d9e5a92d

Грицкевич Д. - Процессуальная психология

Небольшое предисловие: когда я начинал писать эту статью, все было просто. Есть некий набор основных понятий и принципов, которые при желании всегда можно объяснить путем их логически-последовательного изложения.

Таким образом был написан первый вариант статьи. И только когда она была закончена, мне вдруг стало ясно, что линейный и последовательно выдержанный текст ни в коей мере не способен передать нелинейный, непоследовательный и порой очень даже нелогичный дух процессуальной психологии. Она учит нас давать дорогу спонтанным силам природы, где все подчиняется своим, подчас непонятным для нас, законам.

Поэтому я решил дать волю изменению, трансформации, взаимоперетеканию мыслей жизни мыслей - о процессуальной работе и представить этот поток в качестве статьи. В результате в тексте неизбежны повторения, возвращения к уже сказанному на новых уровнях, некоторая непоследовательность и ответвления. Этот текст представляет собой не нечто цельное, а дискретные размышления на основные темы, имеющие касательство к процессуальной работе, которые, между тем, имеют общие точки соприкосновения.

Все цитаты принадлежат Арни Минделлу.
****
Процессуальная психология, как и любое другое направление психотерапии, имеет свой понятийный аппарат, свои термины и свой взгляд на происходящее. Но, когда пытаешься заглянуть за все эти понятия, обнаруживаешь одну интересную штуку: на самом деле там нет терапии как таковой! Все, с чем там оперируют, вырастает непосредственно из жизни, и не существует разделения на жизнь и терапию как некую надстройку над ней.

Собственно говоря, процессуальная терапия в ее правильном понимании это и есть жизнь, и все, чему она учит так это максимально полному переживанию жизни.
Помнится, в ЭСТе Вернера Эрхарда первое, чего требовали от пришедших на тренинг отказаться от концепций, желаний, мыслей, идей по поводу происходящего и начать просто воспринимать, переживать то, что приходит в данный момент. Арни Минделл призывает нас делать то же самое. Не только сам клиент не знает, что произойдет, но и терапевт тоже.

Более того, терапевт не должен знать, что произойдет и что нужно делать.
****
Одно из основных понятий в работе процесс. Процесс в его строгом определении это течение информации для воспринимающего ее. Это поток сигналов и изменения в этом потоке. Собственно, сами изменения и есть процесс.

А теперь задумаемся: не есть ли это одновременно и определение жизни (при всей скидке на то, что жизнь ускользает от наших определений)? Если верить тому же ЭСТу, жизнь это то, что ты переживаешь. А что такое переживание?

Кроме всего прочего, это постоянное восприятие информации, приходящей к нам через разные каналы.
На практике мы чаще всего сталкиваемся со следующими каналами: визуальным, аудиальным, кинестетическим (внутрителесные ощущения), двигательным, каналом взаимоотношений (когда мы переживаем процесс взаимоотношения с кем-либо) и мировым каналом (когда мы воспринимаем наш процесс как часть процесса, происходящего в окружающем мире). За пределами каналов для нас мрак и пустота. Даже такие привычные феномены, к которым мы обращаемся постоянно, мысль и чувство не самостоятельны. Обращали ли вы когда-нибудь внимание, как именно вы мыслите?

Мысль не существует сама по себе. Чаще всего мысли это внутренний голос, произносящий какие-то осмысленные (или не очень) слова и попутно сопровождающийся картинками, возникающими в воображении. Также человек склонен наделять чувство самостоятельным существованием. Однако проследите за собой в тот момент, когда оно возникает: скорее всего, это локализованное телесное ощущение, приятное или неприятное в зависимости от окраски, которую мы даем этому чувству.

По ходу ощущения подключаются картины или даже целые фильмы, внутренний голос произносит какие-то фразы, происходит что-то еще. Но только в пределах каналов.
****
Согласно теории информации, информация не исчезает и не разрушается. В этом она подобна энергии, перетекающей из одной формы в другую. Может быть, энергия и есть информация?

Если мы игнорируем сообщение, приходящее к нам по какому-либо каналу, оно не исчезает, но через некоторое время будет воссоздано в другом канале. Это будет повторяться до тех пор, пока сообщение не будет понято и расшифровано.

Пока оно не станет частью нашей жизни, то есть не будет проинтегрировано с нашей обычной идентичностью.
****
Работая с телесными симптомами, вредными привычками, трудностями взаимоотношений либо с групповыми конфликтами, специалист по процессуальной работе не остается со своими первоначальными знаниями об этих состояниях, но пытается войти вместе с клиентом в реку переживаний и понять их изнутри. Он знает: стоит только начать распутывать процессы, как они обнаружат новые миры, истории, решения и творческие возможности, которые нельзя предсказать наперед. Он дифференцирует элементы опыта, а затем скромно отходит в сторону, позволяя процессу самому быть учителем и проводником.



Арни Минделл говорит: Я не верю в психотерапию, так как больше не знаю, что правильно для других людей. Я даю возможность процессам клиента подсказывать, что может случиться и что делать дальше.

Это единственный паттерн, которому я следую. Я не давлю на людей. Их тела и души знают больше, чем я.
****
А почему мы вообще обязаны следовать за спонтанно возникающими явлениями? Потому что опыт показывает, что в тех действиях, словах, образах, мимолетных движениях, проблемах взаимоотношений, которые мы либо не замечаем, либо отвергаем, содержатся ответы на все вопросы, волнующие наше сознание.

Хватит нескольких секунд, чтобы их обнаружить.
****
Поэтому процессуальная работа сродни алхимии. Средневековые алхимики брали сырой материал, клали его в колбу, нагревали и колдовали над ним до тех пор, пока не получится золото, философский камень. Им бы понравилась процессуально ориентированная психотерапия.

Мы берем сигналы, достигающие нас в данный момент времени в каком-либо из каналов (сырой материал), обращаем на него внимание, помещая его таким образом в колбу осознания, и начинаем усиливать (нагревать). Если это внутреннее видение, можно сделать его ярче или больше, рассмотреть в деталях.

Если голос определить место, из которого он приходит, определить, молодой или старый голос, мужской или женский (вот она, работа с субмодальностями НЛП!). Все, что надо делать это следовать за процессом и помогать ему раскрыться, потому что внутри любого процесса заключена интуитивная мудрость, его собственное разрешение.

Если не подавлять и не мешать, а также не выдвигать по поводу происходящего идей и мнений, а особенно не делить на хорошее и плохое, полезное и вредное, то через некоторое время процесс сам себя раскроет. Раскрывшись, он перейдет на другой уровень, а беспокоящая проблема исчезнет.

Если процесс выражался в телесном симптоме (то есть пытался достичь сознания через кинестетический канал), то в результате грамотно и мягко проделанной работы энергия симптома будет проинтегрирована (и в результате расширится сознание).
****
Миссия процессуального терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту обнаружить эти малозаметные сигналы, указать на их существование, а затем двигаться по волне событий вместе с клиентом, помогая ему усиливать и раскрывать спонтанно возникающее содержание. Все, в чем нуждается терапевт или клиент, уже представлено в спонтанных проявлениях природы. Остается только настроиться, взаимодействовать с природой и следовать за ней. В процессуальной психологии нет проблем и их решений, потому что это путь, ведущий от жизни, а не к ней.

Есть только процесс, который сам себя объясняет и сам себя настраивает. Человеческому сознанию отведена здесь роль наблюдателя и приемника информации, потому что психологическая работа и рост это постоянное взаимодействие между сознанием и происходящими на периферии процессами.

А конечная точка работы это способность осознавать и интегрировать информацию, поставляемую нам жизнью.
Это удивляет психологов, привыкших работать в пределах одной школы и постоянного набора методов. Непривычно видеть, как в ходе процессуальной работы могут всплыть любые методы, потому что вообще нет никакого предустановленного авторитетного требования, как следует поступать в тех или иных случаях. Можно начать с телесного симптома, который потом переключится на визуальный канал, и вот мы уже работаем с активным воображением. Или он вполне может переключиться на движение, и вот перед нами работа с танцем или телесно-ориентированная терапия.

Если это звук или разговор, или проблемы взаимоотношений, вполне может родиться гештальт. Для наблюдения за тем, в каких каналах процесс пытается себя проявить, а также для дальнейшей подстройки к процессу клиента, терапевт может использовать НЛП.

Мы часто забываем, что не методы объясняют человека, а человек создает методы, которые несут в себе только лишь вспомогательную нагрузку и никакой самостоятельной ценности, оторванной от конкретно происходящего процесса, не имеют. В этом смысле процессуальная работа очень разнообразна и чрезвычайно увлекательна. Это, в сущности, есть не терапия в ее академическом и строгом понимании скорее, непревзойденный сплав искусства, науки, шаманизма, политики и духовности.

Мы не работаем, мы живем, и нет никакой разницы между тем, как терапевт ведет себя в кабинете и за его пределами. Одной из причин быстрого перегорания психотерапевтов является постоянное использование ограниченного числа каналов, обычно двух-трех. Они просто отсекают от себя опыт, который пытается произойти в тех, отвергнутых каналах. Психоаналитики предпочитают визуальную и аудиальную модальности, но там нет места движению и телу.

Телесно-ориентированные терапевты понятно с чем работают, но там нет канала мира и взаимоотношений. И только процессуальный терапевт, как современный чернорабочий, берется за все.

Все, что клиент продуцирует спонтанно в ходе работы, и есть самая правильная интерпретация.
И это, безусловно, полезно для клиента. В ходе такой работы он учится сам обращать внимание на свои процессы, раскрывать их и интегрировать, так что получает не только решение проблем, но и инструмент для дальнейшей самостоятельной работы. Минделл не бьется за клиентов, совсем наоборот он хочет научить пользоваться инструментом как можно скорее. Ведь он не знает, что там будет дальше, он не загадывает и не диктует в директивном стиле, как следует жить.

Он уважает прежде всего саму жизнь, и пытается научить делать это и клиента. Может, терапевт с общепринятой точки зрения здесь и проигрывает, но выигрывает жизнь клиента.

Кроме того, процессуальный психотерапевт не сможет проиграть!
****
"Мы все время думаем, что мы творцы жизни. На самом деле, мы просто ее ассистенты".
****
Очень часто в ходе такого путешествия возникают трудности. Процессуальная психология умеет с ними работать. К примеру, когда клиент наталкивается на информацию, требующую осознания и интеграции, но ему трудно ее принять. Здесь, как правило, сталкиваются между собой первичный и вторичный процессы.

Первичный процесс поведение и мысли, с которыми мы привыкли себя идентифицировать. Это общая, привычная идентичность.

Набор качеств, который мы себе приписываем. Вторичный процесс переживания, которые мы не хотим воспринимать как принадлежащие нашей собственной идентичности. Хотя, тем не менее, это забытая часть нас самих. Мы воспринимаем эти переживания как происходящее, случающееся с нами без нашего ведома, или как эмоции и переживания, с которыми мы не хотим идентифицироваться: раздражение, страх, беспокоящие телесные симптомы.

Боязнь войти внутрь таких переживаний называется краем, на пороге которого мы по привычке останавливаемся. Самый классный метод, который позволяет нам заглянуть за край так называемое переключение каналов. Замечали ли вы, что, сидя в кресле стоматолога, мы блокируем переживание боли, разглядывая точку на потолке? Или, когда одолевает плохое настроение, идем бесцельно гулять по улице?

В эти моменты мы непроизвольно переключаем каналы.
Большую часть времени мы находимся в нескольких привычных каналах. Информация, приходящая по ним это наше родное и привычное.

Все, что мы упускаем из виду, всегда стремится придти по незанятым каналам, и эту информацию мы не можем интерпретировать, потому что незнакомы с языком этого канала. Легко осознать, что значит картина в нашем воображении или что говорит внутренний голос, но что пытается донести головная боль это уже проблема. Нам это непонятно.

Тем не менее, работу всегда следует начинать с незанятых каналов, потому что вторичный процесс живет именно там. Усиливая процесс, мы даем ему развернуться, а затем переключаем каналы, то есть переводим сообщение из незанятого канала в занятый. И тогда нам уже легче понять, что же нам, собственно, хотят сообщить.

Почему такое возможно? Согласно принципам процессуальной психологии, сообщение одно и то же в разных каналах, только выражено оно по-разному.

Пытаясь создать визуальный образ головной боли или совершить адекватное этому телесному чувству движение, мы сохраняем сообщение, переводя процесс с одного языка на другой, и можем дальше с этим материалом работать. Опыт показывает также, что как только процесс подводит нас к краю, он автоматически переключает каналы, чтобы мы и дальше продолжали осознавать, что происходит.
****
И пациенты, и терапевты всегда и везде стремятся что-то делать, не доверяя тому, что все прояснится само собой, стоит только дать происходящему свободу. Действие и изменение полезно только в определенные моменты времени, когда мы выступаем, словно охотник, дождавшийся своего часа.

Бывают моменты, когда надо действовать быстро. Но если действовать быстро необходимо всегда что-то в этой жизни упущено.

Ведь иногда мудрость заключается в том, чтобы сидеть и воспринимать окружающий мир с пустой головой, ожидая, пока клюнет рыба. Не вмешиваясь, не диктуя, мы даем процессу проявиться по его собственным законам, но, как только он дал нам знак, тут уже медлить нельзя необходимо неотступно следовать за течением, чтобы дойти до финала и прояснить, наконец, что же такое сама жизнь пытается нам сообщить, чему она хочет нас научить. Мы же все время уверены, что лучше знаем, что для нас полезно, а что вредно, какими нам надо быть, а какими не надо ни при каких обстоятельствах.

Мы все логически можем доказать. И даже когда мы уже не совсем уверены в правильности наших взглядов, остается желание непременно с собой что-то сделать: дескать, если ничего не делать, ничего и не изменится.

Этим грешат и терапевты, будь они хоть директивные, хоть консультативные. Как только у человека появляется нежелательный для него симптом, он сразу же либо пытается его подавить, либо что-то с ним сделать, в том числе и с помощью психотерапевта.

Ирония же в том, что в этом симптоме и заключены ресурсы, которые нам требуются! Может быть, альтернатива состоит в том, чтобы изо всех сил не принимать себя, отодвигать на задний план свои чувства и отношения, игнорировать импульсы, критиковать себя и пытаться действовать подобно компьютерной программе. Когда эти попытки вконец нас измотают, мы обратим внимание, что сочувственное отношение к себе появилось спонтанно. Пусть процесс подсказывает нам, что делать, когда мы сами уже не в состоянии следовать течению собственной жизни.

Но для этого надо пытаться идти против течения. Мы будем пихать и толкать себя, пытаясь либо измениться сами, либо (если речь идет о терапевте) изменить клиента.

И только полностью исчерпав эти безнадежные попытки, человек откажется от этого и начнет плыть по течению. Терапевт может только поддерживать клиента в его путешествии в эти незнакомые области, но не более того!
****
Многие люди мечтают о потерянном детстве, когда все было просто и не было никакого разделения мы были такими, какими мы были. Взрослым часто кажется, что они уже никогда не вернутся в эту страну чудес, что она безвозвратно утеряна, что мы сами себя потеряли окончательно и уже не знаем, где в нашей жизни правда, а где ложь.

Людям кажется, что они обросли со всех сторон таким количеством ненужного и не своего, что найти дорогу назад чрезвычайно сложно, и детство никогда не вернется. С точки зрения процессуальной психологии все не так плохо.

Этот потерянный рай всегда рядом, и мы всю жизнь пребываем в поиске того, чего никогда не теряли. Мы хотим найти себя, но наши мысли, чувства, все, что к нам приходит, наши телесные симптомы и наши взаимоотношения это все и есть мы настоящие. Мы никуда от себя не уходили и никогда себя не теряли. Просто в один прекрасный день мы решили, что хотим быть такими, а вот такими быть не хотим и это был первый шаг к потере.

И нужна определенная степень мужества, чтобы признать, что это не работает и начать, наконец, обращать внимание на то, что мы до сих пор считали плохим и ненужным.
****
"Один из центральных принципов процессуальной работы заключается в том, что вы не сможете ею заниматься в качестве терапевта, пока не станете самими собой. Обучающиеся процессуальной работе могут или должны прочитать о мистических школах древности и наших дней, изучать буддизм, шаманизм, дзен, современные методы терапии.

Но, честно говоря, мы считаем, что самые невероятные задачи, которые ставит перед нами жизнь, - это и есть самые лучшие наши учителя".



Содержание раздела