d9e5a92d

Основные компоненты культуры и ее влияние на экономическое поведение

1) освоение экономических ролей, успешность в хозяйственной деятельности (экономическое поведение);
2) уровень отражения экономических отношений, определяющих экономическое поведение (экономическое сознание);
3) адаптация к условиям экономической жизнедеятельности в социуме (экономико-психологическая адаптация);
4) проявление экономического самосознания личности (экономическая идентичность);
5) психологическая готовность к экономической деятельности (экономическая направленность). На протяжении последнего десятилетия в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров. В обществе наблюдаются противоречивые процессы, свидетельствующие об общем кризисе социальной идентичности у большинства групп населения. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе.

С другой - в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих, прежде всего политической, идеологической, экономической, в рамках формирования сменяющихся политических и экономических элит.
Экономическая идентичность, рассматриваемая как системообразующая часть экономического Я личности, представляет собой психологическую категорию, которая отражает результат определения человеком своего положения в системе отношений собственности. Ведущим механизмом формирования экономической идентичности личности является социальная категоризация в биполярной системе ее представлений о богатстве - бедности.

Наряду с экономической категоризацией психологическими механизмами становления экономической идентичности личности выступают процессы социально-экономической адаптации и экономической социализации.
Необходимо различать понятия экономической идентичности и экономического статуса личности как экономической категории, относящейся, прежде всего, к характеристике материального положения человека, определяемого по ряду объективных признаков, например, уровень дохода и потребления, материального, имущественного благосостояния, владения объектами собственности и т.п. Экономическая идентичность чаще всего не совпадает с реальным экономическим статусом индивида.
Экономическая идентичность предполагает осознание (оценивание, переживание и отношение) своей тождественности с конкретной социально-экономической группой собственников, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека и степени их дифференцированности. Экономическая идентичность - это не только осознание своей тождественности с группой, но и ее оценка, значимость членства в ней, предполагающая наличие определенных чувств: позитивных - гордость, самоуважение, или противоположных - обида, страх, униженность, ущемленность.

Особенностью экономической идентичности является опережающая реальную картину экономического благосостояния личности ее экономическая направленность, т.е. ориентированность на перспективу. Это связано с экономическими ожиданиями и притязаниями личности.

Известно, что по мере роста личных накоплений или суммы материальных ценностей, которыми обладает субъект собственности, меняются и представления об их субъективной значимости. Это ведет не только к переоценке своего имущественного статуса, но и изменениям в социальных стандартах поведения. 1

ПРАКТИКУМ

Упражнение 1
А вы можете себя так упаковать?
Потребитель сделает выбор в вашу пользу, если его привлечет упаковка. А ваша упаковка - это ваше резюме.
Джеффри Дж. Фокс.
Представьте, что вы - упаковка. Вы стараетесь конкурировать со всеми аналогичными продуктами за внимание потребителя.

Наряду с аналогичным продуктом стремитесь не остаться на полке, а попасть в руки покупателя.
Прием человека на работу - то же самое, что покупка любого товара, способного повысить эффективность работы фирмы.
Томас Гэд и Анетт Розенкрейц считают, что здесь-то и возникает опасность потерять свою подлинную сущность, раствориться во множестве придуманных для разных аудиторий ролей: одно я для работы, другое для семьи; одно для праздников, другое для будней. Человек, никогда не снимающий маски, постепенно забывает очертания собственного лица.

Как же не потерять за маской самого себя, а, наоборот, полнее раскрыть свое подлинное я для других людей, да и для себя самого?


Тест Марка Люшера, цветопсихология, легко и доступно позволяет студентам ответить на вопросы: Какой ты? Чего ты хочешь?

Что ты любишь?
Наиболее предпочитаемыми цветами при выборе упаковки являются: желто-золотистые тона, синий и зеленый. Студенты, выбирающие упаковку желто-золотистых оттенков, очень энергичны, активны и инициативны.

Умеют организовать коллектив, увлечь идеей, повести за собой.
Это личности, стимулирующие других. У них избыток энергии, полны жизненных сил, заражают своим оптимизмом окружающих.

Любые трудности им по плечу, они смелы и решительны, стойко переносят неудачи. Лидеры.
Упаковка синих тонов - для уравновешенных, себялюбивых, слишком претенциозных, им трудно угодить. Они очень трудолюбивы и добиваются больших успехов в экономике, в финансовой деятельности, в политике. Легко делают карьеру.

Не принимают необдуманных решений, им несвойственна импульсивность в экстремальных ситуациях.
Те, кто выбирает упаковку зеленых тонов, очень осторожны, с трудом доверяются другим, даже очень близким людям. Они доброжелательны и не хотят видеть в ком-то врага или соперника, всем желают только хорошего, независтливы.
Несколько нетрадиционных советов, как упаковать себя, чтобы дороже продать:
1. Вспомните технологии, которые вы эффективно усвоили при прохождении разных курсов, (начиная с первого) и сделайте калькуляцию, какие издержки вы минимизируете или какую пользу вы принесете, нанимающей вас компании.
2. Вы должны в количественном выражении показать будущему работодателю, какую экономическую стоимость вы потенциально способны для нее создать.
3. Вы - товар, а ваше резюме - это способствующая его сбыту рекламная литература.

Примеры студенческих работ

Марина.

Личные качества: креативность, непосредственность, умение сочетать опыт с нововведениями, коммуникабельность, инициативность, быстрая обучаемость, доброжелательность и ответственность, аналитическое мышление.
Хобби и увлечения: пение, игра на скрипке, чтение специальной литературы.
Я - не просто желтая коробка...
Данная коробочка полностью отражает мое восприятие себя в социуме. Для данного ассоциативного анализа следует обратить внимание абсолютно на все декоративные элементы, ведь ничего в украшении нет лишнего - все, так или иначе, говорит обо мне, о моей натуре.
Первое, что бросается в глаза, это сама форма упаковки - квадратная коробка. Квадрат как геометрическая фигура в психологии характеризует мыслительный анализ, аналитический склад ума, что присуще мне.

К тому же коробка объемна (имеет три параметра измерения) - это говорит о том, что все мыслительные процессы, осуществляемые мной, проводятся в трехмерном пространстве, т.е. в реальной жизни - это говорит о моей некоторой прагматичности.
Основной фон упаковки (коробки) я выбрала тоже неспроста. В природе желтый цвет очень распространен.

Желтого цвета солнце, лимоны, кукуруза, шафран, огонь, спелая пшеница, натуральное кленовая древесина, сливочное масло и жирные сливки. Я натуральна и непосредственна в общении.

Я воспринимаю желтый цвет (а значит себя) как цвет гостеприимства, комфорта и уюта. Считается, что, надевая желтый цвет, человек подсознательно стремится к самосовершенствованию и раскрытию себя.
Я часто ассоциируюсь у друзей с весельем, радостью и праздниками. Но мое поведение может быть совершенно безжалостным и быстро утомлять, если встречается в избытке. То же самое происходит и с желтым цветом.

Поэтому большой коричнево-золотистый бант на верху коробки (в голове) полностью компенсирует мою навязчивость, даже настойчивость зрелостью, имеющимся опытом (и не только своим), жизнеспособностью. На крышке коробки как бы рассыпаны бусины разных размеров. Это мои цели и задачи - какие-то крупные, какие-то мелкие, а некоторые находятся в стадии продумывания (неровные бусины).

Но все бусины четко насквозь проколоты, что говорит о том, что я вижу насквозь как достичь этих целей.
На желтом фоне плавают корабли с острой кормой, что говорит о том, что я иду к намеченным целям, добиваюсь их. Достижение целей дается мне путем заимствования опыта других людей и новшеств.

Корабль -символ мобильности и интеграции противоположного. Рядом с кораблями изображены компасы. Некий символ интуиции для меня, т.к. всегда чувствуешь правильной ли дорогой ты идешь или нет. До сих пор все делаю правильно (так ощущаю).

И, наконец, самый необычный элемент моей упаковки - это красивые морские раковины. Разве это не говорит о неординарности мышления, креативности?

К тому же порой очень полезно вернуться в свою раковину, провести рефлексию и открыть в себе что-то новое, но это можно сделать лишь наедине с самим собой, в своей голове, в своей раковине.

Мария.

Личные качества: коммуникабельность, работоспособность, обязательность, целеустремленность.
Хобби и увлечения: восточные танцы, катание на коньках.
Жизнь - это движение.
Если бы я представила себя неким товаром, то упаковала бы себя в золотистую, переливающуюся на солнце бумагу, а затем украсила бантом со стразами и перьями. На мой взгляд, именно желтый цвет - цвет солнца может наиболее точно передать мою неиссякаемую энергию и жизнерадостность.

Жизнь - это движение, а движение - это стремление к новым вершинам. Желтый (золотой) - цвет первенства и тех побед, к которым я стремлюсь и которые завоевываю.
Золотистый цвет на свету плавно перетекает в красный, а красный в синий. Один яркий цвет сменяет другой, и вы наблюдаете всю роскошную палитру цветов, всю многогранность моего внутреннего мира.

Упаковочная бумага - то, что есть во мне на данном этапе моего развития. Что же касается банта - это те цели, которые я ставлю перед собой.

Это уже не просто набор хороших задатков (плоская бумага) - это объемный бант, распустившийся цветок, состоявшаяся личность - человек, который обрел себя в своей профессиональной карьере, и занимает достойное положение в современном обществе.

Янис.

Личные качества: ответственный, коммуникабельный, решительный.
Хобби и увлечения: чтение, игры (спортивные, компьютерные), плаванье, коньки, игра на гитаре.
Джинн в бутылке.
Ты идёшь по песчаному побережью, слева от тебя море, справа -рассвет. Ты идёшь и слушаешь крики чаек, и вдруг замечаешь что-то блестящее под ногами.
Ты наклоняешься, поднимаешь этот предмет и понимаешь - блестело горлышко от бутылки. Когда ты отряхиваешь эту бутылку от песка, то сразу становится понятно - она намного старше тебя. Стекло непроглядно мутное, вес практически не ощущается.

Непреодолимое желание открыть бутылку заставляет тебя вытащить пробку. Странное шипение, облако дыма.

Когда ветер развеял дым, ты сразу всё понял - перед тобой стоит джинн...
Джинн. Он внезапно появляется, выполняет три любых желания и так же внезапно исчезает.

Именно так я представляю себе работу менеджера: прийти в компанию, помочь ей в трудной ситуации и уйти дальше, делать добро другим. Именно поэтому моя упаковка - бутылка.
Она стеклянная, зеленоватого оттенка. Зелёный цвет неоднозначен. Для нас это символ жизни, юности, природы.

В одних культурах он являлся символом бессмертия, а в Древнем Египте он был атрибутом Осириса, покровителя мёртвых. Если сейчас на зелёный свет светофора все едут, ему рады, то раньше зелёный флаг в море означал кораблекрушение.

Да и на дорогах до 1893 года он служил для предостережения, а двигаться позволял белый цвет. Параллель со мной заключается в том, что я тоже неоднозначен.
Иногда я делаю так, а в другой раз - делаю наоборот. Попробуй, угадай мои действия.
Горлышко примерно в три раза короче основной широкой части. То есть хранилище большое, а выход маленький. Так же и у меня - внутри себя я много чувствую, переживаю, осмысливаю, а вот рассказываю я далеко не всё и не всем.

Этикеток никаких нет. Я хочу, чтобы люди видели меня таким, какой я есть, а не мою этикетку или маску. То же касается и пробки - на ней нет ни одного узора.

Внешняя красота - это слова, а содержание - дело. Мой девиз по жизни - меньше слов, больше дела.
1. Используя различный упаковочный материал и цветовой тест М. Люшера, постарайтесь найти связь между внешней упаковкой и вашими качествами и компетенциями.
2. Составьте резюме по следующей форме:
¦ номер контактного телефона, факс, электронная почта;
¦ цель работы;
¦ имя, отчество, фамилия;
¦ число, месяц, год рождения;
¦ образование;
¦ профессиональные достижения и награды (участие в конкурсах, олимпиадах, сертификаты...);
¦ квалификация (перечислите навыки, технологии, полученные в процессе обучения);
¦ последнее место работы, (а затем в хронологическом порядке с начала трудовой деятельности);
¦ личные навыки и компетенции;
¦ хобби и увлечения;
¦ наличие водительского удостоверения;
¦ рекомендации (по требованию).
Уместить всю информацию на одной стороне листа (А- 4).

Упражнение 2

Игра Бюджет семьи.
(Модификация игры Социально зрелая семья)
Цель игры. Ознакомить участников со структурой рационального потребительского поведения, закрепить навыки распределения доходов и расходов, сформировать умение обсуждать экономическую информацию, ознакомить со статьями семейных расходов, выявить практическое различие понятий - семейный бюджет, свободные деньги, карманные деньги.
Прядок проведения игры. За две недели до занятия участники объединяются в семьи (группы по 5-9 человек), желательно, чтобы во всех группах были представители обоих полов.
Домашнее задание.
1. Распределить игровые роли: муж, жена, сын, дочь, теща и т.д. и т.п. Составить легенду (характеристику) семьи: возраст членов семьи, где семья проживает, чем владеет, каковы интересы членов семьи (работа, хобби, учеба), семейные традиции.
2. Ознакомиться с расценками на рынке труда. Составить доходную часть бюджета семьи на месяц, включая заработную плату, пособия, пенсии, льготы, социальные выплаты на каждого члена семьи.

Необходимо учесть возможные дополнительные источники доходов семьи.
3. Ознакомиться со стоимостью товаров и услуг. Составить расходную часть семейного бюджета (по статьям расхода) на месяц.
Важно: право голоса имеют все члены группы, даже дети!
На занятии каждый студент в рабочей тетради заполняет таблицу Расходная часть рационального потребительского бюджета.
Надо заполнить графу сумма расходов по игровой ситуации (руб.). Затем заполнить графу % доля в семейном бюджете (по игровой ситуации).

Графа % доля в общей сумме расходов заполняется последней. Сравнить статистический процент и процент в семейном бюджете по игровой ситуации (табл.

7).

Таблица 7

п/п
Статья расходов % (идеальный) доля в общей сумме расходов Сумма расходов по игровой ситуации (руб.) % доля в семейном бюджете (по игровой ситуации)
1 Питание 48-50%
хлеб, крупы 7%
мясо, рыба 15%
овощи 6%
фрукты 5%
сахар, сладости 7%
молочные продукты 7%
напитки 3%
2 Одежда 18-20%
верхняя одежда 8%
белье 5%
обувь; чулки, носки 7%
3 Мебель и предметы домашнего обихода 6%

Продолжение табл. 7

п/п
Статья расходов % (идеальный) доля в общей сумме расходов Сумма расходов по игровой ситуации (руб.) % доля в семейном бюджете (по игровой ситуации)
4 Культурно-бытовые нужды, отдых, спорт 5%
5 Алкоголь, табак 4%
6 Коммунальные платежи 6%
7 Платежи, сборы, налоги 5 %
8 Медицинские услуги, лекарства 2%
9 Накопления сбережения 4%
10 Содержание домашних животных 1%
11 Транспорт 1%
Итого: 100%
Вопросы для обсуждения.
1. Каков баланс семьи - положительный или отрицательный?
2. Какая средняя зарплата, пенсия на данный момент в нашем городе? Какие статьи расходов отсутствуют?
3. Насколько хорошо участники знают реальные цены на товары?
4. Представляют ли они себе, какие суммы в среднем расходует семья на оплату квартиры, бытовые нужды?
5. Опирались ли участники на опыт своих реальных семей? Кто воспользовался услугами банка для накопления капитала?
6. Кто отложил на черный день? На черный день деньги откладывать нельзя! Пример тому старшее поколение. Сколько черных дней настигло их? Откладывать деньги нужно на определенные цели, например на обучение.
7. Что такое бюджетные деньги? Свободные деньги? Карманные деньги?
8. Различаются ли (в процентном отношении) структуры расходов в семьях с низким доходом на одного члена семьи и в семьях с большим доходом.
Примечания. Бюджетные деньги - определенные статьи расходов, целевые деньги. Деньги не запланировано появившиеся (подарок, отказ от завтрака в школе, выигрыш) - свободные. Карманные деньги даются на личные расходы (желания), а не на обеды на работе и проезд! Карманные деньги должны иметь все члены семьи. Дети с помощью карманных денег становятся самостоятельными (возможность выбора покупки или накопления). От чего должен зависеть размер карманных денег детей? От дохода родителей он зависеть не должен!!! Размер карманных денег детей должен соответствовать возрасту и потребностям ребенка. К чему приводит наличие больших карманных денег? Нужно ли брать деньги на семейный бюджет у подрабатывающего или работающего ребенка? Нужно! Тем самым мы уравновешиваем ребенка в его социальных правах и прививаем ответственность.
Подведение итогов. Семья, допустившая наименьшее число ошибок, является победителем.

Пример студенческой работы

Легенда семьи Ивановых (рис. 6).
Бабушка (Лера, 74 года): пенсионерка, любит вышивать и нянчиться с семнадцатилетним внуком.
Дедушка (Саша, 78 лет): пенсионер, получает пособие по инвалидности, т.к. является глухонемым. Любит смотреть немое кино. В молодости работал в Главном разведывательном управлении (ГРУ).

Остальная информация засекречена.
Мать (Лина, 45 лет): домохозяйка, до того как в третий раз стала беременной, выступала в дельфинарии с программой Ах, эти умные дельфины! Увлечения: горнолыжный спорт (в периодах между беременностями) и доминиканская кухня.
Отец (Дима, 54 года): владелец сети элитных ресторанов Режь и ешь. Также увлекается горнолыжным спортом, дегустацией различных дорогих вин и состоит в читательском кружке.

Сирота, вырос в детском доме города Усть-Кут.
Не родившийся сын Лины (Вадик, 0 лет): еще не родился, данных нет. Хобби: пинается и вызывает токсикоз.
Сын (Коля, 17 лет): студен первокурсник ФИНЭКа, увлекается хоккеем и автомобильным спортом. Не работает, не состоит в движении Наши.
Дочь (Карина, 25 лет): вдова, муж в наследство оставил мусороперерабатывающий завод. Увлекается восточными танцами и восточными единоборствами.
Сын Карины (Антон, 5 лет): умеет ходить и разговаривать, сейчас учится читать. Увлекается детскими игрушками и мультфильмами, учится играть на гитаре.
Собака (Миша, 2 года): йоркширский пудель, породистый, выступает на выставках. Увлекается хозяйской обувью и мясом.



Рис. 6. Дерево семьи Ивановых

Семья проживает в таунхаусе с гаражом. Дом и участок (3 сотки) -их собственность. Участок находится в Кировском районе (Мурманское шоссе, 1 км до г. Шлиссельбург), расстояние до КАД - 15 км.

Дом оборудован локальной канализацией, имеется водопровод, газ, электричество. По периметру участок огорожен забором, имеется наружное освещение Обслуживанием дома (и коттеджного поселка) занимается управляющая компания.

Осуществляется круглосуточная охрана. На территории коттеджного поселка имеется: продуктовый и промтоварный магазины, парикмахерская, отделение банка, почтовое отделение, детский сад.

Предполагается строительство спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, тренажерным залом, крытыми теннисными кортами, открытой баскетбольной площадкой (зимой - хоккейной коробкой).
Семья пользуется 3 автомобилями (марки указать), 6 мобильными телефонами.
Доходная часть бюджета (на каждого члена семьи): ....
(Пример: Миша (собака) - занимает призовые места на выставках = ... руб.)
Общий доход семьи: .
Расходы индивидуальные: ...
(Пример: Миша (собака) - корм, посещение салонов, игрушки, одежда, гребешки, порча мебели, косметика, ветеринар = . руб.)
Расходы на семью (по статьям расхода подробно): ...
(Пример: статья расхода квартирная плата (или коммунальные услуги) (в месяц).
жилищная услуга: ... руб. х 164 кв. м = ...
отопление: ... руб. х 164 кв. м = ...
горячее водоснабжение: по счетчику холодное водоснабжение: по счетчику канализация по счетчику
газоснабжение по счетчику
сан. очистка (для домов без мусоропроводов): ... руб. х 7 чел. = ... средства связи (телефон, Интернет): ... охрана: .
электроэнергия: по счетчику
Общий расход семьи: ...

Глава 3. Основные компоненты культуры и ее влияние на экономическое поведение

Экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на иные формы экономической активности. Авторы этого определения, Т.И.

Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социальноэкономических отношений.
Экономическая культура - это такое интегративное образование, которое включает в себя направленность энергии и характер развития способностей индивидов и их общностей. Она проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры.

Экономическая культура включает в себя такие составные части как: знания (когнитивный компонент), умения (содержательно-операционный), самооценку (оценочно-рефлексивный), общение (коммуникации).
Уровень экономической культуры определяется, с одной стороны, состоянием экономической науки, с другой - уровнем экономического образования, которое относится к числу важных общечеловеческих ценностей.
Г. Хофстед полагает, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ (он запрограммирован на их реализацию). Под ментальными программами Г. Хофстед понимает образцы размышлений, чувств и действий.

Он выделяет три уровня таких программ: массовая экономическая культура, экономическая культура лиц, принимающих решения на уровне организаций, теоретическая экономическая культура.
Первый (нижний) этаж пирамиды - массовая экономическая культура. Это - ценности, знания, навыки и представления потребителей, наемных работников, принимающих решение только за себя и за свою семью.

На этом уровне явные знания как элемент культуры практически не оказывают влияния на экономическое поведение, которое обусловлено, в первую очередь, ценностями и навыками.



Содержание раздела