потерять время и беспокоиться о возможности ошибки, вместо того, чтобы просто следовать тому, что происходит.

Если это происходит один раз, это происходит 20 раз, что-то вроде этого: женщина входит, садится, улыбается и говорит: Жизнь - это ад, правда, доктор? Возможны два пути для работы: Знаете ли вы, что вы улыбаетесь? или Скажите это еще раз без улыбки. В половине случаев, если она скажет это без улыбки, она разрыдается.

В другой половине я ошибаюсь, хорошо, не теряйте много времени. Позже то, что иногда выглядит, как ошибка или неточный комментарий, может привести к таким аспектам работы, к которым мы не добрались бы никак иначе.
В этом месте нужно поговорить вот еще о чем. В каждый данный момент человек находится в своего рода равновесии.

Он имеет столько сознавания, сколько он считает, он может удерживать. Как Виола только что сказала своим приходящим воспоминаниям: - Уходите, вы не нужны мне сейчас! - это очень хорошо, поскольку она это сознавала. Большинство из нас делает это все время, не сознавая.

В каждый данный момент у нас такое количество сознавания, с каким вы можете управиться. Путь увеличения сознавания состоит в том, чтобы выталкивать человека из мертвой точки в любом направлении. (Прим. перев. - Опять поразительное соответствие методикам дона Хуана относительно сдвижек точек сборки!)
Многие гештальтистские методы можно отнести к преувеличениям и остановкам, и то, и другое одинаково хорошо: уменьшить или увеличить. Около 90% гештальтистской техники принадлежит к такого рода методам. Каждый из них выбивает нас из мертвой точки, нарушает текущее равновесие. Так, я могу сказать Виоле: Дай этим воспоминаниям прийти или я могу сказать: Продолжай, скажи этим воспоминаниям, чтобы они вообще забылись, ты никогда не захочешь к ним вернуться, и ударь-ка кулаком, когда говоришь это.

В любом случае это сработает, нарушит равновесие и даст воспоминаниям вернуться и уйти, уйти и вернуться. Клаудио Нараньо в своей прекрасной небольшой книжке о Гештальте называл эти полюса путем да (Тяни) и путем нет (Толкай).
У.: Обязательно ли, чтобы равновесие нарушал кто-нибудь другой?

Гештальт в одиночку и с другими


Дж. Э.: Нет. Одна из ценных сторон Гештальта - что это реально может осуществляться, как само-терапия. Легче это делать с другим, но упражнения, которые я вам давал, вы можете делать и сами.

Можно просто их выполнять. Присутствие других лиц увеличивает их воздействие.
Здесь есть два или три уровня. Если я делаю нечто в вашем присутствии, даже если вы не даете мне обратной связи, это становится для меня более важным. Это увеличивает воздействие.

Если вы даете мне обратную связь - это уже другой уровень работы. Но я могу делать те же веши один и получать из этого все ценное.
Может ли интеграция быть опасной?
У.: Вы повторили, что техника Гештальта направлена на то, чтобы объединить две сферы, вы назвали их компьютерной и сенсорной. По-видимому, это значит, что тот, кто прошел эти процедуры, будет единым в этом смысле. Предположим, что вы собрали кого-то таким образом, и оказалось, что это крайний параноик или сильный меланхолик
- но вполне интегрированный. Говорит ли Гештальт: Ну и хорошо, или вы пытаетесь изменить вещи?
Дж.Э.: Гештальт отвечает на это вполне определенно. Наша цель - интеграция энергетических процессов и сознавания, вот и все.

Как вы используете это - это ваше дело. Многие из нас вполне убеждены, что подлинная интеграция несовместима с такого рода поведением, о котором вы говорите. Человек не может быть интегрированным, если он параноик.

Паранойя, по определению - преувеличенная проекция. Интегрированный человек, конечно, проецирует, но он остается обычно в соприкосновении с этим.
Верно это или нет, но Гештальт утверждает, что это невозможно. Это что-то вроде высокого и карлика, интегрированный человек не может бшь в сильной степени параноиком или мегаломаном.
У.: Предположим, что в человеке много враждебности, злости. Он удерживает это.

Допустим, вы обнаруживаете эту злость в гештальт-процессе. Утверждает ли теория, что, если он обнаружит свою враждебность, она исчезнет, или он, обнаружив свою враждебность и сознавая ее, начнет ее выражать, будет бить людей или что-то вроде этого?

Или ему нужно просто уйти?
Три уровня гештальт-терапии
Дж. Э.: Большая часть техник гештальт-терапии, большая часть того, что гештальт-терапия делает, может быть рассмотрена на трех связанных, но несколько различных уровнях.

Каждая техника затрагивает все три, но фокусируется обычно на одном из них. Я называю их по порядку, таким образом, что предполагается, что вы не можете достичь второго, пока не сделано что-то на первом, и т. д.
а). Первый уровень - доступная энергия.
Пока нет некоторого количества энергии доступной, ничто не может произойти. Если вы находитесь в государственной больнице в комнате с остальными 20 пациентами, которых медперсонал достаточно эаглушил, вряд ли можно рассчитывать на возникновение значительного сознавания.

Здесь нет энергии, нет свободного возбуждения. Необходим хотя бы минимум свободного возбуждения.



Содержание раздела