d9e5a92d

Мировой рынок и международный обмен

- по отраслевой принадлежности : одноотраслевые (анахронизм) и диверсифицированные (имеющие интересы в 16-50 отраслях экономики), что очень важно в условиях деятельности антимонопольного законодательства, значительного усложнения и расширения потребительского рынка в условиях НТР.
Например: Агропромышленный концерн Феруцци (Италия) имеет 250 заводов по всему миру, 85 тысяч человек занятых. Оборот составляет 30 млрд, долларов США в год.
- Производство и сбыт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
- Базовая химия и новые прогрессивные материалы.
- Фармацевтическая промышленность.
- Строительство и обслуживание тепло- и гидроэлектростанций.
- Разведка и эксплуатация нефтяных месторождений.
- Строительство, инжениринг, производство строительных материалов.
- Страхование и финансовые услуги.
- Морские перевозки грузов.
- Издательское дело.
Контрольные вопросы
1. Опишите кратко основные преимущества продажи и покупки ценных бумаг.
2. Поясните механизм формирования и функционирования акционерных обществ.
3. Расскажите кратко о характерных чертах и особенностях деятельности холдинг-компаний.
4. Перечислите и дайте краткое описание преимуществ холдинг-компаний с точки зрения конкурентоспособности.
5. Опишите кратко цели образования концерна и назовите характерные их признаки.
7. Совместные предприятия, их сущность и организационные формы
Совместное предпринимательство - особая форма сотрудничества производителей товаров и услуг из различных стран. Сущность совместного предприятия состоит в объединении капиталов, принадлежащих лицам или предприятиям разного государственного подчинения, совместном управлении, в совместном несении рисков и убытков, а также в совместном участии в прибылях.

Совместное предприятие представляет собой организационное и правовое единство, и никакие другие виды экономического сотрудничества не приводят к установлению такого единства.
Можно выделить некоторые типичные комбинации взаимодействующих элементов, которые кладутся местными и иностранными партнерами в основу СП:
- научно-технические решения, плюс оборудование для их производственной реализации;
- право пользования природными ресурсами принимающей страны, плюс технология их эффективной переработки;
- производственные площади, рабочая сила, инфраструктура принимающего партнера, плюс инвестируемые технология сборки и комплектующие изделия для выпуска продукции;
- вторичные ресурсы, плюс оборудование для их утилизации;
- результаты маркетингового анализа, элементы владения местным рынком (реклама, торговая сеть, товарный знак и т.п.), плюс технология и финансирование, ресурсы для организации производства.
Указанные особенности совместного предпринимательства обусловливают взаимную заинтересованность сотрудничества местных и иностранных партнеров. Эффективность затрат партнеров, участвующих в СП, зависит от их практического участия в формировании предприятия и управлении его деятельностью. Общее управление процессом производства и реализации продукции создает преимущества как инвестору, так и принимающему участнику СП.

Инвестор при этом может предотвратить непредвиденное появление продукции, изготовленной на базе передаваемой им технологии, на освоенных им рынках. Местный партнер получает возможность более быстрого и эффективного освоения принимаемой технологии. СП в России создаются как самостоятельные юридические лица. Их участниками могут быть предприятия, объединения, организации, являющиеся юридическими лицами. В качестве иностранных партнеров могут выступить самостоятельные юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств.

Сферы создания СП не ограничены (исключая военные и идеологические). СП действуют на территории России на условиях самофинансирования и самоокупаемости.

Финансирование СП осуществляется только за счет их собственных и заемных средств. Начальные собственные средства формируются за счет вкладов партнеров в уставной фонд (УФ), куда могут быть' внесены материальные ценности, права пользования ресурсами, другие имущественные права (в т.ч. на использование изобретений); денежные средства. Оценка элементов УФ производится по договорным ценам и в валюте, выбранной партнерами.

Доли участников в УФ не регламентируются. СП имеет право на получение кредитов в рублях и в валюте. Персонал СП формируется в основном за счет российских граждан. Вопросы их найма, увольнения, оплаты труда в рублях решаются самим СП. Администрация СП обязана заключать коллективные договора с профсоюзной организацией, создаваемой на предприятии.

Вопросы режима и оплаты труда иностранных сотрудников установлены индивидуальными договорами предприятия с каждым из них. СП предоставлено право самостоятельно экспортировать изготовленную ими продукцию и импортировать товары, необходимые для их деятельности, с уплатой пошлины.
Прибыль СП облагается налогом в госбюджет России. Налог не взымается первые два года (для СП в Дальневосточном экономическом районе три года) с момента получения объявленной прибыли. В международной практике присутствуют различные юридические формы совместного предпринимательства, определяющие особенности организации СП и степень ответственности его участников по обязательствам предприятия.

Наиболее типичными являются: акционерные компании, общество с полной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью.
Как показывает мировой опыт, основными мотивами создания
СП являются: стремление распределить как можно равномернее риск в области новой технологии, внедриться на рынках, защищенных высокими таможенными барьерами; повышение капита-лоотдачи.
Контрольные вопросы
1. Поясните сущность совместного предпринимательства.
2. Назовите основные мотивы создания совместных предприятий?
3. Каковы основные юридические формы совместного предпринимательства?
8. Эффективность создания СП в России
Порядок создания и регламентация деятельности СП на территории России определяются разнообразными и порой противоречивыми законодательными актами и нормативами исполнительной власти. Среди них назовем Указ Президента РФ от 14.01.92г.

628 О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров, постановление правительства РФ от 14.06.92г. 396 О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд, Временное положение о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров от 22.06.92 г.
География расположения СП достаточно широка. Из общего числа СП, созданных на территории бывшего СССР, более половины размещено на территории России. Такое расположение СП объясняется наличием сравнительно развитой инфраструктуры и соответствующих кадров в экономических районах нашей страны.

Дополнительные налоговые льготы для СП в Дальневосточном экономическом районе, Санкт-Петербурге, а также в рамках совместного предпринимательства в свободных зонах, очевидно приведут к более сбалансированному размещению СП на территории РФ. В настоящее время более 25% СП вышло на внутренний и внешний рынок с готовой продукцией и услугами.
Экспорт СП носит ярко выраженный сырьевой характер. В общем объеме экспорта на долю сырьевых ресурсов приходится около 80%, в т.ч. лесоматериалы составляют около 12%. Что касается СП, действующих в лесном комплексе, то следует отметить ориентацию их на обрабатывающие производства. Размер уставного фонда на этих предприятиях колеблется от 150 млн. руб. до 1,5 млрд. руб. При создании СП оценка земли, природных ресурсов, леса, права пользования, которые засчитываются в счет вклада российских участников в уставной фонд СП, осуществляются по договоренности между участниками, исходя из принципа взаимной выгоды.

В качестве базы могут приниматься оценки, действующие как в России, так и в стране-партнере. При создании СП земля, вода, лес и другие природные ресурсы предоставляются во временное пользование за соответствующую плату.
Народнохозяйственный эффект создания СП формируется за счет привлечения в экономику страны передовой технологии и опыта управления производством, удовлетворения спроса на высококачественную продукцию и услуги, роста экспорта. Анализ эффективности формирования и деятельности проводится на стадии проработки предложения о создании предприятия в составе технико-экономического обоснования этого предложения, а также в процессе деятельности СП.
Основным критерием выбора варианта СП из совокупности предложений российских и зарубежных потенциальных партнеров является максимизация дисконтированного эффекта (Эн):
ЭН=МАХ.(ДН Зн)...-t=i j=i
Где Дн - поступления по у-му варианту в Ем году,
Зн - издержки поу'-му варианту в Ем году;
Т - расчетный период,
t - годы расчетного периода,
- коэффициент дисконтирования.
Если общая величина капитальных затрат запланирована в объеме К, то рассматриваются только варианты, соответствующие условию:
3j-K.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику географического размещения совместных предприятий.
2. Опишите кратко структуру экспорта совместных предприятий.
3. Поясните методический подход к определению эффективности создания и деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации. 9. Мировой рынок и международный обмен товарами и УСЛУГАМИ
Международная торговля существовала и в древности, уже при рабовладельческом способе производства. Однако мировой рынок, охватывающий все страны мира, образовался только в процессе развития капиталистического машинного производства и вызванного им широкого международного разделения труда. Необходимо различать мировой рынок и рынки отдельных стран. Мировой рынок имеет ряд отличительных особенностей. Движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими факторами, тогда как на мировой рынок товаров и услуг существенное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств.

Так, США постоянно отстаивают свои национальные интересы во всех сферах мирохозяйственных связей с помощью гибкой политики, но при использовании жестких принципов национальных приоритетов. Перед каждой страной встает вопрос как найти оптимальное соотношение между открытостью экономики и обеспечением национальной экономической безопасности.



Еще одной отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы цен - мировых цен. В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, материализованный в виде продуктов, но и мировой рынок услуг. Структура и направление торговли между отдельными странами складываются под влиянием изменения конкурентоспособности их товаров на мировом рынке.

Особенностью современного этапа является глобализация мирового хозяйства, неизбежным следствием которой является постепенное уменьшение роли национального регулирования, при одновременном усилении международных форм регулирования мирового рынка. Отсюда и растущая роль как всемирных организаций (ГАТТа, МВФ, международного банка развития и реконструкции и др.), так и региональных интеграционных экономических организаций (Европейское экономическое сообщество ЕЭС, Европейская ассоциация свободной торговли ЭАСТ, Азиатско-Тихоокеанский экономический совет и др.).

Деятельность этих организаций оказывает существенное влияние на мировую торговлю.
Сравнительно быстрый рост и устойчивость экономическихсвязей между странами с разным социально-экономическим строем привели к формированию определенных условий реализации товаров на мировом рынке.
Торгово-экономические отношения на мировом рынке строятся на основе закона стоимости и, следовательно, товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты труда в интернациональном масштабе. Это стимулирует производителей к снижению затрат труда и денежных средств.
Обмен по ценам, ориентирующимся на интернациональную стоимость, следует рассматривать как эквивалентный. Если в отдельной стране уровень издержек выше, чем интернациональный, она может терять на мировом рынке как продавец, но выигрывать как покупатель.

Таким образом действие закона стоимости обеспечивает взаимовыгодность отношений между странами.
Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществления совокупных технических приемов по подготовке, заключению и выполнению сделок. Понятие коммерческая операция шире понятия сделка, так как она предусматривает ряд предваряющих сделку технических приемов и ряд действий, завершающих ее.
Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями.

Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны.
В зависимости от объекта заключаемых сделок последние делятся на три основных типа: сделки купли-продажи товаров, сделки купли-продажи услуг и сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
Самым распространенным видом сделок типа купли-продажи товаров является обычная торговля между контрагентами разных государств, т.е. внешняя торговля, которая состоит из экспортных и импортных операций.
В таблице 9.1. отражена динамика структуры экспорта и импорта бывшего СССР за 1950-1990 гг.
В 1996 г. общий объем экспорта товаров Российской Федерации возрос на 69,5% в сравнении с 1992 г. и составил 65,6 млрд. Долл.

США.
Объем российского импорта товаров в 1996 г. сократился на 14,3% и составил 31,8 млрд. Долл. США. В результате сальдо внешней торговли за 1992-1996 гг. Возросло в 1,9 раза.

Однако подобный рост сальдо внешней торговли достигнут за счет сохраняющейся с времен существования СССР тенденции ухудшения структуры экспорта и импорта Российской Федерации..
Доля машин и оборудования в общем объеме экспорта России в страны вне СНГ снизилась с 8,9% в 1992 г. до 6,0 в 1994 г. (в 1996г. - 7,8%). Эта доля в 1996 г. в 2,1 раза ниже в сравнении с бывшим СССР 1990г.
Абсолютно преобладающую долю 146,9% в российском экспорте товаров вне стран СНГ занимают минеральные продукты (топливно-энергетические товары). В 1996 г. более одной четверти общего объема российского экспорта товаров занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них (таблица 9.2).
Динамика российского импорта товаров за 1992-1996 гг. В страны вне СНГ характеризуется резко возросшей долей продовольственных товаров, а также продукции химической промышленности (таблица 9.3).
Структура российского экспорта в страны СНГ также характеризуется преобладанием (53,6%) топливно-энергетических товаров (таблица 9.4).
В структуре импорта товаров из СНГ доминируют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, а также машины и оборудование (таблица 9.5).
Таким образом Россия экспортирует в основном относительно дешевые сырьевые товары, тогда как импортирует, главным образом, товары с высокой добавленной стоимостью. Сохранение подобной структуры чревато крайне нежелательными для России политическими и социально-экономическими последствиями.
В мировой практике принято под услугой понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.
Международная торговля услугами включает в себя транспортные услуги, операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машино-технической продукции туристические и социально-культурные услуги, инжиниринговые и консалтинговые услуги.
Транспортные услуги на мировом рынке товаров являются в большинстве случаев составной частью торговых сделок по купле-продаже товаров. По оценкам экспертов объем транспортных услуг в мире равен половине объема внешнеторговых сделок с продукцией различных отраслей. Существует разветвленная сеть транспортных фирм, специализирующихся на морских, речных, железнодорожных, автомобильных и авиаперевозках товаров и пассажиров.

Тенденции в этом секторе рынка услуг говорят о том, что он развивается динамично и темпы его роста остаются по-прежнему высокими.
Операции по техническому обслуживанию и обеспечению машино-технической продукции запасными частями представляют собой процесс, направленный на обеспечение надежной работы проданных за рубеж технических изделий.
Система технического обслуживания формируется до поставки продукции на конкретный рынок. Сюда входит создание сбытовой сети, пунктов технического обслуживания, выпуск каталогов запчастей, строительство складов запчастей и т.д.
В сфере обращения среди операций технического обслуживания выделяются предпродажный сервис и предпродажная доработка, т.е. доукомплектование экспортируемой продукции с учетом требований страны-импортера и адаптации к местным условиям.
В современном мире идет процесс расширения сферы туристических и социально-культурных услуг. Этот сектор мирового рынка услуг очень динамичен, а с переходом социалистических стран к открытым рыночным системам резко возрос объем реализации этих услуг. Туристы всех стран мира посещают большое количество курортов, пансионатов, туристических лагерей, городов и различных населенных пунктов. Часть из них интересуется спортивными объектами, туристическими маршрутами как таковыми. Однако значительная часть туристов посещает памятники старины, музеи и достопримечательности той или иной страны.

Для их обслуживания функционирует целая инфраструктура сервисного обеспечения транспортными услугами, жильем, питанием ит.д.



Содержание раздела