d9e5a92d

Гештальт беглым взглядом

Я каким-то образом чувствовал, что такого рода вещи, которые он делает, отличались от обычной работы, и стал расспрашивать его, откуда он это взял. Каждый раз в ответ он говорил; Фриц Перлс.

Хотя в это время Фриц ездил, кажется, в Японию, это оказалось началом нашей связи.
Время от времени, думаю, когда он сам чувствовал утомление, Фриц предлагал упражнение: говорить друг другу какие-нибудь фразы в парах, бормотать что-то и т.п. Он никогда не придавал этому значения, несмотря на это, они часто бывали полезными.

Я тогда начал предполагать, что упражнения могут нести основную нагрузку встречи скорее, чем харизма ведущего. Иными словами, я думал об идее Фрица, что учение - это открытие посредством деления и что это может стать сутью гештальтистской групповой встречи. Ведение и задней части комнаты - вот фраза-форма, в которой я собирался записать эту идею.

Я понимал, что Фриц останется равнодушным к такой форме, поскольку при этом он перестает быть в центре сцены, но я уже начинал видеть, что основы гештальт-терапии следует отделять от личного почерка ее основателя, и эта мысль по-видимому была шагом в этом направлении.
Одно из фундаментальных упражнений такого рода, так сказать, остов такой работы, возник случайно в однодневной встрече по снам, которую я проводил в Центре Семейной Терапии в Сан-Франциско. Один человек заявил, что никогда не видел снов (почему он пришел на специальный семинар по снам, для меня осталось загадкой, но он был там). По ходу дела выяснилось, что он был фотографом, и меня поразила аналогия сна с фотографией, я попросил его описать мне его любимую картинку, а затем стал ее рассматривать как сон: предложил ему отождествляться с различныии ее частями, создавать диалоги и т.п.

Помню, что один из образов на картинке был - белая автомобильная шина. Будучи белой шиной, он был намного лучше и дороже обычной, черной.

Этот фон легкого превосходства присутствовал у него все время, когда он действительно это выразил в контекстах картинки, все почувствовали себя легче в его взаимодействии с группой. Через неделю, на группе учащихся медицинских сестер, придумывая что-нибудь интересное, я предложил хозяйке помещения взять статуэтку сиамской кошки с полочки и поиграть с ней, как со сном.

Когда она кончила, кто-то еще, затронутый ее отождествлением, захотел проделать это, затем еще кто-то - и так воэникло упражнение Сыграй это, описанное далее.

Учение в открытии


Учение - это открытие - частая фраза Фрица, и некоторые моменты моего глубочайшего обучения были моментами, когда я делал что-то и обращал на это достаточно внимания, чтобы учиться. Это не всегда были приятные или поощрительные моменты. Однажды, работая с предположительно шизоидной девочкой в группе, я задал ей технически совершенный гештальтистский вопрос в ответ на что-то, что она сказала. Может быть, я даже подумал мельком что-то вроде: Фриц гордился бы, если бы услышал это.

Она холодно посмотрела на меня и сказала: Знаете, если бы я думала, что вы действительно ждете ответа на ваш вопрос, я бы ответила. Она была права, я задавал вопрос технически, от умения, а не по-человечески, не от сердца, и ее ответ был по-человечески совершенно правильным.

Я оценил ее мужество, нужное, чтобы высказать это человеку, находившемуся в положении авторитета, надеюсь, что с ней все в порядке.
Однажды Ларри Блумберг забрел на трехчасовую группу, которую я проводил в Гештальт-институте в Сан-Франциско. У него была папка для бумаг с прорезями для смотрения сверху, и он не сказал ни слова в течение трех часов. Я видел, что это он, только по огромным размерам и по концу бороды, выглядывавшему из-за папки.

Члены группы заинтересовались, пытались вовлечь его, говорили о нем, чтобы физически побудить его к контакту, вообще очень волновались. Около часа меня тревожило его присутствие.

Притворившись, что я использую его действия на пользу группе, в действительности я переживал значительное напряжение. Только открывая рот, чтобы сказать что-то, я думал: Хотел бы я знать, что подумает Ларри об этом, он подумает, что это тупо.

Я думаю, он думает... Затем я заметил, что так происходило не каждый раз, только время от времени, говоря нечто, я думал о нем. Затем я, конечно, понял, что все суждения были - моими.

Теперь я понимаю, что это очевидно, но тогда это было открытием, откровением. Ларри что-то там делал, может быть замечал меня, может быть нет, может быть считал важным те же вещи, что и я, может быть даже (ой, ой) критиковал то, что я не считал плохим.

Так или иначе, скоро я с волнением понял, что это была бесценная для меня возможность обнаружить все моменты мыслей и действий, где я чувствовал себя несколько слабым. Ларри - т.е. моя фантазия относительно Ларри - стала барометром любого моего дискомфорта или сомнения, которое возникало у меня относительно чего-то, что я говорил или делал.



Спасибо вам, Ларри, за это.
Существует обучение, основанное на внутренней прозорливости. Это действительно было вкладом Ларри, хотя совершенно непреднамеренным. Он ничего не делал для меня, он просто делал нечто, что показалось мне хорошей идеей и, возможно, было смешным. Я сам извлек из этого свою пользу.

Лучшая помощь в мире - зто та, которая совершенно не намеренна, а многие деструктивные вещи происходят от намерения помочь. Терапевты, имейте в виду.
Гемма от студента
Однажды в классе обучения сознаванию с медсестрами мы должны были встречаться на квартире одной из участниц. Я пришел несколькими минутами раньше и застал хозяйку квартиры возбужденно рассказывающей 2-3 участникам, что она только что пнула ногой шкаф и ушибла ногу, и показывающей перевязку.

Отчасти в шутку, и чтобы убить несколько минут до начала занятий, я предложил обычное гештальтистское упражнение: разыграть диалог между ней самой и ее ногой, как будто нога имела сознание и право голоса. Мы были поражены страстностью ее диалога, который звучал вроде следующего:
Нога: Черт возьми, почему ты так скверно со мной обращаешься?
Мэри: Я пну тобой все, что захочу!
Нога: Я тебя ненавижу за то, как ты со мной обращаешься!
Мэри: Ха-ха, ты ничего со мной не поделаешь!
В этой точке беседы я присоединил шкаф, который был ударен ногой, и разговор продолжался еще 1-2 минуты, со значительной враждебностью между участниками и с употреблением весьма соленых выражений (как выяснилось, Мэри была армейской сестрой). Постепенно пришли другие участники группы, началось занятие, и инцидент скоро был забыт.
На следующей неделе Мэри с некоторым удивлением рассказала, что она прекратила грызть ногти - дурная привычка, которая преследовала ее всю жизнь, и, насколько она может вспомнить, это произошло после предыдущей встречи, когда имела место эта беседа. Она шутливо заявила, что ее беспокоит, что теперь придется покупать несессер и учиться заботиться о ногтях. В действительности она была довольна, т.к. давно оставила надежду избавиться от этой привычки.

Два года спустя, когда мы встретились опять, я выяснил, что дурная привычка к ней не вернулась.
Примечательны следующие черты этого инцидента.
1. Ясное и определенное изменение произошло относительно долго существовавшего симптома, хотя мы над ним не работали. Мэри никогда не упоминала о нем, и я его не замечал.

Задачи, которые ставил перед собой класс, вообще не включали проработку симптомов или проблем - хотя и не исключали.
2. Не было никакого намеренного усилия или практики, что требовалось бы, например, бихевиористской терапией. Изменение было спонтанным и непредсказуемым.
3. Не было никакого понимания или концептуального инсайта относительно того, что произошло, хотя предположительно мы могли бы и фокусироваться на этом.
4. Даже прямое словесное сознавание того, что произошло, казалось бы, отсутствовало. В тот момент мы не только не знали, что произошло, мы даже не знали, что что-то произошло.
И все же нечто определенное произошло - некоторый внутренний сдвиг, значимый и устойчивый. Если понятие сознавания можно расширить до включения в него возрастания внутренней коммуникации между частями личности, а не только повседневного эго, которое говорит о себе я - то произошло что-то вроде этого. Некоторые ауто-садистические тенденции, которые до того проявлялись в кусании ногтей, нашли выражение и отпускание в более холистическом способе - хотя и не настолько холистическом, чтобы включить сознательное повседневное эго.

Ссорящиеся члены компании внутри Мэри пришли к некоторому миру между собой. При этом председатель этой компании вышел на минутку и не заметил, как это произошло, так что она была удивлена, когда столкнулась с результатом этой акции впоследствии.
Еще один момент приходит мне в голову. Может быть, что грыэение ногтей постепенно переставало иметь ценность и необходимость в психоэкологии Мэри и продолжалось до некоторой степени как частично ослабленная моторная привычка, более поддающаяся изменению, чем могло быть раньше или чем могло быть у другого человека.

Глава 2. Гештальт беглым взглядом


Лекция-демонстрация в Вашингтонском университете: класс для психологов-консультантов
Я хотел бы выяснить, что вы хотите от сегодняшней встречи. Одноразовая встреча может быть несколько ограничиваищей.

Не то, чтобы сущность Гештальта нельзя было представить вкратце, но здесь затруднена обратная связь, и у меня нет уверенности, что то, что я буду говорить, соответствует вашим интересам. Если у вас есть какие-нибудь определенные вопросы и интересы относительно общего поля гештальт-терапии или обучения сознаванию, начните с того, чтобы задать их.

Я не буду отвечать на них в течение всего времени, но я буду иметь их в виду во время своего рассказа и буду привлекать по ходу дела то, что может иметь к ним отношение.
У. (участник): Я познакомился с гештальт-терапией прежде всего через Фрица Перлса, и я размышляю последнее время, что в ней от Фрица, а что из других источников.
У.: Я совсем не знаком с Гештальтом. Кое-что в учебниках, это все не показалось мне ясным.
У.: Я хотел бы узнать, какие существенные процедуры для обучения Гештальту.
У.: Я хотел бы узнать, к какого рода людям применима гештальт-терапия и какие изменения необходимы для использования в различных группах.
У.: Мне интересно, какие существуют процедуры для оценки эффективности Гештальта.
Дк. Э.: Я хотел бы начать с того, что я не только гештальтист. Это - одно из умений, которыми я располагаю, одна из точек-зрения, которую я ценю, но никоим образом не единственная.

Кое-что из того, о чем я буду рассказывать, исходит из более широкой сферы, чем Гештальт, я постараюсь отмечать это. Когда-то я носил клеймо Г на лбу, но с тех пор я постарался его стереть.
У.: В этом контексте мне хотелось бы узнать что-то относительно личности терапевта и применяемого им метода.

Гештальт за 5 минут


К счастью, Гештальт нет необходимости представлять, так сказать, аддитивно - пункт за пунктом, так что целое может появиться только после установления этих пунктов. Это можно представить в целостном виде за 5 минут, затем вновь представить за 15 минут, затем снова полно - за час, и т.д. И, конечно, это может занять всю жизнь и не уместиться в ней.

Итак, вот пятиминутное представление, а потом мы расширим его до часового.
а). Знание уже наличествует.
Пара моментов абсолютно принципиальна в Гештальте. Один из них - это то, что вы уже знаете все, что вам нужно знать для того, чтобы вести совершенно удовлетворительную и удовлетворяющую счастливую и эффективную жизнь.

Вы имеете это прямо сейчас. В большинстве университетов сейчас читаются курсы по межличностным отношениям. Прекрасно, вы уже прошли и проходите наилучшие курсы по межличностяым отношениям вокруг вас.

И вы были высокомотивированы, когда проходили эти курсы, и получали отличные отметки. И - не научились применять это. Вот в этот самый момент вы обладаете способностью мгновенно составить представление о людях, которые находятся рядом с вами, знать, чем они важны для вас, в каких отношениях они к вам находятся всеми значимыми для вас способами.

Но у вас нет доступа к этому. Вопрос не в том, чтобы искать, где взять это.

Все это у вас уже есть.
б). Запрещение знать то, что вы знаете.
В дополнение к тому, что вы уже научились всему этому, вы также научились не пользоваться этим. Это печальная тема, и я не хочу слишком в нее вдаваться, вот пример того, что я имею в виду.

Прежде всего вам говорят, чтобы вы не смотрели. Запрещение смотреть - такого же рода, как запрещение относительно секса в нашем обществе. Совершенно реально существует в нашей жизни запрещение смотреть на другого человека.

Вы почувствуете себя очень неуютно, если будете смотреть несколькими минутами дольше, чем считается приличным.
Итак, существует прямое запрещение внешних чувств. Запрещение ощупывать себя, знать различные части себя. Есть запрещение чувствовать, кто ты есть, запрещение чувствовать то, что ты чувствуешь, и знать то, что ты знаешь.

Подойди поцелуй тетю Агату на прощание, ты же знаешь, как она тебя любит. Да, но вы знаете, что она вас не любит, но вы должны это делать, зная, что вы не хотите, но так или иначе вы это делаете, и очень скоро это становится слишком болезненным так, что вы забываете, что вы не хотите этого делать, и вы просто это делаете и как бы цепенеете, тупеете.
Один из наиболее ядовитых примеров я видел несколько лет наэад на склонах г. Рейнер. Маленькая девочка бежала впереди своего семейства, выискивая интересную тропинку в стороне от дороги. Вскоре послышался рокочущий голос матери: Ты же не хочешь спуститься туда, дорогая.

Вот так - не Я не разрешу тебе пойти туда и даже не Придержи свое любопытство, что могло бы сойти: нельзя же детям слишком удаляться от взрослых в лесу. Но Ты же не хочешь калечит импульс, а не просто предотвращает действие. Я почти что мог слышать, как маленькая девочка говорит про себя: Вот это да!

Я думала, что я хочу, но наверное - нет. Мама всегда права.

Пожалуй, в самом деле не хочу.
И так оно продолжается. Мне действительно не хочется в это влезать, это слишком болезненно и не нужно, чтобы этому противостоять.

Так или иначе, важно не то, откуда оно взялось, важно знать, что удерживает это на месте сейчас. Мы действительно научены не применять собственную мудрость.

Мы обладаем невероятно тонким, чудесно эффективным снаряжением, но мы завалили его мусором и дали ему ржаветь.
Гештальт ничему не должен учить. Вы уже знаете это.

Все, что вам нужно, это способы разблокировать, отпереть, отпустить, дать вам войти в соприкосновение с этим.
в). Все, что вы знаете, наличествует здесь и теперь.
Во-вторых, знаете ли вы об этом или нет, но все это есть здесь и теперь, прямо сейчас. С одной точки зрения это настолько очевидно, что нечего тратить время на сообщение этого вам, с другой точки зрения, это настолько глубоко, что вы вошли бы в сатори, если бы реально обрели это. Все, что только случится с вами, и все, что случилось с вами, все, что может повлиять на вас в будущем, - наличествует прямо сейчас.

На небесах нет картотеки, где хранился бы ваш опыт, чтобы высылать вам вниз по мере надобности. Он здесь.

Сейчас. Каждый импульс ударить кого-то, который вы когда-либо переживали, сохранился в ваших мышцах, так же, как и удержание от этого. Это часть того, что называют подавлением (английский вариант немецкого термина, который переводится обычно на русский язык как вытеснение) - мышечное напряжение при удерживании от реализации импульса.

Все это здесь и теперь в нервно-мышечной системе.
Поистине, если бы можно было остановить любого из нас на мгновение и потом в течение вечности разворачивать это мгновение жизни, мы обнаружили бы в нем все. Любой опыт.

Все, все, все.
Поэтому совершенно ложно разделение, которое мы слышим в терапии: Будем ли мы работать с тем, что здесь и теперь, или с прошлым? Нет такого выбора. Выбор - только в языке, которым мы пользуемся. Я могу говорить о своем наличном опыте в прошедшем времени, давая вам метафоры в форме воспоминания, или я могу говорить о моем опыте в настоящем времени, или я могу говорить о нем, рассказывая вам сны или образы будущего.

Или я могу говорить вам об этом проективно, рассказывая о том, как кто-то другой чувствовал, чувствует или может чувствовать ситуацию. Это не так важно.

Все это - те или иные средства выражения того, что присутствует здесь и сейчас.
Итак, подытоживая пятиминутное изложение Гештальта: вы уже знаете все, что вам нужно энать, и вы знаете это сейчас. Образно говоря, существует поток сознавания, протекающий все время, поток потенциального сознавания - не полного сознавания - и, если только вы можете углубиться в него, любой ответ, который вам нужен - там.

Если вы можете сформулировать вопрос - вы получаете ответ. Вы не можете сформулировать вопроса, на который вы не могли бы получить ответ. Вы можете не энать ответа - можете не иметь определенного доступа к нему
- но он там. У индейцев Помо есть поговорка: То, что человеку нужно, у него уже есть.

Если вы можете сформулировать вопрос, вы начинаете его осуществлятъ.
У меня есть такой образ. Мы живем по одну сторону сцены. По другую ее сторону полная свобода и сознавание, а мы по эту сторону. Толщина стены - самое большее 90 секунд.

В каждый момент дверь, которая пропускала вчера, не пропустит сегодня, но всегда есть такая дверь, которая откроется. Если только вы найдете ее, вы будете свободны за секунды, это не потребует большего.

Всегда. Конечно, вы можете прожить целую жизнь за 30 секунд в этом месте свободы, это тоже происходит, но оно всегда здесь, всегда может быть достигнуто - хотя бы потенциально, если не всегда актуально.

Эксперименты на сознавание тела


а). Выражение лица.
Дж.Э.: Давайте попробуем проэкспериментироватъ. Примите такое положение, чтобы ваша голова была свободна, ни на что не опирайтесь. Лучше снять очки и закрыть глаза.

С закрытыми глазами попробуйте почувствовать свое лицо изнутри, не ощупывая его руками, просто почувствуйте напряжения, которые возникают, найдите их, но не расслабляйте. Легко и соблазнительно мгновенно расслабить их, но вместо этого постарайтесь просто отметить их, почувствуйте все свое лицо, лоб и мышцы за лбом, глаза, щеки, рот, просто замечая, что там...
Итак, что же получается?
У.: Чувство напряжения напомнило мне о времени крайней ненависти, предельного конфликта. А также о времени реального экстаза.

Это кажется не слишком осмысленным, так?
Дж. 3.: К счастью, в этом эксперименте нет необходимости искать, что это значит. Это лишь преувеличенное правило нашей культуры.

Иногда оно полезно, чаще же всего оно становится препятствием к простому, открытому переживанию своего опыта.
У.: Я почувствовал напряжение, чувство сжатости и подавленности, невозможности выбраться.
Дж. Э.: Заметьте, что эта невозможность выбраться - очень сложное переживание, это не простой опыт.

Это включает набор того, как вы могли бы реагировать, плюс борющиеся с этим реакции, которые вы осуществляете, плюс какие-то оценки, что-то, что могло бы быть в некоторых отношениях предпочтительнее и т.д. Мы вернемся к этому позже, опыт невозможности, я не могу очень сложный и неприятный.
У.: Я действительно почувствовал, что мои брови нахмурены, а зубы сжаты. Ассоциация, которая возникла в связи с этим, - предельное усилие.

Я связываю с этим что-то вроде истории про атлетов, чувство Я сделаю это несмотря ни на что, черт возьми!
Дж. Э.: Знаете ли вы, что это вы собираетесь сделать в этой ситуации.
У.: Непосредственной ассоциацией было сосредоточение и попытка понять.
Дх. Э.: У кого-нибудь возникли воспоминания из прошлого, может быть из своего далекого прошлого? Это часто происходит.

Или воспоминания о чем-то совсем недавнем?
У.: Я почувствовал напряжение, элость, страх, тревожность - я не хотел дать воспоминаниям возникнуть.
Дж. 9.: И вы затолкали их обратно; Уйдите, забытые, вы не нужны мне сейчас.
У.: Я почувствовал напряжение в руках, щеках и ногах. Я почувствовал что-то вроде предостережения, концентрации и защиты.

Были также вспышки сексуального напряжения.
Дм. Э.: Это упражнение иногда дает немедленные результаты, другие нуждаются в некоторой практике.

Мышцы лица - местоположение качеств эмоций и чувств. Обратная связь от лица в значительной степени определяет особенности эмоционального переживания.

Ваше тело и лицо всегда знает, что происходит. Иногда в этом упражнении вспоминаются события двадцатилетней давности, иногда - происшедшие 5 минут назад, от самого тонкого до самого смешного.

Ваше лицо всегда с вами, оно старается рассказать вам о том, что важно, что происходит здесь и теперь, что вы реально сознаете и т.п. Оно говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты прошлого значимы.

Нужно только настроить его, выслушать его, найти несколько секунд, чтобы его заметить - и вот оно.
б). Позы тела как выражения отношения.
О.к. Останьтесь теперь в той позе, в которой вы находитесь прямо сейчас.

Не делайте даже малейших перемещений и приспособлений. Почувствуйте, что с чем связано, что чего касается, где напряжение. Посмотрите, можете ли вы дать этому быть как оно есть.

У нас всегда существует принудительная тенденция расслабиться, если мы замечаем напряжения. Пусть они будут. Они пытаются вам что-то сказать.

Почувствуйте, что происходит.
Можно подойти к этому двумя способами. Один состоит в том, чтобы найти 3-4 глагола - здесь нужны именно глаголы - чтобы выразить то, что происходит, толкает назад, выдвигает вперед, достает - и т.п.

Найдите 3-4 глагола, которые выражают ваше тело - прямо сейчас - закрывается, открывается, стискивает. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в ум, просмотрите свое тело и дайте глаголам появиться. (Пауза.)
Вот другой подход, после того, как вы просидели в этой позе больше минуты, может быть, возникло несколько точек небольшой боли или напряжения, которое начало проявляться из фона. Найдите эти точки, особенно если это касается двух частей тела или мест, где тело соприкасается с чем-то внешним.

Найдите точку напряжения или неудобства, где встречаются два элемента, и дайте вашему сознаванию перемещаться туда и сюда. Если это, например, рука и подбородок, дайте ватему сознаванию целиком войти в подбородок, почувствуйте, как он опирается, найдите слова, которыми это можно описать.

Затем перенесите сознавание на руку, почувствуйте, как она поддерживает. Один из способов сделать это - провести беседу. Локоть может сказать подлокотнику кресла; О, спасибо, что вы здесь, мне так удобно лежать на вас, а подлокотник может ответить: О, пожалуйста, опирайтесь, я могу многое выдержать, дайте им минуту-другую.

Пусть ваше сознавание перемещается от одного элемента к другому.
Существует очень полезное правило: когда вы вроде бы готовы остановиться, кажется, пора остановиться, - сделайте еще один шаг, скажите еще что-то.
О.К. Давайте послушаем, какие глаголы пришли вам в голову.
У.: Удерживаюсь.
У.: Предчувствую.
Дк. Э.: Это довольно далеко от прямого наблюдения.

Что переживает тело, когда вы предчувствуете?
У.: Я полагаю, готовность.
У.: Сотрясение.
У.: Схватывание.
У.: Возбуждение.
У.: Полет.
Дж.Э.: Заметьте, что такие ответы, как предчувствую или лечу весьма метафоричны, довольно далеки от прямого, основанного на ощущения тела опыта. Это может быть красиво и поэтично, но здесь есть опасность неясности, предвзятости и поспешных заключений, связанных с метафорой.
Ну, а какие разговоры возникли, что из этого получилось? Пришли ли они к межличностным отношениям?
У.; Я удерживаю правую руку от действования, похоже, что только два пальца делали это. Правая рука сказала этим пальцам: Да, вы не хотите в этом участвовать, потому что если бы это произошло, я бы была гораздо сильнее, чем два пальца!
У.: Мое колено поговорило с лодыжкой. Ха, лодыжка! Ха, колено!

Мы с тобой не раз встречались. Как тебе удается всегда быть наверху?

Не знаю, привычка, наверное.



Содержание раздела