d9e5a92d

Анализ отечественных методов

При постоянной доходности все виды затрат увеличиваются в одинаковых пропорциях. С помощью принципа возрастающей доходности объясняется, почему те или иные продукты, потребляемые покупателями, производятся конкретными фирмами.
Таковы основные принципы определения эффективности обмена в целом и международного обмена в частности. Они позволяют расширить традиционные подходы к эффективности международного обмена, базирующиеся, преимущественно, на теории трудовой стоимости.
11.2. Анализ отечественных методов оценки эффективности ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить два аспекта: теоретический и методологический в подходах к методам оценки эффективности внешней торговли. Одни экономисты считают, что такие методы должны учитывать лишь прямой эффект, т.е. непосредственную выгоду, которую получает страна от взаимодействия производственных факторов при обмене товарами с другими странами.

Другие исходят из необходимости учитывать наряду с прямым и косвенный эффект, т.е. эффект, обусловленный влиянием интернациональных факторов. Это приводит к использованию разных принципов на которых строятся методы расчета экономического эффекта, получаемого страной от международного разделения труда.

Различие этих двух подходов практически сводится к тому, отражает ли тот или иной метод народнохозяйственный или ведомственный (отраслевой) подход к решению поставленной задачи: какой круг факторов следует учитывать при определении экономической эффективности.
С точки зрения полноты отражения сущности экономической эффективности внешней торговли можно выделить следующие три группы методов. Первая группа относится к методам определения бюджетной эффективности или ее разновидностей. Сущность данных методов состоит в сравнении стоимости экспортной продукции, выраженной в действующих ценах, в результате экспорта в виде получения валютных средств; для импорта - в сравнении валютных затрат и стоимости импортных товаров в действующих ценах данной страны. Последнюю величину авторы этой группы методов рассматривали как доход государства.

С помощью таких методов в основном решались задачи определения эффективности внешнеторговых операций на уровне внешнеторговых объединений с целью определения направлений совершенствования структуры внешней торговли с точки зрения повышения валютных доходов. Такая группа методов была определена в условиях общегосударственной формы собственности и монополии государства на внешнюю торговлю.
Вторая группа методов основана на учете производственных факторов и по своему характеру ближе к методам, отражающим народнохозяйственный подход. Эти методы основаны на учете внутренних факторов, связанных с затратами на производство экспортной продукции и сэкономленными затратами в результате отказа от собственного производства импортируемых товаров.

В этом случае валютная выручка (расходы при экспорте не являются прямым показателем, а выступают как промежуточное звено). Подобные методы пригодны для решения конкретных задач планового года, когда уже существуют определенные экономические ограничители (в условиях командно-административной системы управления имеющих директивный характер). Расчеты в этом случае сводились к определению эффекта внешней торговли при заданной товарной структуре.

Именно эта группа методов получила наиболее широкое распространение.
В третью группу методов включаются методы, отражающие широкий народнохозяйственный подход и учитывающие экономию общественного труда на всех стадиях экономического оборота, под влиянием как национальных, так и интернациональных факторов. Такой подход к определению экономической эффективности необходим при принятии перспективных внешнеторговых решений и опять же возможен лишь на уровне государства.

Большинство авторов, придерживающихся этой группы методов, народнохозяйственный эффект связывали не только с экономическими, но и с политическими аспектами (особенно при рассмотрении вопросов сотрудничества между бывшими социалистическими странами). В этой связи многие конкретные факторы (не говоря уже о их множественности) не удавалось выразить в количественных показателях.

Вместе с тем, такой широкий народнохозяйственный подход, освобожденный от идеологической окраски, вполне оправдан и целесообразен при выборе перспективных форм внешнеэкономических связей на уровне государства. Комплексный анализ таких расчетов на основе определения величины экономии затрат труда и рассмотрения целого ряда сопутствующих факторов позволит сделать обоснованные выводы.

Хотя большинство экономистов и придерживается такой позиции, в то же время некоторые из них нередко подменяют задачу определения экономической эффективности экспорта (импорта) товаров задачей балансирования денежных доходов и расходов населения и т.п.
В количественном отношении эффективность вообще выражается через соотношение затрат и результатов. В практических расчетах, осуществляемых нашей страной в области определения экономической эффективности внешней торговли, использовались действующие цены и расчетные экономические показатели, в первую очередь - приведенные затраты.

Среди экономистов велась длительная дискуссия по поводу того, какой из этих способов оценки в наибольшей мере с теоретических и с методологических точек зрения предпочтителен.
Суть первой точки зрения в том, что нельзя вести расчеты эффективности экономических мероприятий на базе каких-либо условно-расчетных показателей, в частности приведенных затрат, в отрыве от реально действующих цен, т.е. от реального экономического оборота. Такие расчеты не будут соответствовать экономическим интересам министерств и ведомств.

В качестве положительного момента использования показателя приведенных затрат многие экономисты отмечали, то, что он дает более четкое представление о капиталоемкости продукции.
Другая точка зрения основывается на том, что оптовые внутренние цены выполняли в бывшем СССР ряд важных функций в том числе и перераспределительную. Поэтому с их помощью не всегда возможно точно отразить действительную народнохозяйственную эффективность, учитываемую в числе факторов, и капиталоемкость производства продукции.
В связи с тем, что расчеты экономической эффективности внешнеэкономических связей как на основе действующих цен, так и на основе приведенных затрат имели свои преимущества и недостатки, ряд экономистов предлагали их параллельное использования.
Предлагались и методы корректировки действующих оптовых цен с целью устранения их искажающего влияния на результаты расчетов, что нашло практическое отражение в принятых в 1973 г. Методических указаниях для расчета экономической эффективности специализации и кооперации производства со странами-членами СЭВ.
В принятой в 1980 г. методике определения экономической эффективности внешнеэкономических связей СССР были выделены как показатели бюджетной, так и народнохозяйственной эффективности. При этом в каждой из трех групп показателей (по экспорту, импорту и внешней торговле в целом) предусмотрены показатели эффективности (отношение результата к затратам) и показатели абсолютного экономического эффекта от внешнеэкономических связей.

В 80-е годы в действующие методики по определению экономической эффективности, в частности внешней торговли, были внесены дополнительные показатели, отражающие величину социального эффекта.
Отмечая значительный вклад отечественной науки в разработку методов оценки эффективности различных форм внешнеэкономических связей, особенно в течение 70-х и первой половины 80-х годов, следует, однако, признать их нацеленность в практическом плане на конкретные условия таких связей в рамках бывшего СССР в условиях государственной монополии внешней торговли и господства государственной формы собственности, в результате чего из объекта анализа выпало основное звено в осуществлении внешнеэкономических связей - предприятие. Расчеты, базирующиеся в основном на теории трудовой стоимости, практически замыкались на общегосударственном и отраслевом уровнях.

В последнем случае основное внимание отводилось внешнеторговым объединениям. Понятно, что в упомянутых условиях недостаточно внимания уделялось изучению особенностей рыночных отношений на внешних рынках и маркетинговым исследованиям внутри страны.

Наконец, большинство опубликованных работ по данной проблематике рассматривали многие вопросы сквозь призму социалистической идеологии.
Принятые в ходе осуществления экономических преобразований в конце 80-х - начале 90-х годов важные правительственные документы во многом способствовали либерализации внешнеэкономических связей в РФ, вовлечению нашей страны в мировую экономику. Однако, отсутствие до сих пор научно обоснованных методик по расчету экономической эффективности различных форм внешнеэкономических связей на уровне предприятий, являющимся непосредственными их участниками в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке, наносит экономике страны значительный ущерб.
11.3. Анализ зарубежных методов оценки эффективности МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРООБМЕНА.
Столкновение интересов фирм разных стран за получение прибыли принимает особенно острые формы в сфере международного товарообмена. Здесь проявляется воздействие множества факторов, прямо или косвенно содействующих вывозу и реализации товарной продукции фирмами различных стран на мировом рынке. Происходит соперничество фирм, которое выливается в их конкуренцию за сбыт товаров с наибольшей выгодой для себя.

В жесткой конкурентной борьбе большую роль играют величины потребительской и меновой стоимости конкурентных товаров, а также условия их реализации.
Анализ зарубежных методов оценки эффективности международного товарообмена позволили выделить следующие специфические особенности:
1. Международная торговля зарубежных фирм осуществляется на основе использования рыночных отношений и международного маркетинга.
2. В условиях господства частной собственности основное внимание уделяется методам оценки эффективности внешней торговли на уровне фирм.
3. Методы оценки эффективности международного товарообмена тесно связаны с методами анализа и оценки уровня конкурентноспособности фирм.
Необходимо отметить, что как в зарубежной науке, так и в практике нет однозначного и общепринятого понимания конкурентоспособности. Обычно, под конкурентоспособностью товара понимают совокупность факторов, обеспечивающих ему преимущество на рынке, содействующих его успешному сбыту в условиях конкурентной борьбы.


Среди зарубежных ученых большинство придерживается определению конкурентоспособности товара как характеристике, в которой отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной общественной полезности, так и по затратам на ее удовлетворение. Так как в товаре его потребительские свойства неотделимы от его стоимостных характеристик, то и величина конкурентоспособности товара зависит от оценки потребительских свойств и от стоимости товара.

Наличие потребительских свойств обуславливает эффективность потребления товара и величину полезного эффекта от его появления на рынке.
Соотношение показателя цены к полезному эффекту товара с аналогичными показателями других товаров дает представление об уровне его конкурентоспособности.
В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары на внешний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая величины издержек на производство и реализацию товара. При вступлении на новый для себя рынок, при принятии решения о расширении производства или о его сокращении, при осуществлении инвестиций в целях модернизации технологии и оборудования или обновления ассортимента выпускаемой продукции требуется уже оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара.
Следует отметить значительное разнообразие авторских позиций по оценке конкурентоспособности фирмы-производителя. Это объясняется, с одной стороны тем, что в качестве производителя товара рассматривается отдельное предприятие, фирма, отрасль или экономика страны в целом, а с другой стороны - масштабом изучения производителей: национальный, региональный, мировой.
В основе большинства подходов к оценке конкурентоспособности на отраслевом уровне лежит классическая теория международного разделения труда. В соответствии с законом сравнительных издержек страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые обходятся дешевле и импорте тех товаров, которые значительно дешевле в других странах и дороже на внутреннем рынке страны.
Соответственно размещение производства между странами должно следовать закону сравнительных издержек - каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее издержки более низкие, хотя по абсолютной величине она может быть иногда и несколько больше, чем у конкурентов. Обладание страной преимуществами, позволяющими обеспечить относительно более низкие издержки производства в какой-либо отрасли, является предпосылкой для завоевания данной отраслью сильных рыночных позиций, т.е. для уровня ее конкурентоспособности.
Кроме того, страна может обладать сравнительными преимуществами не только в существующих отраслях, но и в новых для себя сферах производства, если им будет положено начало. Сталкиваясь с иностранной конкуренцией, такие отрасли часто оказываются не в силах самостоятельно преодолеть трудности периода становления.

Однако, если обеспечить их развитие на первоначальном этапе путем введения протекционистских таможенных пошлин, то новые производства, со временем, могут стать конкурентоспособными.
Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, а поэтому зарубежными учеными предложены несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых служит метод, построенный на следующем предположении: чем ниже издержки производства в данной отрасли, тем большими преимуществами обладают предприятия этой отрасли по отношению к конкурентам.
Исходя из методологии сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности отдельной фирмы-экспортера в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только отдельной фирмы, но и всей отрасли.
Методологическая незавершенность имеющихся подходов явилась предпосылкой для разработки в рамках теории сравнительных издержек (преимуществ) иных способов решения проблем. В частности, рассматривается конечный результат взаимодействия с рынком в плане достижения последним каких-либо целей: определенного объема прибыли, рентабельности, уровня продаж, доли на рынке и т.п.

И если какие-либо результаты, принимаемые за критерий конкурентоспособности, достигаются, то из этого следует, что рассматриваемый производитель обладает в той или иной степени конкурентоспособностью.
Самостоятельное направление исследований зарубежных ученых составляют методы оценки конкурентоспособности производителя, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А.Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства и изменения своей доли на рынке.
В условиях равновесия, по Стиглеру, производители, при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товаров при неизменном характере спроса и уровне развития техники и технологий на данном рынке, каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирм данной отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства и, следовательно у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том числе когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума издержек. Критерием же эффективности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов производительностью.
Такой подход применялся в 80-е годы Комитетом по изучению экономического положения и проблем развития СССР. Эксперты проводили сопоставление стоимости факторов производства и их производительности по различным странам.

В качестве показателей стоимости факторов производства использовались процентные ставки по банковским кредитам, относительная стоимость закупаемого оборудования (индексы цен), относительные ставки заработной платы. Преимущественным положением обладали те отрасли (страны), где показатели относительной стоимости факторов производства оказывались ниже, чем у конкурентов.
Методы оценки эффективности (конкурентоспособности) фирм-производителей на основе теории равновесия и факторов производства, хотя используются в отношении отдельных фирм, все же имеют существенные ограничения в своем применении.
Во-первых, теория равновесия производителя была разработана для исследования процессов развития отрасли в условиях совершенной конкуренции. Во-вторых; данный метод строится на основе теории, которая предполагает, что отрасли в результате своего развития должны прийти к состоянию равновесия.

Но такое состояние практически не наблюдается что связано с влиянием научно-технического прогресса, под воздействием которого изменяется спрос, уровень развития техники и условия производства. Вследствие этого, для конкретного экспортера метод оценки эффективности, исходя из теории равновесия, оказывается трудноприемлемым.
Отдельную группу составляют методы определения конкурентоспособности, построенные из предположения о том, что чем прочнее позиция отдельных фирм, составляющих данную отрасль, тем более конкурентоспособна вся отрасль. В основе теории эффективной конкуренции находится разработка критерия для признания имеющегося в отрасли уровня конкуренции, достаточным для поддержания высокой эффективности хозяйственной деятельности.

Основным инструментом анализа конкурентоспособности становится сопоставление положения компаний, входящих в отрасль с конкурирующими фирмами на базе показателей, которые применяются в отношении отдельной фирмы.
В рамках этой теории существуют два основных подхода к определению критерия эффективной конкуренции: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана, исходя из уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих в отрасль компаний.

К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организацииэффективного производства.
Теория международного маркетинга позволяет изучить влияние внешних условий, помимо внутренних факторов, на конкурентоспособность фирмы. Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности: потенциал рынка (возможная емкость); легкость проникновения на рынок; вид товара; наличие входных барьеров (необходимость инвестиций; государственное регулирование); однородность рынка: структура отрасли или конкурентные позиции фирм; степень вовлеченности фирм в данную отрасль; возможность технологических инноваций: экономия на масштабе; диверсификация фирм.
Вторым методом определения критерия эффективной конкуренции служит функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки цены; загрузка производственных мощностей; объемы выпуска продукции; норма прибыли, и др.

Данный метод позволяет в определенных пределах делать выводы относительно эффективности и всей отрасли. Примером определения конкурентоспособности отрасли может служить деятельность известной консультационной американской фирмы Дан энд Врэдстрит, которая рассчитывает на основании показателей рыночной деятельности обобщенные данные по отрасли в целом.

В таком случае предметом анализа выступают три основные группы показателей.
В первую группу показателей включают те, которые отражают эффективность производственно-сбытовой деятельности фирм - отношение чистой прибыли к объему продаж:
- отношение чистой прибыли к стоимости материальных активов;
- отношение чистой прибыли к оборотному капиталу.
Во вторую группу показателей входят:
- отношение объема продаж к стоимости материальных активов;
- отношение объема продаж к оборотному капиталу;
- отношение объема продаж к стоимости материальнопроизводственных запасов;
- отношение основного капитала к стоимости материальных активов;
- отношение материально-производственных запасов к оборотному капиталу.
Показатели этой группы характеризуют состояние производственной сферы деятельности - в основном интенсивность использования основного и оборотного капитала.
Третью группу составляют показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятий:
- отношение оборотного капитала к текущему долгу (погашаемому в течение 1 года.);
- период оплаты текущих счетов;
- отношение текущего долга к стоимости материальных активов;
- отношение общего долга к стоимости материальных активов;
- отношение текущего долга к стоимости материальнопроизводственных запасов;
- отношение долгосрочных обязательств к оборотному капиталу.
Источником информации для расчета перечисленных показателей является баланс финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
Функциональный метод позволяет оценить конкурентоспособность и отдельных предприятий, являющихся составными частями крупных фирм. В этом случае дополнительно использует такие показатели, относящиеся к компании в целом:
- производительность труда, рассчитанная как отношение добавленной стоимости к общему числу занятых на предприятии;
- рентабельность капитальных вложений;
- норма прибыли.
Сопоставление вышеперечисленных показателей характеризует степень конкурентоспособности фирмы в целом и ее отдельных предприятий. Как правило, в достаточно крупных и диверсифицированных компаниях их структурные подразделения могут существенно различаться по эффективности отдельных видов деятельности.
Методы определения эффективности и конкурентоспособности производителя (предприятия, фирмы, отрасли), основанные на теории эффективной конкуренции, получили широкое распространение в США и большинстве стран Западной Европы. Они могут быть рекомендованы и отечественным предприятиям-экс-портерам.
В следующую группу выделяются подходы к оценке конкурентоспособности производителя, которые связывают ее с показателя качества продукции. Субъективную оценку качества дают потребители, исходя из собственных требований, предъявляемых к товару. Более взвешенная оценка - учет мнения большого круга потребителей данного товара.

Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товара, рассматриваемого производителя с аналогичным товаром фирмы-конкурента. Сравнение чаще всего осуществляется на основании сопоставления ряда параметров товаров-конкурентов, отражающих потребительские свойства товаров.
Оценка конкурентноспособности производителя по качеству продукции осуществляется методом профилей. Он базируется на основных положениях теории маркетинга и используется консалтинговыми фирмами Западной Европы.

Выявляются различные критерии удовлетворения запросов потребителей применительно к какому-либо продукту, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах того круга характеристик, которые в состоянии заменить и оценить потребитель, проводится сравнение технико-экономических данных и продукта с другими конкурирующими продуктами. Эта процедура осуществляется в три этапа.
На первом этапе устанавливается, на каком рынке (рынках) реализуется данный продукт и каковы требования рынков. Для каждого рынка устанавливается, насколько удовлетворяются его требования конкурирующими на наем товарами в сравнении с идеальным продуктом, который хотел бы иметь потребитель.

Информация на данном этапе поступает в результате опроса репрезентативных групп потребителей из разных слоев общества. На втором этапе решается вопрос: каким должен быть продукт, чтобы его можно реализовать с максимальной рентабельностью?

На третьем этапе анализируется работа сбытового подразделения конкурентов с целью измерения продолжительности эффективного сбыта и изучения возможностей его продолжения.



Содержание раздела