d9e5a92d

Базисная теория таможенного союза

Все же и в тех случаях, когда введение тарифов лучше, чем ничего, чаще всего оказывается, что можно найти более эффективные мероприятия экономической политики. Правило специфичности отдает предпочтение тем из них, которые ближе всего к источнику разлада личных и общественных интересов. Это правило обычно направлено против использования тарифов, поскольку они чаще всего лишь косвенно связаны с источником внутренних противоречий.

Таким образом, основные аргументы в пользу тарифа, такие, как защита молодых отраслей или соображения безопасности, не могут доказать преимущества тарифов по сравнению с другими мероприятиями экономической политики. Тарифы могут быть полностью оправданы только в том случае, когда страна бедна, а ее правительство настолько беспомощно, что тарифы являются жизненно важным источником средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности.
10.6. Другие виды торговой политики.
Существует, вероятно, 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. Современные государства используют многие из них.
Импортные квоты.
Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей.

В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.
Причины использования квот.
Государство может предпочесть импортные квоты тарифным ограничениям по нескольким причинам. Во-первых, такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат на импорт, когда иностранная конкуренция становится все более жесткой.

Если возросшая конкурентоспособность импортных товаров приведет к снижению их цен, то это лишь ускорит сокращение импортных платежей. В то же время тариф, напротив, в случае снижения цен может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортируемые товары эластичен.

Таким образом, введение тарифа усложняет процесс регулирования платежного баланса.
Квоты оказываются сравнительно предпочтительными и в том плане, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики, тогда как повышение ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями. В свою очередь нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квотирование импорта, поскольку добиться специальных лицензированных привилегий легче, чем введение тарифа, который служит источником государственного дохода.
Сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях свободной конкуренции.
При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, а при определенных обстоятельствах и вреднее для страны в целом, чем тариф. Для их сопоставления рассмотрим импортную квоту и эквивалентный тариф, т.е. тариф, обеспечивающий тот же объем поступающего в страну импорта.
Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом. Однако при соблюдении даже одного из нижеследующих условий она становится опасной:
1) если квота провоцирует монопольную власть;
2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.
Рассмотрим по порядку оба этих случая.
Сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях монополизации.
Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.
Квота может принести стране больший ущерб, чем тариф, и в том случае, если окажется причиной монопольного положения иностранных экспортеров. Подобная необычная ситуация возникла в результате соглашения о добровольном ограничении экспорта, навязанного Соединенными Штатами азиатским и другим иностранным импортерам с начала 60-х годов нашего века.
Способы распределения импортных лицензий.
Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. В случае бесплатного их обретения счастливец становится обладателем выигрыша, за счет потребительских потерь. Вот основные способы распределения импортных лицензий:
1. Аукцион на конкурентной основе.
2. Система явных предпочтений.
3. Распределение лицензий по .запретному методу (resourse-using application procedures).
Из всех трех перечисленных способов аукцион на конкурентной основе - самый дешевый и справедливый, тогда как третий способ, скорее всего, самый дорогой.
Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона на конкурентной основе. В условиях коррумпированности государственных властей на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес.

В этом случае обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.
Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот.
Последний из перечисляемых нами способов заключается в распределении импортных лицензий по затратному методу . В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе.

Базисная теория таможенного союза: расширение торговли с одними странами и ее свертывание с другими.

Утверждение, что создание таможенного союза (или зоны свободной торговли) может как повысить, так и понизить благосостояние, может показаться парадоксальным, поскольку упразднение барьеров между странами-участницами выглядит как явный шаг навстречу свободной торговле не такой уж примитивной теории субоптимальности. Изучая ситуацию с одним товаром, можно определить условия, при которых выигрыш от таможенного союза превышает убытки и наоборот. Выигрыш оказывается тем выше, чем а) эластичнее кривая импортного спроса, б) больше разница между издержками отечественного производства и издержками страны-партнера (т.е. между их кривыми предложения), в) меньше разница между издержками производства страны-партнера и издержками производства третьей страны (т.е. между их кривыми предложения).

Таким образом, наилучшие условия для увеличения объема торговли возникают при высокоэластичном импортном спросе и наличии в одной из стран-партнеров по таможенному союзу издержек производства, приближающихся к мировому уровню. И наоборот, наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу в случае неэластичного импортного спроса и высоких издержек производства во всех странах-партнерах.

Экспортные барьеры.

Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта. Интуиция подсказывает, что анализ экспортных барьеров должен представлять собой зеркальное отображение анализа импортных тарифов.

Так оно и есть.
Если экспортирующая страна обладает на мировом рынке монопольной властью, она может использовать экспортные пошлины в своих интересах. Подобно оптимальному тарифу в условиях монополии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптимальной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональна числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от поставляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера.

В основе политики налогообложения экспорта часто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.
Применительно к США проблема экспортных барьеров приобретает особый характер. Американская конституция запрещает налогообложение экспорта.

Таким образом, вопрос смещается в сторону экспортных квот, или количественного контроля.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины.

На практике в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования, чем налогообложение. С одной стороны, это выглядит несколько парадоксально, а с другой - чревато осложнениями международных экономических отношений. Курьезность ситуации состоит в том, что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения, не замечая, казалось бы, что субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. Кроме того, субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями.

Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как нечестную конкуренцию и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских компенсационных пошлин. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.

Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

Демпинг.

Следующее направление государственной торговой политики очень схоже с политикой субсидирования экспорта. И снова мы имеем дело с нестандартной ситуацией и парадоксальными результатами.
Демпинг - это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле чем на другом (обычно отечественном ). Разбойничьим демпингом (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели. Постоянный демпинг (persistent dumping) в соответствии с со своим названием продолжается неограниченное время.

Содействие проведению структурной перестройки.

Следствием усиления иностранной конкуренции (вне зависимости от того, связано ли оно со снижением уровня тарифов или нет) становятся издержки, связанные с изменением структуры производства (displacement costs). Эти издержки вполне реальны и измеримы, несмотря на то, что традиционный анализ создает впечатление, будто рабочие места или инвестиции, пострадавшие от иностранной конкуренции, без труда найдут себе не менее прибыльное применение в другой области.



Как уже отмечалось, в некоторых случаях эти издержки могут превзойти выигрыш от либерализации торговли, делая нецелесообразным снижением уровня тарифа на какой-то товар.
Дилемма социального страхования возникает как при осуществлении торговой политики содействия структурной перестройке, так и при предоставлении пособий в связи со стихийными бедствиями (т.е. оказание помощи жертвам наводнения вместо предупреждения заселения низинных территорий), проведении политики поддержания фермеров и программ улучшения социального обеспечения.

Государство на внешнем рынке.

В роли покупателя и продавца на мировом рынке может выступать само государство, которое способно воздействовать на международную торговлю методами, недоступными частным фирмам. В отношении покупок для собственных нужд государство не руководствуется никакими нормами.

На этот счет не существует международных правил или стандартов.
Таким образом, будь то домашнее хозяйство, фирма или государственный сектор, правило хозяйствования для них остается одним и тем же: покупать следует на самом дешевом рынке, а продавать - на самом дорогом.

Основные выводы.

Воздействие импортных ограничений на уровень благосостояния выявляется при рассмотрении таможенных союзов. Как во всякой субоптимальной ситуации, не все шаги по либерализации торговли улучшают благосостояние. Замена единого тарифа беспошлинным импортом из стран-участниц таможенного союза может как повысить, так и понизить уровень благосостояния. Таможенный союз повышает благосостояние в той мере, в какой он расширяет торговлю, а снижает его в результате переключения торговли с менее дорогостоящей на более дорогостоящую продукцию.

Конечный результат зависит от эластичности спроса, а также дифференциации издержек производства между членами союза и третьими странами. Экспортные барьеры представляют собой зеркальное отображение импортных.

Потери производителей экспортной продукции от экспортных пошлин превосходят выигрыш потребителей и доходы государства от импортных сборов. В результате, если мировые цены на экспорт данной продукции неизменны, страна терпит чистые издержки.

Однако, если страна оказывает монопольное влияние на мировые цены, она может оказаться в чистом выигрыше, точно так же как страна с мо-нопсонным влиянием достигает его с помощью импортных пошлин.
Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, широкое распространение имеют экспортные субсидии. Вызывая излишний рост торговли, они приносят вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убытки стране, их учреждающей, но в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии.
Тот факт, что развитие международной торговой конкуренции вытесняет производителей конкурирующей с импортом продукции и снижает занятость, может быть аргументом в пользу содействия структурной перестройке, или поддержания доходов, в период, пока фирмы переориентируются, а рабочие переквалифицируются. Если издержки структурной перестройки, связанные со снятием торговых барьеров, меньше, чем выигрыш в эффективности, содействие структурной перестройке предпочтительнее, чем ограничение конкурирующего импорта с помощью торговых барьеров.

Из-за наличия таких издержек рекомендуется снимать торговые барьеры постепенно.

Торговая политика и развивающиеся страны. В чем специфика внешней торговли для развивающихся стран?

Главный вопрос, требующий ответа, заключается не в том, почему беднейшие страны продолжают отставать в развитии от высокоразвитых, а в том, почему большая часть африканского региона южнее Сахары не только занимает последнее место по темпам роста после Китая, Индии и других бедных стран, но становится беднее по абсолютным показателям. Только отчасти это можно объяснить нефтяными шоками и засухой.
Сравнительное преимущество развивающихся стран, традиционно связанное с производством сырья, неустойчиво и быстро теряется.
Требования развивающихся стран, ныне институционализировавшиеся в ЮНКТАД и проявившиеся в призыве к новому экономическому порядку, принимают множество форм. Мы не будем рассматривать здесь проблему прямой иностранной помощи, которая не требует глубокого анализа, или вопросы, касающиеся введения новых правил регулирования деятельности международных корпораций, к которым обратимся позже в этой главе.

Вместо этого мы сделаем упор на рассмотрении трех главных пунктов в платформе ЮНКТАД по вопросам международной торговли: картели в целях ограничения торговли сырьем, буферные запасы для стабилизации цен на сырье и сокращение преференциальных тарифов в целях стимулирования экспорта готовой продукции развивающимися странами.

Стабилизация товарных цен.

Существенной проблемой стабилизации цен с помощью буферного запаса является правильное прогнозирование долгосрочной тенденции и мобилизации достаточного объема ресурсов для поддержания цен на уровне тренда. Если договаривающиеся стороны недооценят долгосрочный темп роста цен, они, вероятно, рано или поздно исчерпают свои запасы.

После этого цены будут продолжать расти и в целом повысятся в большей степени, чем если бы контролирующий орган осуществлял продажу из своих запасов более медленным темпом и позволил ценам расти быстрее в начальном периоде. Если будет переоценена положительная тенденция в движении цен, то контролирующий орган обнаружит, что его растущие запасы быстро обесцениваются. Как только участники соглашения сдадутся, прекратят операции по стабилизации и распродадут запасы, чтобы покрыть потери, цены начнут падать быстрее и в целом снизятся в большей степени, чем если бы контролирующий орган накапливал запасы медленнее, меньше сдерживая снижение цен.

Но какой бы ни была ошибка в прогнозе, ее конечным результатом будет большая нестабильность цен и финансовые потери контролирующего органа.
Общие закономерности можно сформулировать следующим образом:
1) мир в целом получил бы выгоду от программ стабилизации цен, если бы они идеально работали;
2) если неустойчивость цен вызывается колебаниями спроса (это характерно, например, для рынков металлов), то стабилизация цен может вести к повышению доли стран-импортеров в общем риске. Хотя в долгосрочном плане должна принести им выигрыш за счет экспортеров;
3) если на движение цен доминирующее влияние оказывает предложение товара (например, на рынке кофе), стабилизация цен может вести к увеличению доли стран-экспортеров в общем риске, хотя в долгосрочном плане должна принести им выгоду за счет импортеров.

Объяснение закономерностей протекционистской политики на примере США и Канады.

Имея детальную информацию об изменении уровня протекционистской защиты по отраслям, можно проверить много различных теорий. Рассмотрим пять пересекающихся теорий и прогнозы, которые они дают относительно последствий протекционистской политики.
1. Теория ущерба от импорта (import damage), или сравнительно неблагоприятных условий, подчеркивает общепринятое положение, что протекционизм тем сильнее, чем больше ущерба внутреннему производству наносит конкуренция импорта.
2. Следующая по популярности и важности теория - это теория группы, объединенной общим интересом (interest group). Она использует доводы, которые мы уже рассматривали, а именно: факторы, вынуждающие производителей к созданию лоббистской организации и ослабляющие сопротивление противоположной стороны, должны вести к усилению протекционистской политики.

Согласно этой теории, некоторые характеристики отрасли могут отражать влияние хорошо организованного меньшинства. Она подтверждает положение теории ущерба от импорта ( в соответствии с которой, чем выше темп роста производства, тем ниже уровень протекционистской защиты), но дает ему иное объяснение.
3. Теория счетной машины (adding machine), т.е. суммирования голосов избирателей. В противоположность теории группы в ее основе лежит тезис о превалирующей роли в политике интересов большинства.
4. Теория промежуточного торга (international bargaining) утверждает, что для отраслей, страдающих от притока импорта, выгоднее, если их иностранные конкуренты не имеют сильной политической опоры в импортирующей стране, способной влиять на курс торговой политики.
5. Наконец, теория статус-кво (status quo) близка к теории группы, объединенной общим интересом. Как уже отмечалось, лоббизм требует крупных затрат, на которые не всегда охотно идут предприниматели, поэтому нередко исторически сложившийся уровень защиты отрасли предопределяет его текущий уровень.

Новое толкование истории торговых барьеров.

1. Когда группы, заинтересованные в экспорте, имеют лоббистскую организацию, государственная политика в большей мере ориентируется на свободную торговлю. Джон Стюарт Милль однажды заметил: Доброе дело редко увенчивается триумфом, если с ним не связаны чьи-либо интересы.
2. Политика в большей мере ориентирована на свободную торговлю в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для важных отраслей. Если импорт не вступает в конкурентную борьбу с внутренним производством, политические силы страны легче приходят к общему мнению, что импортные товары должны обходиться покупателю как можно дешевле.

Протекционизм неубедителен, когда нечего защищать.
Контрольные вопросы
1. Дайте определения торговой политики.
2. Перечислите и дайте описание основных международных соглашений в области торговой политики.
3. Опишите основные средства торговой политики.
4. Перечислите и дайте описание основных видов торговых ограничений.
5. Оцените основные преимущества и недостатки либерализации внешней торговли.
6. Поясните суть действующих методов измерения национальных потеръ от внешнеторговых тарифов.
7. Опишите основные направления совершенствования методов измерения тарифного эффекта.
8. Дайте описание других инструментов торговой политики (таких как импортные квоты, экспортные барьеры, компенсационные пошлины и др.).
9. В чем специфика внешней торговли для развивающихся стран?
10. Объясните закономерности протекционистской политики на примере развитых стран мира.
11. Теоретические основы экономической эффективности ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
11.1. Основные положения теории экономической ЭФФЕКТИВНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ обмене
Все виды международного сотрудничества: специализация, кооперирование производства, совместное предпринимательство, связаны с внешнеторговыми поставками, так как в условиях существования суверенных государств перемещение товарных масс из страны в страну не может осуществляться в каких-либо других формах. В связи с этим, вопросы экономической эффективности внешнеэкономической деятельности тесно связаны с внешнеторговым обменом.
Экономическая эффективность развития внешнеэкономических связей для любой страны основывается на том, что внутренние затраты на производство экспортных товаров, как правило, ниже внутренних затрат на возможное собственное производство товаров, которые данная страна имеет возможность закупить на вырученную от экспорта валюту. Такое соотношение затрат определяется различием структуры производства и уровнем затрат в отдельных странах.
Международная торговля осуществляется по ценам мировых рынков, которые складываются под влиянием среднемировых общественно-необходимых затрат на производство товаров. Уровень национальной стоимости товара, как правило, отклоняется от общественно-необходимых затрат в ту или иную сторону.

Это отклонение в позитивную сторону и служит стимулом для осуществления внешнеторговых обменов.
При определении эффективности внешней торговли возникает необходимость использования принципа сравнительных издержек, который был сформулирован еще Д. Рикардо и базируется на получении дохода при использовании природных различий между странами в производстве аналогичных товаров. При этом, внешняя торговля эффективна для всех участвующих в ней странах. В этом состоит суть взаимовыгодного обмена.

Различия в уровне развития стран приводят к различному эффекту для разных стран, однако не в силу неэквивалентности обмена, а в силу внутренних факторов, например низких издержек производства.
Международное разделение труда призвано обеспечить наиболее эффективное использование всех производственных ресурсов как в каждом национальном хозяйстве, так и в масштабах всего мирового хозяйства. Тем самым оно способствует наиболее полному удовлетворению возрастающих потребностей всех народов и тем самым - решению глобальных мировых проблем.
Усиливающиеся в настоящее время интеграционные процессы повышают роль интернациональных факторов повышения производительности общественного труда, к числу которых относятся:
- поступления из других стран мира машин, оборудования, материалов, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства;
- использование помощи других стран в проектировании и строительстве предприятий, подготовке и переподготовке кадров;
- ускорение научно-технического прогресса за счет внедрения передового производственного опыта, ноу-хау, лицензий из других стран, а также результатов совместных научных исследований.
В основе эффективности производства в целом и внешнеторгового обмена в частности лежат национальные производственные факторы. Величина экономического эффекта зависит от изменений в условиях производства (снижение его издержек), а внешняя торговля обеспечивает эти условия.

Таким образом, прямой эффект от внешней торговли для каждой отдельной страны определяется факторами внутреннего порядка. Однако эффективность внешнеторгового обмена определяется также и другими факторами, такими как: средний доход покупателей, размером рынка, ценой и полезностью других товаров-заменителей, что подтверждается законом равновесия спроса и предложения.



Содержание раздела