d9e5a92d

Понятие об энергопотенциале

Остановитесь!

Глава IV.Понятие об энергопотенциале

Одним из важнейших индивидуальных качеств человека является его энергопотенциал. Определим его как способность длительное время затрачивать усилия, не получая вознаграждения.

Скажем, для того, чтобы решить трудную задачу, необходимо некоторое время неотступно думать только о ней.
Любое живое существо стремится повторять те действия, которые ведут к чувству удовлетворения и избегает всего, что ведет к негативным переживаниям.
Удовлетворение мы получаем тогда, когда снижается напряжение какой-либо потребности, иначе говоря, когда мы достигаем какой-нибудь цели, когда сбываются наши ожидания.
Негативные переживания возникают в тех случаях, когда мы обманываемся в наших ожиданиях, когда не находим путей удовлетворения потребностей.
Достижение даже простейших целей всегда сопровождается некоторым периодом неуверенности, неопределенности, периодом, когда результат еще не определен, не ясен. Степень этой неуверенности колеблется в зависимости от рода деятельности и от состояния человека; соответственно, в процессе деятельности люди испытывают более или менее сильные отрицательные эмоции, направленные на прекращение данной деятельности.
Все живые существа крайне рациональны, они стремятся к тому, чтобы затраченная энергия окупалась. Например, дрессируемое животное отказывается работать, если вознаграждение ниже определенного предела.
В каждый момент времени человек имеет некоторую вероятностную оценку благоприятного исхода данной деятельности. Исходя из этой оценки, он и принимает решение о том, продолжать ли вкладывать энергию-время в эту деятельность, либо прекратить ее, смирившись с уже понесенными потерями, но ограничив дальнейший ущерб.
Индивидуальные различия переносимости этих состояний весьма велики и тесно связаны с такими качествами человека как уровень самооценки, уверенность в своих силах, настойчивость, уровень тревожности, выдержка, эмоциональная устойчивость, темперамент и др.
Большой вклад в энергопотенциал вносят и особые навыки, такие как искусство правильного целеполагания, умение расчленять проблемы до управляемых размеров, привычка к полному сосредоточению на одной проблеме, опытность в разрешении сложных задач и др.
В общем, можно сказать, что всякая победа увеличивает энергопотенциал, а всякое поражение уменьшает его. Таким образом, задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы свести количество неудач к минимуму, а количество побед к максимуму. Все люди интуитивно именно к этому и стремятся, однако это удается далеко не всем, ведь фактически искусство побеждать это и есть искусство жизни
В этой книге мы не сможем подробно остановиться на всех составляющих искусства поддержания и развития энергопотенциала. Отметим лишь те принципы, которые помогут вам при работе с данным самоучителем.

Глава V.Общие принципы тренировки

Для того, чтобы данная деятельность не только не вызывала неприязни, но и приносила удовольствие, необходимо:
1. Сильная мотивация. Человек должен ясно представлять, что именно он получит в результате деятельности и как это скажется на его жизни.

В идеале следует делать лишь то, что невозможно не делать, то, что способно сразу или в обозримом будущем существенно повлиять на нашу жизнь.
Это возможно лишь в том случае, если человек имеет очень четкую и хорошо продуманную иерархию целей, либо при особых внешних обстоятельствах. Фактически, искусство самомотивации это основа того, что называют волей.

Сюда следует отнести также принцип самоограничения, иначе говоря, привычку к завершению незаконченного дела.
Что касается искусства мотивации деятельности обучаемых (подчиненных), то это, пожалуй, самое важное качество любого организатора, тренера, руководителя.
2. Фактически весь фокус правильной организации тренировок состоит в том, чтобы большая часть приложенных усилий завершалась победой, удовлетворением. Для этого:
первое задание должно быть заведомо выполнимым. Во время выполнения этого задания мы сможем точнее оценить как трудности, так и собственные силы и следующую задачу поставить в большее соответствие со своими возможностями;
при успехе не следует слишком усложнять очередное задание, так, чтобы положительный результат достигался хотя и с трудом, но не ценой чрезмерных усилий;
при успехе, значительно превосходящем обычные показатели, не следует пытаться немедленно повторить рекордный результат. Лучше отложить работу над данным упражнением до следующего дня и перейти к другим заданиям.

Это существенно повысит ваши шансы на закрепление достигнутого. На следующий день следует ставить обычную, текущую задачу у лишь в случае повторения вчерашнего результата постепенно повышать требования;


при неуспехе или просто заметно возросших трудностях не следует сразу бросаться в бой, лучше временно упростить задание или даже вернуться назад. Качество, стабильность, способность без излишнего напряжения выполнять пусть меньшее задание всегда важнее эпизодических, поставленных через силу рекордов.
каждый успех необходимо поощрять, независимо от того, тренируете вы самого себя или другого. Систему поощрений следует заранее продумать (это может быть долька апельсина или шоколада, небольшой отдых, улыбка и т. д.)
поощрять следует не только очевидные успехи, но и просто затраченные усилия. Каждая тренировка в идеале должна заканчиваться на высокой ноте.

Соответственно следует так ее планировать, чтобы выполнение последнего задания принесло победу, достижение.
3. Упражнения, приведенные в этом самоучителе, разбиты на уроки так, что на один урок средний человек затрачивает полтора-два часа своего времени. Если по каким-то причинам вас не устраивает столь напряженный темп занятий, и вы решите выполнять один урок в два-три приема, то перед выполнением очередной части следует в быстром темпе повторить предыдущие.

Глава VI. Советы родителям

Данный самоучитель может быть использован и как учебное пособие для детей младшего школьного возраста. В этом случае следует тщательно проработать теоретическую часть введения обратив особое внимание на общие принципы тренинга и на понятие об энергопотенциале.
В частности, следует иметь ввиду, что дети на начальных этапах обучения быстро утомляются, причем почти невозможно заранее предвидеть тот объем упражнений, который они в состоянии выдержать в данный цемент времени.
Если разумная мера нагрузок окажется превышенной, то у ребенка возникнет психологический барьер, который в будущем будет препятствовать возвращению к данным упражнениям. Если указанная мера превышается неоднократно, то весьма вероятно формирование неприязни к данному роду занятий.
Поэтому, следует очень внимательно следить за степенью заинтересованности ребенка и прерывать занятие при появлении первых признаков утомления (отвлечения, капризы, вздохи, понижение голоса и т.п.).
В связи с этим, до тех пор пока у ребенка не сформируется устойчивая тяга к чтению, ему следует давать фрагментальные задания так, чтобы время, необходимое на выполнение каждого из них не превышало пяти минут.
Что касается приведенных в книге временных нормативов, то они, конечно же, должны быть значительно снижены и соответствовать возможностям ребенка. Если ребенок возражает против необходимости укладываться в какие бы то ни было временные рамки, то лучше пойти ему навстречу.

Вообще, следует больше прислушиваться к желаниям ребенка он интуитивно лучше самого умного взрослого чувствует как сберегать собственный энергопотенциал.
Помимо поощрений за выполнение каждого задания (в основном это должны быть знаки одобрения и лишь изредка конфеты и т. п.), важно заинтересовать ребенка самим процессом, так, чтобы он начал получать внутренне подкрепления типа я смог или как интересно! По-этому, малопонятные для ребенка тексты и цитаты приведенные в книге следует заменить другими, соответствующими его возрасту.

Урок 1

Прежде чем браться за незнакомое дело, даже если вы считаете его важным и полезным, необходимо взвесить свои возможности и не брать на себя заведомо невыполнимых обязательств. Лучше пока выбрать небольшую промежуточную и явно достижимую цель.

На этой промежуточной цели можно спокойно испытать свои силы, не подвергая опасности накопленный энергопотенциал и даже немного его повысить.
В данном случае я бы посоветовал постараться полностью выполнить только первый урок. В самом худшем случае суммарные времязатраты на его выполнение составят около пяти часов.

После этого вы сможете принять решение с открытыми глазами.
Каждое упражнение следует повторять не более шести раз. Если к шестой попытке не удалось достигнуть заданного результата, следует либо перейти к следующему упражнению, либо сделать не менее чем часовой перерыв.
Начало занятия: число__, время__.

Упражнение 1.

Нарисуйте квадрат. Закройте глаза и представьте себе его зрительный образ.

Мысленно удаляйте квадрат от себя, пока он не превратится в точку. Затем, увеличивая в размерах, возвращайте его к себе, пока он, надвинувшись, не уйдет за пределы зрения.
Верните квадрат на удобную дистанцию. Сдвигайте его влево и вправо, вверх и вниз.

Убедитесь, что фигура послушна вашей воле. Если возникают трудности, сядьте в удобную позу, расслабьте грудь, плечи и предплечья и спокойно, не напрягаясь, взгляните на квадрат вновь. Затем поднимите глаза влево-вверх (глаза можно не закрывать).

Если изображение появилось, то повторите это упражнение несколько раз, пока не обретете уверенность. В противном случае попробуйте другие положения глаз (вверх, влево, вправо, влево-вниз и др.).
Мысленно проведите в квадрате диагонали. Повторите упражнение.

Упражнение 2.

Мысленно помещая внутрь квадрата буквы х, о, т, п, повторите упражнение 1. На каждую букву затрачивайте 3-5 сек.

Упражнение 3.

Засеките время и прочтите вслух буквы алфавита. Повторите несколько раз, пока время чтения не снизится до десяти и менее секунд.

Если за шесть попыток это не удалось не огорчайтесь, всему свое время. Если удалось легко, сократите время насколько возможно.
п.1

а б в г д е е ж з и
к л м н о п р с т у
ф х ц ч ш щ ы э ю я

попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
п.2

я ю э ы щ ш ч ц х ф
у т с р п о н м л к
и з ж е ё д г в б а

попытки и время: 1 __2.__3.___4.__5.__6.__
п.3

ю с ж ц н е э м х б
у г л щ и 3 п ч а р
о ш в ё т к я д ы ф

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4

б х м э п ч а р ё з
ш н и л ц с у ж г ю
ф ы т д я к о в е ш

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 4.

Дважды и не торопясь прочтите цитаты, запишите их по памяти, а затем сравните с оригиналом. Искажен ли смысл и в какой степени? Какие слова заменены или искажены?

Правильно ли воспроизведены фамилии?
п.1
Труден первый шаг и скучен первый путь. Пушкин.
Решимость добиться успеха важнее всего другого. Линкольн. п.2
Дорогу осилит идущий.
Др. римск. изречение.
Начать что бы то ни было мы можем, лишь уверовав в это. Гейзенберг.

Упражнение 5.Мысленно поиграйте (см. упр. 2) со слогами: то, ра, ро, но, на.

Упражнение 6.

Засеките время и прочтите вслух слоги. Пробуйте читать их в различной ритмике: сериями но два, по три, по четыре и т.д., напевайте их.

Старайтесь каждый раз найти для себя наиболее удобный ритм.
п.1

бе ве ге де же зе ке ле ме не
пи ри си ти фи хи ци чи ши щи
бо во го до жо зо ко ло по мо

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2

ба ва га да жа за ка ла ма на
по ро со то фо хо цо чо шо що
бу ву гу ду жу зу ку му ну ну

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 7.

Мысленно поиграйте со словами: что, как, это, она, все, так, для, тот, вот, еще. (См. упр.2).

Упражнение 8.

Засеките время и прочтите вслух слова. К очередному пункту можно переходить, если затраты времени на предыдущий не превышают 8-10 сек. Это вам удастся только в том случае, если взгляд опережает речь хотя бы на одно слово, а речедвигательные эталоны хорошо отработаны.

Поэтому есть смысл прочесть сначала каждый пункт относительно медленно, останавливаясь и мысленно играя с некоторыми словами. Не смущайтесь, если для достижения результата вам понадобится больше шести попыток.

Входящие в это и последующие упражнения слова принадлежат к наиболее употребительным к русском языке.
п.1

что как это она все так для тот вот еще
наш год его нет уже или сам мой кто под
без два при раз там мир где ваш тут дом

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2

над чем что при вид как час имя это про
ряд она век сын все лес луч так оба ход
для шаг чей тот сто сей вот муж дед еще

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.3

сад зал что тем пол как зуб вон это дно
нас она род дух все газ том так ухо шум
для нос сон ибо тот цех тон вот рад вес

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4

рот рис наш дым лоб год бок суд его шея
тип нет пар чей под кто мой сам или уже
дом тут ваш где мир там раз при два без

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 9

Прочтите текст сначала медленно, прорабатывая отдельные слова я словосочетания. Затем, постепенно ускоряясь, постарайтесь уложиться в 30 сек.

Читайте вслух, отчетливо, с выражением.Свидание. Э.А. По
715зн.=107сл.
Замечу, если никто еще не сделал этого до меня, что манеры истинного джентльмена всегда резко отличаются от манер простого человека, хотя не сразу можно определить, в чем состоит различие. Это как нельзя более подходило к внешности моего незнакомца, но я это почувствовал в то достопамятное утро оказывалось еще вернее в отношении его характера и внутреннего облика.

Я не могу определить ту духовную особенность, которая так отличала его от прочих людей, иначе, как назвав ее привычкой к упорному и сосредоточенному мышлению, сопровождавшему даже его обыденные действия; оно вторгалось в его шутку, переплеталось с порывами веселья как те змеи, что выползают из глаз смеющихся масок на карнизах Персеполиса.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 10.

Вспомните, а лучше запишите цитаты из четвертого упражнения. Коротка сформулируйте смысл приведенного выше отрывка.

Упражнение 11.

Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой. Постепенно ускоряя движение линейки, заставляйте себя читать несколько быстрее обычного.
Конец занятия. Время___На занятие затрачено ____.
Теперь, когда вы попробовали свои силы, все же не следует торопиться с выводами, не. стоит брать обязательств выполнить все двадцать уроков входящих в основной курс. Лучше попробуйте выполнить два следующих, посмотреть ва результаты и лишь тогда принять окончательное решение.

Урок2

Начало занятия: число__, время__. Упражнение 1.
Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.
Упражнение 2.
Запомните и запишите по памяти цитаты.
п. 1
Лучше не принимать решений, чем, приняв, не выполнять их.
Алякринский.
Что не начато то не сделано. Но что начну, до конца доведу, хотя бы тут костьми разлечься.
Екатерина Ливрам. п. 2
Чтение посредством пера превращается в плоть и кровь. Сенека. Тот всех быстрей идет вперед, кто в путь идет один.
Браунинг.
Упражнение 3.
Закройте глаза и предстаете себе букву а. Удаляйте ж приближайте ее к себе, смещайте влево-вправо и вверх-вниз. Если ве получается, посмотрите на графическое изображение буквы. Последовательно проделайте это со всем алфавитом. При возникновении трудностей помещайте буквы в квадрат (см. урок 1, упр.

3). На каждую букву затрачивайте примерно 5 сек. Постарайтесь выполнять это и все другие упражнения без нервозности и спешки.

Почувствуйте удовлетворение от своей власти над возникающими образами.
Упражнение 4.
Засеките время и прочтите вслух буквы. Повторите несколько раз, стремясь снизить затраты времени до 9 сек.
п.1

о у г ю в л щ е с ж
т и ц к з н я п е д
э ч м ы ф р а х б ш

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2

г о с щ т з е ч р м
б ы ш ф а п э к и ж
х л у ю ц е н я д в

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 5.

Мысленно поиграйте со слогами то, ро, но, на, ка, но, та, рко, ни, ра как это описано в упражнении 3.

Упражнение 6.

Прочтите вслух слоги, засекая время. Пробуйте читать их в различной ритмике: сериями по два, по три, по четыре, и т.д., напевайте их.

Старайтесь каждый раз находить наиболее удобный для себя ритм.
п.1

бу ву гу ду жу зу ку лу му ну
пэ рэ сэ тэ фэ хэ цэ чэ шэ щэ
бы вы гы ды жи зы кы лы мы ны
по ро со то фо хо цо чо шо що
би ви га ди жи зи км ди ми ни

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
На приведенные ниже слоги и парные буквосочетания следует обратить особое внимание, так как все они принадлежат к числу наиболее употребимых а составляют более 80% объема любых текстов.
п.2

то ра ро но на ка по та ко ни
да во ре ве ти де ны ло те го
ле ма ме до ри че ва бо за не

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.3

со ли ла ча мо ру се хо па чи
ба вы дя ки же аи це лу пе лы
ат ый ер ол ет ий ее ит от ор

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4

вд ак од ой ок ас ел ак он ар
ал ед ом ов ем об ят ав ян ос
ат ог аз уд оч ис оз еч ид им

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.5

ик уж аб ег уч ез ек из уб ач
ст тр пр ел кр сн бр мн дн вн
жн зд кт пл рн ск чн вс гр зв

попытки и время: 1__2.__3.__4.__5.__6. __

Упражнение 7.

Прочтите слова вслух. Постарайтесь к шестой попытке уложиться в 8-10сек.
п.1

чей пар тип шея суд бок лоб дня рис рот
вес рад тон ибо сон шум ухо ток газ дух
дух род нос дно вон зуб пол тем зал сад

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2

дед муж сей сто чей шаг ход оба луч лес
сын век ряд про имя она вид три чем над
дом тум ваш где мир там раз при два без

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 8.

Возьмите карандаш. Прочтите текст вслух, с выражением. Подчеркните слова и словосочетания, вызвавшие даже незначительные затруднения.

Каждое из подчеркнутых слов и словосочетании прочите скороговоркой по три-пять раз. Постарайтесь увидеть их внутренним взором.

Если возникают трудности, попробуйте увидеть их по частям. Затем прочтите текст вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в 45 сек. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Письмо 2.
165сл.
Сенека приветствует Луцилия!
И10, что ты мне писал, и то, что я слышал, внушает мне на твой счет немалую надежду. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа способность жить оседло и оставаться самим собою.
Но взгляни: разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде тот нигде. Кто проводит жизнь в. странствиях, у тех в итоге гостеприимцев много, а друзей нет.

То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает все второпях и наспех.
Не приносит пользы и ничего не дает телу пища, если ее извергают, едва проглотивши. Ничто так не вредит здоровью,-как частая смена лекарств. Не окрепнет растение, если часто его пересаживать. Во множестве книги лишь рассеивают нас.

Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается отвлечься на другое, возвращайся к оставленному и, пробежав многое, выбери одно, что можешь переварить сегодня. Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю.

Будь здоров.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 9

Вспомните и запишите цитаты из второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из проработанного текста.

Сравните их с оригиналом: где мысль выражена более отчетливо?

Упражнение 10.

Прочтите про себя страницу любого художественного текста, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой. Пусть этот листок будет слегка подстегивать вас, принуждая читать слегка быстрее обычного.
Конец занятия. Время___На занятие затрачено___.

Урок 3


Начало занятия: число__, время__.

Упражнение 1.

Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.

Упражнение 2.

Запомните и запишите по памяти цитаты,

п. 1
Мы должны подражать пчелам, которые странствуют в поисках медоносных цветов.
Сенека.
Со многими людьми бывает, что они, находя опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное.
Юлий Цезарь.
(Сам Цезарь составил для себя сборник изречений, которые умело и кстати употреблял в устной речи).
п. 2
Леность это страх перед ожидаемой работой.
Цицерон.
Кто никуда не плывет, для тех не бывает попутного ветра.
Монтень.

Упражнение 3.

Мысленно поиграйте с буквами алфавита (см. урок 2, упр. 1). Если возникает нетерпение, торопливость остановитесь и успокойтесь.

Это упражнение похоже на разучивание гамм музыкантом: оно столь же необходимо и столь же эффективно. Если вы научитесь получать от него удовольствие, то прогресс в обучении станет заметен очень скоро.

Упражнение 4.

Засеките время и прочитайте вслух буквы. Повторите несколько раз, пока затраты времени не ставятся до 8 сек.
п.1

в ж м д и р я к ч л
э е ж з е а т ц ф щ
ю с ш у о х ы г я б

попытки и время: 1.__2.__ 3.__4.__5.__6.__
п.2

ш д ж с е б х п е я
а щ л н р ф з в ю к
ы м ц г у и ч о т э

попытки и время: 1.__2.__ 3.__4.__5.__6.__

Упражнение 5.

Мысленно контракте со слогами и буквосочетаниями: ат, ст, то, ый, ра, ро, но, на, ка, ер.

Упражнение 6.

Засеките время и прочитайте вслух буквосочетания. Пробуйте читать их в различной ритмике, стараясь снизить затраты времени до 10-11 сек. за один пункт.
п.1

ат ст то ый ра ой ро но на ка
ер по ол та ор ко да во ре ни
ет ий ее ны ве ти де ит от ло

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2

те ан од го ле ок ма ме ст тр
пр до ри че ва за бо со ас ел
ла не ли ак он ча мо ар ру ал

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.3

ед ом ов ем об се хо ол ят ав
ин ос ад от да аз кр уд чн вы
оч да ки пе же сн бр ик оз ис

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4

ви це лу лы бы ня ши оч ид им
уж мн дн аб ег уч га ду ми си
же бе ни ры ря ез ек из уб вн

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.5

зд жа жи ся жн кт пл рн ск чн
ач ец еж ев ыс зе ля са су ша
ай ап ил иц иц ум яд вс гр зв

попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 7.

Прочтите слова вслух.



Содержание раздела