d9e5a92d

Торговая политика и ее влияние на торговых партнеров

В современных условиях во внешнеторговых сделках все более видное место занимает торговля инженерно-техническими услугами, получившими общее название инжиниринг. Они представляют собою комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Как предмет соглашения между странами инжиниринг представляет собой разного рода услуги, необходимые покупателю для оптимизации капитальных вложений при строительстве, реконструкции промышленного предприятия или другого объекта. Соглашение может предусматривать предоставление всего комплекса услуг по проекту или только их части.

Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он состоит из нескольких видов инженерно-технических услуг:
- консультационный инжиниринг это предоставление услуг по проектированию объекта, проведению технико-экономического обоснования проекта, подготовка торгов, разработка планов строительства и контроль за проведением работ;
- технологический инжиниринг связан, главным образом, с передачей заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработкой проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и т.п.;
- строительный инжиниринг предполагает поставки оборудования, техники и монтаж установок;
- управленческий инжиниринг означает оказание заказчику услуг по организации производственной структуры и административного руководства предприятием на базе современных достижений в данной области, разработку принципов планирования производства, способов статистического учета и т.п.
Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. В современных условиях среди них наиболее распространенные промышленные предприятия.

Наряду с этим объектами инжиниринга могут быть и отдельные технические, технологические, экономические, финансовые, организационные и другие мероприятия, связанные с повышением эффективности уже функционирующих предприятий во всех сферах народного хозяйства.
Контрольные вопросы
1. Опишите отличительные особенности мирового рынка товаров и услуг.
2. Дайте определение международной торговой сделки.
3. Сравните между собой динамику структуры экспорта и импорта бывшего СССР и Российской Федерации. Определите основные различия между ними и оцените перспективы развития экспорта России в стране СНГ и вне СНГ.
4. Опишите основные тенденции развития структуры экспорта и импорта товаров и услуг в мире.
5. Дайте определение инжиниринга и опишите кратко основные его виды.
10. Торговая политика и ее влияние на торговыхпартнеров
10.1. Общие положения.
Торговая политика рассматривается как совокупность общих и конкретных международных соглашений и других установленных положений, добавленных с учетом национальной макроэкономики, которая влияет на рынок услуг и товаров. Ни один отдельный продавец, ни ассоциация не может изменить установленную структуру на отдельном иностранном рынке, т.к. основные факторы, действующие на рынок, основаны на договорных соглашениях в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле или в рамках Европейского Союза, или в пределах Европейской Ассоциации Свободной Внешней Торговли.

Наиболее эффективные меры торговой политики действуют в рамках соглашений Европейского Союза (ЕС) на базе Европейского процесса интеграции.
Аббревиатура ГАТТ расшифровывается как Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. Это было комплексное соглашение, регулирующее международную торговлю, которое в 1993 году подписали 106 правительств государств.

В 1993 году насчитывалось 25 европейских членов: весь Европейский Союз и страны Европейской Ассоциации Свободной Торговли (кроме Лихтенштейна), а также включая Мальту, Польшу, Румынию, Словакию, Чехию и Венгрию. В результате последних переговоров ГАТТ (Уругвайский раунд) было решено, что Всемирная Организация Торговли (ВТО) будет регламентировать вопросы мониторинга на торговлю вместо ГАТТ.
Аббревиатура EU расшифровывается как Европейский Союз. Сегодня он насчитывает 15 национальных членов: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция и Великобритания.
Аббревиатура EFTA - Ассоциация Свободной Европейской Торговли. EFTA состоит на сегодня из 4 членов: Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии.
Аббревиатура CIS расшифровывается как Конфедерация Независимых государств и состоит из: Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Грузии и Молдавии.
Торговые ограничения могут быть разделены на тарифные и нетарифные барьеры. Среди первых упоминаемых наиболее часто встречается форма - тариф с объявлением цены, где пошлина установлена пропорционально стоимости импортируемого изделия.

Другой, менее используемой формой, является определенный тариф, где установленная оплата за единицу импортированного изделия находится на определенном уровне или составной тариф, который включает установленный процент.
Нетарифные барьеры включают количественные ограничения: тарифные квоты, другие ограничения по импорту (квоты, запрещение, лицензирование импорта и добровольные экспортные ограничения), экспортные ограничения (квоты, запрещения, лицензии); меры, влияющие на цены; безопасность для здоровья и технические стандарты; таможенные и административные процедуры ( документация и оценка); торговые договоры; морской фрахт, а также другие меры, включая разрешение на производство, предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы оговоренные валютные курсы, консолидируемый правительством маркетинг и ограничения по охране окружающей Среды.
10.2. Международные соглашения GATT И WTO.
Главная цель Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле состояла в том, чтобы выработать общие правила и процедуры для всех стран-производителей товаров и услуг насколько это возможно. Главная задача состояла в том, чтобы заложить основу для свободной внешней торговли без какого-либо протекционизма на национальном или международном уровнях.

Если это не может быть достигнуто, например, в случае с сельскохозяйственными товарами, то целью было создание общих международных принципов и правил, которые должны применяться в торговле. Эти задачи теперь выполняет Всемирная Организация Торговли (WTO).

Европейский Союз. Основа торговой политики.

Главные принципы Европейского Союза описаны в Римском Контракте, где изложены основные характеристики ЕС. ЕС создает таможенный союз, который применяется ко всем товарам. Согласно этого все экспортно-импортные налоговые ставки и другие тарифы запрещаются внутри стран-членов ЕС.

Также запрещаются в торговле внутри ЕС квоты на импорт и экспорт и подобные ограничения.
Согласно Римскому Контракту ЕС ведет общую торговую политику, которая основана на равных принципах, особенно относительно уровня общепринятых налогов, традиций и торговых соглашений, делает торговлю свободной, принимает защитные меры, например, против демпинга. Наибольшее количество случаев с перечисленными выше проблемами произошли со странами азиатского и дальневосточного регионов.

Страны-члены ЕС договорились на международном уровне с ГАТТ, который обеспечивает на национальном уровне выполнение результатов переговоров и соглашений. То же самое относится к торговой политике стран с переходом к рыночной экономике. В настоящее время ЕС заключил, так называемые, Европейские Контракты или Соглашения Ассоциации с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Болгарией, Румынией, Эстонией, Латвией и Литвой.

Проводились также переговоры с Албанией и с некоторыми из новых независимых республик бывшей Югославии.
Соглашения между ЕС и странами с переходной экономикой относятся не только к производству товаров, но также к предоставлению услуг, денежно-кредитных договоров, к предприятиям, осуществляющим сотрудничество в пределах сектора финансирования. Имеются также некоторые политические элементы в соглашениях, стремящиеся, главным образом, к гибкому регулированию для перехода к рыночной экономике.

В целом Европейские контракты могут рассматриваться как половина на пути к их членству. В результате этого процесса было достигнуто Соглашение о свободе внешней торговли между ЕС и этими странами.

Правительства Венгрии и Польши направили свои заявления на членство в ЕС в 1994 году.
ЕС разработал дружеское Соглашение Сотрудничества с Российской Федерацией и с некоторыми другими странами в СНГ, а именно с Казахстаном, Киргизией, Украиной и Молдавией, но это все еще в процессе ратификации. ЕС имел соглашение с СССР с 1989 года относительно торговли и сотрудничества в пределах коммерческих и экономических проблем. Это было льготное соглашение, охватывающее торговлю товарами и включая общие цели экономического сотрудничества. В результате соглашения ЕС применил GSP со всеми странами СНГ.

В настоящее время стало очевидно, что старый контракт должен быть изменен в виде соглашения о свободе внешней торговли и начнет действовать с 1998 года.
Этот процесс был поддержан недавними решениями Российской Федерации, а именно, членством в международной организации финансирования (МВФ - Международный Валютный Фонд и IBRD) в 1992 году, заявление о членстве GATT/ WTO в 1993 году, принятие дружеского соглашения с НАТО и подписи соглашения сотрудничества с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития в 1994 году.
10.3. Средства торговой политики.
Главный элемент в ЕС - таможенные тарифы. Они основаны на, так называемой, согласованной системе с 8 разделами (TARIC) и содержит 14 000 различных кодексов и законов.

Главный принцип таможенных тарифов в ЕС - это то, что для всех полезных ископаемых и полуфабрикатов, которые являются доступными в союзе, существует налог на импорт. В прошлые годы в среднем он составлял приблизительно 7.5 % . Для лесопродукции он был еще ниже среднего.
Одной из целей Уругвайского Раунда было то, чтобы уменьшить таможенные пошлины на 1/3 от существующих уровней.


В ЕС имеют место дополнительные меры, например, временное прекращение действия таможенных пошлин, с помощью которых можно регулировать торговлю. Это может снизить таможенные тарифы или держать тарифы равными какое-то время, но является главным предварительным условием для того, чтобы то же самое или соответствующее изделие не было изготовлено в ЕС и импортировано для дальнейшей обработки, а не для потребления в ЕС. Временные таможенные ограничения могут также применяться, когда собственная поставка ЕС не может удовлетворить потребность в товарах или услугах. Другая мера, в случае ненормированной поставки - установка квот.

Это применяется ко всем странам-членам ЕС и, главным образом, используется в торговле сельскохозяйственными продуктами.
Европейский Союз касается всех индустриальных стран с системой GSP, которая является системой, разработанной для стран, чье развитие было постепенным без конкретных мер помощи во внешней торговле. Система гарантирует благоприятный таможенный режим примерно для 130 развивающихся стран и 20 стран без устойчивого развития. Слаборазвитые страны имеют специальное соглашение. Принятая в ЕС система фактически охватывает всю промышленную продукцию. Система GSP основана на 4 видах продукции, которые получают различную обработку в союзе.

Предварительным условием для соглашения GSP является то, что продукция соответствует требованиям к качеству.

Страны Европейской Ассоциации Свободной Торговли.

Европейская Ассоциация Свободной Внешней Торговли насчитывает теперь четыре страны, после того, как Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к ЕС в начале 1995 года. В результате этого ЕАСТ в значительной степени уменьшила значимость переговоров. Это вероятно вызовет меры, которые будут применяться в представленных странах ЕАСТ.

Вероятно, что принципы и меры будут несколько различны, чем в рамках ЕС. Очевидно, что к этим странам будут применяться несколько более строгие защитные меры в целом, чем в станах ЕС.
В Австрии и Швейцарии тарифный барьер был выше, чем в ЕС или в Скандинавских странах. Тарифы были особенно высокими для лесной продукции, поступающей для дальнейшей обработки из бывших социалистических стран Европы. Это было возможно в ЕАСТ, где все страны могли держать тарифы на уровнях, приемлемых в национальном плане.

Ассоциация заключила торговые договоры с некоторыми из стран с переходной экономикой в конце 1980-х и начале 1990-х, во всех случаях с двух сторон между страной и Ассоциацией.
Торговая политика между странами ЕАСТ и странами с переходной экономикой очень изменилась в последнее десятилетие. Страны с двусторонней торговлей имеют экономические, технологические и научные соглашения с некоторыми странами СНГ и странами с переходной экономикой в Европе.

После вступления в ЕС страны ЕАСТ могут еще сохранить свои двусторонние соглашения в области экономики, технологии и науки, если они не противоречат торговой политике ЕС.
10.4. Торговые ограничения.

Тарифы.

Тарифы - наиболее широко используемые барьеры торговли, поскольку они предназначены для защиты внутреннего производства и торговли. Тариф должен включать налог на экспорт, который выражается в форме НДС на изделие и попадает на рынок импорта в более высокой ценовой стоимости.

Таким образом импортируемые изделия создают дисбаланс на рынке и они имеют менее благоприятную конкурентоспособность в сравнении с обычными. Первоначальная цель или функция тарифа состояла в том, чтобы поднять государственный доход, но с недавних пор преобладает защитная функция, особенно в промышленных странах.

Нетарифные барьеры.

Наиболее часто используемые нетарифные барьеры торговли относятся к группе количественных ограничений. Тарифные квоты - это разновидность обычных тарифов. Они содержат два различных тарифных уровня на изделия, более высокий уровень вступает в силу, когда импорт достигает определенной границы или максимума.

Например, в ЕС использовались обычно общие квоты для больших объемов лесоматериалов, очень часто для бумажной продукции, фанеры и др. продукции и мебели.
Точные квоты трудно определить в пределах любой системы квот, т.к. не просто оценить уровень, к которому должны стремиться экспортеры, чтобы не платить пошлину. Кроме того трудно оценить конечный объем, оплачивающий полную пошлину из-за дополнительных объемов, добавляемых к первоначальной квоте. Уровни квот по импорту ежегодно объявляются ниже квоты, входящих в нулевой тариф, в то же время выше, чем тарифы, которые устанавливаются обычно от 3 % до 10% .
В дополнение к тарифной квоте, которая объединяет тариф и верхние пределы по количеству, применяются количественные квоты по способу их воздействия. Они включают различные типы квот (типа двусторонних или общих), когда отдельные страны или группа стран ассигнует указанные объемы или стоимости; запрещения, которые могут быть общими, или могут применяться при определенных условиях; лицензированные системы, которые применяются от ограниченных до автоматических; добровольные экспортные ограничения, которые, хотя введены странами-экспортерами, но в результате давления стран-импортеров.
Квоты, запрещения и лицензии также используются как меры экспортных ограничений и они оказываются очень эффективны, например, в принуждении местных отраслей промышленности перейти от экспорта сырья и изделий первичной обработки к дальнейшей обработке. Эффективной правительственной мерой через льготы является также контроль над сбором урожая.

В настоящее время это применяется во многих странах.
10.5. Экономические аспекты торговой политики.
Большинство ученых-экономистов последовательно выступают за либерализацию внешней торговли, снижение тарифов и других торговых барьеров. И хотя именно экономисты приложили немало труда, чтобы выявить те случаи, когда введение тарифов, по их мнению, является оправданным, в целом они относятся к торговым барьерам более критически, чем другие группы населения. Основные их доводы сводятся к следующему:
1. Таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах.
2. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая является
их инициатором.
3. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.
4. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в следующих случаях:
а) использование оптимального тарифа: в случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш;
б) тариф как субоптимальное решение: когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем экономическая пассивность;
в) при решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;
г) таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается.

Существующие методы измерения национальных потерь от тарифа.

С конца 50-х годов некоторые экономисты стали на практике применять различные методы оценки национальных потерь от использования внешнеторговых тарифов и других торговых ограничений. Для этих целей использовались достаточно тонкие методы, речь о которых пойдет ниже. Но сама процедура базируется на установлении размера области, аналогичной размеру потерь.

Подобные методы опираются на информацию, касающуюся объема импорта, импортных пошлин или других таможенных барьеров, а также оценку эластичности спроса по цене для каждого импортируемого продукта.
Так, желая доказать, что потери от введения тарифа составляют незначительную часть объема валового национального продукта, Гарри Джонсон в 1960 г. предложил следующий способ измерения этой величины.
Последующие эмпирические исследования более или менее подтвердили предположение Джонсона. Среди них первыми были оценки выигрыша по Маршалу, заключавшиеся в установлении размера чистого национального выигрыша. Затем, с середины 70-х годов, применялись более сложные методы расчета общего равновесия (POP). Оценки POP основаны на большой экономикоматематической модели экономики, позволяющей улавливать даже незначительные колебания доходов и цен, которые невозможно разглядеть с помощью иллюстративных схем, приведенных в этой главе. Оба метода свидетельствуют о том, что прирост благосостояния от упразднения торговых барьеров лежит между -1% и +10% ВНП.

Наивысший результат достигался в том случае, если: а) упраздняемые барьеры велики и б) барьеры упразднялись полностью.

Совершенствование методов измерения тарифного эффекта.

1. Что считать незначительной величиной? Те авторы, которые утверждали, что чистый национальный ущерб от тарифа составляет незначительную величину, приходили к этому выводу на основании сопоставления ее с валовым национальным продуктом. ВНП представляет собой стоимостный показатель огромных размеров, по сравнению с которым другие, безусловно, выглядят незначительными.

Например, оценка национального ущерба для США размером в 1% ВНП составляет в то же время 10-20% всего импорта.
2. Потери потребителей превышают чистые национальные потери. Чтобы понять, почему горячи дебаты вокруг торговых барьеров, не следует терять из виду, что отдельным группам они обходятся существенно дороже, чем стране в целом.

Другими словами, воздействие торговых, барьеров, заключающееся в перераспределении доходов внутри страны, превышает их воздействие на благосостояние нации в целом.
3. Каждый торговый барьер имеет свою административную (administrative) стоимость. Исходный анализ тарифа был бы неполным, если бы он не позволял оценить размер тех ресурсов, которые благодаря ему исключаются из хозяйственной системы, т.е. не могут быть использованы каким-либо другим способом.

Учреждение тарифа предполагает присутствие на границе таможенных служащих, требующих соответствующей зарплаты. Однако труд людей, занятых на таможне, мог быть применен и более производительно.

Поэтому часть средств, переходящих от потребителей государству, представляет собой общественные потери национальных ресурсов.
4. Протекционизм сдерживает научно-технический прогресс. Многие исследователи считают, что любая защита производителей снижает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований, которые позволили бы сократить издержки.

Этой точке зрения была противопоставлена другая, изложенная в трудах Шумпетора и Гэлбрейта: больший объем валовой прибыли, попадающей в распоряжение крупных фирм, представляет собой дополнительные финансовые ресурсы для осуществления научно-исследовательских работ и ускорения внедрения технологических нововведений.
5. Влияние тарифа на измерение объема импорта может недооцениваться. Оценка влияния тарифа зависит в конечном счете от размера сопутствующего ему сокращения объема импорта.

Однако эта последняя величина часто оказывается заниженной. Можно назвать несколько причин постоянной недооценки реакции импорта на изменение цен:
1) обычные статистические оценки эластичности импорта по цене являются, как правило, краткосрочными, которые ниже долгосрочных;
2) обычно эти показатели основываются на анализе крупных товарных групп, что приводит к недооценке ценовой чувствительности импорта отдельных специфических продуктов, обладающих высоким коэффициентом взаимозаменяемости;
3) процедура установления действительного уровня импортных цен часто оказывается некорректной, что опять-таки приводит к занижению ценовой (и тарифной) эластичности импорта;
4) сложность установления истинного значения эластичности связана с необходимостью одновременного учета различных факторов, что снова может повлечь за собой недооценку влияния тарифов и цен на объем импорта.
6. На валютный курс тариф может воздействовать таким образом, что совокупный ущерб от него снизится. Как уже отмечалось, исходный анализ не учитывает влияния тарифа на обменный курс между валютами торгующих стран.

Это связано с тем, что, во-первых, связь между обменным курсом и тарифом почти неуловима, а во-вторых, проблемы валютной и торговой политики имеет. смысл разграничить. Тем не менее совершенно очевидно, что связь между валютным курсом и тарифом существует.
Можно прикинуть размер снижения национального ущерба, вызванного подобной взаимосвязью тарифа и валютного курса. Оценка этой величины, предложенная Джорджио Басеви, показывает, что чистый эффект от тарифа снижается пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте.

Например, если 10%-ный тариф снизил цену иностранной валюты в долларах на 3%, то конечный ущерб от тарифа будет равен 70% от величины чистого ущерба, рассчитанного обычным способом.
Влияние, структурных издержек на чистый национальный ущерб от тарифа зависит прежде всего от того, вводится ли новый таможенный тариф или он упраздняется. Упразднение действовавшей прежде импортной пошлины, безусловно, приведет к увольнению рабочих из отраслей, конкурирующих с импортом.
При предпосылках, принятых в данной главе, импортный тариф, безусловно, снижает благосостояние нации. Потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство, в доход которых идут тарифные сборы.

Тариф перераспределяет доходы потребителей импортируемой продукции в пользу других общественных групп.
Обычные эмпирические оценки чистого национального ущер-ба дают положительную, но маленькую величину. Однако эти оценки нуждаются в ряде уточнений, которые эту величину чаще всего увеличивают.
Влияние тарифа на интересы производителей становится более ясным с введением понятия фактического уровня защитного тарифа, который является процентным показателем воздействия всей тарифной системы на удельную добавленную стоимость выпуска каждой отрасли. Здесь важно иметь в виду, что тариф, введенный в отношении продукции одной отрасли, оказывает влияние на целый ряд смежных производств. В то же время доходы отдельной отрасли оказываются под влиянием тарифов, действующих в других отраслях. Когда страна может влиять на уровень цен, по которым иностранные поставщики предлагают импортные товары, тариф может оказаться оптимальным с общенациональной точки зрения.

Национальная монопсонная власть здесь эквивалентна деформации цены, поскольку имеется расхождение между предельной стоимостью, по которой общество в целом может покупать импортный товар, и ценой, которую бы платил отдельный индивид в отсутствие тарифа. Оптимальная ставка тарифа равна величине, обратной эластичности импортных поставок.



Содержание раздела